Связь налогов с деятельностью предприятий

Налоговая политика предприятия

Налоговая политика предприятия — это составная часть финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в выборе эффективных вариантов налоговых платежей при альтернативных вариантах его хозяйственной деятельности.

Анализ налоговой политики предприятия производится в программе ФинЭкАнализ в блоке Расчет налогового бремени предприятия.

Налоговая политика предприятия строится на следующих принципах:

1. Строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Ни одна из форм незаконного уклонения от уплаты налогов (сокрытие реальных доходов или прибыли, подтасовка бухгалтерской отчетности, задержка налоговых платежей и т.п.) не может быть использована предприятием, которое заботится о деловой репутации.

2. Поиск и использование эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения. Это предполагает целенаправленное воздействие на различные элементы базы налогообложения в разрезе источников уплаты отдельных налогов, использование прямых и непрямых налоговых льгот.

3. Оперативный учет изменений в действующей налоговой системе. Разработанная предприятием налоговая политика, а в отдельных случаях и виды хозяйственных операций должны оперативно корректироваться с учетом появления новых видов налогов, изменения ставок налогообложения, отмены или предоставления налоговых льгот и т.п.

4. Плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей. Основа такого планирования — целевая сумма прибыли предприятия и другие плановые показатели его экономического развития.

5. Своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами по налоговым платежам. Для этого на предприятии разрабатывают «налоговый календарь», представляющий собой график налоговых платежей предприятия в предстоящем периоде. Разработка такого графика позволяет минимизировать затраты предприятия по обслуживанию потока налоговых платежей.

1fin.ru

Тема 2. ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД

2.2. Налогоплательщики и виды деятельности, подпадающие под ЕНВД

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками в обязательном порядке со дня его введения на территории субъектов Российской Федерации нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (глава 26.3 НК РФ).

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федераций, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта РФ, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этом субъекте. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта РФ в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг (кроме услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов);

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (кроме услуг по заправке, гарантийному ремонту, хранению на стоянках и штрафных автостоянках);

4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 м. кв., палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

5) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 м.кв.;

6) оказания услуг общественного питания без использования залов;

7) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств. Статьей 346.27 Кодекса уточнено, что для целей расчета ЕНВД при перевозке пассажиров количество посадочных мест определяется как количество мест для сидения (за исключением места водителя и места кондуктора) на основании данных технического паспорта завода–изготовителя автотранспортного средства. Если в техническом паспорте завода–изготовителя отсутствует информация о количестве посадочных мест, то это количество определяется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ на основании заявления организации, являющейся собственником автотранспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров;

8) распространение и (или) размещение печатной и (или) полиграфической наружной рекламы, распространение и (или) размещение посредством световых и электронных табло наружной рекламы. С 2009 года под применение ЕНВД подпадает распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций. Такой вид деятельности (ст. 346.27) включает в себя предпринимательскую деятельность по распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»;

9) оказание гостиничных услуг (площадь спальных помещений не должна превышать 500 кв.м.);

10) оказание услуг по хранению автотранспорта на платных стоянках, а также по предоставлению во временное пользование мест для стоянки авто (для расчета ЕНВД берется общая площадь стоянки);

11) передача во временное владение или пользование земельных участков для стационарной и нестационарной торговой сети (в т.ч. ларьки, прилавки, палатки);

12) передача во временное владение или пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной сети без торговых залов; объектов нестационарной торговой сети; объектов общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

13) размещение рекламы на любых транспортных средствах. Статьей 246.27 уточнено, что ЕНВД облагается предпринимательская деятельность по размещению рекламы на транспортном средстве, осуществляемая с соблюдением требований Федерального закона «О рекламе», на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство. Следовательно, ЕНВД в данном случае возможно на основании договора и в том случае, если в размещении информации будут признаки предпринимательской деятельности;

14) сдача в аренду земельных участков под объекты общепита.

Однозначно решены вопросы, кто уплачивает ЕНВД в сфере размещения рекламы – эта обязанность целиком и полностью непосредственно в силу закона возлагается на владельца рекламной конструкции. При этом также однозначно определено, что для целей налогообложения ЕНВД владелец рекламной конструкции – это собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. Следовательно, если организация осуществляет только монтаж плакатов на рекламных конструкциях, принадлежащих иным собственникам, и получает доход от монтажа, а не от размещения рекламы, она не будет являться плательщиком ЕНВД.

Законами субъектов РФ определяются:

1) порядок введения единого налога на территории субъекта;

2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня;

3) значения коэффициента К2.

Не могут перейти на уплату крупнейшие налогоплательщики и доверительные управляющие.

Под ЕНВД не попадают с 2009г.:

1) организации и предприниматели, у которых среднесписочная численность работников за предыдущий год превышает 100 человек;

2) компании, у которых более 25% от уставного капитала принадлежит другим организациям. Ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

3) предприниматели, которые перешли на УСНО на основании патента;

4) учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и эти услуги оказываются непосредственно этими учреждениями;

5) организации и индивидуальные предприниматели в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.

