Оглавление:
На какой код вида расхода и статью КОСГУ следует отнести расходы бюджетного учреждения по проведению судебной экспертизы на основании определения суда?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы бюджетного учреждения на проведение судебной экспертизы по определению суда отражаются по коду видов расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» с применением статьи 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. В свою очередь, к судебным издержкам относятся расходы на выплаты экспертам за проведение экспертизы (ст. 106 АПК РФ). Экспертиза по делам, рассматриваемым арбитражными судами, назначается соответствующим судом (ч. 1 ст. 82 АПК РФ). При этом условия экспертизы и размер оплаты услуг эксперта устанавливаются определением суда о назначении экспертизы (ч. 4 ст. 82, ч. 2 ст. 107 АПК РФ). Денежные суммы, подлежащие выплате экспертным учреждениям и экспертам, вносятся стороной, по ходатайству которой назначена экспертиза, на специальный счет суда (ч. 1 ст. 108 АПК РФ).
При отнесении расходов на тот или иной код бюджетной классификации учреждениям государственного сектора следует руководствоваться Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н). Перечень и правила применения единых групп, подгрупп и элементов видов расходов, действующие в настоящее время, приведены в п. 5.1.2 раздела III «Классификация расходов бюджетов» Указаний N 65н.
Так, расходы на исполнение судебных актов РФ, в том числе внесение на депозитный счет арбитражного суда денежных сумм, необходимых для оплаты судебных издержек, осуществляемые на основании соответствующего судебного решения, отражаются по элементу видов расходов 831.
Указаниями N 65н предусмотрена увязка кодов КОСГУ и кодов видов расходов классификации расходов бюджетов в соответствии с требованиями Таблицы соответствия (Приложение 5 к Указаниям N 65н).
Для кода вида расходов 831 данным приложением предусмотрена увязка с кодами КОСГУ:
— 262 «Пособия по социальной помощи населению»;
Причем подстатья 262 КОСГУ применяется только в части выплаты пособия обвиняемому, временно отстраненному от должности.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации расходы на проведение судебной экспертизы по определению суда следует отражать по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Порядок применения кодов видов расходов;
— Энциклопедия решений. Применение КБК при исполнении судебных актов.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
www.garant.ru
Какие расходы относятся на подстатью 226 “прочие работы, услуги” КОСГУ
Расходы, которые относятся на подстатью 226 КОСГУ, определены:
1) в п. п. 2, 3 разд. V Указаний N 65н (открытый перечень) >>>
2) письмах Минфина России >>>
Отдельные расходы, отнесенные на подстатью 226 КОСГУ, приведены в консультациях экспертов >>>
При отнесении расходов на подстатью 226 КОСГУ важно установить, не связаны ли они с расходами, которые отражаются по подстатьям 221 – 225 КОСГУ >>>
style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>
Перечень расходов в Указаниях N 65н
Оплата научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических и геолого-разведочных работ, услуг по типовому проектированию, проектных и изыскательских работ
— оплата проведения архитектурно-археологических обмеров;
– расходы на разработку генеральных планов, совмещенных с проектом планировки территории;
– плата за межевание границ земельных участков;
– оплата работ по типовому проектированию;
– оплата разработки проектной и сметной документации для строительства, реконструкции и ремонта объектов нефинансовых активов;
– расходы на разработку технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, увеличения потребляемой мощности
Оплата монтажных работ
— оплата установки (расширения) единых функционирующих систем: охранной, пожарной сигнализации, ЛВС, видеонаблюдения, контроля доступа (в том числе обустройства «тревожной кнопки»), за исключением стоимости основных средств, необходимых для модернизации систем;
– оплата пусконаладочных работ «вхолостую» (в рамках бюджетных инвестиций);
– расходы на установку оборудования, требующего монтажа, если эти работы не предусмотрены договором на поставку или строительство (реконструкцию, перевооружение, дооборудование)
Оплата услуг по страхованию
— оплата услуг по страхованию имущества, ОСАГО;
– оплата услуг по страхованию здоровья
Оплата услуг в области информационных технологий
— расходы на приобретение неисключительного права использования программного обеспечения на основании лицензионного договора;
– плата за приобретение и обновление справочно-информационных баз данных;
– оплата услуг по защите электронного документооборота (поддержке программного продукта) с использованием сертификационных средств криптографической защиты информации;
– расходы на периодическую проверку (в том числе аттестацию) объекта информатизации (АРМ) на ПЭВМ на соответствие специальным требованиям и рекомендациям, касающимся защиты составляющей гостайну информации от утечки по техническим каналам
