Пособия по выбору профессии

Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов

В учебно-методическом пособии изложена программа учебного курса «Психология и выбор профессии». В нем содержатся подробные конспекты занятий, включающие надежные профдиагностические методики и справочные материалы.

Цель программы – сформировать у учащихся реалистичный взгляд на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка труда.

Издание предназначено для педагогов, психологов, студентов педагогических и психологических вузов, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением профильного обучения, а также для родителей, заинтересованных в своевременном и точном профессиональном самоопределении своих детей.

Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. Резапкина Г.В.

От автора

«Психология и выбор профессии» — моя седьмая книга о профессиональном самоопределении молодежи. Первая — «Я и моя профессия», вышла в 2000 году.
За пять лет выпускниками стали дети, родившиеся после «перестройки». Они уже — другие, но еще — не «чужие». Да и страна, в которой мы живем, уже другая. Поэтому не срабатывают традиционные программы, приемы и методы. Если мы надеемся хотя бы на внимание и понимание, не говоря уже о передаче какого-то опыта, мы должны, прежде всего, сами верить в то, чему учим. Беда многих программ в том, что дети безошибочно чувствуют их фальшь. Особенно это касается программ профессионального самоопределения, которые транслируют социально одобряемые, но оторванные от жизни установки и ценности. Это — все равно, что учить детей соблюдать правила дорожного движения там, где их не соблюдают водители.

Что делать? Не выходить из дома или самим не соблюдать никакие правила? Ни то, ни другое. Просто смотреть, думать и принимать решения. Современная программа профессионального самоопределения должна честно рассказывать не только о «технологии выбора», но и той ответственности, которую каждый человек несет за свой выбор, дополняя этический взгляд на выбор профессии рациональными аргументами, значимыми для нового поколения прагматичных и целеустремленных людей.

На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» в ходе самодиагностики школьники изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.
Занятия могут быть полноценными в том случае, если у всех учащихся будут рабочие тетради с бланками, текстами опросников и заданиями, которые они должны выполнять на уроках и дома. Пособие для учителя содержит примерный конспект всех уроков с необходимыми пояснениями и комментариями, а также ответами на вопросы (правильные ответы выделены жирным шрифтом). При подборе материала к урокам я следовала принципу избыточности информации, поэтому ничего страшного не произойдет, если ребята не успеют выполнить за урок все задания.

Говорить, что в ходе этих занятий у всех учеников произойдет коррекция самооценки и резко поменяются приоритеты и ценности, сформированные и поддерживаемые личным опытом, было бы преждевременно. Очень многое зависит от личности преподавателя, стиля семейного воспитания, атмосферы образовательного учреждения. Убеждена, что учителя и психологи, которые будут работать по этой программе, увидят и разовьют ее возможности.
Галина Резапкина

Пояснительная записка к программе «Психология и выбор профессии»

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Программа «Психология и выбор профессии» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.

Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков, в них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.

Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модулей) по принципу один модуль — одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.
Основная идея курса: профессионал — это человек, которому профессиональная деятельность позволяет удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Наша цель — формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

Основные задачи курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

От автора
Пояснительная записка к программе “Психология и выбор профессии”
План занятий по программе “Психология и выбор профессии”

Первая четверть. Что я знаю о своих возможностях
Урок 1. Самооценка и уровень притязаний
Урок 2. Темперамент и профессия. Определение темперамента
Урок 3. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций
Урок 4. Стресс и тревожность
Урок 5. Определение типа мышления
Урок 6. Внимание и память
Урок 7. Уровень внутренней свободы
Урок 8. Обобщающий

Вторая четверть. Что я знаю о мире профессий
Урок 9. Классификации профессий. Признаки профессии
Урок 10. Определение типа будущей профессии
Урок 11. Профессия, специальность, должность. Формула профессии
Урок 12. Интересы и склонности в выборе профессии
Урок 13. Определение профессионального типа личности
Урок 14. Профессионально важные качества
Урок 15. Профессия и здоровье
Урок 16. Обобщающий