Новым пунктом 2.3 статьи 346.26 НК РФ установлено два способа перехода от применения ЕНВД к иным режимам налогообложения. Если налогоплательщиком допущено превышение предельной численности сотрудников или он имеет несоответствующую требованиям к применению ЕНВД структуру уставного капитала, то отказ от ЕНВД и применение иного режима налогообложения происходит с начала того квартала, когда допущено такое несоответствие.

Однако если нарушены требования к плательщику ЕНВД по остальным трем пунктам, то переход на иной режим налогообложения осуществляется со следующего календарного квартала. Например, если предприятие сдавало в аренду землю под магазин, а с 1 марта календарного года этот участок земли стал сдаваться под АЗС, то предприятие за 1 квартал может отчитаться по ЕНВД, а с 1 апреля перейти на уплату налогов в ином режиме налогообложения.

Уплата организациями ЕНВД предусматривает замену уплаты:

— налога на прибыль организаций;

— налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

— НДС, за исключением ввоза товаров на таможенную территорию РФ.

Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает замену уплаты:

— налога на доходы физических лиц;

— налога на имущество физических лиц;

— ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

— НДС за исключением ввоза товаров на таможенную территорию РФ.

Организации и ИП уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и сбор на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных выше, осуществляются предприятиями в соответствии с общим режимом налогообложения.

Предприятия, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и деятельности, в отношении которой они уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Предприятия, осуществляющие одновременно виды предпринимательской деятельности, облагаемые ЕНВД, и виды предпринимательской деятельности, подпадающие под действие общей системы налогообложения, производят распределение понесенных ими общепроизводственных расходов (общих расходов, связанных с производством и реализацией, общих внереализационных расходов), а также расходов на оплату труда, пропорционально доле доходов, полученных от каждого вида осуществляемой ими деятельности в общем объеме доходов, полученных от всех видов деятельности.

Рассмотрим подробнее виды деятельности, облагаемые ЕНВД.

Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания. Следует иметь в виду, что к товарам, реализуемым через розничную торговую сеть, относится также и продукция собственного производства.

К розничной торговле в целях применения ЕНВД не относится с 01.01.2009г. реализация газа в любом виде (не только в баллонах) и реализация товаров путем телефонной связи. К розничной торговле с 2009 года отнесена реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах.

Стационарная торговая сеть – это торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски.

С 2009 года при рассмотрении вопроса о применении ЕНВД в торговле будет изучаться не только целевое назначение помещения как такового, но и порядок и условия его фактического использования.

Нестационарная торговая сеть – торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые в соответствии с требованиями НК к стационарной торговой сети.

В случае если производственные предприятия реализуют через принадлежащие им (используемые ими) объекты организации торговли помимо продукции собственного производства и приобретенные товары, доходы, извлекаемые ими от реализации приобретенных товаров, подлежат в установленном порядке налогообложению единым налогом.

В этих целях предприятия обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по каждому осуществляемому ими виду предпринимательской деятельности. Функциональное деление площади торгового зала, для целей исчисления единого налога, не производится.

При исчислении суммы единого налога в отношении деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговый зал в качестве физического показателя базовой доходности, используется площадь торгового зала в квадратных метрах. При исчислении суммы единого налога предприятиями, осуществляющими розничную торговлю через объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал (магазин, павильон), учитывается площадь всех помещений такого объекта (включая и площади объекта организации торговли, отнесенные ГОСТом к площади торгового зала) и прилегающих к нему открытых площадок, фактически используемых ими для осуществления розничной торговли товарами (оказания услуг покупателям).

Площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) – площадь всех помещений и открытых площадок, используемых предприятием для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Открытая площадка – специально оборудованное место, расположенное на земельном участке, предназначенном для организации торговли или общественного питания.

Магазин – специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Павильон – строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск – строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца.

Палатка – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала.

Торговое место – место, используемое для совершения сделок купли-продажи.

Площади складских, офисных, подсобных и иных помещений объекта организации торговли, не предназначенных для ведения розничной торговли (оказания услуг покупателям), учитываются при исчислении единого налога только в том случае, если такие помещения фактически используются для розничной торговли товарами (оказания услуг покупателям). При этом площадь указанных выше помещений в одном объекте организации торговли не должна превышать 150 кв.м. Предприятия, превысившие данное ограничение хотя бы по одному объекту организации торговли, не подлежат переводу на уплату единого налога.

Площадь торгового зала определяется на основе правоустанавливающих и инвентаризационных документов. К таким документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной торговой сети документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право на пользование данным объектом (договор передачи, договор купли-продажи нежилого помещения; технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право торговли на открытой площадке и т. п.).

Использование под торговый зал части торговой площади (до 150 кв.м) от указанной в инвентаризационных и правоустанавливающих документах не может служить основанием для применения предприятием системы ЕНВД.

