Наследство кремль

Архитектурное наследство

Научное издание, основано в 1951 году

Подписной индекс по каталогу «Роспечать»: 80728

В научном журнале «Архитектурное наследство», представленном на нашем сайте, публикуются материалы исследований по архитектуре и градостроительству, по истории создания малоизвестных памятников и развитию региональных архитектурных традиций. Авторами журнала выявляются новые атрибуции, привлекаются ранее неизвестные архивные источники. Ряд статей посвящен вопросам архитектурно-планировочного развития исторических городов, формирования ансамблей. Также освещаются теоретические историко-архитектурные проблемы, биографии архитекторов, творческие методы и концепции.

Принимаем статьи по специальностям:

05.23.00 Строительство и архитектура; 07.00.00 Исторические науки и археология; 17.00.00 Искусствоведение.

Выпуск 60 (2014)

Д. А. Петров

Русские летописи и вопросы хронологии строительства стен и башен Московского Кремля в 1480–1490-х гг.

Работа посвящена комплексу летописных известий о строительстве стен и башен Московского Кремля в 1485–1495 (?) гг. Привлечены все известные нарративные источники, рассмотренные с точки зрения современного знания о данной проблеме, уточнены некоторые датировки, выявлены дополнительные источники, ранее не введенные в научный оборот. Результатом работы является расписанная по годам хронология строительства укреплений Московского Кремля.

Ключевые слова

Cтроительство стен и башен Московского Кремля, русские летописи, итальянские мастера.

Петров Дмитрий Аркадьевич

Директор ООО «Архитектурные мастерские Классика».

Список источников и литературы

1. ПСРЛ. Т. VI. СПб., 1853. С. 38, 39, 200, 238.

2. ПСРЛ. Т. VIII. М., 2001. С. 169, 216–217, 219, 221, 223, 225–227, 229–230.

3. ПСРЛ. Т. XII. М., 2000. С. 216, 219, 223, 228, 231, 233, 236–238, 240.

4. ПСРЛ. Т. XVIII. М., 2007. С. 222, 271–274, 276, 278.

5. ПСРЛ. Т. XX. Ч. 1. СПб., 1910. С. 353, 355–357, 359.

6. ПСРЛ. Т. XXII. СПб., 1911. С. 503, 505, 507,509, 510, 512.

7. ПСРЛ. Т. XXIV. М., 2000. С. 205–208, 210–211, 213.

8. ПСРЛ. Т. XXV. М.; Л., 1949. С. 332.

9. ПСРЛ. Т. XXVI. М.; Л., 1959. С. 277–280, 286, 287, 290.

10. ПСРЛ. Т. XXVII. М., 2007. С. 287–288, 290–292, 294, 358–359, 363.

11. Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 125–128, 129.

12. Авдеев А. Г. Титулатура Ивана III в латинской и русской надписях на Спасской башне Московского Кремля // Вопросы эпиграфики. Вып. 1. М., 2006. С. 26–35.

13. Альберти Леон-Батиста. Десять книг о зодчестве. Т. I. М., 1935. С. 63–66.

14. Архитектурные ансамбли Москвы XV — начала XVI веков. Принципы художественного единства / под ред. Т. Ф. Саваренской. М., 1977. С. 28–29.

15. Базилевич К. В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV века. М., 1952. С. 99.

16. Бартенев С. П. Московский Кремль в старину и теперь. Ч. 1. М., 1912. С. 29–248.

17. Белоброва О. А. Латинская надпись на Фроловских Спасских воротах Московского Кремля и ее судьба в древнерусской письменности // ГММК. Материалы и исследования. Вып. V: Новые атрибуции. 1987. С. 51–57.

18. Бондаренко И. А. К вопросу о личности Антона Фрязина // Архитектурное наследство. Вып. 45. М., 2003. С. 17–19.

19. Бондаренко И. А. К вопросу о личности Антона Фрязина // ГММК. Материалы и исследования. Т. XV: Кремли России. М., 2003. С. 40–44.