Третья четверть. Способности и профессиональная пригодность
Урок 17. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности
Урок 18. Способности к интеллектуальным видам деятельности
Урок 19. Способности к профессиям социального типа
Урок 20. Способности к офисным видам деятельности
Урок 21. Способности к предпринимательской деятельности
Урок 22. Артистические способности
Урок 23. Уровни профессиональной пригодности
Урок 24. Обобщающий

Четвертая четверть. Планирование профессиональной карьеры
Урок 25. Мотивы и потребности
Урок 26. Ошибки в выборе профессии
Урок 27. Современный рынок труда
Урок 28. Пути получения профессии
Урок 29. Навыки самопрезентации
Урок 30. Стратегия выбора профессии
Урок 31. Обобщающий
Уроки 32–33. Защита проекта “Моя будущая профессия”

Приложение. Словарь профессий
Список литературы

www.knigi-psychologia.com

Я выбираю профессию. в первый раз

Слова, вынесенные в заголовок этот статьи, как мне представляется, очень многое означают в том процессе, который принято скучно называть «профориентацией школьников». Профориентация в старшем школьном возрасте — это сложный, многогранный процесс личностного самоопределения и познания себя и мира, который по сути своей отнюдь не сводится к банальному выбору колледжа, вуза или рабочей специальности. Не должен сводиться, во всяком случае, так как слишком много сил, чувств и мыслей растущей личности в него включено, слишком много возможностей заложено.

Пожалуй, сегодня нет такого пособия по профессиональной ориентации старшеклассников, которое во всей полноте описывало бы этот процесс, да еще и прикладывало к описанию соответствующие методики и технологии. Но хороших книжек много, особенно если слепить из них нечто целостное.

Попробуем перечислить основные составляющие того процесса, который мы определили выше как «профориентацию в школьном возрасте», и соотнести их с теми книжками, в которых об этом написано полезно и интересно*.

Профориентация как самопознание и обретение личных приемов самоанализа и саморефлексии. Это одна из первых и существенных задач при первом в жизни выборе профессии: научиться анализировать себя в контексте некоторой системы требований и условий, освоить и присвоить способы самоанализа и самоизучения, которые потом пригодятся в жизни в самых разных ситуациях.

Справедливости ради скажем, что почти все книги по данной теме обращаются к самопознанию, рассматривая его для старшеклассников сквозь призму психологической диагностики особенностей, возможностей и способностей. И набор этих тестов удивительно устойчиво кочует из книги в книгу. В большинстве случаев речь идет о методиках изучения свойств нервной системы, когнитивных способностей и личностных свойств, с одной стороны, и набора специальных методик изучения профессиональных склонностей и интересов — с другой. Для организации занятий по самоанализу и самоизучению можно обратиться к книге Г.В. Резапкиной «Я и моя профессия», которая среди прочего хороша тем, что выходит в комплекте с рабочей тетрадью для школьников Т.Л. Павловой.

Непревзойденными мастерами игрового подхода в этой области были и остаются Н.С. и Е.Ю.Пряжниковы. Изучение способностей и интересов в профориентационных тестах непосредственно связано с другой задачей — познания мира современных профессий и предъявляемых ими требований к психологическим особенностям человека.

Познание мира труда и современных профессий. Психологу, прежде чем начать обсуждать такую проблематику со школьниками, необходимо самому в этом мире хорошо разобраться. В помощь учащимся, познающим мир труда и трудовых отношений, могут быть предложены книги Г.В.Резапкиной или Е.С. Романовой и банальные, но чрезвычайно познавательные справочники для поступающих в вузы и другие учебные заведения.

Книга Резапкиной «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника» в определенной степени сочетает в себе пособие по выбору профессии, справочник по самим профессиям и способам их получения в разных учебных заведениях (правда, Москвы и Московской области). Серьезнейшее учебное пособие Романовой дает возможность познакомиться с 99 (!) востребованными в России профессиями и их профессиограммами (напомним, что профессиограмма — это основанная на анализе содержания профессии ее характеристика в соотнесении с требованиями к человеку — ее носителю). Приведен в книге и список образовательных учреждений, по окончании которых человек приобретает данную профессию. Увы, снова московских.