Услуги общественного питания, оказываемые предприятием через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей (открытых площадок), предназначенных для организации потребления на месте изготовленной кулинарной продукции (палатки, ларьки, киоски, лотки и т. п.), а равно и услуги общественного питания, оказываемые одновременно через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей площадью до 150 кв.м, и объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, не подпадают под действие системы ЕНВД.

С 2009г. устанавливается особая льгота в применении ЕНВД для магазинов (отделов) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных. Именно эти объекты общественного питания в соответствии с уточненной редакцией определения в статье 346.27 НК отнесены к объектам организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.

Учитывая, что перевод предприятий, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг общественного питания по отдельным объектам организации общественного питания, подпадающим под действие системы ЕНВД, не предусмотрен, налогообложение результатов деятельности таких предприятий осуществляется в общеустановленном порядке либо по их желанию.

В этой связи при исчислении суммы единого налога предприятиями, занятыми деятельностью в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемой при использовании зала обслуживания посетителей площадью не более 150 кв. м, учитываются площади всех специально оборудованных помещений объекта организации общественного питания и прилегающих к нему открытых площадок, предназначенных для реализации и организации потребления готовой кулинарной продукции, а также иных помещений такого объекта, фактически используемых в указанных целях (в том числе и площади помещений раздачи и подогрева готовой кулинарной продукции при условии расположения их в зале обслуживания посетителей). Определение таких площадей осуществляется на основе правоустанавливающих и инвентаризационных документов.

Под физическим показателем «количество работников, включая индивидуального предпринимателя», в целях исчисления единого налога, следует понимать среднесписочную численность работающих (с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству) в тех сферах предпринимательской деятельности предприятия, по которым уплачивается единый налог, определяемую за налоговый период.

В случае осуществления индивидуальными предпринимателями деятельности с привлечением наемных работников либо других субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей), величина данного физического показателя базовой доходности принимается равной средней (среднесписочной) за налоговый период численности всех работников (в том числе и других субъектов предпринимательской деятельности), участвующих в этой деятельности, включая индивидуального предпринимателя.

При этом следует иметь в виду, что субъекты предпринимательской деятельности, заключившие с индивидуальным предпринимателем договоры гражданско-правового характера о выполнении работ (оказании услуг), подпадающих под действие системы налогообложения в виде ЕНВД, рассматриваются для целей налогообложения в качестве самостоятельных плательщиков единого налога. Исчисление и уплата единого налога осуществляется такими субъектами предпринимательской деятельности на общих основаниях для всех плательщиков единого налога.

В целях применения единого налога под транспортными средствами следует понимать автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

В целях исчисления единого налога в отношении результатов предпринимательской деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, предприятиями включается в физический показатель базовой доходности только то количество находящихся в эксплуатации транспортных средств, которое фактически используется ими в течение налогового периода по единому налогу для перевозки пассажиров и грузов.

Транспортные средства (из числа эксплуатируемых), не задействованные по тем или иным объективным причинам (нахождение в ремонте, прохождение технического осмотра, отсутствие заказов и т. п.) в осуществляемой ими в течение налогового периода деятельности, не учитываются при определении величины физического показателя базовой доходности, используемого в расчете налоговой базы по единому налогу.

Также следует учитывать следующее:

1) предприятием, осуществляющим розничную торговлю (оказание услуг общественного питания) через объект стационарной торговой сети (объект общественного питания), имеющий торговый зал (зал обслуживания посетителей), должна учитываться площадь всех помещений такого объекта (в том числе и арендованных) и открытых площадок, используемых для торговли или организации общественного питания;

2) в отношении результатов предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания с применением физического показателя базовой доходности – площадь зала обслуживания посетителей – к услугам общественного питания следует относить услуги питания ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров и предприятий других типов, имеющих залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга (музыкального обслуживания, проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставления газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда), оказываемые предприятиями общественного питания в залах обслуживания посетителей;

3) под количеством работников следует понимать численность работников, занятых в тех сферах предпринимательской деятельности предприятия, по которым уплачивается ЕНВД, определяемую за налоговый период в порядке, установленном Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использований рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения;

4) под количеством автомобилей, используемых для перевозок пассажиров и грузов, следует понимать количество автотранспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов, находящихся на балансе либо арендованных предприятием для осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг.

www.aup.ru

Налоговые платежи предприятий

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Налоговая система: понятие, функции и способы взимания налогов

Налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц в доход государства. Исторически налоги появились с делением общества на классы и возникновением государства, в современных условиях — служат одним из главных источников формирования государственного бюджета и выполняют две основных функции: фискальную и регулирующую.

С помощью фискальной функции налогов производится изъятие части денежных средств налогоплательщиков и последующее формирование государственных денежных фондов, создание материальных условий для существования и деятельности государства. Посредством регулирующей функции налогов государство воздействует на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, усиливает или ослабляет накопление капитала, способствует возрастанию или снижению платежеспособного спроса населения.

Совокупность налогов, методы и принципы их построения, а также порядок взимания их государством представляет собой налоговую систему. Через нее происходит обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, а также налоговых льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью налоговой системы, государство воздействует на экономическое поведение предприятий в процессе общественного производства.

