В целях выполнения приказа

Оглавление:

Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Инициатива военнослужащих

36. Приказ — распоряжение командира, обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение.

Приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Письменный приказ является основным распорядительным документом военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей. Устные приказы отдаются всеми командирами .

37. Приказание — форма доведения командиром задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно. Письменное приказание является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба от имени командира воинской части.

Приказ (приказание) должен соответствовать нормативно правовым документам.

38. Командир перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения. Он несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие приказа законодательству. Приказ должен быть сформулирован ясно, не допускать двоякого толкования и не вызывать сомнения у подчиненного.

39. Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника.

40. Приказ командира должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок.

При необходимости убедиться в правильном понимании отданного им приказа командир может потребовать его повторения.

О выполнении полученного приказа военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказ, и своему непосредственному начальнику.

41. Если военнослужащий, выполняющий приказ, получит от другого начальника, старшего по служебному положению, новый приказ, который помешает выполнить первый, он докладывает об этом начальнику, отдавшему второй приказ, и в случае его подтверждения выполняет последний.

Отдавший новый приказ сообщает об этом начальнику, отдавшему первый приказ.

42. Военнослужащий в целях успешного выполнения поставленной ему задачи обязан проявлять разумную инициативу.

studopedia.ru

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 ноября 2015 г. N 858н/455 г. Москва «Об утверждении перечней отдельных видов работ, в целях выполнения которых на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, не допускается направление работников частными агентствами занятости для работы у физических лиц или юридических лиц, не являющихся работодателями данных работников, по договору о предоставлении труда работников (персонала)»

Комментарии Российской Газеты

Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 декабря 2015 г.

Регистрационный N 40277

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. N 340 «О порядке утверждения перечней отдельных видов работ, в целях выполнения которых на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, не допускается направление работников частными агентствами занятости для работы у физических лиц или юридических лиц, не являющихся работодателями данных работников, по договору о предоставлении труда работников (персонала)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 16, ст. 2379) приказываем:

1. Утвердить перечни отдельных видов работ, в целях выполнения которых на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, не допускается направление работников частными агентствами занятости для работы у физических лиц или юридических лиц, не являющихся работодателями данных работников, по договору о предоставлении труда работников (персонала) согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 года.

Министр труда и социальной защиты Российской Федерации

Руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А. Алешин

Перечни отдельных видов работ, в целях выполнения которых на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, не допускается направление работников частными агентствами занятости для работы у физических лиц или юридических лиц, не являющихся работодателями данных работников, по договору о предоставлении труда работников (персонала)

I. Перечень работ, выполняемых на объектах, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся, горючие, токсичные, высокотоксичные, окисляющие, взрывчатые вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды, в соответствующих I и II классам опасности количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»*

1. Работы по эксплуатации, обслуживанию, ремонту, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, где применяются технические устройства, контактирующие с опасными веществами или работающие под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля.

2. Работы, связанные с обращением взрывчатых веществ промышленного назначения.

II. Перечень работ, выполняемых на объектах по хранению химического оружия, объектах по уничтожению химического оружия и опасных производственных объектах спецхимии

3. Работы по эксплуатации, обслуживанию, капитальному ремонту, реконструкции, консервации и ликвидации последствий деятельности объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и опасных производственных объектов спецхимии.

4. Работы с применением токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, и оборудования, подвергшегося воздействию токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию.

III. Перечень работ, выполняемых на опасных производственных объектах бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6 процентов объема такой продукции

5. Работы по эксплуатации, обслуживанию, ремонту, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, где применяются технические устройства, используемые при бурении и добыче нефти, газа и газового конденсата или работающие под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля.

IV. Перечень работ, выполняемых на газораспределительных станциях, в сетях газораспределения и сетях газопотребления, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля

6. Работы по эксплуатации, обслуживанию, ремонту, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, где применяются технические устройства, используемые на газораспределительных станциях, в сетях газораспределения и газопотребления или работающие под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля.

V. Перечень работ, выполняемых на объектах, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 10 000 кг и более

7. Работы по эксплуатации, обслуживанию, . ремонту, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, где применяются технические устройства, используемые при получении, транспортировке и использовании расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов, или работающие под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля.

VI. Перечень работ, выполняемых на объектах, на которых ведутся открытые горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ, а также открытых горных работ с объемом разработки горной массы менее 1 миллиона м 3 в год), объектах, на которых ведутся подземные горные работы в целях добычи полезных ископаемых подземным способом и строительства подземных сооружений, включая объекты ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти взрывы газа и (или) пыли, внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли, горные удары, прорывы воды в подземные горные выработки, а также осуществляется переработка угля (горючих сланцев)

8. Работы по сооружению, обустройству, эксплуатации, консервации, ликвидации, обслуживанию, ремонту горных выработок на объектах ведения подземных и открытых горных работ.

9. Работы по эксплуатации, обслуживанию, ремонту используемых при ведении горных работ в целях строительства подземных сооружений, добычи, обогащения и переработки угля (горючих сланцев) технических устройств, в том числе оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля.

