ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
от 28 декабря 2000 года №ЗР-121
О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства
(В редакции Законов Республики Армения от 29.10.2010 г. №ЗР-142, 30.12.2010 г. №ЗР-285)
Принят Национальным Собранием Республики Армения 5 декабря 2000 года
Статья 1. Цель и предмет регулирования Закона
1. Цель настоящего Закона состоит в установлении стандартов субъектов малого и среднего предпринимательства, основных направлений государственной поддержки и принципов осуществления государственной политики в этой сфере.
Отношения в сфере малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) регулируются настоящим Законом, иными законами и правовыми актами Республики Армения.
2. Настоящий Закон не распространяется на кредитные, страховые и инвестиционные организации, инвестиционные фонды, управляющих инвестиционными фондами, ломбарды, на специализированных участников рынка ценных бумаг, игорные дома и субъекты, осуществляющие деятельность по организации игр с выигрышем, а также на дочерние и зависимые хозяйственные общества.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 30.12.2010 г. №ЗР-285)
Статья 2. Субъекты МСП
1. В Республике Армения субъекты МСП классифицируются:
1) сверхмалые – коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, у которых среднесписочная численность работников составляет до 10 человек, а полученная от прошлогодней деятельности прибыль или балансовая стоимость активов по состоянию на конец предыдущего года не превышает 100 млн. драм;
2) малые – коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, у которых среднесписочная численность работников составляет до 50 человек, а полученная от прошлогодней деятельности прибыль или балансовая стоимость активов по состоянию на конец предыдущего года не превышает 500 млн. драм;
3) средние – коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, у которых среднесписочная численность работников составляет до 250 человек, а полученная от прошлогодней деятельности прибыль или балансовая стоимость активов по состоянию на конец предыдущего года не превышают соответственно 1500 млн. драм и 1000 млн. драм.
(Статья 2 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Армения от 29.10.2010 г. №ЗР-142)
Статья 3. Основные направления государственной поддержки МСП
Основными направлениями государственной поддержки МСП являются: — формирование благоприятного правового поля,
— финансовая и инвестиционная поддержка, предоставление гарантий,
— способствование созданию и развитию поддерживающих инфраструктур,
— информационная и консультационная помощь,
— стимулирование внешнеэкономической деятельности,
— поддержка рационализаторской деятельности и внедрения современных технологий,
base.spinform.ru
В конце июля Президент подписал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ).
Прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 88-ФЗ) был принят в 1995 году и устанавливал определенные льготы и привилегии. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для субъекта малого предпринимательства, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания*. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышенных ставок ЕНВД, введения НДС для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать оговорку закона, но Конституционный суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения.
Примечание:
* Арбитражную практику по этому поводу см. здесь.
Примечание:
* Мы писали об этом здесь.
Оглавление:
Новый закон о поддержке малого и среднего бизнеса
Закон № 88-ФЗ предусматривал также право малых предприятий на ускоренную амортизацию: они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов. Большинство этих льгот были отменены с 2005 года*, однако предоставленный мораторий продолжает действовать. Например, если компания был зарегистрирована 30 декабря 2005 года, то она может использовать действующее на тот момент налоговое законодательство почти до конца 2009 года (хотя отстаивать это право ей придется в суде).
Новый закон определяет, на какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес.
Малые и средние предприятия: критерии
В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.
Первый критерий — состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юрлицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ.
Второй критерий — средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Третий критерий — выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ — без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.
Предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.
Органы статистики вправе будут проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий — раз в год).
Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет подряд численность сотрудников и выручка оказывается выше или ниже установленных законом предельных значений.
Принципы поддержки малого и среднего бизнеса
В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.
Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.
В числе основных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.
Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки (ст. 8 Закона № 209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.
Конкретные льготы в Законе № 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названы в отдельных статьях Закона.
В статье 14 Закона № 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки на местах, а также открытость процедур поддержки. Однако она не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).
Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.
Финансовая поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.
Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.
Кроме того, в законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.
Переходные положения закона о поддержке малого и среднего бизнеса
Закон № 209-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением положений, касающихся полномочий Правительства РФ по установлению предельных значений выручки и балансовой стоимости активов, а также проведения сплошных статистических наблюдений за их деятельностью. Данные положения вступают в силу с 1 января 2010 года.
