Задолженность п штрафам

Задолженность по налогам и штрафам

Уважаемые эксперты, добрый вечер!

Помогите решить задачу. Требуется более-менее развернутый ответ.

У ООО «Родос» в 2006 г. образовалась недоимка по налогам. Решение о ее взыскании было принято в 2007 г. Одновременно было принято решение о взыскании пени и штрафа. Задолженность ООО погашена не была. Налоговым органом больше никаких попыток для взыскания задолженности не предпринималось. Компания действующая в 2015 году.Возможно ли списание данной задолженности? Если да, то каковы условия списания? Возможно ли признание задолженности безнадежной?

Ответы юристов (7)

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»Система ГАРАНТ: base.garant.ru/12156199/#ixzz3n4TL0eWT

Статья 21. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению

1. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены кисполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Исполнительные листы, содержащие требования о возвращении на основании международного договора Российской Федерации незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка, предъявляются к исполнению в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного акта.

4. Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

7. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

.Возможно ли списание данной задолженности? Если да, то каковы условия списания? Возможно ли признание задолженности безнадежной?
Татьяна

таким образом если налоговая которая выйграла суд, но исполнительный лист к приставам в течении 3х лет не направила сейчас -в 2015 году она уже ничего взыскать не сможет. — прошли сроки для предъявления листа. Хотя в суд на взыскание- они подали вовремя- в приделах 3хлетнего срока исковой давности по ст 113 НК и ст 196 ГК

Уточнение клиента

Владимир, добрый вечер! Спасибо за оперативный ответ. Однако, если формально подойти к условию задачи (а это и в самом деле условие задачи по предмету «Налоговое право»), то из него не вытекает, что решение было принято именно судом. Налоговый орган самостоятельно может принять решение о взыскании недоимки, пени, штрафов и направить его налогоплательщику почтой, например. Как Вы считаете? )) С уважением,Татьяна

29 Сентября 2015, 00:38

Есть вопрос к юристу?

Срок давности взыскания недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам Налоговым кодексом РФ не установлен.
Им установлены конкретные процессуальные сроки для принятия решения о взыскании налога, пеней, штрафов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 1 ст. 47 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ, налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога.

Возможно ли признание задолженности безнадежной?
Татьяна

Перечень оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам определен пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ, одним из оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам, является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания указанных недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В целях реализации статьи 59 Налогового кодекса РФ утверждено постановление Правительства РФ от 12 февраля 2001 № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам».
Согласно этому документу, решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается только в отношении ликвидированных в соответствии с законодательством РФ организаций. Других оснований для списания числящихся за организацией недоимки и задолженности по пеням и штрафам, взыскание которых невозможно, указанным Постановлением не предусмотрено.
Установленный Постановлением № 100 порядок не применяется в случае истечения срока взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Пропуск налоговым органом срока взыскания налога, установленного статьей 46 Налогового кодекса РФ,безусловным основанием для списания этой недоимки не является.
Поэтому в такой ситуации налоговый орган обращается в суд не для того, чтобы взыскать с налогоплательщика долг, а для его списания в связи с признанием безнадежным.

Инициировать процедуру признания задолженности безнадежной и подлежащей списанию может не только налоговый орган, но и сам налогоплательщик.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗу налогоплательщиков появилась возможность списания задолженности по налогам, пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания – срока исковой давности.
Осуществить это возможно путем подачи искового заявления о признании налогового органа утратившим возможность взыскания недоимки по налогу, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Это вполне законный и эффективный способ списания безнадежной задолженности по налогам и пеням с лицевого счета налогоплательщика.

решение ожет быть принято налоговым органов

Решение о ее взыскании было принято в 2007 г. Одновременно было принято решение о взыскании пени и штрафа.
Татьяна

правда тут не ясно кто принимал такое решение

В любом случае — сроки тут общие. даже если решение принял сам орган- он все равно подчиняется срокам давности. Даже для направления его на исполнение.

Добрый день, Татьяна.

