Закон как идея категория и понятие


Философия Гегеля – вершина классической немецкой философии. Диалектика, знаменитые законы диалектики, были тоже найдены этим великим мыслителем.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – годы жизни (1770-1831). Его труды были написаны под влиянием немецкого философа Канта и в меньшей степени Фихте. Во многих своих философских поисках Гегель опирается именно на труды Канта и получает поистине ошеломляющие результаты, имеющие огромное значение для всего человечества.

Сравнительная характеристика Философских идей Канта и Гегеля.
Кант говорит, что невозможно познать чистый разум без опыта. Окружающий нас мир не может быть познан человеком. Непознаваемое, или (вещь в себе), и явление — то, (как эта вещь является нам), не связаны между собой. Читайте: Философия Канта
Гегель полностью опровергает, подобную идею, и говорит, что человек способен познавать окружающий мир, и вещь в себе и явление, не могут быть разорваны, они должны быть связаны.
У Гегеля и Канта совершенно разное отношение к «противоречию». У Канта; противоречие есть источник заблуждения, понятие очень негативное, а Гегель скажет, что именно противоречие есть критерий, истинны, а отсутствие противоречия, как раз и есть критерием заблуждения. Любой предмет, начиная от самого простого, до самого сложного, как человеческий организм, содержат в себе взаимоисключающие моменты, но одновременно и взаимодополняющие друг друга.

ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: УЧЕНИЕ ОБ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕЕ.
Согласно Гегелю в основе мира лежит безличное, духовное первоначало, которое является условием и основой развития мира, человека и природы. Абсолютная идея – это система само разворачивающихся категорий, которые являются условием, для формирования мира. Ключевая задача у абсолютной идеи — это, ни что иное, как самопознание.

Понятие; безличное первоначало и абсолютная идея – Природа не может быть основой всего существующего. По мнению Гегеля, природа есть пассивная субстанция. Природа сама по себе не содержит активных действий. Творческим толчком для мира должна быть некая абсолютная, безличная, духовная сила (первоначало)

Развитие, эволюция абсолютной идеи:
Метод восхождения от абстрактного, к конкретному. Развитие абсолютной идеи начинается с предельно пустых, абстрактных, не наполненных ни каким, конкретным содержанием понятий.

Чистое бытие у Гегеля равное понятию «ничто».

Сущность – Для Гегеля сущность как бы просвечивается, через те явления, которые мы наблюдаем. Сущность по своей структуре – это проникновение во внутренние закономерности предметов и это проникновение открывает для человека возможность видеть, что любой предмет по своей сути является противоречивым.

Понятие – это категория, которая воспроизводит весь процесс развития бытия и мышления. Гегель говорит, что понятие всегда исторично, оно несёт исторический характер.

Триада в развитие мира и мышления, связка «БЫТИЕ» «СУЩНОСТЬ» и «ПОНЯТИЕ» это закон познания окружающего нас мира. Наше познание всегда начинается с наличного бытия, то, что мы видим, наблюдаем, то, что мы можем обнаружить в своём опыте, затем мы исследуем сущность познаваемого предмета, а когда мы называем предмет, мы получаем понятие. Поэтому Гегель говорит, что понятие исторично, ведь оно впитывает в себя весь предшествующий опыт прежних поколений.

ФИЛОСОФИЯ: ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ
Существует три закона диалектики Гегеля:
1. Диалектика Гегеля : Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот – это первый закон, самый важный, основной закон. У Гегеля есть четыре ключевые термина, которые характеризуют этот закон:
Количество – внешнее определенность предмета, те показатели, которые фиксируют и демонстрируют нам нахождение предмета в пространстве и времени.
Качество — эта категория фиксирует внутреннюю определённость предмета, тождественность с бытием. Именно эта категория, делает какой то предмет, именно тем чем он является.
Мера – это показатель гармонии, упорядоченность количественных и качественных изменений. Мера – это временной интервал, в рамках которого, предмет может менять свои количественные характеристики, сохраняя при этом прежнее качество.
Скачок – Скачок это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния в другое.

