Оглавление:
ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ
Подписка на новости
Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.
24 сентября 2009
На прямой линии в «Комсомолке» специалисты Пенсионного Фонда РФ по Коми объяснили, что же такое валоризация и что она принесет старшему поколению
Не так давно пенсионеров — как действующих, так и будущих — порадовали: с 2010 года пенсия будет увеличена, но при этом у всех по-разному. Необычное для слуха слово «валоризация» уже начинает прочно входить в обиход нашего старшего поколения. Но вопросов, конечно, еще очень много. Что же это такое?
На прошлой неделе в пресс-центре «Комсомолки» о всех нюансах валоризации на прямой линии с читателями рассказала начальник отдела организации назначения, перерасчета пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Коми Ирина Гаврилова.
Бояться не надо
— Добрый день, Ольга из Сыктывкара беспокоит. Скажите, пожалуйста, а чем валоризация отличается от обычной индексации?
Ирина Гаврилова (И.Г.): — Валоризация – это переоценка пенсионных прав граждан старшего поколения. Суть валоризации в том, что все, кто имеет стаж до 2002 года, получат 10%-ное повышение пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года. При этом дополнительно по одному проценту будет добавляться за каждый год советского трудового стажа до 1 января 1991 года. Валоризация поможет устранить несправедливость по отношению к тем пенсионерам, кто в основном выработал стаж до 2002 года.
— Здравствуйте. Меня зовут Анна. Терминами нас уже «запугали»: то ваучеризация, то монетизация… И вот снова — валоризация! Есть ли русский аналог этого слова? (вопрос пришел по электронной почте).
И.Г.: — Ни в коем случае не надо бояться! Слово это, конечно, специальное, но не «страшное» — к нам в обиход пришло из французского языка: valorisation в переводе означает «государственные меры по повышению денежной оценки чего-либо». В нашем случае валоризация — это намеченная правительством переоценка пенсионных прав граждан старшего поколения.
— Здравствуйте. Пантелеймон Валерьянович меня зовут, я из Сыктывкара. Уже три года на пенсии, 58 лет мне. Какой у меня стаж – даже точно и не знаю. Коснется ли меня валоризация?
И.Г.: — С первого января 2010 года размер Вашей пенсии будет подлежать валоризации, то есть Ваш пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года увеличат на 10%, а также прибавят 1% за каждый год стажа, выработанного Вами до 1 января 1991 года. Учитывается каждый полный календарный год, то есть если у Вас окажется 20 лет и четыре месяца, то будет учитываться только 20 лет трудового стажа (дополнительно 20 процентов увеличения пенсионного капитала). Для того, чтобы узнать срок своего стажа, а это конфиденциальная информация, Вам нужно обратиться в территориальное управление Пенсионного фонда по городу Сыктывкару. Валоризация будет произведена в массовом режиме, и Ваше личное присутствие будет необходимо только в том случае, если у Вас есть дополнительные документы о стаже, которые, по Вашему мнению, не были учтены при первоначальном обращении за пенсией.
— Скажите, не будет ли реформа «свернута» из-за кризиса? (вопрос пришел по электронной почте от Ольги Ивановны).
И.Г.: — Ну, во-первых, это не реформа пенсионной системы, то есть не кардинальные изменения, а просто увеличение пенсии. Во-вторых, по заявлению Пенсионного фонда и Правительства РФ, те обязательства, которые мы несем перед пенсионерами, будут выполнены в полном объеме. Выплата пенсий будет производиться без задержек.
Кто «подпадает» под валоризацию?
— Сейчас я домохозяйка, а до замужества проработала три года, это было еще до 2002-го. Как мне будет начисляться пенсия, если не хватает стажа, и подлежу ли я валоризации? (вопрос пришел по электронной почте от Елены).
И.Г.: — Во-первых, чтобы иметь право на пенсию, необходимо иметь пять лет страхового стажа. Если у Вас есть периоды ухода за детьми, то мы можем засчитать в трудовой стаж полтора года за каждого ребенка, но не более трех лет в общей сложности. И в 55 лет, когда Вы будете фактически пенсионеркой, у Вас будет право на назначение пенсии, из тех трех лет работы мы будем производить расчет пенсии. А если детей нет, то лучше до 55-ти пойти и поработать. Также в страховой стаж входит период учета в центре занятости.
Во-вторых, валоризация Вас коснется, потому что данная норма, предусмотренная в законе, касается не только тех лиц, которые вышли на пенсию, например, до 1 января 2002 или 2010 года, а на всех лиц, которые будут выходить на пенсию и в последующем. Если даже Вы пойдете на пенсию в 2020-м году, и если у Вас есть стаж до 1 января 2002 года, то десять процентов будут тоже к Вам применены.
