Оговорки и заявления к договору

ОГОВОРКА К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДОГОВОРУ

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «ОГОВОРКА К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДОГОВОРУ» в других словарях:

Оговорка к международному договору — У этого термина существуют и другие значения, см. Оговорка. Оговорка к международному договору (англ. reservation) в праве международных договоров означает одностороннее заявление, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или… … Википедия

Оговорка к международному договору — е) оговорка означает одностороннее заявление, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или присоединении к нему, посредством которого выражается желание исключить или изменить юридическое действие определенных… … Официальная терминология

Оговорка — в русском языке имеет несколько значений: Содержание 1 В обыденном языке 2 В законодательстве 3 В междунаро … Википедия

ЗОЛОТАЯ ОГОВОРКА — условие, в силу которого должник обязуется выплатить долг золотыми монетами или их равноценностью. Международная практика создала три основных вида З. о.; погашение долга может быть произведено: 1) золотыми монетами веса и пробы, существующими в… … Дипломатический словарь

Международный коммерческий арбитраж — представляет собой негосударственные, (третейские) коммерческие арбитражные суды, специально предназначенных для рассмотрения споров между участниками международных коммерческих сделок, сторонами по которым выступают лица разной государственной… … Википедия

ЗАКОН ОБ ОБРАЩАЮЩИХСЯ ДОКУМЕНТАХ — NEGOTIABLE INSTRUMENTS LAWЭто закон, относящийся к обращающимся документам, дважды подвергавшийся кодификации с целью достижения большего единообразия для различных штатов. Начиная с 1897 г. первоначальный Единый закон об обращающихся документах… … Энциклопедия банковского дела и финансов

Международные инвесторы — (International investors) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Эволюция развития международных инвестиционных отношений Понятие международного инвестиционного права Участники международных инвестиций Формы международного… … Энциклопедия инвестора

Коллизионная норма — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Викифицировать статью … Википедия

Конвенция — (Convention) Содержание Содержание Определение Всемирная об авторском праве Содержание Бернская конвенция 1886 года Основные принципы Права, устанавливаемые конвенцией Гаагская вексельная конвенция Европейская конвенция о защите и основных свобод … Энциклопедия инвестора

Брестский мир — Эта статья о мирном договоре между Советской Россией и Центральными державами. О мирном договоре между УНР и Центральными державами, см. Брестский мир (Украина Центральные державы). В Викитеке есть тексты по теме … Википедия

dic.academic.ru

Оговорки и заявления к договорам

Оговорки. Венские конвенции определяют оговорку как одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого названные субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации. Однако Венские конвенции ограничивают право делать оговорки. Так, государство или другой субъект не имеет права делать оговорку, если она запрещена самим договором, несовместима с объектом и целями договора либо не входит в число разрешенных договором. Если допустимость оговорки к той или иной статье прямо предусмотрена в самом договоре, она не требует какого-либо специального принятия договаривающимися сторонами. В отношении других случаев Венские конвенции устанавливают двенадцатимесячный срок для возражений против оговорок. Если такого возражения не было высказано, то оговорка считается принятой.

Юридические последствия оговорки и принятия ее другим участником заключаются в том, что оговорка изменяет для сделавшего оговорку участника в его отношениях с этим другим участником положения договора, к которым относится оговорка. Если какой-либо участник возражает против оговорки другого участника, то договор действует между ними, за исключением тех положений договора, к которым сделана оговорка. Участник, возражающий против оговорки, имеет право заявить, что договор в целом не будет действовать между ним и участником, который сделал оговорку. Оговорки, возражения или согласие с оговорками должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся сторон. Согласие с оговоркой может быть и молчаливым. Если оговорка была сделана при подписании договора, который подлежал ратификации, акту официального подтверждения, принятию или подтверждению, то она должна быть подтверждена участником при выражении согласия на обязательность для него договора. Участник, сделавший оговорку, имеет право снять ее в любое время. В этом случае согласия участников, признавших оговорку, не требуется. Возражение против оговорки также может быть снято в любое время. Снятие оговорки и возражения против нее должны быть оформлены в письменном виде.