VII. Перечень работ, выполняемых на опасных производственных объектах III класса опасности, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности

10. Работы по эксплуатации, обслуживанию, ремонту, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, где применяются технические устройства, используемые при бурении и добыче нефти, газа и газового конденсата, опасного в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода от 1 до 6 процентов объема такой продукции, или работающие под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля.

11. Работы по эксплуатации, обслуживанию, ремонту, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, где применяются технические устройства, используемые на газораспределительных станциях, в сетях газораспределения и газопотребления, не относящихся к опасным производственным объектам I и II классов опасности, или работающие под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля.

12. Работы по эксплуатации, обслуживанию, ремонту, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, где применяются технические устройства, используемые для осуществления теплоснабжения населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, или работающие под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более, или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более.

13. Работы по сооружению подвесных канатных дорог.

14. Работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту оборудования подвесных канатных дорог.

15. Работы по эксплуатации, обслуживанию, ремонту, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, где применяются технические устройства, используемые при получении, транспортировке и использовании расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов, рассчитанного на максимальное количество расплава от 500 до 10 000 килограммов, или работающие под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля.

16. Работы по сооружению, обустройству, эксплуатации, обслуживанию, ремонту открытых горных выработок с объемом разработки горной массы от 100 тысяч до 1 миллиона кубических метров в год.

17. Работы по эксплуатации, обслуживанию, ремонту используемого при ведении открытых горных работ в целях добычи полезных ископаемых технических устройств, оборудования объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых (за исключением объектов переработки угля (горючих сланцев), в том числе оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля.

18. Работы по эксплуатации, обслуживанию, ремонту технических устройств элеваторов, опасных производственных объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства, на которых осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; N 31, ст. 4195, 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 49, ст. 7015, 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3478; 2015, N 1, ст. 67; N 29, ст. 4359.

rg.ru

В целях выполнения приказа



Четверг : рассмотрение уголовных дел и материалов досудебного производства в апелляционном порядке

Помощник судьи Северо-Кавказского окружного военного суда Исраилов Идрис Имранович

ИСПОЛНЕНИЕ ПРИКАЗА ИЛИ РАСПОРЯЖЕНИЯ

В соответствии со ст. 42 УК РФ «не является преступлением причинение вреда ох­раняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо, совершив­шее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконно­го приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение незаконного приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность».

В Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации действует принцип единоначалия, суть которого состоит в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни, и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечить их выполнение.

В действующем законодательстве используются термины «приказ (распоряжение)», однако их содержание не раскрывается. К примеру, эти термины используются в: ст. 167 НК РФ, ст. 68 ТК РФ; ст. 102 Федерального закона об исполнительном производстве; ст. 13 Закона РФ «Об образовании» и т.д.

Содержание понятия приказа применительно к военнослужащим раскрыто в ст. 39 Устава внутренней службы ВС РФ, которая указывает, что «п риказ — распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение» [1] . Он может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части.

Наряду с понятием «приказ» Устав внутренней службы ВС РФ закрепляет и такое понятие как «приказание», понимая под ним форму доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно. Приказание, отданное в письменном виде, является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба от имени командира воинской части или военным комендантом — от имени начальника гарнизона.

Таким образом, приказ (приказание) является разновидностью распоряжения, т.е. распорядительного акта, исходящего от субъекта управления, обращенного к другим лицам, находящимся в сфере данных управленческих отношений. Вместе с тем приказ, в отличие от распоряжения (в широком смысле этого слова), которое может содержать довольно широкий круг требований, относящихся как к подчиненным, так и иным лицам, попадающим в сферу регулирования тех или иных управленческих отношений, имеет специфические видовые отличия.

Во-первых, приказ всегда отдается по службе и только подчиненным.

Во-вторых, приказ должен обязательно содержать какое-либо конкретное требование. Данное требование может выражаться в совершении определенных действий (либо воздержании от определенных поступков), соблюдении определенных правил (например, правил караульной службы) либо установлении определенного порядка (например, распорядка дня в подразделении).

В-третьих, приказ всегда должен отвечать требованиям, которые имеют законодательное закрепление.

В отличие от общеуголовного законодательства, которое не знает спе циальных норм об ответственности за невыполнение служебного приказа, военно-уголовное законодательство признает неисполнение приказа начальника воинским преступлением (ст. 332 УК). Поэтому точное выполнение приказа начальника освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по приказу; и за последствия исполнения приказа. Это касается и тех возможных случаев, когда приказ является незаконным, но в данной конкретной обстановке подчиненный не мог сознавать этого, или когда он сомневается в законности полученного приказа, но его предписания выполняет. Еще в Воинском уставе о наказаниях России 1869 года [2] (ст. 69) было написано: «Не почитается преступлением ни деяние учиненное во исполнение закона, ни деяние, учиненное во исполнение приказа, данного начальником, если приказ был отдан по службе или почитался подчиненным за таковой, и если подчиненный не осознавал преступности предписанного деяния».

