Показатель мягкости правило

Разделительный мягкий знак (ь)

Роль и значение мягкого знака в русском языке

Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем изучать особую букву, которую называют мягким знаком. Такая буква, как мягкий знак, не имеет и не обозначает никакого звука, но ее роль заключается в том, чтобы обозначить мягкость согласных звуков на письме.

Например: банька, мель, уголь, тюлень, лень, жаль, конь.

Но, кроме того, что мягкий знак является показателем мягкости согласных звуков, он еще и бывает разделительным.

И так, теперь мы с вами можем подвести итоги и сделать вывод, что такая буква, как мягкий знак, в русском языке употребляется:

• Для того, чтобы смягчить предшествующий согласный звук;
• В качестве разделительного знака;
• Для того, чтобы обозначить определенные грамматические формы.

Мы с вами уже определили, когда необходимо писать в словах мягкий знак для смягчения согласных. А теперь давайте попробуем разобраться с разделительным мягким знаком и узнаем, почему мягкий знак еще называют разделительным, в каких случаях мягкий знак, является разделительным, и как пишутся слова с разделительным мягким знаком.

Чтобы лучше усвоить эту тему и понять отличие мягкого знака, который служить для смягчения согласных звуков и разделительным мягким знаком, попробуем этот вопрос рассмотреть на примере.

Например: Семя и семья

Прочитайте внимательно данные слова. Теперь обратите внимание на то, как звучит последний слог в первом слове – семя. В этом слове «семя» звук [м’] имеет мягкое звучание, так как его мягкости придает буква Я, да и произносится в этом слоге гласный и согласный слитно.

А теперь давайте рассмотрим следующее слово. Слово «семья» — [сем’йа]. В этом случае мы видим, что согласный и следующий за ним гласный произносятся раздельно. Вот такое раздельное произношение между гласным и согласным на письме обозначается при помощи мягкого знака, который называют разделительным мягким знаком.

Например: Коля – колья, солю – солью, полёт – польёт.

Поэтому мы уже с вами можем сделать вывод, что разделительный мягкий знак, указывает на то, что согласный и гласный звук произносится раздельно.

Правила написания разделительного мягкого знака

Разделительный ь (мягкий знак) пишется:

• Во-первых, в середине слова перед гласными: е, ё, ю, я. Например: вьюга, терьер, обезьяна, здоровье, бельё, листья.

• Во-вторых, в словах иностранного происхождения перед буквой О. Например: шампиньоны, почтальон, бульон.

• В-третьих, разделительный мягкий знак пишется в корнях слов, после согласных. Например: декабрь, ячмень, воробьи, степь, ночь.

Также, необходимо запомнить, что разделительный мягкий знак никогда не пишется:

• Во-первых, вначале слова;
• Во-вторых, после приставок.

А теперь давайте внимательно рассмотрим картинку и попробуем сопоставить разницу мягкого знака, который служит для смягчения согласного и разделительного мягкого знака:

Домашнее задание

1. Прочитайте внимательно слова с мягким знаком и запишите сначала только те, у которых мягкий знак выступает показателем мягкости, а потом – слова с разделительным мягким знаком.

Моль, платье, семья, коньки, день, стулья, шерсть, ручьи, колья, прорубь, лень, унынье, жилье, друзья, банька, здоровье, кисель, пальто, осень, письмо, ливень, компьютер, вельвет, Дарья, счастье, веселье, грусть.

2. Подберите к данным словам антонимы и скажите, в какой роли в них выступает мягкий знак?

Чистота, скука, работа, вред, свет, враги, сахар.

3. Запиши слова во множественном числе:

Друг, лист, крыло, сук, полено, дерево.

4. При написании разделительного знака, какой звук в словах вам слышится?
5. Разгадайте кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Как еще можно назвать снежную бурю?
2. Где живут пчелы?
3. Папа, мама, я – дружная ….
4. Животное, которое любит лазать по деревьям.
5. Любимое лакомство Карлсона.

edufuture.biz

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Мягкий знак — показатель мягкости. Разделительный мягкий знак»

Разработка открытого логопедического подгруппового занятия по теме «Мягкий знак -показатель мягкости. Разделительный мягкий знак.» Этот урок был дан в рамках областного семинара-практикума для логопедов и учителей-логопедов г. Курска и Курской области по теме «Коррекционно-логопедическая работа по устранению дисграфии и дислексии».

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные нерезко-выраженным общим недоразвитием речи.

Тема занятия:
«Мягкий знак – показатель мягкости.
Разделительный мягкий знак».