Важным звеном налоговой системы являются участники отношений, возникающих в процессе установления и взимания налогов и сборов.

Эти отношения регулируются законодательством о налогах и сборах, а в состав их участников входят:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с налоговым кодексом налоговыми агентами, т. е. лицами, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию с налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;

3) Государственная налоговая служба РФ и ее территориальные подразделения;

4) Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения (таможенные органы);

5) Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием, взимание налогов и сборов, и контроль за их уплатой;

6) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и округов, районов городов, другие уполномоченные органы при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов.

Основные параметры действующей в нашей стране налоговой системы определены налоговым законодательством Российской Федерации, включающим: Налоговый кодекс РФ; отдельные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах; нормативные документы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам; нормативные акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ как свод норм налогового законодательства выполняет следующие функции:

1) определяет виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

4) устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) определяет формы и методы налогового контроля;

6) устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

В зависимости от уровня установления и изъятия налоги в Российской Федерации подразделяются на три вида:

1) федеральные налоги и сборы — обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации;

2) налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) — обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;

3) местные (муниципальные) налоги и сборы — обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Перечень федеральных налогов и сборов, взимаемых с предприятий и организаций:

2. Акцизы на отдельные группы и виды товаров.

4. Налог на доходы от страховой деятельности.

5. Налог с биржевой деятельности (биржевой налог).

6. Налог на операции с ценными бумагами.

7. Налог на доходы от капитала.

8. Налог на доходы физических лиц.

9. Единый социальный налог (взносы в государственные социальные внебюджетные фонды).

10. Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов.

11. Таможенная пошлина.

12. Государственная пошлина.

13. Гербовый сбор.

14. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.

15. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

16. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

17. Платежи за пользование природными ресурсами.

18. Экологический налог.

19. Федеральные лицензионные сборы.

Перечень региональных налогов и сборов, взимаемых с предприятий и организаций:

1. Налог на имущество предприятий (организаций).

3. Платежи за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

4. Налог с продаж.

5. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

6. Налог на использование региональной символики.

7. Региональные муниципальные сборы.

Перечень местных налогов, взимаемых с предприятий и организаций:

1. Земельными налог.

2. Налог на рекламу.

3. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.

4. Налог на использование местной символики.

5. Курортный сбор.

6. Местные лицензионные сборы.

7. Другие местные налоги и сборы.

Налоговая система включает различные виды налогов, среди которых в зависимости от объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства можно выделить прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма обложения). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф (например, налог на добавленную стоимость, налог с продаж). Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству (косвенная форма обложения). В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.

В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

— порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации (предприятия) и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В законодательных актах об отдельных налогах и сборах в обязательном порядке определяются налогоплательщики и плательщики сборов.

Объектом налогообложения может выступать имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) или иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, устанавливаемый налоговым законодательством. Часто название налога вытекает из объекта налогообложения, например: земельный налог, налог на прибыль, налог на имущество и т.п.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от построения налога различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы, долевые — выражаются в определенных долях налоговой базы. Ставки, установленные в сотых долях налоговой базы, носят название процентных.

Налоговым периодом считается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам. Например, для налога на добавленную стоимость календарным периодом считается месяц, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых по соответствующим налогам производятся авансовые платежи. Если предприятие создано после начала календарного года, первым налоговым периодом для него является период со дня его создания и до конца года. Днем создания считается день его государственной регистрации. Если предприятие было ликвидировано (реорганизовано) до конца календарного года, то последним налоговым периодом является период от начала календарного года и до дня завершения ликвидации (реорганизации). Если предприятие, созданное после начала календарного года, ликвидировано (реорганизовано) до конца этого года, то налоговым периодом для него является период со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Порядок исчисления налога определяется по каждому налогу отдельно в соответствии с действующим налоговым законодательством на основании данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия.

Порядок и сроки уплаты налогов устанавливаются соответствующими с законодательными актами по каждому налогу. Уплата налогов может производиться один раз по истечении налогового периода, либо в ином порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Предприятия, как правило, производят налоговые платежи в безналичной форме, т.е. дают поручения банку перечислять с их расчетных счетов на счета соответствующих бюджетов суммы налогов. При отсутствии банков, например, в сельской местности налогоплательщики могут уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи.

Налоговые льготы представляют собой полное или частичное освобождение от уплаты налогов налогоплательщиков в соответствии с законодательством.

Действующая в Российской Федерации налоговая система предусматривает три способа взимания налогов (учета и оценки объектов налогообложения): кадастровый, декларационный, административный.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта налогообложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, например, для земельного налога действует земельный кадастр, при составлении которого однотипные участки земли группируются в зависимости от качества, местонахождения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой устанавливается ставка налога с единицы площади.

Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления — декларация о величине объекта налогообложения, в которую обычно включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядка исчисления величины налога. Предприятия представляют в налоговые органы в составе бухгалтерской отчетности декларации по налогу на добавленную стоимость, на прибыль, на пользователей автодорог и другим налогам.

