Признаки главных институтов общества
Семья Государство Бизнес Образование Религия
1. Установки и образцы поведения
Привязанность Послушание Производительность Любовь к знанию Почтительность
Лояльность Лояльность Лояльность
Ответственность Субординация Экономность Посещаемость Поклонение
Уважение Производство прибыли
2. Символические культурные признаки
Обручальное кольцо Флаг Фабричная
Брачный ритуал Печать Патентный знак Школьные песни Иконы
Национальный гимн Гимн
3. Утилитарные культурные черты
Дом Общественные здания Магазин, фабрика Классы Церковные здания
Квартира Общественные работы Оборудование Библиотеки Церковный реквизит
Мебель Бланки и формы Бланки и формы Стадионы Литература
4. Кодекс устный и письменный
Семейные запреты и
Конституция Контакты Правила учащихся Вера
Законы Лицензии Церковные запреты
Совместимость Демократия Свободная торговля Прогрессивное
Индивидуализм Национализм Право на труд Равенство при
Некоторые институты выполняют функцию стабилизации
общественного порядка. К ним относятся политико-правовые институты
государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Другие
поддерживают и развивают культуру: это относится, например, к
институтам церкви и религии. Комбинация универсальных и
специфических функций может быть представлена следующей таблицей.
Типы социальных институтов и их функции
Репродукция (воспроизводство общества в целом
и отдельных его членов, а также их рабочей
Производство и распределение материальных
благ (товаров и услуг) и ресурсов
Контроль за поведением членов общества (в
целях создания условий для конструктивной
деятельности и урегулирования возникающих
Регулирование использования власти и доступа к
Коммуникация между членами общества
Защита членов общества от физической
Внутри каждого социального института можно выделить целый ряд
подфункций, которые он выполняет и которых может не быть у других
институтов. К примеру, в институте семьи можно выделить подфункцию
сексуального регулирования, репродуктивную подфункцию, подфункцию
эмоционального удовлетворения, а также статусную, защитную и
Некоторые институты выполняют несколько функций одновременно,
тогда как на выполнении одной функции могут специализироваться сразу
несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации
детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа,
государство. При этом институт семьи выполняет такие функции, как
воспроизводство людей, воспитание и социализация, удовлетворение
потребности в интимной близости. Функции, выполнявшиеся некогда
одним институтом, со временем могут передаваться другим или
распределяться, частично или полностью, среди других. Скажем, в
далеком прошлом институт семьи выполнял не более пяти-семи функций,
однако сегодня некоторые из них переданы другим институтам.
Воспитанием наряду с семьей занимается школа, организацией отдыха –
специальные институты рекреации. А функцию добывания средств
существования, чем во времена охотников и собирателей занималась
исключительно семья, сегодня целиком и полностью взяла на себя
На заре своего существования государство выполняло узкий круг задач,
связанных прежде всего с налаживанием и поддержанием внутренней и
внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества
усложнялись и функции государства. Сегодня оно не только защищает
границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику,
занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает
налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу. Церковь, которая
создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и
установления высших нравственных нормативов, со временем взяла на
себя функции образования, экономической деятельности (монастырское
хозяйство), сохранения и передачи знаний, исследовательской работы
(монастырские библиотеки, религиозные академии, гимназии, школы,
университеты, колледжи), попечительства и филантропии (помощь
Функции, выполняемые институтами, со временем изменяются. Так,
принадлежавшие ранее церкви функции образования и социальной
помощи нуждавшимся приняло на себя современное государство, создав
разветвленную сеть учреждений, выполняющих ту и другую работу.
Однако в какой-то мере церковь продолжает заниматься образованием и
социальной работой. К функциям семьи относят обеспечение
экономической безопасности, образования, религиозного просвещения и
руководства, рекреации, воспроизводства и эмоциональной поддержки. В
разных культурах функции семьи различались. Вот примеры из
Контроль воспроизводства. В одних племенах биологический отец не
получал соответствующего социального статуса, в других – социальный
статус отца получал не биологический отец, а другой человек.
Число разрешенных супругов. Полигамия означает множество супругов
и включает полиандрию (одна жена и несколько мужей), полигинию (один
муж и несколько жен), групповой брак (несколько жен и несколько
мужей). Полиандрия была отмечена в 31 из 475 изученных племен,
полигиния – в 378, моногамия – в 66. Но в племенах с полигинией лишь
небольшое число мужчин, как правило, самых богатых, имели по
Стабильность брака. Нерушимым брак оказался только в 4% изученных
племен, в 48% развод мог происходить по инициативе любого из супругов,
в 23% – только по желанию мужа. Ни одного случая развода по
инициативе жены не обнаружено.
Выбор супруга и социальная структура. Эндогамия предполагает брак
внутри своей группы, но запрещает брак между близкими родственниками.
Экзогамия означает выбор супруга вне своей группы.
Передача статуса и собственности. Родство ведется как по линии
матери, так и по линии отца. Матринальная, как и патернальная системы
существуют также в наследовании собственности.
Статус и роль пола. Женщины в большинстве случаев занимают низшие
статусы. Это присуще 73% земледельческих и 87,5% пастушеских племен.
Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое
действие называют дисфункцией. К примеру, функция (задача) института
образования – готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не
справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон
плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы
выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция
превращается таким образом в дисфункцию.
