Никаким законом не остановить

Как остановить «черных лесорубов»?

Жители села Батурино Томской области весь ноябрь с вилами в руках защищают свой лес от вырубки. На днях им даже пришлось перекрыть дорогу своими машинами, чтобы не дать «черным лесорубам» вывезти спиленные деревья. Они уверены, что вырубщиков покрывают крупные чиновники.

27-летняя активистка Евгения Жихарева отправляется на дежурство каждый день, несмотря на холод и усталость.

– Сначала мы удивились, услышав, что рубят практически за нашими огородами, начали присматриваться, а потом увидели первые машины, которые вывозили огромные деревья, и поняли, что пора самим бить тревогу и все это останавливать, иначе мы будем жить в пустыне! – говорит Евгения. – Даже по самым примерным подсчетам, ежедневно у нас вырубается около 60–80 кубометров леса.

Люди рассказывают, что КамАЗы уходят, загруженные деревьями под завязку. Они даже провели собственное расследование, нашли бизнесмена, который организовал вырубку, задали ему вопросы.

– И нарвались на грубые ответы. Одному из депутатов нашего поселения арендатор заявил, что не успокоится, пока не вырубит 170 гектаров лесного массива, – рассказывает Евгения.

Вырубкой леса занимается бизнесмен Михаил Ефимов. Еще в конце сентября, когда местные жители начали протестовать и жаловаться в разные инстанции, пресс-служба Томского района подтвердила, что в окрестностях села Батурино «зафиксирована самовольная рубка деревьев, которая производилась на землях сельскохозяйственного назначения. Всего арендатор снес 882 дерева (сосны, пихты, кедры, березы, осины), – говорилось в заявлении пресс-службы. – Тем самым был причинен ущерб на сумму свыше 3,83 миллиона рублей. Вопреки требованию администрации Томского района прекратить рубку уничтожение леса в окрестностях Батурина продолжается».

Представители местной администрацией обратились тогда с жалобой на незаконную вырубку в прокуратуру. Как сообщили в администрации района, против Михаила Ефимова было возбуждено уголовное дело по пункту 4 статьи 158 УК «Хищение».

– Но на сегодня даже не арестована техника. Договор с арендатором предполагал использование участка по сельхозназначению. Это разведение пчел, скота, выращивание трав, но никак не рубка леса. Мы представили все необходимые документы в УМВД. Написали письма в прокуратуру с просьбой ускорить процесс и принять меры, потому что рубка продолжается, – жаловались тогда в администрации Томского района.

И по сей день бизнесмен продолжает как ни в чем не бывало рубить деревья в Батурине.

– А еще странно, что КамАЗы с лесом едут по федеральным трассам и их при этом не останавливает ГИБДД. Никого не волнует, кто и куда везет такое количество леса? И куда его везут? Ефимов сказал, что вообще отдает его подрядчикам бесплатно или за копейки, чтобы они расчистили для него поле под строительство теплиц. Но, согласитесь, это же смешно! Скорее всего, этот лес уйдет куда-то на стройку. А еще говорят, что много нашего леса, который вот так незаконно вырубают, вывозится потом по железной дороге в Китай, – говорит Евгения Жихарева.

Деревня Батурино граничит с Ларинским ландшафтным заказником, на территории которого расположено сразу несколько природных памятников и находится более 420 видов высших растений – 26 из них занесены в Красную книгу. Это значит, что даже срывать краснокнижные цветы в этом месте должно быть запрещено, не то что рубить многолетние деревья.

– Однако лес рубят – щепки летят! Причем без остановки и всего в 30 километрах от Томска, – говорит Евгения Жихарева. – То есть прямо под носом у областной власти и губернатора, которые ситуацию никак не комментируют.

«Это не деревья, это кустарники»

Сам Михаил Ефимов говорит, что он действительно ведет вырубку вблизи села, однако под нее попадают только березы и мелкий кустарник – никаких хвойных высоких деревьев.

– На расчищенной площадке я планирую разбить пашню и установить теплицы, – сообщил Михаил Ефимов. – Во-первых, этот лес не входит в Гослесфонд. Во-вторых, ни одного ограничения в свидетельстве о собственности у администрации Томского района не прописано. Они действительно обращались в полицию, которая возбудила уголовное дело, но оно уже закрыто. Поскольку власти продолжают мешать работе, я собираюсь обратиться в районную прокуратуру.

