Оглавление:
Разрешение 16:9. Соотношение сторон экрана мониторов разных форматов
Из года в год мониторы совершенствовались в основном только в увеличении разрешения матрицы и размеров экрана. Все это стало причиной стремления людей к просмотру контента все более хорошего качества. Благо, производство не стоит на месте, и на мировой рынок выходят все более мощные и совершенные компьютерные устройства. С их помощью создается и транслируется этот высококачественный контент.
Экранное разрешение 16:9, так же как и 16:10, является стандартом для современного времени. При этом разрешение матрицы составляет 1920 х 1080 и 1920 х 1200 пикселей соответственно. Однако сейчас не стоит судить о размере монитора по его разрешающей способности, так как даже некоторые мобильные телефоны с диагональю экрана в 5 дюймов обладают разрешением матрицы более чем стандарт FullHD (1920 х 1080 пикселей).
Современные мониторы из среднего ценового сегмента, имея разрешения экрана 16:9 и 16:10, обычно обладают экранами диагональю в 22-24 дюйма. Но так было не всегда. Оптимальное разрешение экрана в разные времена было разным.
Краткая история
В начале истории создания и воспроизведения контента стояло соотношение сторон экрана 1:1, то есть «квадрат». Такое решение использовалось только в фотографии и позволяло использовать компоновку кадра как вертикально, так и горизонтально. Позже подобный формат начали использовать и при создании кинофильмов.
На смену «квадрату» пришел формат 5:4, который еще называли 1,25:1. Он использовался в некоторых компьютерных мониторах, и многие люди путали его с более распространенным форматом 4:3. Разница была лишь в разрешающей способности в 1280 х 1024 пикселя. Некоторые «знатоки» и «профессионалы» отмечали более точную передачу геометрии на данном формате экрана, но не все с этим согласны, и споры идут до сих пор.
Сразу после «квадрата» с целью расширения видимой сцены и кадра создан формат 4:3 или 1,33:1. Этот формат сначала получил широкое распространение в фотографии и кинематографе, а потом и вовсе стал стандартом вещания аналогового телевидения. Можно вспомнить период, когда в каждом доме стояли сначала огромные деревянные, а позже пластиковые с плоским экраном телевизоры с практически квадратным экраном для приема того стандарта вещания. Компьютерные мониторы также получили данный формат и долгое время имели разрешения 1024 х 768, 1152 х 864 и 1600 х 1200 пикселей. Впоследствии их вытеснили широкоформатные устройства, имеющие разрешение 16:9.
Существовали также форматы 3:2 и 14:9. Первый ничем знаменательным себя не зарекомендовал, а вот второй был промежуточным форматом для перехода от аналогового телевещания 4:3 к широкоформатному и легко помещался в старый формат в виде небольших черных полосок вверху и внизу экрана.
Современный формат соотношения сторон 16:10 получили компьютерные мониторы и большое количество ноутбуков с разрешением 1280 х 800, 1440 х 900 и 1680 х 1050 пикселей на дюйм. Преимуществом этого формата является большее рабочее пространство по сравнению с самым массовым, имеющим разрешение 16:9. Такой формат широко используется в игровых мониторах.
Переход аналогового телевидения на цифровое ознаменовался созданием единого стандарта телевидения высокой четкости HDTV, имеющим формат 16:9. Разрешение матрицы экранов в данном случае составляет: 1366 х 768, 1600 х 900, 1280 х 720 и 1920 х 1080 пикселей. Сейчас существуют и гораздо более емкие матрицы такого же формата. В чем же разница для пользователя?
Соотношение сторон экрана дома и в офисе
Сейчас люди пользуются массой различных компьютерных устройств, мобильных гаджетов и носимых электронных приспособлений как у себя дома, так и на работе в офисе. Все эти технологии призваны упрощать и ускорять работу, а также развлекать владельцев.
Разрешения экрана 16:9 и 16:10 встречаются как в компьютере или ноутбуке, так и в телевизоре, транслирующем цифровой контент и цифровое телевещание. Для любителей компьютерных видеоигр идеально подходят оба этих формата и отличаются они незначительно, а вот в телевизорах обычно не применяются форматы 16:10.
Для работников, имеющих дело с таблицами, текстом или трехмерным моделированием и чертежами, наличие чуть более высокого экрана по вертикали (16:10 по сравнению с 16:9) позволяет получить дополнительное важное пространство для работы и обзора, что способствует более качественному труду.
Контент важен
Имея монитор с экраном 16:9, необходимо иметь еще и сам цифровой контент. Создается он как на устройствах видео- и фотозаписи, так и на самих компьютерных устройствах. В современном мире медиамир подгоняется в стандарты FullHD и 4К, имеющие разрешение 16:9, так как, унифицируя контент, производители оборудования и контента отказываются от нестандартных решений в пользу общепринятых норм. Такие действия позволили сократить расходы на разработку новых форматов и их внедрение, а также высвободить производственные ресурсы для улучшения и совершенствования продукции в других направлениях.
Исходящий сигнал
Сам видеосигнал формируется в специальном устройстве (видеоплате или видеоадаптере, соотношение 16:9). Разрешение при этом варьируется в пределах, выбранных пользователем. Чем больше разрешение, тем сильнее идет нагрузка на мощность аппаратной части как видеоадаптера, так и всего электронного устройства в целом. Современные видеоустройства способны транслировать видео или игровой контент в трехмерном изображении с самой высокой четкостью (вплоть до 4К и UltraHD).