Методы и технологии самоопределения в проблемной жизненной ситуации — тоже задача профориентации. Выбор профессии — один из самых первых серьезных социально-личностных выборов для большинства современных российских детей. Их потенциальная взрослость значительно притормаживается в своем формировании существующей системой общего среднего образования, и к моменту профессионального самоопределения большинство из них еще не имеют осознанного опыта личных выборов.

Ситуация выбора профессии становится для них экспериментальной площадкой, школой осознанного целеполагания и выбора. Вернее, может стать и позволить обрести новый жизненный опыт и новые психологические способности — способность выбирать и достигать цели. О том, как методологически и методически верно организовать такую работу, к счастью, есть хорошие книжки. Из известных мне к ним, несомненно, относятся работы А.П. Чернявской, В.Р. Шмидт, авторского коллектива под редакцией С.Н.Чистяковой и Н.Ф. Родичева. Книга Чернявской лично мне очень близка мировоззренчески и идеологически. Жизненное и профессиональное самоопределение в ней рассматриваются сквозь призму собственно человеческих способностей и умений, которые взрослеющий человек должен в себе взрастить. А грамотный тренер и консультант может ему в этом помочь.

Книга Шмидт дорога тем, что, во-первых, предлагает решать задачи профориентации силами педагога и педагогическими методами — просто и умно составленными и проведенными диалогами, беседами. А во-вторых, «вспоминает» о родителях и дает понятные, но очень важные для этой категории «соучастников» профессионального самоопределения советы. Вообще в книге много современных и не банальных мыслей и идей. Например, серия диагностических бесед «Быть или не быть. журналистом, юристом, менеджером, психологом, педагогом». Учащимся предлагается на доступном им языке поразмышлять о требованиях и возможностях профессии, ее социальном статусе, видах профессиональной карьеры и о многом другом. Отличный материал собран под общим названием «Горячая десятка заблуждений в выборе профессий».

В книге С.Н. Чистяковой и ее соавторов много важного рефлексивного материала. По сути, учащимся предлагаются различные технологии размышления о выборе профессии. Но дороже всего и ближе мне по духу, пожалуй, идея профессиональных проб на этапе самоопределения и выбора. в книге не только раскрыта идея таких проб, но и приведен интереснейший пример такого рода методики. Это новое важное направление в профориентационной работе. В книге даны ссылки на первоисточник идеи, что тоже вызывает уважение и доверие к авторам.

Освоение методов и технологий подготовки к будущей специальности и поступлению в соответствующее учебное заведение. Это немного разные задачи. Очевидно, что самих старшеклассников больше волнует второе. В их распоряжении — профильное обучение в старшей школе, рекомендации по подготовке к поступлению в вуз, с которыми можно познакомиться в книгах Г.В. Резапкиной, В.Р. Шмидт, С.Н. Чистяковой, Т.Л. Павловой. Пожалуй, это не самый разработанный аспект профориентации. И это — отражение реальности. Сегодняшняя жизнь старшеклассника устроена так, что она и по форме и по содержанию очень мало напоминает трудовую деятельность и обучение в высшей школе. Вопрос, что мне нужно делать уже сегодня для того, чтобы быть успешным в выбранной профессии, чаще всего сводится к общеразвивающим психологическим рекомендациям. У старшеклассников в большинстве случаев нет возможности тренировать в себе специальные качества и способности, оттачивать азы будущего профессионального мастерства. И это находит отражение в содержании литературы по профориентации.

Все перечисленные выше книги, за исключением рабочей тетради к пособию Резапкиной, — методические. Для взрослых. А что почитать самому «юноше, обдумывающему житье»? Выбор в моей личной библиотечке не велик. Но есть симпатичная книжка, «не наша» правда, — Джин Уэбстер. «Создай свое будущее сам: руководство по планированию будущего для подростков». Книга — собеседник, книга — личный дневник. Немного пафосно, без стилистических и семантических заигрываний с подростками, но по делу. Мне кажется, часть подростков, чье «эго» мягко переживает бурный процесс саморазвития, могут ее понять и принять. Во всяком случае, такие книги нужны.