Административный способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта налогообложения. Обычно этот способ осуществляется бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает доход. Таким способом взимается налог на доходы физических лиц. Сумма изъятого налога перечисляется предприятием сборщиком (налоговым агентом) сразу в бюджет.

Основные налоги, взимаемые с предприятий

Налог на добавленную стоимость. Этот вид налога представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на предприятии. Следует отметить, что добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и определяется как разница между стоимостью реализованных предприятием товаров, работ услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом, одним из важных факторов в процессе формирования и соответствующим образом влияет на структуру потребления.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе исчисления и уплаты НДС, осуществляется на основе гл. 21 Налогового кодекса РФ (части второй), которая полностью посвящена этому налогу. В соответствии с указанной главой налогового кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость являются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, которые определяются в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Следует отметить, что в данном случае под организациями понимаются любые юридические лица всех форм собственности, осуществляющие операции, являющиеся объектом налогообложения.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в соответствии с гражданским законодательством РФ в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Индивидуальные предприниматели являются плательщиками НДС только при осуществлении ими операций, подлежащих налогообложению.

Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории России, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации. При этом передача права собственности на товары, результаты выполненных работ и оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг); передача на территории России товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию России.

В соответствии с действующим налоговым законодательством не подлежат налогообложению: реализация на территории России услуг по сдаче в аренду служебных или жилых помещений иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в РФ; реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному Правительством РФ; реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями (перечень услуг приводится в гл. 21 Налогового кодекса РФ); услуги городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутных), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом; товары, помещенные под таможенный режим магазина беспошлинной торговли; осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации); оказание услуг по страхованию, со страхованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами; реализация других товаров, работ и услуг, перечень которых установлен гл. 21 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них НДС. В налоговую базу включаются все доходы налогоплательщика, связанные с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученные им в денежной или натуральной форме, включая оплату ценными бумагами. При изготовлении товаров из давальческого сырья налоговой базой является стоимость их обработки. Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных предприятий налоговой базой является стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг). Если предприятия осуществляют посреднические услуги на основе договоров комиссии, договоров поручения или агентских договоров, то налоговой базой является сумма дохода, полученная ими в виде вознаграждений при исполнении любого из указанных договоров. По товарам, ввозимым на территорию России, в налогооблагаемую базу включается таможенная стоимость товара, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам — и сумма акциза.

Акциз — вид косвенного налога, который взимается в виде надбавки к цене товара и оплачивается его конечным потребителем. В отличие от других налогов размеры акциза, как правило, не связаны со стоимостью товара, затратами на его производство, а устанавливаются в основном в зависимости от целей налогообложения и потребностей доходной части бюджета. Обычно акциз устанавливается на особого рода товары массового спроса: винно-водочные и табачные изделия, деликатесную продукцию, автомобили и др.

Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является один календарный месяц. По окончании каждого календарного месяца налогоплательщик обязан определить налоговую базу и рассчитать по соответствующим налоговым ставкам сумму налога, подлежащую уплате.

Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах: О, 10 и 20 %.

По налоговой ставке О % налогообложение производится при реализации:

1) товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации (за исключением нефти, газового конденсата и природного газа, которые экспортируются на территории государств — участников СНГ);

2) работ, услуг по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых товаров, а также работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем;

3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещаемых под таможенный режим транзита через указанную территорию;

4) услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории Российской Федерации при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

5) работ (услуг), выполняемых (оказываемых), непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральному банку РФ, банкам;

7) товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей. Ставка О % по указанным товарам (работам, услугам) применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации.

По налоговой ставке 10 % налогообложение производится при реализации ряда продовольственных товаров (за исключением подакцизных) таких, как: молоко, молокопродукты, мясо и мясопродукты, масло растительное, хлеб и хлебобулочные изделия, соль, сахар, овощи ц др. По этой же ставке производится налогообложение при реализации некоторых товаров для детей таких, как швейные изделия (за исключением изделий из натурального меха и натуральной кожи), обувь (за исключением спортивной), школьные тетради, игрушки, альбомы для рисования и др. Полный перечень товаров, реализация которых подлежит налогообложению по ставке 10 %, приводится в гл. 21 Налогового кодекса РФ.

По ставке 20 % производится налогообложение остальных товаров, работ и услуг.

Порядок исчисления НДС. Реализация товаров (работ, услуг) предприятиями производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму НДС, а в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги),сумма налога указывается отдельной строкой. Налоги на приобретаемое сырье, материалы, топливо, запчасти, основные средства и нематериальные активы для производственных целей на издержки производства и обращения не относятся.

Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Для контроля за правильностью расчета сумм НДС, подлежащих внесению в бюджет, налогоплательщики обязаны применять счета фактуры, в которых фиксируются все операции по отпуску покупателям товаров, выполнению работ, оказанию услуг. Счета фактуры должны оформляться поставщиком независимо от того, облагается данная сделка налогом или нет. Налогоплательщик обязан также вести: журнал учета выдаваемых покупателям счетов фактур; журнал учета получаемых от поставщиков счетов фактур; книгу продаж; книгу покупок.

