Значение реестра юридических лиц

К вопросу о юридической значимости выписки из ЕГРЮЛ и выписки из реестра акционеров в ЗАО

В практической деятельности возникает вопрос соотношения сведений, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – выписка из ЕГРЮЛ) и выписке из реестра акционеров в закрытом акционерном обществе.

Для установления характера взаимосвязи данных документов обратимся к вопросам правового регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере.

Из пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) следует, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

В силу подпункта «д» пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации в ЕГРЮЛ вносятся сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью – сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам. Это приводит к тому, что при получении выписки из ЕГРЮЛ на акционерное общество в ней отражаются сведения не только об акционерах общества, но и о «размере доли» (видимо, речь идет о процентах акций) такого акционера.

Таким образом, требования к информации, отражаемой в ЕГРЮЛ, в отношении обществ с ограниченной ответственностью применяются и к акционерным обществам в части указания на размер доли в уставном капитале.

Подобная практика порождает споры, связанные с выбором надлежащего средства доказывания правового статуса акционера. Подробнее проблемные аспекты таких споров будут рассмотрены далее.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Закона о государственной регистрации Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом. Из формулировки данной нормы не ясно, каков характер сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, – справочный или правоустанавливающий.

Судебно-арбитражная практика однозначно характеризует ЕГРЮЛ как информационный ресурс, то есть как совокупность данных информационного, справочного характера (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.08.2009 по делу N А32-22235/2008-62/336, Постановление ФАС Поволжского округа от 22.05.2009 по делу N А57-11985/06, Постановление ФАС Московского округа от 28.02.2008 N КГ-А40/728-08 по делу N А40-15031/07-57-126, Постановление ФАС Московского округа от 28.11.2008 N КГ-А40/10576-08 по делу N А40-19493/08-83-137, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2012 по делу N А56-24931/2007).

Арбитражные суды указывают на то, что сведения в ЕГРЮЛ носят заявительный характер, а не правоустанавливающий.

Однако подобная правовая позиция уязвима в силу следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 57 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Завершение реорганизации либо ликвидации юридического лица поставлены законом в зависимость от того, внесены ли соответствующие изменения в ЕГРЮЛ (пункт 4 статьи 57, пункт 8 статьи 64 ГК РФ).

Таким образом, внесение определенных изменений в ЕГРЮЛ завершает фактический состав, наличие которого необходимо для возникновения, изменения либо прекращения гражданских правоотношений.

Кроме того, пунктом 4 статьи 5 Закона о регистрации закрепляется презумпция достоверности сведений в ЕГРЮЛ. Следовательно, любое лицо, обратившееся к ЕГРЮЛ, должно признаваться добросовестным участником гражданского оборота в случае, если оно ссылается на такие сведения при защите своих прав и законных интересов.

Из сказанного следует, что сведения в ЕГРЮЛ носят смешанный характер, то есть одни сведения являются справочными (о местонахождении юридического лица, учредителях (участниках) юридического лица, единоличном (коллегиальном) исполнительном органе), а другие правоустанавливающими (сведения о создании, реорганизации или ликвидации юридического лица).

Бесспорно, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, должны быть актуальными, точными и достоверными.

Данная задача решается посредством контроля за достоверностью и своевременностью предоставления документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ.

По общему правилу, в течение трех рабочих дней с момента возникновения оснований для изменения сведений в ЕГРЮЛ юридическое лицо обязано сообщить об этом в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 Закона о регистрации), то есть обратиться в территориальный орган Федеральной налоговой службы (п. 3 правил ведения ЕГРЮЛ, утвержденных Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (далее – правила).

За ненадлежащее исполнение данной обязанности юридическое лицо подлежит административной ответственности на основании части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Стоит отметить, что Закон о государственной регистрации и правила прямо не возлагают на Федеральную налоговую службу и ее территориальные органы обязанность по проверке достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ.