Выбор профессии сегодня — это не всегда и не обязательно выбор судьбы вообще. Это — нормальный процесс осмысления человеком себя в контексте культуры и ее ценностей, эпохи и ее социальных ожиданий и нахождения своего места в мире «здесь и сейчас». Будет меняться мир, буду меняться и я. И наоборот, я расту, меняются мои приоритеты. Если человек личностно свободен и оснащен необходимыми инструментами самоанализа, постановки целей и их достижения. если он умеет анализировать ситуацию и соотносить ее со своими интересами. если он умеет работать с информацией и превращать ее в знание и выбор — он прошел хороший курс профориентации в школе. И замечательно, что при создании такого курса нам, практикам, есть на кого и на что опереться.

* Автор обзора приносит свои искренние извинения всем коллегам, написавшим другие хорошие и умные книжки на тему профориентации и не попавшим по самым разным причинам в приведенный ниже список.

В статье содержатся ссылки на следующие издания:

  • Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. — М: ТЦ «Сфера», 2005.
  • Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: ИД «Первое сентября», 2004.
  • Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. — М.: Генезис, 2005.
  • Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. — М.: Генезис, 2005.
  • Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2004.
  • Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. — М.: Генезис, 2005.
  • Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. — СПб.: Питер, 2003.
  • Уэбстер Дж. Создай свое будущее сам: Руководство по планированию будущего для подростков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  • Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. — М.: Владос-пресс, 2004.
  • Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: Новая школа, 2004.
  • Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8–11 класс. — М: ТЦ «Сфера», 2005.

www.proftime.edu.ru

В ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТУ

Аннотированный список литературы

Даниличева Н.А., Балакирева Л.А.
Психология профессионального выбора.
СПб., 1998.

В пособии рассматриваются пути достижения успешности в жизни человека, особенно в профессиональной сфере. Определены условия и этапы профессионального успеха, критерии его оценки. Показана роль психодиагностики в выборе профессии.
Особый акцент делается на системе методик исследования психологических черт личности, определения ее направленности и специальных особенностей с целью профессиональной ориентации.
Все методики адаптированы к современным условиям, а также снабжены рекомендациями и советами по профессиональному выбору.

Дидактический материал по курсу
«Твоя профессиональная карьера»: Книга для учителя.
М.: Просвещение, 1998.

Предлагаемое издание является составной частью учебно-методического комплекса по курсу «Твоя профессиональная карьера». В нем содержатся различные задания: вопросы на повторение по ведущим темам курса, психологические тесты, занимательные игры, викторины, головоломки, загадки, ребусы, кроссворды и др. К большинству заданий даны ответы и решения. Книга предполагает совместную работу ученика и учителя в определении будущей карьеры.

Дневник выбора профессии:
Пособие для старших школьников.
Кемерово, 1994.

Пособие является частью курса «Моя профессиональная карьера». Изучая курс, школьник проводит диагностику, связанную с изучаемыми темами, самостоятельно оценивает достигнутый им уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в дневнике, что позволяет ему наметить программу действий по развитию качеств, необходимых для успешной профессиональной карьеры.

Зиверт Х., Зиверт Р.
Подготовка к тестированию.
М., 1997.

Собранные в книге тесты подготовят вас к конкретной ситуации тестирования. Вы найдете здесь наиболее употребительные варианты тестов, подготовительные упражнения и возможные ответы. Комплексы упражнений, сопровождаемые пояснениями их психологического смысла, создадут условия готовности к тестированию, укрепят вашу уверенность в собственных силах и подготовят к напряженным ситуациям тестирования.

Карандашев В.Н.
Психология: Введение в профессию.
М.: Смысл, 2001.

Здесь представлены основные виды деятельности профессиональных психологов в научной и практических сферах. Существенное место занимает характеристика профессиональных, этических и личностных качеств, важных для успешной деятельности психолога.
Данное учебное пособие будет полезно тем, кто хочет стать профессиональным психологом и собирается поступать на психологические факультеты университетов и институтов.

