Федеральный закон о полиции с комментариями

Оглавление:

Федеральный закон РФ «О полиции» 2018

Закон о полиции в последней действующей редакции от 7 марта 2018 года.

закон имеет новую редакцию, вступающую в силу 30 декабря 2018 года. Сравнить изменения

Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» регулирует отношения полиции и общества, определяет основные направления деятельности полиции и перечень полномочий полицейских. Современные условия развития общества диктуют необходимость защиты личности, общества, раскрытия и выявления преступлений, розыска лиц, предупреждения и пресечения правонарушений, исполнения административных наказаний.

Федеральный закон «О полиции» возлагает на полицию обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения, по осуществлению экспертно-криминалистической деятельности, контроль за использованием и хранением оружия, охранной и частной детективной деятельностью.

Федеральный закон «О полиции» закрепляет обязанность полицейских при общении с гражданами называть свою фамилию, должность и звание, пределы и условия применения специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия, устанавливает строгий перечень оснований для проникновения сотрудниками полиции в жилые или частные помещения.

Федеральный закон РФ «О полиции» определяет требования к лицам, поступающим на службу в полицию, их психологическому состоянию, морально-психологическим качествам, профессиональной подготовке и устанавливает обязательные периодические проверки на знание действующего законодательства и аттестацию сотрудников внутренних дел.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о полиции имеет будущую редакцию только от 30 декабря 2018 года

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Федеральный закон РФ «О полиции»». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

dogovor-urist.ru

Закон о полиции с комментарием. Федеральный закон «О полиции»

Российская милиция пережила крупные изменения в 2011 году. Тогда же она была переименована в полицию. Основным юридическим источником, послужившим для реформации ряда правоохранительных органов, стал Федеральный закон «О полиции». С комментариями и примерами этот нормативный акт будет подробно рассмотрен в нашей статье.

Общая характеристика полиции

Законопроект был разработан под контролем президента РФ Дмитрия Медведева. С августа 2010 по февраль 2011 года в него вносились многочисленные поправки и дополнения, которые мог предложить любой российский гражданин. 1 марта 2011 года закон был принят.

В главе 1 Закона дается общая характеристика полицейской структуры. Закон «О полиции» с комментариями и изменениями от 29 июля 2017 года гласит, что основным назначением полиции является защита жизни, здоровья, свобод и прав российских граждан. Основные направления деятельности полиции — защита личности и общества, предупреждение и предотвращение нарушений закона, розыск отдельных лиц, обеспечение безопасности на дорогах, а также многое другое.

Деятельность полиции базируется на основе Конституции РФ, международных договоров и некоторых федеральных законов. В регионах страны полиция может руководствоваться законами субъектов.

Принципы деятельности

Полицейские должны осуществлять свои функции на основе определенных принципов, указанных в главе 2 Закона «О полиции». С комментариями и пояснениями эти принципы будут представлены далее.

Соблюдение и уважение свобод и прав человека и гражданина является первой основополагающей идеей. Выражается данный принцип во многих деталях. Это вежливое обращение с людьми, соблюдение профессиональной этики, запрет на применение пыток, пресечение незаконных действий.

Не менее важен и принцип законности. Здесь все просто: полицейские должны реализовывать свою профессиональную деятельность в строгом соответствии с нормативными актами Российской Федерации. Сотрудники должны быть беспристрастными. Защита прав и свобод людей реализовывается независимо от пола, расы, языка, мировоззрения и прочих отличительных черт. Все действия полицейских должны осуществляться на основе принципов публичности и открытости.

О сотруднике полиции

Полицейский является основным действующим лицом в полицейской структуре. Характеристика этого сотрудника приводится в статье 25 Закона «О полиции».

С комментариями от 29 июля 2017 года, Закон предоставляет информацию о статусе сотрудника полиции. Так, должностное лицо находится в системе федеральной исполнительной власти и соответствующего регионального органа. Прикомандирование к властным органам устанавливается главой государства.

Полицейский обладает рядом отличительных признаков. Это униформа, значок, удостоверение и жетон. Сотрудник имеет право на хранение и ношение оружия. Все работники полиции делятся по специальным званиям:

  • рядовые сотрудники;
  • младшая начальствующая категория (прапорщики и сержанты);
  • средняя начальствующая категория (лейтенанты и капитаны);
  • старшая начальствующая категория (майоры, подполковники и полковники);
  • высшая начальствующая категория (генералы).

В комментариях к Закону «О полиции» (статья 26) говорится о том, что увольнение полицейского со службы именуется «уходом в отставку».

