Оглавление:
СПОРЫ Е.БАЗАРОВА И П.П.КИРСАНОВА В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ
СПОРЫ Е.БАЗАРОВА
И П.П.КИРСАНОВА В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ
И ДЕТИ"
Извечное
желание писателя разобраться во всем, что
происходит в данный период в его стране,
присуще и И.С.Тургеневу. Ярким романом,
отразившим целую эпоху в историческом
развитии России второй половины XIX
века
явился роман "Отцы и дети". В книге
писатель отразил не только противоречия
разных поколений, но и, в большей степени, —
борьбу двух социально-политических лагерей,
сложившихся в России к 60-м годам XIX
века.
Сюжет
романа построен на противопоставлении двух
мировоззрений, двух политических
направлений — дворян-либералов и
революционеров-демократов. В таком ключе
противоборства Тургенев поднимает важные
вопросы в развитии общества: социально-экономические,
нравственные, культурные и многие другие.
Эти вопросы обсуждают в своих спорах два
героя романа.
Базаров —
яркий представитель революционной
демократии, выразитель новых мыслей, идей,
рожденных новым временем. Он
противопоставляется в романе либеральному
дворянству, представленному Павлом
Петровичем Кирсановым. Их резкие
расхождения во взглядах мы замечаем уже в
первом споре героев.
Возмущаясь
нигилизму Базарова, Павел Петрович —
аристократ и либерал, стремитсся доказать,
что дворянство и аристократия, как лучшая
его часть, являются движущей силой
общественного развития. Именно здесь
рождаются верные пути к прогрессу и идеалу —
"английской свободе", коей является
конституционная монархия. Но за словами
Кирсанова Базаров видит лишь веру в
перемены и пассивную надежду, и потому
считает аристократов неспособными к
действию. Базаров отвергает либерализм,
отрицает способность дворянства вести
Россию к будущему. Павел Петрович, не
усматривая за нигилизмом и эгоцентризмом
молодежи активного желания заменить веру
знанием, а надежду — действием, не приемлет
взгляды Евгения и резко осуждает
нигилистов за то, что те "никого не
уважают", живут без принципов и идеалов.
Не соглашаясь со всеотрицанием нигилистов,
Кирсанов считает их ненужными и
бесполезными: "Вас всего четыре с
половиной человека".
На это-Базаров
ему лаконично отвечает: "От копеечной
свечи Москва сгорела". Под отрицанием "всего"
Базаров прежде всего имеет в виду религию,
самодержавно-крепостнический строй,
общепринятую мораль. Проповедуют же
нигилисты в первую очередь необходимость
революционных
действий, критерием которых является
народная польза.
Базаров
утверждает, что народ по духу своему
революционен, поэтому нигилизм — проявление
именно народного духа. На что Кирсанов
возражает ему, указывая на религиозность и
патриархальность русского мужика. Павел
Петрович прославляет крестьянскую общину,
семейный уклад жизни. Но споря с ним,
Базаров говорит, что народ не понимает
собственных интересов, что он темен и
невежественен, и считает необходимым
отличат народные
интересы от народных предрассудков,
Евгений непримиримо выступает против
барства и рабства народа.
Еще один
немаловажный вопрос, затрагиваемый в
спорах "отцов и детей" — отношение к
искусству и природе. В этом вопросе автор не
разделяет мнения своего героя. Оно остается
на стороне оппонента, который
благословляет и прославляет искусство,
Базаров же не понимает и не любит Пушкина,
не восхищается живописью:"Рафаэль гроша
ломаного не стоит", отрицает значимость
искусства вообще. К природе он подводит
сугубо материалистически: "Природа не
храм, а мастерская, и человек в ней —
работник".
В спорах с
Павлом Петровичем раскрываются зрелость
ума и глубина суждений Базарова, его
честность и непримиримость. Во всех спорах
последнее слово оставалось за Базаровым.
Компромисс между героями Тургенева
невозможен, потверждением этому является
их дуэль.
На чьей
стороне автор? По возрасту, характеру,
образу жизни Тургенев был "отцом", но
будучи либералом по убеждениям, он
утверждал: "Вся моя повесть направлена
против дворянства как передового класса".