Деятельность социального института считается функциональной, если
она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она
может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его
сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности
социальных институтов может вести к социальной дезорганизации
Сегодня социология организаций – одна из наиболее развитых частных
социологических теорий. В то же время она не является целостной и
монолитной дисциплиной – это динамично развивающаяся
многомодельная дисциплина, для представителей которой характерны
плюрализм мнений и постоянная полемика. Именно полемика во многом
является источником динамичного развития данной дисциплины.
В соответствии с этим предпринимаемый анализ социологии
организаций (как науки) и организации (как объекта ее изучения) ведется _______с
позиций признания допустимости и даже необходимости теоретического и
методологического плюрализма (во вся ком случае, применительно к этой
области знания) и широкого использования положений ситуационной
методологии. Под ситуационной методологией мы понимаем такой подход
к изучению организаций, в котором отрицается возможность получения
однозначного или универсального управленческого подхода, одной
универсальной теоретической модели для ответа на вопросы,
возникающие относительно природы, способов функционирования и
Социолог Г. Шерман одним из первых сформулирол принципы
ситуационного подхода. Он утверждал, что нет и не может быть
универсальной структуры, способа, стиля руководства и управления,
единых принципов строения и развития организации. Организация – это
специфический социальный объект, выступающий одновременно
коллективным участником скооперированной деятельности. Организация
– целевой, жестко структурированный социальный институт,
обеспечивающий соединение разнородных и разнонаправленных
деятельностей в единый процесс во имя достижения неких общих целей.
Особенность организации как специфического социального объекта,
изучаемого социологией, по нашему мнению, в том, что она в наиболее
концентрированном виде фокусирует некоторые базовые социальные
процессы и некоторые важнейшие проблемы, изучаемые социологией.
Интерес к исследованию организаций со стороны социологии обусловлен
их социальной природой в сочетании с важной ролью, которую
организации выполняют в обществе.
Существуют разные классификации организаций: по форме
собственности; типу реализуемой цели и характеру выполняемой
деятельности; возможности сотрудников влиять на организационные цели;
масштабу влияния; типу и степени жесткости организационных структур и
степени формализации отношений; числу выполняемых функций; типу
внешней среды и способу взаимодействия с ней. По разным основаниям
организации классифицируют на социетальные и локальные; скалярные
(жестко структурированные) и латеральные (менее жестко
структурированные); административные и общественные; деловые и
благотворительные; частные, акционерные, кооперативные,
государственные и общественные. Несмотря на существенные различия,
все они имеют ряд общих черт и могут быть рассмотрены в качестве
объекта изучения социологии организаций. Каковы же эти общие черты?
Организация и социальный порядок. Основанием для возникновения
организации является потребность в осуществлении людьми совместной
кооперированной деятельности, достижении неких общих целей.
Необходимым условием функционирования организации как социального
образования, возникающего для обеспечения коллективной деятельности,
является соединение разнородной деятельности в единый процесс,
синхронизация их усилий во имя достижения общих целей. Это, в свою
очередь, предполагает установление определенного социального порядка:
во-первых, изначальное ограничение свободы, автономии и активности
каждого участника деятельности; во-вторых, установление определенных
правил, регулирующих взаимодействие и создающих поле для
стандартизации и воспроизводства этих отношений, – обеспечение
предсказуемости и скоординированности действий. Именно обеспечение и
поддержание социального порядка является важнейшей функцией
Это условие предполагает разделение управленческой деятельности
любой крупной организации на два принципиально различных вида
деятельности: 1) административную – осуществление программирующих и
контролирующих функций управления людьми, выполняющими базовую
деятельность (целеполагание, планирование, координация, контроль); 2)
функциональную (а позже менеджерскую) – создание условий для
осуществления управления, функционирования и развития организации.
Необходимость такого разделения вызвана дифференциацией и
усложнением базовой деятельности организации. Появление
функциональных специалистов предполагает выделение нескольких узких
направлений узкоспециализированной деятельности и переход от
управления людьми к организации деятельностями, примерами которых
могут быть техническая, финансовая, маркетинговая, кадровая и другие
виды деятельности в рамках управления. Цель менеджерской деятельности
– создание условий для нормального осуществления базовой работы,
развитие организации. Возникнув первоначально как вспомогательная
функция, в помощь администраторам, эта деятельность становится
ключевой в современных системах управления. Именно с ее развитием
связан тезис, что по мере усложнения организаций деятельность узких
вспомогательных специалистов играет все большую роль в управлении, в
то время как роль высших администраторов становится все более
символической. Проблема необходимости разделения этих двух
принципиально различающихся видов управленческой деятельности
достаточно подробно была обоснована в работах Ф. Тейлора и А. Файоля,
в которых отражены разные способы соединения этих деятельностей в
различных типах организационных структур.
Элементы внутренней структуры организации. Один из важнейших
элементов внутренней среды и внутренних ситуационных переменных
организации – организационные цели. Особую роль целей в
формировании организационной структуры и функционировании
организации отмечают практически все специалисты по организации
управления Так, А. Файоль, давая определение социальной составляющей
процесса организации, связывает этот процесс именно с формированием
структур управления под цель..
Под целями организации обычно понимается идеальный образ
желаемого будущего или планируемый результат. Проблема
целеполагания активно разрабатывается организационной и
управленческой теорией. Управление современной организации
предполагает наличие не одной цели, а их разветвленной системы, при
этом работа с целями – особая область деятельности управленца, который
занимается выбором приоритетных целей и их уравновешиванием в
терминах «результат – цена». Именно оценка результатов реализации
широкого перечня целей сегодня часто рассматривается как основной
способ оценки эффективности организации.