​Таким образом, районная администрация подает заявление в прокуратуру на бизнесмена Ефимова, он в ответ грозит прокуратурой местным властям и продолжает рубить лес, а жители села Батурино ежедневно дежурят у кедрача и фиксируют на видео, как в лесовозы грузится вовсе не кустарник, а высоченные ели и сосны.

– У нас надежда на журналистов и общественников, потому что пока здесь будут разбираться и выписывать штрафы, арендатор спокойно вырубит весь лес и вывезет его! – негодует заместитель председателя совета Спасского сельского поселения Виктор Авдиевич. – Поймите, это не «просто какие-то деревья», прежде всего это – безопасность нашего села! Мы живем на глинистых почвах, а лес защищает Батурино от оползней, сильных ветров и затопления в весенний период. Ефимов утверждает, что разобьет на месте вырубки пашню и построит теплицы. Какая ерунда! Он расчищает деляну на горе. Неужели в Сибири мало пустующих полей и земель сельхозназначения? Обязательно нужно выкашивать хороший лес вблизи деревень?

20 ноября жители Батурина перегородили личными легковыми автомобилями дорогу от делянки до города, чтобы заблокировать лесовозам выезд из села, после чего вызвали ГИБДД.

– Водители лесовозов стали спешно разгружаться и убирать свои машины, – рассказывает Евгения Жихарева. – Согласитесь, если бы с документами на вывоз леса все оставалось в порядке, разве бы они так нервничали? Ну, показали бы разрешения – и все.

Куда пропадает лес?

В Томской области ежегодно вырубаются тысячи кубометров леса. Местные жители уверены, что черные лесорубы не смогли бы действовать так безнаказанно без поддержки высокопоставленных покровителей.

В прошлом году под суд за незаконную вырубку леса пошли сразу два высокопоставленных чиновника – бывший заместитель губернатора региона Андрей Трубицын и экс-глава Первомайского района Михаил Приставка. По данным следствия, в период с 2009 года по март 2012 года они незаконно организовали выдачу разрешения на вырубку леса нескольким коммерческим предприятиям под видом заготовки древесины для муниципальных нужд. Общий объем вырубленных деревьев тогда составил 20 193 кубометра на сумму почти 66 миллионов рублей. Причем сами муниципальные образования не нуждались в древесине, так как они просто не имели средств на ее выкуп, и древесина в местные населенные пункты вообще не поставлялась. По данному факту летом 2016 года против чиновников было возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).

Дело было резонансным, все ждали, что приговор будет показательно строг и суров, но Андрей Трубицын и Михаил Приставка получили по 4 года лишения свободы условно. А еще суд запретил Андрею Трубицыну три года занимать руководящие должности. К слову, сейчас он является директором Института развития стратегического партнерства и компетенций Томского политехнического университета.

– Мы переживаем, что сейчас все снова пошумят, а потом про нас забудут и вырубка продолжится. Невозможно круглосуточно дежурить под каждым кедром или сосной, но и других вариантов пока нет, – говорит Евгения Жихарева. – Мы привлекли местных депутатов, написали в приемную президента, запустили флешмоб в соцсетях #НетвырубкелесавБатурино, но понимаем, что все это разовые меры, и пока вырубки будут покрываться «на верхах», мы ничего не добьемся.​ Примеров, когда ничего добиться не удалось, немало.

В 2010 году незаконная рубка леса под строительство дач была зафиксирована в окрестностях деревни Большое Протопопово Мирненского сельского поселения. Оказалось, что в 2007 году эти земли под участки «в аренду на 10 лет» выделила администрация Томского района. Будущее элитное жилье предназначалось высокопоставленным чиновникам, в частности бывшему главе администрации Ленинского района, экс-заместителю начальника УВД по Томской области Александру Булко.

Начались проверки. Областной департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды даже постановил, что коттеджи были построены на территории памятника природы областного значения незаконно. Правда, на главу Мирненского сельского поселения Александра Журавлева и его жену уголовное дело по факту мошенничества с использованием служебного положения за махинации с земельными участками все же завели. Но коттеджи никто не снес и лес не посадил.