20. Бондаренко И. А. Красная площадь Москвы. Архитектурный ансамбль. М., 2006. С. 28–29.

21. Борисов Н. Иван III. М., 2000. С. 537, 560.

22. Вальков Д. В. Латинская официальная закладная плита со Спасской башни Кремля // Вопросы эпиграфики. Вып. 1. М., 2006. С. 10–15.

23. Воробьев А. В., Подъяпольский С. С. Беклемишевская башня Московского Кремля по данным реставрационных наблюдений // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. 3. М., 1990. С. 80–85.

24. Выголов В. П. Архитектура Московской Руси середины XV века. М., 1988. С. 184–185.

25. Выголов В. П. К вопросу о постройках и личности Алевиза Фрязина // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуция. СПб., 1997. С. 240.

26. Гончаренко В. С. Стены и башни. М., 2001.

27. Гончарова А. А., Хамцов А. И. Стены и башни Кремля. М., 1980.

28. Грамота к царю Менгли-Гирею о пропуске помянутых послов // Сборник РИО. Т. 41: Памятники дипломатических сношений Московского государства с Крымскою и Нагайскою ордами и с Турцией. Т. 1. СПб., 1884. № 11, 1. С. 42–43.

29. Гращенков А. В. Плита с латинской надписью со Спасской башни и титул государя всея Руси // Воп¬росы эпиграфики. Вып. 1. М., 2006. С. 16–25.

30. Дрбоглав Д. А. Камни рассказывают… Эпиграфические латинские памятники, XV — первая половина XVI в. М., 1988. С. 12–16.

31. Древнерусское градостроительство X–XV веков / под ред. Н. Ф. Гуляницкого. М. 1993. С. 311–313.

32. История Москвы с древнейших времен до наших дней / под ред. А. Н. Сахарова. Т. 1. М., 1997. С. 92–93.

33. Казакова Н. А., Лурье И. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI в. М.; Л., 1955. С. 377–378.

34. Клосс Б. М, Назаров В. Д. Русские летописи о возведении Московского Кремля в конце XV — начале XVI вв. // Стенам и башням Московского Кремля 500 лет. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции (12–14 ноября 1985 г.). М., 1985. С. 41–43.

35. Конявская Л. Е. Новгородская летопись XVI в. из собрания Т. Ф. Большакова // Новгородский исторический сборник. Вып. 10 (20). СПб., 2005. С. 369.

36. Косточкин В. В. Русское оборонное зодчество конца XIII — начала XVI веков. М., 1962. С. 51–54.

37. Кучкин В. А. О начале перестройки каменных укреплений Московского Кремля при Иване III // ГММК. Материалы и исследования. Т. ХV: Кремли России. М., 2003. С. 94–100.

38. Ладога — первая столица Руси. 1250 лет непрерывной жизни / под ред. Д. А. Мачинского. СПб., 2003. С. 297–298.

39. Лазарев В. Н. Искусство средневековой Руси и Запад // Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978. С. 284–285.

40. Лобзова Р. В. Сырьевая база московского белокаменного строительства XIV–XVII вв. // Белый камень в архитектурных памятниках Московского Кремля XIV–XVII вв. М., 2007. С. 122–133.

41. Маркина М. Ю. Стены и башни Московского Кремля в миниатюрах Лицевого летописного свода // Стенам и башням Московского Кремля 500 лет. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции (12–14 ноября 1985 г.) М., 1985. С. 69–72.

42. Мильчик М. История Ивангорода в конце XV–XVI вв. и крепостное строительство на Руси с участием итальянских мастеров // Крепость Ивангород. Новые открытия. СПб., 1997. С. 16–17.

43. Носов К. С. Опыт расчета трудозатрат на строительство Смоленской крепости 1596–1602 гг. // Проблемы отечественной истории. М., 2008. С. 74–100.

44. Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади / под ред. М. Посохина. М., 1983. С. 300–314.