Государства при подписании, ратификации, принятии, утверждении или присоединении к договору иногда делают заявления, раскрывающие их позиции по некоторым положениям договора. Такие заявления являются односторонними актами, которые не следует смешивать с оговорками, поскольку они не направлены на изменения договорных положений, и юридических последствий не имеют.

87. Односторонние акты широко используются государствами в международных отношениях. Они имеют важное значение, но относятся к наименее изученной области международного права. О значении этой проблемы свидетельствует, в частности, то, что по решению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссия международного права ООН включила соответствующую тему в программу своей работы. Задача не из легких. По своей юридической природе и по форме они весьма многообразны. С учетом этого многие правительства в ответах на вопросник Комиссии высказали мнение о невозможности выработки единых правил для всех видов односторонних актов.
Можно предложить следующую классификацию односторонних актов.
1. Односторонние акты, определяющие позицию государства в отношении определенной ситуации, имеющей юридическое значение. К таким актам относятся признание, протест и отказ. Все эти акты должны иметь ясно выраженную форму, с тем чтобы обеспечить определенность в международных отношениях.
Признание — акт, которым государство подтверждает или принимает факт, ситуацию, документ или претензию. В результате получения такого акта другие государства не могут ссылаться на то, что они не знали о соответствующей позиции издавшего акт государства. В качестве примеров признания можно назвать признание государства и правительства, государственных границ, действительности договора или судебного решения, случаи спорных прав и претензий. Признанию принадлежит важная роль. Признавая тот или иной юридический акт, ситуацию, государство уже не вправе поступать вопреки этому признанию. Более того, как правило, признание не может быть отозвано. В некоторых случаях признание может предоставляться не только в ясно выраженной, но и в молчаливой форме или путем конклюдентных действий. Примером последних может служить установление дипломатических отношений с вновь возникшим государством, что равносильно его полному признанию.
Протест — акт, с помощью которого государство выражает намерение не признавать законными определенную претензию или ситуацию. По своему значению протест противоположен признанию.
Отказ — акт, выражающий намерение государства отказаться от определенного права или полномочий, от требований или претензий. В отличие от признания протест может быть только ясно выраженным. Более того, он должен подтверждаться во всех подходящих случаях. Международный Суд ООН, решая спор между Норвегией и Великобританией о рыболовной зоне, признал, что длительное отсутствие британского протеста против претензий Норвегии делает их оправданными . Непользование правом или полномочиями не означает отказа от них. Отказ является окончательным и бесповоротным.
Особым случаем молчаливого отказа является эстоппель (estoppel — лишение права возражения), который был заимствован из английского общего права, где он означает, что сторона связана своими действиями и не может предъявлять требования в ущерб другой стороне, которая положилась на эти действия и вела себя соответственно . В конвенционном праве эстоппель впервые был отражен в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (ст. 45). Государство, например, утрачивает право ссылаться на такое основание прекращения договора, как его нарушение, если после того, как ему стало известно о факте нарушения, оно должно в силу своего поведения считаться молчаливо согласившимся с тем, что договор сохраняет силу. Однако, если в дальнейшем вновь возникает основание для прекращения действия договора в результате его нарушения, то имевшее место в прошлом нарушение как бы восстанавливает свое значение.
О том, сколь серьезное значение может иметь эстоппель, свидетельствует, например, тот факт, что его применение было одним из центральных вопросов в деле о делимитации морской границы в заливе Мейн (Канада против США), рассмотренном Международным Судом в 1984 г.