Устанавливая принцип беспрекословного выполнения приказов командиров (начальников), воинские уставы исходят из презумпции законности этих приказов и их соответствия интересам службы. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», принятый Государственной Думой 6 марта 1998 г., устанавливает, что командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. За отдачу приказов и распоряжений, противоречащих этим требованиям, выполнение которых привело к общественно опасным последствиям, командиры (начальники) могут быть привлечены к уголовной ответственности. Подобные действия, как преступления против интересов службы, в зависимости от конкретных обстоя­тельств подлежат квалификации по ст. ст. 285 или 286 УК (злоупотребление или превышение должностными полномочиями). Если же Приказ или распоряжение отдается командиром (начальником) в целях достижения конкретного преступного результата и исполнение приказа приводит к этому результату, то начальник должен отвечать за умышленное совершение данного преступления (например, хищения чужого имущества, преступления против жизни и здоровья личности и т.п.) в качестве исполнителя или организатора независимо от того, подлежит ли ответственности лицо, исполнив­шее приказ, или не подлежит. Подчиненный, выполнивший приказ или распоряжение, не сознавая его незаконный характер, не может нести ответственности за свои действия и их последствия.

Иллюстрирует сказанное следующее уголовное дело, рассмотренное военным судом.

Рядовой Б. избивал лиц суточного наряда по предложению старшего лейтенанта Р., действуя совместно с ним и поддерживая его. Объясняя причину избиения сослуживцев Б-ва, Т. и Н., рядовой Б. показал: «Р. дал мне команду: «Иди, лечи наряд». Эти слова офицера Р. он Б. воспринял как руководство для совершения неправомерных действий в отношении этих лиц.

В приведенном примере из судебной практики как Б., так Р. были привлечены к уголовной ответственности. Отдачу незаконного приказа Р. суд расценил как превышение должностных полномочий, а в действиях Б. признал пособничество в этом преступлении, поскольку последний сознавал противоправность приказа начальника.

В соот­ветствии с уставным требованием о беспрекословном и точном вы­полнении приказов командира (начальника) подчиненный не дол­жен обсуждать приказ. Поэтому он не подлежит ответственности и в тех случаях, когда сомневался в законности выполняемого прика­за или распоряжения и мог сознавать, что, выполняя приказ, совер­шает общественно опасное деяние.

Вместе с тем строгая воинская дисциплина в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях основана не на слепом повиновении и страхе наказания, а на высокой сознатель­ности личного состава, глубоком понимании каждым военнослужа­щим своего долга и ответственности за защиту Отечества. Принцип беспрекословного повиновения предполагает необходимость строго­го соблюдения всеми военнослужащими Конституции и других за­конов Российской Федерации, порядка и правил, установленных для обеспечения постоянной боевой готовности войск и сил флота. Это закреплено в тексте Военной присяги. Военнослужащий кля­нется свято соблюдать Конституцию РФ, строго выполнять требо­вания воинских уставов, приказы командиров и начальников. Умышленное совершение военнослужащим общественно опасных действий по заведомо для него преступному приказу начальника, которое противоречит самим основам воинской дисциплины и правосознанию воинов, влечет за собой уголовную ответственность, как это имело место в приведенном выше примере из судебной практики по делу Р. и Б. Если подчиненный выполняет приказ, предписывающий совершить заведомо для него противоправные, уголовно наказуемые действия т.е. при полном сознании их явной преступности, с целью достижения конкретного преступного результата, то он за содеянное должен отвечать наряду с начальником как исполнитель преступления либо как соучастник. То обстоятельство, что подчиненный, совершая преступление, действовал под влиянием начальника, может учитываться при индивидуализации ответственности.

В рассматриваемом плане представляет интерес Временный дисциплинарный устав РККА 1925 г. [3] , действовавший вплоть до 1940 г. Согласно этому уставу военнослужащие были обязаны «исполнять все служебные приказы своих начальников, за исключени­ем явно преступных. При точном исполнении подчиненным прика­за, отданного по службе начальником, этот последний один отвечает за последствия своего приказа, кроме случаев исполнения преступных приказов, когда вместе с отдавшим такой приказ начальником отвечает и исполнивший его подчиненный» (ст. 5, 5 прим. 1). Дис­циплинарный устав Красной Армии 1940 [4] г., отказавшись от этих положений, в ст. 8 установил: «Приказ командира и начальника — закон для подчиненного. Он должен быть выполнен безоговорочно, точно и в срок. Невыполнение приказа является преступлением и карается судом военного трибунала».

От умышленного совершения преступления во исполнение заве­домо незаконного приказа начальника следует отличать случаи со­вершения преступления подчиненным в соучастии с начальником, когда между подчиненным и начальником не возникают отношения подчиненности и они вступают в сговор для совместного осущест­вления преступного намерения.

Ночью, находясь в центре в города пьяные лейтенант Н. и рядовой С., остановили гражданина Д., у которого Н. попросил сигареты, а затем предложил С. завладеть его имуществом. Здесь же С. и Н. стали требовать у потерпевшего деньги, после чего, угрожая применением насилия, открыто похитили принадлежащую Д. рубашку и командирские часы. Военным судом Н. и С. признаны виновными в грабеже с угрозой применения насилия, неопасного для жизни и здоровья. Защитник осужденного С., предлагая снизить последнему наказание, в кассационной жалобе указал, что преступление С. совершено в силу служебной зависимости от Н.