С 1 января 2008 года субъекты малого предпринимательства, действовавшие в рамках старого закона, и не отвечающие условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным новым Законом № 209-ФЗ, сохраняют право на ранее оказанную поддержку в соответствии с федеральными и региональными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев, т. е. до конца июня 2008 года.
buh.ru
Закон о государственной поддержке малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Машков С. А.
В статье раскрываются проблемы малого предпринимательства после того как на основании принятия ряда законодательных актов из 23 статей Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором говорилось, что такое малое предпринимательство и как государство должно его поддерживать, более трети статей упразднены. Автор подробно анализирует все 23 статьи Закона, указывая на то, чем может воспользоваться предприниматель, а также высказывает свои предложения по совершенствованию налогового законодательства России.
Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Машков С.А.,
Текст научной работы на тему «Закон о государственной поддержке малого предпринимательства»
ЗАКОН о ГОСУДАРСТВЕННОЙ поддержке МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
профессор кафедры менеджмента, маркетинга и информационных технологий Московского института международного бизнеса Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации
Федеральный закон № 19-ФЗ принят 2 февраля 2006 г., ст. 35 которого признает утратившей силу ст. 14 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 88-ФЗ). Ранее в связи с принятием 22 августа 2004 г. Федерального закона № 122-ФЗ (ст. 156) утратили силу ст. 2, 8, 9, 10, 15 и 22 Закона № 88-ФЗ, а еще ранее 21 марта 2002 г. Федеральным законом № 31-ФЗ существенно урезана ст. 4 этого закона. В итоге из 23 статей Закона № 88-ФЗ, в которых говорилось, что такое малое предпринимательство и как государство должно его поддерживать, более трети статей утратили силу. Если ранее субъект малого предпринимательства, тонущий в водовороте стихии дикого, нецивилизованного рынка, предпринимая отчаянные усилия остаться на плаву, мог пытаться ухватиться за какие-нибудь из 23 «соломинок» — статей закона о государственной поддержке малого предпринимательства, то теперь количество «соломинок» значительно поубавилось.
Нет, не «выплывут» малые предприятия, особенно те, которые только начинают свой бизнес, и государство несмотря на наличие Закона № 88-ФЗ, им не поможет.
Правильнее было бы не аннулировать одну статью за другой, а, наоборот, каждый год добавлять по одной—две статьи в Закон № 88-ФЗ, расширяя и усиливая помощь и поддержку малому предпринимательству в Российской Федерации.
Одной из наиболее экономически развитых стран, с которой мы должны брать пример, являются США. Так, в США доля внутреннего валового продукта (далее — ВВП), приходящаяся на семейный (малый в нашей терминологии) бизнес, составляет более 60%. В России же доля ВВП, приходящаяся на малый бизнес, едва превышает 10%, да и то эта доля с каждым годом уменьшается.
Не будет выполнена задача, поставленная перед обществом Президентом РФ об удвоении
ВВП с такой государственной поддержкой малого предпринимательства, как она осуществляется в настоящее время. А если даже крупный бизнес путем неимоверного напряжения усилий, используя иностранные инвестиции, сможет за 10 лет удвоить ВВП, то что это будет означать фактически? Фактически это будет означать удвоение добычи нефти, газа, леса, металлов и алмазов и переправку их за границу. Это перекос в экономике. Это значит, что Россия в еще большей степени станет сырьевым придатком развитых не только западных, но и восточных (точнее, юго-восточных) стран. По мере истощения сырьевых запасов это приведет к краху национальной экономики и трагедии населения.
Малое предпринимательство — это не только производство товаров широкого потребления, розничный товарооборот, предоставление услуг населению. Это еще школа бизнеса, кузница кадров для крупного бизнеса.
Посмотрим, что же в результате осталось от Закона № 88-ФЗ, на что еще может надеяться «малый» предприниматель, за какие «соломинки» он еще может пытаться ухватиться.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
В статье 1 провозглашается, что в России государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Не может предприниматель воспользоваться этой статьей. А «иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации» и вовсе могут его «погубить», так как «малые» предприниматели, осуществляющие деятельность в различных субъектах Российской Федерации, могут нормативными актами субъектов Российской Федерации быть поставлены
в неравные условия, чем может быть нарушено единое экономическое пространство, нарушена свобода конкуренции.
Статья 2, согласно которой Российская Федерация должна была определять приоритетные направления и методы государственной поддержки малого предпринимательства, а также устанавливать льготы для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам, к сожалению, утратила силу согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
В статье 3 дается определение того, какие коммерческие организации относятся к субъектам малого предпринимательства. Предприниматель благодаря этой статье может определить, является ли он «малым».