П. Друкер, один из авторов популярной концепции «управления по
целям», применительно к деловой коммерческой организации выделяет
следующий примерный набор целей, ориентированных на реализацию в
• определение секторов рынка, с которыми организация работает;
• цели, связанные с отношением к нововведениям и областям
• обеспечение продуктивности организации;
• обеспечение определенного уровня производительности;
• обеспечение материальных и финансовых ресурсов;
• достижение определенного уровня прибыли;
• развитие эффективности системы управления и развитие самих
• обеспечение признания организации со стороны внешнего
Оценивая функцию целей, Друкер связывает с их существованием
возможность решения ряда управленческих проблем:
• оценка и интерпретация широкого спектра общественных явлений;
• проверка истинности теоретических представлений, латентно
заложенных в целях;
• оценка и предсказание поведения людей, групп и других организаций;
• оценка значимости тех или иных целей уже в процессе принятия
Другим важным компонентом внутренней среды, тесно связанным с
понятием цели, является стратегия. Эта ситуационная переменная
внутренней среды, интегрирующая осмысленную логику
организационного развития. Под стратегией обычно понимается
разновидность долгосрочного плана развития организации,
ориентированного на перспективы взаимоотношений с внешней средой с
учетом реальных и потенциальных возможностей организации. Стратегия
включает перечень долгосрочных целей, краткосрочных и
вспомогательных целей, способы распределения и пользования ресурсами,
правила, регулирующие взаимоотношения персонала и осуществление
деятельности. Стратегия всегда возникает по поводу и в связи с
изменением состояния внешней среды и учитывает актуальные и
потенциальные возможности организации.
В значительной мере определяя логику развития организации, стратегия
в то же время влияет на формирование организационной структуры.
Именно стратегический выбор, осуществляемый менеджером,
предопределяет многие объективные факторы (размер, технологию, меру
зависимости от других организаций, влияющих на формирование
организационной структуры). При этом ранее сделанный стратегический
выбор во многом ограничивает последующие выборы.
Американские социологи А. Чемдлер и Г. Даймс, анализируя логику
формирования структуры американских (а затем европейских)
коммерческих организаций, показали, что каждому из двух выделенных
ими типов противоположных стратегий (оборонительная и позитивная)
развития организации соответствует свой тип организационной структуры.
Так называемая оборонительная стратегия, ориентированная на удержание
и укрепление уже завоеванных ранее фирмой позиций на рынке и
предполагавшая ее развитие посредством слияния с организациями-
поставщиками и продавцами, приводила к созданию централизованной
функционально-разделенной структуры. Позитивная стратегия, связанная с
активным поиском новых рынков и созданием новых направлений
деятельности (диверсификация), приводила к формированию
децентрализованной (так называемой дивизионной) структуры.
Третий важный компонент внутренней среды организации и
одновременно ситуационная переменная – технология , один из мощных
факторов, определяющих состояние структуры организации. В узкой
трактовке технология, – это совокупность средств деятельности (обору-
дование, инфраструктура, инструменты, технические знания и навыки
персонала), позволяющая обеспечить переработку сырья в конечный
продукт (услугу) с заданными свойствами.
Более широкая трактовка технологии рассматривает ее как алгоритм
любой деятельности, обеспечивающей достижение запланированного
результата. Такой подход позволяет применить это понятие к процессам
переработки информации и процессам управления.
Впервые проблема влияния технологии в ее традиционном понимании
на социальные отношения (социальную организацию) и структуру
организации исследована в работах представителей социотехнического
подхода в социологии организации – Дж. Вудворд, Р. Дабина, А. Раиса,
Э.Триста, Н.И.Лапина, В.Г. Подмаркова, О.И. Шкаратана. Эти
специалисты указали, во-первых, на то, что технико-технологический
компонент организации формирует относительно самостоятельную
подсистему регуляции поведения людей, сосуществующую с подсистемой
социальной регуляции, а во-вторых, на то, что эта подсистема, особенно в
производственных организациях, во многом предопределяет и
ограничивает ряд черт собственно социальной организации.
Все элементы внутренней среды организации взаимосвязаны и
взаимообусловлены. Но следует помнить, что они предопределены целью,
которая, в свою очередь, продиктована положением социальной
организации во внешней среде (социуме).
Социальный институт – есть определенная
ориентированных стандартов поведения
определенных лиц в определенной
«Материальная» внешняя формальная
Социальный институт – есть совокупность
лиц, учреждений, снабженных
средствами и осуществляющих конкретную
Пример : Юстиция как социальный
институт: внешне есть совокупность лиц
(прокуроры, судьи, адвокаты и д.р.),
учреждений и материальных средств
(прокуратуры, суды, тюрьмы и др.)
институт представляет собой совокупность
стандартизированных образцов поведения
правомочных лиц, обеспечивающих
данную социальную функцию. Эти
стандарты поведения воплощаются в
социальных ролях (роль судьи, прокурора,
Обеспечить относительную устойчивость и стабильность социальных связей и
www.tipov.ru
Ответы к тестам по социологии 14 тестов (Часть 2)
Рассмотрим тему Ответы к тестам по социологии 14 тестов (Часть 2) из предмета Социология и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к тестам по социологии 14 тестов (Часть 2), узнаете ключевые особенности и основные понятия.
Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной , не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое «правильное» решение и мы его скорее всего опубликуем .
Тема 8. Социальный контроль
и отклоняющееся поведение
1. Социальная норма – это:
а) узаконенные обязательные предписания социальных взаимодействий;
б) способ регуляции общественных отношений, при помощи которого определяются и ограничиваются социальные взаимодействия;
в) инструменты, регулирующие общественное поведение индивидов, социальных групп и социальных организаций.