2. Диалектика Гегеля : Закон отрицание отрицания, или закон двойного отрицания – в понимании Гегеля, это закон возвращение объекта в процессе его развития к старому качеству, но на уже высшую ступень развития.
Отрицание — это логический термин. К примеру; утверждение «А» объявляется неправильным. Как результат возникает отрицание «не-А». В свою очередь отрицанию «не-А» противопоставляется утверждение «не-А» Происходит повторное отрицание «НЕ-НЕ-А» возвращающееся к утверждению «А». Подобный процесс называется, снятие двойного отрицания.
В диалектическом отрицании Гегеля всегда присутствуют три момента; 1) преодоление старого, тех процессов, которые себя уже отжили. Любой процесс развития не возможен без отрицания. 2)Преемственность в развитии. 3) И третий этап – это утверждение нового. Всё, что связанно с развитием человека и его постижением этого мира, имеет спиральную форму. Каждая новая ступень, спираль развития, более усовершенствована, более насыщена. По мнению Гегеля, старое не исчезает, оно трансформируется в новое.

3. Диалектика Гегеля : Закон единства и борьбы противоположностей – Ключевые понятия в этом законе, это — понятие тождества, понятие различия, понятие противоположности и понятие противоречия.
Тождество – это категория, которая выражает равенство объекта или предмета самому себе, т. е. А = А. Если человек осознаёт себя, то он осознаёт себя собой, в любой момент своей жизни. Законы природы, которые мы познаём, встраиваются во внутреннюю структуру нашего мышление и открываются нам, по этому, мы можем сказать о совпадении природы открытой нашему мышлению, и самого мышления.
Различия – категория неравенства самому себе, А≠ А. Я осознаю себя, собой в любой момент жизни, но с другой стороны я не осознаю себя собой, потому, что я развиваюсь, меняюсь, соответственно меняется моё восприятия себя и окружающего мира.
Противоположности – категория, которая выражает такие характеристики объекта, которые коренным образом друг от друга отличаются, но могут сосуществовать.
Противоречия – эта категория характеризует наивысший этап развития, это необходимое условие, для развития.

Философия доступным языком: Философия Гегеля. (Абсолютная идея. Диалектика Гегеля)

neo-humanity.ru

Философия права (Кузнецов, 2007)

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — самостоятельный раздел философии, предметом которого являются сущность права, его роль и место в истории и культуре человечества. В зависимости от понимания сущности права можно выделить две основные тенденции в Ф.п., которые берут свое начало с древности: а) исследование идеи права как априорно данной и выражающей идеально организованное общество; б) исследование действующего или исторически существующего права. В первом случае речь идет о праве как «правде» или «справедливости», и существующее право рассматривается с точки зрения его соответствия вечному и неизменному идеалу. Во втором случае право лишается своего сверхреального бытия и понимается как исторически возникшее и, следовательно, имеющее относительное содержание. Различные варианты Ф.п. либо являются отражением этих маргинальных позиций, либо располагаются где-то между ними. В Ф.п. используются методы, традиционно применяемые в самом праве и правовой науке, а также методы, разработанные в рамках того или иного направления философии. Ф.п. представляет собой целостное построение, в котором при помощи избранного метода достигается, с одной стороны, обоснование определенного подхода к праву, а с другой стороны, данный подход получает свое развитие в исследовании правовой реальности (идеально моделируемой и исторически существующей). В этом смысле необходимо строго различать Ф.п. и философско-правовые взгляды и идеи.

