Матвеев: Закон о концертной деятельности вообще не об артистах
Продюсер Андрей Матвеев рассказал НСН о законопроекте об упорядочении концертной деятельности и причинах ажиотажа вокруг него.
30 известных музыкантов, среди которых Борис Гребенщиков, Вячеслав Бутусов, Земфира и Илья Черт, подписали открытое письмо против принятия закона о концертной деятельности в России. По мнению артистов, инициатива приведет к монополизации музыкального рынка и подорожанию билетов на концерты.
Открытое письмо.15 декабря 2015 года Госдума приняла в первом чтении законопроект № 942424-6 («Об основах деятельности .
Продюсер Андрей Матвеев, который участвует в подготовке законопроекта, заявил, что большинство артистов, подписавших письмо, не читали документ и не поняли его сути. В интервью НСН он рассказал о том, какие изменения уже внесены в законопроект, какие вопросы сейчас прорабатывают его авторы и кому выгодна дезинформация артистов.
—Андрей, расскажите, насколько обоснованы претензии артистов, указанные в письме?
—В письме говорится о моментах, которых в законе о концертной деятельности просто нет. Например, артисты утверждают, что при вступлении в саморегулируемую организацию придется платить членские взносы в размере 150 тысяч рублей. В законопроекте этого нет. Там вообще нет никаких цифр. Размеры членских взносов – это внутреннее дело саморегулируемых организаций. Каждая из них вольна решать этот вопрос по своему усмотрению. Закон вообще не об артистах. Само слово «артист» в нем встречается всего 1 раз! Поэтому получается, что музыкантам передали неверную информацию.
—Кто же дезинформирует артистов?
—Концертный бизнес – один из самых туманных в стране. Отрасль никто не знает. Кто ее участники – никто не знает. Распространять подобные слухи выгодно тем людям, которые и дальше хотят оставаться в этой тени, в этой мутной воде.
—Речь идет о создании одной СРО или нескольких?
—Никто не говорит об организации единственной организации, их может быть несколько. И артисты, которых не устраивают существующие условия, могут объединить и создать свою СРО на условиях, которые им покажутся более приемлемыми.
—Когда инициатива превратится в закон и вступит в силу?
—Пока прошло только первое чтение, оно было 15 декабря. Закон его прошел. Второе чтение, насколько я понимаю, намечено на вторую половину января. Как будут развиваться события дальше, пока сказать трудно.
—Насколько активно продюсеры и музыканты участвуют в обсуждении законопроекта?
—Что касается предложений, поступающих от артистов и продюсеров, по большей части они все касаются как раз не закона о концертной деятельности, а документов саморегулируемой организации. Тот же вопрос с членскими взносами, например. И в этом главное — непонимание людей, которые выступают против законопроекта.
—Работа над законопроектом сейчас продолжается?
—Мы же работаем каждый день и каждый час, вносим правки. Эти правки продиктованы даже не артистами с концертного рынка, потому что, как я уже сказал, их замечания находятся в несколько ином русле, русле документов СРО. Мы сейчас активно работаем с администрациями театров, цирков, различных госучреждений. Вот по ним активно вносятся правки.
—Были ли какие-то принципиальные изменения в первоначальный вариант закона?
К серьезным правкам я бы отнес тот факт, что из-под закона будут выведены дошкольные образовательные учреждения и учреждения среднего звена, музыкальные образовательные учреждения, бюджетные учреждения – театры, практически все филармонии, это весьма весомо. Сейчас мы решаем, как новым законом не усложнить жизнь организаторам благотворительных мероприятий. В этом русле и движемся.
nsn.fm
«О деятельности уличных артистов на территории Российской Федерации»
Данная (ниже) информация в виде общественной инициативы была направлена от Сообщества для рассмотрения в Госдуму РФ,
на что из Аппарата Госдумы РФ был получен ответ от 28.07.2017 № 2.8-15-24343
«Ваше обращение, поступившее в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрено
и направлено в Комитет ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов к сведению»
(то есть, статус общественной инициативы в Госдуме РФ: обращение принято к сведению ).