Однако из системного толкования статей 23 и 25 Закона о регистрации, а также учитывая наличие ответственности за предоставление заведомо ложных сведений, следует, что регистрирующие органы осуществляют контроль за достоверностью сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, в связи с чем они наделены правом и одновременно обязанностью отказать заявителю либо привлечь его к административной ответственности в случае нарушения закона.

Таким образом, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы осуществляют контроль за актуальностью, точностью и достоверностью сведений в ЕГРЮЛ, поскольку в противном случае презумпция правильности сведений в ЕГРЮЛ представляла бы угрозу для участников гражданского оборота.

Краткий анализ правового регулирования ЕГРЮЛ позволяет сделать следующие выводы:

  1. ЕГРЮЛ – федеральная информационная база, содержащая определенные сведения об юридических лицах.
  2. Сведения в ЕГРЮЛ носят смешанный характер – одни являются справочными, другие правоустанавливающими.
  3. В отношении сведений из ЕГРЮЛ применяется презумпция достоверности сведений, содержащихся в таком реестре.
  4. Контроль за актуальностью, точностью и достоверностью сведений осуществляет Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.

Теперь обратимся к правовому регулированию ведения реестра акционеров.

Упорядочение общественных отношений в данной сфере осуществляется Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), а именно главой VI указанного нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона об АО в реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

Держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор (п. 3 ст. 44 Закона об АО).

Держатель реестра акционеров общества по требованию акционера или номинального держателя акций обязан подтвердить его права на акции путем выдачи выписки из реестра акционеров общества, которая не является ценной бумагой (ст. 46 Закона об АО).

Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии – записями по счетам депо в депозитариях (ст. 28 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

В силу пункта 3.4.4 Постановления ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» выписка из реестра акционеров должна содержать такие данные, как: полное наименование эмитента, место нахождения эмитента, наименование органа, осуществившего регистрацию, номер и дата регистрации; номер лицевого счета зарегистрированного лица; фамилия, имя, отчество (полное наименование) зарегистрированного лица; вид, количество, категория (тип), государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг, учитываемых на лицевом счете зарегистрированного лица, с указанием количества ценных бумаг, обремененных обязательствами, и (или) в отношении которых осуществлено блокирование операций; вид зарегистрированного лица (владелец, номинальный держатель, доверительный управляющий, залогодержатель).

Следовательно, выписка из реестра акционеров подтверждает правовой статус лица как акционера общества. Аналогичное толкование данной нормы можно встретить и в судебно-арбитражной практике: Постановление ФАС Поволжского округа от 24.01.2012 по делу N А12-4127/2011, Постановление ФАС Московского округа от 05.04.2011 N КГ-А41/1765-11 по делу N А41-4895/10, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.07.2010 N Ф03-5083/2010 по делу N А51-9808/2009. Данный подход к правовому значению выписки из реестра акционеров является устоявшимся.

Контроль за правильностью ведения реестра осуществляют: акционеры, номинальный держатель (ст. 45 Закона об АО), Федеральная служба по финансовым рынкам и ее территориальные органы (п. 5.4.7.12 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717).

Для того, чтобы подчеркнуть особую важность реестра акционеров, законодатель установил различные виды ответственности за нарушение в данной сфере.

Так, акционерное общество и регистратор несут солидарную гражданско-правовую ответственность перед акционером (абз. 2 п. 4 ст. 44 Закона об АО) за нарушение его прав при ведении реестра.

Кроме того, за нарушение ведения реестра виновное лицо может быть привлечено к административной (ст. 15.22 КоАП РФ) либо к уголовной ответственности (ст. 185.2 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, реестр акционеров и выписка из него, как документ, отражающий определенную часть сведений из названного реестра, носят соответственно правоустанавливающий и правоподтверждающий характер.

Выписка из реестра отражает, в частности, фамилию, имя, отчество акционера, а также вид и размер его пакета акций. Аналогичную информацию содержит и выписка из ЕГРЮЛ.

