Оглавление:
Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования
университет потребительской кооперации»
Кафедра бухгалтерского учета
«Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования»
Выполнила студентка Г.А. Новик
ст. преподаватель О.В. Кончаков
Дипломная работа на тему «Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования» состоит из трех глав, введения и заключения. Работа содержит 16 таблиц, 4 рисунка, 43 источника литературы.
Основными ключевыми словами в дипломной работе являются: бухгалтерский учет, налоговый учет, счет, субсчет, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, акцизы, налоговый кредит.
Объектом исследования дипломной работы являются методика бухгалтерского учета налогов и налоговых платежей в организации Калинковичское райпо.
Цель исследования — изучить организацию бухгалтерского учета и анализа налогов и неналоговых платежей, выработать предложения по их совершенствованию.
Метод исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, сравнение, наблюдение, сопоставление, обследование, обобщение теоретического и практического материала.
Полученные результаты, их новизна: рассматриваемые в дипломной работе методики налогового учета отличаются новизной и практичностью, а именно разработаны и предложены некоторые пути оптимизации учета и анализа налогов и сборов уплачиваемых Калинковичским райпо в бюджет.
Экономическая эффективность и значимость работы: результаты данной работы могут применяться для оценки финансового состояния организации, а так же для анализирования налоговой нагрузки, динамики налоговых платежей.
Расчеты по налогам и сборам занимают значительное место в хозяйственной деятельности коммерческих организаций. Все коммерческие организации обязаны уплачивать установленные налоги и сборы в бюджет Республики Беларусь. От этого зависит не только состоятельность бюджета страны, но и благосостояние обычных граждан Республики. Следует отметить, что социально важным коммерческим организациям представляются разнообразные льготы, в том числе и налоговые льготы. Этим путем государство пытается стимулировать социально важные коммерческие организации, тем самым, увеличивая доступность товаров, работ, услуг гражданам Республики Беларусь. Важным элементом надежной налоговой системы является бухгалтерский учет, обеспечивающий информационную поддержку налоговой системы. Так же следует отметить, что анализ уплаты тех или иных налогов и сборов значительно позволит снизить налоговую нагрузку на организацию, путем правильного планирования затрат на производство. Из вышесказанного следует, что тема диплома «Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования» достаточно актуальна.
Целью данной дипломной работы является изучение учета и анализа налогов уплачиваемых в бюджет Калинковичским райпо, выработка предложений по их совершенствованию.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи, вытекающие из содержания дипломной работы, а именно:
— изучить экономическую сущность налогов;
— исследовать организацию учета расчетов Калинковичского райпо по налогам и сборам;
— установить проблемы учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам и налоговому кредиту, определить пути их преодоления;
— произвести анализ расчетов Калинковичского райпо по налогам и сборам, предложить пути оптимизации расчетов по налогам и сборам.
Методология исследования основана на научном методе познания, диалектическом подходе к пониманию предмета исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования такие, как синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный подход, а также специальные методы и приемы.
Для написания дипломной работы использовались труды отечественных и зарубежных ученых по теории, методологии, методики и организации бухгалтерского учета по налогам и сборам, нормативно-правовые акты по налоговому и бухгалтерскому учету и анализу в области налогообложения; рекомендации и положения (стандарты) по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности. Информационной базой исследования явились опубликованные статистические данные, информация статистической и бухгалтерской отчетности, а также материалы, полученные в результате единовременного обследования Калинковичского райпо.
Результаты проведения исследования могут быть использованы в практической работе Калинковичского райпо при организации бухгалтерского учета, а также на других предприятиях потребительской кооперации.
1. Экономическая сущность налогов и организация учета расчетов Калинковичского райпо по налогам и сборам
1.1 Экономическая сущность налогов, сборов и налогового кредита, их стимулирующее значение в развитии рыночной экономики
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с первых дней существования государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-технический прогресс.
В историческом развитии механизма взимания налогов обычно выделяют три основных этапа. Начальный этап (от древнего мира до начала средних веков) характеризуется отсутствием финансового аппарата для определения и сбора налогов: государство лишь устанавливало общую сумму средств, которую желало получить, а сбор налогов поручало городу или общине. [8, стр. 5]
На втором этапе (XVI-XIX вв.) появляются различные государственные учреждения, в том числе финансовые. Государство начинает выполнять некоторые функции: установление квоты обложения, определение процесса сбора налогов и наблюдение за ним.
Третий (современный) этап характеризуется тем, что государство взяло в свои руки все функции установления и взимания налогов. Региональные органы управления, местные органы власти играют роль помощников государства, имея определенную степень самостоятельности. Правила и законы налогообложения выработаны. [40, стр. 8]
Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Их сущность выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов предприятий и населения на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен только в случае его переплаты или в качестве предоставления льготы. [8, стр. 7]
Налоги как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы. Работники наемного труда, получив заработную плату, расходуют ее преимущественно на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда. Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. Во-вторых, они влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его. Обусловлено это тем, что преобладающая часть доходов лиц наемного труда предназначена для потребления в данный момент или в перспективе. Поэтому изменение величины налогообложения сразу отражается на их спросе и в целом на платежеспособности страны. В-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг. Влияние налогов распространяется и на владельцев капитала, хотя оно своеобразно, так как налоги нейтральны к личному потреблению предпринимателя, поскольку его прибыль, как правило, превышает затраты на удовлетворение его потребностей. В то же время налоги воздействуют на собственника капитала через другие рычаги.