И все же герой в конце романа умирает. В
предсмертной сцене Базаров верен своим
идеалам до конца, он не сломлен, гордо
смотрит смерти в глаза. Смерть Базарова в
художественном смысле оправдана. Не
встретив единомышленников или "родственных
элементов" ,
Базаров должен был умереть, чтобы остаться
Базаровым. Тургенев создал "фигуру
сумрачную, дикую. сильную. — и все-таки
обреченную на погибель потому, что она все-таки
стоит еще с преддверии будущего". Споры
Кирсанова с Базаровым имеют идейное
значение, они раскрывают основную мысль
романа. Они придают особую остроту сюжету,
служат характеристикой каждого героя, они
показывают превосходство новых,
прогрессивных идей над старыми, вечное
движение к прогрессу.
www.yaklass.ru
О чем спорят Евгений Базаров и П.П. Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети»
К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861 года. Появились «Отцы и дети» в февральской книге журнала «Русский вестник» за 1862 год.
В основу романа Тургенев положил конфликт между дворянским либерализмом и революционной демократией во времена отмены крепостного права.
Между старшими и молодыми поколениями всегда существовали различные разногласия. Это можно объяснить тем, что с течением времени меняется обстановка, влияющая на дальнейшее отношение человека к жизни, формирование его характера. Часто люди старшего поколения оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и образ жизни. Иногда это непонимание перерастает во вражду. Именно эту вражду мы можем увидеть на страницах этого романа.
Павел Петрович – типичный представитель дворянского либерализма. Он умен, честен, по-своему благороден. Павел Петрович во всем следует старым принципам. Люди считали его немного самоуверенным, насмешливым, он отличался замечательной красотой.
В молодости Павел Петрович был светским чиновником, его носили на руках, сам себя он тоже немного баловал. Я думаю, Павла Петровича вполне можно назвать сибаритом, то есть человеком, избалованным роскошью.
Базарова Тургенев относит к числу революционно-демократических деятелей. Он умен, имеет хорошее образование, увлекается естественными науками. Базаров молод, полон сил, ему скучно там, где он ничем не занят. В отличие от Ситникова, Базаров не стесняется своего происхождения.
О чем бы не зашел разговор между Павлом Петровичем и Базаровым, они практически никогда не находят общего языка.
Павел Петрович уважает людей с определенными принципами в жизни, считая, что без них живут лишь пустые и безнравственные люди. Базаров же называет слово «принцип» пустым, иностранным, ненужным словом.
Различны и их отношения к русскому народу. Павел Петрович упрекает Базарова в презрении к народу, Евгений же утверждает: «… что ж, коли он заслуживает презрения!», хотя часто подчеркивает свою связь с народом: «Мой дед землю пахал», доказывает, что знает и понимает народ гораздо лучше, чем Кирсанов.
Противоположны взгляды героев на искусство и литературу. Павел Петрович одобряет работы художников, литераторов, а Базаров своими фразами: «Рафаэль гроша медного не стоит!» и «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого литератора» валит Кирсанова наповал.
Множество разногласий в разговоре Базарова и Павла Петровича можно найти. Именно эти разногласия полностью противопоставляют героев друг другу. На их основании Базаров представлен человеком черствым, грубым к искусству и литературе, самоуверенным.
Полностью характер героя раскрывается лишь тогда, когда он подходит испытание любовью.
Павел Петрович всю жизнь любил одну женщину – княгиню Р. Но удача отвернулась от него, и жизнь его не сложилась в любви, хотя любовь имела большое значение в его жизни.
Базаров вначале романа пренебрегает любовью, считая ее глупостью, по его мнению «лучше камнем быть на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком глаза». И все же он полюбил… Любовь к Одинцовой пробудила другую сторону Базарова – человека страстного, доброго, нежного, одухотворенного любовью. Истинный характер Базарова раскрывается в сцене его смерти. В смерти он реализует то, что не мог реализовать при жизни.
Я не согласен с Базаровым в его отношении к литературе, искусству, любви. Хотя в остальном я больше разделяю его взгляды, чем взгляды Павла Петровича.
Базаров – человек дел, а Кирсанов – человек слова. Россия, состоящая из одних Кирсановых, развивалась бы очень долго и односторонне. Именно такие, как Базаров, нужны России для ее развития и процветания. Тургенев сказал: «Когда переведутся такие люди, пускай навсегда закроется книга истории, в ней нечего будет читать».
91138 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:
Сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом Петровичем (по роману И.С. ТУргенева «Отцы и дети»).
/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / О чем спорят Евгений Базаров и П.П. Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети»
Смотрите также по произведению «Отцы и дети»:
www.litra.ru
Споры о взглядах на искусство
Русская литература — Russkay-Literatura.ru
ИДЕЙНЫЕ СПОРЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ.