Статья 4 констатирует, что субъект малого предпринимательства должен зарегистрироваться и получить соответствующий статус в органах исполнительной власти. А если ему в этом будет отказано, то он может соответствующие действия или бездействие чиновников обжаловать через суд. Причем до 21.03.2002, до принятия Федерального закона № 31-Ф3, в случае признания судом незаконности действий органов регистрации последние должны были возместить пошлину и судебные издержки, понесенные субъектом малого предпринимательства. Федеральным законом от 21.03.2002 № 31-Ф3 отменено взыскание указанной пошлины с ответчика. Так что ст. 4 не только не облегчает жизнь малому предпринимательству, но, наоборот, предусматривает для него дополнительные хлопоты, а иногда и дополнительные расходы.
В статье 5 устанавливается, что для малых предприятий предусматриваются упрощенные формы отчетности, которые они обязаны представлять в составе статистической и бухгалтерской отчетности. В частности, субъекты малого предпринимательства могут представлять обязательную бухгалтерскую отчетность в объеме показателей бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчета о прибылях и убытках (форма № 2) и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку. Пожалуй, это единственная льгота, если это можно назвать льготой, которой пользуются субъекты малого предпринимательства, — представлять в налоговые органы не пять, а только две отчетные формы.
В статье 6 излагается, в чем должна заключаться государственная поддержка малому предпринимательству; в формировании ин-
фраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; в создании льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов; в поддержке внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства и т.д. Конкретных указаний, на какую именно государственную помощь может рассчитывать малое предприятие и куда оно может обратиться за соответствующей помощью, эта статья не содержит.
В статье 7 устанавливается, что государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной, региональной (межрегиональной), отраслевой (межотраслевой) и муниципальной программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях и т.д. То есть в этой статье описано то же самое, что и в ст. 6, но с добавлением слов «программы» и «меры». Указаний, на какую именно государственную помощь может рассчитывать малое предприятие и куда оно может обратиться за соответствующей помощью, ст. 6 и 7, не содержат.
Статьей 8 учреждались фонды поддержки малого предпринимательства (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый Правительством РФ, региональные и муниципальные фонды, создаваемые соответственно правительствами субъектов Российской Федерации и муниципальными органами исполнительной власти), устанавливались источники финансирования этих фондов, определялось, на какие цели могли расходоваться средства этих фондов. К сожалению, ст. 8 утратила силу согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
Статья 9, посвященная налогообложению субъектов малого предпринимательства, определению налоговых льгот и т. п., к сожалению, также утратила силу согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
Статьей 10 разрешалось субъектам малого предпринимательства применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, уста-
новленные для соответствующих видов основных фондов. Эта статья также утратила силу согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
Статья 11 посвящена льготному кредитованию субъектов малого предпринимательства. В этой статье устанавливается, что кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Эта статья еще не отменена. Но, к сожалению, Правительство РФ своим постановлением от 02.03.2005 № 106 ликвидировало Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Прочие фонды также ликвидированы.
Статья 12 разрешает создавать общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства для аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи. Другими словами, государство в этой статье провозглашает: «Господа предприниматели! Спасение утопающих — дело самих утопающих! Создавайте общества взаимного кредитования и помогайте сами себе или, если угодно, друг другу». И в этом заключается государственная поддержка малого предпринимательства?!
Каждое предприятие имеет счет в банке. Без этого оно не может быть зарегистрировано. Любое предприятие, имеющее временно свободные денежные средства, обязано хранить их на расчетном счете в банке. Почему же то малое предприятие, которое испытывает недостаток в денежных средствах, не может их получить непосредственно в виде кредита в банке, в котором хранятся временно свободные денежные средства других предпринимателей, а должно их получать (все равно из этого банка, но только) через общества взаимного кредитования?
Статья 13 определяет, что страхование субъектов малого предпринимательства должно осуществляться на льготных условиях. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства. Хорошая статья. Жаль только, что Правительство РФ своим постановлением от 02.03.2005 № 106 ликвидировало Федеральный (и прочие) фонд поддержки малого предпринимательства.