Оплата типографских работ и услуг
— оплата переплетных работ;
– оплата ксерокопирования
Оплата медицинских услуг
— расходы на диспансеризацию, медицинский осмотр и освидетельствование штатных работников (включая предрейсовые осмотры водителей);
– плата за проведение медицинских анализов
Оплата иных работ и услуг
— расходы на приобретение (изготовление) бланков строгой отчетности;
– расходы на госэкспертизу проектной документации, строительный контроль (авторский надзор за строительством), демонтажные работы;
– оплата услуг в сфере охраны (например, ведомственной, вневедомственной, пожарной) по договорам ГПХ;
– оплата инкассаторских услуг;
– оплата подписки на периодические и справочные издания с учетом стоимости доставки, если она предусмотрена в договоре подписки;
– оплата договоров ГПХ на оказание услуг по руководству практикой студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования;
– расходы на услуги по организации питания;
– оплата договоров ГПХ на оказание услуг по проживанию (найму) на период соревнований, учебной практики, направления работников в командировки;
– расходы на проведение инвентаризации и паспортизации имущества;
– оплата услуг по организации торгов;
– оплата нотариальных услуг (в том числе взимание нотариального тарифа), кроме случаев, когда предусмотрено взимание госпошлины;
– оплата услуг по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов;
– оплата услуг и работ по организации и проведению мероприятий и (или) организации участия в них;
– оплата услуг и работ по организации мероприятия, по которому исполнитель осуществляет все расходы, связанные с его реализацией (аренда помещений, транспортные, иные расходы);
– оплата юридических и адвокатских услуг;
– расходы на пользование понтонной переправой, платной автомобильной дорогой;
– оплата услуг по изготовлению объектов нефинансовых активов из материалов заказчика;
– плата за использование радиочастотного спектра
Уплата страховых взносов на выплаты по отражаемым по подстатье 226 КОСГУ договорам ГПХ с физлицами на оказание услуг (выполнение работ)
— взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР;
– взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС;
– уплата взносов на страхование от несчастных случаев на производстве в ФСС РФ, если в договоре ГПХ указано, что учреждение обязано уплачивать эти взносы (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ)
Особенности применения КОСГУ
Расходы на модернизацию единой функционирующей системы, не являющейся инвентарным объектом, с учетом стоимости закупленных исполнителем для ее модернизации оборудования и расходных материалов
Расходы, определенные в письмах Минфина России
Хотя приведенные разъяснения основаны на прежней редакции Указаний N 65н, они применимы и сейчас.
Выплаты адвокатам, назначаемым в порядке, который определен в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2012 N 1240
Письмо Минфина России от 29.04.2016 N 02-05-10/25425
Оплата хранения имущества в рамках исполнения решения суда (исполнительного листа)
Письмо Минфина России от 22.04.2016 N 02-06-10/23392
Оплата предусмотренного договором различного по экономическому содержанию комплекса услуг (работ) по содержанию арендованного помещения
Письмо Минфина России от 17.03.2016 N 02-05-10/14786
Оплата комплексной услуги по изготовлению и распространению печатной продукции
Письмо Минфина России от 23.11.2015 N 02-05-11/67967
Расходы на проведение публичного технологического и ценового аудита и осуществление банковского сопровождения контракта с оказанием банком агентских услуг по строительному контролю
Письмо Минфина России от 21.07.2015 N 02-04-08/41858
Оплата проектно-изыскательских работ для строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства (реконструкции, технического перевооружения)
Письмо Минфина России от 18.06.2015 N 02-05-11/35429
Оплата авторского и строительного надзора за объектами капитального строительства, включенными в сводный сметный расчет стоимости строительства (реконструкции, технического перевооружения)
Письмо Минфина России от 30.12.2014 N 02-05-11/68992
Оплата билетов в театры, музеи, на выставки для студентов в рамках культурно-массовой работы в вузе
Письмо Минфина России от 11.07.2014 N 02-05-10/34079
Оплата услуг по экспертизе на основании ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия его условиям
Письма Минфина России
Оплата исследовательских работ и услуг, не связанных с содержанием объектов нефинансовых активов
Письмо Минфина России от 18.04.2014 N 02-05-10/18160
Оплата услуги по предоставлению расширенной гарантии на поставляемое для модернизации оборудование, стоимость которой выделена в спецификации отдельной суммой
Письмо Минфина России от 11.04.2014 N 02-05-10/16631
Оплата услуг по банковскому сопровождению контрактов
Письмо Минфина России от 09.04.2014 N 02-05-10/16184
Расходы по подстатье 226 КОСГУ, приведенные в консультациях экспертов
Хотя консультации основаны на прежней редакции Указаний N 65н, они применимы и сейчас.