Однако бывают ситуации, когда сведения в выписке из ЕГРЮЛ противоречат выписке из реестра акционеров, то есть, другими словами, между данными документами возникает конкуренция.

Рассмотрим правовое значение выписки из ЕГРЮЛ и выписки из реестра акционеров.

Использование выписки из ЕГРЮЛ недопустимо для подтверждения наличия правового статуса акционера. Такой правовой статус подтверждается только выпиской из реестра акционеров.

В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Исходя из толкования статьи 46 Закона об АО, только выписка из реестра акционеров является надлежащим средством доказывания правового статуса акционера. Следовательно, выписка по лицевому счету ДЕПО либо выписка из ЕГРЮЛ не подтверждают наличия у лица комплекса корпоративных прав.

Так, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 22.06.2006 N Ф04-7967/2005(23943-А70-16), Ф04-7967/2005(22855-А70-16) по делу N А70-2689/20-03 указал: «выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в силу … норм ФЗ «Об акционерных обществах» и ФЗ «О рынке ценных бумаг» не является доказательством того, что М. С.И. является акционером».

Другие суды обращают внимание на то, что сведения, вносимые в ЕГРЮЛ, носят заявительный характер, а не правоустанавливающий (Постановление ФАС Московского округа от 28.02.2008 N КГ-А40/728-08 по делу N А40-15031/07-57-126, Постановление ФАС Московского округа от 28.11.2008 N КГ-А40/10576-08 по делу N А40-19493/08-83-137, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2012 по делу N А56-24931/2007).

Кроме того, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 30.06.2004 N 09-1-02/2698@ сообщило, что в Единый государственный реестр юридических лиц не вносятся сведения об изменениях состава акционеров акционерных обществ. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц не содержит сведений об акционерах общества, а также о лицах, которые уступили свои права на акции.

Таким образом, выписка из ЕГРЮЛ носит информационный, а не правоустанавливающий характер для целей подтверждения правового статуса акционера.

Вместе с тем выписка из ЕГРЮЛ наряду с выпиской из реестра акционеров может быть использована для подтверждения правового статуса, с одной стороны, учредителя общества, а, с другой стороны, акционера.

Из Постановления ФАС Московского округа от 12.05.2008 N КГ-А41/2890-07 по делу N А41-К1-6397/07 следует, что выписка из ЕГРЮЛ доказывает наличие правового статуса учредителя юридического лица, однако принадлежность лицу корпоративных прав подтверждается только выпиской из реестра акционеров.

Таким образом, выписка из ЕГРЮЛ является надлежащим средством доказывания только правового статуса учредителя юридического лица.

Следует отметить, что судебно-арбитражная практика не признает презумпцию достоверности сведений в ЕГРЮЛ, поскольку суды считают надлежащим средством доказывания правового статуса акционера только выписку из реестра акционеров. Думается, что суды при этом руководствуются тем, что выписку из реестра акционеров может получить только зарегистрированное лицо, в том числе, акционер. Выписку из ЕГРЮЛ может получить любое лицо. Следовательно, наличие у акционера выписки из реестра акционеров является доказательством наличия у него корпоративных прав по отношению к акционерному обществу, поскольку законом право на получение данного документа, предоставлено ограниченному кругу лиц (ст. 46 Закона об АО).

Кроме того, выписка из реестра акционеров непосредственно отражает данные, содержащиеся в реестре акционеров, в то время как выписка из ЕГРЮЛ подтверждает правовой статус учредителя по отношению к акционерному обществу.

Вместе с тем, невозможно представить ситуацию, когда лицо, будучи учредителем акционерного общества, не владеет ценными бумагами такого юридического лица.

Так, из системного толкования пунктов 3 и 5 статьи 9 Закона об АО следует, что учредитель, внося в уставный капитал какое-либо материальное благо, получает взамен акции акционерного общества. Значит, любое лицо, указанное в выписке из ЕГРЮЛ в качестве учредителя акционерного общества одновременно является его акционером.