Обязанности и полномочия полицейских

Какими профессиональными функциями обладают сотрудники полицейской структуры? Вот на что здесь следует обратить внимание:

  • четкое и незамедлительное выполнение законных приказов, отдаваемых руководством;
  • соблюдение внутреннего распорядка;
  • знание российского законодательства;
  • обращение по служебным вопросам к начальствующему составу;
  • соблюдение должностного регламента (профессиональной инструкции);
  • хранение в тайне сведений, которые запрещается разглашать за пределами полицейской структуры;
  • подтверждение или повышение уровня квалификации;
  • бережное отношение к государственному имуществу;
  • оказание помощи пострадавшим гражданам;
  • защита свобод, интересов и прав человека.
  • Для исполнения представленных обязанностей сотрудник полиции должен обладать рядом профессиональных прав. В статье 28 Закона «О полиции» с комментариями от 2017 года говорится о праве сотрудника на ознакомление с необходимой документацией, на социальное обеспечение, оплату труда, оплачиваемый отдых, продвижение по службе и защиту своих прав.

    Социальная защита полицейского

    Про обеспечение профессиональной деятельности сотрудника полиции следует рассказать несколько подробнее. Глава 8 Закона «О полиции» с комментариями 2017 года провозглашает основные гарантии социальной защиты полицейских.

    Оплата труда работников должна производиться в виде денежного довольствия. Начальство обязано предоставить полицейским полный пакет страховых гарантий в целях возмещения возможного вреда. Не менее важным является и право сотрудника полиции на обеспечение жильем. Есть мелкие виды социального обслуживания — вроде медицинского обеспечения, предоставления льгот детям сотрудников.

    Сама полицейская структура также должна формироваться и совершенствоваться государственными властями. В комментариях к Федеральному закону «О полиции» (глава 9) говорится о том, что вся правоохранительная система должна обеспечиваться двумя путями: материально-техническим и финансовым. Ежегодно составляется государственный бюджет, часть которого поступает в распоряжение правоохранителей.

    Меры принуждения

    Полиция обладает правом реализации некоторых мер принуждения. Что говорит об этом Федеральный закон «О полиции»? Статьи 14-17 указывают на следующие виды профессиональных мер:

    1. Задержание. Полиция имеет право применять подобную меру к подозреваемым и обвиняемым лицам. Максимальное время задержания — 48 часов. После этого дело отправляется в суд.
    2. Проникновение в жилище или на отдельную территорию. Полиция защищает право неприкосновенности любой собственности. Однако она обладает возможностью входить в помещения ради задержания подозреваемых или обвиняемых лиц, а также для спасения чьей-то жизни, ради пресечения преступления.
    3. Оцепление. Полиция охраняет право свободы передвижения. Ограничивается подобное право лишь по решению соответствующего органа в целях проведения мероприятия, ликвидации аварии, преследования лиц либо для проведения контртеррористической операции.
    4. Формирование и ведение информационных баз о лицах. Полиция заносит в свои базы сведения о российских гражданах для облегчения дальнейшей работы и безопасности.
    5. Таким образом, полицейские обладают довольно широкими полномочиями и правами. Все представленные меры принуждения имеют лишь одну важную цель: защиту гражданских свобод и прав.

      Контроль за полицией

      Кто контролирует полицейскую систему в России? Непосредственный надзор осуществляет Президент РФ. Палаты Федерального Собрания и Правительства осуществляют контроль в рамках своих полномочий.

      В комментариях к Закону «О полиции» (глава 10, статья 50) говорится о возможности общественного контроля за полицией. Что это значит? Граждане объединяются в общественные палаты и специальные наблюдательные комиссии. Данные инстанции наделены обязанностью контроля над правоохранительной системой.

      Есть также третий вид контроля — судебный и прокурорский. Осуществляется он только по запросу (судебному иску), если имеются возможные нарушения закона РФ. В суде также есть возможность обжаловать действия полиции.

      fb.ru

      Закон «О полиции» 2018

      Закон «О полиции» N 3-ФЗ принят 7 февраля 2011 года, вступил в силу спустя месяц, 7 марта того же года, и заменил закон РCФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции».

      При создании проекта закона учитывалось общественное мнение, которое в итоге нашло отражение в нормах закона.