Уличных артистов со всей определённостью можно отнести к категории самозанятых граждан. А о самозанятых гражданах уже было распоряжение президента РФ: прочитать статью
В России огромное количество не достаточно востребованных профессиональных артистов: или получивших специальное артистическое образование, или без специального образования, но занимающихся артистической деятельностью по зову души годами и поэтому достигнувших в своём мастерстве такого же профессионального уровня. И единственное место, где многим из них удаётся в полной мере заниматься любимым трудом — это улицы городов России. И, даже несмотря на то, что в административном поле они часто считаются правонарушителями и по многочисленным фактам им могут вменяться административные правонарушения (за попрошайничество, за незаконное предринимательство, даже за организацию несанкционированных собраний и митингов), — они всё равно продолжают этим заниматься, делясь своим талантом с обществом, в котором они живут. И поэтому целесообразно включить уличных артистов в программу самозанятости, чтобы перестать подвергать их гонениям и притеснениям со стороны правоохранительных органов и различных властных структур. Также первые ростки легализации уличного творчества (например, в столице) показывают, что положение уличных музыкантов и других артистов в Москве встречается с многочисленными бюрократичскими барьерами со стороны чиновников в получении разрешения на легальные уличые выступления. Поэтому такой федеральный закон необходим не только с целью государственного регулирования, но и прежде всего с целью государственной защиты права каждого на творческое самовыражение (грантированного Конституцией РФ).
Уличный артист — это артист, осуществляющий свою профессиональную артистическую деятельность и выступающий не на условиях заранее гарантированной оплаты своего труда (оклада или гарантированного гонорара), а на добровольные пожертвования благодарных зрителей и слушателей — за приобщение к прекрасному — от прохожих на улицах, от посетителей в парках, от пассажиров в метро и так далее.
/ Сноска. Как вариант вместо статуса «уличный артист» может быть введён статус «городской артист», так как места для выступлений артистов могут органично вписываться не только в городские улицы (проходил локальный эксперимент в Москве с 01.11.2016 по 01.02.2017), но и в другую городскую инфраструктуру: городской метрополитен (проект «Музыка в метро» в Москве — с марта 2017 г. 200 участников проекта получили разрешение выступать на 15 станциях метрополитена), городские парки (приказ Департамента культуры Москвы 2016 г. № 183), городские пешеходные мосты, городские подземные переходы и так далее. Кстати, в комиссии по безопасности Общественной палаты РФ — уже выдвигалось предложение узаконить уличных музыкантов в некоторых местах (например, в подземных переходах), так как музыканты (если не мешают человекопотоку) своим звучанием привлекают к себе внимание свидетелей, тем самым, способствуя профилактике правонарушений по отношению к гражданам, проходящим в труднообозримых местах. /
Статус «Уличный артист»
Внесение отдельной позиции «уличный артист» в классификатор (рубрикатор) профессий.
Регламентация по продолжительности одного выступления в день на одном месте и по частоте выступлений на одном месте в определённый период времени.
Регламентация мест выступлений по их удалённости (в метрах) от окон жилых домов, от некоторых объектов социального и иного назначения.
Регламентация по продолжительности выступления в течение суток (согласно закону о тишине).
Регламентация по регулированию мощности звука (в децибеллах) в зависимости от места для уличного выступления.
Регламентация по не созданию помех для человекопотока на улицах (определённые часы в некоторых местах).
Выделение мест для уличных выступлений в любом регионе в пешеходных зонах большой и средней проходимости — в достаточном количестве — для самозанятости всех уличных артистов, желающих выступать в данном регионе (основываясь на ст. 44 Конституции РФ — о праве каждого на свободу творческого самовыражения).
Разделение всех мест, выделенных для уличных выступлений, на места:
1) для уличного самовыражения (места средней проходимости);
2) для уличной работы (места большой проходимости).
Обязательно одновременное наличие мест в каждом городе и 1-го, и 2-го варианта.
Места с большой проходимостью (наиболее популярные туристические и пешеходные зоны) — выделяются в приоритете для уличной работы.
Во избежание конфликтных ситуаций в балансе интересов на единой с кем-то территории — места для выступления могут маркироваться специально нанесённым знаком, например, в виде культурного изображения скрипичного ключа (возможны другие варианты) — разного цвета — в зависимости от предназначения места: либо для уличного самовыражения, либо для уличной работы.