Между тем остается нерешенным следующий вопрос: должны ли регистрироваться изменения в ЕГРЮЛ в случае, если один из учредителей акционерного общества произвел отчуждение своего пакета акций в полном объеме? Думается, что такие изменения не вносятся, так как учредительный договор содержит сведения о лицах, создавших акционерное общество (ст. 9 Закона об АО).

В случае если акционер-учредитель отчуждает свое право собственности на акции, то его правовая связь с обществом прекращается, однако факт участия в создании общества это не прекращает (ст. 128, п. 1 ст. 235 ГК РФ), а, значит, в учредительный договор изменения не вносятся, как и в выписку из ЕГРЮЛ. Следовательно, из акционерного общества могут выбыть все его учредители, однако не исключено, что в выписке из ЕГРЮЛ в качестве таковых они всё же будут значиться.

Таким образом, мы не склоны полностью нивелировать доказательственную силу выписки из ЕГРЮЛ при споре о наличии у лица определенных корпоративных прав, если такое лицо поименовано в этой выписке как учредитель акционерного общества и такой акционер не отчуждал свои права, вытекающие из акций.

Общий итог в вопросе правового регулирования ЕГРЮЛ и реестра акционеров таков: за актуальностью, точностью и достоверностью данных, содержащихся в информационных ресурсах ЕГРЮЛ и реестра акционеров государство осуществляет контроль, а потому участники гражданского оборота могут доверять сведениям, полученным из этих баз данных.

Однако необходимо учитывать, что при противоречии выписки из ЕГРЮЛ и выписки из реестра акционеров суды устраняют его в пользу выписки из реестра акционеров. Из этого следует, что выписка из ЕГРЮЛ может быть косвенным доказательством правового статуса акционера и только в случае если он является учредителем юридического лица (такой статус прекращается с момента отчуждения прав, вытекающих из акций).

lex-pravo.ru

Единый государственный реестр юридических лиц, его значение

Единый государственный реестр юридических лиц, далее (ЕГРЮЛ), представляет всю необходимую информацию о юридических лицах, которые работают на территории страны. Реестр необходим для организации и упрощения работы с бизнесом. Практически каждое предприятие и компания, с момента организации, должны подавать о себе информацию в ЕГРЮЛ, таким образом, реестр можно назвать достоверным каталогом всех компаний страны, которые официально ведут деятельность в бизнесе.

Иногда, в руководстве компании, среди участников, происходят разные изменения. Часто предприятия меняют адрес нахождения. Вся новая информация должна отображаться в ЕГРЮЛ в обязательном порядке. Как внести изменения в ЕГРЮЛ и какая наступает ответственность в случае подачи недостоверной информации в ЕГРЮЛ, это можно узнать тут: https://businessman.ru/nedostovernyie-svedeniya-v-egryul-otvetstvennost-kak-vnesti-izmeneniya-v-egryul.html, ознакомиться с предлагаемой информацией рекомендуется каждой компании, руководителям и участникам. Важно отметить, что в этом вопросе просто недопустимы нарушения, так как последствия могут быть очень серьезными. Если информация искажена преднамеренно при подаче в ЕГРЮЛ, это может привести даже к полному запрету деятельности до окончательного разбирательства.

Правила регистрации юридических лиц

Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, необходимо гарантированно иметь две составляющие: капитал, который будет вкладываться в развитие деятельности, а также, помещение для ведения деятельности.