Климов Е.А.
Как выбирать профессию:
Книга для учащихся старших классов.
М.: Просвещение, 1990.

Существуют тысячи разнотипных профессий, специальностей. Как разумно выбрать дело по плечу и с пользой для людей? В этом поможет данная книга, предназначенная учащимся старших классов средней школы.

Комплект программ профессиональных проб школьников
(5—9 классы).
Вып. 1. М., 1996.

Целью данного методического пособия является ознакомление читателя с опытом подготовки школьников к профессиональному самоопределению в процессе организации и проведения профессиональных проб в различных видах профессиональной деятельности.
Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. Кемерово, 1995.
Комплект учебно-методической документации состоит из трех частей:
— концепции профессионального самоопределения молодежи;
— методического пособия «Профессиональные пробы и самоопределение школьников»;
— программы профессиональных проб.

Литвак М.Е.
Профессия — психолог. Ростов-на-Дону:
Феникс, 1999.

Книга поможет молодому человеку в выборе профессии. В ней кратко излагается история развития психологии как науки, рассказывается о сферах применения психологии, перспективах ее развития, возможностях трудоустройства.

Медицинские аспекты профориентации школьников
с отклонениями в состоянии здоровья.
Курск, 1991.

В предлагаемом пособии представлены сведения по организации и проведению медицинской профессиональной консультации, указаны производственные факторы и факторы внешней среды, отрицательно влияющие на наиболее часто встречающиеся в школьном возрасте заболевания, а также приведен примерный перечень медицинских противопоказаний к выбору профессии и специальностей, получаемых в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях.

Молодежь и профессиональная карьера:
Учебно-методический комплект.
М., 1993.

Комплект предназначен как для преподавателей курса «Человек — труд — профессия», так и для самих школьников, осуществляющих профессиональное самоопределение, выбор своей карьеры.
Мои жизненные и профессиональные планы: Книга для учащихся старших классов. М., 1994.
Книга знакомит старшеклассников с проблемами профессионального самоопределения в современных условиях. Она содержит информацию о требованиях к выбору профессии, предостерегает от возможных ошибок в решении этого вопроса. В ней также предлагается серия тестов и упражнений.

Курс «Планирование карьеры».
Томск, 1996.

Назначение курса:
— обучение старшеклассников технике принятия оптимального решения и основам планирования;
— помощь в выборе профессии, учебного заведения или места работы, а также в планировании профессионального старта.

Моя профессиональная карьера:
Пособие для учащихся.
М., 1993.

Пособие знакомит учащихся с основными составляющими профессиональной карьеры, помогает проверить готовность к профессиональному самоопределению.

Некрасов А.В.
Изучение профессий и профессиональное самоопределение:
Методические разработки уроков по профориентации.
Ярославль, 1998.

Предлагаемые методические разработки, рассчитанные на 20 занятий, могут быть использованы для проведения уроков или классных часов у учащихся 8—11-х классов общеобразовательных школ по вопросам выбора профессии, а также для кружковой работы по профессиональной ориентации. Разработки предназначены для учителей, классных руководителей, школьных психологов.

Пауэрс П., Рассел Д.
Найди свое дело. Как полюбить работу, которую имеешь.
Как найти работу, которую полюбишь.
М., 1994.

Книга поможет определить, какую работу вы сможете полюбить, а также выявить ваши индивидуальные качества, которые позволят найти и сохранить такую работу.

Поляков В., Яновская Ю.
Как получить хорошую работу в новой России.
Практическое руководство для тех, кто остался без работы или хочет ее сменить.
М., 1995.

Эта книга помогает научиться тому, как следует искать работу и добиваться в этом успеха. Приводятся практические примеры и образцы документов.

Правовая азбука молодежи в вопросах и ответах: Социальная поддержка.
М.: Бакалавр-сервис, 2001.

Подборка дает ответы на наиболее значимые для молодежи вопросы в области социальной поддержки: о социальных выплатах, льготах, государственных гарантиях, налоговых льготах, трудовых гарантиях.