1) В местах для уличного самовыражения.
Под эту категорию, как правило, попадают артисты-любители не имеющие специальное артистическое образование или большой опыт артистической деятельности. Но на этих местах при желании могут выступать и профессиональные артисты.
Денежные пожертвования в чехол, футляр и другую ёмкость — это добровольная благодарность прохожих за приобщение к прекрасному, добровольный взнос в творческое развитие артиста.
Уличный артист не облагается налогом. Арендная плата за места для уличного самовыражения не взимается. Такая практика существует в разных странах мира.
2) В местах для уличной работы.
Под эту категорию, как правило, попадают артисты-профессионалы, имеющие специальное артистическое образование или большой опыт артистической деятельности. Но на этих местах при желании могут выступать и артисты-любители.
Денежные пожертвования в чехол, футляр и другую ёмкость — это добровольная благодарность за приобщение к прекрасному, добровольный взнос в творческое развитие артиста.
Уличный артист не облагается налогом. Возможна пошлина — за аренду мест для уличного выступления — за право использовать для выступления наиболее популярные туристические и пешеходные зоны. Средства за аренду поступают в местный муниципальный бюджет. Такая практика существует в разных странах мира.
Определение размера возможной аренды за место для уличной работы
В российском обществе на сегодняшний день существуют несколько точек зрения по оплате аренды за место для выступления для уличных артистов. Есть мнение — вообще не взимать с уличных артистов платы за аренду, так как эта деятельность имеет для общества весомое культурное и социальное значение. Есть мнение — отложить этот вопрос на два или три года (в связи с обсуждаемым федеральным законопроектом о так называемых «Самозанятых гражданах РФ»). Бытует даже и такое мнение: взимать плату за аренду, приравнивая эту деятельность к сугубо коммерческой и предпринимательской, а не к культурно и социально значимой. По всей видимости, данный вопрос подлежит обсуждению. Среди прочих имеется и такой вариант для обсуждения:
1) В случае, если уличный артист — физическое лицо.
Размер платы за аренду места может несколько варьироваться — в зависимости от популярности пешеходного места того или иного города, но, в среднем, привязывается к минимальной ежемесячной оплате труда по стране, поскольку уличный артист не получает фиксированной оплаты за свой труд, а принимает лишь добровольные пожертвоввания от добровольных зрителей и слушателей за приобщение к прекрасному. Например, c 01.05.2018 минимальная оплата труда в месяц составляет 11163 рубля. Исходя из этого, 13% от минимальной ежемесячной оплаты труда — 1451,19 рублей в месяц. Поскольку некоторые артисты выступают не каждый день в виду погодных условий, наличия другой работы, пенсии и так далее — возможна пошлина за аренду мест для уличной работы на один день (1451,19:30 =48,373), то есть, в среднем, на данный момент плата за аренду может составлять 48 руб. в день. Если аренда мест для уличной работы оплачивается не на 1 день, а на более длительный срок, то среднесуточная аренда в течение этого срока снижается по сравнению с размером однодневной аренды.
2) В случае, если уличный артист — индивидуальный предприниматель.
Индивидуальный предприниматель — законопослушный и своевременный налогоплательщик — не платит арендную плату за место для своей уличной артистической работы, он использует уличную работу как своё рекламное продвижение.
И в 1-м, и во 2-м случае уличный артист имеет право выступать без творческого конкурса. Места для выступления могут бронироваться заранее на специальном городском сайте или в специальном разделе какого-то городского административного сайта.
Конкурсы для уличных артистов
В каждом городе, как правило, есть несколько особо почётных историко-культурных и туристических зон (так сказать, премиум-места — ажиотажные для уличных артистов). За право выступления на этих нескольких премиум-местах могут устраиваться творческие конкурсы. Эти конкурсы (и виртуальные в интернете, и очные в зале) — должны быть открыты для общественности на протяжение всего их проведения (с начала приёма заявок и до окончательного решения жюри). Чтобы каждый житель или гость города при желании мог наблюдать за ходом конкурса, открывая для себя имена новых талантливых артистов (как прошедших, так и не прошедших конкурс). В жюри таких творческих конкурсов должны входить эксперты с высшим образованием по профилю конкурсантов или с большим опытом работы по профилю конкурсантов. Конкурсы должны быть насколько возможно минимизированы. Но, если конкурсы где-то всё же необходимы, то они должны быть минимизированы хотя бы по частоте их проведения, то есть, прохождение конкурса должно давать право, так сказать, не на одно уличное выступление, а на множество выступлений в течение длительного периода времени.