Если нет какой-либо из этих составляющих, лучше даже не стремиться начинать бизнес, так как способом найти деньги, остается получение кредита в банке, а недвижимость, в лучшем случае, можно арендовать. Это практические выходы из ситуации, но, они маловероятные, так как на кредитах, очень сложно основывать бизнес, а аренда, ограничивает возможности развития компании. Итак, для открытия (регистрации) юридического лица, необходимо:

  • Выделить основных участников. Это может быть одно или несколько физических лиц, или юридические лица. Роль участника заключается в сумме капиталовложений, это может быть соотношение в процентном выражении, или 100%-й капитал одного участника. В зависимости от процента внесенного первоначального капитала, участник сможет также влиять на развитие компании и в таком же соотношении получать прибыль.
  • Далее необходима информация о юридическом адресе. Юридический адрес должен быть по месту выполнения работ и расположения компании. Если нет возможности обеспечить собственный юридический адрес, необходимо решить этот вопрос за счет долгосрочной аренды с подписанием соответствующего договора.
  • Необходим Устав. Устав предприятия должен составлять юрист. Некоторые компании, используют готовый шаблон устава, который использовался для открытия бизнеса ранее. Устав четко определяет форму организации компании, виды деятельности, прописывает количество участников, их долю каждого в отдельности. Доля каждого участника прописывается цифрами, прописью и в процентном соотношении. В уставе также предусматривается форма и способ, время выплаты прибыли участникам.
  • Для регистрации, необходимо заказать печать юридического лица.
  • Пройти налоговую регистрацию по месту осуществления деятельности.
  • Зарегистрироваться в органах статистики.
  • Для работы нового предприятия, достаточно, чтобы в нем числился директор и бухгалтер, но, этого штата недостаточно для того, предприятие могло практически приступить к выполнению работ.

    Если появляется необходимость внести какие-либо изменения в основные (учредительные) документы, или сменить адрес места расположения компании, об этом необходимо незамедлительно сообщить в государственные регистрационные органы и внести изменения в ЕГРЮЛ.

    zankov.ru

    Правила ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений

    1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон), «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и «Об информации, информатизации и защите информации», устанавливают:

  • порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц (далее — государственный реестр), в том числе состав документов, включаемых в регистрационное дело, состав сведений, включаемых в записи государственного реестра, способы представления лицензирующим органом сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом, органами государственных внебюджетных фондов — сведений о регистрации юридического лица в качестве страхователя, банками — сведений о банковских счетах юридического лица;
  • порядок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений, в том числе форму, порядок и срок предоставления указанных сведений, а также размер платы за их предоставление, случаи и порядок бесплатного предоставления сведений, перечень государственных органов, в которые в обязательном порядке представляются сведения о государственной регистрации, и состав этих сведений, порядок и сроки предоставления юридическому лицу сведений о нем.

2. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом.

3. Государственный реестр ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами (далее — регистрирующие органы) в соответствии с настоящими Правилами.

4. Государственный реестр содержит:

  • записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, в том числе юридических лиц, специальный порядок регистрации которых установлен федеральными законами, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями; записи о прекращении унитарных предприятий, имущественный комплекс которых продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества;
  • записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;
  • записи об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре в соответствии с Федеральным законом;
  • документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом и пунктом 5 настоящих Правил.
  • Документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью государственного реестра.
  • 5. Основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица. Основанием для внесения в государственный реестр записи о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом на основании следующих документов, представляемых Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом муниципального образования, принявшим решение об условиях приватизации:

  • заявление о внесении в государственный реестр записи о прекращении унитарного предприятия в связи с продажей его имущественного комплекса или внесением его имущественного комплекса в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества;
  • решение об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;
  • копия документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс указанного унитарного предприятия к покупателю.
  • Основанием для одновременного внесения в государственный реестр записей о создании акционерного общества путем реорганизации в форме разделения или выделения и прекращении его деятельности в связи с присоединением к другому акционерному обществу является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом на основании следующих документов, представляемых акционерным обществом, реорганизуемым в форме разделения или выделения, в регистрирующий орган по месту его нахождения:

  • заявление о государственной регистрации акционерного общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения или выделения, с одновременным внесением записи о прекращении его деятельности в связи с присоединением к другому акционерному обществу;
  • решение о реорганизации акционерного общества в форме разделения или выделения;
  • решение о реорганизации акционерного общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения или выделения, осуществляемой одновременно с присоединением к другому акционерному обществу;
  • разделительный баланс (передаточный акт);
  • договор о присоединении;
  • решение акционерного общества, реорганизуемого в форме разделения или выделения, об утверждении лица, уполномоченного подписывать договор о присоединении;
  • документ об уплате государственной пошлины.
  • Внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании:
  • документа налогового органа, подтверждающего непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации;
  • документа налогового органа, подтверждающего отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
  • Внесение в государственный реестр записи об исключении юридического лица из государственного реестра осуществляется не ранее 3 месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из государственного реестра в печатном органе, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, при условии непредставления в указанные сроки в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица соответствующего заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра.

    При несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

    Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.

    6. Каждой записи в государственном реестре присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр.

    7. Внесение записи в государственный реестр подтверждается документом, форма которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Регистрирующий орган направляет (выдает) заявителю, а в установленных случаях в Центральный банк Российской Федерации (его территориальное учреждение) или в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальный орган) указанный документ и выписку из государственного реестра по форме согласно приложению N 5 не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации.

    8. Государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица либо записи о первом представлении в соответствии с Федеральным законом сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., является основным государственным регистрационным номером (ОГРН) и используется в качестве номера регистрационного дела этого юридического лица.

    Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) указывается:

  • во всех записях в государственном реестре, относящихся к данному юридическому лицу;
  • в документах, подтверждающих внесение соответствующих записей в государственный реестр;
  • во всех документах этого юридического лица наряду с его наименованием;
  • в сведениях о государственной регистрации, публикуемых регистрирующими органами;
  • в актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти при упоминании юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации (за исключением органов государственной власти и органов местного самоуправления).
  • Структура государственного регистрационного номера записи государственного реестра приведена в приложении N 1 к настоящим Правилам.

    9. Государственный реестр ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.

    10. В запись государственного реестра на электронном носителе включаются сведения о юридическом лице в соответствии с требованиями Федерального закона по перечню согласно приложению N 2 к настоящим Правилам. Обязательным условием включения конкретного показателя в запись является его наличие в документах, используемых для внесения сведений в государственный реестр.

    11. Государственный реестр на бумажных носителях состоит из книг учета государственной регистрации юридических лиц, листов записей государственного реестра, содержащих сведения о юридическом лице в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил (приложение N 3), и регистрационных дел юридических лиц.

    12. В книгу учета государственной регистрации юридических лиц, которая ведется регистрирующим органом, вносятся:

    а) при обращении заявителей в целях государственной регистрации:

  • сведения о заявителе, представившем документы для государственной регистрации (фамилия, имя, отчество, ИНН (при его наличии), данные документа, удостоверяющего личность, место жительства);
  • полное наименование юридического лица;
  • дата получения и реквизиты соответствующего заявления (уведомления, сообщения);
  • дата принятия и номер решения о государственной регистрации либо об отказе в регистрации;
  • государственный регистрационный номер записи;
  • номер регистрационного дела;
  • реквизиты документа, выданного (отправленного) заявителю, и дата его выдачи (отправки);
  • б) при поступлении от государственных органов, банков, органов государственных внебюджетных фондов и судов документов, содержащих сведения, подлежащие внесению в государственный реестр:

  • сведения об органе или банке, представивших документы;
  • дата получения и реквизиты сопроводительного письма (уведомления, сообщения), а в случае поступления документов в электронном виде — дата получения и имя файла;
  • дата внесения записи в государственный реестр;
  • государственный регистрационный номер записи и номер регистрационного дела юридического лица.
  • С началом календарного года открывается очередной том указанной книги.

    13. В регистрационное дело юридического лица в порядке поступления включаются все документы, представленные при государственной регистрации юридического лица и внесении изменений в государственный реестр, решение регистрирующего органа либо иного органа в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц о государственной регистрации и сведения, включенные в соответствующие записи государственного реестра, в виде листов записей государственного реестра, содержащих сведения о юридическом лице в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.