2. Односторонние акты, являющиеся средством осуществления суверенных прав государства. Такие акты необходимы для использования предоставляемых международным правом возможностей. В качестве примера можно указать установление границ территориального моря или исключительной экономической зоны, декларацию о нейтралитете.
От такого рода актов отличаются акты, которые по форме являются односторонними, а фактически представляют собой элемент соглашения. К таким актам относятся те, что представляют собой практику государств, на основе которой формируются обычные нормы международного права. К ним относятся и акты, связанные с договорами: присоединение к договору, выход из него, оговорки. Такого рода акты относятся к праву договоров.
3. Односторонние акты, порождающие юридические обязательства, — акты, представляющие недвусмысленное волеизъявление государства с целью принять на себя международно-правовые обязательства. Такие акты определяют как обещания (promises), что не совсем точно. Известно, что просто обещание не создает обязательств (nuda pacto obligationem non parit). Речь идет об особом виде обещаний, имеющих юридический характер. С помощью таких актов государство берет на себя обязательство придерживаться определенного поведения. Главная роль в таком случае принадлежит намерению государства принять на себя правовые обязательства.

88. Окончание войны и его международно-правовые последствия

Военные действия могут заканчиваться заключением перемирия или заключением мира.

Перемирие — временное прекращение военных действий на условиях, согласованных воюющими сторонами. Различают местное перемирие (на отдельном участке фронта) и общее перемирие (по всему фронту). Перемирие может заключаться на определенный срок или быть бессрочным. Существенное нарушение перемирия одной из сторон может служить основанием для возобновления военных действий.

Капитуляция — это прекращение военных действий на условиях, продиктованных победителем. Различают простую (капитуляцию отдельного подразделения, объекта, пункта, района — например, капитуляция фашистских войск в Сталинграде в 1943 г.) и общую (всех вооруженных сил, например, капитуляция Японии в 1945 г.) капитуляцию. Капитуляция может быть безоговорочной (без всяких условий со стороны побежденного) или почетной (например, капитуляция гарнизона крепости с условием сохранения оружия и знамен).

Как правило, ни перемирие, ни капитуляция не означают автоматического прекращения состояния войны. Для этого необходимо либо издание акта (одностороннего или двустороннего) о прекращении состояния войны (например, Указ Президиума Верховного Совета СССР 1955 г. о прекращении состояния войны между СССР и Германией) либо заключение мирного договора (например, мирный договор между СССР и Италией 1947 г.). В мирном договоре фиксируется прекращение состояния войны, решаются вопросы о восстановлении мирных отношений между государствами, о судьбе довоенных договоров между воюющими сторонами и т.д. С прекращением состояния войны перестают действовать многие договоры военного времени и вступают в силу соглашения, нормализующие отношения между державами.

Прекращение военных действий осуществляется различными способами и оформляется соответствующими официаль­ными актами, порождающими правовые последствия.

Одним из распространенных способов прекращения военных действий считается перемирие, которое, по формулировке Гаагской конвенции 1907 г., «приостанавливает военные действия по взаимному соглашению сторон». Общее перемирие является полным и бессрочным. Нарушение постановлений актов перемирия есть не что иное, как противоправное посягательство на законы и обычаи войны, влекущее международную ответственность.

Соглашения о военном перемирии наряду с прекращением военных действий, как правило, предусматривают взаимное освобождение и возвращение всех военнопленных в установленные сроки.

studopedia.ru

Оговорки и заявления к международным договорам

ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПРАВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

  1. Выработка или согласование текста договора. Это происходит на переговорах, на конференции или в рамках международных организаций. В соответствии с принципами
  2. Принятие текста договора. По согласию всех участников. На международной конференции – путем голосования за него 2/3 государств. Консенсусом – на основании общего согласия без проведения голосования. Голосованием за резолюцию об одобрении договора (напр, сессия Ген Ассамблеи ООН)
  3. Установление аутентичности, т.е. подлинности. Стороны понимают договор одинаково. Путем парафирования (уполномоченные в знак согласия ставят свои инициалы под текстом договора), включения текста в дополнительный акт конференции, принятие резолюций и т.д.
  4. Согласие на обязательность договора. Мб выражено подписанием, обменом документацией, ратификацией, акцептом (принятием договора) и др.
  • название (наименование не обязательно)
  • преамбула (вводная часть; цели, задачи, мотивы, стороны)
  • содержание, основная часть (статьи, которые мб сгруппированы в разделы, главы; предмет, метод, процесс достижения цели)
  • заключительная часть (условия вступления в силу и прекращения, язык, аутентичность )
  • подпись
  • приложение не обязат (технико-юридич нормы по выполнению условий договора в виде протоколов, доп протоколов, обменных писем и т.д.)
  • Оговорка- одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное гос-вом. Посредством оговорки гос-во желает исключить или изменить юр действие отдельных положений договора. Делается в пис форме.