Расходы на межевание границ земельного участка с последующим оформлением кадастрового паспорта
Консультация эксперта, 2016
Оплата услуг спецорганизации в рамках отдельного договора (контракта) на инструктаж персонала, ответственного за эксплуатацию газоиспользующего оборудования
Консультация эксперта, Росфиннадзор, 2015
Расходы на ежемесячное сопровождение сублицензионного договора о предоставлении права использования товарного знака
Оплата услуг по восстановлению информации с жесткого диска компьютера
Оплата подрядных работ по проводке дополнительного электропитания от электрощитовой до кабинетов учреждения
Оплата утилизации основных средств, в том числе не подлежащей ремонту оргтехники, энергосберегающих ламп (если заключен договор только на услуги и работы по утилизации, захоронению отходов)
Оплата утилизации медицинских отходов (анатомических, патолого-анатомических, биохимических, микробиологических и физиологических), образующихся в медицинской и фармацевтической деятельности
Расходы на изготовление служебных удостоверений для государственных (муниципальных) служащих
Расходы на изготовление информационного стенда для участия в выставке, если заключен договор (контракт):
– на изготовление информационного стенда для участия в выставке по эскизу (проекту) заказчика из его материалов;
– оказание услуг (выполнение работ) по организации участия учреждения в мероприятии (выставке), когда стоимость изготовления информационного стенда включена в общую стоимость услуг
Расходы на изготовление и монтаж (демонтаж) баннера, в том числе из материалов заказчика, если:
– заключен отдельный договор на эти работы;
– стоимость указанных работ включена в общую цену услуг (работ) по договору об организации мероприятия
Оплата изготовления табличек с Ф.И.О. и должностью работника, если заключен договор на оказание услуг:
– на изготовление табличек по эскизу заказчика из его материалов;
– организации мероприятия, когда стоимость изготовления табличек включена в общую стоимость услуг
Консультация эксперта, Департамент финансов Ярославской обл., 2015
Оплата работ (услуг), связанных:
– с установкой световых оповещателей о пожаре по договору, не включающему их стоимость;
– изготовлением из материалов заказчика плана эвакуации при пожаре в рамках договора об оказании услуг;
– обучением персонала учреждения по программе пожарно-технического минимума
Консультации экспертов, УФК по Калужской обл., 2015
Оплата услуг по установке пожарного шкафа согласно отдельному договору
Консультация эксперта, 2015
Оплата по договору ГПХ работ, выполненных оператором ввода информации при кодировке анкет для опроса населения о проблемах занятости
Консультация эксперта, УФК по Калужской обл., 2015
Расходы по заключенному с оператором связи государственному (муниципальному) контракту о предоставлении комплекса ресурсов для функционирования технологического оборудования, если в данную услугу входят:
– размещение оборудования заказчика на объектах исполнителя и подведение электротехнических коммуникаций;
– поддержание температурного режима (отопление, кондиционирование);
– обеспечение пропускного режима или охраны, охранно-пожарной сигнализации;
– освещение, электроэнергия для функционирования оборудования
Оплата услуг по переподключению телефонного номера
Возмещение депутатам стоимости аренды помещений для размещения общественных приемных
Оплата в рамках договора по обслуживанию в VIP-зале аэропорта направленного в командировку руководителя
Оплата услуг по переносу системы для сдачи отчетности в электронном виде (перенос АРМ) на другой компьютер
Выплата вознаграждения иногороднему преподавателю в рамках договора ГПХ за ведение занятий на курсах отделения допобразования (в том числе уплата НДФЛ, страховых взносов, возмещение стоимости гостиничного номера)
Консультация эксперта, УФК по Калужской обл., 2014
Оплата услуг по проведению спецоценки условий труда, если они оказываются за счет средств учреждения за рамками мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников
Консультация эксперта, Росфиннадзор, 2014
Оплата услуги по оценке рыночной стоимости нежилого помещения
Консультация эксперта, 2014
Как установить, относятся ли расходы на подстатью 226 КОСГУ
При отнесении расходов на подстатью 226 КОСГУ важно определить, не связаны ли они с расходами на оплату работ (услуг), которые отражаются по подстатьям 221 – 225 КОСГУ.