Решение о ее взыскании было принято в 2007 г. Одновременно было принято решение о взыскании пени и штрафа.
Татьяна

Нужно различать два вида недоимки:

— недоимку, подлежащую взысканию

-недоимку, которая не может быть взыскана (безнадежную к взысканию).

Согласно статье 59 Налогового кодекса РФ безнадежной ко взысканию и подлежащей списанию признается недоимка и задолженность по пеням и штрафам в случае:

4) принятия судом акта, всоответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

В вашей ситуации налоговый орган принял решение о взыскании налога, пеней и штрафов в установленные Налоговым кодексом сроки, то есть своевременно реализовал свое право на принудительное взыскание. Такая недоимка не может быть списана судом, так как налоговый орган нарушений при вынесении решения о ее взыскании не допускал, право на ее взыскание не утратил.

В связи с этим она будет числиться на лицевых счетах налогоплательщика постоянно, до момента ее погашения.

Вместе с тем, согласно статье 21 Закона об исполнительном производстве

6. Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией

Если налоговый орган своевременно не предъявил приставам решение о взыскании налога за счет имущества организации, то тогда он тоже утратил возможность взыскания недоимки, так как исполнительный лист, поданный с нарушением сроков предъявления, исполнению не подлежит.

Следовательно, в этом случае можно попытаться списать эту недоимку как безнадежную.

В любом случае Налоговый кодекс предусматривает только судебный порядок списания безнадежной недоимки. Сам налоговый орган списать недоимку не вправе.

С уважением, Роман.

В дополнение к ответу.

В п.9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано:

При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.

То есть, если у вас есть доказательства того, что налоговый орган утратил право на взыскание недоимки, то вы можете сами подать иск в суд о признании недоимки безнадежной и ее списании.

Решение о ее взыскании было принято в 2007 г.
Татьяна

Налогоплательщик утратил свое право на обжалование решения о взыскании так как согласно ст. 198 АПК РФ:

4. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Налоговая инспекция так же бездействует и не реализует свое право по взысканию задолженности. Поэтому считаю, что ответом за поставленный вопрос задачи будет следующим:

Налогоплательщику необходимо сделать запрос о предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей. Тем самым у налогоплательщика возникает право на обжалование действий налоговой инспекции инспекции, выдавшей справку, в которой отражены сведения о просроченной задолженности

Затем, реализация налогоплательщика на досудебное обжалование справки о состоянии расчетов по налогам (сборам, взносам), а затем и реализация на судебное обжалование такой справки.

Согласно Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»:

9. При рассмотрении споров, связанных с обжалованием налогоплательщиком действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ справки с указанием в ней информации о наличии у налогоплательщика задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов, возможность принудительного взыскания которых утрачена, судам необходимо исходить из следующего.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

В настоящее время в ст. 59 НК РФ приведен перечень случаев, когда недоимка, задолженность по пеням и штрафам признаются без­надежными к взысканию. Такими случаями являются:

— ликвидация организации — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ;
— принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в т. ч. вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Таким образом, действующая организация получила возможность списывать задолженность по налогам, пени и штрафам, но лишь на основании судебного решения. Минфин России обращает внимание на этот факт в письме от 22.10.2010 № 03-02-07/1-482.

В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет. Это правило относится также к взысканию пеней и штрафов (п. 8 ст. 45 НК РФ). Таким образом, с бюджетных, казенных учреждений задолженность по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения взыскивается только через суд.

Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора, пени, штрафа). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 46 НК РФ). Правомерность применения данной нормы к бюджетным учреждениям подтверждена, в частности, постановлением ФАС Северо-Западного округа от 27.09.2005 № А66-2539/2005.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию (далее — Порядок списания недоимки и задолженности) и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам утверждены приказом ФНС РФ от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@.
Решение о признании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию на основании судебного акта, принимает руководитель налогового органа по месту учета организации. Форма такого решения приведена в приложении 1 к Порядку списания недоимки и задолженности.