В 2016 года вблизи Тимирязевского археологического комплекса на арендованном участке было начато строительство особняка, и неожиданно пропали не менее 40–70 деревьев ценных пород деревьев, высотой под 30 метров. Активисты выяснили, что учредителем фирмы – арендатора участка являлся известный томский строитель, бывший депутат гордумы и директор строительной компании «Континент» Алексей Сергеев. Правда, на том расследование и остановилось.

Лесная охрана не работает

Когда началась рубка в Батурине, на телефоны горячей линии Департамента лесного хозяйства Томской области поступали звонки от обеспокоенных местных жителей. Но областное руководство говорит, что решать проблему должна администрация Томского района, в ведении которой находятся эти земли.

– По закону мы охранять такие леса не должны. – говорит заместитель начальника Департамента лесного хозяйства администрации Томской области Игорь Смелянцев. – По закону потерпевшей стороной является собственник земли. Батурино входит в Томский район, значит, потерпевшей стороной считается местная администрация, которая и должна собирать доказательства, подтверждающие вину недобросовестного арендатора земли. Конечно, им нужно было смотреть, добросовестный пользователь или нет. Департамент, к сожалению, не обладает в этом случае никакими полномочиями. Мы можем здесь лишь косвенно оказывать содействие.

Координатор региональной группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса Сергей Жабин считает, что руки «черным лесорубам» развязало само руководство Томского района.

– Раньше на территории Томского района были леса, которые входили в Государственный лесной фонд, – говорит Сергей Жабин. – При этом 180 тысяч гектар леса (25% от всего леса в районе) находились на территории, принадлежавшей колхозам, совхозам и так далее. Когда колхозов и совхозов не стало, администрация района перевела их земли в «земли сельхозназначения, поросшие кустарником». Сделано это было для того, чтобы можно было беспрепятственно вырубать лес на данных участках. Конечно, все происходило осознанно. То, что в районной администрации якобы ничего не знали и отдали землю бизнесмену Михаилу Ефимову под ведение пчеловодства, строительство теплиц, – полная ерунда.

По словам Сергея Жабина, в некоторых соседних регионах в такой ситуации местные земли перевели в статус «земли государственного лесного фонда» (что гарантировало им большую сохранность), а в Томской области случилось все по-другому. Как рассказывает Сергей Жабин, первый раз из-за этого экологи поднимали шум, когда вырубали бор в поселке Вершинино, затем смогли отстоять лес в районе реки Тугояковка, где бизнесмены думали построить базы отдыха. Теперь идет битва за Батурино.

– Как правило, у администрации нет денег на то, чтобы поставить землю на кадастровый учет и выставить. – говорит Сергей Жабин. – Поэтому приходит некий бизнесмен, который все это делает за свой счет. А кто входит в аукционную комиссию, кто ее возглавляет? Вот эти люди и виноваты в том, что происходит. Причем, на мой взгляд, ответственность в равной степени должны нести как Михаил Ефимов, проводивший вырубку, так и люди, которые ему отдали землю. Бизнесмен работал на землях сельхозназначения, которые, по документам, действительно поросли кустарником. А земли эти ему дала местная администрация.

Получается, в защите леса по-настоящему заинтересованы только местные жители. Система охраны лесов в России сегодня в упадке, считает сотрудник Гринпис России Григорий Куксин. По его словам, Лесной кодекс РФ, принятый в 2006 году, почти полностью разрушил устройство лесного хозяйства, которое существовало до этого.

Согласно новому закону, регионы должны сами выстраивать систему охраны лесов. Последняя попытка восстановить систему контроля за лесами в Томской области была на муниципальном уровне: мэрию Томска суд обязал не позднее апреля 2018 года создать управление городскими лесами. Оно должно было провести инвентаризацию и поставить территории на кадастровый учет. Однако мэрия Томска этому решению сопротивляется и собирается подавать на решение облсуда кассационную жалобу. По мнению властей, новая структура не поможет в борьбе с «черными» лесорубами. Ранее охраной лесов в черте Томска занималось Управление природного комплекса и охраны окружающей среды мэрии Томска. В 2014-м оно было ликвидировано. На его базе было создано городское управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта.

