Оглавление:
Средства разрешения международных споров
26. Мирные средства разрешения международного спора
Согласно Уставу ООН государства – члены ООН приняли на себя обязательство «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п. 1 ст. 1). Согласно ст. 33 Устава ООН государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».
Переговоры – это мирное средство разрешения спора с помощью представителей между государствами по существу достижения договоренности о применении иного мирного средства для разрешения спора. Цели, состав участников, уровень представительства на переговорах, их организационные формы согласовываются самими спорящими сторонами. Переговоры по разрешению спора должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон.
Консультации сторон – это периодические встречи спорящих сторон, направленные на поиск компромиссных решений.
Обследование – это средство мирного урегулирования, к которому прибегают в случае, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Для того чтобы провести обследование, создается следственная комиссия, иногда во главе с представителем третьего государства или международной организации. Результаты работы следственной комиссии закрепляются в докладе, который устанавливает только фактическую сторону спора.
Примирение – это выяснение фактических обстоятельств спора и выработка конкретных рекомендаций для сторон.
Добрые услуги – это действия не участвующей в споре стороны, направленные на установление контактов между спорящими сторонами. Субъекты, оказывающие добрые услуги, в самих переговорах по разрешению спора непосредственного участия не принимают. В качестве субъектов могут выступать государства, международные организации, известные общественные или политические деятели.
Посредничество – это непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора.
Международный арбитраж – это добровольно выраженное согласие спорящих сторон передать свой спор на рассмотрение третьей стороне, решение которой является обязательным для сторон в споре.
Судебное разбирательство – это рассмотрение и разрешение спора международными судами.
www.e-reading.mobi
Мирное урегулирование международных споров
Международно-правовые средства разрешения международных споров
Термин «международные споры» употребляется в узком и широком смысле.
Во-первых, это ситуация, которая характеризуется конкретными участниками, достаточно четкими взаимными претензиями, определенным предметом. Во-вторых — любые конфликтные межгосударственные отношения.
В Уставе ООН для квалификации конфликтных отношений используются понятия «спор» и «ситуация». Спор имеет место в том случае, если государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними. «Ситуация» — более широкое понятие, чем «спор». Споры делятся на юридические и политические. Здесь учитывается то, какие моменты преобладают в споре: юридические или политические.
Международные юридические споры разрешаются средствами арбитража и суда, политические споры разрешаются государствами путем переговоров. В соответствии с нормами международного права все государства обязаны разрешать возникающие между ними разногласия Л мирными средствами.
Мирные средства делятся на:
1) согласительные средства — спор улаживается в результате прямого контакта сторон и соглашения.
Переговоры — прямой контакт сторон в целях достижения взаимно приемлемого соглашения. Как правило, споры решаются по дипломатическим каналам. Переговоры могут проводиться и на конференциях, а также путем обмена посланиями.
Консультации — разновидность переговоров, отличающаяся меньшей формальностью. Зачастую предшествует приговорам.
Добрые услуги — деятельность третьей стороны по установлению прямого контакта между спорящими. Может оказывать как государство, так его должностное лицо или организация. Согласие на оказание добрых услуг должно быть получено у всех участников спора.
Посредничество — способ решения спора, при котором третья сторона участвует в целях согласования взаимных претензий и внесения собственных, приемлемых для сторон предложений. Посредниками могут быть как государства, так и международные органы и организации, а также отдельные лица. Особенность посредничества — неформальность и конфиденциальность. Предложения посредника необязательны для сторон.
Установление фактов — процедура, Применяемая в случаях, необходимых для установления фактов, лежащих в основе спора, в частности: установление фактов нарушения соглашений. Обычно создается комиссия по установлению фактов.
Примирение сочетает в себе установление фактов и посредничество. Обычно осуществляется согласительной комиссией;
2) судебные средства. Если при согласительной процедуре главное состоит в достижении соглашения между сторонами, основанное на их взаимной воле, то при судебном разрешении стороны основывают соглашение на императиве суда.
Судебное разрешение международных споров. Разрешение споров в рамках международных организаций
Судебные средства примирения осуществляются в формах:
- международного арбитража — третейского суда для рассмотрения споров, сторонами которых являются государства и международные организации. Состав и порядок арбитража определяются соглашениями сторон;
- международного суда — учреждения, действующего на постоянной основе, состоящего из независимых судей, призванного разрешать международные споры на основе международного права и принимать юридически обязательные решения.
Международный суд состоит из пятнадцати человек, образующих коллегию независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.
Суд избирает Председателя и вице-председателя на три года с правом их переизбрания.