Сроки уплаты НДС. Уплата налога производится ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20го числа следующего месяца. Налогоплательщики, у которых в течение квартала ежемесячные суммы выручки от реализации (без учета НДС и налога с продаж) не превышают 1 млн. руб., могут уплачивать налог один раз в квартал, но в срок не позднее 20го числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежемесячно, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налог на имущество предприятий. Этот налог является прямым и входит в группу налогов, относимых на финансовые результаты предприятия. В эту группу наряду с налогом на имущество входят также налог на рекламу и ряд местных налогов и сборов.

Основными нормативными документами, определяющими состав плательщиков, налоговую базу и налоговый период, порядок и сроки начисления и уплаты налога на имущество, служат:

В соответствии с указанными нормативными актами к плательщикам налога на имущество относятся: предприятия, организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации; филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет; иностранные юридические лица, международные объединения и их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории РФ.

Объектами налогообложения являются: основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Основные средства, нематериальные активы и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.

Для предприятий, которые осуществляют какие-либо работы в рамках договора о совместной деятельности, установлен особый порядок налогообложения имущества как объединенного, так и созданного, либо приобретенного в результате этой деятельности.

Объединенное имущество не является самостоятельным объектом налогообложения, оно учитывается при расчете налога на имущество у того участника договора, который передал это имущество для осуществления совместной деятельности. Что же касается созданного или приобретенного имущества в результате совместной деятельности, то оно учитывается у каждого участника в соответствии с установленной долей по договору.

Налоговым периодом является первый квартал отчетного года, первое полугодие, девять месяцев, год. Если предприятие учреждено не с начала года, то налогооблагаемый период определяется в зависимости от конкретного срока учреждения предприятия.

Налогооблагаемой базой служит среднегодовая стоимость имущества, которая определяется как сумма половины стоимости облагаемого налогом имущества на первое число отчетного периода и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также стоимости этого имущества на первое число всех остальных кварталов отчетного периода, деленная на 4.

В соответствии с ФЗ «О налоге на имущество предприятий» предельный размер ставки по налогу им5ацества не может превышать 2 %. Конкретные ставки налога на имущество предприятий, которые определяются в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливают законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

Льготы по налогу на имущество можно разделить на две группы. К первой группе относятся льготы, связанные с полным освобождением некоторых предприятий и организаций от данного налога.

В частности, от налога освобождается имущество:

1) бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления. Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

2) коллегий адвокатов и их структурных подразделений;

3) используемое исключительно для нужд образования и культуры;

4) используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет;

5) религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;

6) предприятий народных художественных промыслов;

7) предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

8) научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук. Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук. Российской академии образования. Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющее их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу;

9) государственных научных центров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий, в объеме работ которых за отчетный год научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70%;

10) других предприятий и организаций, полный перечень которых приводится в инструкции ГНС РФ № 33 «в порядке начисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий».

Вторая группа льгот связана с освобождением от налога отдельных видов имущества, принадлежащего предприятию.

Для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы амортизации по соответствующим объектам):

1) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящиеся на балансе налогоплательщиков;

2) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;

3) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания; магистральных трубопроводов; железнодорожных путей сообщения, в том числе подъездных путей, принадлежащих железной дороге; автомобильных дорог общего пользования; линий связи и энерго-передач; а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов;

4) специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимого для использования не более 3 мес. в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования;

5) спутников связи;

7) эталонных и стендовых оборудований территориальных органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;

8) мобилизационных резервов и мощностей.

Балансовая стоимость объекта — стоимость, отраженная в бухгалтерском балансе предприятия на конкретную дату.

Расчет налога производится на основе среднегодовой стоимости имущества за соответствующий налогооблагаемый период и ставки налога. Сумма налога исчисляется предприятиями ежеквартально нарастающим итогом с начала года с учетом стоимости имущества, освобождаемого от налога в соответствии с предоставленными льготами.

Уплата налога производится по квартальным расчетам в 5-дневный срок со дня представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам — в 10-дневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год.

Налог с продаж. Этот налог является косвенным и устанавливается на региональном уровне. Основным нормативным документом, определяющим объект обложения, предельный размер ставки и порядок зачисления сумм налога в бюджет регионального и местного уровней служит гл. 27 Налогового кодекса Российской Федерации.

Плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог.

Объектом налогообложения по налогу с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт на территории субъекта Российской Федерации.

При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров.