Столкновение Базарова и старшего Кирсанова оказалось неизбежным. Павел Петрович ждал только предлога, чтобы накинуться на врага. Базаров же считал бесполезным тратить порох на словесные битвы. Но уклониться от схватки не мог.
В сцене, где изображено особенно острое столкновение уездного аристократа и нигилиста, герои ведут себя по-разному. Мастер диалога, Тургенев с помощью удачно найденного, выразительного слова, тонко подмеченной детали передает душевное состояние спорящих. Павел Петрович рвется в бой: он весь горел нетерпением; в особешю эстт)ьш момент Павел Петрович так и дрогнул, и, наконец, не выдержав, возопилГ Базаров, напротив, произносит свои реплики равнодушно, он возражает Павлу Петровичу, лениво отхлебывая глоток чаю. Самые страшные слова о том, что он все отрицает, Базаров говорит с невыразимым спокойствием. Душевная сила, уверенность в своей правоте, глубокая убежденность звучат в самом голосе его, в кратких, отрывочных репликах.
Противоположные жизненные позиции отцов и детей находят воплощение в их речевой манере.
В словах Павла Петровича, так же как и в его образе жизни, поведении, одежде, чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выражения, подчеркивающие благовоспитанность истинного аристократа, утонченность его обращения даже с теми, кого он презирает. В сцене вызова на дуэль он говорит Базарову: чув-ствительно вам обязан, честь имею кланяться. Этот изысканный язык раздражает Базарова. Соблаговолите выбрать,- говорит Павел Петрович (речь идет о пистолетах). Соблаговоляю,- иронизирует Базаров.
Раздражает Базарова и обилие иностранных выражений, которыми злоупотребляет Павел- Петрович: Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы. Русскому человеку они даром не нужны.
Остроумие, находчивость, великолепное знание народного языка и умение владеть им, наконец, афористичность и лаконизм — черты, характеризующие речь Базарова. Он говорит, как коренной русский, как истинный демократ, выходец из гущи народной. В его устах так органически, так естественно звучит просторечие (чай, ан нет, как бишь, плюхнуть И т. п.). Его афоризмы по своей меткости и краткости напоминают народные изречения. Часто употребляет он пословицы и поговорки. В речах Базарова проявляется свойственный ему чисто народный склад ума — трезвого, здравого, ясного. И конечно, не Павлу Петровичу справиться с ним. Даже Фе-нечка заметила это. Я и не знаю, о чем у вас спор идет, а вижу, что вы его и так вертите, и так. — говорит она Базарову.
В спорах господина нигилиста и феодала Кирсанова затронуты едва ли не все основные вопросы, по которым расходились во взглядах революционные демократы и либералы: речь идет о путях дальнейшего развития страны, о либеральном обличительстве и ниспровержении основ самодержавно-крепостнического строя, о материализме и идеализме, о значении науки, искусства, наконец, о народе.
1 Афоризм — краткое выразительное изречение, содержащее какую-либо обобщенную мысль; афористичность — насыщенность афоризмами, значительность и выразительность речи.
2 Эпилог — заключительное сообщение о событиях и героях произведения.
3 Славянофилы — представители консервативного течения русской общественной мысли, утверждавшие, что исторические судьбы России в корне отличны от судеб западноевропейских стран, ставших на путь капиталистического развития
Павел Петрович считает себя человеком либеральным и любящим прогресс. В его суждениях комически соединяются преклонение перед английской аристократией и показная любовь к патриархальному русскому народу. В эпилоге2 мы узнаем, что Кирсанов знается больше с англичанами и в то же время придерживается славянофильских3 воззрений. Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя.
Все принципы Павла Петровича сводятся в сущности к одному- защитить старый порядок. Принципы молодого нигилиста тоже сводятся в конечном счете к одному — уничтожить этот порядок.
Есть всего один пункт, в котором непримиримые противники как будто бы сходятся во взглядах. Когда спор зашел о народе, Павел Петрович воскликнул: Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры. — Я не стану против этого спорить,- перебил Базаров,- я даже готов согласиться, что в этом вы правы. Но если Кирсанов убежден в ценности и незыблемости этих качеств народа, то Базаров готов всю свою жизнь посвятить борьбе с ними. Взгляды Базарова на народ, высказанные в споре с Павлом Петровичем, близки взглядам вождей революционной демократии — Чернышевского и Добролюбова.