  • формировать представление о различных функциях мягкого знака и разделительного мягкого знака;
  • формировать приём мышления по определению написания разделительного мягкого знака и мягкого знака, обозначающего мягкость согласного;
  • формировать у детей правильное представление об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком;
  • формировать умение находить в тексте слоги и слова с разделительным мягким знаком;
  • развивать устную и письменную речь.
    • научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком;
    • формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком;
    • развивать умение находить слоги и слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным;
    • формировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком;
    • развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость;
    • развивать умение анализировать, сравнивать, группировать;
    • воспитывать эмоциональные оттенки на увиденное и услышанное, интерес к русскому языку;
    • обогащать словарный запас учеников;
    • формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнёра, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи;
    • совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно- гигиенические навыки.
    • мультимедийная установка (проектор, экран), индивидуальная рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши, карточки с заданиями для индивидуальной работы, перфокарты, мяч.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    — Здравствуйте, ребята! У нас на занятии присутствуют гости. Давайте улыбнёмся друг другу и обменяемся хорошим настроением.

    — Присядет тот, кто назовёт последний звук мягко в данных словах:

    Кон – конь
    хор — хорь
    Угол – уголь
    мел — мель
    Ест – есть
    брат — брать
    Ел – ель

    — А что помогло изменить эти слова? (Мягкий знак)

    Мягкий знак – хитрый знак.
    Не назвать его никак.
    Он не произносится,
    но в слово часто просится.

    — Что вы можете сказать об этом мягком знаке? ( Звука не обозначает. Может занимать место в середине слова или на конце слова. Показывает, что согласный перед ним произносится мягко.)

    — Ребята, какие времена года вы знаете?

    — Сколько месяцев в каждом времени года?

    — Как называется время года, о котором говорится:

    Снежок порхает, кружится на улице бело.
    И превратились лужицы в прозрачное стекло.

    — Какие месяцы относятся к этому времени года?

    (декабрь, январь, февраль)

    — Какую букву надо написать на конце этих слов? (слайд)

    — Ребята, а вам нравится зимушка-зима?

    — Почему? (ответы детей: мне нравится зима, потому что можно кататься на лыжах, санках, коньках, играть в снежки, лепить снеговиков и т.д.)

    2. Объяснение нового материала.

    — Посмотрите на слайд и прочитайте слова (КОНЬКИ, МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА) что их объединяет в одну группу. Сколько букв и звуков в этих словах7

    Коньки -6 б., 5 зв.
    Метель – 6 б., 5 зв.
    Вьюга – 5 б., 5 зв.

    — А почему? Может кто-то знает из вас. Давайте проверим и докажем это.

    — Посмотрите и прочитайте звук (ль) графически кружок зелёный;

    — Слог – ЛЯ графически кружок зелёный и красный.

    — А вот теперь внимание пришёл мягкий знак. Он разорвал, потеснил, отделил, вклинился, разъединил слог ЛЯ. Можно назвать его – разрывательный, потеснительный, отделительный, вклинительный, разъединительный. Всё это синонимы (близкие по значению слова), но правильно он называется – РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК. Теперь я думаю, что вы можете определить тему нашего занятия (речь пойдёт о разделительном мягком знаке).

    — Что он разделяет? Где его место в слове.

    — На этот вопрос мы попробуем дать ответ на нашем занятии.

    — Среди буквосочетаний, произнесите только с разделительным мягким знаком? (слайд)

    (ТЬЯ, БЬЮ, ЛЬЮ, ВЬЯ, ВЬИ, ЖЬЕ)

    — Какой дополнительный звук появляется в названных словах? (Й)

    — Откуда он берётся? (Гласные второго ряда после разделительного знака распадаются на два звука один из которых звук Й (слайд)

    — Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака в слове? (ДА)

    — Повторите ЛЯ – ЛЬЯ, как произнесли первый слог – вместе, слитно (посмотрите в зеркало)

    — А теперь слог ЛЬЯ (как произнесли слитно или раздельно), получилось отдельно, образовалась преграда звук Й , на губах улыбка.

    — Давайте проверим внимательные глазки.

    (Чтение таблиц, таблицы на доске)

    — Сначала читаем вместе, а потом по очереди (если будет получаться).

  • Ви-вьи мя-мья рё-рьё
  • Ря-рья тё-тьё де-дье
  • Ня-нья сё-сьё пи-пьи
  • Тю-тью би-бьи тя-тья
  • Ме- мье ти-тьи ся-сья
  • Фи-фьи ди-дьи зя-зья
  • Чи-чьи рю-рью ля-лья
  • Пя-пья зе-зье ке-кье и т.д.
  • — Ребята, я думаю, что вы можете ответить, что разделяет мягкий знак?

    — Где его место в слове?

    — Закрепить нам это поможет правило стихотворение (слайд).

    — Прочитайте в полголоса.