      Содержание документа

      Закон состоит из 11 отдельных глав, регулирующих такие правоотношения:

    6. Общие положения о назначении и роли полиции, её функциях.
    7. Принципы работы сотрудников полиции.
    8. Полный перечень и описание прав и обязанностей.
    9. Общие положения о мерах принуждения, которые может применять полиция.
    10. Положения касательно применения специальных средств, оружия и физической силы при исполнении полицией своих прямых обязанностей.
    11. Место в правовой системе сотрудника полиции.
    12. Правила вступления на службу в полиции, особенности службы, порядок увольнения.
    13. Нормы относительно социальной защищённости служащих в полиции.
    14. Вопросы обеспечения.
    15. Контроль деятельности.
    16. Заключительные положения о порядке действия закона.

    Изменения закона

    Из явных изменений Закона стала реформа из милиции в полицию. В связи с этим, в 2011 году проведена внеочередная переаттестация всех сотрудников внутренних дел. Сотрудники МВД, отказавшиеся от прохождения переаттестации либо её не сдавшие, были уволены с государственной службы. Также были активные попытки препятствовать продвижению закона в частности относительно переименования милиции, однако закон всё же был принят в первоначальном смысле и уже более четырёх лет новых нареканий относительно переименования не вызывает.

    В 2015 году в Государственную Думу был внесён законопроект, вызвавший широкий резонанс.

    Законопроект с одной стороны очень сильно урезает права обычных граждан, а с другой — предлагает наделить сотрудников правоохранительных органов значительными полномочиями.

    Первое изменение — предложение исключить норму относительно того, что полиция должна обеспечить доверие граждан и общества к себе и заменить её на другую, суть которой заключается в том, что полиция опирается на поддержку граждан, то есть ввести так называемую «презумпцию доверия». Данный пункт правозащитники не одобряют по той причине, что уровень доверия в нашей стране к органам полиции находится на низком уровне, а вследствие принятия нормы возможно даже определённое наказание за невыявление доверия, из-за чего могут пострадать многие сознательные граждане.

    Стороны же, продвигающие данный проект, наоборот утверждают, что полиция является представителем государства, поэтому поддержка граждан должна быть заложена изначально.

    Изменения коснулись и применения оружия полицией. Предлагается разрешить открывать огонь в несовершеннолетних, женщин, инвалидов (на сегодня это запрещено). Исключение предлагается оставить только женщинам с явными признаками беременности.

    Законопроект предлагает больше не предоставлять защиту гражданам, если те обращаются к сотрудникам полиции без предъявления документов.

    Ещё одно резонансное нововведение, которое планируется ввести — это изменения правил досмотра граждан, личных вещей либо транспорта. Если сейчас сотрудник полиции правомочен проводить данную процедуру только при наличии конкретных данных о наличии состава правонарушения, то в будущем предлагается проводить досмотр и обыск уже при подозрении в правонарушении.

    Хоть проект ещё не был рассмотрен, в случае принятия каждому гражданину следует ознакомиться с изменениями, чтобы не оказаться в неудобной ситуации.

    Поскольку полиция является государственным правоохранительным органом, вследствие чего мы часто пересекаемся с ним в повседневной жизни, знание закона «О полиции» может пригодиться каждому.

    zakonopolitsii.ru

    Статья 20. Применение физической силы

    1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

    1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

    2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

    3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

    2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

    Комментарий к ст. 20 Закона о Полиции

    1. Реализуя предоставленные настоящей статьей полномочия, сотрудники полиции действуют в состоянии необходимой обороны либо задержания лица, совершившего преступление.

    2. В состоянии необходимой обороны они вправе причинить вред здоровью лица, посягающего на совершение преступления, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

    3. Применение физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, в целях пресечения посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерным, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства (ст. 37 УК РФ). Если же действия сотрудника полиции признаны не соответствующими характеру и опасности посягательства, но это несоответствие не является явным, превышение пределов необходимой обороны отсутствует.

    4. В то же время неправомерно использовать в отношении граждан, совершивших незначительные правонарушения, а нередко и просто законопослушных граждан такие же методы (в нашем случае — физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы), как и в отношении опасных преступников.

    5. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия сотрудника полиции, если он вследствие неожиданности посягательства не мог объективно оценить степень и характер опасности нападения.

    6. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании сотрудником полиции для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышение необходимых для этого мер.

    7. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Однако такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ст. 38 УК РФ).

    8. При соблюдении указанных в комментируемой статье условий применяться может физическая сила не только самих сотрудников полиции, но и оказывающих им содействие граждан.

    9. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

    10. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

    11. О понятии «оружие» см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

    12. О понятии «выполнение служебных обязанностей» см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.