Статья 14 была посвящена участию субъектов малого предпринимательства в производстве продукции и товаров (услуг) для государственных
нужд. Согласно этой статье государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенной Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны были размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции. Данная статья для многих малых предприятий могла стать «спасательным кругом», дающим возможность им остаться «на плаву». К сожалению, и эта статья утратила силу согласно Федеральному закону от 02.02.2006 № 19-ФЗ.
Статья 15 была посвящена поддержке внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства. В развитие идей, провозглашенных в ст. 6, Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны были осуществлять меры по участию субъектов малого предпринимательства в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействию их участия в международных выставках и ярмарках. Данная статья для многих малых предприятий, делающих конкурентоспособные ювелирные изделия, для компьютерных компаний — разработчиков уникального программного обеспечения и для многих других тоже могла явиться «спасательным кругом». Однако и эта статья утратила силу согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
Статья 16 посвящена поддержке субъектов малого предпринимательства в информационной сфере. Согласно этой статье информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства в целях получения ими экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, должно осуществляться на льготных условиях. Тем не менее доподлинно известно, что, например, компания «КонсультантПлюс» обеспечивает правовой информацией органы исполнительной власти на льготных условиях, в несколько раз более выгодных, чем такие же услуги предоставляются субъектам малого предпринимательства. По-видимому, связано это с тем, что фонды поддержки малого предпринимательства должны были компенсировать полностью или частично расходы, связанные с информационным обслуживанием деятельности субъектов малого предпринимательства.
Но, как уже упоминалось ранее, Правительство РФ своим постановлением от 02.03.2005 № 106 ликвидировало федеральные фонды поддержки малого предпринимательства.
В статье 17 провозглашается производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства. Согласно этой статье федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны разработать и осуществить комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технолог ических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства. К сожалению, все описанное в данной статье является благими пожеланиями. Куда должен обратиться начинающий, только что зарегистрированный предприниматель, чтобы ему на основании данной статьи выделили комнату площадью 20 м2 в бизнес-инкубаторе? Ведь Закон — это четкое определение прав и обязанностей взаимодействующих лиц, а не благие пожелания.
Статья 18 посвящена поддержке субъектов малого предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В этой статье устанавливается, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства. Многие налоговые инспекции проводят бесплатные лекции и семинары, посвященные вопросам налогообложения. Но предпринимателям нужны знания не только в области налогообложения, но и в области ведения бизнеса, бухгалтерского и управленческого учета и т.д. К сожалению, мало что известно о бесплатных (или на льготных условиях) курсах, посвященных этой тематике.
Статья 19 разрешает субъектам малого предпринимательства объединяться в союзы (ассоциации) в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого предпринимательства, добросовестной конкуренции, коллективной защиты их интересов в органах государственной власти. Осуществляется государственная поддержка этих союзов (ассоциаций) путем содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами связи. Го-
сударство осуществляет поддержку, но не «малому предпринимателю», а ассоциации. Известен случай, когда некий представитель малого бизнеса обратился за помощью в один из подобных союзов. Ему был дан ответ, что сначала вступите в наш союз, заплатите членские взносы, а уж потом мы рассмотрим вашу проблему: чем и как мы сможем вам помочь и сможем ли.
Статья 20. В целях решения совместных задач, связанных с развитием и деятельностью субъектов малого предпринимательства, последние могут создавать некоммерческие объединения, которые вправе осуществлять производственную и иную предпринимательскую деятельность только для реализации своих уставных задач. Статья 1041 ГК РФ «Договор простого товарищества» разрешает двум или нескольким лицам соединить свои вклады и совместно действовать для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели. Поэтому данная статья является излишней. Она разрешает делать то, что и так было разрешено ГК РФ.
Статья 21 посвящена приведению нормативных актов Президента, Правительства РФ, ведомственных нормативных правовых актов и актов органов местного самоуправления в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 22 некоторое время для некоторых «тонущих» субъектов малого предпринимательства являлась не только «соломинкой», но даже «спасательным кругом», так как субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные в любой организационно-правовой форме и относившиеся к категории малых предприятий до введения в действие настоящего Федерального закона, могли пользоваться льготами, установленными для субъектов малого предпринимательства, в полном объеме и в течение сроков, определенных действующим законодательством до введения в действие настоящего Федерального закона. Однако эта статья также утратила силу согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
Статья 23 о том, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Итак, из 23 статей, которые реально могут помочь малому предпринимательству, имеются только две. Одна — разрешает представлять в налоговые органы меньшее количество отчетных форм, чем предприятиям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства. Другая — позволяет на льготных условиях получать некоторые необходимые сведения и знания. Не густо. Если у малого предприятия действительно серьезные финансовые проблемы, а любую проблему
из другой области всегда можно решить при наличии финансов, то эти две статьи не спасут «тонущего» предпринимателя.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ — ЗАКОН О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Вместо Закона № 88-ФЗ следует принять закон о предпринимательстве, а также принять несколько поправок в НК РФ, облегчающих жизнь, упрощающих процедуры исчисления налогов, уменьшающих объем обязательной отчетности.