    Слева от меня – согласный,
    Справа – Е,Ё,И,Ю,Я.
    Чтобы не было слиянья,
    разделил их ловко я.

    3. Физминутка.

    (бросаю мяч ученику называя слоги…)

    1.​ «Добавь разделительный мягкий знак»:

    Зя-зья, бе-бье, ря-рья, чи-чьи, ся-сья, лю-лью

    2.​ «Убери разделительный мягкий знак» :

    Лья-ля, сью-сю, тьё-тё, нья-ня, рье-ре, бьи-би

    4. Закрепление.

    А) Игра «Один – много» (слайд).

    Задание для детей записано в тетради.

    Запишите через чёрточку слова во множественном числе. Разделительный мягкий знак подчеркните.

    Друг-
    Перо-
    Дерево-
    Крыло-
    Лист-
    Воробей-

    Б) Измените по образцу (слайд) устно.

  • Юра – Юрьевич, Юрьевна.
  • Илья – Ильич, Ильинична.
  • Валера – Валерьевич, Валерьевна.
  • Василий – Васильевич, Васильевна.
  • — А теперь выполните задание по карточке. (по образцу)

    — Закончили. Карточку отложите. Давайте проверим.

    — Какое было затруднение (имя Луша).

    — Ребята, это имя уже устарело и в обычной жизни это имя не употребляется. Но в русских сказках это имя звучало часто (Лушенька — душенька, а полное имя будет Лукерья, правда звучит красиво!). Запишите теперь это имя у себя в тетради.

    В) Нужно ли писать букву ь знак в этих словах.(слайд) УСТНО.

    Рыс_, ал_бом, дел_фин, плат_е, тен_, друз_я

    Ь – показатель мягкости
    Ь – разделительный

    Г) Запишите слова, разделив их на две группы (слайд).

    Счастье, пальто, день, семья, учитель, льёт, сильный, деньки

    — Кто уверен, что правильно написал слова — поставьте знак уверенности (!).

    — А кто сомневается, знак сомнения (?).

    5. Итог занятия.

    — Я буду называть по три слова. Там где есть разделительный мягкий знак вы будете ставить «плюс», где нет «минус».

    1) + + + гостья, вьюга, льёт

    2) + — — счастье, гость, снег

    3) + + + оладьи, платье, семья

    4) — — + медведь, голубь, вьюга

    5) + + + веселье, житьё, гроздья

    — Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите руки, у кого получилась «пятёрка».

    6. Рефлексия. (слайд)

    — Выберите для себя одно из утверждений:

    — Сегодня на занятии я понял (а) …

    — Сегодня на занятии я узнал (а) …

    — На занятии мне было интересно …

    — На занятии я научился (ась) …

    — Всем спасибо. Поблагодарите себя. А я благодарю вас. (Возьмите из сундучка сладкий приз). Занятие окончено.

    logoportal.ru

    Правописание мягкого знака

    Буква мягкий знак как знак мягкости

    Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, например: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь.

    Буква ь, которой кончается первая часть сложного или сложносокращенного слова, пишется для обозначения мягкости согласного перед любой буквой, гласной или согласной, начинающей вторую часть, например: сельисполком, сельсовет, утильсырьё, костьутиль, грабьармия, четвертьвековой, четвертьфинал, Дальэнерго, Связьинвест, Тюмень?нефть.

    Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква «ь» пишется в следующих случаях

    1. После буквы л перед любым согласным, кроме л, например: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый .

    Между двумя л мягкий знак не пишется, например: гулливый .

    В большинстве прилагательных с суффиксом ?ск? согласный л перед суффиксом – мягкий, поэтому после л пишется ь , напр.: сельский, уральский, барнаульский . Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л , и поэтому ь не пишется, например: кызылский, ямалский (наряду с вариантами кызыльский, ямальский ).

    2. После других согласных букв:

    а) перед буквами, передающими твердые согласные, например: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу;

    В большинстве прилагательных с суффиксом ?ск? согласные н и р перед суффиксом – твердые, поэтому ь в них не пишется, например: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский . Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом ?ск? мягкие, в них после н и р пишется ь : день?деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский , а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, например: тянь?шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом ?ц? от тех же географических названий: казанцы, тюменцы , но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.

    б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, например: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).

    3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, например: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .

    Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ , в частности перед суффиксами ?чик, ?щик, ?щин (а), например: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина.

    Буква «Ь» как показатель грамматической формы

    Буква ь пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:

    а) в сложных числительных перед ?десят и ?сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот;

    В числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать перед ?надцать ь не пишется.