    13. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 1, 12, п. п. 13 — 15, 37 ст. 13, 14, 18, 19, 21, 23, 27 настоящего Федерального закона.

    www.zakonrf.info

    Федеральный закон о полиции: комментарии и размышления Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

    Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Румянцев Н. В., Щеглов А. В.

    Отражены результаты сравнительно-правового анализа Закона РФ «О милиции» и Федерального закона «О полиции». Рассмотрены предпосылки появления закона «О полиции», дана характеристика новеллам данного закона, выявлены и рассмотрены наиболее значимые его отличия от Закона РФ «О полиции».

    Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Румянцев Н.В., Щеглов А.В.,

    THE FEDERAL LAW ABOUT POLICE: COMMENTS AND REFLEXIONS

    In article results of the comparative-legal analysis of the Law of the Russian Federation «About Militia» and the Federal law «About police» are reflected. Preconditions of occurrence of the law «About police» are considered, the characteristic of the novels of this law are given, its most significant differences from the Law of the Russian Federation «About police» are revealed and considered.

    Текст научной работы на тему «Федеральный закон о полиции: комментарии и размышления»

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПОЛИЦИИ»: КОММЕНТАРИИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

    начальник Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, генерал-лейтенант полиции

    начальник кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета

    МВД России, кандидат педагогических наук, доцент, полковник полиции

    E-mail: polkovnik@mail.ru Научная специальность: 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право

    Аннотация. Отражены результаты сравнительно-правового анализа Закона РФ «О милиции» и Федерального закона «О полиции». Рассмотрены предпосылки появления закона «О полиции», дана характеристика новеллам данного закона, выявлены и рассмотрены наиболее значимые его отличия от Закона РФ «О полиции».

    Ключевые слова: закон «О полиции», закон «О милиции», реформа МВД России, структура полиции, понятие полиции, основные направления деятельности полиции, права и обязанности полиции.

    THE FEDERAL LAW «ABOUT POLICE»: COMMENTS AND REFLEXIONS

    head of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law sciences, lieutenant general of police;

    head of the department of a professional etiquette and aesthetic culture of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, colonel of police

    Annotation. In article results of the comparative-legal analysis of the Law of the Russian Federation «About Militia» and the Federal law «About police» are reflected. Preconditions of occurrence of the law «About police» are considered, the characteristic of the novels of this law are given, its most significant differences from the Law of the Russian Federation «About police» are revealed and considered.

    Keywords: the law «About police», the law «About militia», reform of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police structure, concept of police, the basic directions of activity of police, the right and a police duty.

    Предпосылки появления закона. В современной России в последние годы стало особенно очевидным несоответствие между требованиями, предъявляемыми к деятельности милиции и сформированными десятилетия назад формами ее работы. Перед МВД была поставлена принципиальная задача: законодательно закрепить новую социальную модель деятельности органов внутренних дел. От полиции потребовали сконцентрировать свою работу на обеспечении правопорядка и защите прав и свобод граждан.

    Поэтому при подготовке закона «О полиции» необходимо было решить два блока проблем. Во-первых, избавить МВД от несвойственных ему

    функций. Во-вторых, определить исчерпывающий объем полномочий, перечень выполняемых функций, необходимых для организации эффективной и отвечающей ожиданиям населения деятельности работы органов внутренних дел. Стало понятно, что только ведомственными приказами и инструкциями эти задачи не решить — потребовался новый закон; более понятный и удобный в применении, в том числе и для простых людей.

    По мнению многих экспертов, это самый необычный законодательный акт о силовых и правоохранительных структурах за всю историю России со времен Петра I. Впервые государство передает право контроля над самой многочислен-

    Актуальные проблемы административного права

    ной вооруженной организацией рядовым гражданам. Полиция отныне — не столько инструмент власти и «карающий меч закона», сколько инструмент защиты граждан, который находится полностью в их руках.

    Получится документ, максимально приближенный к закону прямого действия. Собственно, как того требовал Президент Российской Федерации. В нем стало значительно меньше отсылочных и бланкетных норм, а компетенция полиции имеет четко установленные рамки. Эта мера полезна не только сотрудникам, но и гражданам, в отношении которых будут исключены возможные злоупотребления. Ведь злоупотребления обычно происходят из-за нечеткости правовых формулировок либо из-за возможности использовать отсылочные нормы.