Правовая азбука молодежи в вопросах и ответах: Трудоустройство молодежи.
М.: Бакалавр-сервис, 2001.

Подборка дает ответы на наиболее значимые для молодежи вопросы в области трудоустройства: о приеме на работу, о нормах труда и сдельных расценках, о гарантиях и компенсациях, об охране труда, о льготах.

Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи:
Методика для преподавателя и профконсультанта.
М., 1993.

Пособие поможет преподавателям подготовить программу профориентационной работы с учащимися старших классов.

Прошицкая Е.Н.
Практикум по выбору профессии.
Учебное пособие для 8—11-х классов образовательных учреждений.
М., 1995.

В учебнике рассказывается о многообразии профессий и о тех требованиях, которые они предъявляют к личности. Приводятся вопросы, задания, упражнения, тесты, призванные помочь учащимся в анализе своих психологических особенностей и профессиональном самоопределении.

Пряжников Н.С.
Профессиональное и личностное самоопределение.
М., Воронеж, 1996.

Автор раскрывает теоретико-методологические и культурологические основания современной профконсультации, дает описания активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения, предназначенных для индивидуальной и групповой работы с подростками и взрослыми клиентами.

Резапкина Г.В.
Я и моя профессия.
Программа профессионального самоопределения для подростков:
Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.
М.: Генезис, 2000.

В пособии представлена программа факультативного учебного курса «Я и моя профессия», приводится подробный сценарий занятий. Цель программы — дать старшеклассникам возможность осознать свои личностные особенности и соотнести их с требованиями будущей профессии.

Стивенс М.
Выигрывая на вашем обследовании:
Полный набор действий.
М., 1996.

В любой сфере деятельности неизбежны обследования. Эта книга для тех, кто хотел бы эффективно представить себя, подчеркнуть свои преимущества и по возможности скрыть недостатки.
Автор дает конкретные рекомендации, указания, акцентирует внимание на ключевых моментах, которые окажут неоценимую помощь при собеседовании.

Твоя профессиональная карьера:
Учебное пособие для 8—11-х классов образовательных учреждений.
Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.
М.: Просвещение, 1998.

Подготовить учеников к жизни в условиях рыночной экономики, помочь им определить профессиональные интересы, интеллектуальные возможности, склонности и способности, черты характера, профессионально важные качества, — такую цель поставили перед собой авторы. Изучение собственного «Я» позволит учащимся понять себя, всесторонне и объективно оценить личные запросы.

Федоришин Б.А.
Методика организации самостоятельного изучения профессии
старшими школьниками.
Ярославль, 1993.

Книжка знакомит с психологическими и методическими основами формирования у старшеклассников умений и навыков самостоятельного изучения различных профессий.

Шалавина Т.И.
Мир труда и профессий.
Кемерово, 1995.

В пособии изложена методика организации и проведения занятий по разделу интегративного курса «Моя профессиональная карьера» для учащихся 8—9-х классов.

Шалавина Т.И.
Я в мире труда и профессий.
Ярославль, 1994.

Учебное пособие является составной частью учебно-методического комплекса по экспериментальному курсу «Человек — труд — профессия» и рекомендовано для учащихся общеобразовательных школ, учебно-производственных комбинатов.

Я и моя профессиональная карьера:
Книга для старших школьников.
Кемерово, 1994.

Пособие знакомит старшеклассников с их индивидуальными особенностями, неисчерпаемыми внутренними ресурсами. Это помогает учащимся оценить себя, сделать верный жизненный и профессиональный выбор, наметить программу действий по самопознанию и профессиональному самоопределению в условиях рыночной экономики.

Я и моя профессиональная карьера:
Учебное пособие для школьников.
Ярославль, 1994.

Учебное пособие содержит практические советы старшеклассникам о самопознании, тесты, игровые ситуации, способствующие изучению ими своих индивидуальных способностей.

Из каталога аннотированной литературы,
составленного О.Н. Кащеевой и М.Н. Хахуновой.
Ярославль: Центр «Ресурс», 2001

psy.1september.ru