История европейской Ф.п. начинается с Платона и Аристотеля. Их основная заслуга заключается в определении и всестороннем анализе идеи справедливости, а также в обосновании разумной природы закона (права). Справедливость как таковая, так и в отношении права, означает, согласно Платону, «надлежащую меру» или то, что «каждый имеет свое». Закон представляет собой «определение разума», следование которому является основным гарантом устойчивого существования идеального государства. Аристотелю мы обязаны учением об уравнивающей справедливости (как равное или эквивалентное деление) и распределяющей справедливости (как пропорциональное деление или деление по достоинству). Право, по Аристотелю, есть мерило справедливости, и делится на положительное (созданное людьми) и естественное (не зависящее от воли законодателя и отвечающее природе человека), которые дополняют друг друга. Таким образом, с Платона и Аристотеля берут свое начало как рационалистическая линия в Ф.п., так и естественноправовая точка зрения. Свое обоснование последняя получила в трудах Цицерона, а в теорию права вошла благодаря римским юристам, прежце всего Ульпиану.

На смену уже утвердившемуся делению права на естественное и положительное в средние века приходит более сложное представление об источниках права (Фома Аквинский): «вечный закон» (божественный замысел, ведомый только самому богу и святым), «естественный закон» (непосредственное проявление божественного права в отношении человека), «человеческий закон» (по-ложительное право, которое, в отличие от двух предыдущих, обладает принудительной силой, т.е. устанавливается и охраняется государством) и «божественный закон» (принципы человеческого общежития, изложенные в Библии). Нормативное человеческое установление признается законом только при условии его соответствия естественному праву, или иначе — разумной природе человека.

Ф.п. Нового времени объединяет возврат к античному (введенному Аристотелем) делению права на естественное и положительное. Однако акценты меняются: естественное право понимается как вполне самостоятельное, независимое не только от воли законодателя, но также и от божественной воли. Гуго Гроций несколько модифицировал учение Аристотеля, рассматривая в качестве источника естественного права «здравый разум», а позитивного права — «волю» (соответственно человеческую, продуктом которой является «внутригосударственное право», и божественную, которая создает «божественное право»). Приоритет естественного права в учении Гроция в значительной степени ограничен признанием абсолютного суверенитета государства, который принадлежит его правителю. Гроций был одним из первых, кто стремился придать юриспруденции форму науки на основании систематизации ее неизменной части — естественного права. Фрэнсис Бэкон различает закон по существу (отвечающий требованиям «всеобщей справедливости») и закон формальный (оправдывающий насилие). К проблемам положительного права и правовой науки Бэкон применил свой эмпирический метод, что определило роль Бэкона в истории Ф.п. как непосредственного предшественника юридического позитивизма. Особенности естественноправовой концепции Томаса Гоббса обусловлены пониманием им естественного состояния как «войны всех против всех». Прежде всего он различает «естественное право» (как свободу челове-ка делать все, что он считает необходимым, для сохранения собственной жизни) и «естественный закон» (как общее правило, запрещающее человеку делать то, что наносит или может нанести вред его жизни). Гоббс выделяет три естественных закона, основной из которых заключается в том, что «всякий человек должен добиваться мира». Определяя суверенную власть, принадлежащую отдельному человеку или собранию лиц, как «душу государства», Гоббс, тем не менее, полагает, что ряд прав являются неотчуждаемыми (право на жизнь, здоровье и др.). Джон Локк относит к неотчуждаемым правам, помимо прав на жизнь и свободу, право собственности. Суверенная власть, согласно Локку, принадлежит народу, а потому «право на восстание» является его неотъемлемым правом и никак не ограничивается. Если у Гоббса целью закона является ограничение свободы, то у Локка закон сохраняет и расширяет свободу.