    Очень важно, что в законе сделан акцент на социальной миссии в деятельности полиции, ведь общество предъявляет особые требования к практике использования мер государственного принуждения. В новом законе эти меры сведены воедино и детально регламентированы; прописаны порядок и условия задержания граждан, проникновения в жилье, на земельные участки. Апелляция к необходимости защиты интересов одних граждан не может безосновательно входить в противоречие и нарушать личную безопасность других равных с ними граждан России.

    Более того, закон закрепляет партнерскую модель взаимоотношений полиции и населения; т.е. функции общественной безопасности и защиты возлагаются на органы правопорядка, а полицейские в своей работе руководствуются общественными интересами.

    Законодательное закрепление получил такой правовой инструмент обеспечения прав граждан, как обязанность сотрудников полиции при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях выдавать заявителю уведомление о принятом сообщении, а при обращении в форме электронного документа — направлять его на адрес электронной почты заявителя. Представление об органах внутренних дел складывается в первую очередь на основе личного контакта гражданина с полицейским. Поэтому успех реформы МВД во многом зависит от того, каким будет российский полицейский.

    Особое внимание уделено повышению профессиональных и личностных требований к кадровому составу. В законе не только закреплен набор этих требований, но и установлены механизмы обеспечения законности, беспристрастности, открытости и публичности в работе.

    Одним из главных критериев оценки работы подразделения полиции и его руководителя станет общественное мнение граждан, проживающих на территории обслуживания. Негативная оценка жителей может явиться поводом для увольнения сотрудника из полиции.

    Теперь каждый начальник будет обязан обеспечить жесткий контроль за деятельностью своих подчиненных. Ведь общеизвестно, что безобразия в подразделениях органов внутренних дел зачастую происходили именно из-за отсутствия такого контроля. При этом для изучения общественного мнения руководство МВД намерено применять разные способы и методы мониторинга.

    В Федеральном законе «О полиции» довольно много новелл. Это документ объемный, который требует подготовки даже самих сотрудников министерства. Как добиться того, чтобы закон заработал практически сразу же, чтобы его положения реализовались, а не оставались на бумаге? Во главу угла должен быть поставлен самый эффективный критерий — подлинный профессионализм сотрудников МВД России, честное, безупречное исполнение ими своих должностных обязанностей. Необходимо обеспечить прозрачность деятельности полиции, высокую ответственность этой структуры перед обществом. В законе защищены права любого гражданина в его взаимоотношениях с полицией и другими правоохранительными структурами.

    Новый закон: краткий комментарий. Федеральным законом понятие «полиция» раскрывается через призму ее социальной роли в российском обществе. Так, согласно ч. 1 ст. 1 «Назначение полиции», полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. При этом полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных

    посягательств. При этом законодатель не упоминает о ее принудительном потенциале, что характерно для определения милиции.

    Определяя сущность полиции в ее предназначении, закон тем не менее не раскрывает содержания определений «общественный порядок» и «общественная безопасность», которые до настоящего времени на законодательном уровне не сформулированы.

    Закон не определяет задачи полиции, а говорит об основных направлениях ее деятельности. В соответствии со ст. 2 их двенадцать:

    ♦ защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

    ♦ предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

    ♦ выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

    ♦ производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

    ♦ обеспечение правопорядка в общественных местах;

    ♦ обеспечение безопасности дорожного движения;

    ♦ контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

    ♦ контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

    ♦ охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

    ♦ государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

    ♦ осуществление экспертно-криминалистиче-ской деятельности.

    Как видно из данного перечня, осуществление предварительного расследования по уголовным делам не входит в задачи полиции. Поименованные направления деятельности в полной мере отражают предназначение полиции в сфере обеспечения общественной безопасности.

    Глава 2 «Принципы деятельности полиции» расширяет перечень принципов, в соответствии

    с которыми строится деятельность полиции. Включает в их состав новые принципы, подчеркивающие опору полиции на взаимодействие с населением страны и учет общественного мнения в ее деятельности, а также активное использование в работе современных достижений науки и техники.

    Таким образом, к действующим принципам милиции, таким как: уважение прав и свобод человека и гражданина, соблюдение законности, гуманизм, гласность (открытость и публичность) добавились принципы:

    ♦ беспристрастности (ст. 7);

    ♦ обеспечения общественного доверия и поддержки граждан (ст. 9);

    ♦ взаимодействия и сотрудничества полиции с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами (ст. 10);

    ♦ использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11).

    Существенным отличием является тот факт, что структура полиции представлена: подразделениями, организациями и службами, а ее система определяется Президентом Российской Федерации (ст. 4), а не Правительством Российской Федерации, как это обстояло с милицией.