Ставка налога с продаж устанавливается законами субъектов Российской Федерации в размере до 5 %. Сумма налога с продаж определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость:

1) хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, соли, сахара, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;

2) детской одежды и обуви;

3) лекарств, протезно-ортопедических изделий;

4) жилищно-коммунальных услуг, а также услуг по сдаче в наем населению государственных или муниципальных жилых помещений, а также по предоставлению жилья в общежитиях;

5) услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и организациями культуры и искусства;

6) зданий, сооружений, земных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, и ценных бумаг;

7) услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

8) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

9) товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным и воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;

10) путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для инвалидов;

11) других товаров первой необходимости по перечню, устанавливаемому законодательными (представительными) органами субъектов РФ с целью недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения.

Налоговым периодом является календарный месяц.

Единому социальному налогу посвящена гл. 24 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщиками единого социального налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам — организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким из перечисленных выше категорий налогоплательщиков, то он признается налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, уменьшенные на сумму расходов по осуществлению этой деятельности.

Все перечисленные выше выплаты не признаются объектами налогообложения, если они производятся за счет так называемой чистой прибыли. В состав чистой прибыли входят средства, остающиеся в распоряжении предприятия (организации) после уплаты налога на прибыль (доходы) предприятий (организаций), или средства, остающиеся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

При определении налоговой базы для налогоплательщиков — организаций учитываются любые выплаты и вознаграждения, начисленные ими за налоговый период в пользу физических лиц.

В налоговую базу включаются также дополнительные материальные выгоды, которые работник или члены его семьи получают за счет работодателя.

К ним относится материальная выгода:

— от оплаты (полной или частичной) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав. Например, выгода от оплаты коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;

— от приобретения работником у работодателя товаров (работ, услуг) по ценам, более низким по сравнению с ценами, которые обычно устанавливают продавцы этих товаров (работ, услуг);

— получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования в случаях, когда эти взносы полностью или частично вносит работодатель (за исключением суммы страховых платежей, которые выплачивает работодатель за счет чистой прибыли).

Суммы, не подлежащие налогообложению, сведены в перечень, который приведен в ст. 238 гл. 24 Налогового кодекса РФ.

В состав перечня, в частности, входят:

1) суммы государственных пособий, выплачиваемых в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, по безработице, по беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения; увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников и др.;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями: работникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, решений представительных органов местного самоуправления; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи; работникам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ и другие виды материальной помощи;

4) другие суммы, предусмотренные ст. 238 гл. 24 Налогового кодекса РФ.

Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налог рассчитывается ежемесячно нарастающим итогом с начала года отдельно по каждому работнику. Единый социальный налог исчисляется по регрессивной шкале ставок. Применение такой шкалы означает, что чем больше налоговая база на каждого сотрудника, исчисленная нарастающим итогом с начала года, тем меньше ставка налога.

От уплаты единого социального налога освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы;

2) следующие категории работодателей — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника:

— общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов); среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, их региональные и местные отделения;

— организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %;

— учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой помощи и иной помощи инвалидам, детям инвалидам и их родителям, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Перечисленные в настоящем пункте льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;

3) налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II или III группы в части доходов от их предпринимательской и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. руб. в течение налогового периода;

4) российские фонды поддержки образования и науки — с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

Порядок и сроки начисления и уплаты налога налогоплательщиками работодателями. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, уплачиваемая в составе налога в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ (оплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.п.).

По итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление авансовых платежей по налогу. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения денежных средств в банке на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов налогоплательщика на счета работников, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

Налоговую декларацию по единому социальному налогу налогоплательщики представляют не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на прибыль организаций является прямым налогом, занимает ведущее место в действующей налоговой системе и входит в состав доходов бюджетов всех уровней.

Основным нормативным документом, определяющим состав налогоплательщиков и элементы налогообложения, является гл. 25 Налогового кодекса РФ, которая называется «Налог на прибыль организаций».

1) российские организации;

2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения служит прибыль, полученная налогоплательщиком.

При этом прибылью признается:

— для российских организаций — полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов;

— для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученный через эти представительства доход, уменьшенный на величину расходов, произведенных этими представительствами; для иностранных организаций — доход, полученный от источников в Российской Федерации.

В состав доходов, учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли входят доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Доходами от реализации признаются: выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных; выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

К внереализационным доходам относятся доходы: от долевого участия в других организациях; от сдачи имущества в аренду; от операций купли продажи иностранной валюты; в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам; в виде безвозмездно полученного имущества и т.д.

Полный перечень внереализационных доходов приведен в ст. 250 Налогового кодекса РФ.

Величины доходов, применяемые для расчетов налога на прибыль, определяются на основании первичных документов бухгалтерского учета и документов налогового учета организации.

Для определения налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных обоснованных и документально подтвержденных расходов. Расходы в зависимости от их характера, а также условий и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией включают в себя: расходы, связанные с приобретением, изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг и реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); расходы на содержание и эксплуатацию основных средств и иного имущества; расходы на освоение природных ресурсов; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; расходы на обязательное и добровольное страхование; прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Перечисленные расходы имеют комплексный характер, т.е. по сути являются сложными расходами, состоящими из группы более простых расходов или отдельных элементов затрат. К числу таких элементов относятся: материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.