Отдавая свою жизнь служению родине, народу, они не идеализировали народ. Революционеры-демократы стремились пробудить его самосознание, они призывали Русь к топору и поэтому горячо выступали против покорности, долготерпения народа (об этом подробнее вы узнаете в главах о Чернышевском, Некрасове, Салтыкове-Щедрине).
Однако эстетические воззрения1 тургеневского героя отличаются крайностью, свойственной лишь некоторой части разночинной интеллигенции. Вспошятм насмешливое отношение Базарова к творчеству Пушкинаотрицание живописи, поэзии.
Автор полемизирует с такого рода взглядами своего героя, опровергая их не путем логических рассуждений, а языком искусства. Так, Базаров высмеивает Николая Петровича, на старости лет вздумавшего играть на виолончели, а Тургенев подчеркивает прелесть музыки: Медом разливалась по воздуху сладостная мелодия.
1 Эстетические воззрения — система взглядов на искусство, на прекрасное в жизни человека и природы.
Вспоминая о Базарове, Николай Петрович недоумевает: Но отвергать поэзию. не сочувствовать художеству, природе. И он посмотрел кругом, как бы желая нонять, как можно не сочувствовать природе. Пейзаж, который рисует далее писатель, исполнен лиризма и поэзии, он говорит о красоте, о тихой прелести русской природы. Все кажется прекрасным: и дальняя осиновая роща, озаренная теплым светом заходящего солнца, и неподвижные поля, и бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Как хорошо, боже мой!-думает Николай Петрович, и не только автор, но и читатель проникается тем же настроением. Как же может Базаров не чувствовать красоты и обаяния природы? — невольно думаем и мы.
Однако нельзя не заметить, что по-своему, как учеиыи-естест-воиспытатель, Базаров глубоко любит природу, Утверждая, что природа — не храм, а мастерская, он провозглашает необходимость ее изучения и восторженному созерцанию противопоставляет разумное вмешательство в жизнь природы. Его интересует редкий экземпляр жука, его радует, что разрослась березовая роща, он говорит любовно: Акация да сирень — ребята добрые. Стремление перестроить жизнь на разумных началах сказалось и в отношении нигилиста Базарова к миру природы.
Размышляя о том, в чем прав и в чем не прав герой романа, с нашей точки зрения, следует помнить, что писатель-реалист показал нам живой, ищущий ум, враждебный всяким догмам , проверяющий свои взгляды жизнью. А взгляды эти формировались в одну из сложнейших эпох, когда передовые люди страны мучительно искали теорию, способную объяснить мир и содействовать его изменению. Ломались старые представления, не сразу, нелегко складывались новые. И, как всегда в эпоху ломки, возникали порой крайние взгляды, ошибочные мнения.
До сих пор ведутся споры о том, как относится Тургенев к Базарову. Но вряд ли у кого-нибудь возникает сомнение насчет того, как писатель расценивает отцов. Вот слова самого Тургенева: Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко. Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность.
В романе обнажено духовное омертвение Павла Кирсанова. Но мы не можем не заметить и его благородного отношения к брату, к Фенечке, его постоянства в любви, честности. Тем более горько, что жизнь человека, обладающего несомненными достоинствами, проходит столь никчемно.
Несмотря на то что Николай Петрович обрел семейное счастье. Ведь все добрые начинания Николая Петровича — и желание устроить имение, и стремление не отстать от передовой молодежи, не отстать от жизни — кончаются крахом. Песенка его спета, он человек отставной. В эпилогеТургенев говорит с нескрываемой иронией о том, что существование Николая Кирсанова столь же бессмысленно, как и существование его брата.
1 Догма — положение, принимаемое за истину, неизменную при всех обстоятельствах.
К среде отцов принадлежат и родители Базарова. Бесхитростные, простые, добрые люди, они вызывают сочувствие и у автора, и у читателей. Страницы, рисующие стариков Базаровых, нельзя читать равнодушно. Трагедия родителей, потерявших духовную связь с сыном, их неутешное горе после его смерти изображены с потрясающей силой. Подчас и нам кажется жестоким Базаров, столь сурово и холодно обращающийся с ними, несмотря на то что он любит своих стариков. Но вдумаемся в базаровскую оценку их жизни: Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь отцы, кажется; чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет, тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними.