    В настоящее время, в соответствии указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 указанные структурные единицы полиции создаются для осуществления таких функций, как:

    а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;

    б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;

    в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также

    при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

    д) обеспечение безопасности дорожного движения;

    е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;

    ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

    з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;

    и) обеспечение собственной безопасности;

    к) осуществление лицензионно-разрешитель-ной работы;

    л) осуществление экспертно-криминалистиче-ской деятельности;

    м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

    н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;

    о) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации;

    п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;

    р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

    с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;

    т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств-членов Интерпола.

    При этом полиция в центральном аппарате МВД России представлена:

    ♦ Главным управлением вневедомственной охраны;

    ♦ Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения;

    ♦ Главным управлением по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ;

    ♦ Главным управлением по противодействию экстремизму;

    ♦ Главным управлением собственной безопасности;

    ♦ Главным управлением на транспорте МВД России;

    ♦ Главным управлением уголовного розыска;

    ♦ Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции;

    ♦ Национальным центральным бюро Интерпола;

    ♦ Управлением по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;

    ♦ Управлением по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации;

    ♦ Управлением по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий;

    ♦ Управлением оперативно-розыскной информации;

    ♦ Управлением по организации дознания.

    В отличие от Закона РФ «О милиции», предусматривавшего общие обязанности и права милиции, Федеральный закон «О полиции» предусматривает обязанности и права полиции как целостной структуры, а также и обязанности и права ее сотрудников. Это свидетельствует о желании законодателя конкретизировать полномочия, которыми могут быть реально наделены полицейские исходя из их должностных обязанностей, что делает понятным для населения реальные возможности сотрудника полиции.

    Сами обязанности (ст. 12) в основном исключают выполнение полицией не свойственных ей функций.

    Федеральный закон «О полиции» конкретизировал возможности полиции по ограничению конституционных прав и свобод граждан, посвятив две главы (ранее одна — Раздел IV. Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия) применению полицией мер принуждения. Так, гл. 4 закона «О

    полиции» посвящена применению полицией отдельных мер государственного принуждения, таких как:

    ♦ задержание (ст. 14);

    ♦ вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (ст. 15);

    ♦ оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов (ст. 16);

    ♦ формирование и ведение банков данных о гражданах (ст. 17).

    В ст. 14 законодатель детализировал алгоритм задержания, определив не только процедуру его осуществления, основания для применения данной меры государственного принуждения (включив как уголовно-процессуальные основания, так и основания, предусмотренные КоАП РФ), а также закрепил право задержанного на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

    Данное право не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными являются лица:

    ♦ совершившие побег из-под стражи;

    ♦ уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывшие к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;

    ♦ уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;

    ♦ находящиеся в розыске;

    ♦ уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

    ♦ уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;

    ♦ совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающиеся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение.

    Глава 5 рассматривает применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В отличие от Закона РФ «О милиции» Федеральный закон «О полиции» исключает «использование» оружия как термин и говорит о «применении огнестрельного оружия». Новым является расширение оснований, дающих право полицейскому на применение оружия, в частности, для:

    ♦ задержания лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящегося при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ (п. 5 ч. 1 ст. 23);

    ♦ разрушения запирающих устройств и иных препятствий при необходимости проникновения в помещение по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом (п. 3 ч. 3 ст. 23).

    В ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О полиции» говорится о «служебном огнестрельном оружии ограниченного поражения». При этом для граждан непонятно, какими свойствами должно обладать данное оружие, поскольку оно не упоминается в Федеральном законе «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ.

    Расширены основания для применения и перечень специальных средств, стоящих на вооружении полиции. Так, ст. 21 ФЗ «О полиции» включает имеющиеся в ст. 14 Закона РФ «О милиции» основания для применения специальных средств и дополняет их следующим положением: защита охраняемых объектов, блокирование движения групп граждан, совершающих противоправные действия (п. 11 ч. 1 ст. 21).

    В качестве новых специальных средств в Федеральном законе «О полиции» фигурируют:

    ♦ специальные газовые средства;

    ♦ средства ограничения подвижности (наручники);

    ♦ средства сковывания движения (сети);

    ♦ средства защиты охраняемых объектов;

    ♦ средства блокирования движения групп правонарушителей (спирали).

    Значительное внимание в Законе «О полиции» уделено правовому положению сотрудника полиции и прохождению службы в полиции.