Мобилизация части прибавочного продукта в денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых платежей, взимаемых как с хозяйствующих субъектов, так и с населения страны. Отчужденная и присвоенная принудительно часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Весь процесс, связанный с образованием государственного денежного фонда, выступает как содержание финансов.
Таким образом, исследуя сущность налогов с учетом специфических черт, можно дать следующее определение налогов. Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. [7, стр. 37]
Налогоплательщики обязаны, подчинятся законодательству, а вопросы об установлении налогов и о государственном бюджете страны не могут выноситься на общенародный референдум. По своей сути налог – это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания.
В конечном счете, налоги косвенным образом все же возвращаются налогоплательщикам в виде финансирования из бюджета отдельных отраслей экономики, расходов социально-культурного назначения или удовлетворения других общественных потребностей. Поэтому предприятиям и населению небезразлично как используются их платежи, и они вправе требовать от государства полного отчета об исполнении бюджета.
Налогоплательщики, как правило, уплачивают налоги самостоятельно. Однако, если они нарушают установленные нормы налогообложения, то в силу вступает механизм принуждения и применения финансовых и штрафных санкций.
Следовательно, налог можно характеризовать как установленную государством в интересах всего общества форму отчуждения собственности юридических и физических лиц на условиях безвозвратности и принуждения.
Налоги, введенные в законодательном порядке, носят легальный характер. После их уплаты плательщик приобретает полную хозяйственную самостоятельность и потому, по словам А. Смита они являются для тех, кто платит признаком не рабства, а свободы. Именно эти специфические качества позволяют государству использовать налоги не только в фискальных целях, но и воздействовать через них на деятельность субъектов хозяйствования в целях общественного прогресса. [5, стр. 7]
Налоги как один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования интересов всех субъектов общества могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Поэтому каждое государство, особенно в период общественно-политических и экономических реформ, должно уделять пристальное внимание формированию эффективного механизма налогового регулирования – главной задаче налоговой политики.
Такой механизм позволит не только обеспечить необходимую централизацию государственных средств, но и управлять экономическим ростом, движением инвестиционных потоков в направлении избранных в обществе приоритетов и тем самым содействовать структурной перестройке экономики.
Эффективность проведения налоговой политики в значительной мере предопределяется ее соответствием основным теоретическим принципам налогообложения.
Следует отметить, что в целом существует несколько основополагающих принципов налогообложения, которые были изначально сформулированы в классической теории налогов, а затем с некоторыми модификациями получили развитие в иных концепциях, в частности кейнсианской, монетаристской и других. Речь идет о принципах равномерности, определенности, удобства, дешевизны. [6, стр. 32]
Не вызывает сомнений необходимость равномерного распределения налоговой нагрузки на все субъекты хозяйствования, поскольку в противном случае предоставление каких-либо преимуществ отдельным предприятиям по сравнению с аналогичными приведет к нарушению конкурентного равновесия.
Что касается принципа определенности, то налоговое законодательство должно быть стабильным, любые его корректировки ни в коем случае не должны приниматься задним числом, а о предстоящих изменениях необходимо широко информировать налогоплательщиков. Это позволит им принимать деловые решения на перспективу, и будет способствовать повышению привлекательности инвестиционного климата в стране.
Помимо этого налоговое законодательство должно быть простым, понятным и удобным для налогоплательщиков, исключающим множество дифференцированных ставок и сложные расчеты.
Принцип дешевизны характеризует эффективность налоговой системы для государства и определяется административными затратами на ее обслуживание. Наиболее эффективной будет та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах по их сбору. Помимо этого налоговая система не должна сдерживать развитие экономики, поскольку значительная централизация средств в бюджете сегодня может завтра обернуться бюджетными потерями. Этот подход требует оптимизации уровня налоговой нагрузки. Кроме того, налоговая система может быть признана эффективной, если она стимулирует развитие приоритетных направлений в области экономического и социального развития общества.
Налоги в структуре общественных отношений выполняют ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к четырем основным функциям: фискальной, стимулирующей, распределительной и регулирующей.
Фискальная функция выступает в качестве первоначальной, поскольку она является причиной возникновения и существования налогов. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Эта функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство постоянно взаимодействует с участниками производственного процесса, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.
Фискальной функции противоположно стимулирование лучшего и более эффективного использования имеющихся ресурсов – труда, капитала, природных ресурсов. А налогообложение как сфера перераспределительных финансово-бюджетных отношений несет в себе стимулирующие начала. Экономические стимулы заложены и в фискальной функции, так как сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Но такое стимулирование производства осуществляется опосредованно и, случается, проявляется через многие годы. В производстве создаются финансовые ресурсы для развития всех сфер деятельности, а поэтому производство – главный объект налогового стимулирования. [8, стр. 41]
Это значит, что налог обладает самостоятельной стимулирующей функцией, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. Стимулирующей функции характерно стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений.