    14. Сведения о лицензии, полученной юридическим лицом, представляются лицензирующим органом в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении (переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, приостановлении, возобновлении, аннулировании) лицензии. Указанная информация представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица в виде копии документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом или в виде выписки из реестра лицензий, ведение которого осуществляет лицензирующий орган, по согласованной сторонами форме. Указанные сведения могут представляться на электронных носителях. Вид носителя и формат передаваемой информации устанавливаются соглашением взаимодействующих сторон.

    Сведения о дате регистрации юридического лица в качестве страхователя, его регистрационный номер, наименование органа, осуществившего указанную регистрацию, либо дата снятия юридического лица с учета в качестве страхователя представляются соответствующими органами государственных внебюджетных фондов не позднее 5 дней с момента регистрации юридического лица в качестве страхователя либо снятия с учета в качестве страхователя.

    Указанные сведения представляются в электронном виде с использованием средств электронной цифровой подписи по каналам связи на условиях, установленных соглашением сторон. Формат передаваемой информации устанавливается Федеральной налоговой службой.

    При невозможности передачи сведений в указанном виде органы государственных внебюджетных фондов направляют эти сведения почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

    Сведения о банковских счетах юридического лица представляются банками в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица не позднее 5 дней со дня открытия (закрытия) расчетных (текущих) счетов в электронном виде или на бумажном носителе по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

    Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП) и дата постановки на учет в налоговом органе юридического лица включаются в государственный реестр на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков в порядке, установленном Федеральной налоговой службой.

    15. Государственный реестр на бумажных и электронных носителях информации должен храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц, и в условиях, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения, подделки информации. В целях расширения возможностей информационного обеспечения пользователей предусматривается объединение частей государственного реестра на электронных носителях как по субъектам Российской Федерации, так и по Российской Федерации в целом. С целью предотвращения полной утраты сведений, содержащихся в государственном реестре на электронных носителях, Федеральной налоговой службой и регистрирующими органами по субъектам Российской Федерации формируются резервные копии государственного реестра на электронных носителях, которые должны храниться в местах, исключающих их утрату одновременно с оригиналом.

    Федеральная налоговая служба вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке поручить объединение частей государственного реестра на электронных носителях по субъектам Российской Федерации и по Российской Федерации в целом, обеспечение их использования, а также формирование резервных копий государственного реестра своим специализированным учреждениям.

    16. Совместимость и взаимодействие государственного реестра на электронных носителях с иными федеральными системами и сетями обеспечиваются за счет соблюдения следующих единых организационных, методологических и программно-технических принципов:

  • унификация значений показателей, включаемых в записи государственного реестра, на основе применения единых общероссийских классификаторов и ведомственных справочников;
  • применение по соглашению сторон, участвующих в информационном взаимодействии, средств электронной цифровой подписи или иных средств подтверждения отсутствия искажений в документах на электронном носителе;
  • применение для информационного взаимодействия с иными федеральными информационными системами единых протоколов телекоммуникационных сетей, форм документов и форматов данных, передаваемых на электронных носителях.

    17. Исключен. — Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 110.

    18. Исключен. — Постановление Правительства РФ от 13.12.2005 N 760.

    19. Регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или) внесения изменений в государственный реестр бесплатно представляет сведения о юридическом лице, предусмотренные в приложении N 2 к настоящим Правилам, в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, военные комиссариаты, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики и в случаях, установленных федеральными законами, — в иные органы.