45. Панова Т. Д. Белокаменная крепость Москвы по данным археологии и письменных источников // Московский Кремль XIV столетия. Древние святыни и исторические памятники. М., 2009. С. 4, 15–43.

46. Петров Д. А. «Архитектурный комментарий к одному месту из послания архиепископа Геннадия митрополиту Зосиме» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. (В печати)

47. Петров Д. А. Возведение Московского Кремля, новгородского Детинца и крепости Ивангород в контексте строительной ситуации в Московском государстве в 1480–1490-х гг. // Вопросы истории фортификации. 4. М., 2013. С. 21–38.

48. Петров Д. А. Монументальные надписи Пьетро Антонио Солари в Москве // Вопросы эпиграфики. Вып. V. М., 2011. С. 273–321.

49. Петров Д. А. Ответственность за доставку материалов на строительную площадку в Древней Руси // Архитектура и строительство России. № 4. М., 1992. С. 24.

50. Подъяпольский С. С. Архитекторы итальянского Возрождения в России // Архитектурное наследство. Вып. 45. М., 2003. С. 33.

51. Подъяпольский С. С. Беклемишевская башня Московского Кремля по данным реставрационных наблюдений // Стенам и башням Московского Кремля 500 лет: тезисы докладов. Всесоюзная конференция. М., 1985.

52. Подъяпольский С. С. Деятельность итальянских мастеров на Руси и в других странах Европы в конце XV — начале XVI века // СИ. Вып. 20. М., 1986. С. 63–65.

53. Подъяпольский С. С. Итальянские строительные мастера в России в конце XV — начале XVI века по данным письменных источников. (Опыт составления словаря) // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М., 1991. С. 218–233, 228–229.

54. Подъяпольский С. С. Новшества в технике московского каменного строительства конца XV — начала XVI века // Проблемы истории архитектуры. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. М., 1990. С. 143.

55. Подъяпольский С. С. О книге Э. Ло Гато. Послесловие через полвека // Подъяпольский С. С. Исто¬ри¬ко-архитектурные исследования. М., 2006. С. 226–230.

56. Снегирев В. Аристотель Фиораванти и перестройка Московского Кремля. М., 1935. С. 105–110.

57. Тихомиров Н. Я., Иванов В. Н. Московский Кремль. М., 1967.

58. Фабрициус М. П. Кремль в Москве. М., 1883.

59. Флоря Б. Н. Русские посольства в Италии и начало строительства Московского Кремля // ГММК. Материалы и исследования. Вып. 3. М., 1980. С. 13–15.

60. Черный В. Д. Архитектурные сооружения Московского Кремля в Лицевом летописном своде XVI века // ГММК. Материалы и исследования. Вып. 3. М., 1980. С. 20–24.

61. Чумиков А. Неизданные русские акты XV–XVI вв. Ревельского городского архива // ЧОИДР. Т. 2. М., 1897. С. 3–4.

62. Шмидт С. О. Продолжение Хронографа редакции 1512 года // Исторический архив. VII. М., 1951. С. 263, 265, 267–268, 270.

www.archiheritage.org

Наследство кремль

В русской истории в конце XVII века сложился уникальный прецедент, когда на престол венчали сразу двух царевичей. После смерти царя Алексея Михайловича, старший сын Федор Алексеевич царствовал недолго и неожиданно в 1682 году умер. По закону о престолонаследии царем должен был стать следующий по старшинству пятнадцатилетний Иван, но он не отличался не умом, ни здоровьем. Тогда решено было венчать на престол одновременно двух братьев: Ивана и десятилетнего Петра, будущего Петра I. Так как старший брат по немощи своей, а младший по малолетству неспособны были самостоятельно управляться с государственными делами, то до совершеннолетия Петра правительницей государства стала их старшая сестра царевна Софья.