    Оговорка не допускается, если

  • она запрещена договором
  • если договор предусматривает, что можно делать только определенные оговорки
  • если оговорка несовместима с целями и объектами договора

Участники договора могут возражать против оговорки, сделанной каким-либо гос-вом – это не препятствует вступлению договора в силу. Не требует какого-либо последующего принятия между сторонами.

  • действует для данного гос-ва в отношении определенных статей договора
  • не изменяет положений договора для др участников
  • гос-во, сделавшее оговорку, вправе в любое время снять ее.
  • . — возражение против препятствует вступлению договора м/у гос-ми в силу, если возражающим будет заявлено

    Также гос-во вправе делать заявления, т.е. выражать мнение в связи с подписанием договора. Акция не меняет содержание договора.

    Недействительность означает то, что договор неправомерный, заключен в нарушение норм МП.

  • заключен с явным нарушением внутренних конституционных норм, касающихся компетенции и порядка заключения договора
  • согласие на обязательство по договору дано по ошибке
  • согласие получено путем обманных действий
  • в результате подкупа
  • под принуждением или угрозами
  • противоречие принципам
  • jurisprudence-konspect.org

    § 3. Оговорки и заявления к международным договорам

    Оговорка— это одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, принятии, ратификации, утверждении договора или присоединении к нему. Посредством оговорки государство желает исключить или изменить юридическое действие отдельных положений договора в их применении к данному государству (ст. 19Венской конвенции 1969 г.). Венскаяконвенция1969 г. включает следующие правила: формулирование оговорок; принятие оговорок и возражение против них; юридические последствия оговорок и возражений против оговорок; снятие оговорок и возражение против оговорок; процедура, касающаяся оговорок.

    Главными в определении оговорки являются слова «исключить или изменить». Оговорка делается в письменной форме.

    Оговорка не допускается, если:

    а) она запрещена договором (например, ст. 17Договора о зоне, свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии от 15 декабря 1995 г.: «Настоящий договор не может быть предметом оговорок»);

    б) если договор предусматривает, что можно делать только определенные оговорки;

    в) если оговорка несовместима с объектом и целями договора. Некоторые государства нарушают это правило. В 1992 г. США ратифицировали Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с оговоркой в целом к ст. 6. В этойстатьеговорится, что «смертный приговор не выносится за преступления, совершаемые лицами моложе 18 лет». США заявили, что сохраняют за собой право применения смертной казни к лицам до 18 лет. Одиннадцать государств заявили свои возражения в отношении оговорки США, что она несовместима с объектом и цельюПакта. Запрет на казнь несовершеннолетних не может быть предметом оговорки.

    Участники договора могут возражать против оговорки, сделанной каким-либо государством. Но возражение другого государства против оговорок не препятствует вступлению договора между государствами в силу. Оговорка не требует какого-либо последующего принятия другими договаривающимися государствами (если только договор не предусматривает такого принятия). Но если оговорка является существенным условиемдля применения договора, то она требует принятия ее всеми государствами. В целом здесь должен быть критерий совместимости или несовместимости.

    Юридические последствия оговорок:

    а) оговорка действует для данного государства в отношении определенных статей договора;

    б) оговорка не изменяет положений договора для других участников;

    в) если другое государство возражает против оговорок, то положения договора не применяются между двумя государствами.