Судебная коллегия по уголовным дела окружного военного суда с таким утверждением защитника не согласились. При этом она в кассационном определении отметила, что между осужденными были дружеские отношения, которые вместе пошли на дискотеку, где употребили спиртное, лейтенант Н. каких-либо приказов С на совершение противоправных действий не давал, а поэтому тот факт, что Н. по отношению к С. является начальником по воинскому званию, сам по себе не может свидетельствовать о совершении последним преступления в силу служебной зависимости.

Таким образом, вопрос об уголовной ответственности началь­ника и подчиненного в подобных случаях должен решаться по общим правилам о соучастии в преступлении.

[1] См.: Общевоинские уставы вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ 10 ноября 2007 г. №1495. М., 2007.

ovs.skav.sudrf.ru

ПРИКАЗ. В целях выполнения требований образовательных стандартов Университета в части обеспечения формирования общих компетенций

Транскрипт

1 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ cbfrfpa ЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ) ПРИКАЗ _ лу. Ш МЬ О новой редакции программы учебных занятий физической культурой и спортом 1 В целях выполнения требований образовательных стандартов Университета в части обеспечения формирования общих компетенций ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить рабочую программу учебных занятий физической культурой и спортом, утверждённую приказом первого проректора по учебной и научной работе от /1 «Об обеспечении формирования общих компетенций» (в редакции приказа от /1), в новой редакции (Приложение). 2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Основание: решение Учёного Совета Университета от (протокол 9). И.о. первого проректора по учебной и научной работе С.П. Туник

2 Приложение к приказу первого проректора по учебной и научной работе от У Ш1Л^2. Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Физическая культура и спорт Physical Culture and Sports Язык обучения русский Санкт-Петербург 213

3 3 Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий 1.1. Цели и задачи учебных занятий Учебные занятия физической культурой и спортом имеют своей целью сформировать у студентов компетенции, связанные с пониманием и правильным использованием представлений о физической культуре личности, методов физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, для последующего применения полученных знаний, навыков и умений, обеспечивающих активную профессиональную деятельность. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; знание научно-физиологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; формирование положительного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре; обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии; приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты) Нет 1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения) Основная формируемая компетенция: готов правильно использовать представления о физической культуре и методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, обеспечивающих активную профессиональную деятельность Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся Знания роли физической культуры личности для формирования мотивационноценностного отношения к здоровому образу жизни. Умения: физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Навыки поддержания своего организма в хорошей физической форме самостоятельно Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

4 Активная форма: самостоятельная работа в присутствии преподавателя Интерактивная форма: спортивные соревнования по видам спорта объем — 4 часов Организация учебных занятий Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. лекции Аудиторная учебная работа обучающихся семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация Самостоятельная работа под руководством преподавателя в присутствии преподавателя в т.ч. с использованием методических материалов текущий контроль промежуточная (итоговая) аттестация Объём активных и интерактивных форм учебных занятий Трудоёмкость Вариант реализации Сборные команды 1-2 год 1 год ИТОГО: год 1 год 2 год 3 год 4 варианты реализации Спортивный, Основной, Оздоровительный ИТОГО: Вариант реализации Дополнительный Ml ИТОГО: Дополнительные занятия в течение любого учебного года год не более 1 не более 1 ИТОГО: не более 1

5 Все занятия проходят по единому графику работы спортивных объектов СПбГУ Занятия по плаванию проводятся по графику занятий в бассейне СПбГУ: С проводятся занятия по вариантам реализации «Спортивный», «Сборные команды» Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. год 1 год 2 год 3 год 4 Промежуточная аттестация Текущий контроль Виды Сроки Формы Сроки Аттестационное испытание Аттестационное испытание очная форма обучения По графику аттестационных испытаний очно-заочная форма обучения По графику аттестационных испытаний Балльно-рейтинговая система контроля Балльно-рейтинговая система контроля Балльно-рейтинговая система контроля Балльно-рейтинговая система контроля Балльно-рейтинговая система контроля В течение всего срока обучения В течение всего срока обучения В течение всего срока обучения В течение всего срока обучения В течение всего срока обучения