Нужно отметить, что в понятие стимулирующей функции вкладывается как положительное, так и отрицательное значение. Это объясняется силой налогов как инструмента стимулирования или подавления производственной и предпринимательской активности. Стимулирующая функция означает, что налоги способны оказывать серьезное воздействие на производство, стимулируя или, наоборот, сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, увеличивая или сокращая платежеспособный спрос.
Из сущности налогов вытекает еще одна их функция – распределительная, а точнее перераспределительная, которая обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направление части его на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другой его части – в централизованный фонд государственных ресурсов, то есть в бюджет государства в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.
Главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект. Распределительная функция налогов носит объективный характер, как объективно и само существование и функционирование государства. Она возникла вместе с появлением государства, которому требовались средства для выполнения своих функций, изымаемые в форме налогов. [7, стр. 23]
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально она носила сугубо фискальный характер, но с развитием государства стала активно участвовать в организации хозяйственной жизни и развитии экономики. У этой функции появилось регулирующее свойство. Сегодня регулирующие функции государства настолько велики, что можно рассматривать эти процессы как проявление регулирующей функции налогов.
Регулирующая функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны.
Регулирующая функция неотделима от других функций, в частности фискальной. Однако внутреннее единство функций не исключает противоречий между ними, заложенных в самой сущности налогов. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений: фискальная – отношения налогоплательщика к государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет; регулирующая – отношение государства к налогоплательщику в процессе создания благоприятных условий для развития экономики. В результате в фискальной функции, благодаря которой государство снабжается финансовыми ресурсами, заложено противоречие между необходимостью постоянного и все большего увеличения доходной базы государственного бюджета и ограниченными возможностями юридических и физических лиц в обеспечении такого увеличения. Противоречивость регулирующей функции состоит в том, что реальная потребность государственного вмешательства в процесс производства через рост налогового пресса должна ограничиваться возможностями экономики, иначе могут последовать замедление экономического роста и даже необратимые процессы. Через взаимосвязь и взаимодействие этих противоречий должен достигаться оптимальный баланс интересов государства (в росте доходов бюджета) и хозяйствующих субъектов (в повышении эффективности производства).
Несмотря на то, что функции налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены, каждая из них имеет определенные границы самостоятельности и обособленности. Это проявляется при рассмотрении различных видов налогов, например, акцизы на табак и алкогольные напитки преследуют в основном фискальные цели, а налог на землю имеет в большей мере стимулирующую цель.
Что касается классификации налогов, то под ней понимается группировка налогов по различным признакам. Нельзя не заметить, что количество группировок достаточно велико. Почему тот или иной налог отнесен к различным группам – это зависит от того, что положено в основу разграничения. Иначе говоря, речь идет об основаниях отнесения налогов к классификационным группам. Основания могут быть как экономического, так и юридического характера. [30, стр. 52]
works.doklad.ru
Налоговый учет
Налоговый учет в РБ – это ведение регулярного и непрерывного учета всех налогооблагаемых объектов, а также вычисление базы налогообложения посредством составления расчетных корректировок на основе данных бухгалтерского учета. Таким образом, налоговый учет применяется исключительно для определения полной и корректной суммы, подлежащей уплате в государственный бюджет, а также для реализации налогового контроля. Путем отражения доходов и расходов регистры налогового учета формируют полную и достоверную информацию об объектах, подлежащих налогообложению, рассчитывают показатели, применяемые при вычислении налоговой базы, и определяют налоговые платежи за отчетный период.
Обязанность по ведению налогового учета полностью возложена на плательщика; порядок ведения определяется Налоговым Кодексом, а также Инструкцией, утвержденной Министерством финансов и Министерством по налогам и сборам.
Налоговые декларации
Бухгалтерский и налоговый учет неотделимы друг от друга, а точнее, последний следует из первого. По окончании отчетного периода (в большинстве случаев это календарный месяц) организация подводит итоги своей хозяйственной деятельности, определяя финансовый результат – прибыль или убыток, который определяется как сумма полученных денежных средств от всех видов деятельности за вычетом общих расходов. На основании полученных данных заполняются налоговые декларации, которые должны быть предоставлены в Инспекцию Министерства Налогам и Сборам (ИМНС) по месту постановки на учет в определенные сроки (как правило, не позднее 20-го числа следующего за отчетным месяца).
Законодательство определяет налоговую декларацию как некий письменный документ установленной формы от налогоплательщика, в котором сообщается обо всех полученных доходах и их источниках, понесенных в течение отчетного периода расходах, налоговых льготах и основаниях для их получения и, как результат, рассчитывается налогооблагаемая база и указывается итоговая сумма к перечислению в бюджет в счет уплаты налога за отчетный период.
Налоговая декларация может предоставляться в налоговый орган как на бумажном носителе, так и посредством электронного документооборота. Однако предприятия, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), и крупные организации (с численностью свыше 50 человек) в обязательном порядке направляют в налоговую инспекцию декларации в виде электронного документа.