Реестр уличных артистов
Целесообразно создание единого реестра (базы) уличных артистов с фильтрами поиска по разным видам и жанрам исполнительского искусства. Творческая аттестация для вхождения в этот реестр основывается на выявлении творческой комиссией у артиста базовых профессиональных навыков в том или ином виде исполнительского искусства. Если необходима периодическая творческая переаттестация, то она проводится подобно (согласно) установленному Министерством культуры РФ порядку проведения аттестации творческих работников культуры.
Необходимо включение в рабочую группу и Государственной Думы, и Городских Дум — по выработке данного законопроекта (в качестве регулярно привлекаемых консультантов) — делегированных представителей как от сообщества любителей уличных артистов, так и от сообщества действующих уличных артистов, которые не из теории, а из своей практики способны давать комплексные оценки и предложения, касающиеся деятельности уличных артистов, что способствует более продуктивной и оперативной работе законодательной власти над данным законопроектом.
Чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
ul-art.ru
Видео выступления Пугачевой в Госдуме о крепостных артистах поразило публику
Звезды отечественной культуры раскритиковали законопроект о проведении зрелищных мероприятий
28.01.2016 в 19:33, просмотров: 161546
Алла Пугачева выступила в Госдуме с резкой критикой законопроекта об организации концертов — Примадонна считает, что депутаты отнеслись к артистам как к животным и крепостным. Нашим корреспондентам удалось снять на видео пламенные выступления Аллы Борисовны и Максима Галкина.
Творческая общественность продолжает бурлить. Депутаты приняли в первом чтении законопроект «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в РФ». Они решили создать саморегулируемые организации (СРО), которые будут следить за проведением всех выступлений.
Артисты назвали эту идею бездарной, усложняющей им жизнь и выкачивающей деньги. Копий по поводу пресловутых СРО сломано уже немало. Но вчера страсти накалились непосредственно в Госдуме. Ведь туда, на «круглый стол», бороться против закона пришли звезды первой величины.
Впрочем, те, чье мнение при обсуждении закона имеет немаловажное значение, почему-то не явились. С этого начал Иосиф Кобзон: «Мне не понятно, почему не пришли приглашенные министр культуры, его заместитель и глава столичного департамента культуры. Когда мы жили с Аллой Борисовной раньше (тут народ немного напрягся, но Иосиф Давыдович с ходу пресек ажиотаж, сказав: «Прости, Максим»), Министерство культуры интересовалось нашей жизнью. Сейчас этого нет».
Кобзон честно признал, что за одно заседание не получится обсудить все аспекты законопроекта, поэтому попросил прислать коллег все предложения в комитет.
Его тревогу разделил председатель комитета по культуре Станислав Говорухин: «Надо было собираться перед первым чтением закона. В этот раз почему-то все происходит по-иному. У нас в Думе два человека знают зрелищно-развлекательную деятельность изнутри — это Мария Максакова и Иосиф Кобзон. Но с ними двумя не посоветовались. Раз мы встретились, то давайте выскажемся».
И высказались! Зажгла, как и ожидалось, Примадонна нашей эстрады. Алла Пугачева заявила: «Если Дума занимается такими законами, то ей совсем нечего делать. Этот закон сравним только с крепостным правом. А оно, как известно, приводит к мертвым душам и бардаку. Чтобы вышло хорошо, нужно было с нами (тут Алла Борисовна строго оглядела артистов. — Прим. авт.) посоветоваться. Не понимаю, зачем вообще нужен этот закон». Все детали — на видео.