Эта ситуация наложила своеобразный отпечаток на церемонию венчания на царство, которая состоялась 25 мая 1682 года. Все необходимо было удвоить: и проводимые обряды, и тронные места в Успенском соборе, и конечно царские регалии. Обряд венчания по древнему чину совершал патриарх Иоаким, причем первенство отдавалось старшему брату — Ивану. Для Ивана Алексеевича использовали прежние регалии, а для Петра, причем непосредственно к церемонии его венчания были сделаны новые: скипетр, аналогичный по форме скипетру царя Михаила Федоровича и явно сделанный в подражание ему, и парадный венец, получивший в описях название «Шапки Мономаха второго наряда».

В Успенском соборе устроили «чертожное место» — особое, покрытое багряной тканью возвышение, на которое вели двенадцать ступеней. На нем поставили два царских трона «золотых с каменьями», и стул для патриарха Иоакима. Перед царскими вратами стояли шесть аналоев для крестов, барм, царских венцов, держав и скипетров.

С раннего утра звонили колокола на Успенской звоннице и колокольне Ивана Великого. Цари в парадных царских одеждах, сопровождаемые боярами и думными людьми и охраняемые стрельцами, вышли из Грановитой палаты через Красное крыльцо на заполненную народом Соборную площадь. Приложившись к святыням храма, они вступили на «чертожное место» и воссели на троны. Непосредственно перед венчанием юные государи прочитали Символ веры.

Начался молебен, в ходе которого патриарх и оба царя сидели под царским чертогом посереди храма. После молебна, патриарх указал облачить Ивана и Петра в царские одежды, после чего с молитвой надел на царей кресты и бармы. На головы царей патриарх торжественно возложил венцы, вручил им державы и скипетры. Боговенчанным государям пропели многое лето. Затем патриарх произнес поучение царям: призвал их свято хранить православную веру, подданных своих любить и жаловать, делать все по суду правому и помнить о суде Божьем.

Перед церемонией миропомазания на них надели золотые цепи. У царских врат перед иконостасом патриарх Иоаким, после того как с них сняли шапки-венцы и бармы, помазывал каждого из них «святым миром на челе и на затылке и на ланитах и на руках и на сердце». Затем на царевичей вновь надели Шапки и бармы и, «облача их, препоясали лентием».

По совершении миропомазания ризничие ввели царей под руки в алтарь, и там перед престолом Всевышнего, они приняла святое причастие. По окончании литургии Иван и Петр вышли на площадь и прошли в Архангельский собор, где поклонились праху предков. В Благовещенском соборе – домовом храме московских государей – братья целовали святые иконы. На выходе из храмов царей осыпали золотыми монетами. Торжественный пир для духовенства, бояр и окольничих завершал церемонию. Москва праздновала, не зная о том, что венчание на царство по старинному обряду свершается последний раз в истории Руси.

Портрет царевича Петра Алексеевича (?)

Россия, конец XVII – XVIII в.
Неизвестный художник.
Холст; масло.

Изображение царевича является самым ранним из дошедших до нашего времени детских портретов в русском искусстве. Во второй половине XVIII в. портрет входил в состав династической серии изображений членов дома Романовых, собранной по заказу графа Г.Г. Орлова в подаренном ему императрицей Екатериной II Мраморном дворце в Санкт-Петербурге. В описи Мраморного дворца 1786 г. изображенное лицо определяется как Петр I, что соответствует имеющейся на обороте холста надписи «Петр I в малолетстве». Однако восходящие к данному иконографическому типу многочисленные детские царские портреты, создававшиеся в XVIII–XIX вв., бытовали не только с именем будущего императора Петра I, но и другого наследника престола – рано умершего старшего сына царя Алексея Михайловича от его первого брака с Марией Ильиничной Милославской, царевича Алексея Алексеевича.

Шапка Мономаха второго наряда

Москва, мастерские Кремля, 1682
Золото, рубин, сапфиры, изумруды, турмалины, сердолик, жемчуг, бархат; чеканка, литье, резьба

Торжественное венчание на царство Ивана и Петра Алексеевичей прошло в Успенском соборе Московского Кремля 25 июня 1682 г. Во время церемонии среди прочих регалий на братьев были возложены царские венцы: на Ивана – старинная Шапка Мономаха, на Петра – специально сделанный по этому поводу новый венец, получивший название Шапки Мономаха второго наряда.