Кроме того, Налоговый кодекс предоставляет возможность ИМНС получать от субъектов хозяйствования бухгалтерские отчеты; как правило, годовой баланс предоставляется организацией не позднее первого апреля следующего за отчетным года.
Регистры налогового учета
Для ведения налогового учета в РБ и последующего заполнения всех строк декларации организация должна ежемесячно составлять соответствующие регистры, виды и порядок составления которых определяются Инструкцией Министерства по налогам и сборам. Налоговый учет 2016 года выделяет регистры доходов, расходов и расчетных корректировок.
Регистры доходов – это:
- Реестр доходов от реализации, включающий в себя выручку от продажи произведенной продукции и оказанных услуг, от перепродажи товаров, а также от реализации иных ценностей (список организация расширяет в зависимости от сферы своей деятельности);
- Реестр доходов от внереализационных операций, список которых определяет Закон «О налогах на доходы и прибыль»;
- Реестр доходов из-за рубежа, возникающих в результате ведения организацией внешнеэкономической деятельности.
Регистры расходов – это:
- Реестр расходов от реализации, включающий в себя расходы на производство и продажу собственной продукции и оказание услуг, затраты по перепродаже товаров, а также издержки, понесенные при реализации любых других ценностей;
- Реестр расходов от внереализационных операций, список которых определяется вышеупомянутым Законом;
- Реестр расходов из-за рубежа, связанных с осуществлением деятельности за пределами Республики Беларусь.
Регистр расчетных корректировок отражает информацию о произведенных изменениях в данных бухгалтерского учета. В нем указывают значения показателей до осуществления корректировки, основания для ее проведения, сумму, на которую были увеличены или уменьшены данные, стоимостную оценку параметров после проведения данной операции и итоговое значение показателей бухгалтерского учета после проведения всех расчетных корректировок.
m.myfin.by
Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Налоговая система Республики Беларусь. Задачи учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Организация учета расчетов по налогам и сборам на предприятии УКСП «Совхоз «Первомайский». Оформление отчетности и совершенствования учета расчетов с бюджетом.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
В Республике Беларусь моделью экономики является социально-ориентированная. Поэтому государство в жизни каждого гражданина играет не маловажную роль. Оно в лице правительства выплачивает различные по характеру пособия, оказывает поддержку в трудных ситуациях, обеспечивает нашу безопасность, создает все условия для благоприятной жизнедеятельности человека. Но для этого необходимы определенные условия и в первую очередь создание фонда финансовых ресурсов. В нашей стране как юридические, так и физические лица участвуют в формировании такого общегосударственного фонда, производя платежи в бюджет в виде уплаты налогов, пошлин и штрафных санкций.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства и источник его расходов.
Все организации и граждане нашей страны обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов, и они ответственны перед государством за неукоснительное соблюдение своих обязанностей. В то же время правительство несет ответственность перед гражданами за создание условий для свободного и достойного развития, за предоставление всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в интересах человека и общества.
Расчеты по налогам и сборам занимают значительное место в хозяйственной деятельности организаций. Все предприятия обязаны уплачивать установленные налоги и сборы в бюджет Республики Беларусь. От этого зависит не только состоятельность бюджета страны, но и благосостояние обычных граждан Республики. Следует отметить, что социально важным организациям представляются разнообразные льготы, в том числе и налоговые льготы. Этим путем государство пытается стимулировать такие организации, тем самым, увеличивая доступность товаров, работ, услуг гражданам Республики Беларусь.
Также следует отметить, что анализ уплаты тех или иных налогов и сборов значительно позволит снизить налоговую нагрузку на организацию, путем правильного планирования затрат на производство.
Несомненно, проблема грамотного ведения учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам актуальна для всех предприятий. Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Следить за правильностью исчисления и уплаты налогов обязан бухгалтер предприятия, а для этого и необходима грамотная правовая и экономическая организация учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам. Современные бухгалтеры должны не только вести бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными документами, но и в совершенстве знать налоговое законодательство, чтобы понимать, какая информация понадобится для исчисления налога и суметь организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы данную информацию можно было получить из регистров бухгалтерского учета.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью правильных и своевременных расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам, плательщиком которых данное предприятие является.
Цель работы: изучение учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам, нормативно-правовой базы, регламентирующий этот участок бухгалтерского учета, изучение отчетности организации, а также внесение предложений и направлений совершенствования налогового законодательства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1 рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
2 ознакомиться с задачами учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам;
3 исследовать организацию учета расчетов по налогам и сборам на предприятии УКСП «Совхоз «Первомайский»;
4 изучить учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, включаемым в себестоимость продукции (работ, услуг), а также учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым из выручки организации и из прибыли;
5 раскрыть учет налога на добавленную стоимость по поступившему имуществу;
6 изучить документальное оформление операций, связанных с учетом расчетов по налогам и сборам;
7 научиться составлять отчетность по расчетам с бюджетом по налогам и сборам;
8 предложить механизм совершенствования учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
Объектом исследования является УКСП «Совхоз «Первомайский», основным видом деятельности которого является ведение животноводства и выращивание сельскохозяйственных культур.