6 1.7. Структура и содержание учебных занятий 6 Вариант реализации «СБОРНЫЕ КОМАНДЫ» Контингент: 1. Студенты 1-4 курса, имеющие спортивную квалификацию не ниже 1 разряда в избранном виде спорта. Организация занятий: занятия проходят по видам спорта (траекториям) с обязательным участием в соревнованиях среди ВУЗов: академическая гребля, альпинизм, аэробика, бадминтон, баскетбол, бокс, борьба, велоспорт, водное поло, волейбол, горнолыжный спорт, легкая атлетика, лыжные гонки, настольный теннис, плавание, регби, скалолазание, спортивное ориентирование, тяжелая атлетика, футбол, шахматы, шашки. Кол-во часов: 6 часов в неделю, 2 часов в год (всего 4) Контроль: Результаты текущего контроля по балльно-рейтинговой системе фиксируются в электронном журнале и в ведомости установленной формы. Вариант реализации «СПОРТИВНЫЙ» Контингент: Студенты 1-4 курса, имеющие спортивные навыки в избранном виде спорта. Организация занятий: занятия проходят по видам спорта (траекториям) с участием в соревнованиях: академическая гребля, альпинизм, аэробика, бадминтон, баскетбол, бокс, борьба, велоспорт, волейбол, восточные единоборства, легкая атлетика, лыжные гонки, настольный теннис, плавание, полиатлон, регби, скалолазание, спортивное ориентирование, туризм, тяжелая атлетика, футбол, шахматы, шашки. Кол-во часов: 3 часа в неделю, объем — 1 часов в год (всего 4 часов) Контроль: Результаты текущего контроля по балльно-рейтинговой системе фиксируются в электронном журнале и в ведомости установленной формы. Вариант реализации «ОСНОВНОЙ» год 1 Контингент: студенты 1 -го курса Организация занятий: занятия проходят по видам спорта (траекториям): аэробика, бадминтон, баскетбол, бокс, борьба, волейбол, восточные единоборства, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, скалолазание, спортивное ориентирование, тяжелая атлетика, футбол, шашки, шахматы, прикладные виды спорта для полевых факультетов, а также группы по общей физической подготовке (ОФП). Кол-во часов: 3 часа в неделю, объем — 1 часов Контроль: Результаты текущего контроля по балльно-рейтинговой системе фиксируются в электронном журнале и в ведомости установленной формы. год 2. год 3. год 4 Контингент: студенты 2-4 курса Организация занятий: занятия проходят по видам спорта (траекториям): аэробика, бадминтон, баскетбол, бокс, борьба, волейбол, восточные единоборства, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, скалолазание, спортивное ориентирование, тяжелая атлетика, футбол, шашки, шахматы, прикладные виды спорта в соответствии с требованиями основных образовательных программ, а также группы по общей физической подготовке

7 7 (ОФП) и специальным программам по направлению профессионально-прикладной подготовки в соответствии с требованиями основных образовательных программ. Кол-во часов: 3 часа в неделю, объем -3 часов (1 часов за учебный год). Контроль: Результаты текущего контроля по балльно-рейтинговой системе фиксируются в электронном журнале и в ведомости установленной формы. Вариант реализации «ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ» год 1 Контингент: студенты 1 курса Организация занятий: занятия проходят по специальной методике (для студентов с ослабленным здоровьем) по следующим видам спорта: аэробика (фитбол, стретчинг, фитнес), восточные единоборства (ушу), ходьба на лыжах, легкая атлетика (оздоровительная ходьба и бег), плавание, скандинавская ходьба, туризм (пешеходный), по специальным программам по направлению «Оздоровительные системы», общая физическая подготовка (ОФП) Кол-во часов: 3 часа в неделю, объем — 1 часов Контроль: Результаты текущего контроля по балльно-рейтинговой системе фиксируются в электронном журнале и в ведомости установленной формы. год 2. год 3, год 4 Контингент: студенты 2-4 курса Организация занятий: занятия проходят по специальной методике (для студентов с ослабленным здоровьем) по следующим видам спорта: аэробика (фитбол, стретчинг, фитнес), восточные единоборства (ушу), ходьба на лыжах, легкая атлетика (оздоровительная ходьба и бег), плавание, скандинавская ходьба, туризм (пешеходный), по специальным программам по направлению «Оздоровительные системы», общая физическая подготовка (ОФП) Кол-во часов: 3 часа в неделю, 1 часов за учебный год Контроль: Результаты текущего контроля по балльно-рейтинговой системе фиксируются в электронном журнале и в ведомости установленной формы. Вариант реализации «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ» Контингент: 1. Студенты 1-4 курса специальной медицинской группы, освобожденные от практических занятий. 2.Студенты, обучающие по образовательной программе «Актёрское искусство» (пластическое воспитание) 3. Студенты очно-заочной формы обучения 4. Студенты заочной формы обучения Организация занятий: 1. Индивидуальные консультации. 2. Методико-практические занятия (семинары). 3. Оздоровительные программы 4. Занятия по пластическому воспитанию (по образовательной программе «Актёрское искусство») Виды спорта: шашки, шахматы Кол-во часов: Объем — 4 часов.

8 8 Контроль: Результаты текущего контроля по балльно-рейтинговой системе фиксируются в электронном журнале и в ведомости установленной формы. Дополнительный модуль в течение любого учебного года Контингент: Студенты 1-4 курсов 1-3 блоков, имеющие возможность получения дополнительных баллов (пропустившие занятия по болезни, вышедшие из академического отпуска, восстановленные) Организация занятий: группы формируются по мере необходимости Кол-во часов: не более 1 часов Контроль: Результаты текущего контроля по балльно-рейтинговой системе фиксируются в электронном журнале и в ведомости установленной формы. Тематические занятия: 1. Основы теории физического воспитания 2-3. Физиологические основы физического воспитания 4. История физической культуры и спорта. 5. Физическая культура — часть культуры человека и общества. 6. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении двигательной и интеллектуальной деятельности. 7. Основы спортивной гигиены и питания 8. Контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями 9. Спорт и оздоровительные системы. Общая физическая и специальная физическая подготовка. Индивидуальный выбор видов спорта или оздоровительных систем физических упражнений. 1. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Темы методико-практических занятий Основные темы Тема 1. Основы техники безопасности на занятиях физической культурой и спортом. Тема 2. Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом. Тема 3. Основы биомеханики движений. Тема 4. Методы разучивания движений. Тема 5. Основы составления индивидуальных программ занятий физической культурой по виду спорта. Тема 6. Основы составления индивидуальных оздоровительных программ. Тема 7. Основы функциональной подготовки при занятиях физической культурой и спортом. Тема 8. Основы массажа и самомассажа. Тема 9. Прикладная физическая культура. Жизненно-необходимые навыки и умения. Тема 1. Основы построения занятия (урока) по физической культуре. Дополнительные темы Тема 11 Организация спортивной работы. Спортивный клуб. Тема 12 Основы судейства соревнований. Протоколы. Тема 13 Основы составления положения о соревнованиях Тема 14 Основы составления календарных планов, организации и проведения соревнований Тема 15 Методика развития физических качеств