2. Что является примером нравственной оценки деятельности?
а) администрация объявляет благодарность рабочему?
б) суд обвиняет молодого человека в хулиганстве;
в) учитель хвалит ученика за помощь товарищу;
г) декан объявляет выговор студенту за пропуски.
3. Верны ли следующие суждения:
1). Отклоняющееся поведение никогда не имеет положительного характера, ведет только к отрицательным последствиям, тормозит общественный прогресс;
2). Отклоняющееся поведение может иметь негативные последствия и нанести ущерб общественной стабильности и безопасности.
а) верно только 1).
б) верно только 2).
г) оба суждения неверны.
4. Для всех социальных норм характерен признак:
а) регулятор общественных отношений;
б) обеспечивается принудительной силой государства;
в) общеобязательное правило поведения;
г) имеет официальную форму выражения.
5. Процесс усвоения личностью социальных норм называется:
6. К особо опасным проявлениям отклоняющегося поведения относится:
7. К позитивным явлениям отклоняющегося поведения относится:
б) религиозный фанатизм;
д) новаторское предложение.
8. Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношение человека:
г) к другим людям.
9. Социальным нормам не свойственна функция:
а) регулятора социализации личности;
б) интеграции индивидов в группы;
в) координации работы правоохранительных органов;
г) эталона поведения индивида в обществе.
10. Что из перечисленного является примером социальной нормы:
а) предупреждение: курение опасно для здоровья;
б) рецепт: принимать лекарство по 1 таблетке 3 раза в день;
в) моральная заповедь: не убий!
г) право потребителя вернуть товар.
11. Социальная норма, выражающая представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, реализация которой обеспечивается внутренним убеждением людей, есть норма:
12. Социальные предписания – это:
а) средства наказания;
б) средства поощрения;
в) запрет или разрешение сделать что-либо;
г) формальные негативные санкции.
13. Социальным конформистом можно назвать:
а) законопослушного человека;
б) хитрого приспособленца;
в) человека, не имеющего собственного мнения;
г) того, кто одевается модно и элегантно.
14. Социальный контроль необходим в обществе для:
а) увеличения единообразия человеческого поведения;
б) регуляции социальных отношений;
в) усиления воздействия общества на личность.
15. Наиболее точным определением социального контроля является:
а) социальные институты, возникающие для регуляции общественных отношений;
б) способы принуждения к социально одобряемому поведению;
в) нормы и правила, оказывающие корректирующее воздействие на сознание и поведение людей.
Тема 9. Социальные конфликты
1. Социальные конфликты подразделяются на:
б) скрытые и открытые;
в) краткосрочные и длительные;
г) мирные и вооруженные;
д) групповые и межличностные;
е) все варианты правильные;
ж) все варианты правильные, кроме д).
2. Согласно Р. Дарендорфу, субъектами конфликта являются:
а) политические и социальные организации;
б) партии, парламентские фракции, «группы давления»;
в) экономические и хозяйственные организации;
г) первичные и вторичные группы и третьи силы;
д) аудитория и средства массовой информации.
3. Согласно Р. Дарендорфу, основой социального конфликта являются:
а) политические факторы;
б) экономические факторы;
в) идеологические факторы;
г) социальные факторы.
4. Выделите три основных типа конфликтогенов:
а) стремление к доминированию;
б) стремление к превосходству;
в) проявление агрессивности;
г) проявление эгоцентризма;
д) проявление авторитарности.
5. Причины конфликтов подразделяются на:
а) вертикальные и горизонтальные;
б) социальные и психологические;
в) экономические и политические;
г) открытые и закрытые.
6. Основными стадиями конфликта являются:
а) инцидент, непосредственно конфликт, последствия конфликта;
б) инцидент, предконфликтная стадия, конфликт, разрешение конфликта, последствия конфликта;
в) предконфликтная стадия, непосредственно конфликт, разрешение конфликта.
7. Основным образом действий в скрытом внутреннем конфликте является:
а) спортивное состязание;
б) словесные прения;
в) экономические санкции;
г) политическая борьба;
д) рефлексивное управление;
е) физическое воздействие.
8. Согласно концепции Л. Козера, продолжительность конфликта возрастает при условии:
1) а) широты целей, преследуемых конфликтующими сторонами;
б) ограниченности целей, преследуемых конфликтующими сторонами;
2) а) слабость эмоционального накала конфликта;
б) значительного эмоционального накала конфликта.
3) а) невысокой степени разногласий конфликтующих сторон относительно целей, преследуемых в конфликтном взаимодействии;
б) значительной степени разногласий конфликтующих сторон относительно целей, преследуемых в конфликтном взаимодействии.
4) а) существования согласия сторон относительно символов побед и поражений;
б) отсутствия согласия сторон относительно символов побед и поражений.
5) а) слабой поляризации противоборствующих сил;
б) сильной поляризации противоборствующих сил.
6) а) значительной численности экстремистских фракций внутри конфликтующих сторон;
б) незначительной численности экстремистских фракций внутри конфликтующих сторон.
7) а) осознания лидерами конфликтных групп факта превышения издержек, которые несет группа в процессе конфликта, над выгодами ее победы;
б) отсутствие осознания лидерами конфликтных групп факта превышения издержек, которые несет группа в процессе конфликта, над выгодами ее победы.
8) а) равномерного распределения власти между группами;
б) неравномерного распределения власти между группами.
9) а) влияния лидеров конфликтующих групп на своих сторонников;
б) отсутствия влияния лидеров конфликтующих групп на своих сторонников.