Ф.п. эпохи Просвещения представлена главным образом в трудах Шарля Монтескье и Жан-Жака Руссо. Монтескье понимает естественное состояние, в противоположность Гоббсу, как лишенное какой-либо агрессивности, и выделяет следующие свойственные такому состоянию законы: стремление к миру, к жизни в обществе и к добыванию пищи. После образования государства человек создает положительное право, которое Монтескье подразделяет на международное (политические отношения между народами), политическое (определяющее отношение между правителями и управляемыми) и гражданское (определяющее отношения граждан между собой). Человеческий разум определяет закон как таковой, и конкретные законы суть частные случаи приложения этого разума. В то же время положительные законы обязаны учитывать характер и свойства народа, для которого они создаются. Эта идея получила свое дальнейшее развитие в исторической школе права. Особое внимание Монтескье уделил правилам составления законов. У Руссо неотчуждаемый и неделимый суверенитет принадлежит народу, в пользу которого отчуждаются естественные права отдельного индивида. Эквивалентной заменой отчужденных прав Руссо считает права, законодательно установленные сувереном (народом в лице государства). Законы Руссо подразделяет на политические (отношения между сувереном и государством), гражданские (отношения между самими гражданами и между гражданами и государством), уголовные (отношения «между человеком и Законом»), а также нравы, обычаи и общественное мнение (неписаное право как наиболее важный вид законов). Руссо указывает на первостепенное значение законодательной власти, которая представлена народным собранием и от которой зависит не только принятие, но и отмена или изменение закона.

И. Кант разрабатывает «Метафизические начала учения о праве», которые знаменуют новый этап в развитии западноевропейской Ф.п. Во-первых, право впервые рассматривается (с точки зрения его нормативности и априорности) как область метафизики. Во- вторых, вопрос о соотношении права и морали получает не только ясный ответ, но и подробное философское обоснование. Мораль и право имеют общий источник — практический разум и общую цель — утверждение свободы. Отличительными свойствами права являются: а) регулирование только внешних отношений между людьми; б) формальное определение этих отношений; в) полномочие на принуждение. Право, согласно Канту, — совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Понятие «общественного договора» становится у Канта «идеей разума», регулятивным принципом, позволяющим судить о справедливости конкретных законов. Верховенство закона (наряду с народным суверенитетом) является единственной основой государства, каким оно должно быть. Государство — соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Кант является сторонником абсолютной теории наказания, которая предполагает равенство между преступлением и наказанием.

Вслед за Кантом, Г.В.Ф. Гегель прямо заявляет, что «наука о праве есть часть философии». В его системе Ф.п. составляет один из трех разделов философии объективного духа. Предмет Ф.п. — идея права. Идея права есть свобода, понимание которой достигается через познание понятия права и его осуществления. В своем развитии идея права проходит три ступени: абстрактное право, моральность и нравственность. Абстрактное право (формальное и внешнее) выражает наличное бытие свободной воли и включает в себя понятия собственности, договора и деликта («неправа»). Моральность представляет собой отрицание абстрактного права, поскольку переносит определение права в сферу субъективной свободы. Ее содержание раскрывается в триаде: умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть. Синтез абстрактного права и моральности — нравственность, которая есть идея свободы (истина понятия свободы), единство объективной и субъективной свободы. Три ступени нравственности составляют семью, гражданское общество и государство. В соответствии с диалектическим методом Гегеля государство является высшим воплощением нравственности, «свободой в ее самом конкретном образе».

Наиболее влиятельными течениями Ф.п. XIX в. были историческая школа права и пришедший ей на смену юридический позитивизм. Историческая школа (Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта) видит в праве органический продукт «народного духа» или «национального сознания». Право складывается исторически, на основе обычаев, и является неприкосновенным, поскольку не зависит ни от воли законодателя, ни от воли правительства. Юриспруденция (право юристов) лишь раскрывает и формулирует то, что заключает в себе народное сознание и что еще не получило ясного выражения в законах или обычаях. В ряду персональных концепций XIX в. выделяются две: учение о праве Карла Маркса и Рудольфа Иеринга. В сфере права, так же как и в своем учении и философии в целом, Маркс выступил в качестве открытого противника капиталистического строя. Закон не должен защищать частные интересы в противовес общественным, не должен ка-рать за образ мыслей, т.е. предлагать в качестве единственной истины идеологию господствующего класса (буржуазии). Существующее право есть возведенная в закон воля буржуазии, и единственное средство установить более справедливый государственный строй и правовой порядок — это насильственное ниспровержение капитализма. Р. Иеринг рассматривает право как продукт человеческой деятельности, продукт истории. Право, согласно Иерингу, есть выражение «всеобщих интересов», равновесие между интересами индивида и общества. Но право должно сохранять свою подвижность, которая в ходе исторического развития делает его более определенным и твердым. В этом смысле переход от обычая к закону можно считать несомненным достижением. Право немыслимо без борьбы, и движущей силой правовых преобразований являются «человеческие интересы» (прежде всего сословные), которые приобретают форму прав.