Мы чувствуем, что писатель любит простых и добрых старичков Базаровых. Но он понимает, что сыну их тесно и душно в родительском гнезде.
russkay-literatura.ru
Материал по литературе (10 класс) по теме:
Урок литературы в 10 классе по роману Тургенева «Отцы и дети»
Урок литературы в технологии «критического мышления».
«Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Взаимоотношения Е.Базарова и П.П.Кирсанова».
Общедидактические цели: Создать условия для осознания и осмысления содержания романа Тургенева «Отцы и дети», способствовать осмыслению связи нового материала с жизненным опытом учащихся.
Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания — урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Технология: «критическое мышление».
Триединая дидактическая цель:
- Образовательный аспект : создать условия для выявления основных «точек» идеологического спора между героями романа.
- Развивающий аспект : способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения.
- Воспитательный аспект : способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).
Урок в технологии критического мышления состоит из трех этапов:
- Вызов (инсерт). На этом этапе происходит актуализация предыдущего опыта и обозначается проблема.
- Осмысление. На этом этапе происходит контакт с новой информацией, её сопоставление с имеющимся опытом. Акцентируется внимание на поисках ответов к возникшим ранее вопросам. Обращается внимание на неясности, которые возникают в процессе работы над материалом.
- Рефлексия. На этом этапе происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, возможна его повторная проблематизация.
Прогнозируемый результат.
Учащиеся самостоятельно выявят основные позиции в идейном споре «отцов» и «детей». На основе полученных знаний выведут основную проблему в романе.
Формы работы учащихся: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Формы контроля: заслушивание, взаимоконтроль, самоконтроль.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, раздаточный материал (таблицы, схемы).
Ход урока.
Давайте подберем синонимы к этому слову. (Поединок, дуэль, столкновение) (слайд 2) Проблема противоречий, конфликтов между поколениями и различными социальными группами общества была, есть и будет актуальна во все времена. В середине 19 века, в канун отмены крепостного права в России, резко обострились идеологические споры между либералами и революционными демократами, аристократами и разночинцами. Об этом и рассказывает Тургенев в своем романе.
Фронтальный опрос
— Так кто же из героев романа противостоит друг другу? (Базаров и П.П.Кирсанов)
— Как называют таких людей? (антиподы)
— Дайте определение этому термину.
Слайд №3
Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова,с.26)
— Назовите самых известных антиподов в русской литературе (Чацкий и Молчалин из комедии Грибоедова «Горе от ума», Гринев и Швабрин из романа Пушкина «Капитанская дочка», Обломов и Штольц из романа Гончарова «Обломов»)
Учитель: Чаще всего, познавая типологию таких людей, мы проводим сравнительный анализ их образов, т.е. даем им сравнительную характеристику. Давайте вспомним, по какой схеме строится сравнительная характеристика.
Слайд №4 (схема сравнительной характеристики)
Проверка домашнего задания
Учитель: Дома вы уже начали сравнивать двух оппонентов в романе – Е.Базарова и П.Кирсанова, работая в четырех группах и заполняя предложенную таблицу.
nsportal.ru
взгляды базарова и кирсанова( таблица)
1) о роли дворянства
3) о взглядах на русский народ
4) отношение к искусству и природе
- Попроси больше объяснений
- Следить
- Отметить нарушение
Irina789 27.11.2011
Ответы и объяснения
1)Базаров считает, что многое изменилось после 17 века. От аристократов нет никакой пользы, их основное занятие ничего неделание, их достоинства и самоуважение пустые слова.»Вот вы уважаете себя и сидите сложаруки; какая ж от этого польза для обществ. класса. Вы бы не уважали себя и то же бы делали». В безделье и пустой болтавне Базаров видит основной политический принцип всего дворянства живущего за чужой счёт.
Павел П. видит в аристократизме основную силу, она дала когда-то Англии свободу. Варистократах развито чувство собственного достоинства, чувство самоуважения, оно важно, т. к. общество строится на личности. «Они не уступают от прав своих, и потому они уважают права другихони требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами используют свои обязанности.»
3)Базаров.»Русский человек только и хорош, что он сам о себе прискверного мнения»
Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только налится дурману в кабаке.
Павел П.»Он(мужик) свято чтит придания он -патриархальный, он не может жить без веры»
4)Б.'»читать Пушкина потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою нелепо» .»Рафаэль гроша медного не стоит.»
П П.»Наши художники бессильны до гадости»
П. П. не прав в том, что торицает современное исскуство, т.к. не знает его
Б. не отрицает природу, а видит в ней только источник и поле чел. деят-сти.
znanija.com