Как и древняя Шапка Мономаха, новый венец состоит из тульи и округлого навершия, увенчанного четырехконечным крестом с жемчужинами. Сходство венцов прослеживается также в одинаковом оформлении их наверший. Однако на Шапке Мономаха второго наряда пластины тульи оставлены гладкими, в отличие от древнего памятника, тулья которого декорирована золотой филигранью.

Крест наперсный царя Петра Алексеевича

Москва, мастерские Кремля, 1672–1689; накладной крест – Западная Европа, конец XVI в.
Золото, алмазы, изумруды; литье, чеканка, эмаль, резьба.

Драгоценные наперсные кресты являлись необходимой принадлежностью царского облачения. Представленный золотой крест принадлежал царю Петру Алексеевичу. В центре его лицевой стороны помещен четырехконечный накладной крест, украшенный изумрудами. Форма и характер оформления изумрудного креста позволяют отнести его к работе западноевропейских ювелиров конца XVI в. При этом резное Распятие на одном из изумрудов и резная надпись «ника» на другом выдают руку русского мастера и могут быть датированы последними десятилетиями XVII столетия.

Москва, мастерские Кремля, 1672–1689; накладной крест – Западная Европа, конец XVI в.
Золото, алмазы, изумруды; литье, чеканка, эмаль, резьба. (Оборотная сторона).

В центре оборотной стороны креста в обрамлении пышного цветочного эмалевого орнамента цветными эмалями выполнено фронтальное изображение апостола Петра с традиционными атрибутами в руках – свитком и ключом. Апостол Петр был небесным покровителем царя Петра Алексеевича, которого крестили спустя месяц после его рождения, 29 июня 1672 г., в день памяти святого.

В архивных документах этот крест впервые упоминается в Описи царского наряда и платья царя Петра Алексеевича 1689 г. Таким образом, крест мог быть создан между 1672 и 1689 гг., возможно, в 1682 г. ко дню венчания на царство Петра Алексеевича.

Скипетр царя Петра Алексеевича

Москва, мастерские Кремля, 1680-е гг.
Золото, камни драгоценные, жемчуг; литье, чеканка, резьба.

Золотой скипетр царя Петра Алексеевича был выполнен в 1680-х годах в мастерских Московского Кремля. И своей формой и рядом деталей он близок скипетру конца XVI века, который был использован в церемонии венчания на царство Михаила Романова — деда Петра, затем его отца Алексея Михайловича и старшего брата Ивана Алексеевича.

Трон двойной

Мастерские Московского Кремля, 1682-1684 гг.
Серебро; дерево; литье, чеканка, резьба, гравировка, золочение.
Принадлежал царям Ивану Алексеевичу и Петру Алексеевичу.

Двойной трон был изготовлен в придворных кремлевских мастерских по случаю венчания на царство братьев-соправителей Ивана и Петра. На его изготовление пошло более двухсот килограммов серебра. Трон своей конструкцией и размерами вызывает ассоциации с архитектурным сооружением.

Изощренной форме трона соответствует сложное декоративное оформление, позволяющее говорить о нем как об исключительном памятнике искусства барокко. Братья лишь номинально считались царями. Фактической правительницей страны и всевластной регентшей при них была их старшая сестра, царевна Софья Алексеевна. Двойной по названию, на самом деле, трон был тройным. Не вполне доверяя государственному уму малолетних монархов, бояре предусмотрели за спинкой трона тайное место – для наставников царей. Чаше всего его занимала Софья, которая помогала, а то и просто руководила своими царственными братьями во время официальных церемоний. Необходимые наставления и советы передавались через оконце, прорезанное в спинке трона над местом Петра Алексеевича и драпировавшееся бархатом.

Платно царя Петра Алексеевича

Москва, мастерские Кремля, 1691; аксамит – Венеция, XVII в.; кружево золотное – Западная Европа, XVII в.
Аксамит, объярь, кружево; ткачество, плетение.