    Глава 6 «Правовое положение сотрудника полиции» включает в себя девять статей:

    ♦ кто такой полицейский (ст. 25);

    ♦ виды специальных званий полиции (ст. 26);

    ♦ основные обязанности, возлагаемые на полицейского (ст. 27);

    ♦ права, которыми наделен полицейский (ст. 28);

    ♦ ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции (ст. 29);

    ♦ гарантии правовой защиты (ст. 30);

    ♦ право на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) (ст. 31);

    ♦ привлечение других сотрудников ОВД к выполнению обязанностей, возложенных на полицию (ст. 32);

    ♦ ответственность сотрудника полиции (ст. 33).

    Глава 7 «Служба в полиции» включает 8 статей, определяющих, что такое служба в полиции (ст. 34), и рассматривающих вопросы поступления (ст. 35), испытания (ст. 36), особенностей ее прохождения (ст. 37—39) и увольнения из полиции (ст. 40), а также гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления (ст. 41).

    Необходимо отметить, что законодателем учтены имевшие место в Законе РФ «О милиции» противоречия, позволявшие привлекать к несению службы, связанной с охраной общественного порядка, лиц (сотрудников милиции), не достигших совершеннолетия (18 лет) (ст. 38).

    Кроме того, гл. 7 расширяет перечень требований, предъявляемых к полицейскому: не принимаются в полицию лица, если они неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу, подвергались в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; прохождение психофизиологического исследования; тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость; личное поручительство; дисциплина регулируется Дисциплинарным уставом. Заметим, что последний находится в настоящее время в разработке.

    В отличие от Закона РФ «О милиции», Федеральным законом «О полиции» впервые на законо-

    дательном уровне определяются основания увольнения сотрудника полиции (22 пункта).

    Статьи гл. 8 «Гарантии социальной защиты сотрудника полиции», предусматривают обязанность государства по страхованию жизни и здоровья сотрудника полиции (ст. 43); право сотрудника полиции на жилищное обеспечение (ст. 44); медицинское обеспечение (ст. 44); восстанавливают право сотрудника полиции на обеспечение в служебных целях проездными документами на все виды общественного транспорта, а также право проезда на всех видах общественного транспорта (кроме такси).

    Со стороны руководства страны, парламентариев и общественности высказывались упреки в недостаточном контроле и надзоре за органами правопорядка. Федеральный закон «О полиции» значительно расширил возможности контроля и надзора за деятельностью полиции по сравнению с Законом РФ «О милиции». В Законе предусмотрены дополнительные статьи: ст. 49 «Государственный контроль за деятельностью полиции» — декларируюет право Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации осуществлять государственный контроль за деятельностью полиции; ст. 50: «Общественный контроль за деятельностью полиции» — рассматривает особенности и специфику общественного контроля за деятельностью полиции; ст. 51 «Судебный контроль и надзор».

    В целях реализации ФЗ «О полиции» одновременно с принятием Закона внесены изменения в 23 федеральных закона. Помимо этого, предполагается принятие: ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», ФЗ «О прохождении службы в рядах полиции» и др.

    Полиция будущего рождается сегодня. Новый закон в значительной степени меняет порядок взаимоотношений сотрудников органов внутренних дел и граждан. Но для этого нужно время, в том числе и на обновление кадрового состава.

    Абсолютное большинство сотрудников органов внутренних дел с честью и достоинством, а порой и с риском для жизни несут нелегкую самоотверженную службу, защищая покой граждан. Но в то же время существуют и определенные кадро-

    Сравнительный анализ двух законов

    Федеральный закон «О полиции» состоит из 11 глав и 56 статей. Для более глубокого анализа Федерального закона «О полиции» представляется целесообразным его рассмотрение в сравнении с Законом РФ «О милиции».

    Понятие милиции Понятие полиции

    Задачи милиции (всего — 6) Основные направления деятельности полиции (всего — 12)

    Декларирование пяти принципов (уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, гуманизм, гласность, взаимодействие) Детализация 7 принципов (соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем)

    Определена система милиции — криминальная милиция и милиция общественной безопасности (подразделения входящие в их состав определяются Правительством РФ) Структура полиции представлена: подразделениями, организациями и службами. Система строится в зависимости от осуществляемых полицией функций — всего 18 (прерогатива Президента РФ)

    Раздел III. «Обязанности и права милиции» содержит не свойственные для милиции функции (медицинское вытрезвление, розыск должника, его имущества в порядке гражданского судопроизводства, учет преступлений и др.) Гл. 3. Обязанности и права полиции фактически исключает выполнение полицией не свойственных ей функций