Для любителей качественного кино и компьютерных игр
Современные мониторы с соотношением сторон в 16:9 и 16:10 для ценителей игрового и киноконтента не позволяют полностью погрузиться в цифровой мир, так как ограничены шириной обзора, а человеческий глаз своим периферическим зрением воспринимает гораздо больше. Для этого разработчики мониторов и телевизоров создали специальные серии своих устройств с очень широкими экранами. Они получили соотношение сторон 21:9 и разрешения 2560 х 1080 и 3440 х 1440.
fb.ru
FAQ. 16:9 против 16:10. Мифы и факты
наиболее часто задаваемые вопросы в интернет форумах
1. Вступление.
Появление в продаже мониторов формата 16:9 породила в Интернет социуме форменную эпидемию конспирологии. Счастливые до сегодняшнего дня обладатели мониторов форм-фактора 16:10 в одночасье почувствовали себя ущемленными в своем величии.Еще вчера будучи владельцами самых современных мониторов они свысока поглядывали на владельцев «устаревших» мониторов форм-фактора 4:3, а сегодня внезапно оказались на их месте, плетясь в хвосте технического прогресса.
Известного вторичного продукта в форумные вентиляторы подбросили и маркетологи компаний производителей мониторов. Совершенно без задней мысли они расписали в своих пресс-релизах достоинства новых моделей, превознося их, как обычно, до самых небес. Подобная реклама, обычно игнорируемая всеми вменяемыми пользователями, неожиданно для всех (в том числе и ее авторов) встретила активное противодействие со стороны вышеупомянутой части форумной публики. С сайта на сайт начали кочевать ссылки на «письма счастья», в которых подробно разъяснялись всем желающим вся злокозненность нового поколения мониторов, и раскрывались подробности зловещего заговора изготовителей мониторов безнаказанно решивших украсть у невнимательных юзоров 120 пикселей вертикального пространства. С рассмотрения этой наиболее болезненного для юзеров мифа мы и начнем.
2. Главный миф:Мониторы 16:10 лучше подходят для работы чем мониторы 16:9.
Миф построен на отсутствии понимания принципа вывода изображения на экраны мониторов. Пользователь видит что экраны мониторов 16:9 и 16:10 отличаются по геометрической площади и делает вывод что они смогут вместить в себя разное количество информации. Это совершенно не так, диагональ экрана или соотношение сторон монитора никак не связаны с количеством информации одновременно выводимой на экран в програмах типа 3D-Max, Visual Studio или MSOffice.
Операционные системы семейства Windows ничего не знают о физических размерах дисплея на котором прорисовываются их окошки, эта информация является излишней для построения изображения. Размер отображаемой области для Windows описывается разрешением дисплея в пикселях и «плотностью» этих пикселей на экране называемую DPI (Dot Per Inch — точек на дюйм). Общая виртуальная «площадь» экрана вычисляется перемножением длины и ширины данного экрана в пикселях. То до какого именно геометрического размера отмасштабируется на имеющихся пикселях то или иное «окно» Windows определяется выставленным вами значением DPI, которое по умолчанию равно 96 пкс/дюйм.
Поэтому каким бы соотношением сторон не обладал ваш монитор — это никак не скажется на объеме информации которую он сможет вывести.
В качестве примеров:
1) Гипотетический монитор с диагональю 24 дюйма, отношением сторон 16:10 и разрешением 1680 пкс x 1050 пкс выведет существенно меньше информации чем гипотетический монитор с диагональю 21 дюйм, отношением сторон 16:9 и разрешением 1920×1080.
2) Телевизор с диагональю 42 дюйма, отношением сторон 16:9 и разрешением 1368×768 выведет меньше информации чем 19′ монитор c отношением сторон 16:10 и разрешением 1440×900.
3. Дело об украденных 120 пикселях.
Миф базируется на неявном предположении о том, что каждый монитор 16:10 обладает разрешением 1920×1200. Поэтому, мол, все мониторы имеющие меньшую высоту в пикселях по вертикали являются обрезками от «полноценных» мониторов 16:10.
На первый взгляд рассуждение выглядит здраво . если забыть о существовании в природе других разрешений мониторов 16:10 и 16:9. Вот скажем монитор 1680×1050 (16:10) это обрезок» от чего? От монитора 1920×1080? А может наоборот это полноценный монитор, обрезком которого является 1600×900? Если вы точно знаете ответ на этот вопрос, то наверняка вам известен и точный ответ на старую загадку «Наполовину полн, или наполовину пуст стакан, заполненный водой на половину своего объема?»
Всем остальным людям, обладающим менее религиозным мышлением, предлагается внимательно рассмотреть иллюстрацию, на которой я пропорционально отобразил различные разрешения экрана. Разрешения 1440×900, 1680×1050, 1920×1200 принадлежат мониторам с соотношением сторон 16:10, а 1366×768, 1600×900, 1920×1080, 2048×1152 мониторам с соотношением 16:9.