— Здравствуйте, меня зовут Екатерина. Первая запись в моей трудовой книжке — еще в 1999 году. В 2002 году я пошла учиться на очное отделение в СыктГУ и работать перестала. Входит ли учеба в трудовой стаж и попадаю ли я под валоризацию?
И.Г.: — Под валоризацию Вы несомненно попадаете. Три календарных года «принесут» Вам 10 процентов надбавки к пенсионному капиталу, даже если бы Вы работали два дня до 1 января 2002 года. Учеба при этом в трудовой стаж не засчитывается. А вот, к примеру, служба в армии (это для мужчин, естественно) в стаж входит, если до службы или после молодой человек работал, то есть был период страхового стажа.
— Я ушла на пенсию в 1991 году, а муж в 1999-м. Значит, мы не попадаем под валоризацию? (вопрос пришел по электронной почте от Марии Александровны из Сыктывкара).
И.Г.: — Можете не волноваться. И Вы, и Ваш муж к валоризации имеете самое непосредственное отношение. Потому что увеличение пенсий производится независимо от года выхода на пенсию, а в зависимости от того, работал человек до 2002 года или нет. Лично у Вас будет + 10% и дополнительно по одному проценту за каждый рабочий календарный год до 1 января 1991 года.
— Прямая линия? Здравствуйте! Гавриленко Александра Павловна, пенсионерка с 1974 года. Стаж у меня 39,5 лет. Какую пенсию я теперь буду получать?
И.Г.: — Весь трудовой стаж у вас советский. Поэтому пенсионный капитал с первого января 2010 года у Вас увеличится на 49%. Для перерасчета обращаться к нам не надо, это будет происходить в массовом порядке. Конкретный размер «будущей» пенсии по телефону я Вам сказать не могу. За этой информацией Вы можете обратиться после 1 января 2010 года в управление Пенсионного фонда по г.Сыктывкару.
И медикам, и учителям, и силовикам
— Здравствуйте. Это Виктория Михайловна. Я работаю в больнице. Скажите, попадают ли под увеличение льготные пенсии медиков?
И.Г.: — Да, конечно. И не только медиков, но и учителей. Поскольку все категории трудовых пенсий, которые имеют стаж, независимо от их вида подлежат валоризации.
— Я получаю пенсию как работник прокуратуры. Коснется ли меня и моих товарищей валоризация и каким образом? (вопрос пришел по электронной почте).
И.Г.: — Пенсию Вам выплачивают соответствующие органы по линии силовых ведомств, а валоризация коснется только тех, кто получает пенсию по старости через Пенсионный фонд. Но, допустим, Вы работали в прокуратуре, «заработали» там себе пенсию, а затем пошли трудиться в другие структуры. Через пять лет работы мы имеем право установить Вам страховую часть пенсии через Пенсионный фонд по достижении 60 лет. В этом случае пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года подлежит валоризации.
— Здравствуйте, это Лариса Викторовна, я из Сыктывкара. Два вопроса. Я — 1959 года рождения, в августе мне должны были начислять пенсию, но до страхового стажа мне не хватило восемь месяцев, поэтому сейчас я буду работать до апреля 2010 года. С апреля размер пенсии у меня увеличится?
И.Г.: — С января проводится валоризация, как Вы понимаете. Поэтому в апреле, когда мы будем рассчитывать Ваш пенсионный капитал, он также подвергнется валоризации.
— А муж у меня 22 года отработал в Воркуте. Стаж шел год за полтора. Сейчас трудится здесь и на пенсию выходит в следующем году в мае. Каким образом ему пересчитают пенсию при валоризации?
И.Г.: — При валоризации учитывается только календарный стаж. И эти 22 года работы в Воркуте — районе Крайнего Севера — просто приплюсуются к тем годам, которые были наработаны уже здесь.
— Алло, здравствуйте. Это Павел Михайлович. Скажите, когда я реально получу пенсию в новом размере уже с учетом валоризации?
И.Г.: — Уже в январе месяце по тому выплатному дню, который у Вас предусмотрен графиком выплаты. То есть если этот день — пятое января, значит, увеличенную пенсию Вы получите пятого января.
А в рублях?
Для каждого повышение пенсии осуществится индивидуально в зависимости от трудового стажа. Средний размер прибавки по всем пенсионерам составит 1100 рублей. Для «молодых» пенсионеров, которые вышли на заслуженный отдых после 2002 года, в том числе и досрочно, средний размер прибавки будет скромнее — от 200 до 700 рублей в зависимости от продолжительности их «советского» стажа.
Вычисли свой процент
Например, вы вышли на заслуженный отдых в 2011 году. Стаж работы — 34 года, который включает и «советский» стаж до 1991 года — 14 лет. Ваш пенсионный капитал на первое января 2002 года будет увеличен на 10% + 14% (по одному проценту за каждый календарный год «советского» стажа).
www.pfrf.ru
Пенсии в СССР. Просто факты.