Задолженность по налогам (штрафам, пеням) следует считать безнадежной к взысканию с учреждения, если после даты, указанной в требовании, прошло более 6 месяцев.

Таким образом, списание данной задолженности вполне возможно

pravoved.ru

Задолженность п штрафам

Президент Владимир Путин на традиционной большой пресс-конференции в четверг, 14 декабря, подтвердил, что в ближайшие годы масштабных налоговых преобразований, таких как обсуждавшийся еще недавно налоговый маневр, ждать не стоит. О «маневрах в налоговой системе» после 2018 года, когда истечет мораторий на повышение налоговой нагрузки, самим Путиным и объявленный в 2014 году, пока «рано говорить»: эта дискуссия «сначала должна быть проведена на экспертном уровне и после принятия решения вынесена на обсуждение вместе с бизнес-сообществом», сказал президент. Так он ответил на вопрос о том, будут ли расти налоги.

Однако Путин высказал несколько инициатив, направленных скорее на точечное облегчение налогового и долгового бремени граждан. Это прощение долгов физлиц по имущественным налогам, долгов индивидуальных предпринимателей по налогам и страховым взносам, а также долгов по НДФЛ, начисляемому на «материальную выгоду», которая возникает в результате списания задолженности граждан по банковским кредитам или коммунальным услугам. Из слов Путина следует, что такая «амнистия» может затронуть долги на общую сумму до 60 млрд руб.

Не первый «подарок»

Кроме того, Путин предложил освободить пенсионеров, инвалидов и ветеранов от налога на землю — на их шесть соток, как выразился президент. Наконец, он сообщил, что власти обсуждают перераспределение собираемых налогов от федерального бюджета в пользу регионов, и пообещал ограничить рост неналоговой нагрузки на бизнес (сборы и платежи, формально не относящиеся к налогам). Традиционно такие заявления Путина чуть позже облекаются в форму поручений правительству.

У регионов уже «достаточно полномочий», указывает старший директор группы региональных финансов Fitch Владимир Редькин: «Любая передача дополнительных полномочий ведет к риску недостаточного финансирования, что мы видели, например, в так называемых майских указах. Консолидированный субфедеральный бюджет практически бездефицитен, сектору в целом вряд ли нужны дополнительные доходы, считает он. Но есть существенная доля регионов с большим дефицитом и крупными долгами, и их проблемы обсуждаются недостаточно широко, полагает Редькин. Нужно сильнее выравнивать бюджетную обеспеченность не между регионами и федерацией, а между самими субъектами, во многих странах это решается централизованным перераспределением налоговых доходов от богатых регионов к бедным. «Сектор региональных бюджетов в целом сбалансированный: «температура» региональных бюджетов — 36,6. Но есть регионы в тяжелом положении, скажем так — «в реанимации». И нужно думать не о том, чтобы в целом температуру на одну десятую градуса подкрутить, а о том, чтобы перевести их в общую палату», — заключает Редькин.

«Предлагаемые инициативы — скорее точечные меры облегчения для налогоплательщиков. Амнистией это можно назвать только в широком обывательском смысле. Обычно она подразумевает возможность задекларировать доходы, налоги с которых ранее не уплачивались. А текущее предложение — скорее скромный предновогодний подарок», — рассуждает партнер налоговой практики адвокатского бюро КИАП Михаил Успенский.

Это не первый предвыборный «подарок» Владимира Путина: в ноябре 2011 года он поручал налоговым органам списать задолженность россиян по налогам, накопившуюся по состоянию на 1 января 2009 года, на сумму 36 млрд руб.

Без резких маневров

Год назад Путин дал старт обсуждениям настройки налоговой системы, которые привели к тому, что Минфин предложил налоговый маневр — снижение общей ставки страховых взносов до 22% и повышение ставки НДС до тех же 22%. В начале года Минфин и Минэкономразвития говорили об этой идее публично, но затем обсуждения стихли — после того, как Путин сказал, что вести разговоры о маневре преждевременно. Разговоры о налоговой реформе шли целый год, но сейчас их нет, указывает директор программы «Экономическая политика» Московского центра Карнеги Андрей Мовчан. Минфин в ноябре включил налоговый маневр в свой доклад правительству о налоговой настройке, но в итоговом докладе правительства президенту в декабре этого предложения уже не было, говорит РБК федеральный чиновник.