Так, на подстатью 226 КОСГУ нельзя отнести расходы, связанные:
– с услугами связи (подстатья 221 КОСГУ);
– транспортными услугами (подстатья 222 КОСГУ);
– коммунальными услугами (подстатья 223 КОСГУ);
– арендной платой за пользование имуществом (подстатья 224 КОСГУ);
– работами (услугами) по содержанию имущества (подстатья 225 КОСГУ).
Если оказаны услуги (выполнены работы), которые по экономическому содержанию не связаны с перечисленными расходами, то их следует отнести на подстатью 226 КОСГУ.
Например, учреждение заключило договор с кадровым агентством на оказание услуг по подбору персонала, которые не относятся к услугам, отражаемым по подстатьям 221 – 225 КОСГУ. Следовательно, расходы необходимо отнести на подстатью 226 КОСГУ.
www.finexg.ru
КОСГУ: проведение независимой технической экспертизы имущества
Вопрос-ответ по теме
На какой КОСГУ отнести расходы по договору на проведение независимой технической экспертизы имущества (а именно получение заключения о целесообразности восстановительного ремонта и дальнейшего использования транспортного средства)
Расходы на проведение технической экспертизы относите на подстатью КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
Обоснование данной позиции содержится ниже в материалах «Системы Главбух» версия для бюджетных учреждений
Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении ликвидацию основных средств
Техническая экспертиза ОС
Для подтверждения целесообразности списания основного средства в некоторых случаях учреждение должно провести техническую экспертизу объекта, результаты которой оформляются актом. Данное требование, как правило, устанавливают вышестоящие ведомства (см., например, приказ Росводресурсов от 23 ноября 2011 г. № 294).
В отношении имущества субъектов РФ (муниципального имущества) такое требование может быть закреплено в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ (местного самоуправления). Например, в Смоленской области требование о проведении технической экспертизы установлено в отношении списания объекта незавершенного строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения) постановлением администрации Смоленской области от 25 октября 2011 г. № 673.
Расходы на проведение технической экспертизы относите на подстатью КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).*
Акты технической экспертизы должны быть составлены на каждое основное средство, запланированное к ликвидации. В них указывается:
- наименование объекта;
- инвентарный и серийный номера;
- год выпуска;
- балансовая и остаточная стоимость;
- процент износа, причины и характер неисправности, обоснование невозможности (нецелесообразности) ремонта;
- заключение о целесообразности дальнейшего использования при наличии согласования решения о списании объекта основного средства
начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
действительный государственный советник РФ 3-го класса
* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.
Ведущий эксперт «Системы Главбух»
Полезные статьи по отчетности в работе бухгалтера:
Готовые решения и образцы для полугодовой отчетности
Проверка отчета 6-НДФЛ на ошибки
Изменения в отчетности за полугодие из-за стандартов
Ошибки ваших коллег в расчете по взносам: не допускайте их
Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»
www.budgetnik.ru
КОСГУ: расходы на экспертизу
В договоре не прописано, что экспертиза проводится с целью списания техники. В данном случае не может быть КВР 242 КОСГУ 225?
Ваш вопрос от 21.12.2015 «В договоре не прописано, что экспертиза проводится с целью списания техники. В данном случае не может быть КВР 242 КОСГУ 225?»
Отвечает Галина Нефедова, эксперт
Чтобы расходы по договору отнести по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», элементу вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», предметом контракта может быть обследование технического состояния (аттестация) вычислительной техники (оргтехники, относящейся к ИКТ) в целях получения информации о необходимости проведения и объемах ремонта.
Объясняется это тем, что отнесение расходов на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ должно осуществляться исходя из экономического содержания хозяйственной операции, определяемой предметом договора (контракта). Поэтому, во избежание разногласий в ходе мероприятий по санкционированию и последующему контролю по поводу применения кодов КОСГУ необходимо, чтобы наименование работ (услуг) в предмете договора и в документе, подтверждающем исполнение обязательств было четко сформулировано и соответствовало экономическому содержанию выполненных работ, оказанных услуг.
Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса
(департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)
Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России
В государственных (муниципальных) учреждениях все доходы и расходы распределяются в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Статьи (подстатьи) КОСГУ едины для всех уровней бюджетов. Об этом сказано в статье 23.1 Бюджетного кодекса РФ, части 5 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разделе I указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.
В настоящее время порядок применения статей (подстатей) КОСГУ установлен в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.
КОСГУ группирует операции в зависимости от их экономического содержания и состоит из следующих групп:
300 – «Поступление нефинансовых активов»;
400 – «Выбытие нефинансовых активов»;
500 – «Поступление финансовых активов»;
600 – «Выбытие финансовых активов»;
700 – «Увеличение обязательств»;
800 – «Уменьшение обязательств».
Увязка КОСГУ с назначением платежа
Коды КОСГУ должны соответствовать содержанию операции. Поэтому при оплате за товары (работы, услуги) следите за тем, чтобы в платежном документе назначение платежа соответствовало кодам КОСГУ.* Иначе сотрудники Казначейства России (финоргана) не проведут оплату и вернут платежный документ неисполненным. Так, для федеральных ПБС это установлено порядком санкционирования. Для федеральных бюджетных и автономных учреждений – соответственно пунктами 5, 6 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 19 июля 2013 г. № 11н, и пунктом 6 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 8 декабря 2011 г. № 15н.
А для учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений порядок устанавливается региональными (муниципальными) актами.
Отнесение расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ
Бюджетный учет: 225 vs 226: какой КОСГУ применять?
Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ требуют относить расходы к определенному коду исходя из экономического содержания хозяйственной операции. Правильный выбор из подстатей 226 «Прочие расходы и услуги» и 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ — своеобразная лакмусовая бумажка профессионализма бухгалтера.
Ранее бухгалтеры автономных учреждений использовали КОСГУ для внутренней аналитики, обязанности вести ее не было. Однако Минфин РФ своим приказом от 16.11.2016 № 209н распространил действие Инструкции, утвержденной Минфином РФ от 01.12.2010 года № 157н (далее — Инструкция № 157н), на все типы учреждений бюджетной сферы.
Применение нового КОСГУ
Финансовое ведомство старается сделать для каждого кода максимально подробный перечень услуг и работ. Программы, автоматизирующие бухгалтерский учет, тщательно контролируют хозяйственные операции. Однако у бухгалтеров часто возникают вопросы, как применять Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее — Указания № 65н). И не зря. Неправильное применение классификации проверяющие расценят как использование средств не по назначению, даже если речь идет о кодах, которые отличаются только одним знаком третьего разряда, как в случае с подстатьями 226 «Прочие расходы и услуги» и 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (далее — 226 КОСГУ и 225 КОСГУ). За это нарушение на главного бухгалтера может быть наложен штраф.
В свою защиту экономисты и бухгалтеры приводят п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №23. Он допускает ситуации, когда расходы могут быть отнесены как к одной статье КОСГУ, так и к другой. В этом случае решение бухгалтера не признается нарушением, ему не может быть вменено нецелевое использование бюджетных средств. Но применить мнение ВАС РФ к ситуации, когда вместо 225 КОСГУ использован 226 КОСГУ практически невозможно из-за подробной детализации статей. Как показывает практика, проблемы возникают, если бухгалтер не вникает до конца в суть учитываемых хозяйственных операций.
Рассмотрим несколько наиболее типичных случаев, в которых бухгалтеры бюджетной сферы задаются вопросом: 225 или 226?
Аттестация и экспертиза рабочих мест
Аттестация рабочих мест по условиям труда — мероприятие обязательное, подкрепленное требованиями законодательства. Она должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Чаще всего для аттестации рабочих мест учреждения привлекают сторонние организации.
Рабочие места относятся к имущественному комплексу. Указания № 65н требуют относить расходы на содержание и обслуживание нефинансовых активов, к которым относятся и здания, на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Справедливо было бы отнести к ней и аттестацию рабочих мест по условиям труда: она необходима, чтобы соблюсти нормативные предписания по эксплуатации (содержанию) имущества.
Но в Указаниях № 65н по данной статье нет подобных работ и услуг. В то же время расходы, которые не упомянуты в подстатьях 221–225 КОСГУ, должны относиться на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».