    Государство, сделавшее оговорку, может в любое время снятьее, равно как и государство, возразившее против оговорки. 10 февраля 1989 г. был принятУказПрезидиума Верховного Совета СССР «О снятии сделанных ранее оговорок СССР о непризнании обязательной юрисдикции Международного суда ООН по спорам о толковании и применении ряда международных договоров». Это следующие конвенции:Конвенцияо предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;Конвенцияо политических правах женщин 1952 г.;Конвенцияо борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г.; Международнаяконвенцияо ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;ст. 102я Конвенциио ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.;Конвенцияпротив пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Таким образом, впервые в таком системном заявлении СССР признал обязательную юрисдикцию Международного суда ООН по спорам о толковании и применении названных конвенций.

    Имеются международно-правовые акты, которые не допускают делать оговорки, например Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. Своеобразная оговорка сделана в ст. 57Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: «1. Любое государство при подписании настоящей Конвенции или при сдаче им на хранение его ратификационной грамоты может сделать оговорку к любому конкретному положениюКонвенциив отношении того, что тот или иной закон, действующий в это время на его территории, не соответствует этому положению. В соответствии с настоящейстатьейоговорки общего характера не допускаются. 2. Любая оговорка, сделанная в соответствии с настоящей статьей, должна содержать краткое изложение соответствующего закона».

    Государства довольно часто делают оговорки при подписании и ратификации многосторонних договоров. К Европейской конвенциио выдаче 1957 г. Российской Федерацией даны четыреоговоркииоговоркако Второму дополнительномупротоколу, а к Европейскойконвенциио взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. Российской Федерацией даны 10оговорок. Так, кст. 1Конвенции о выдаче была сделанаоговорка, что Российская Федерация оставляет за собой право отказать в выдаче, если имеется в виду привлечение лица к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства. По мнению Российской Федерации, этастатьяне обеспечивает лицам минимальные гарантии, предусмотренные вст. 14Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и вПротоколе 7к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

    За последние годы Российская Федерация часто делает заявления о снятии оговорок. 6 декабря 2000 г. Федеральным закономN 143-ФЗ были сняты сделанные СССР оговорки кПротоколуо запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 г. 3 октября 2008 г. Российская Федерация ратифицировалаСоглашениео сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации со следующейоговоркой: «Российская Федерация оставляет за собой право отказать в исполнении запроса полностью или частично, если исполнение запроса может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности» . 21 февраля 2007 г. был принят ФедеральныйзаконN 28-ФЗ «О снятии оговорок к некоторым международным договорам» . Российская Федерация сняла оговорки в отношении шести Конвенций, подписанных и ратифицированных СССР. Это: 1)Конвенцияо борьбе с незаконным захватом воздушных судов; 2)Конвенцияо борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации; 3)Конвенцияо предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов; 4)Конвенцияо защите ядерного материала; 5) Международнаяконвенцияо борьбе с захватом заложников; 6)Конвенцияо преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов. Снятием этих оговорок Российская Федерация взяла обязательство, что любой спор между двумя и более государствами-участниками может быть передан в арбитраж или в Международный суд ООН.

    Российская газета. 2008. 3 октября.

    СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1155.

    Помимо оговорок государство вправе делать заявлениеили, иначе, выражать мнение в связи с подписанием договора. Эта акция не меняет содержания договора. Например, при подписании Венскойконвенции1969 г. о праве международных договоров Алжир, Сирия, Марокко, Кувейт заявили, что их участие в Конвенции не означает признания ими государства Израиль и установления договорных отношений с ним. СССР к этой Конвенции сделалзаявлениео том, что он сохраняет за собой право принять любые меры по охране своих интересов в случае несоблюдения другими государствами положенийКонвенции. Российская Федерация сделала пятьзаявленийк Европейскойконвенциио выдаче, а такжезаявлениек Дополнительному протоколу, двазаявления- к Европейскойконвенциио взаимной правовой помощи по уголовным делам. В Европейской конвенции о выдаче вст. 3говорится о политических преступлениях. Российская Федерация в Федеральномзаконео ратификации данной Конвенции сделала заявление, что законодательство Российской Федерации не содержит понятия «политическое преступление».11 июля 2007 г.Российская Федерация ратифицировалаКонвенциюо передаче осужденных лиц и Дополнительныйпротоколк ней. При ратификации Конвенции Российская Федерация заявила, что «она должна уведомляться о перевозке осужденного лица воздушным путем над территорией Российской Федерации» .