Анализируя иллюстрацию нетрудно заметить что мониторы 1440×900 и 1680×1050 уже выбыли из гонки, будучи поглощены мониторами 1600×900 и 1920×1080 и постепенно исчезают из продажи. Как то еще держатся на плаву мониторы с разрешением 1920×1200 но и их позиция весьма шатка. По моему личному мнению, в ближайшем будущем нас ждет появление монитора 16:9 с разрешением 2560×1440, который и поставит точку в этом споре. Сторонникам 16:10 очень трудно будет утверждать что мониторы большей диагонали и большего разрешения хуже их престарелых любимцев. Впрочем вполне весомую запятую вносит в это утверждение и уже продающиеся в магазинах мониторы с разрешением 2048×1152.
3.1. Чем же чревата для пользователя потеря 120 пикселей?
Сторонники разрешения 1920×1200 настаивают на том, что потеря содержимого этих 120 пикселей существенно нарушает их рабочий процесс. Мол из-за их отсутствия они не могут расположить удобно необходимые им по работе инструментальные панели. Дабы сделать наше обсуждение более наглядным приведу иллюстрацию на которой пропорционально отображены эти два разрешения. Обсуждаемая область «украденных пикселей» выкрашена серым цветом.
Ну что сказать, кому-то этот маленький кусочек внизу экрана покажется очень важным, кому то мелким и незначительным. Это дело вкуса и личных потребностей каждого человека. Одного могу сказать точно: следует учитывать данный нюанс при покупке нового монитора.
Впрочем, реальная жизнь и тут снова вносит свои коррективы. Открываем сайт price.ru, выбираем поиск по фразе 1920×1200 и . оба на! Всего лишь две модели мониторов стоимостью менее 10 тыс. руб. Причем следом за ними идут мониторы стоимостью от 20тыс и выше
Обьясняется феномен достаточно просто. Мониторы 16:10 снимаются с производства как устаревшие, выходят из конкурентной гонки и поэтому не дешевеют. Таким образом, любителю большого количества пикселей сейчас предлагается за его деньги следующий выбор — два(а то и три ) монитора 1920×1080 или один монитор 1920×1200. На мой взгляд выбор самоочевиден, рабочее пространство 3840px x 1080 px значительно больше по размеру пространства 1920×1200. На нем можно разместить куда как больше рабочих панелей и документов.
Для людей ригидных идея кажется довольно бредовой, вместе с тем именно ей имхо принадлежит будущее. Сам я работаю на нескольких мониторах уже довольно давно.
А с точки зрения фирмы ATI мониторов и вовсе должно быть штук 6 как минимум.
3.2. Соревнование соотношения сторон имеет право быть только при одинаковых условиях, т.е. диагоналях.
Привычка пользователей выбирать мониторы и телевизоры основываясь на размере их диагонали тянется еще с тех времен, когда отношение диагонали было фиксированным и единственным(4:3). В те годы можно было определив единственное число «диагональ» автоматически определить с его помощью сразу и ширину, и высоту экрана. Такой подход был довольно удобен и он прижился. Тем не менее нет ничего вечного под луной, так и привычка мерять размер в диагоналях потеряла свой смысл во времена появления LCD мониторов. Новые жидкокристаллические мониторы, пришедшие на смену ЭЛТ принесли с собой не только новый тип матрицы, но и новое отношение сторон. Вместо 4:3 они оказались немного более «квадратными» (5:4) поэтому 17 дюймовый ЭЛТ монитор несколько не совпадал по своему физическому размеру с 17 дюймовым LCD монитором. Дополнительную путаницу внесли сначала мониторы с отношением сторон 16:10, а затем и 16:9. В результате всех этих метаморфоз, в наше время, цифра размера диагонали, взятая отдельно, не означает практически ничего и является маркетинговым параметром. Так к примеру монитор 5:4 с диагональю 19′ обладает примерно такой же высотой как монитор 23′ с отношением сторон 16:9.
«Одинаковые условия по диагонали» для двух разных мониторов являются одинаковыми лишь тогда, когда эти два монитора обладают одинаковым соотношением сторон.
4. Миф второй: монитор 16:10 воспроизводит Full HD видео точно также как и мониторы 16:9.
Действительно любой монитор с разрешением равным или превышающем 1920×1080 способен «один в один» воспроизвести обсуждаемое видео. Проблема в том что таковыми являются далеко не все мониторы 16:10 или 16:9. В линейке 16:10 мониторов такая модель вообще одна — а именно мониторы 24 дюйма с разрешением 1920×1200. Ни 22 дюймовый 1680×1050 ни 19 дюймовый 1440×900 на такие подвиги не пригодны. Равно как непригодны для этого и 20 дюймовые мониторы 16:9 с разрешением 1600×900. Поэтому давайте отбросим эти FullHD обрезки и сразу перейдем к сравнению двух «верхних» расширений, 1920×1200 и 1920×1080. Ok, согласны?
Для монитора 16:9 FullHD является «домом родным» и фильм с разрешением 1920×1080 полностью займет всю площадь экрана, так как вся поверхность его экрана обладает именно таким размером в пикселях. А что произойдет с монитором 16:10? Для понимания этого вопроса нам придется обратиться к еще одному параметру мониторов, на который мы ранее не обращали внимания — физическому размеру экрана в миллиметрах. Воспользуемся online-калькулятором и рассчитаем физический размер экранов двух мониторов, одного 24′ 1920×1200 (16:10), второго 24′ 1920×1080 (16:9).