В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией. К их числу относятся: расходы на содержание арендованного имущества; расходы на организацию выпуска ценных бумаг; расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств; затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов; затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции; судебные расходы и арбитражные сборы; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных или долговых обязательств и другие обоснованные расходы, подробный перечень которых представлен в ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Величина налогооблагаемой прибыли определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Ставка налога на прибыль, полученную российскими организациями и иностранными организациями, осуществляющими свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, составляет 24 %. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 1,5%, зачисляется в федеральный бюджет; по налоговой ставке 14,5 % — в бюджеты субъектов Российской Федерации; по налоговой ставке 2 % — в местные бюджеты. Законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку до 10,5 % (в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты этих субъектов РФ).

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянные представительства, установлены в следующих размерах:

— 10 % — от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахт) судов, самолетов и других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок;

— 15 % — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций;

— 20 % — по остальным доходам.

Налоговые ставки по доходам российских организаций в виде дивидендов, полученных от российских организаций, составляют 6 %, от иностранных организаций — 15 %.

Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа. В течение квартала налогоплательщики ежемесячно уплачивают авансовые платежи в размере Уз подлежащего уплате квартального авансового платежа. Уплата авансовых платежей производится не позднее 15го числа каждого месяца.

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли.

В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли. Величина фактически полученной прибыли рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. Уплата авансовых платежей в этом случае производится не позднее 30го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации. При этом по итогам отчетного периода (не позднее 30 дней после его окончания) представляют налоговые декларации упрощенной формы. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются в полном объеме не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формы и виды ответственности

Помимо обязанности уплачивать установленные налоги и сборы на предприятия налогоплательщики в соответствии с положениями первой части Налогового кодекса РФ возлагаются следующие обязанности:

1) встать на учет в органах Государственной налоговой службы в течение 10 дней с момента государственной регистрации;

2) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

3) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;

4) предоставлять налоговым органам и их должностным лицам необходимую информацию и документы для проверки правильности исчисления и уплаты налогов;

5) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

6) в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы, произведенные расходы и уплаченные налоги;

7) нести иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством.

Наряду с перечисленными обязанностями налогоплательщики предприятия обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета:

— об открытии или закрытии банковских счетов — в пятидневный срок;

— обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

— обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не позднее одного месяца со дня принятия такого решения;

— о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротства), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

— об изменении своего места нахождения — в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения.

Наряду с обязанностями предприятия налогоплательщики имеют следующие права:

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством;

4) получать в рассрочку с отсрочкой, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом РФ;

5) на своевременный зачет или возврат сумм, излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

7) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

8) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

9) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу РФ или иным федеральным законам;

10) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц;

11) требовать соблюдения налоговой тайны;

12) иные права, определяемые Налоговым кодексом РФ.

Невыполнение предприятием своих обязанностей налогоплательщика представляет собой сущность налоговых правонарушений. Формами ответственности за совершение налоговых правонарушений являются административная, судебная и уголовная ответственность. Основным видом (мерой) ответственности являются налоговые санкции, которые устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в установленном законодательством размере.

Так, нарушение установленного срока подачи налогоплательщиком заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Если налогоплательщик нарушает срок подачи указанного заявления на срок более 90 дней, то размер штрафа составит 10 тыс. руб.

Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

Грубое нарушение предприятием правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения влечет взыскание штрафа в размере от 5 до 15 тыс. руб. Под грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов либо отсутствие счетов фактур или регистров бухгалтерского учета, неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей и прочих активов предприятия.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченных сумм налога.

Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента влечет взыскание в размере 5 тыс. руб.

Налоговые органы могут предъявлять в суд и Арбитражный суд иски, например: о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

Налоговые органы имеют право налагать на должностных лиц предприятий, совершивших налоговые правонарушения, административные штрафы в размере от 2 до 5 минимальных размеров оплаты труда и в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда, если правонарушение совершено повторно в течение года после наложения административного взыскания.

Наряду с административной ответственностью за нарушение налогового законодательства в настоящее время существует и уголовная ответственность. Так, в Уголовный кодекс РФ вошли статьи, предусматривающие уголовную ответственность за преступления в экономической сфере, в том числе касающиеся нарушения правил ведения бухгалтерского учета и уклонения от уплаты налогов.

В соответствии со ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организаций) за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах к уголовной ответственности могут быть привлечены конкретные должностные лица — руководитель и (или) главный бухгалтер организации. При этом уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Максимальный срок лишения свободы по этой статье составляет до 4 лет, а за то же деяние, совершенное неоднократно, максимальный срок лишения свободы составляет до 7 лет.

Следует заметить, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговые органы имеют право выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Однако решения о взыскании налоговых санкций подлежат принудительному исполнению только по решению суда.

В то же время налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия, а также неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

УСН
ЕНВД
Налог на доход от продажи квартиры
Налоговый вычет при покупке участка
Возврат подоходного налога, обзор

Назад | | Вверх

center-yf.ru