На вторую половину XIX — начало XX в. приходится расцвет как русской юридической мысли, так и русской Ф.п. Основное развитие получили два подхода к праву — теория естественного права и юридический позитивизм. Юридический позитивизм в России представлен такими именами, как Н.М. Коркунов, А.Ф. Шершеневич, А.Д. Градовский, Д.И. Кавелин и др. Однако наиболее широкое распространение получила концепция естественного права, в которой понятие «право» мыслилось в неразрывной связи с понятиями «нравственность», «благо» и «свобода». Возрождение естественного права на рубеже веков происходило в различных направлениях: с опорой на достижения психологии (Л.И. Петражицкий), на основании развития идей неокантианства (П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Е.Н. и С.Н. Трубецкие, В.И. Гессен). Концепция естественного права занимает центральное положение в Ф.п. Б.Н. Чичерина. Труды С.А. Муромцева положили начало социологической Ф.п. в России. Сторонником естественного права был B.C. Соловьев, однако в его философии право рассматривается прежде всего как необходимое и незаменимое средство построения «христианского государства».

Течением, определившим собственно юридическое мышление и юридическую практику XX в., стал юридический позитивизм (Г. Кельзен, Г.Л.А. Харт). В то же время XX столетие характеризуется крайним разнообразием философско-правовых учений и школ. Наиболее влиятельные среди них: феноменологическая Ф.п. (А. Райнах), экзистенциальная Ф.п. (В. Майхофер, Э. Фехнер, Г. Кон), социологическая Ф.п. (М. Вебер, Р. Паунд), юридический реализм (К.Н. Ллевеллин, М. Радэн, Ф.С. Коген), Ф.п. неотомизма (Ж. Маритен, Дж. Финнис, Й. Месснер), концепции естественного права (Г. Райнер, Г. Роммен), а также критические юридические исследования (Р. Унгер, А. Кац, Д. Кеннеди).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 635-638.

Литература:

История политических и правовых учений. Хрестоматия. М., 1996;

Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997.

ponjatija.ru

13 Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории

Исходя их основных положений принципа универсального эволюционизма, которые становятся частью современного мировоззрения, возникает необходимость осмысления целостной теоретической модели динамически развивающегося мира. Попытки решить эту сложную методологическую задачу были предприняты более двух с половиной тысячелетий назад. На протяжении этого пути постепенно начала свое становление и развитие диалектика как учение об универсальных законах развития бытия. В рамках теории диалектики исследовались основные узловые философские вопросы: почему развивается мир и куда направленно его развитие, существует ли источник развития и каковы его механизмы, а также многие другие проблемы.

Термин «диалектика» пришел к нам из древнегреческой философии. Его впервые ввел в философскую науку Сократ, который полагал, что для постижения истины необходимо углублять и совершенствовать искусство спора (dialektike techne). В Античности оно определялось как умение или способ поиска истины в споре, искусство ставить вопросы и находить на них ответы, формировать общие понятия – категории. Другими словами, диалектика воспринималась как способ постижения истины через рассуждение, путем диалога. Однако еще ранее древнегреческому философу Гераклиту Эфесскому в рассуждениях о сущности самого бытия удалось вскрыть главную его характеристику – противоречивость. Он выдвинул ряд положений, в которых бытие рассматривалось с позиций всеобщей изменчивости и текучести. Объекты и процессы движутся, изменяются и развиваются благодаря наличию в них противоположных начал (сторон), которые одновременно существуют в единстве и в борьбе (взаимодействии). Таким образом, уже в Античности сформировалось двойственное (неоднозначное) понимание диалектики. С одной стороны, это понимание диалектики как диалектики бытия, а с другой, как диалектики мышления. Первое получило название «объективная диалектика» т. е. диалектика самого бытия, независимая от нашего отношения к бытию и его познанию. Второе определили как «субъективная диалектика». Она представлена в качестве способа отражения бытия или метода его познания. Субъективная диалектика – это диалектика понятий и самого мышления.