На вопрос Пугачевой рискнул ответить депутат Сергей Железняк: «Этот закон необходим, так как в прошлом году было отменено более 2000 мероприятий. Люди жалуются, потому что их обманули и не вернули деньги. Поэтому нам нужны профсоюзы, которые будут регулировать проведение зрелищно-развлекательных мероприятий. Важно, что этот закон не касается ни одного творческого деятеля, ни одной площадки, где происходят выступления. Более того, он не будет касаться государственных и муниципальных площадок. Он будет распространяться только на продюсеров, которые не являются артистами и площадками».
Тут не выдержал Григорий Лепс. «Голосистый ведущий» попросил прочесть закон и заявил, что он «бездарен и абсолютно не нужен», в том числе потому, что будут выкачивать деньги для людей абсолютно сторонних. Лепса поддержали Александр Градский, Максим Галкин, Андрей Макаревич, Эдгард Запашный, Вадим Гаглоев — в общем, большая часть присутствующих.
За эстрадников вступились и театралы. Директор театра им. Евг. Вахтангова Кирилл Крок: «Союз театральных деятелей в таком виде закон не поддерживает. Он просит вывести себя из распространения закона. И вообще прошу его отозвать, созвать рабочую группу и внести в него поправки».
Тут уже зааплодировал весь зал, включая сидящих за столом.
Наконец-то вмешался соавтор законопроекта Андрей Матвеев: «Если честно, то мне текст закона тоже не понравился. Сейчас работаю над тем, чтобы внести в него поправки. Мы хотели создать профсоюзы организаторов концертов. Они смогли б составлять правила проведения выступлений, не вмешиваясь ни в коем случае в репертуар».
Закрыл заседание Иосиф Кобзон — словами, которые успокоили, кажется, всех: «Ни один человек не сказал, что закон хороший. Значит, его вообще не примут. Сейчас нужно организовать рабочую группу, в которую мы пригласим профессионалов разных жанров. Они смогут конструктивно высказать мнения своих коллег и составить новый законопроект».
Заголовок в газете: Пугачева вспомнила о крепостном праве
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27019 от 29 января 2016 Тэги: Концерт , Театр Персоны: Алла Пугачева, Андрей Макаревич, Мария Максакова, Иосиф Кобзон
www.mk.ru
Закон о артистах
РИГ SAKHAPRESS.RU Если на Украине нет закона, запрещающего работать в России, то украинские артисты имеют полное право ездить туда на гастроли.
Об этом в интервью киевскому журналу “Корреспондент” заявил украинский артист Андрей Данилко, отвечая на вопрос, этично ли сегодня исполнителям с Украины выступать в России, сообщает politnavigator.net.
“Этично ли, что в Россию сегодня ходят поезда? Есть закон, который запрещает там работать? Если нет, в чем проблема? – недоумевает артист. – Был бы закон – все бы смирились. Я не выступаю в России абсолютно сознательно, я принял для себя такое решение. наверное, под впечатлением от того, как показывали скандал с Ани Лорак на российском ТВ: смотрите, какие в Украине фашисты. Я даже тогда обратился тогда к Игорю Мирошниченко: ты ведь специально, тварь, устроил этот скандал – для картинки в Москве. А он ответил: пусть Данилко зайдет на сайт Верховной Рады, посмотрит, сколько я добрых дел сделал”.
“А зачем мне его добрые дела? – продолжает Данилко. – Я их уже видел по российскому телеканалу – как на концерте Лорак у людей цветы из рук вырывали, публику не пускали, драку устроили. Как милиция бездействует, а 15 дураков со щитами громит концернтый зал. Мне не нравится подобного рода обман и манипуляции. Особенно если учесть, что я знаю целый ряд артистов, в свое время готовых целовать Киркорова в мягкое место, которые все это поддерживают в основном от злости. Они ни там, ни тут со своим репертуаром никому не нужны”.
При этом собеседник издания говорит, что от “Свободы” он ничего, кроме агрессии не видел.
“Интересно, почему все эти Мирошниченки не вспоминают о бизнесе Президента в России? Мне не хочется, чтобы из-за моих гастролей в России, там потом Украину в черном свете показывали. Это позор. Тем более что проблема искусственная. Две собаки лают, а не спит все село”, – резюмировал Данилко.
sakhapress.ru