9 Раздел 2. Обеспечение учебных занятий Методическое обеспечение аудиторной работы Нет Методическое обеспечение самостоятельной работы В соответствии со списком литературы Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания 1. Балльно-рейтинговая система контроля (Приложение 1) 2. Мониторинг функционального состояния студентов СПбГУ (Приложение 2) Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы) Утверждаются в порядке, установленном в Университете 2.2. Кадровое обеспечение Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины. Преподаватели должны иметь основное или дополнительное высшее образование по физической культуре Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом В соответствии с нормативами, установленными в СПбГУ Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса Анкета для студентов для оценки качества преподавания физической культуры (Приложение 5). Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий 2.3. Материально-техническое обеспечение Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий наличие крытых спортивных объектов, бассейна Требования к перечню и объёму расходных материалов Бумага формата А4, канцелярские товары, картриджи принтеров, диски, флеш-накопители и др. в объёме, необходимом для организации и проведения занятий Информационное обеспечение Список обязательной литературы нет Список дополнительной литературы: 1. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Учебник для ИФК, изд. 3-е. М.: Олимпия Пресс, с. 2. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: Учебник/Jl.П. Матвеев. — М.: Советский спорт, с.

10 1 3. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов/ Под общ. Ред. В.И.Ильинича. — М.: Гардарики, с. 4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Ф3 5. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие,- М.: АО «Аспект Пресс», с. 6. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации труда студентов. М.: Прометей, Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. — М.: Высшая школа, Анищенко B.C. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебное пособие. — М.: РУДН, с. 9. Готовцев П.И., Дубровский В.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом. — М.:ФиС, с. 1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. — М.: ФиС, Кун JL Всемирная история физической культуры и спорта /Пер. с венг./под общ. Ред. В.В.Столбова. — М.: Радуга, Физическая культура: Учебное пособие/под ред. В.А.Коваленко. — М.: Изд-во АСВ, с. 13. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп.- СПб.: РГПУ им.а.и.герцена, с. 14. Энциклопедия экстремального спорта. — М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, Платонов В.Н. Теория спорта. — Киев, Перечень иных информационных источников Веб-ресурс СПбГУ: в разделах, посвященных физической культуре и спорту

11 11 Балльно-рейтинговая система Приложение 1 контроля учебных занятий физической культурой и спортом 1. Общие положения 1.1. Балльно-рейтинговая система контроля учебных занятий физической культурой и спортом разработана в соответствии с методическими рекомендациями разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации от , приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» Основу организации физической культуры студентов СПбГУ составляет блочномодульная система организации занятий. Основу контроля физической культуры студентов университета составляет балльно-рейтинговая система контроля (БРС) Под балльно-рейтинговой системой контроля понимается система количественной оценки качества освоения программы по физической культуре студентов университета Балльно-рейтинговая система вводится с целью стимулирования систематической двигательной деятельности, творческой активности самостоятельной работы студентов на протяжении учебного года (всего периода обучения) и обеспечение контроля этой деятельности Задачами балльно-рейтинговой системы контроля являются: повышение мотивации студентов к освоению программы по физической культуре на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной активности; для студентов-это рациональное распределение физических и умственных возможностей в течение семестра, учебного года и всего периода обучения, состязательность, стремление занять в рейтинге более достойное место; определение реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами по физической культуре и спорту Принципы балльно-рейтинговой системы контроля студентов по физической культуре: единство требований, предъявляемых к обеспечению двигательной активности студентов; регулярность и объективность оценки результатов работы студентов; открытость и гласность результатов учебной (спортивной) работы студентов по физической культуре; строгое соблюдение трудовой и учебной дисциплины всеми участниками процесса физического воспитания: студентами, преподавателями и учебно-вспомогательным персоналом. 1.7.Основные функции участников балльно-рейтинговой системы Студенты выполняют все виды учебной работы (включая самостоятельную) и отчитываются об их выполнении в сроки, установленные преподавателем в рамках периода обучения Преподаватели: знакомят студентов в начале каждого семестра с программой учебных занятий по физической культуре, в том числе с установленными видами текущего контроля;