Предмет изучения: учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, вопросы его совершенствование.
Источником информации послужили: Налоговый Кодекс Республики Беларусь, Типовой план счетов бухгалтерского учета и «Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета», Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», нормативно-правовые акты. А также учебно-методические пособия таких авторов как Стражев Н.С., Ладутько Н.И., Стешиц Л.И., Головачев А.С. и другие. В работе применяются данные материалов периодической печати и данные бухгалтерской и статистической отчетности организации.
Методами исследования являются: метод наблюдения, сравнения, балансовый метод и логические методы исследования — дедукции и индукции.
1. Система налогообложения организаций в Республике Беларусь
расчет учет бюджет налог
1.1 Сущность налогов и их виды, налоговая система Республики Беларусь, задачи учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Все субъекты хозяйствования не зависимо от формы собственности ведут расчеты с бюджетом по различным платежам. При этом основная часть расчетов — это налоги и сборы.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с первых дней существования государства. В современном обществе налоги — это основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-технический прогресс.
О.А. Левкович приводит следующее определение налогов. Это обязательные и безэквивалентные платежи, которые взимаются государством с юридических и физических лиц в бюджет соответствующего уровня на основании соответствующих законов о налогах /9, с. 8/.
В.Э. Керимовым налог определяется как принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег, в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия /7, с. 164/.
Согласно мнения П.Г. Пономаренко налоги — основной источник доходов государственного бюджета /18, с. 136/.
Все определения верны, но более точным и полным является определение налога, представленное в Налоговом Кодексе Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года №166-З, в соответствии с которым налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты /12, ст. 6 п.1/.
Обязанность уплаты налогов непосредственно не корреспондирует с правом лица на получение от государства того или иного конкретного блага, услуги, хотя получение таких благ от государства в рамках реализации прав лица на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и другое имеет место. Поэтому в определении налога делается акцент на его индивидуальной безвозмездности, необусловленности исполнения налогового обязательства встречным исполнением обязательства со стороны государства.
Из приведенных определений налога вытекает, что, во-первых, налоги — средство к достижению цели государства; во-вторых, большая часть государственных расходов оплачивается собираемыми налогами; в третьих, каждый гражданин получает свою долю от государства, хотя и не непосредственно.
Не являются налогами платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых Налоговым Кодексом и иными актами налогового законодательства, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.
Значительное место в теории налогов занимает проблема их классификации, т.е. системной группировки по определенным признакам. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели: например, обоснованное применение налогов, проведение анализа их поступлений, составление отчетности и другие.
Для бухгалтерского и налогового учета наибольшее значение имеет классификация налогов в зависимости от источников возмещения. По этому критерию налоги делятся на следующие группы:
1 включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг (земельный налог, экологический налог, отчисления в инновационные фонды);
2 уплачиваемые из выручки от реализации продукции (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы и другие);
3 уплачиваемые из прибыли организации (налог на недвижимость, налог на прибыль, налог на доходы);
4 удерживаемые из заработной платы работников организации (подоходный налог);
5 удерживаемые из доходов (дивидендов) физических лиц (отчисления в пенсионный фонд, подоходный налог).
По уровню управления налоги подразделяются на местные и республиканские.
Республиканские налогами устанавливаются высшим органом государственной власти и действуют на всей территории Республики Беларусь. За счет республиканских налогов и сборов могут формироваться доходы как республиканского, так и местных бюджетов.
К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог, экологический налог, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств, оффшорный сбор, гербовый сбор, консульский сбор, государственная пошлина, патентные пошлины, таможенные пошлины и таможенные сборы.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях. Местные налоги и сборы являются закрепленными доходами местных бюджетов.
К местным налогам и сборам относятся: налог на услуги, налог за владение собаками, сбор на развитие территории, курортный сбор, сбор с заготовителей.
Обязанность введение местными органами власти указанных налогов и сборов Общей частью Налогового Кодекса не устанавливается, в связи с чем вопрос об их применении должен быть решен органами власти каждой из административных территориальных единиц самостоятельно.
Правовое значение имеет также подразделение налогов и сборов по уровню бюджета, в который зачисляются налоговые платежи. Различают закрепленные и регулирующие налоги.
Закрепленные налоги обеспечивают финансовую самостоятельность соответствующих бюджетов: бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, районов, городов областного подчинения, областей, г. Минска.
Регулирующие налоги и сборы — республиканские налоги и сборы, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по нормативам, устанавливаемым ежегодно при утверждении вышестоящего бюджета.
Правовое значение имеет также подразделение налогов и сборов на прямые и косвенные.
Прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). В перечень прямых налогов включаются налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог на игорный бизнес, местные налоги, исчисленные из прибыли.
Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Основными видами косвенных налогов являются акцизы, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и другие. При этом окончательным плательщиком косвенных налогов является их конечный потребитель, использующий приобретенные товары. Услуги для собственного потребления.
По субъектному признаку налоги делят на платежи с юридических лиц, платежи с физических лиц и смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица.
Налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных налоговым законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, установления прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс.