Несмотря на высокое значение международного суда, его решения необязательны для сторон. Кроме того, суд не вправе рассматривать дела по собственной инициативе. Решения суда основаны на нормах международного права и на справедливости. Решения суда окончательны и обжалованию не подлежат.
Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание мира и ему принадлежит основная роль в решении споров в этой области. Совет может расследовать любой спор или ситуацию, которая может вызвать трения или спор между государствами. По взаимному согласию сторон спор может быть передан на рассмотрение Совета Безопасности. Любой член ООН вправе сообщить Совету о наличии ситуации или спора, имеющих существенное значение для поддержания мира.
Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любой вопрос в пределах Устава ООН, включая и споры. Она может дать рекомендации по разрешению спора и ситуации. Генеральная ассамблея вправе привлечь внимание Совета Безопасности к ситуации.
Секретариат осуществляет функцию примирения через Генерального секретаря ООН.
В разрешении международных споров и ситуаций активное участие принимают и специализированные органы ООН.
Большая роль в разрешении споров принадлежит ОБСЕ. В рамках ОБСЕ в 1992 г. была учреждена Палата примирения и арбитража, которая состоит из Бюро, примирительной и арбитражной комиссий. До обращения в Палату стороны должны принять меры по переговорам. Только после этого возможна передача спора в комиссию по примирению, которая состоит из представителей сторон посредников. Деятельность комиссии не является судебной, а является политической. Результаты работы комиссии являются предложениями по мирному урегулированию спора. В случае согласия одной из сторон с этим решением они передаются на рассмотрение Совету министров ОБСЕ. Юрисдикция арбитража при Палате факультативна. Стороны могут передать спор на рассмотрение арбитража по своему согласию.
be5.biz
Мирные средства разрешения международных споров
МИРНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ — система международно-правовых средств урегулирования международных споров.
Мирные средства разрешения международных споров подразделяются на согласительные и судебные средства. С помощью согласительных средств спор улаживается в результате прямого контакта сторон и соглашения.
Согласительными средствами являются:
1) переговоры — поиск решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижение соглашения между ними. Классификация переговоров:
а) по предмету спора — мирные, политические, торговые;
б) по количеству участников — многосторонние и двусторонние;
в) по уровню представительства сторон — межгосударственные, межправительственные;
2) добрые услуги — способ разрешения спора, при котором третья, не участвующая в споре сторона по своей инициативе или по просьбе спорящих сторон вступает в процесс урегулирования. В качестве третьей стороны может выступать как государство, так и его должностное лицо или организация;
3) посредничество — непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора для содействия выработке приемлемого для этих сторон решения спора. Посредниками могут быть государства, международные органы и организации, а также отдельные лица. Особенностями посредничества являются неформальность и конфиденциальность;
4) установление фактов — процедура, применяемая для установления фактов, лежащих в основе спора. Для этих целей создается следственная комиссия. Комиссия составляет доклад на основе предоставленных фактов, документов, показаний свидетелей и экспертов, которые не имеют силы решения суда;
5) примирение — средство, сочетающее в себе установление фактов и посредничество и осуществляемое согласительной комиссией.
Судебные средства используются в случае недостижения соглашения согласительными средствами.
Судебные средства применяются в формах:
1) международного арбитража (третейского суда) — для рассмотрения споров, сторонами которых являются государства и международные организации;
2) международного суда — учреждения, которые действуют на постоянной основе и состоят из независимых судей, призванных разрешать международные споры на основе международного права и принимать юридически обязательные решения. В зависимости от характера рассматриваемых споров международные суды делятся на суды:
1) межгосударственных споров (Международный Суд ООН);
2) дел, возбуждаемых физическими и юридическими лицами против государств и международных организаций (Европейский суд по правам человека);
3) трудовых споров в рамках международных организаций (Административный трибунал МОТ);
4) по привлечению к ответственности физических лиц (Нюрнбергский трибунал);
5) различных категорий споров (Суд ЕС).
Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 290-291.
ponjatija.ru
В соответствии с нормами международного права все государства обязаны решать возникающие между ними разногласия мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.
Различают два основных вида международных разногласий: спор и ситуацию.
Спор — это совокупность взаимных притязаний субъектов международного права по неурегулированным вопросам, касающимся их прав и интересов, толкования международных договоров.
Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств субъективного характера, вызвавших трения между субъектами вне связи с конкретным предметом спора. Таким образом, при ситуации состояния спора еще нет, но имеются предпосылки для его возникновения; ситуация — это состояние потенциального спора.