9. Назовите две основные стратегии поведения в конфликте:
а) избегание и уступка;
б) противоборство и сотрудничество;
в) компромисс и давление;
г) партнерство и напористость;
д) уклонение и приспособление.
10. Согласно концепции Р. Даренорфа острота конфликта усиливается, если:
1. а) распределение власти слабо связано с распределением других ресурсов;
б) распределение власти тесно связано с распределением других ресурсов.
2. а) чем меньше условий для возникновения конфликтных групп;
б) чем больше условий для возникновения конфликтных групп.
3. а) по мере расширения абсолютной бедности;
б) по мере расширения относительной бедности.
4. а) вследствие замедления мобильности;
б) вследствие усиления мобильности.
11. Последствия социального конфликта могут иметь:
а) только негативный, деструктивный, разрушительный характер;
б) лишь конструктивное, полезное содержание;
в) и деструктивный, и конструктивный характер;
г) нейтральный характер.
12. Какие из перечисленных ниже конфликтов разрешить легче и почему?
а) конфликты интересов;
б) конфликты ценностей;
13. К структурным методам управления конфликтами относятся следующие:
а) четкая формулировка требований;
б) использование координирующих механизмов;
в) формирование общих целей и ценностей;
г) введение системы поощрения;
д) достижение компромисса сторон;
е) все перечисленное;
ж) все перечисленное, кроме д).
14. Процесс урегулирования конфликтов предполагает ряд последовательных этапов, каждый из которых включает в себя необходимый перечень мер по преодолению конфликтной ситуации. Определите последовательность и содержание необходимых этапов регулирования конфликта:
а) редукция конфликта;
б) структурирование конфликтующих сторон;
в) легитимизация конфликта;
г) институционализация конфликта.
15. Современное общество и государство имеют в своем распоряжении большой набор средств разрешения самых разнообразных конфликтов. Укажите, что он в себя включает:
а) экономические, политические, социальные, идеологические и силовые средства;
б) экономические, юридические, социальные, идеологические и силовые средства;
в) экономические, политические, социальные, психологические и силовые средства;
г) экономические, социокультурные, идеологические и политические средства.
16. Формирование установки на борьбу и психологической готовности к ней является:
а) скрытым действием соперников;
б) действием, носящим открытый характер;
в) силой участников конфликта;
г) первой фазой конфликтного взаимодействия.
Тема 10. Социальная структура общества
1. Продолжите определение: Социальный статус – это:
а) место индивида в структуре социальной группы;
б) место индивида в социальной системе общества;
в) Место индивида в социальной организации.
2. Укажите основные критерии современной социальной стратификации:
а) собственность, характер деятельности, богатство;
б) деньги, красота, образование;
в) доход, престиж, власть.
3. Социальная роль студента включает в себя:
а) выполнение домашних заданий;
б) помощь товарищам на экзамене;
в) подработку в свободное от учебы время;
г) чувство благодарности к преподавателям.
4. С помощью каких основных понятий характеризуется в социологии социальная структура общества:
а) классы и страты;
б) статусы и роли;
в) права и обязанности.
5. Социальная структура общества – это:
а) социальные группы, из которых состоит общество;
б) элементы социальной системы, не делимые на более мелкие элементы;
в) совокупность социальных элементов и устойчивых связей между ними.
6. Социальная стратификация – это:
а) разделение общества на классы и социальные слои;
б) система признаков социального расслоения в социальной системе;
в) дифференциация группы индивидов по религиозным, политическим, правовым признакам.
7. К какому типу социальной мобильности относятся следующие ситуации:
Ситуации:
1) защита индивидом кандидатской диссертации;
2) окончание студентами высшего учебного заведения;
3) переход студента в другой вуз;
4) отчисление студента из вуза;
5) победа политической партии на выборах.
Типы социальной мобильности:
а) горизонтальная, групповая;
б) вертикальная, восходящая, групповая;
в) горизонтальная, индивидуальная;
г) вертикальная, восходящая, индивидуальная;
д) вертикальная, нисходящая, групповая;
е) вертикальная, нисходящая, индивидуальная.
8. Назовите признаки горизонтальной социальной мобильности:
а) перемещение индивида из одной социальной группы в другую без изменения социального статуса ;
б) перемещение индивида из одной социальной группы в другую с изменением социального статуса;
в) перемещение индивида из одной социальной группы в другую с изменением его ценностной ориентации.
9. Субъективным критерием социальной стратификации является:
а) место жительства;
б) место рождения;
10. Как называется социальная группа людей, членство в которой передается по наследству:
а) сословие;
11. Как называется изменение социального статуса личности?
а) карьера;
б) социальная мобильность;
12. Укажите признаки прирожденного статуса:
а) социальное происхождение;
б) семейное положение;
в) престиж;
г) авторитет;
д) национальность;
е) образование;
ж) квалификация;
з) профессия.
13. Социальная роль – это:
а) поведение, ожидаемое от индивида;
б) способ осуществления социальных функций представителем того или иного социального статуса;
в) социальное положение человека в обществе;
г) форма поощрения социального поведения индивида.
14. Укажите фактор, служащий основанием для деления общества на страты:
а) уровень дохода;
б) конфессиональная принадлежность;
в) политическая лояльность;
г) членство в партии и политических движениях.
15. Социальной структурой общества называется:
а) Множество всех организаций и учреждений в обществе;
б) Совокупность социальных статусов и социальных ролей;
в) Совокупность социальных групп и устойчивых форм их взаимосвязей.