Основными принципами налогообложения в Республике Беларусь являются:
1 Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.
2 Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым Кодексом.
3 Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.
4 Не допускается установление налогов, сборов и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь.
5 Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым Кодексом и таможенным законодательством.
Принцип равенства и справедливости налогов тесно связан с принципами их определенности, однозначности и удобства уплаты. Налоговая система должна быть построена так, чтобы добросовестный налогоплательщик в ней свободно ориентировался и был полностью уверен в правильности своих действий. Такая уверенность дает экономическую свободу и реальные перспективы для развития.
Большой недостаток белорусской налоговой системы существует в зависимости величин платежей друг от друга. Ошибка в исчислении одного из них приводит к цепи налоговых нарушении по другим платежам и к соответствующим финансовым санкциям, которые могут превышать недоплаченную сумму в 5 — 6 и более раз.
Налоговые законы должны быть законами прямого действия, тогда они будут одинаково трактоваться налогоплательщиками и налоговыми органами. Многочисленные методические указания, письма, разъяснения перегружены ненужными деталями, запутывающими методику, написаны тяжелым для понимания языком. Они идут нескончаемым потоком через печать и не всегда вовремя доходят до своего адресата.
Сложность налоговых инструкций и их множество привело к тому, что для правильного начисления платежей требуется высочайшая квалификация, которую имеют лишь некоторые опытные аудиторы. Рядовые бухгалтеры не в состоянии овладеть всем объемом налоговой информации, уследить за ее изменениями и потому допускают ошибки, чреватые немалыми финансовыми потерями для предприятий.
Налоговая система не может быть абсолютно простой, сведенной до двух — трех налогов. Подобные проекты разрабатывались учеными разных стран и не имели успеха. Вместе с тем, усложнения должны быть оправданы реальной необходимостью и приносить бюджету ощутимый эффект. В противном случае от них нужно отказаться, соизмерив результативность с затратами труда на осуществление тех или иных требовании.
Установленные формы налоговых отчетов также не совершенны. Они сверх меры перегружены информацией. Например, при наличии полного объема компьютерных данных о налогоплательщике, каждый расчет должен сопровождаться обязательными реквизитами, включающими номера кодов налоговой инспекции и налогоплательщика, его полное наименование, адрес, номер телефона, фамилию ответственного лица, в то время как достаточно было бы указать лишь учетный номер и наименование предприятия.
С каждым годом налоговая система совершенствуется путем упрощения порядка исчисления налогов и сборов, а также снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков.
Налоговым учетом признается осуществление плательщиками учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам и сборам. Цель налогового учета исключительно состоит в полной и достоверной информации об объектах налогообложения, о сумме налоговых платежей в бюджет.
Задачами учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам являются:
1 обеспечение эффективности расчетов с бюджетом по налогам и сборам;
2 своевременное перечисление платежей в бюджет;
3 соблюдение правил ведения налоговых деклараций и других документов;
4 своевременное и правильное отражение расчетов в учете;
5 своевременное и правильное составление бухгалтерской и статистической отчетности.
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Налоговое законодательство, как и любая другая отрасль законодательства, представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами, применяемых при регулировании налоговых отношений.
Основным законодательным актом, регулирующим налоговые отношения в Республике Беларусь, является Налоговый Кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года №166-З, который устанавливает систему налогов, сборов, взимаемых в республиканский и местные бюджеты, а также основные принципы налогообложения в Республике Беларусь.
Как следует из п. 1 статьи 3 Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З, налоговое законодательство Республики Беларусь — это система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, включающая ряд документов, отвечающих установленным признакам. Налоговое законодательство формируют:
1 Налоговый кодекс Республики Беларусь. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года, одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года;
2 Законы Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения. При этом, как следует из данной нормы, к таким документам могут быть отнесены только те законы, целью принятия которых является исключительно правовое определение вопросов налогообложения;
3 Декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения. Является важным, что в отношении указанных правовых актов Президента Республики Беларусь Общая часть Налогового кодекса не устанавливает их исключительной направленности на регулирование только вопросов налогообложения. В этой связи декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие в своей редакции наряду с иными предметами регулирования и вопросы налогообложения, относятся к налоговому законодательству Республики Беларусь;
4 Постановления Правительства Республики Беларусь, которые регулируют вопросы налогообложения. Эти нормативные правовые акты могут приниматься только на основании и во исполнение Налогового кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и правовых актов Президента Республики Беларусь. Таким образом, для того чтобы принять постановление, регулирующее вопросы налогообложения, Правительство Республики Беларусь одним из указанных выше правовых актов должно быть наделено соответствующими полномочиями.
5 Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения. Такие документы также могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных актом налогового законодательства более высокой юридической силы.
В настоящее время в Республике Беларусь сложилась двухуровневая система нормативно-правового регулирования вопросов налогообложения.
Первый уровень представлен Налоговым кодексом Республики Беларусь, специальными законами страны по вопросам налогообложения, а также соответствующими декретами и указами Президента Республики Беларусь. Второй уровень нормативно-правового регулирования вопросов налогообложения составляют решения Совета Министров Республики Беларусь, а также нормативные правовые акты уполномоченных органов республиканского и местного управления.