Размеры монитора 16:10 у нас получились равными 516 мм x 323 мм, размеры монитора 16:9 — 531 мм x 298 мм, на иллюстрации ниже первый монитор представлен черным квадратом, а второй зеленым.
Производя расчеты для монитора 16:10 следует учесть те самые пресловутые лишние 120 пикселей. Поэтому из его высоту мы делим на 1200 (общее число пикселей по вертикали) и умножаем на число задействованных пикселей(1080). В результате поле просмотра равно (323/1200)*1080=290 мм. Поле просмотра для 16:10 я отображу на своем рисунке в виде красного прямоугольника.
Глядя в эту картинку не предвзятый пользователь сразу может сделать два вывода:
1) Разница площади между двумя мониторами незначительна.
2) FullHD картинка на экране монитора 16:10 будет выглядеть существенно более мелкой, чем на экране 16:9.
И дело вовсе не в пресловутых «лишних» 120 пикселях по вертикали. Дело в том, что «зеленый прямоугольник» FullHD монитора длиннее «красного прямоугольника» монитора 16:10 и чтобы вписать его в ту-же ширину, нам придется еще дополнительно уменьшить высоту изображения на 16:10 мониторе. Навскидку, при просмотре FullHD-видео 24′ дюймовый монитор превращается в нечто вроде 23-22′ дюймового монитора 16:9.
5. . а что, на 16:9 контенте свет клином сошелся?
Как бы вам не хотелось обратного но да сошелся. И клин этот в гроб 16:10 забил переход мирового телевидения на формат HDTV. Как бы не изгалялись киностудии изобретая новые форматы для кинотеатров, но путных фильмов они выпускают максимум штук 10 за год (да и те обычно позже выходят на DVD ). А вот «Доктор Хаус», «Остаться в живых», «Батлестар Галактика», «Герои» и множество прочих нежно любимых в народе сериалов выпускается по одной серии в неделю каждого. А помимо них есть канал Дискавери, всякие там кошечки с собачками на Animals, фантастика на SkyFi и прочая, прочая, прочая. И все это добро идет в FullHD и чаще всего лежит на торрентах в этом же формате.
Для тех кто считает что 16:9 это формат кинофильмов приведи небольшую табличку, без которой вы скорее всего вообще не поймете сути обсуждаемой проблемы. Дело в том, что производители фильмов, как бы это сказать помягче, положили на соотношение сторон каких либо телевизоров или компьютерных мониторов. У них свои стандарты.
www.adsl.kirov.ru
allprojectors .ru
Всё о мультимедиа проекторах
- По сфере применения
- Домашние кинотеатры
- Видеомэппинг
- Музеи
- Спортивные объекты
- Театры, шоу
- Образование
- Тренажеры и виртуальная реальность
- Центры управления
- Конференц-залы
- Интерьерный 3D мэппинг
- Digital Signage
- По производителю
- BenQ
- Barco
- Canon
- Christie
- Eiki
- Epson
- Hitachi
- Panasonic
- Sony
Какой формат — 4:3 или 16:9 — предпочесть для домашнего кинотеатра.
Покупатели сейчас недаром находятся в замешательстве относительно форматов: 4:3 – стандартный, за 16:9 – будущее, так какой же лучше для домашнего видеотеатра? Если купить проектор с родным форматом 4:3, будет ли он показывать в формате 16:9? Если вы собираетесь обзавестись домашним театром и не знаете, какой формат предпочесть: 4:3 или 16:9, прочтите эту статью.
Кстати, если вы впервые слышите про форматы 4:3 и 16:9, то имейте в виду, что речь идет о соотношении ширины и высоты прямоугольного изображения, иначе говоря, об аспектовом отношении. Обычный телевизор имеет аспектовое отношение 4:3. Это означает, что на четыре единицы ширины приходится 3 единицы высоты. Новый стандарт для HDTV — 16:9, т.е. на 16 единиц ширины приходится 9 единиц высоты. Таким образом, HDTV изображение 16:9 есть прямоугольник, который горизонтально шире, чем обычное TV изображение.
Проблема заключается в том, что видеоизображение имеет много различных форматов. Материалы, подготовленные для обычного ТВ, имеют формат 4:3 и часто помечаются как 1.33 (т.к. 4 поделить на 3 будет 1.33). Передачи, подготовленные для HDTV, имеют формат 16:9 (1.78). Фильмы, музыкальные видео и другие записи на DVD выпускаются в самых разных форматах: 1.33, 1.78, 1.85, 2.00, 2.35, 2.4, 2.5 и т.д. Поскольку универсального формата для прямоугольного видеоизображения не существует, часто возникает путаница. Так какого же, в идеале, формата должен быть проектор и какого формата должен быть экран к нему.
Вот вам простой ответ: при имеющихся форматах проекторов и экранов для домашнего театра существует три варианта. Проектор с родным форматом 4:3 и экран того же формата 4:3. Проектор с родным форматом 16:9 и экран 16:9. Или проектор с родным форматом 4:3 и экраном 16:9. (Теоретически существует еще одна возможность: проектор 16:9 и экран 4:3, но по причинам, которые станут для вас очевидными после прочтения этой статьи, надо совсем не иметь головы, чтобы предпочесть такой вариант).
Каждый из вариантов имеют свои преимущества, но и свои ограничения, с которыми надо мириться. Идеального варианта нет – есть лучший для вас. И вы будете знать, какой именно, когда ознакомитесь со следующим сравнительным анализом.