Тема 11. Социальные институты
1. Социальным институтом называется:
а) степень уважения к человеку со стороны окружающих;
б) позиция человека в обществе с определенным набором прав и обязанностей;
в) достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице;
г) характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников.
2. Под социальным институтом понимают:
а) объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения определенной совокупности личных и общественных потребностей;
б) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов;
в) учебно-воспитательную организацию, в которой члены общества проходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоящей в будущем деятельности в рамках формальных организаций.
3. Кто является автором термина «социальный институт»:
а) М. Вебер
б) Г. Спенсер
в) П. Сорокин
г) Д. Мид
д) К. Мертон
4. Главное предназначение социальных институтов:
а) удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность
б)обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость
в) давать дипломы выпускникам
5. Назовите наиболее крупные социальные институты (не менее трех) ……………………………………………………………… ……
6. Символическим признаком какого из указанных институтов являются законы?
7. Потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни удовлетворяет социальный институт:
8. Репродуктивные функции в обществе осуществляют:
а) политические институты
б) экономические институты
в) брачно-семейные институты
9. Процесс и результат появления в обществе социального института называется:
10. Понятие «институциализация» означает:
а) признание достигнутого статуса индивида;
б) учреждение социального института определенной группой лиц;
в) закрепление общественной практики или какой-то области общественных отношений в виде закона, социальной нормы или общепринятого порядка.
11. Важной предпосылкой институциализации является:
а) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей и формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий;
б) стремление членов общества к консенсусу;
в) объединение воли и желания всех индивидов, составляющих данных социум.
12. Армия является одним из неосновных социальных институтов:
13. Снижение рождаемости, детская беспризорность, подростковая преступность являются проявлением дисфункции института:
14. Семья должна давать чувство защищенности, душевного комфорта, безопасности. Эта функция семьи называется:
15. Семья, в которой все обязанности распределяются справедливо, пропорционально, где совместно обсуждаются проблемы и принимаются решения называется:
16. Завод, ферма, нефтепровод, железная дорога — физические черты (материальные воплощения) института:
17. Дисфункция социального института проявляется в следующем:
а) институт полноценно удовлетворяет важные общественные потребности
б) институт неэффективен, его престиж в обществе падает
в) институт является престижным, авторитетным в обществе
18. Выберите из указанных ниже систем те, которые относятся к самоорганизующимся:
а) армейское подразделение;
б) внеформальная группа;
в) школьный класс.
Тема 12. Социальная организация
и корпоративная культура
1. Установите соответствие в определении социальной организации
1) К. Барнард
2) Марч и Г. Саймон
3) Блау и У. Скотт
4) Этциони
а. организация — социальное объединение, конструированное для специфических целей. Основой является сознательное членство в организации и сознательное действие ее членов.
б. организация — вид кооперации людей, которые отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью. Основой служат действия людей, их кооперации, необходимость достижения целей.
в. Организация — это распространенное сообщество людей во взаимодействии с центральной координирующей системой. Специфичность и координация внутри организации подобна сложному биологическому организму.
г. основная характеристика сложившейся организации — ее формализация и наличие формальной структуры.
2. Понятия социальной организации до XX века применялось как синоним…
а) промышленной организации
б) социальной группы
в) социальной системы
г) мануфактурного сообщества
3. Классификация по какому признаку разделяет социальные организации на социетальные и локальные; жестко структурированные и менее жестко структурированные; административные и общественные; деловые и благотворительные; частные, акционерные, кооперативные, государственные и общественные.
а) классификация по основанию
б) классификация по типу целей
в) классификация по форме собственности
г) классификация по характеру деятельности
3. Что означает «социетальный»?
а) единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий
б) относящийся к человеческому обществу и/или к человеческой интеракции в организациях, группах
в) относящийся к обществу, рассматриваемому как единое целое
г) собирательное понятие, характеризующее основные онтологические и методологические установки социолога
5. Организация как вид кооперации людей, основой которой служат действия людей, их кооперации, необходимость достижения целей и которые отличаются от других социальный групп следующими качествами
а) формализация и наличие формальной структуры
б) координированность, централизованность
в) сознательно членство и сознательное действие членов организации
г) сознательность, предсказуемость, целенаправленность
6. Проблема влияния технологии на структуру организации была исследована в работах Дж. Вудворд, Р. Дабин, А. Раис, Э Трист, Н. И. Лапин, В.Г. Подмарков, О.И. Шкаратан представителей …..подхода в социологии организации
а) технологического
б) социотехнического
в) антитехнического
г) социогуманитарного
7. По мнению какого автора существует несколько видов организационных целей? (цели-задания, цели-ориентации, цели-системы)
а) М. Вебер
б) А.И. Пригожин
в) А. Этциони
г) Н.И. Лапин
8. Установите соответствие между стадиями развития коллектива и процессами, характеризующими их
1) стадия дифференциации
2) стадия первичного синтеза
3) стадия вторичного синтеза
а) знакомство и адаптация
б) возникновение общности интересов, целей и установок
в) появление лидеров и очерчивание функций людей
9. Функции … заключаются в привлечении сотрудников к участию в управлении, создании психологического комфорта и включении личности в общественную деятельность
а) коллектива
б) адаптации
в) политической системы
Г) взаимодействия с окружающей внешней средой
10. Выделите основные факторы, влияющие на все сферы деятельности организации по Ричарду Тертону (может быть несколько вариантов ответов)
а) роль государства и политической системы
б) влияние рынка, роль экономики
в) технология из внешнего окружения
г) влияние социальных и культурных факторов
11. Внешняя организационная среда включает в себя отдельных людей, групп или учреждений, предоставляющих ей ресурсы или являющихся потребителями результатов ее деятельности, продукции или услуг. В связи с этим, появляется новая функция организации —
а) бюрократия
б) связи с общественностью (Public relations)
в) иерархия
г) формальная организация
12. На чем основывается взаимосвязь между членами формальной группы?