На протяжении тысячелетнего развития диалектика претерпела несколько исторических метаморфоз. В философской литературе выделяют три исторические формы диалектики.

Первая форма получила название – античная диалектика (древний Восток и Греция). Ярчайшими представителями античной диалектики были: Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. Создателем античной диалектики принято считать Гераклита, который понимал ее как учение о противоположностях мира. Сократ рассматривал диалектику как искусство ведения спора (диалога), целью которого был поиск истины. Ученик Сократа идеалист Платон видел в диалектике прежде всего метод анализа и синтеза понятий. Аристотель понимал диалектику как умение находить основания для доказательств, т. е. как составную часть логики. В целом диалектика древнегреческих мыслителей характеризовалась своей наивностью и стихийностью, которые проистекали из непосредственного (прямого) созерцания бытия, результатом которых стало появление гениальных диалектических догадок.

Второй исторической формой диалектики стала немецкая идеалистическая диалектика, представленная в философских трудах И. Канта и Г. Гегеля. В наиболее полной, систематизированной форме диалектика была развита в учении немецкого философа идеалиста Г. Гегеля. Он создал на основе объективного идеализма целостную систему диалектического миропонимания, которое было оформлено в теорию диалектики. В ней немецкий классик углубил диалектический метод, обосновал диалектическую логику, разработал принципы, категории и законы диалектики. Главной темой его диалектики становится тезис противоречивости «абсолютного духа» как творца бытия. Другими словами, противоречивость не самой природы, материи, а идеи, мышления. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет идеальную (духовную) природу.

Третья историческая форма диалектики была сформулирована в рамках философии марксизма и получила название материалистической диалектики. Основоположниками качественно новой теории диалектики были немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс. Критически переработав наследие идеалистической диалектики Г. Гегеля, взяв за основу ее рациональное зерно – идею диалектики, марксисты дали ей материалистическое обоснование. В таком контексте материалистическая диалектика предстала как наука о всеобщей связи законов развития природы, общества и мышления. В итоге философам-марксистам удалось синтезировать диалектику и материализм и творчески преодолеть как односторонность ее предшествующих форм, так и крайность идеалистической системы мировоззрения.

Современная диалектика представлена как учение, которое состоит из трех основных разделов. Прежде всего, это совокупность объективных законов, действующих в объективной реальности в ходе ее вечного движения и развития. Далее диалектика представлена как процесс, изучаемый логикой. Затем и как всеобщий метод научного познания мира. В таком аспекте общепринятым определением диалектики является учение о наиболее общих законах развития природы общества, человека и мышления.

В структурном отношении диалектика представлена в виде системы, в которой объединены ее принципы, категории и законы.

Принцип означает совокупность основополагающих понятий или руководящих идей, на которых логически выстраиваются концептуальные положения, характеризующие понимание мира. К фундаментальным принципам диалектики относятся: принцип всеобщей связи и принцип развития. К основным принципам можно отнести: принцип материального единства мира; принцип единства логического и исторического; принципы системности и причинности (детерминизма). Например, методологическая роль принципа развития в познании разнообразных явлений предписывает рассматривать их как результат строго направленных изменений и причины возникновения. Принцип всеобщей связи требует всестороннего рассмотрения предметов, процессов и явлений с учетом всех их опосредованных связей и отношений. Принцип материального единства мира указывает на то, что мировые процессы определены (детерминированы) материальной субстанцией.