    Российская газета. 2007. 31 июля.

    Практика оговорок и заявлений стала настолько многочисленной, что КМП ООН решила подготовить проект конвенции «Оговорки к международным договорам». В проекте говорится о следующих новых положениях по сравнению с Венской конвенцией1969 г.: 1) оговорка может быть, когда государство направляет уведомление о правопреемстве в отношении договора; 2) оговорка может иметь территориальную сферу действия, т.е. исключить применение договора или некоторых его положений к территории; 3) оговорка может быть заявлена совместно, но это не влияет на односторонний характер этой оговорки. По проекту называются следующие заявления: 1) заявление о непризнании, т.е. когда государство указывает, что его участие в договоре не подразумевает признания образования, которое его не признает; 2) общеполитическое заявление, т.е. мнение в отношении договора; 3) заявление, касающееся условия осуществления договора на внутреннем уровне, т.е. как государство намерено осуществлять договор внутригосударственными средствами.

    studfiles.net

    Оговорки к международному договору

    Институт оговорок распространен в договорной практике государств и направлен на расширение круга государств, участвующих в многостороннем договоре.

    Конвенция 1969 г. (ст. 2 «d») впервые подробно урегулировала процедуру заявления оговорок и юридические последствия ее принятия либо возражения против них государствами — участниками договора. Согласно данной Конвенции под оговорками понимается одностороннее заявление государства, сделанное в любой формулировке и под любым наименованием, при подписании, ратификации, утверждении или присоединении к международному договору, посредством которого оно исключает или изменяет юридическое действие определенных положений договора в отношении себя.

    Из определения вытекают следующие характерные черты оговорки:

    1) заявление оговорки является суверенным правом любого государства;

    2) отсутствуют единые требования к наименованию и формулированию оговорки, но она заявляется в письменной форме;

    3) оговорка может быть сделана на любом этапе заключения договора, а также государством, присоединяющимся к договору. Однако если государство сделало оговорку при подписании договора, оно должно подтвердить ее при ратификации, либо утверждении (принятии) договора. Иначе оговорка считается незаявленной;

    4) содержание оговорки может касаться изменения содержания какой-либо статьи договора либо неприменения какого-либо положения договора в отношении себя. Так, например, БССР при ратификации четырех Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. сделала следующую оговорку относительно ст. 10, идентичной по содержанию во всех четырех названных конвенциях: «БССР не будет признавать законным обращение Державы, во власти которой находятся покровительствуемые лица, к нейтральному государству или гуманитарной организации с просьбой принять на себя функции, выполняемые Державой-покровительницей, если на это не имеется согласия правительства страны, гражданами которой являются покровительствуемые лица».От оговорок следует отличать заявления или декларации, в которых государство дает общую оценку договора либо излагает свою позицию, касающуюся применения его отдельных положений. Так, Республика Беларусь при ратификации Конвенции ООН против коррупции 2003 г. сделала следующее заявление: «Республика Беларусь в соответствии с пунктом 6 статьи 44 Конвенции будет использовать Конвенцию в качестве правового основания для сотрудничества в вопросах выдачи с другими государствами».

    Как указывалось выше, заявление оговорок является суверенным правом любого государства и не требует согласия других государств — участников договора, за исключением договоров с ограниченным числом участников, из объекта и целей которого вытекает, что применение договора в целом является существенным условием для согласия каждого участника на обязательность для него договора. В таком случае оговорка требует принятия ее каждым из его участников. Исключение составляют также договоры, являющиеся учредительными актами международных организаций. Оговорка к такому договору требует принятия ее компетентным органом международной организации, если договор не предусматривает иное (ст. 20 п. 1-3 Конвенции 1969 г.).