В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить его посредством переговоров, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям либо иными мирными средствами по своему выбору.
Непосредственные переговоры и консультации. Содержание непосредственных переговоров заключается в поиске решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижения соглашения
между ними. Переговоры — это наиболее удобное, простое и распространенное средство устранения разногласий. Переговоры можно классифицировать:
— по предмету спора (мирные, политические, торговые и др.);
— по количеству участников (многосторонние и двусторонние);
— по уровню представительства сторон (межгосударственные, межправительственные, межведомственные) и др. Переговоры могут проводиться как в устной, так и в
Одной из разновидностей переговоров являются консультации. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью государства обязуются периодически или в случае возникновения определенного рода обстоятельств консультироваться друг с другом для устранения возможных разногласий. Целью консультаций является предупреждение возникновения международных споров.
Добрые услуги. Добрые услуги — это такой способ разрешения спора, при котором сторона, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе государств, находящихся в споре, вступает в процесс урегулирования. Цель добрых услуг состоит в установлении или возобновлении контактов между сторонами. При этом сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует; ее задача — облегчить взаимодействие спорящих сторон.
Посредничество. При посредничестве находящиеся в споре государства избирают третье лицо (государство, представителя международной организации), которое участвует в переговорах в качестве самостоятельного участника.
Посредничество (как и добрые услуги) предполагает участие в переговорах третьего государства. Однако имеются и различия между ними.
Во-первых, к посредничеству прибегают с согласия всех спорящих сторон, в то время как добрые услуги могут использоваться с согласия лишь одного спорящего государства. Во-вторых, цель посредничества состоит не только в облегчении
контактов, но и в согласовании позиций сторон: посредник может вырабатывать свои проекты урегулирования спора и предлагать их сторонам.
Следственные комиссии. В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган — следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.
Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.
Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.
После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража.
Согласительные комиссии. Согласительные комиссии получили широкое распространение в международной практике. Они имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением того или иного факта, но и предлагают возможное решение спорного вопроса. Однако в отличие от арбитража и суда окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии.
В соответствии с положениями Акта о мирном разрешении международных споров 1985 г. постоянная согласитель-
Международно-правовые средства разрешения международных споров
ная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим государствам или решено жребием.
Международный арбитраж — организованное на основе соглашения сторон разбирательство спора отдельным лицом (арбитром) или группой лиц (арбитрами), решения которых обязательны для сторон.
Различают арбитраж ad hoc и институционный арбитраж.
Арбитраж ad hoc (специальный арбитраж) создается сторонами для рассмотрения конкретного спора. В этом случае спор на рассмотрение арбитража передается на основании арбитражного соглашения сторон. В соглашении указываются: порядок назначения арбитров или конкретные лица в качестве арбитров, процедура рассмотрения спора, место и язык разбирательства и другие вопросы.
Институционный арбитраж осуществляется постоянно действующим арбитражным органом. Государства заранее обязуются передавать в арбитраж все споры, возникающие по вопросам толкования какого-либо договора, или разногласия, которые могут возникнуть в будущем по определенным категориям споров.
Разрешение разногласий посредством арбитража имеет большое сходство с судебным способом, однако в отличие от судебной процедуры состав арбитражного органа зависит от спорящих сторон.
Обращение к третейскому суду влечет за собой обязанность добросовестно подчиниться его решению.
В последнее время в международной практике получила развитие тенденция включения в принимаемые конвенции механизма арбитражного разбирательства споров.
В соответствии со ст. 19 Хартии Организации африканского единства 1963 г. в ОАЕ создана Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу, состав и условия функционирова-
ния которой определены отдельным протоколом, одобренным Конференцией глав государств и правительств ОАЕ.
На основании Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств 1965 г. был учрежден орган по разрешению данных споров — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров — и предусмотрена процедура арбитражного разбирательства.
Приложение II к Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. предусматривает, что в случае спора государство-истец подает заявление в Секретариат Конвенции, который извещает об этом остальные страны. Стороны назначают арбитров (арбитра), который и разрешает спор по существу.
Одним из видов разрешения международных споров является судебная процедура. Соответствующие судебные органы учреждаются на основе договоров при международных организациях как универсального (Международный Суд ООН), так и регионального характера (Суд ЕС, Межамериканский Суд по правам человека, Экономический Суд СНГ).
В последнее время в практике международных отношений получил широкое распространение способ решения разногласий в органах международных организаций.