12 формируют пакеты необходимых методических материалов для контроля студентов и ведут своевременное начисление и учет баллов по всем контрольным мероприятиям, входящим в соответствующий модуль Основные термины балльно-рейтинговой системы: модуль — структурная единица блока организации физической культуры студентов, которая представляет собой набор необходимых требований для прохождения промежуточного контроля; текущий контроль — оценка освоения студентами отдельных составляющих определенного модуля программы по физической культуре за период времени (семестр), которая определяется с учётом того, что студент должен набрать в каждом семестре не менее 3 обязательных баллов, с учётом обязательного прохождения ежегодного мониторинга за весь период обучения; промежуточный контроль — оценка уровня в баллах освоения студентами определенного модуля программы по физической культуре, в том числе знаний, умений и навыков, повышения адаптивных резервов организма и развития личностных качеств студента; итоговый контроль — оценка освоения студентами всей программы по физической культуре, осуществляемая на основе результатов мониторинга и при наборе не менее 4 баллов по балльно-рейтинговой шкале; рейтинг — индивидуальная накопительная оценка освоения модуля программы по физической культуре студента в баллах, определяемая каждым видом контроля. 2. Баллы, используемые в системе контроля учебных занятий физической культурой и спортом в СПбГУ п/п 1 2 Распределение баллов по разделам Практические занятия в присутствии преподавателя 2.1. Учебно-методические занятия под руководством преподавателя 2.2. Контрольное тестирование 3 Мониторинг 4 Участие в соревнованиях Варианты реализации Обяз. баллы Допол. баллы все все 1 занятие — 2 балла все 1 3 Примечание 2 часа — 2 балла, в группах «Лайт-спорт» — 3 балла (с учётом самостоятельной работы) все, кроме Дополнительного 8 2 балла за год обучения Сборные команды Спортивный ****** 5 Судья-общественник Все ****** Спортивноорганизационная деятельность Оздоровительная программа Спортивные занятия на базах практик Профессионально-прикладная физическая культура в период практик кроме 6 Дополнительного Оздоровительный Дополнительный Все 5 все СПбГУ — 1 баллов СПб — 2 баллов РФ — 3 баллов За помощь в судействе одного соревнования до 5 баллов 15 баллов за один год обучения ******* освоение одной программы 1 баллов ****** летний и зимний период (1 баллов в семестр) при наличии занятий в составе программы практики при наличии занятий в составе программы практики (2 баллов за одну практику)

13 13 1 Участие в оздоровительных акциях, днях здоровья все ****** Участие в мероприятии 1 баллов Для обучающихся по образовательным программам, в составе которых 11 предусмотрены полевые практики (по ежегодно утверждаемому перечню) Обучение плаванию (для все 4 занятие по плаванию 2 часа — 2 балла сдача контрольных нормативов 2 балла не умеющих плавать) Сдача контрольных 2 нормативов по плаванию Не более 1 часов за 4 года 12 Занятия под руководством преподавателя дополнительные занятия 1 обучения, одно практическое занятие 2 часа — 2 балла, программная работа — 4 балла 13 Пластическое воспитание Дополнительный 4 Для обучающихся по образовательной программе «Актёрское искусство» Подготовка и публикация 14 Работа под руководством преподавателя в учебной лаборатории исследований физического состояния человека ИТОГО: Дополнительный * * * * С баллов исследовательской работы 15 баллов 1 Выступление на научной конференции СПб 15 баллов, РФ 2 баллов Поощрительные баллы до 1 3. Порядок получения баллов За весь период обучения студент обязан набрать 4 баллов. Из них, не менее 24 обязательных баллов (6%) за практические занятия, мониторинг и контрольное тестирование. Остальные баллы (до 4) студент набирает в любом разделе БРС. Студент, набравший 15 баллов (из них 1 обязательных) и освоивший базовый модуль по избранному виду спорта (не менее 6 %), прошедший мониторинг, контрольное тестирование, сдавший (в соответствующих случаях) контрольный норматив по плаванию, вправе перейти в группу для самостоятельных занятий под наблюдением преподавателя по видам спорта (группы «Лайт-спорт») и (или) освоить одну или несколько оздоровительных программ. п. 1. За весь период обучения студент должен набрать не менее 24 обязательных баллов. Студенты с ослабленным здоровьем, полностью освобожденные от практических занятий могут заниматься как в группах, так и индивидуально, получая задания от преподавателей. За активность, проявленную на практических занятиях, студент может быть дополнительно поощрен преподавателем 1 баллом за занятие. Баллы студентов сборных команд основного состава (1 человек) удваиваются в конце каждого семестра п. 2. 1) Студент должен пройти тематический курс, либо дистанционно ( баллов), либо посещая методические занятия преподавателя, получая за каждое из них 2 балла. 2) После изучения 1 тем студент в обязательном порядке должен пройти аттестационное тестирование, состоящее из 1 вопросов (по 1 вопросов по каждой теме), и набрать определенное количество баллов:

14 14 Количество правильных ответов: до 6 — баллов; от баллов; от баллов; от баллов; от баллов. п. 3. Обязательное прохождение мониторинга для всех студентов на 1, 2, 3, 4 курсе — 1 раз в год. п. 4. Студент может получить баллы за участие в соревнованиях и дополнительно за призовые места в Спартакиаде СПбГУ и Призе первокурсника: 1 место — 5 баллов; 2 место — 3 балла; 3 место — 2 балла. п. 5. За помощь в судействе студент получает до 5 баллов за одно соревнование по представлению организаторов. п. 6. Студент, занимающийся организацией и проведением физкультурно-массовой деятельности, получает до 15 баллов за курс, по представлению руководителя (организатора) физкультурно-массовой деятельности. п. 7. Студенты 3-го и 4-го блоков (основной модуль) за прохождение курса оздоровительной программы получают 3 баллов по представлению преподавателя. п Студенты, занимающиеся профессионально прикладной физической культурой в период практик и спортивными занятиями на базах при наличии преподавателя по физической культуре, получают по 2 и 1 баллов соответственно. п. 1. Студент, принявший участие в оздоровительной акции или Дне здоровья, получает от 5 до 1 баллов, согласно Положению о проведении мероприятия, п. 11. Обучающиеся по образовательным программам, в составе которых предусмотрены полевые практики (по ежегодно утверждаемому перечню): — должны освоить программу по обучению плаванию; — сдать контрольные нормативы по плаванию. п. 12. Студенты, пропустившие занятия по причине болезни, при предоставлении соответствующего документа, компенсируют пропущенные занятия в дополнительном блоке. При наличии длительного освобождения от занятий по физической культуре, студент может быть переведен в группу по основному модулю варианта реализации «Дополнительный». п. 14. Студенты, осваивающие программу по варианту реализации «Дополнительный», освобождённые от практических занятий и (или) пропустившие занятия по причине болезни, могут участвовать в исследованиях, проводимых под руководством преподавателей в учебной лаборатории исследований физического состояния человека. За подготовку и публикацию исследовательской работы студенту начисляются 15 баллов, за выступление на научной конференции по тематике исследований физического состояния человека студенту начисляются 15 баллов (общегородская конференция), 2 баллов (федеральный или международный уровень). По представлению преподавателя может быть начислено дополнительно до 1 баллов.

15 15 Методические рекомендации по проведению функционального мониторинга Приложение 2 Функциональный мониторинг нацелен на определение функционального состояния студентов, адаптационного потенциала их организма, а главное, на получение данных по динамике функционального состояния студентов, занимающихся физической культурой и спортом во время обучения в Университете. Студенты проходят процедуру мониторинга в соответствии с порядком и графиком, установленным в Университете. Методики, используемые в ходе стандартного мониторинга (см. табл. 1), позволяют определить текущее функциональное состояние человека, его адаптивные возможности и внести коррективы в методику проведения учебных занятий по физической культуре и спорту. Оценка функционального состояния проводится с учетом объективных параметров, среди которых определяются: — антропометрические данные (рост, вес), — функциональное состояние кардиореспираторной системы (измерение артериального давления и частоты сердечных сокращений, расчет адаптационного потенциала — определение резервных и адаптационных возможностей организма студента, измерение жизненной емкости легких, проба Штанге), — учитываются медицинские показания (на основании данных справки по форме 86У). По завершении начального этапа стандартного мониторинга в наличии будет объективная информация о функциональном состоянии кардиореспираторной системы и адаптационных возможностях организма. Повторное проведение мониторинга позволит отслеживать изменения в функциональном состоянии организма студента под влиянием физической и учебной нагрузок, корректировать занятия физической культурой для получения требуемого результата. По окончании проведения стандартного мониторинга, его результаты, оформленные в виде заключения, выдаются каждому студенту лично. Заключение содержит данные о динамике функционального состоянии организма студента на протяжении всего периода обучения.

16 16 п/п Пробы/ разделы Таблица 1. ТЕСТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА Цель Показатели/ Единицы Оценка выполнения проб по физиологическим нормам проведения производные измерения 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 1 Соматоантропометрия( рост, вес) Рекомендация режима тренировок, выбор вида спорта Индекс массы тела(по В.О.З.) кг/ м2 3 (ожирение) 29,99(предожирение) 16,5-18,49 (недостаточная масса тела)3-34,99(ожирение первой степени) 25-18,5-24,99(норма) 2 Оценка сердечнососудистой системы (ССС) Определение исходного состояния ССС АД ЧСС мм рт. ст. уд/мин >14/9 >1 139/ /85-135/ /8-125/ Дыхательные 3 4 пробы Проба Штанге — время задержки дыхания на вдохе(тапноэ) Жизненная емкость легких — макс, выдох в трубочку спирометра Интегральный критерий здоровья Оценка состояния кардиореспирато рной системы Оценка резервных и адаптационных возможностей организма Индекс Скибинского, высчитывается по формуле: ЖЕЛ х Тапноэ ЧСС Адаптационный потенциал мл х сек уд/мин >4 у.е. >4,3 3,21-4,3 2,11-3,2 2,1

17 17 Приложение 3 АНКЕТА С целью изучения качества организации учебных занятий физической культурой и спортом и профессионального мастерства преподавателей просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Оцените эти качества по следующей шкале: 5 баллов — качества проявляются практически всегда; 4 балла — качества проявляются часто; 3 балла — качества проявляются на уровне 5%; 2 балла — качество проявляется редко; 1 балл — качество практически отсутствует; баллов — не могу оценить. п/п Показатели Ф.И.О. преподавателя Ясное и доступное изложение материала Умение вызвать и поддержать интерес к предмету, использование активных форм обучения Объективность в оценке знаний студентов Доброжелательность и тактичность в отношении со студентами Ориентирует на использование изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности Выражаем Вам признательность за Ваши ответы.

docplayer.ru