Вариант 1. Проектор с родным форматом 16:9 и экран 16:9.
Если вы смотрите HDTV и широкоэкранный DVD плеер, ваш выбор очевиден. Проектор 16:9 и экран 16:9, несомненно, наилучшее сочетание для получения широкоэкранного изображения. Изображение 16:9 и экран 16:9 прекрасно подходят друг другу, и все замечательно. Основное преимущество – вы добиваетесь максимально возможного разрешения для источника широкоэкранного видеосигнала.
Однако надо иметь в виду, что когда дело доходит до фильмов на DVD, возникают проблемы с форматами. Многие фильмы имеют формат больший, чем 16:9. Например, Танцы с волками, Гробница, U-571, Красота по-американски, Звездные войны/ Призрачная угроза (назовем лишь несколько) – формата 2.35:1. Поэтому, когда вы просматриваете эти фильмы на экране 16:9, вы получаете черные полосы сверху и снизу экрана, каждая шириной около 12% от высоты картинки. Полосы не такие широкие, какие были бы на экране 4:3, но все равно заметны. Экран Stewart Grayhawk сделает их темнее, а экран Firehawk – еще темнее, делая присутствие этих черных полос на экране менее заметным глазу.
Тем не менее, можно рассмотреть еще одну возможность – дополнительные электро- шторы (черные панели с электроприводом) – для просмотра фильмов такого формата (их можно заказать вместе с экраном у поставщика). Вы убедитесь, что общее впечатление от просматриваемого изображения намного улучшиться. Ничто не делает видеоизображение более живым, чем сплошная черная рама. Меня удивляет, как много людей готовы тратить тысячи долларов на устройства, позволяющие получить наилучшее из возможных изображение, и отказываются вложить относительно небольшую сумму в достойное обрамление.
Что делать с видео формата 4:3 на оборудовании под формат 16:9
Основное ограничения проектора формата 16:9 с экраном16:9 касаются демонстрации видеоматериалов формата 4:3. А таких в мире – МНОЖЕСТВО. Обыкновенный ТВ, конечно же, имеет формат 4:3. Но и большинство киноклассики (Касабланка, Гражданин Кейн, Волшебник страны Оз, Унесенные ветром, Фантазия, и т.д.). Большинство музыкальных фильмов тоже формата 4:3. Большинство IMAX specials тоже имеют формат 4:3. Потому-то многие озабочены также и качеством изображения видеоматериалов формата 4:3.
Имея проектор/экран формата 16:9, лучше всего демонстрировать видеоматериал формата 4:3 по центру экрана 16:9, оставляя полосы по краям экрана. Если источником видеосигнала формата 4:3 являются DVD плеер или HDTV, полосы будут черными, что вполне терпимо. Если же сигнал поступает от телевизора, полосы будут серые. А вот это ужасно. Ничто так не портит видеоизображение, как это серое обрамление.
С этим можно бороться разными способами, но ни один из них нельзя признать хорошим. Во-первых, можно использовать дополнительные вертикальные электро-шторы по краям изображения. Это, конечно, сработает, но этот способ слишком дорог.
Во-вторых, можно использовать функцию «растяжения» проектора и растянуть картинку формата 4:3 в горизонтальном направлении до формата 16:9. От этого люди сразу толстеют, а машины на овальных колесах скребут днищем по дороге. Ну и зрелище. Романтическое настроение, созданное фильмом Касабланка (формат 4:3), будет испорчено видом Богарта и Бергман — выглядят они так, будто провели годы войны, объедаясь французскими сырами и паштетами. Для любого, кто серьезно относится к искусству кино и хочет видеть видео или кинофильм таким, каким его создал автор, подобное издевательство над изображением (функция, которой снабжены все видео проекторы 16:9) не приемлемо.
В-третьих, можно воспользоваться «зумом», которое увеличивает изображение, отсекая при этом его верхнюю и нижнюю часть, и показывает «середину» в полный экран формата 16:9. На крупных планах вы увидите лица безо лба и подбородка. В любом случае, постоянно чувствуется, что «живые» пропорции изображения нарушены. Так что мы имеем еще одну нелепую «функцию», которой не следует пользоваться.
И, наконец, если видеоматериал формата 4:3 действительно важен для вас, и вы не намерены подвергать его подобной обработке, просто забудьте о проекторе 16:9 и обзаведитесь проектором формата 4:3.
С другой стороны, если вы не часто смотрите видеоматериал формата 4:3 или не слишком озабочены достижением оптимального качества изображения, просто смиритесь с полосами по краям как с наименьшим злом.
Вариант 2. Проектор с родным форматом 4:3 и экран 4:3.
На первый взгляд выбор проектора и экрана, каждый формата 4:3, кажется немного старомодным. В конце концов, будущее за форматом 16:9, не правда ли? Зачем выбирать вчерашний день? А затем, чтобы не сталкиваться с проблемами, которые мы только что обсуждали. Если вы смотрите преимущественно материал формата 4:3, или хотите, чтобы классический фильм демонстрировался наилучшим образом, проектор и экран формата 4:3 могут оказаться для вас оптимальными.
При таком варианте изображение занимает весь экран. Если в проектор подается видеосигнал формата 16:9, изображение занимает 75% экрана формата 4:3, оставляя черные полосы сверху и снизу.