В частности, основой налоговой системы Республики Беларусь является Налоговый кодекс.
Экономические отношения в области налогообложения, уплаты в бюджет сборов, пошлин регулируются Налоговым кодексом, представляющим собой единый систематизированный свод законов, соответствующих Конституции государства.
Структурные элементы Налогового Кодекса объединены в Общую и Особенную части. При этом Общая часть закладывает нормативно-правовой фундамент функционирования всей отечественной налоговой системы. Именно в этой части регламентируются и систематизируются категориальный аппарат в налоговой сфере, декларируются основные принципы налогообложения в Республике Беларусь.
Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, процедуру установления местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки платежей.
На основе категориального и процедурного аппарата, сформулированного в Общей части Налогового кодекса, строится конкретный механизм исчисления и уплаты каждого налога, сбора (пошлины). Кроме того, основные термины и понятия, используемые в Общей части Налогового кодекса, корреспондируются с действующими нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь и финансового законодательства Республики Беларусь.
Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.
В частности, Общей частью Налогового кодекса предусматривается следующее:
1 Введение и определение категориального аппарата, отражающего экономическое содержание налоговых отношений и обеспечивающего единое понимание норм налогового законодательства, определенность при рассмотрении вопросов налогообложения.
2 Построение отечественной налоговой системы на основе признанных мировым сообществом принципов всеобщности и равенства.
3 Регулирование налоговых правоотношений на основании и во исполнение установленных Налоговым кодексом принципов и норм, обладающих преимущественной силой. Все иные издаваемые на основании и во исполнение Налоговому кодексу документы не должны противоречить Налоговому кодексу. Данное положение не распространяется лишь на акты Президента Республики Беларусь, изданные в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
4 Установление единого перечня республиканских налогов, сборов (пошлин) и местных налогов и сборов.
5 Признание приоритета основных принципов международного права, а также положений международных договоров и соглашений Республики Беларусь при рассмотрении налоговых вопросов.
6 Четкая законодательная регламентация порядка осуществления налогового контроля, включая процедуры проведения налоговых проверок и способы обеспечения своевременного и полного исполнения плательщиками своих налоговых обязательств.
Особенная часть Налогового кодекса Беларуси определяет порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов, а также особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу устанавливается состав плательщиков, объект налогообложения, налоговая база, размеры ставок, перечни льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и предоставления деклараций.
В целом с вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса налоговая система Беларуси приводится в соответствие с аналогичными системами государств — основных партнеров Беларуси, повышается имидж страны по условиям ведения бизнеса. Принятие Особенной части Налогового кодекса способствует либерализации условий хозяйственной деятельности, совершенствованию налогового законодательства, упрощению налоговой системы в Беларуси. К настоящему времени отменены 17 малоэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономику налогов и сборов, объединены платежи, имеющие сходные налоговые базы.
В 2010 году в целях совершенствования налоговой системы Беларуси отменен сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный налог с продаж товаров розничной торговли, местный сбор с пользователей за парковку.
В целях компенсации выпадающих доходов бюджета в связи с упрощением налоговой системы и сокращением числа налогов увеличена ставка НДС с 18% до 20%. С 24% до 12% снижена ставка налога на прибыль по дивидендам иностранных организаций.
Кроме того, с 2010 года при исчислении и уплате налога на прибыль отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, маркетинговые услуги.
Определенные изменения коснулись и подоходного налога. Стандартный налоговый вычет на каждого работника при исчислении подоходного налога с 2010 года увеличен с 250000 рублей до 270000 рублей.
Все плательщики Беларуси с 1 января 2010 года получили право выбора сроков уплаты налога на прибыль: ежемесячно или ежеквартально. Также предлагается принимать при налогообложении все отраженные в бухгалтерском учете затраты по производству, реализации продукции и услуг. В Налоговом кодексе предусмотрен только закрытый перечень затрат, которые не связаны с производственной деятельностью плательщика, и которые по этой причине не будут учитываться в налогообложении. Отказ от законодательно установленного перечня затрат, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, является значительным шагом в плане упрощения порядка расчетов и уплаты платежей в бюджет.
Налоговый кодекс является документом прямого действия. Он закрепляет те положения, которыми должны руководствоваться все субъекты налоговых отношений. Изменения в состав республиканских налогов, сборов и пошлин или в порядок их исчисления могут вноситься лишь при утверждении бюджета на следующий финансовый год либо при внесении поправок в закон о государственном бюджете на текущий год. Таким образом, обеспечивается сочетание стабильности налоговой системы и гибкости ее реакции на изменения экономической ситуации в республике.
Второй уровень нормативно-правового регулирования вопросов налогообложения составляют решения Совета Министров Республики Беларусь, а также нормативные правовые акты уполномоченных органов республиканского и местного управления.
Одним из таких нормативных актов является постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета». Типовым планом счетов для учета расчетов по налогам и сборам предусмотрен пассивный счет 68. К счету могут быть открыты следующие субсчета: 68 -1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг»; 68 -2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг»; 68 -3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)»; 68 -4 «Налоги на доходы физических лиц»; 68 -5 «Прочие налоги, сборы и отчисления». В этом правовом документе дается характеристика всем счетам, приводятся корреспондирующие счета. Счет 68 корреспондирует со многими счетами, может иметь как дебетовое сальдо, так и кредитовое.