Платно являлось парадным царским одеянием, предназначавшимся для торжественных официальных церемоний: венчания на царство, больших праздничных выходов, придворных приемов и встреч иностранных послов. В таком качестве оно впервые упоминается в Описи царского платья 1628 г. и до конца XVII в. сохраняет это значение. В основных чертах кроя – отсутствии воротника, широких рукавах, длине до щиколотки – платно имеет прямые аналогии с далматиком, выходным одеянием византийских императоров. Это не было случайностью: объявив себя наследниками византийского православия, московские цари перенесли на русскую почву многое из официальной византийской обрядности, в том числе и форму самого торжественного одеяния правителя.

Во многих странах мира приход правителя к власти ознаменовывался особым обрядом. Русский обряд посажения князя на престол упоминается в летописях со времени киевского князя Владимира Всеволодовича (Мономаха). Со времени княжения Андрея Боголюбского посажение на стол русских великих князей стало происходить во Владимире, а с середины XV века, начиная с великого князя московского Василия II Темного, — в Москве. В период татаро-монгольского ига перед посажением на престол князья ездили в Золотую Орду, там приносили присягу и получали ханскую грамоту на великое княжение.

В конце XV века при великом князе московском Иване III Русь освободилась от татаро-монгольского ига. Иван III, стремясь закрепить права великих московских князей на престол, всячески подчеркивал их независимость и преемственность их власти от византийских императоров. Иван III сам выбрал наследника престола — внука Дмитрия, и решил венчать его по византийскому образцу, как некогда в Византии венчали императоров.

4 февраля 1498 года в Успенском соборе Московского Кремля при стечении народа Иван III объявил Дмитрия наследником престола, а митрополит Симеон благословил его. Иван III собственноручно возложил на голову Дмитрия золотой венец, а на его плечи специальный воротник — бармы. Это первое венчание на великое княжение, известно по целому комплексу источников, среди которых «чин», то есть описание порядка венчания, и летописные сообщения.

В 20-х годах XVI века в придворных кругах было создано литературное произведение «Сказание о князьях владимирских». В нем утверждалось, что знаки императорской власти: венец, золотая цепь и бармы появились на Руси еще в XII веке. Их получил киевский князь Владимир Всеволодович по праву родства от своего деда по матери византийского императора Константина Мономаха. По средневековой традиции родственные связи московских правителей (через князей владимирских и киевских) с императорами Византии служили весомым доказательством их права на власть.

Идея преемственности власти была настолько важна, что золотой венец, которым венчался Дмитрий, получил название «шапка Мономаха», а моленное место первого русского царя Ивана Грозного, выполненное в 1551 году для Успенского собора, было украшено резными миниатюрами, иллюстрирующими «Сказание», и названо — «Мономахов трон».

www.kreml.ru

Новый завхоз Кремля: закупки для «долгих бород» и необычное «наследство» от Черномырдина

«МК» узнал детали биографии назначенного руководителя Управления делами Президента РФ

12.05.2014 в 20:26, просмотров: 21920

Некоторые детали биографии нового руководителя Управления делами Президента РФ Александра Колпакова, назначенного сегодня, стали известны «МК». Сослуживцы отзываются о нем как о прекрасном хозяйственнике с безупречной репутацией.

В открытом доступе информации о Колпакове практически нет. Это неудивительно: он служил в одном из самых секретных подразделений России — службе безопасности Президента. Лишь на официальном сайте госзакупок проскакивает упоминание о Колпакове: в ранге одного из руководителей управления «В» Службы безопасности он фигурирует как ответственный за проведение различных хозяйственных работ в категории «услуги для дома и офиса». Заказчиком работ выступает как раз управление «В», а его юридическим адресом указан Валдайский район Новгородской области. Именно в этом районе расположена резиденция УД Президента «Долгие бороды». Позднее на том же сайте госзакупок управление «В» заказывало такие виды работ как «стирка белья», «ремонт катера» и т. д. Занятно, что в марте этого года закупками управления «В» заинтересовалось управление Федеральной антимонопольной службы Новгородской области и даже вынесло постановление о том, что в действиях подразделения СБП содержатся нарушения, которые согласно Кодексу об административных правонарушениях караются штрафом (речь шла о неправильном оформлении документов).