Такое решение имеет ряд преимуществ. Первое, все просто – никакой суеты. Второе, можно использовать электро-шторы и подгонять видимые размеры экрана под изображение с любым аспектовым отношением для любого видеоматериала. Горизонтальные и вертикальные шторы позволят установить сплошную черную рамку вокруг чего угодно – а не только вокруг изображения 4:3 или 16:9, что немаловажно, так как многие DVD имеют аспектовое отношение больше, чем 16:9. Таким образом, не зависимо от того, что вы смотрите, можно, открывая и закрывая шторы, добиться соответствия реальным размерам изображения.
Кстати, для этого варианта существует еще и анаморфотный объектив. Если вы хотите использовать все 100% разрешения матрицы 4:3 для проецирования анаморфотного изображения 16:9, можно воспользоваться объективом Panamorph. Это еще один дополнительный объектив, устанавливаемый перед проектором (где ваша стремянка?). Разница между Panamorph и ISCO в том, что Panamorph сжимает изображение вертикально, а не растягивает горизонтально. Так, анаморфотное изображение формата 4:3 (высокие, тощие люди), проецируемое во всю ширину экрана формата 4:3, объектив Panamorph сожмет по вертикали до формата 16:9, при этом ширина картинки останется без изменений, что и требовалось.
Вышеупомянутые соображения относительно объектива ISCO можно отнести и к объективу Panamorph, хотя он не такой дорогой. Отметим, что для минимизации геометрических искажений объектив надо установить таким образом, чтобы изображение проецировалось как можно ближе к верхнему краю экрана. Это обстоятельство нужно учесть при выборе электро-штор.
Как и в случае с объективом ISCO, лично я не стал бы пользоваться и объективом Panamorph, так как для меня затраты сил и денег не стоят достигнутого эффекта. Однако есть видеофилы, которые разве что не молятся на них, поэтому важно было привлечь ваше внимание и к такому варианту.
Зачем покупать к проектору 4:3 экран 4:3?
Все зависит от того, что и как вы любите смотреть. Речь идет о психологических и эмоциональных аспектах, а также о ваших собственных эстетических предпочтениях – как вы полагаете, «картинка 4:3 должна быть меньше, чем 16:9?» Вам нравиться смотреть телевизор формата 4:3, а затем раздвинуть изображение, чтобы насладиться широкоэкранным фильмом? Множество людей, по вполне понятной причине, скажут «Ну да, конечно, ведь для этого и нужен домашний видеотеатр, не так ли?»
Может да, а может нет. Лично я предпочитаю большой экран формата 4:3, и вот почему. Без сомнения, я люблю смотреть широкоэкранные фильмы во всей их широкоэкранной красе. Поэтому у меня дома висит экран формата 4:3, достаточно широкий (в моем случае, это 8 футов (2,4 м)) который позволяет мне смотреть также фильмы формата 16:9. К нему у меня есть электро-шторы, которые обычно установлены в положении для «16:9», так что выглядит все это как широкоэкранный видеотеатр. Если я поставлю сверх-широкоэкранный фильм, я немного прикрою шторы и получу сплошную черную раму вокруг изображения. Подстроиться можно под любой формат видеоизображения.
Теперь, предположим, я меняю видеоматериал и хочу посмотреть грандиозный IMAX DVD фильм формата 4:3 под названием «Голубая планета». Откровенно говоря, необходимость сжимать IMAX фильм формата 4:3, чтобы поместить его в середину экрана 16:9, вызывает у меня сильное раздражение. Еще хуже смотреть IMAX фильм во весь экран формата 16:9, оставляя треть изображения за верхним и нижними краями экрана. Но я-то избавлен от этих проблем. У меня-то есть большой экран формата 4:3, спрятанный за шторами. Нажимаю кнопку, открываю шторы – и получаю величественное 4:3 IMAX изображение во всем великолепии.
С музыкальными видео дело обстоит также – почти все они формата 4:3, а на мой вкус, чем больше – тем лучше. Большой музыке – большое видео. Глядя на экран 4:3 с диагональю 120 дюймов (чуть больше 3 метров), я чувствую себя, как в первом ряду на концерте Eagles Hell Freezes Over. А когда это же изображение втиснуто в середину экрана 16:9, то Eagles смотрятся, как в телевизоре.
И футбол отлично смотрится на большом экране 4:3. И классические фильмы вроде Фантазии, Гражданина Кейна, Волшебника Страны Оз, да и вообще все фильмы формата 4:3 на большом экране выглядят очень зрелищно.
Теперь вернемся к тем двум вариантам, какого же размера мое изображение формата 4:3? На экране 4:3 оно занимает 8 х 6 = 48 кв.футов (2,4 м х 1,8 м ? 4,3 кв.м). На экране 16:9 оно займет 6 x 4.5 = 27 кв.футов (1,8 м х 1,35 м ? 2,4 кв.м). Почти в два раза меньше! Вот в этом и отличие между присутствием на концерте Eagles или просмотром его по телевизору.
А между тем – и это ключевой момент – у меня размер изображения формата 16:9 остается все тем же: 8 x 4.5 = 36 кв.футов (2,4 м х 1,35 м ? 3,2 кв.м). Изменить можно только размер изображения 4:3. Хотите максимально использовать поверхность стены? Экран 4:3 предоставит вам бoльшую площадь для изображения, т.к. он имеет больший размер по вертикали.