После выборов «возможно всё», так как «страна находится в ручном управлении», считает Мовчан. Правительство может принять решения, прямо противоположные тем, что обсуждались до этого, а фискальная нагрузка, наверное, вырастет, так как то, что говорит Путин, по факту никогда не исполняется, отмечает экономист.

Вернуть к жизни дискуссии о более глубоких налоговых изменениях могут перестановки в правительстве, говорится в вышедшем в четверг годовом обзоре по России от Bank of America Merrill Lynch. Впрочем, Путин заявил на пресс-конференции, что пока не готов говорить о новых членах кабинета министров.

Простить долги гражданам

Путин сказал, что у россиян есть непогашенная задолженность по налогам, и предложил ее простить. «Эти задолженности касаются, дай бог памяти, где‑то 42 млн человек. И общий объем этой задолженности — 41 млрд», — сказал президент. Он не уточнил, какие налоги имеет в виду (пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на вопрос РБК). К налогам, которые уплачивают физлица, относятся НДФЛ и «имущественные» налоги (на землю, транспорт и недвижимость. — РБК), говорит Успенский. «Подоходный налог, как правило, удерживает работодатель, поэтому методом исключения остаются налоги имущественного типа», — рассуждает он.

По данным ФНС, на 1 ноября 2017 года совокупная задолженность физлиц по этим налогам составляла 148 млрд руб., в том числе 43 млрд руб. — по налогам на недвижимое имущество и земельным участкам. Поэтому вполне возможно, что президент имел в виду налоги физлиц на недвижимость и землю. Неназванный федеральный чиновник пояснил «Ведомостям», что речь идет о долгах, накопленных по состоянию на 1 января 2015 года. На эту дату задолженность граждан по налогам на имущество и землю, включая неуплаченные пени, составляла 40,5 млрд руб., подсчитал РБК по данным ФНС.

«Амнистия» для предпринимателей

Путин также выступил с предложением освободить 2,9 млн индивидуальных предпринимателей от долгов по налогам и страховым взносам на 15 млрд руб. «Человек начал работу, начал бизнес. Что‑то не получилось. А налоги на него все начисляли и начисляли. Надо освободить этих людей от выплат подобного рода», — сказал президент.

Речь идет о задолженности ИП по страховым взносам в социальные фонды, пояснил РБК президент «Опоры России» Александр Калинин. ИП вне зависимости от наличия доходов должен выплачивать примерно 3 тыс. руб. в месяц в ПФР и ФОМС, а в случае неуплаты взносов ему грозил семикратный штраф. «Когда передавали базу данных из Пенсионного фонда в ФНС, налоговая служба обратила внимание на гигантские суммы — 15 млрд руб. задолженности, — говорит Калинин. — ФНС, естественно, достаточно жестко отслеживает задолженности по страховым взносам: если у человека есть такая задолженность, он обязан ее погасить, а если он это не сделает, он не сможет открывать новое предприятие или работать руководителем в тех или иных предприятиях, пока эта задолженность не будет погашена».

На практике часто возникают случаи, когда предприниматели перестают вести бизнес, но не закрывают ИП, и взносы продолжают начисляться, говорит Успенский. «Достаточно много ИП имеют задолженность даже по фиксированным страховым взносам (сейчас это около 28 тыс. руб. в год). Но речь вполне может идти и об иных видах платежей, например по упрощенке или ЕНВД», — говорит юрист. По его словам, такое происходит, если бизнес себя не оправдал, а предприниматель просто забывает закрыть ИП в официальном порядке.