    б) в неопределенной форме глагола (инфинитиве) перед ?ся (так же, как в инфинитиве глаголов без ?ся ), например: купаться, иметься, литься, расколоться, обуться, мыться, смеяться;

    в) в формах повелительного наклонения глаголов перед ?ся и ?те (так же, как в формах без ?ся и ?те ), например: отправься, взвесься, пяться, сядьте, встаньте, бросьте, познакомьтесь, проверьте ;

    г) в форме творительного падежа множественного числа существительных, например: людьми, лошадьми, дверьми, детьми , а также в форме творительного падежа числительного четырьмя .

    После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:

    а) на конце форм именительного/винительного падежа единственного числа существительных женского рода 3?го склонения, например: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь, вещь, помощь;

    б) в окончании 2?го лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (после ш), например: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься;

    в) в формах повелительного наклонения глаголов, например: мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься ;

    г) в неопределенной форме глаголов (после ч), например: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься .

    Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц , например: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь. Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж , в частице аж , а также в предлоге меж .

    Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм:

    а) именительного/винительного падежа единственного числа существительных мужского рода 2?го склонения, например: нож, мяч, ковш, плащ;

    б) родительно падежа множественного числа существительных женского рода 1?го склонения, например: луж (от лужа ), туч, галош, рощ ;

    в) кратких форм мужского рода прилагательных, например: свеж, охоч, хорош, нищ.

    videotutor-rusyaz.ru

    Буква ь как знак мягкости согласного

    § 29. Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, напр.: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь .

    Примечание. Буква ь , которой кончается первая часть сложного или сложносокращенного слова, пишется для обозначения мягкости согласного перед любой буквой, гласной или согласной, начинающей вторую часть, напр.: сельисполком, сельсовет, утильсырьё, костьутиль, грабьармия, четвертьвековой, четвертьфинал, Дальэнерго, Связьинвест, Тюмень-нефть.

    § 30. Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква ь пишется в следующих случаях.

    1. После буквы л перед любым согласным, кроме л , напр.: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, ап- рельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый.

    Примечание 1. Между двумя л мягкий знак не пишется, напр.: гулливый.

    Примечание 2. В большинстве прилагательных с суффиксом -ск- согласный л перед суффиксом — мягкий, поэтому после л пишется ь , напр.: сельский, уральский, барнаульский. Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л , и поэтому ь не пишется, напр.: кызылский,ямалский (наряду с вариантами кызыльский, ямальский ).

    2. После других согласных букв:

    а) перед буквами, передающими твердые согласные, напр.: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;

    Примечание. В большинстве прилагательных с суффиксом -ск- согласные н и р перед суффиксом — твердые, поэтому ь в них не пишется, напр.: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский. Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом -ск- мягкие, в них после н и р пишется ь : день-деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, напр.: тянь-шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом -ц- от тех же географических названий: казанцы, тюменцы, но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.

    б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, напр.: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой), ведьме (ведьма), во тьме (тьма), резьбе (резьба), косьбе (косьба), свадьбе (свадьба), молотьбе (молотьба), серьги (серьгам), коньки (конькам), дядьке (дядька).

    3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, напр.: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .

    Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ, в частности перед суффиксами -чик, -щик, -щин(а) , напр.: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина.

    orthographia.ru

    Показатель мягкости правило

    Приведённый свод правил русского правописания 1956 года действует до сих пор.

    Твёрдый и мягкий знаки

    Мягкий знак ь

    § 71. Буква ь пишется внутри слова не после приставок для отделения в произношении согласной от следующих за нею и, е, ю, я , например: карьер, вьюн, бурьян, подьячий, семья, ружьё, ночью, рожью, воробьиный, курьёзный, лисье, лисью, лисьи, чья, чьё, чью, пью, шью.

    Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, миньон, павильон, почтальон, шампиньон.

    § 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной , кроме ч, щ (см. § 75), в конце слова, например: пить, темь, конь, и в середине слова перед твёрдой согласной, например: молотьба, просьба, нянька, меньше.
    Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:
  • Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).
  • Для обозначения мягкости л, например: сельдь, льстить, мельче, пальчик.
  • Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч, щ, буква ь не пишется, например: кости, ранний, нянчить, кончик, каменщик.

    Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется , например: иллюзия, гулливый.

    § 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:
  1. В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девятьсот, но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т. п.
  2. В формах творительного падежа множественного числа, например: детьми, людьми, также четырьмя.
  3. В неопределённой форме перед — ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те, например: пить — напиться; исправь — исправься, исправьте; взвесь — взвесься, взвесьте.
§ 74. Буква ь не пишется:
  • В прилагательных с суффиксом — ск —, образованных от существительных на ь, например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).
  • Примечание. Прилагательные сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, июньский, деньской (день-деньской) пишутся с ь; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь , например: юньнаньский (от Юньнань).

    therules.ru