Категории хозяйствующих субъектов. Считаем целесообразным все предприятия подразделять не на две категории — обычные и субъекты малого предпринимательства, как они подразделяются в настоящее время согласно Закону № 88-ФЗ, на следующие пять категорий. К организациям, относящимся к каждой из этих категорий, должен быть свой «подход».
1) Коммерческие организации или предприниматели, которые не используют труд наемных рабочих на основе трудовых договоров или по договорам гражданско-правового характера, а также по совместительству, или используют, но в количестве не более двух человек, и у которых годовой оборот (доход) составляет менее 1 млн руб. Таких предпринимателей будем относить к категории субъектов «сверхмалого бизнеса» («микроскопически малого бизнеса»).
Коммерческие организации или предпринимателей, относящихся к субъектам «сверхмалого бизнеса» целесообразно вообще освободить от всех налогов. Они сами себя «кормят», и этого для государства должно быть уже достаточно. По крайней мере, этим гражданам не надо платить пособие по безработице. В случае финансовых трудностей банки должны предоставлять таким субъектам «сверхмалого бизнеса» беспроцентные кредиты или ссуды.
2) Коммерческие организации или предприниматели, годовой оборот (доход) у которых составляет более 1 млн руб., но не более 10 млн руб. Такие организации могут использовать труд наемных рабочих на основе трудовых договоров или по договорам гражданско-правового характера, а также по совместительству, в количестве не более 100 человек. Такие организации будем относить к субъектам малого предпринимательства.
Организациям, относящимся к субъектам малого предпринимательства, необходимо всяческое содействие, льготы, внимание. Им должно
быть разрешено по своему выбору либо использовать общую систему налогообложения, либо применять какой-либо из специальных режимов налогообложения (упрощенная система налогообложения, уплата единого налога на вмененный доход, использование налогообложения в виде уплаты стоимости патента, уплата обобщенного налога, заменяющего четыре налога). В случае финансовых трудностей банки должны предоставлять таким субъектам малого предпринимательства беспроцентные кредиты или кредиты под малые проценты в 1—2% годовых.
3) Коммерческие организации или предприниматели, годовой оборот (доход) у которых составляет более 10 млн руб., но не более 100 млн руб. Такие организации будем относить к предприятиям среднего бизнеса.
Организации, представляющие средний и крупный бизнес, нужно освободить от «мелочной опеки». Для них, как и для субъектов малого предпринимательства, может быть введен еще один налоговый режим — уплата обобщенного налога, заменяющего четыре налога: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль (НП), налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и единый социальный налог (ЕСН).
4) Коммерческие организации, годовой оборот у которых составляет более 100 млн руб., но не более 1 млрд руб. Такие организации будем относить к предприятиям крупного бизнеса.
5) Коммерческие организации, годовой оборот у которых составляет более 1 млрд руб. Такие организации будем относить к предприятиям
«особо крупного бизнеса».
В организациях, относящихся к предприятиям «особо крупного бизнеса», следует ввести институт «налогпредов». Постоянный представитель налогового ведомства на предприятии должен обладать правом «вето» по отношению к любым решениям генерального директора, совета директоров и/или финансовых служб предприятия, если, по его мнению, в результате выполнения этих решений бюджет государства недополучит определенную часть налоговых поступлений. Чтобы в принципе были невозможны ситуации, которые случились с компанией «Юкос», когда налоговые службы предъявили руководству компании налоговые претензии за действия, имевшие место за несколько лет до этого. Слово «налогпред» образовано по аналогии с «военпредами», как назывались в нашей стране на заводах, выпускающих продукцию для армии, представители Минобороны, в обязанность которых входило не только осуществлять приемку продукции, изготавливаемой для ар-
мии и флота, но и контроль за соблюдением технологии в процессе изготовления.