Согласно данным адресной книги Москвы Александр Колпаков родился 25 мая 1967 года. У него двое сыновей 24 и 15 лет, жена числилась работником медцентра Управления делами. Упоминается, что Колпаков проживал в общежитии комендантского управления ФСБ, а также в квартире в Крылатском, где до него была прописан ныне покойный экс-премьер-министр России Виктор Черномырдин с супругой.

www.mk.ru

Что делать, если вы получили в наследство недвижимость

Как стать полноправным собственником

Итак, вы узнали, что вам в наследство достался домик в Твери. Нет, квартира в Марьино. Нет! Пентхаус с видом на Кремль! Да, вам достался пентхаус вашего покойного деда. Представили? Представьте, это важно.

Представьте, как сделаете в нем ремонт. Будете в нем жить сами или сдадите экспату тысяч за 200 в месяц? Или продадите и купите два этажа в новостройке мечты? Здорово будет, правда?

Так вот, этот пентхаус еще не ваш. И он может им не стать, если не сделать нужные шаги. В этой статье расскажем, как стать полноправным собственником недвижимого наследства несмотря на все препятствия.

Что нужно сделать

1. Принять наследство.
Не объявитесь у нотариуса — пентхаус дедушки может достаться троюродной сестре или отойти государству.

2. Оплатить пошлину за наследство.
А вы думали, наследство бесплатно достается?

3. Получить свидетельство о праве на наследство.
Это самый важный документ. Он подтверждает, что вы не верблюд, а наследник пентхауса.

4. Получить свидетельство о регистрации права собственности.
Теперь вы не просто наследник, а собственник. Пентхаус ваш.

Принять наследство

Зачем. Чтобы пентхаус дедушки не достался дальним родственникам или государству. Если вы за 6 месяцев со смерти дедушки не проявите себя как наследник пентхауса, то он отойдет наследникам других очередей и отвоевывать его обратно придется через суд.

Что делать. Как можно скорее идти к нотариусу. Он откроет наследство, заведет наследственное дело и проверит все интересующие его факты.

К какому нотариусу пойти. К нотариусу по последнему месту жительства наследодателя. Если дедушка жил в Москве, то можно выбрать любого московского нотариуса, лучше проверенного. Если дедушка в последние годы жил не в московском пентхаусе, а в усадьбе в Рязани — едете в Рязань. Ну а если никто не знает, где он провел последние несколько лет, то идете к московскому нотариусу — по месту нахождения пентхауса.

А пока вы выясняете, где жил дедушка в последние годы, подстрахуйтесь и примите наследство фактически: переезжайте в пентхаус, почистите бассейн на крыше и оплатите счета за международные переговоры. Если вы не успеете обратиться к нотариусу за 6 месяцев, всё это поможет доказать, что вы сделали всё, чтобы принять наследство.

Что взять к нотариусу

Если нотариусу понадобятся дополнительные документы, он обязательно скажет об этом или сделает самостоятельный запрос.

Результат. Открытое наследство и заведенное наследственное дело, где вы указаны как наследник дедушки.

Первым делом нужно принять наследство. Надежнее всего обратиться к нотариусу с пакетом документов.

Оплатить пошлину за свидетельство о наследстве

Зачем. Чтобы получить свидетельство о праве на наследство. За получение свидетельства нужно заплатить государству.

Что делать. Для начала — посчитать госпошлину. Точную сумму пошлины огласит нотариус, но можно прикинуть ее размер самостоятельно, если знать кадастровую стоимость недвижимости. Хотя за стоимость недвижимости может приниматься и ее инвентаризационная или рыночная стоимость.

journal.tinkoff.ru