Ранее бухгалтеры причисляли расходы на аттестацию рабочих мест к финансовому обеспечению мер, предупреждающих производственный травматизм и профессиональные заболевания работников, за счет средств страховых взносов, т.е. распределяли на 213 КОСГУ. Но Приказ Минфина РФ от 29.12.2016 № 246н данный пункт исключил, поэтому отнести эти суммы на КОСГУ 213 сейчас нельзя.
Аттестация рабочих мест — это комплекс мероприятий и процедур, он гораздо шире, чем просто эксплуатация (содержание) имущества. Поэтому здесь однозначно стоит выбрать 226 КОСГУ.
Аттестация оборудования
Похожий вопрос возникает если речь идет о расходах на аттестацию непосредственно оборудования, которые стоит на балансе организации.
Ответ кроется в сути оказываемых услуг, в назначении затраченных средств. Если аттестация оборудования — это необходимое условие его эксплуатации (определенный перечень работ, проводимых с установленной периодичностью), то расходы на оплату соответствующего договора следует относить на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».
Если же учреждение проводит аттестацию оборудования, чтобы выявить необходимость проведения его ремонта, определить ресурс работоспособности и т.п., то расходы на оплату соответствующего договора следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».
Аналогичное правило применяется для расходов на экспертизу нефинансовых активов, подлежащих списанию. Собственные сотрудники не всегда обладают достаточной квалификацией, и учреждения частенько прибегают к услугам специализированных организаций. На первый взгляд, такая услуга никак не связана с содержанием и эксплуатацией имущества, поэтому может быть отнесена на КОСГУ 226. Однако в Указаниях № 65н есть уточнение: поскольку цель экспертизы — определить, можно ли и дальше эксплуатировать объект, то следует применять статью 225.
Установка и ремонт окон
В Указаниях № 65н подробно расписаны правила отнесения расходов, связанных с монтажом и ремонтом окон, однако именно в этой ситуации бухгалтеры часто допускают ошибки. Формулировки в договоре могут указывать на разные статьи (подстатьи) КОСГУ, от того, как вы составите договор будет зависеть разнесение расходов по статьям (подстатьям).
Учреждение может заключить договор с подрядчиком на ряд ремонтных работ. Их перечень может включать в себя не только установку окон, но и мероприятия, которые изменят нормативные показатели здания: площадь полезного использования, эффективность использования, срок эксплуатации и пр. Это может быть достройка, реконструкция, дооборудование строения. Эти расходы ложатся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ и могут включать, в частности, замену окон. Ремонтные работы — это, прежде всего, восстановление или поддержание эксплуатационных показателей объектов основных средств, в частности зданий и сооружений.
Замена окон в уже эксплуатировавшем здании тоже соответствует таким критериям и может быть оплачена за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. При этом в предмете договора и в первичных документах, которые будет оформлять подрядная организация, желательно использовать формулировку «ремонтные работы».
Если вы все же применили в договоре (контракте) формулировку «установка окон» и списали расходы на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, вы рискуете получить возражения от контролирующих органов.
Стрижка и спил деревьев
Затраты на уход за деревьями можно определить к какой-либо статье КОСГУ после того, как определено, являются ли они частью имущества организации. Если деревья растут на земле учреждения, они однозначно относятся к имуществу.
Приведение территории в соответствие с требованиями экологического законодательства, санитарно-гигиенических, противопожарных нормативов (ст. 42 Земельного кодекса РФ) — это одна из обязанностей землепользователей. Поэтому учреждения регулярно тратят определенные средства, например, на стрижку деревьев, оформление кустов и пр. Эти расходы — на подстатью 225 КОСГУ.
Обратите внимание: расходы на дезинсекцию от насекомых следует причислить к той же 225 КОГСУ как комплекс мер, направленных на сохранение имущества. А вот расходы на акарицидную обработку от клещей лягут на КОСГУ 226, т.к. это санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия на объектах заказчика (Письмо Минфина РФ от 01.08.2012 № 02-05-11/2999)
Отдельный вопрос связан с применением Указаний № 65н, если учреждение получило предписание на спил опасных, аварийных деревьев на своем земельном участке. Это зависит от того, имеет ли учреждение право на постоянное пользование этой землей. Если да, то отнесите расходы на 225 КОСГУ, в ином случае на 226 КОСГУ. Тем же правилом можно руководствоваться, чтобы учесть затраты на корчевание пней.
А если вы планируете использовать спиленные стволы и ветви в котельной, то оплата подрядчику за распиловку, колку и укладку дров пройдет по 226 статье «Прочие работы, услуги».
school.kontur.ru