Пенсия в 32 рубля. Была назначена в 1975 году одной из моих бабушек. Общий (прерывный) стаж — немногим более 11 лет. Зарплата за последние 8 лет 100-110 рублей.
Пенсия в 45 рублей. Была назначена в 1967 году. Это вторая бабушка. С 1930-х годов работала машинисткой. Зарплата в последние годы работы 90 рублей.
Пенсия в 60 рублей. Была назначена в 1975 году. Дед имел 45 лет непрерывного стажа (в разных специальностях). Предпенсионная зарплата — 120 рублей.
Пенсия в 105 рублей. Была назначена в 1972 году. Второй дед был главбухом.
Итак, перед нами минимальная пенсия 32 рубля, максимальная — 105 рублей. То есть средняя пенсия моих дедов-бабушек равна минимальной заработной плате установленной в 1970-х годах. То есть 70 рублям.
Но если смотреть раздельно, то выходит следующее. Одна семья имела общую пенсию 92 рубля (средняя выходит 46 руб.), а вторая — 150 рублей (средняя — 75 руб.). Это факты из жизни. А теперь официоз. Правдивый. Из советской брошюры «Пенсии рабочим и служащим». Тираж 300 тыс. экз. В общем, доступная информация.
Для начала разъяснение, откуда брались средства для пенсионных выплат в СССР. Из взносов предприятий в государственное социальное страхование. Взносы уплачивались без каких-либо вычетов из зарплаты. Более того, даже отсутствие таких взносов не лишало рабочих и служащих права на пенсию.
Пенсия по возрасту на общих основаниях устанавливалась при достижении мужчинами 60 лет, а женщинами 55 лет, при общем стаже работы не менее 25 и 20 лет соответственно.
Пенсия по возрасту при неполном стаже работы назначалась рабочим и служащим при наличии следующих условий: а) достижение пенсионного возраста (см. выше) в период трудовой деятельности, б) если они проработали в общей сложности не менее пяти лет, в) непосредственно перед выходом на пенсию проработали не менее трех лет, г) обратились за пенсией не позже месячного срока со дня прекращения работы. Отметим, что к этой пенсии надбавки не начислялись.
Льготные пенсии, а также персональные, мы здесь рассматривать не будем. Историю развития советской пенсионной системы тоже оставим за пределами данной заметки.
По единой шкале пенсия по возрасту на общих основаниях для рабочих и служащих исчислялась так (1980-е годы):
dmpokrov.livejournal.com
Если у вас пенсия советского стажа, как правильно считать баллы для начислений при выходе на заслуженный отдых?
Каждого гражданина интересует вопрос оформления пенсии. Особенно важно знать это людям, трудовой период которых является смешанным. Тем, кто начинал работать еще во времена советского союза. Будут ли учитываться годы работы в то время при расчете пенсии. Какова будет сумма выплат.
Пенсия – важный период в жизни каждого человека. Порядок начисления размера социальных выплат в настоящий момент довольно сложен. Многие люди, достигшие пенсионного возраста, начинали свою рабочую деятельность еще в советские времена. Сумма выплат рассчитывается на основе страхового стажа, учитывается также общий период работы до 1991 года.
Советский стаж при начислении пенсии
Трудовой стаж, приобретенный в это время, обязательно входит в расчет пенсии. Перечень видов деятельности, определяющих стаж, указан в ст. 30 п. 3 Закона № 173 – ФЗ. В этой же статье приводится формула, по которой производится конвертация трудового периода.
В рабочий стаж учитываются виды деятельности:
- периоды вынужденной временной нетрудоспособности;
- время регистрации на бирже труда и получение пособия по безработице.
- годы службы в армии;
- предоставленный отпуск по уходу за детьми;
- время получения пособия в связи с безработицей.
- пожилые люди, старше 80 лет;
- категория инвалидов 1 группы;
- лица, работающие на Крайнем севере;
- граждане, имеющие на иждивении недееспособного члена семьи.
- Страховая часть – отчисление от зарплаты в размере 16 %.
- Накопительная часть включает в себя страховую, составляет она 10 % от зарплаты и накопительную – 6 %.
- общий стаж;
- зарплата за пять лет подряд.
- За срочную службу в армии – 1, 8.
- Время ухода за ребёнком – инвалидом – 1, 8.
- Предоставленный отпуск по уходу за ребенком – 1, 8.
- Время ухода за вторым ребёнком – 3, 6.
- За третьим, четвертым и последующими детьми – 5, 4.
- Уход за пожилым человеком – 1, 8.
- За инвалидом 1 группы – 1, 8.
При начислении пенсии гражданам, работающим до 1991 года, ее размер увеличивается на 1% за каждый отработанный год. Период советского стажа подтверждается записями в трудовой книжке. Или другими документами, установленными госорганами.