    Указанные сведения представляются в электронном виде с использованием средств электронной цифровой подписи по каналам связи на условиях, установленных соглашением сторон. Структура и формат передаваемой информации устанавливаются При невозможности передачи сведений в указанном виде регистрирующий орган направляет эти сведения почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

    20. Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по перечню согласно приложению N 2 к настоящим Правилам, в виде:

  • выписки из государственного реестра по форме согласно приложению N 5 к настоящим Правилам. При отсутствии сведений по конкретному показателю пишется слово: «нет»;
  • копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица;
  • справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо.
  • По запросу любого физического лица, обратившегося в регистрирующий орган и предъявившего документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрирующий орган вправе сопоставить содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о персональных данных конкретного физического лица с изложенными в запросе сведениями и предоставить заявителю справку о соответствии или несоответствии сведений, изложенных в запросе, сведениям, содержащимся в указанном реестре, по форме согласно приложению N 6 к настоящим Правилам.

    Указанный запрос составляется в произвольной форме и должен содержать данные документа, удостоверяющего личность, ИНН (при его наличии) и сведения о месте жительства физического лица, представившего запрос.

    21. Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять дней со дня поступления соответствующего запроса, если иное не установлено федеральными законами. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса.

    22. Указанная в пункте 20 информация предоставляется по запросу бесплатно:

  • а) органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами, — в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
  • б) юридическому лицу о нем — в виде выписки из государственного реестра.
  • 23. Указанная в пункте 20 настоящих Правил информация предоставляется по запросу за плату (при условии представления одновременно с запросом документа, подтверждающего оплату):

  • а) юридическому лицу — сведения о нем при обращении в регистрирующий орган за повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр, а также при обращении о срочном предоставлении сведений о нем в виде выписки из государственного реестра;
  • б) физическим и юридическим лицам — сведения о конкретном юридическом лице при обращении в регистрирующий орган за информацией о нем, за исключением сведений о номере и дате выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, об органе, выдавшем указанный документ, а также сведений о банковских счетах;
  • в) физическим лицам — справка о соответствии или несоответствии изложенных в запросе сведений о персональных данных физического лица сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц.
  • Размер платы за предоставление указанной информации в виде документов, предусмотренных в пункте 20 настоящих Правил, составляет 200 рублей за каждый такой документ. Размер платы за срочное предоставление информации составляет 400 рублей за каждый документ.

    24. Сведения о юридических лицах, содержащиеся в государственном реестре, могут быть предоставлены в электронном виде в порядке и сроки, которые установлены Федеральной налоговой службой. Открытые и общедоступные сведения предоставляются всем заинтересованным лицам. Сведения, доступ к которым ограничен, предоставляются в соответствии с федеральными законами.

    Сведения о юридических лицах, содержащиеся в государственном реестре, в электронном виде предоставляются:

  • органам государственной власти, органам местного самоуправления и Центральному банку Российской Федерации — бесплатно;
  • юридическим и физическим лицам — за плату.
  • Размер платы за однократное предоставление указанной информации составляет 50000 рублей, за однократное предоставление обновленной информации — 5000 рублей, за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места — 150000 рублей.

    25. Порядок получения пользователями информационных ресурсов сведений, содержащихся в государственном реестре (указание места, времени, ответственных должностных лиц и необходимых процедур), определяется конкретным регистрирующим органом.

    Информация о порядке и условиях получения пользователями информационных ресурсов сведений, содержащихся в государственном реестре, а также информация о месте нахождения соответствующих регистрирующих органов предоставляется регистрирующими органами бесплатно.

    26. Доступ к содержащимся в государственном реестре сведениям, в том числе к паспортным данным физических лиц, имеют должностные лица регистрирующих органов по перечням и в соответствии с полномочиями, определяемыми Федеральной налоговой службой. Использование указанными должностными лицами информации из государственного реестра в ущерб интересам юридических и физических лиц влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

    27. Собственником государственного реестра является Российская Федерация. Права собственника от имени Российской Федерации в отношении государственного реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство Российской Федерации.

    28. Государственный реестр находится в ведении Федеральной налоговой службы, которая в связи с этим разрабатывает методические указания по организации получения сведений для включения в государственный реестр, его формированию, предоставлению из него информации и контролю за соответствующими действиями регистрирующих органов.

    www.regfile.ru