Для индивидуального предпринимателя страховые взносы — это, по сути, вмененный налог, который начисляется в минимальном размере независимо от того, ведет он фактическую деятельность или нет, говорит руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов. Но из слов президента пока не понятно, идет ли речь только о списании долгов для тех, кто забросил бизнес, не закрыв его, отмечает юрист. Возможно, законодатель уточнит круг лиц и виды задолженности, которые подпадают под амнистию: в нее могут включить, например, и долги по налогу на имущество или НДС, возникшие при осуществлении деятельности.

Списать долги по списанным долгам

Другое предложение президента — списать долги по налогу на доходы физлиц (НДФЛ), которые возникают у граждан в результате списания их задолженности по банковским кредитам, коммунальным услугам или, например, услугам телефонной связи. Путин назвал эти долги «абсолютно бессмысленной вещью», «несправедливой нагрузкой». Он оценил такие долги в «миллиарды рублей».

Такие списанные долги за оказанные услуги всегда считались «материальной выгодой» с точки зрения налоговиков (условные доходы, как сказал Путин). С этих доходов нужно платить НДФЛ 13%. Но до 2016 года в законе не было четко прописано, когда следует начислять такой НДФЛ, поэтому практического механизма начисления и взыскания такого налога не было. В этом году организации, которые списывают гражданам безнадежные долги, например операторы связи, начали уведомлять налоговую о списаниях такой задолженности, писал РБК.

Материальная выгода от списания долгов всегда подлежала обложению НДФЛ, но практический механизм появился недавно. Когда он заработал, стало ясно, что овчинка не стоит выделки: расходы на администрирование большие, а суммы, как правило, маленькие, поэтому проще их просто списать, считает Зарипов.​

Путин поручил освободить пенсионеров и льготников, среди которых Герои Советского Союза (России), инвалиды, ветераны войны, от уплаты налога на земельные участки по кадастровой стоимости. Сейчас пенсионеры по старости освобождены от налога на квартиры и другие строения и помещения в их собственности, но не от земельного налога. А для льготных категорий по земельному налогу, куда пенсионеры не входят, предусмотрен денежный вычет 10 тыс. руб. из налоговой базы — кадастровой стоимости земельного участка.

Президент выразил желание, чтобы все льготные категории граждан, которые получают вычет, плюс пенсионеры «не платили вообще за все эти шесть соток никаких налогов». Пока не ясно, как будет применяться льгота к участкам больше этого размера.

«Это очень существенная мера, особенно для пригородных регионов, как Москва и Санкт-Петербург. Достаточное большое количество людей имеют пригородные участки с дачами, садовыми домиками. Иногда это очень неудобные, маленькие земельные участки по шесть соток на болотах, которые люди сами осушали и выращивали там укроп и огурцы. И вдруг оказалось, что это все — актив, за который надо платить налог», — сказала РБК декан факультета экономики недвижимости РАНХиГС Елена Иванкина.

По ее словам, по Московской области кадастровая стоимость земельных участков может составлять от $1 тыс. до $10 тыс. в обычных подмосковных местах. «Для льготных категорий $10 тыс. — это очень большая сумма, которую они совершенно не в состоянии платить», — говорит Иванкина. По ее подсчетам, с участка десять соток размер земельного налога может составлять около $300, или 18 тыс. руб. в год. «Освобождение льготных категорий граждан и пенсионеров от уплаты земельного налога — это очень правильная мера», — резюмирует она.

В пресс-службе Росреестра РБК сообщили, что не производят расчеты средней кадастровой стоимости земель в России. По данным комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) России по предпринимательству в сфере экономики недвижимости, средняя кадастровая стоимость земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, расположенных, например, в границах Подмосковья, составляет 154,3 тыс. руб. за одну сотку, в Курской области — 26,4 тыс. руб. Максимально возможная ставка по налогу на участки такого назначения составляет 0,3% (власти на местах могут устанавливать более низкие ставки).

Исходя из цифр ТПП, налог на землю десять соток в Московской области в среднем составляет 4,6 тыс. руб. в год, или около 400 руб. в месяц, при средней пенсии в Москве и Подмосковье около 14 тыс. в месяц.

www.rbc.ru