    Служебные права и обязанности сотрудника милиции фактически не раскрыты (ст. 18) Достаточно подробно прописаны права и обязанности сотрудника полиции и его статус (гл. 6)

    Отдельные ограничения прав и свобод граждан не предусматриваются Введена самостоятельная гл. 4. «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения» (задержание, вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории, оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов, формирование и ведение банков данных о гражданах)

    Раздел IV. «Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» представлен пятью статьями Гл. 5. «Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» (7 статей) содержит существенные изменения: ♦ расширен перечень и основания применения спец. средств; ♦ исключено понятие использования оружия, введены новые основания для его применения

    Разделом V. «Служба в милиции» данные ограничения не предусматриваются Гл. 7. «Служба в полиции» расширяет перечень требований, предъявляемых к полицейскому: ♦ не принимаются лица неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергались в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; ♦ прохождение психофизиологического исследования; ♦ тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость; ♦ личное поручительство; ♦ дисциплина регулируется Дисциплинарным уставом

    Основания увольнения сотрудника милиции не определялись Гл. 7. «Служба в полиции» впервые на законодательном уровне определяются основания увольнения сотрудника полиции (22 пункта)

    Закон Российской Федерации «О милиции» Федеральный закон «О полиции»

    Раздел VI. «Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции» Две самостоятельные главы: 7. «Служба в полиции» и 8. «Гарантии социальной защиты сотрудника полиции». В рамках гл. 8 предусматривается право обеспечения сотрудника полиции проездными документами и проезда на всех видах общественного транспорта (кроме такси)

    Раздел VIII. «Гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции» (4 статьи) Гл. 10. «Контроль и надзор за деятельностью полиции» расширяет ранее действующие способы обеспечения законности за счет: ♦ конкретизации государственного контроля; ♦ введения общественного контроля за деятельностью полиции; ♦ раскрытия сущности судебного контроля и надзора

    вые проблемы. И на их решение направлен новый закон. В совокупности с повышением уровня социальной защищенности и значительным увеличением уровня заработной платы он позволит более качественно проводить отбор в полицейские. Вся реформа МВД направлена именно на качественную оптимизацию и модернизацию российских органов правопорядка. И возрожденной российской полиции нужно будет время для становления.

    Заложенная в Законе «О полиции» новая социальная модель органов правопорядка основывается на выполнении профессиональных полицейских функций. Во главу угла поставлена безопасность личности — защита ее прав и законных интересов от противоправных посягательств. Основным направлением деятельности теперь становится предупреждение и профилактика преступлений и административных правонарушений.

    В законе закреплен исчерпывающий перечень прав и обязанностей сотрудников. Детализированы отдельные правомочия, обозначены условия их реализации. Исключены нормы, не имеющие конкретного юридического содержания. Особое внимание уделено повышению прозрачности, открытости и публичности: граждане должны знать, как организована работа полиции по защите их прав, и требовать отчета — такая обязанность руководителя территориального органа внутренних дел законодательно закреплена.

    Укреплению взаимодействия с гражданским обществом способствовало и создание Общественного совета при МВД России. Аналогичные советы сформированы и при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Федерации. На их заседаниях обсужда-

    ется широкий круг вопросов, касающихся работы органов внутренних дел. А теперь, согласно положениям ФЗ «О полиции», на них возлагается и общественный контроль.

    Что касается оформления и внешнего облика, то законом предусмотрено использование наименования «милиция» до 1 января 2012 г. За это время предстоит привести в соответствие с законом обозначения на зданиях, служебном транспорте, форменной одежде и так далее. Сама же новая форма сотрудников полиции будет введена после ее утверждения постановлением Правительства России. Какой она будет, говорить пока рано. Но уже сегодня данный вопрос прорабатывается.

    Думается, ни у кого не возникают сомнения, что нужно максимально ответственно отнестись к тем задачам, которые возложены на российскую полицию. Прежде всего, от самих сотрудников зависит, каковы будут роль и место полиции в обществе, ее общественный статус. Разумеется, каждый из сотрудников хочет, чтобы он был максимально высоким. Для этого у органов внутренних дел есть необходимый потенциал, который важно грамотно и эффективно реализовать. Полиция — это, прежде всего люди, конкретные сотрудники, от профессионализма которых зависит защита прав и законных интересов граждан.

    Выступая на расширенном заседании Коллегии МВД России (март 2011 г.) Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул: «Общество ждет от полиции реального обновления. С другой стороны, задача государства — создать все условия для нормального труда всех, кто пришел на службу в МВД».

    cyberleninka.ru