Фундаментальные и основные принципы диалектики не могут исчерпывать собой все существенные характеристики развития. Поэтому помимо них важную методологическую роль играют категории диалектики. Категории представляют собой особый тип наиболее общих понятий. В переводе с древнегреческого языка категория (от греч. kategoria) означает указание или высказывание. Категории диалектики отражают существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления. В них зафиксированы узловые моменты (ступени) познания бытия, в которых отражается взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления. Система категорий диалектики представлена следующими парами категорий: причина и следствие; явление и сущность; форма и содержание; возможность и действительность; количество и качество; часть и целое; общее и единичное. Отличительной особенностью категорий диалектики от других категорий философии является их парность, которая характеризуется полярностью или бинарностью. Это позволяет им адекватно отражать и фиксировать противоречивость бытия мира. Следующий компонент диалектики – закон. Понятие закона отражает такие связи и отношения предметов действительности, которые характеризуются признаками объективности, всеобщности и повторяемости. Законы делятся: на универсальные (всеобщие), действие которых распространяется на материальную и идеальную сферы; на общие, сфера действия которых ограничена или природой, или обществом, или мышлением; и частные законы, действующие в некоторой части фундаментальных областей мира (например, законы физики, экономические законы, законы логики и т. д.). Важной особенностью законов диалектики, отличающей их от других законов, функционирующих в объективной реальности является их универсальность, т. е. всеобщность. Это выражается в их приложимости ко всем явлениям и процессам, происходящим в мире.

В структуре диалектики выделены три закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания отрицания (двойного отрицания).

Сформулированный Гегелем закон единства и борьбы противоположностей играет особую роль, так как раскрывает источник развития и движения, поэтому В. И. Ленин называл его сутью, ядром диалектики. Таким источником являются внутренние противоречия, которые представлены как результат раздвоения единого на противоположности и борьбы между ними. Всякое развитие представляет собой разрешение противоречия и в то же время возникновение новых противоположностей, новых противоречий. Такая точка зрения в истории философии принадлежит Гераклиту, Н. Кузанскому Г. Гегелю и др. Важнейшими категориями закона являются: тождество, различие, противоположности, противоречия.

Для целостного рассмотрения развивающихся явлений и предметов недостаточно вскрыть только причину их развития. Необходимо показать саму динамику этих изменений, т. е. с чего начинаются изменения и во что выливаются. Такую задачу решает второй закон диалектики – закон перехода количественных и качественных изменений, который раскрывает характер процесса развития, внутренний механизм движения, пути и формы перехода от старого к новому через категории «качество», «количество» и «мера». Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом, т. е. новое качество порождает новые количественные изменения. Потому мы говорим о взаимном переходе количественных изменений и изменений качественных. Сам переход от старого качества к новому в отличие от количественных изменений (непрерывности) осуществляется всегда в виде скачка, перерыва постепенности. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений имеет важное методологическое значение. Он ориентирует познающего субъекта на описание явлений в соответствии с четкой последовательностью: качество – количество – мера. Таким образом, развитие мира (природных, социальных явлений и мышления) осуществляется путем накопления количественных изменений и их перехода в качественные.

Вышеприведенные законы тесным образом связаны и дополнены содержанием третьего закона диалектики – закона отрицания отрицания. Он раскрывает направленность и преемственность процесса развития и показывает куда, в каком направлении происходит развитие. Из основных положений закона, следует, что каждая последующая фаза развития любого объекта отрицает предыдущую, таким образом удерживая и сохраняя все необходимые положительные моменты последней. В этом проявляется преемственный характер диалектического отрицания. Закон характеризует не циклический или круговой характер развития, а спиралевидный, который повторяет предшествующий этап, но на более качественно высокой ступени его развития. Главные понятия данного закона – «диалектическое отрицание», «отрицание», «снятие». Таким образом, суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в качественно измененном виде. В целом в совокупности с основными понятиями это закон отражает объективную необходимость поступательного развития с учетом их относительной цикличности и повторяемости.

В истории развития философской мысли развивались и противоположные диалектике взгляды и подходы в осмыслении и интерпретации бытия. Такие взгляды получили название альтернативы диалектики.

studfiles.net