Я никогда откажусь от удовольствия смотреть IMAX фильмы, или Фантазию, или музыкальные видео, или футбол в максимально возможном для меня формате. Особенно ради столь несущественного (для меня) соображения, что видеоматериал формата 4:3 должен быть «меньшего» размера, чем широкоэкранный фильм. Итог будет следующим: лично я не считаю, что изображение формата 4:3 должно быть меньше, чем изображение формата 16:9 – я люблю большие картинки, и пусть каждое будет настолько большим, насколько я смогу добиться.
Теперь. Вам может показаться, что эти мои рассуждения — ерунда. Если так, то помните, здесь мы рассуждаем о развлечении для ВАС. Подумайте, что и как вы хотите смотреть. Устройте все так, как вам нравиться. Нет «правильного» решения вообще. Есть правильное решение для вас.
Вариант 3. Проектор с родным форматом 4:3 и экран 16:9.
В настоящее время на рынке присутствуют сотни проекторов формата 4:3 и лишь несколько – формата 16:9. Т.о., среди проекторов 4:3 имеется большое разнообразие с точки зрения цены и качества изображения. Поскольку большинство проекторов 4:3 воспроизводят сигнал обоих форматов (4:3 и 16:9), множество людей покупает их для домашнего театра.
Большинство проекторов формата 4:3 разрабатывались как презентационные, но некоторые предполагают их использование как в презентационных целях, так и для домашнего театра. Некоторые производители домашних театров, такие как Runco, Vidikron, DWIN, Marantz, Sim2/Seleco и Sharp разрабатывали модели проекторов 4:3, предназначенные исключительно для домашних театров.
Поскольку из-за HDTV формат 16:9– последний крик моды, многие выбирают проектор формата 4:3 в комбинации с экраном 16:9. Вполне законный способ. Но при этом приходится идти на компромиссы, о которых следует знать. Давайте для начала рассмотрим, как в данном случае будет выглядеть изображение формата 16:9.
Когда проектор формата 4:3 проецирует сигнал формата 16:9, он использует 75% своей матрицы (будь то LCD панель, DLP чип или LCOS чип). Т.е. устройство с родным разрешением 4:3 XGA (1024 x 768 пикселей) использует для создания изображения всего лишь 575 строк из имеющихся 768. Активная пиксельная матрица 1024 x 575 формирует изображение с аспектовым отношением 16:9, а остальные 193 строки бездействуют.
Это приводит к возникновению черных полос по верхнему и нижнему краю экрана из-за незадействованных строк панели или чипа. Поэтому если у вас имеется проектор формата 4:3 и экран 16:9, то можно установить проектор таким образом, что черные полосы уйдут за края экрана. Вуаля, проецируемое изображение совпадает с экраном.
Достаточно легко. И если все, что вы собираетесь смотреть, имеет формат 16:9, то дело сделано. Беда в том, что в мире существует огромное количество видеоматериала формата 4:3. И как вы собираетесь подгонять изображение формата 4:3 под экран 16:9?
У вас есть несколько возможностей. Можно приобрести проектор с моторизованным зумом с подходящим коэффициентом увеличения. Это приспособление позволит вам, используя функцию зума, добиться нужного размера изображения.
Например, Sanyo XP21N имеет моторизованный 1.3x зум ,что означает, что вы можете изменить размер изображения на 30%, пройдя весь диапазон зума. Следовательно, установив зум на максимально широкий угол для проецирования изображения 16:9 и сузив угол до минимума, можно уменьшить величину изображения на 30%. Поскольку изображение формата 4:3 на 33% уже, чем изображение формата 16:9, почти все изображение формата 4:3 разместится в середине экрана, при этом лишь тоненький краешек изображения заедет за верхнюю и нижнюю границу экрана. Чтобы исправить это, надо точно установить проектор на такое расстояние от экрана, при котором оба формата должным образом проецировались бы на экран. С этим вы как-нибудь справитесь.
Каждый проектор 4:3, оснащенный моторизованным зумом с коэффициентом не ниже 1.3х, позволяет таким же образом настроить его на показ изображений этих двух форматов. Собственно говоря, того же результата можно добиться и от проектора с ручным зумом, установив проектор на стол, или, если проектор подвешен под потолком, забираясь на стремянку каждый раз, когда нужно изменить аспектовое отношение изображения. Если зум проектора меньше 1.3х, вам не удастся втиснуть изображение формата 4:3 в тот же вертикальный размер, что и изображение 16:9.
Хорошо то, что использование проектора подобным образом позволяет на все 100% задействовать матрицу 4:3 (все 768 строк XGA). Однако имейте в виду, что при этом удваивается яркость изображения на вашем экране для видеоматериала формата 4:3. Почему? Площадь изображения 16:9 на 33% больше, чем 4:3. Поэтому количество света, приходящегося на единицу площади при той же высоте изображения, увеличивается на 1/3 при переходе от изображения 16:9 к 4:3. Более того, вы используете весь световой поток проектора, а не 75%, как у 16:9 (оставшиеся 25% заблокированы черными полосами). В итоге, от вашего проектора на единицу площади поступает примерно в 2 раза больше света. Для вас это может иметь или не иметь значение, но знать об этом надо.