а) жесткие правила, регламент, положения
б) отношение престижа и доверия
в) разделение функций, фиксированное членство
г) формирование единства интересов людей
13. Укажите, кем впервые был введен в оборот термин «бюрократия» и в каком значении?
а) Макс Вебер, в значении идеального типа управления организацией
б) Ф. Харрисон и Р. Моран, вид корпоративной культуры
в) Винсен де Гурнай, значение исполнительной власти в отрицательном смысле
г) Р. Мертон, господство на основе знания
14. Какому разделу социологической науки положила начало теория бюрократии Макса Вебера?
а) социология культуры
б) социология организации
в) социология образования
г) социология личности
15. Какие формы бюрократии выделяет Макс Вебер?
а) формальная и неформальная
б) целостная и интегративная
в) целенаправленная и целедостижимая
г) частная и государственная
Тема13. Социогуманитарный анализ
1. Какие методологические принципы применяют при изучении инженерно-управленческого труда?
в) социальный детерминизм
г) все перечисленные
2. Кого считают первым инженером?
в) Леонардо да Винчи
3. Кто создатель «научной техники»?
4. Отметьте главную функцию инженера-управленца:
а) организация производства
б) разработка нового научного проекта
в) генерация новой идеи
г) воплощение идеи в реальность
5. Являются ли понятия «управление» и «менеджмент» тождественными понятиями?
а) да, это одно и то же
б) нет, управление шире и включает управление машинами и процессами, а менеджмент – управление людьми
в) нет, менеджмент шире и включает управление машинами, а управление — это лишь управление людьми
г) это два разных понятия.
6. В чем заключается специфика социально-гуманитарного анализа инженерной деятельности?
а) требуется интегративный подход, использование методологий философских и социологических наук
б) используется лишь социологический анализ
в) используется технико-технологический анализ
г) требуется только эколого-этический анализ
7. Какие этапы развития инженерной деятельности можно выделить сообразно теории Д. Белла?
б) доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный
8. Как переводится с латинского «инженер»?
а) изобретательность, остроумная выдумка
б) ум, талант, способность
г) все перечисленные значения
9. Когда произошла институционализация инженерно-управленческого труда?
u) происходит в настоящее время
10. Почему, согласно закону А.Файоля, хороший инженер-управленец – плохой инженер-специалист? Обоснуйте выбор варианта ответа.
а) инженер-управленец и инженер-специалист – две разные профессии, трудно их совмещать
б) А.Файоль заблуждался, можно совмещать эти две роли.
в) очень часто инженеру приходиться совмещать в своей деятельности управленческую функцию с производственной.
г) инженер – это всегда управленец.
11. Методология анализа инженерной деятельности это:
а) система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности.
б) система принципов организации практической деятельности.
в) учение о системе принципов построения теоретической и практической деятельности.
г) это система принципов построения практической и теоретической деятельности и учение об этом.
12. Исторический принцип познания инженерной деятельности сводится к рассмотрению:
а) основных этапов развития инженерной деятельности в современном обществе.
б) к анализу деятельности лишь великих ученых-изобретателей.
в) основных этапов ее исторического развития.
13. Что такое «праинженерный» и «прединженерный» этапы развития инженерной деятельности
а) это тождественные понятия.
б) «Праинженерный» этап связан со строительством древних сооружений, а «прединженерный» с появлением и развитием мануфактур.
в) «Праинженерный» этап возникает в ХV111, а «прединженерный» в Х1Х веке, что связано с зарождением и развитием нового промышленного производства.
14. Как трансформации ценностных систем в различные эпохи отражались на характере инженерного труда?
а) ценностная система той или иной эпохи непосредственно отражалась на инженерном труде.
б) ценностная система не затрагивала инженерный труд, поскольку он был в сфере деятельности, которая не связана с духовными исканиями.
15. В чем специфика социально-гуманитарного анализа инженерно-управленческого труда?
а) данный анализ предполагает рассмотрение особенностей данной социальной группой в современном обществе
б) такой анализ предполагает исследование влияние инженеров на развитие общества
в) социогуманитарный анализ инженерно-управленческого труда предполагает учет исследовательского опыта, накопленного не только в социологии и в социологии управления, но и в социальной философии и философии техники.
г) верны все ответы ( а,б,в)
Тема 14. Социальные изменения
и социальная стабильность
1. Социальные изменения — это:
а) экономическая модернизация;
б) преобразования, происходящие со временем в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами;
в) духовные трансформации;
г) политические реформы.
2. Социальное развитие — это:
а) аналог социального изменения;
б) общее явление, частным случаем которого выступают социальные изменения;
в) вариант социальных изменений, характеризующийся специфической направленностью;
г) синоним социального прогресса.
3. Социальная эволюция — это:
а) постепенные изменения, обусловленные естественным ходом социальной жизни;
б) медленные изменения, происходящие на основе сознательно осуществляемых социальных преобразований;
в) быстрый переход из одного состояния социальной системы в другое.
4. Социальная революция — это:
а) восстание;
б) бунт;
в) радикальные стихийные или целенаправленные социальные преобразования как мирного характера, так и с применением силы.