Организация Объединенных Наций и ее органы играют важную роль в предотвращении и устранении международных споров и ситуаций, которые могут привести к международным трениям или вызвать международный спор и продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Помимо положений Устава, органы ООН в своей деятельности по предотвращению и разрешению споров руководствуются резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, такими, в частности, как Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области 1988 г., Декларация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности 1991 г. и др.
lib.sale
Средства решения международных споров
Устав ООН (п. 3 ст. 2) обязывает государства решать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.
Устав ООН различает споры и ситуации.
Ситуация «может привести к международным осложнениям или вызвать спор» (ст. 34), то есть имеет место, когда столкновение интересов государств не сопровождается явным выдвижением претензий, хотя и порождает определенные трения между ними и напряженность. Хотя они не имеют нормативных характерных признаков, доктрина исходит из того, что «ситуация»не определяется четко очерченными требованиями одного государства к другому, но в соответствии с Уставом ООН в ситуации сторона не имеетправа воздерживаться во время голосования по этому вопросу в Совете Безопасности, а в споре — имеет. Отсюда считают, что по смыслу ситуация шире, чем спор.
Статья 33 Устава ООН среди мирных средств разрешения международных споров указывает переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. Этот перечень не является исчерпывающим и стороны могут выбрать другие мирные средства по своему выбору.
Можно выделить дипломатические (согласительные) и судебные средства разрешения международных споров. Критерием этого деления является вопрос, обращение к данной процедуре всегда приводит к определенной решения международного спора с международно-правовой точки зрения.
Дипломатические средства характеризуются тем, что стороны спора оставляют за собой принятие окончательного решения в решении спор; и сами в большей или меньшей степени участвуют в поиске средств ее решения.К дипломатическим средствам относятся: переговоры, добрые услуги, посредничество (медиация), следователи и согласительные комиссии, консультации. В свою очередь, при применении судебных средств стороны спора являются связанными принятым решением и ограниченные возможности влияния на решение спора.
Судебными средствами является арбитраж и постоянные международные суды.
Выделяют также решения споров международными организациями. В отличие от дипломатических и судебных средств, целиком посвященные решению споров, международных организаций решена споров является лишь одним из направлений деятельности. Разрешение споров международными организациями однако не составляет вполне отдельный мирный способ решения международных споров, поскольку в своей деятельности в этой сфере они пользуются обычно дипломатическими, а иногда также судебными средствами.
89. Дипломатические средства решения международных споров
К дипломатическим средствам разрешения международных споров относятся следственные и согласительные комиссии. Они заключаются в назначении общих органов государств-участников спора, которые называются следственными или согласительные комиссии. Эти комиссии могут быть постоянными органами или создаваться ad hoc. Следователи и согласительные функции могут выполнять также международные организации.
В состав комиссии входят представители сторон, а также так называемые нейтральные примирители, участие которых гарантирует беспристрастность деятельности комиссии. В практике также случаи назначения одного примирителя вместо комиссии. Решения комиссии принимаются большинством голосов но не является обязательным для сторон спора.
Задачей следственной комиссии является выяснение фактических обстоятельств, если между сторонами спора возникли различные подходы к этому. Результаты следствия не обязательно для сторон с международно-правовой точки зрения, но могут способствовать решению спора.
Задача согласительной комиссии более широкими, чем следственной комиссии, и заключаются в согласовании взаимных претензий и предоставлении предложения сторонам спора по его решению. Инициирование согласительной процедуры происходит по представлению обеих сторон спора, если только международное соглашение не предусматривает такую возможность по инициативе одной из сторон. Способ создания комиссии, а также то, что на ее деятельность должны предоставить согласие обе стороны, приближают ее к арбитражу, однако принципиальная разница между этими двумя методами состоит в том, что решение согласительной комиссии не является обязательным для сторон. В отличие от посредничества, согласительная комиссия самостоятельно определяет свои предложения.
90. Судебные средства разрешения международных споров
К судебным средствам разрешения международных споров относятся два института: арбитраж и международное правосудие (в узком смысле). их общей чертой является то, что они окончательно решают международный спор.
Согласно Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 p., Арбитраж, или примирения, заключается в «разрешении споров между государствами судьями по их выбору и на основании уважения к праву» (ст. 37). Обращение в арбитраж влечет обязанность добровольно подчиниться его решению. Соглашение об арбитраже может иметь форму арбитражной оговорки (согласие ante hoc) или специального соглашения, называется компромиссом (согласие post hoc). В таком соглашении стороны спора определяют его предмет, способ назначения арбитров и их компетенцию, а также процедуру рассмотрения спора. Решение арбитража является обязательным для сторон спора.