Еще одним из основных нормативных правовых документов является постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 года №19 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь». В нем приводятся формы бухгалтерской отчетности, рассматривается общий порядок составления и представления бухгалтерской отчетности, раскрыты общие требования по заполнению форм бухгалтерской отчетности. Также описан порядок формирования показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, данных отчета об изменении капитала, отчета денежных средств, данных приложения к бухгалтерскому балансу и данных отчета о целевом использовании полученных средств. В постановлении определен порядок формирования данных пояснительной записки.
В Республике Беларусь действует Закон Республики Беларусь от 16 июля 2007 года №259-З «О ратификации протокола между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг». В этом документе говорится о том, что взимание косвенных налогов производится в той стране, где осуществляется реализация работ, услуг. Налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством того государства, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Подобен предыдущему и Закон Республики Беларусь от 01 ноября 2002 года №141-З «О ратификации Конвенции между Правительством Республики Беларусь и Правительством Туркменистана об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (имущество)». В соответствии с этим законом была ратифицирована Конвенция, статьи которой предусматривают избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.
Республика Беларусь аналогичные законы приняла и с другими странами, такими как Казахстан, Украина и другие.
1.3 Экономическая характеристика организации
Унитарное коммунальное сельскохозяйственное предприятие «Совхоз «Первомайский» создано в результате приведения в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса Республики Беларусь, Устава совхоза «Первомайский», зарегистрированного Могилевским облисполкомом 4 декабря 1996 года регистрационный №4 и является правопреемником всех его имущественных и неимущественных прав и обязанностей (приложение А).
Предприятие является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие имеет самостоятельный баланс, печать с изображением государственного герба Республики Беларусь, штампы, бланки.
Имущество предприятия находится в коммунальной собственности Дрибинского района и закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения.
Государственным органом, уполномоченным управлять организацией и закрепленным за ним имуществом, является управление сельского хозяйства и продовольствия Дрибинского райисполкома.
УКСП «Совхоз «Первомайский» может с согласия собственника имущества создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Учредитель утверждает Устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.
Предприятие может создавать представительства и филиалы, расположенные вне места его нахождения и участвовать в создании объединений в порядке и на условиях, определенных законодательством.
Местонахождение УКСП «Совхоз «Первомайский»: 213982, Могилевская область, Дрибинский район, д. Трилесино.
Предприятие создано с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.
Предметом деятельности предприятия является производство и реализация сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления, выполнение различного рода работ и услуг другим предприятиям и населению.
Уставный фонд организации сформирован по состоянию на дату общереспубликанской регистрации (1 октября 1996 года) в сумме 419 000 рублей (приложение А).
Организация ведет оперативный и бухгалтерский учет результатов деятельности, представляет в установленном порядке статистическую отчетность, а также оперативную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности собственнику или уполномоченному им органу. За непредставление и искажение государственной отчетности, нарушение сроков ее представления должностные лица несут установленную законодательством ответственность.
Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Бухгалтерский учет организуется по централизованной форме.
Функции бухгалтерии определены «Должностными функциями работников бухгалтерии» (приложение Б) и включают следующее: организация бухгалтерского учета; контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; исчисление и перечисление налогов и сборов и другие.
Формой бухгалтерского учета является журнально-ордерная. Кроме этого применяется автоматизированная форма ведения учета на базе программы «1С: Предприятие 7.7» с использованием типовых проводок, предусмотренных в ней.
На основании Типового плана счетов бухгалтерского учета разработан и введен в действие рабочий план счетов (приложение В), где предусмотрены аналитические счета для ведение учета.
В организации принято считать моментом реализации отгрузку товаров и предъявление покупателю расчетных документов. При товарообменных операциях выручкой от реализации принято считать момент отгрузки продукции, если товар от предприятия, в адрес которого отгружается продукция, уже поступил.
За счет прибыли остающейся в распоряжении предприятия учетной политикой принято образовывать следующие фонды специального назначения: фонд накопления и фонд потребления. На пополнение собственных оборотных средств принято направлять 30% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (приложение Г).
Основные экономические показатели деятельности УКСП «Совхоз «Первомайский» за первый квартал 2009-2010 годов представлены в таблице 1.
Основные экономические показатели приведены на основании данных «Бухгалтерского баланса» формы №1 за первый квартал 2009 года (приложение Д) и за первый квартал 2010 года (приложение Е); «Приложения к бухгалтерскому балансу» формы №5 за первый квартал 2009 года (приложение Ж) и за первый квартал 2010 года (приложение И); «Отчета о прибылях и убытках» формы №2 за первый квартал 2009 года (приложение К) и за первый квартал 2010 года (приложение Л).
Таблица 1 — Основные экономические показатели деятельности УКСП «Совхоз «Первомайский» за 1 квартал 2009-2010 года.
otherreferats.allbest.ru