5. Критерием социального прогресса является:
а) усложнение социальных систем;
б) скорость изменения социальных систем;
в) упрощение социальных систем;
г) изменение структуры социальных систем.
6. Источником социальных изменений являются:
а) экономические факторы;
б) технологические факторы;
в) идеологические факторы;
г) все вышеперечисленные.
7. Оптимальным видом социальных инноваций являются:
а) радикальные;
б) совершенствующие;
в) нейтральные;
г) стихийные.
8. В основе механизма циклических социальных изменений типа длинных волн лежит:
а) процесс распространения нововведений;
б) смена лидирующих отраслей экономики;
в) смена поколений людей;
г) долговременная динамика нормы прибыли;
д) каждый вид длинноволновых циклов определяется специфическими причинами или их комбинацией.
9. Социальная стабильность — это:
а) неизменность социальных систем;
б) застой в развитии социальных систем;
в) равновесие сил в социальных системах;
г) устойчивое развитие социальных систем.
10. К факторам социальной стабильности относятся:
а) механизмы социального контроля;
б) обширный средний класс;
) устойчивость политической системы;
г) общественный консенсус;
д) всё вышеперечисленное.
11. Научно-технический (технологический) прогресс — это:
а) непрерывный процесс изменений в научно-технической области;
б) количественный рост и увеличение объемов наукоемкой продукции;
в) ускоряющийся процесс создания все более эффективных научных моделей, технических устройств и технологий.
12. К числу моделей социально-исторических изменений относятся:
а) социокультурные;
б) социально-экономические;
в) индустриально-технологические;
г) все вышеперечисленные.
13. Механизмами социальных изменений являются процессы:
а) эволюционные;
б) инновационные;
в) революционные;
г) циклические;
д) все перечисленные.
14. Субъектами социальных изменений выступают:
а) обычные люди;
б) выдающиеся личности;
в) узкий слой людей, имеющих отношение к правящей элите и обладающих соответствующими ресурсами;
г) самые широкие народные массы, обеспечивающие сам ход социально-исторического процесса;
д) в или г.
15. Понятие социального прогресса является:
а) абсолютным;
б) однозначным;
в) относительным;
г) ценностным;
д) в и г.
- 1-д, 2-в, 3-е, 4-е, 5-е, 6-д; 7-г, 8-е, 9-д, 10-е, 11-д, 12-г, 13-а3, б1, в2; 14-а, 15-в, 16-б, 17-б,г; 18-а3, б1, в3; 19-б,в,г,е.
- 1-г, 2-а, 3-а, 4-б, 5-в, 6-г, 7-а, 8-а, 9-г, 10-в, 11-б, 12-г, 13-б, 14-а, 15-г, 16-в.
- 1-а,в,д,ж; 2-б, 3-б,в,г; 4-а7, б6, в8, г1, д5, е2, ж3, з4; 5-б,в; 6-в,г,д,е,ж,з; 7-г, 8-а, 9-б, 10-д, 11-а,в,г; 12-в, 13-а,вд,е,ж; 14-а2, б3, в1, г4; 15-д.
- 1-в; 2-д; 3-д; 4-а; 5-в; 6-в; 7-в; 8-е; 9-а; 10-в, 11-г; 12-д; 13-е; 14-в; 15-в; 16-в; 17-д; 18-д; 19-г; 20-а.
- 1-б, 2-б, 3-а,б,г; 4-в,д; 5-а, 6-а2, б3, в1; 7-а, 8-в, 9-б, 10-г, 11-в, 12-а, 13-в, 14-в, 15-г, 16-б, 17-в.
- 1-б, 2-б, 3-б, 4-в, 5-б, 6-в,7-в, 8-в, 9-, 10-б, 11-б, 12-б, 13-а, 14-б.
- 1-б, 2-в, 3-в, 4-а3, б5, в2, г6, д4, е1; 5-б, 6-в, 7-г, 8-б, 9-а, 10-б, 11-а,в; 12-д,е; 13-д, 14-в, 15-в, 16-а, 17-б, 18-б, в, е.
- 1-в, 2-в, 3-б, 4-а, 5-г, 6-в, 7-д, 8-г, 9-в, 10-в, 11-в, 12-в, 13-в, 14-б, 15-в.
- 1-е, 2-г, 3-а, 4-а,б,д; 5-б,в; 6-б, 7-д, 8-а2, б2, в2, г2, д2, е1, ж1, з2, к1; 9-а, 10-а1, б2, в1, г1; 11-в, 12-а, 13-ж, 14-а,в,б,г; 15-б, 16-а.
- 1-б, 2-в, 3-а, 4-б, 5-в, 6-а.7-а4, б2, в3, г6, д2; 8-а, 9-а, 10-а, 11-б, 12-а,д; 13-б, 14-а, 15-б.
- 1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 6-б, 7-б, 8-в, 9-а, 10-в, 11-а, 12-а, 13-б, 14-а, 15-а, 16-а, 17-б, 18-б.
- 1-а2, б3, в4, г1; 2-в, 3-а, 4-в, 5-г, 6-б, 7-б, 8-а3, б1, в2; 9-а, 10-а,б,в,г; 11-б, 12-а, 13-в, 14-б, 15-г.
- 1-г, 2-а, 3-а, 4-а, 5-б, 6-а, 7-б, 8-г, 9-а, 10-а, 11-г; 12-в; 13-б;.14-а; 15-г.
- 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-а, 6-г, 7-б, 8-д, 9-г, 10-д. 11-в; 12-г; 13-д; 14-д; 15-д.
xn—-ftbdmba1cp9d.xn--p1ai