Арбитраж отличается от постоянного международного правосудия тем, что стороны спора могут урегулировать процедурные вопросы, а также могут выбрать арбитров (такую возможность предоставляют постоянные международные суды).
В международной практике чаще всего создается арбитражной суд как коллегиальный орган, состоящий из нечетного количества человек (трех или пяти), решения которого принимаются большинством голосов. В состав трибунала входят представители сторон, а также нейтральный арбитр, участие которого обеспечивает беспристрастность решения. Иногда решения спора возлагается на одного арбитра, избранного среди известных знатоков международного права или лиц с общепризнанным авторитетом.
Попыткой институализации арбитража было создание Постоянной палаты третейского суда на основании положений Гаагских конвенций 1899 г. и 1907 г. Единственным постоянным ее органом является Секретариат с местонахождением в Гааге. В Палате есть список арбитров, из которых государства могут выбрать себе арбитров для рассмотрения и разрешения дела. При этом каждая сторона спора определяет не более четырех арбитров, которые составляют так называемую национальную группу. Согласно Уставу Международного Суда ООН, кандидаты в члены этого суда выдвигаются не государствами, а «национальными группами Постоянной палаты третейского суда», то есть группами судей Палаты, представляющих одну и ту же государство.
91. Разрешение споров в международных организациях
Статья 1 Устава ООН позволяет утверждать, что мирное разрешение международных споров является одной из главных целей деятельности ООН. Раздел VI Устава ООН «Мирное разрешение международных споров» предоставляет широкую компетенцию Совете Безопасности (ст. 24 Устава). Также компетенцию в области мирного разрешения международных споров имеет Генеральная Ассамблея ООН, однако она ограничена в пользу Совета Безопасности. Генеральная Ассамблея ООН может обращать внимание Совета Безопасности ООН на ситуации, которые могли 6 угрожать международному миру и безопасности (п. 3 ст. 11 Устава),
Совет Безопасности может расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным недоразумениям или вызвать спор, для определения того, может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34 Устава).
Совет Безопасности занимается этим делом по собственной инициативе или по заявлению члена ООН (п. 1 ст. 35). Государство, не являющееся членом OOН также может обратиться в Совет Безопасности или Генеральной Ассамблеи по поводу любого спора, в котором оно является стороной, при условии, что она заранее примет на себя обязательства по Уставу ООН по мирному разрешению международных споров ( п. 2 ст. 35).
Совет Безопасности может на любой стадии спора рекомендовать соответствующую процедуру или способ урегулирования спора. Квалифицированный спор может быть также предметом повестки дня Генеральной Ассамблеи ООН. Право направления спора на заседании Генеральной Ассамблеи принадлежит государствам (п. 2 ст. 11 п. 1,2 ст. 35 Ста тута ООН), а также Совету Безопасности (п. 2 ст. 11). С соблюдением положений касающихся компетенции Совета Безопасности (ст. 12 Устава), Генеральная Ассамблея может «рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями» (ст. 14 Устава ООН).
Разрешение споров в рамках ВOT
Для разрешения споров между государствами-членами ВOT создано специальное подразделение ВOT — Орган по разрешению споров, входит в систему главных органов ВOT. Функции Органа выполняет Генеральный Совет ВOT, специально собирается для рассмотрения споров. Орган руководствуется в своей деятельности специальным актом — Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров, входит в пакет соглашений ВOT — в право ВOT (Приложение 2 к Соглашению об учреждении ВOT 1994 p.).
Общий срок процесса разрешения споров в рамках ВOT может длиться от 420 до 670 дней.
92. Понятие и источники права внешних сношений
Внешние сношения — часть общей системы межгосударственных отношений и международной деятельности каждого государства, охватывает только официальные, поддерживаемые с помощью особых государственных органов преимущественно политические связи и отношения между государствами и другими субъектами международного права с целью осуществления их внешних функций мирными средствами в соответствии с основными принципами международного права.
Право внешних сношений является отраслью современного общего международного права, состоящая из системы юридических норм, регулирующих положение и деятельность субъектов международного права в осуществлении их внешних сношений в соответствии с основными принципами международного права.
Источниками права внешних сношений являются многочисленные международные договоры, как двусторонние, так и многосторонние, важнейшими из которых являются Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 p., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 p., Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., а также международные обычаи и внутреннее законодательство государств (например, количественный состав дипломатических представительств, полномочия органов государственной власти, которые вступают во внешние сношения, порядок ввоза предназначенных для дипломатических представительств предметов и освобождение их от всех таможенных пошлин и т.д.).
studies.in.ua