    Вместе с тем Конвенция 1969 г. закрепляет ряд ограничительных условий для заявления оговорок. К ним относятся:

    1) заявление оговорок невозможно, если они запрещены договором. Так, ряд международных соглашений в области прав человека запрещают оговорки (Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г., Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. (ст. 21);

    2) оговорки не допускаются, если они не совместимы с объектом и целями международного договора;

    3) договор предусматривает только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит (ст. 19). Так, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. допускает возможность делать оговорки только в отношении того, что национальный закон не соответствует положению Конвенции (ст. 64); Устав СНГ устанавливает, что оговорки можно делать по разделам III, IV, VIII и ст. 28-33.

    Кроме того, некоторые конвенции предусматривают свои условия заявления оговорок. Например, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. (ст. 20) допускает оговорки только в том случае, если 2/3 государств — участников конвенции не возражают против нее. Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. (ст. 38) допускает оговорки только к конкретным статьям и устанавливает срок их действия в течение трех лет с возможностью их продления на тот же период.

    Конвенция 1969 г. закрепляет не только право государства на оговорку, но и возможность государства — участника переговоров или договора возражать против оговорки. Причем возражение против оговорки должно быть сделано в течение 12 месяцев после того, как государство было уведомлено о такой оговорке или до той даты, когда государство выразило свое согласие на обязательность договора, в зависимости от той даты, которая была позднее, иначе государство считается признавшим оговорку (ст. 20 п. 5). Государство может в любое время снять оговорку или возражение против нее (ст. 22). Так, Республика Беларусь в 2001 г. сняла оговорки к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв вооруженных конфликтов.

    Конвенция 1969 г. детально регулирует юридические последствия заявления оговорок и возражения против них. Согласно (ст. 21 п. 1, 2) Конвенции оговорка, сделанная в отношении положений договора, изменяет соответствующие положения договора во взаимоотношениях государства, сделавшего оговорку с другими государствами — участниками договора. Однако договор действует в полном объеме между другими государствами — участниками договора. В соответствии со ст. 20 Конвенции 1969 г., если против оговорки, сделанной одним государством, другое заявляет возражение, наступают следующие последствия:

    1) если государство, возражающее против оговорки другого, возражает против вступления в силу такого договора, он не действует во взаимоотношениях между ними;

    2) если государство, возражающее против оговорки, не возражает против его вступления в силу, то договор не применяется между такими государствами только в пределах действия оговорки (ст. 3).

    Следует отметить, что Конвенция 1969 г. регламентирует только юридические последствия правомерных оговорок, не затрагивая юридических последствий неправомерных оговорок, заявление которых не допускается Конвенцией (ст. 20).

    Пробелом Конвенции является отсутствие указаний на то, кому принадлежит право определения несоответствия заявленной оговорки объекту и целям договора. Учитывая неоднозначную практику заявления оговорок и вышеуказанные недостатки Конвенции 1969 г., Комиссия международного права ООН в 1993 г. разработала Руководство по практике, которое должно унифицировать практику заявления оговорок государствами и международными организациями и восполнить пробелы конвенций 1969 и 1986 гг.

    Процедура заявления оговорок регулируется не только Конвенцией 1969 г., но и национальным законодательством. В частности, в соответствии со ст. 26 Закона «О международных договорах Республики Беларусь» более широко трактуется возможность заявления оговорок, включая помимо условий, перечисленных в Конвенции, заявление оговорок при обмене нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор, утверждении и правопреемстве договора. Причем при правопреемстве международного договора решение об оговорке, сделанной государством-предшественником, принимается одновременно с решением о правопреемстве Республики Беларусь в отношении такого договора. Так, Законом Республики Беларусь от 30 мая 2001 г. «О правопреемстве международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков и Протоколов к ней 1929 г., ратифицированной Советским Союзом в 1932 г.» устанавливалось, что Республика Беларусь не считает себя связанной оговоркой по ст. 19 и 20 Конвенции, сделанной СССР при подписании Конвенции.

    Законом «О международных договорах Республики Беларусь» (ст. 38) детально регулируется процедура принятия Республикой Беларусь оговорок, заявленных другими государствами или возражения против них.

    studbooks.net