Всем кто работал с 1991 по 2001 г. г., пенсионные выплаты увеличиваются на 10%.
Как учитывается?
В Федеральный закон о страховых взносах были внесены поправки после проведения пенсионной реформы 2010 года. Новый перерасчет увеличивает размер пенсии. С этого момента производится валоризация выплат.
Валоризация значительно улучшила материальное положение пенсионеров. Реформа направлена на улучшение обеспечения пенсионеров и их социальной защиты.
К страховой пенсии относятся начисления и надбавки. Для каждого гражданина перерасчёт делается индивидуально.
Включаются в страховой стаж:
Валоризация применяется к тем, кто работал до 2002 года. Уже находящимся на пенсии или тем, кто собирается стать пенсионером. Им будут начислены десять процентов к общей сумме и 1 % за каждый отработанный год. Пенсионный капитал составляют на основании зарплаты и стажа. Он увеличен с помощью валоризации.
Начисление пенсионных баллов
На основании ФЗ «О страховых пенсиях» величина выплат рассчитывается теперь по-новому. Она полностью зависит от количества пенсионных баллов. Именно их совокупность составляет ИПК, пенсионный коэффициент.
Размер пенсии рассчитывается:
П – пенсионная выплата;
Ф – сумма, которую устанавливает государство, фиксированная;
Н – составная накопительная часть;
Б – начисленные баллы;
Сб – значение стоимости балла.
Начисление баллов производится за каждый отработанный год. На данный момент минимальное количество баллов должно быть 11,4. Уже к 2025 году нужно будет набрать 30 баллов.
Фиксированная сумма определяется независимо от трудового стажа. Составляет она 4 559 рублей, для расчёта ее умножают на коэффициент инфляции, равный 1, 04.
Для определённой категории граждан применяются повышенные ставки при расчете выплат.
К ним относятся:
Накопительная часть формируется из отчислений. Есть два варианта пенсионных накоплений:
Индивидуальный балл рассчитывается:
Св – страховые взносы, которые перечисляются за год. Они зависят от уровня зарплаты и выбранного вида пенсии.
См – страховые платежи, которые удерживают от зарплаты по 16 % тарифу.
Как считают и как влияет на отчисления от государства?
Расчет пенсии с учетом советского стажа производится определенным способом:
Пенсия рассчитывается по старой формуле, в которой учитывается:
Умножается полученная сумма на 10 %. Трудящимся до 1991 года, прибавляют 1 % за каждый отработанный год.
Страховые взносы за 2002 – 2017 гг. суммируются. Их необходимо умножить на коэффициент индексации. Получается пенсионный капитал. Полученную сумму делят на 228 и на величину стоимости балла.
В некоторых случаях начисляются дополнительные баллы. Например:
Рассчитать свою будущую пенсию можно самостоятельно. Самый простой способ, зайти на сайт ПФ и зарегистрироваться. Точную сумму будущей пенсии можно рассчитать, если ввести необходимые данные. Также Вы можете восспользоваться калькулятором на нашем сайте.
Расчет пенсии с учетом ИКП:
СК – коэффициент стажа. Его максимальное значение может быть равно 0, 75.
ЗР – среднемесячная зарплата гражданина за 60 трудовых месяцев.
ЗП – среднемесячная зарплата по всей стране.
По этой формуле рассчитывается размер пенсии для мужчин, отработавших 25 лет. Женщинам необходимо иметь 20 — летний стаж.
Николаев Александр Петрович, страховой стаж до 2002 года составляет 9 лет 1 месяц, после 2002 года – полных 10 лет. Количество начисленных баллов – 41, 093. Результат за всю работу в советский период – 7, 6.
Пенсионный капитал составляет 489 424, 76 рублей. Эту сумму нужно разделить на 228 и на величину стоимости пенсионного балла.
489424, 76/228/64, 1 = 33 488 балла.
8 (499) 703-35-33 (доб. 490) — Москва и МО
8 (800) 777-08-62 (доб. 112) — Россия (общий)
или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!
Все консультации у юристов бесплатны.
Каждый гражданин, достигший определенного возраста вправе выйти на пенсию и получать социальное пособие от государства. В настоящий момент пенсию получают люди, которые начинали свою трудовую деятельность еще в советский период. Благодаря пенсионной реформе их доход значительно увеличился.
rupensia.ru
Пенсия в 1991 году
Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.
Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.
Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.
Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.
Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике — в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.
В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.
Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».
Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.
С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.
В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.
Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.
В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».
В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.
Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.
В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.
Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.
Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).
Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».
С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.
Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.
Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.
Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.
Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.
Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).
Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.
Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.
Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.
На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД — 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.
При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.
Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».
Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.
Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.
Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.
В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.
Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.
Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.
Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.
Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».
Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.
Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.
Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.
Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.
В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.
При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.
pfr.pba.su