Согласно заявлению официальных лиц Минфина РФ 2 500 крупнейших предприятий обеспечивают 70% бюджетных поступлений. И поэтому можно пойти на то, что из штата ФНС РФ 2 500 сотрудников будут постоянно «приписаны» к 2 500 предприятиям. Каждый из них будет постоянно заниматься проверкой деятельности только одного предприятия, не изымая документов, не отвлекая служащих, а осуществляя постоянный контроль «изнутри».
Переход от налогообложения бизнеса к налогообложению физических лиц. Одной из главных задач совершенствования налоговой системы должна быть поставлена задача постепенного перехода от налогообложения бизнеса к налогообложению физических лиц. Налогообложению должен подвергаться не бизнес, а физические лица. Уклоняющуюся от налогообложения организацию обычно очень трудно найти, а если даже она будет найдена, очень часто организации трудно удовлетворить предъявленную ей налоговую претензию. Организация — это «ООО» — общество с ограниченной ответственностью, и ответственность общества ограничивается уставным капиталом. К моменту предъявления налоговой претензии у организации, как правило, уже может не быть активов.
Физическое лицо правоохранительным органам найти гораздо легче. У гражданина есть паспорт. Любое более или менее юридически значимое действие гражданин совершает, предъявляя паспорт. Даже покупая билет на самолет или поезд, гражданин должен предъявить паспорт. Физическому лицу предъявить налоговую претензию гораздо легче. А если у него нет «активов», т. е. ценностей, посредством которых может быть удовлетворена налоговая претензия, то физическое лицо может быть осуждено к принудительным работам.
Замена косвенных налогов прямыми. Одной из следующих задач совершенствования налоговой системы должна быть задача постепенного отказа от косвенных налогов. Все налоги, за счет которых пополняется бюджет, должны быть прямыми.
упрощение процедур расчета налогов. Задачей первостепенной срочности должно быть максимальное упрощение процедур расчета налогов. Исчисление налогов, контроль правильности их начисления, уплата должны быть максимально простыми и осуществляться из легко определяемых данных (начисленная заработная плата, суммарный оборот (доход) за налоговый период, и т.д.
отмена обязательной промежуточной отчетности. Следует отменить представление обязательной промежуточной отчетности за квартал, за полугодие и за 9 месяцев года. Организации, как правило, должны представлять только годовую отчетность. Представление промежуточной отчетности отдельными организациями можно оставить только в виде исключения как одну из временных мер «наказания» или «воспитания». Если в представленной годовой отчетности при камеральной проверке обнаружены существенные ошибки, то налоговый орган может потребовать от этой организации представить в следующем налоговом периоде квартальную отчетность, а если и там встретятся ошибки, то полугодовую отчетность и т.д.
отмена налоговых и отчетных периодов, меньших, чем календарный год. Следует отменить налоговые и отчетные периоды, меньшие, чем календарный год. Для любого из видов налогов налоговые и отчетные периоды должны быть равны календарному году. Авансовые платежи — пожалуйста — можно уплачивать в первые 11 месяцев каждый месяц либо в размере одной двенадцатой от величины налога за предыдущий год, либо по фактически достигнутым результатам, исходя из данных бухгалтерского учета. Но отчетность — только раз в год по окончании налогового и отчетного периодов.
Презумпция добросовестности. Регламентная отчетность, представляемая в налоговые органы, должна быть максимально упрощена и сокращена. По отношению к налогоплательщикам должен быть провозглашен принцип «презумпции добросовестности». Точно так же как в настоящее время правоохранительные органы не требуют от каждого гражданина регулярного представления отчетов о том, «где гражданин был и что он делал», на основании которых правоохранительные органы могли бы делать выводы о том, что в истекший отчетный период данный гражданин не совершал правонарушений, точно так же и налоговые органы не должны от налогоплательщиков требовать деклараций, доказывающих, что налоги исчислены правильно.
Представление отчетности, сформированной по международным стандартам. Если организация представляет отчетность, сформированную по международным стандартам (МСФО), то никакой другой отчетности от данной организации требовать не нужно.
налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость исчислять как некоторую процентную ставку от добавленной стоимости, определяемой из данных бухгалтерского
учета. Счета-фактуры, книги покупок и продаж отменить. НДС с авансов не брать. Обоснование приведено в статье автора «Изменения в исчислении налога на добавленную стоимость в 2006 году» (Бухгалтер и Закон № 3. 2006).