Второй способ проецирования изображения 4:3 на экран 16:9 – использовать функцию электронного форматирования, имеющуюся у многих проекторов, и/или у ваших источников сигнала. Можно оставить объектив, настроенный для изображения 16:9, и просто выбрать опцию, которая помещает сжатое изображение 4:3 в центр экрана с черными полосами по краям. При этом освещенность на единицу площади остается неизменной. Правда, теперь для получения изображения 4:3 используется только половина из тех пикселей, что были бы задействованы, если бы вы воспользовались зумом. По сути, в этом случае вы используете возможности проектора (разрешение и яркость) лишь наполовину половину.
У электронного реформатирования от источников есть оборотная сторона, весьма существенная: часто вы получаете серые полосы по краям. Серые полосы – это неудачное решение технической проблемы: они поступают как часть сигнала, защищающего от выгорания электронно-лучевые трубки в телевизорах, созданных для показа изображения 16:9. Серые полосы цифровым проекторам не нужны, т.к. цифровой проектор не имеет подобных проблем.
Я утверждаю, что этот способ не годится, потому что простейший способ свести на нет воздействие видеоизображения – окружить его серыми полосами. Ни один музей в мире не будет оформлять выставку фотографий Анселя Адамса, обрамляя их серым цветом. И по вполне разумным соображениям – именно от нейтрального серого цвета пытаются избавиться, увеличивая контрастность. С видео дело обстоит так точно же.
Хотите сделать что-то ОДНО, что существенно улучшит эстетическое воздействие вашего видеотеатра? Тогда забудьте про проектор, экран, источники сигнала. Вместо этого позаботьтесь о том, чтобы видеоизображение всегда имело ТВЕРДУЮ ЧЕРНУЮ РАМУ. Пока вы этого не добьетесь, ваша картинка всегда будет иметь бледный вид по сравнению с той, какой она могла бы быть.
Как же этого добиться? Помогут электро-шторы для экрана. Электро-шторы можно заказать вместе с экраном (Stewart, Da-lite и т.д., все продают их). Они представляют собой черные панели, которые открываются и закрываются по вашей команде, двигаясь горизонтально от верхнего и нижнего края, вертикально от левого и правого края, или все вместе, в зависимости от реального размера изображения, на которое вы смотрите. В контексте обсуждаемого вопроса, если у вас изображение формата 4:3 проецируется на середину экрана 16:9, шторы позволят избавиться от серых полос по бокам, окружив «активное» изображение черной рамой.
Для экрана 16:9 идеальный вариант – две пары штор. Вам понадобятся боковые шторы для обрамления изображения 4:3 в центре экрана. При проецировании видеоматериала 16:9 в полный экран все шторы убираются. Вам понадобиться закрыть верх и низ экрана при просмотре фильмов, чей формат превышает 16:9. Конечно же, четыре шторы – самый дорогой вариант. Но они нужны, ЕСЛИ у вас экран 16:9, и вы захотите окружить черными панелями любое из просматриваемых изображений. Соответственно, для экрана формата 4:3 нужна одна пара штор (верх/низ) для достижения того же результата. Для многих это окажется убедительным доводом в пользу экрана 4:3. Вот это мы и обсудим ниже.
Много сил затрачивается на то, чтобы склонить покупателей к формату 16:9. Единственная загвоздка в том, что окружающий мир не отформатирован под 16:9. Существует множество форматов, и 4:3 все еще преобладает. И вам, так или иначе, придется иметь дело со всеми форматами. Каждый из трех основных вариантов имеет определенные преимущества и очевидные недостатки. Среди них нет «лучшего» – каждый из них лучше только для определенных типов изображения.
Моей целью было разрушить миф о том, что сочетание проектора и экрана одного и того же формата 16:9 должно быть наилучшим, потому что сам формат – новый. Для меня это определенно не так. Будет ли такой выбор наилучшим для вас – решать только вам.
При обустройстве домашнего видеотеатра подумайте хорошенько, как много видеоматериала формата 4:3 вы будете смотреть, каким вы хотите его видеть. Насколько важно для вас, чтобы горизонтальный размер «широкоэкранного» изображения был больше, чем горизонтальный размер изображения формата 4:3? Если важно, то этот вариант – для вас. Ваша главная цель – максимальное разрешение HDTV? Тогда проектор 16:9 плюс экран 16:9 – отличный способ добиться желаемого результата.
С другой стороны, если вы осознаете, что существует множество видео, ТВ и фильмов 4:3, которые хочется видеть в большом формате, вариант проектор/экран 16:9 накладывает ряд ограничений, с которыми вам не захочется мириться. Проектор формата 4:3 в сочетании с экраном 4:3 и электро-шторами может обеспечить вам замечательный результат при грамотном применении.
Вы – директор вашего собственного домашнего театра. Подумайте обо всех видах видео/кинофильмов, которые вам захочется посмотреть – обычное ТВ, HDTV, музыкальные видео, современные широкоэкранные фильмы, классические фильмы 4:3, и т.д. Представьте себе, как они будут смотреться на стене. Обдумав каждый из форматов, вы поймете, каким образом демонстрировать каждый из них. Доверяйте своим инстинктам и предпочтениям, отнеситесь ко всем вариантам без предубеждения, и вы найдете оптимальное решение.
www.allprojectors.ru