Налог на прибыль. При исчислении налога на прибыль налогоплательщику нужно предоставить право выбора: либо исчислять налогооблагаемую базу и величину налога на прибыль из данных бухгалтерского учета, либо из данных налогового учета исходя из требований гл. 25 НК РФ. По нашему мнению, ничего страшного не произойдет, если налогоплательщик при исчислении налога на прибыль из данных бухгалтерского учета исчислит и уплатит в бюджет сумму немного большую или немного меньшую, чем при исчислении этого налога согласно гл. 25 НК РФ.
В конце концов, гл. 25 НК РФ введена в 2001 г. За истекшие 5 лет Минфин РФ может на основе статистики определить, насколько в среднем прибыль, вычисленная из данных бухгалтерского учета, отличается от налогооблагаемой прибыли, вычисленной по правилам гл. 25 НК РФ. Если это отличие существенно, например, налог на прибыль, исчисленный в соответствии с гл. 25 НК РФ составляет не 24%, а, допустим, 30% от прибыли, вычисленной из данных бухгалтерского учета, то определить две ставки для налога на прибыль: 24% для организаций, исчисляющих налог на прибыль в соответствии с гл. 25 НК РФ, и 30% для организаций, исчисляющих налог на прибыль из данных бухгалтерского учета.
Налог на доходы физических лиц. Ввести прогрессивную шкалу обложения налогом на доходы физических лиц. Увеличить необлагаемый этим налогом доход до прожиточного минимума (с 400 до 3 000 руб. в месяц).
Уплата всех налогов в один адрес одним платежным поручением. Предложить предприятиям все налоги уплачивать в установленные сроки одним платежным поручением в адрес Федерального казначейства без разбивки по фондам и бюджетам и без указания КБК (Кодов бюджетной классификации). Распределение налогов по фондам и бюджетам и указание КБК поручить Федеральному казначейству. Для распределения страховых и накопительных взносов предприятиям ежегодно направлять в Пенсионный фонд РФ заверенные подписью руководителя и печатью ведомости по зарплате.
Регламентировать не учет, а отчетность. Государство не должно регламентировать, каким образом организация или предприниматель должны вести учет в своей коммерческой деятельности. Учет должен вестись в такой форме и в таком объ-
еме, чтобы организация могла сформировать и представить в государственные органы регламентированную отчетность. Мы в этой фразе умышленно постарались не упоминать словосочетание «бухгалтерский учет». Если на предприятии организован управленческий учет так, что из его данных можно получить всю ту информацию, на основе которой можно правильно исчислить все налоговые обязательства данной организации и сформировать регламентированную отчетность, то никакого дополнительно к этому «бухгалтерского учета» вести не нужно.
Ввод обобщенного налога, заменяющего четыре налога — НДФЛ, ЕСН, НП и НДС. В целях уменьшения трудоемкости исчисления налогов единый социальный налог (ЕСН), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль (НП) и налог на добавленную стоимость (НДС) следует объединить в один обобщенный налог. Подробному обоснованию этого предложения посвящена статья автора «Законодательные подходы к разграничению практики цивилизованного налогового планирования от поведения, направленного на избежание налогообложения» (Все для бухгалтера. № 18 (162). 2005), там же приведен и проект главы Налогового кодекса, вводящего этот обобщенный налог. Кратко и схематично отметим основные принципы такого объединения.
Единый социальный налог и НДФЛ имеют идентичные базы, поэтому их объединение заключается только в объединении ставок этих двух налогов. Заметим далее, что чем больше начисленная работникам заработная плата, тем больший начисляется налог, зависящий от заработной платы, но тем меньшая прибыль остается у предприятия и тем меньший начисляется налог на прибыль. Сумма этих трех налогов (ЕСН, НДФЛ и НП) уже почти не зависит от фонда оплаты труда. То есть при изменении суммарной начисленной заработной платы в несколько раз сумма этих трех налогов изменяется только на несколько процентов*. Сумму этих трех налогов можно уже объединить с НДС. Базой для исчисления этого объединенного налога является сумма всех доходов организации, полученных за налоговый период, за минусом всех тех расходов, которые являются реализационными доходами контрагентов. Ставку этого объединенного налога можно подобрать так, чтобы у предприятий величина этого объединенного налога была бы в среднем равна сумме этих четырех налогов, исчисленных по правилам гл. 21, 23, 24 и 25 НК РФ.
*С.А. Машков. Несколько слов в защиту схем минимизации налогообложения // Все для бухгалтера. № 9 (129). 2004.
cyberleninka.ru