– Была ликвидирована система лесных хозяйств как самостоятельных единиц, существовавшие лесхозы были разрушены. – рассказывает Григорий Куксин. – Раньше они занимались охраной. В лесу постоянно были люди, которые контролировали нарушения. После выхода нового закона лесничим досталась в основном бумажная работа, они перестали непосредственно охранять лес. Само понятие «лесная охрана» в закон вернули только в 2010 году с помощью поправок. Однажды сломанное очень долго восстанавливается.

www.sibreal.org

Работа закона «О полиции» зависит от личного состава

Привод человека в полицейское отделение теперь становится серьезной юридической процедурой, обставленной множеством условий. Просто так остановить прохожего, чтобы проверить регистрацию и «срубить» сотню рублей, патрульным становится все труднее. Закон о полиции четко обозначил права и обязанности сотрудников и тех, кого они задерживают. Новый приказ министру внутренних дел, который опубликовала «Российская газета», внес необходимые поправки в «Инструкцию о порядке осуществления привода» и привел ее в соответствие с законом. К примеру, если патрульный обращается к прохожим, он обязан назвать свою должность, звание и фамилию, а по требованию гражданина — предъявить удостоверение. Кстати, полицейский, помимо служебного удостоверения, обязан при себе иметь жетон с личным номером. После такого знакомства сотрудник обязан сообщить человеку причину и цель своего обращения. Если потребуется человека задержать, то полицейский обязан зачитать его права на юридическую помощь, то есть адвоката, на услуги переводчика, на уведомление близких родственников и на отказ от дачи показаний. Будут ли соблюдаться все эти формальности? С комментариями для «Вестей ФМ» руководитель Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев.

«Вести ФМ»: Как вам эта новая инструкция, опубликованная в «Российской газете»?

Князев: Мне кажется, только стоит приветствовать, что стали более регламентированы права и обязанности сотрудников полиции. Хорошо бы, чтобы выполнялось.

«Вести ФМ»: Скажите, действительно ли все это будет работать?

Князев: Мне кажется, что работают не инструкции и не законы, а люди, их исполняющие. Поэтому, если будет нормальная, хорошая, адекватная реакция руководства, допустим, на жалобы со стороны граждан, что не исполняются, не дают позвонить, не сообщают, за что задержан и так далее, то, может быть, не будет вот таких вопиющих случаев, которые были в последнее время, которые начинаются с грубости полицейского, а заканчиваются часто смертью гражданина. Главное, чтобы выполнялось. А так, в общем-то, и раньше ничего не мешало. В законе о милиции и раньше было написано быть вежливыми к гражданам и соблюдать их интересы и права.

«Вести ФМ»: Все-таки эта инструкция оставляет для полицейских возможность задержания человека, если у того возникнет подозрение, что этот человек находится в розыске или причастен к каким-то преступлениям? Но ведь под это можно подогнать любую ситуацию?

Князев: Совершенно верно. Но в то же самое время, как мне кажется, больше это зависит от людей. Ведь и сейчас взятки брать — это можно и 7, и 8 лет лишения свободы получить, но ничего не мешает сотрудникам полиции — нечестным имеется в виду — обирать граждан, поэтому, мне кажется, это зависит прежде всего от личного состава, будет это исполняться или нет. И никаким законом нельзя это предусмотреть, только его выполнением.

radiovesti.ru

Как не стать жертвой похоронных агентов

Бизнес всегда предполагает конкуренцию. Это не обходит стороной и сферу ритуальных услуг. Причина кроется в законодательной базе нашей страны. Когда был принят закон о похоронном деле, где учитывались параметры действий похоронных служб, всё связанное с содержанием мест захоронения и другими процессами было передано в специальные муниципальные службы. После по всем городам стали образовываться частные похоронные агентства. Никаким законом этот процесс было не остановить, ведь для того, чтобы заниматься похоронным бизнесом, во время принятия закона даже не требовалась лицензия.

Естественно, ни о какой этике не может идти и речи, когда в частном похоронном бизнесе творится откровенный хаос. В этой сфере информация о клиенте ценится на вес золота. Каждый желает заполучить адрес первым, а это возможно лишь через милицию или больницу. Людей, сообщающих о смерти похоронным агентам, называют информаторами. Работают они, конечно, не бесплатно и получают определённую сумму за адрес, которая может составлять несколько тысяч рублей.

Похоронная служба «Парвис» заботится о своих клиентах и дает Вам дельные советы по поводу того, как отвечать таким недобросовестным агентам.

— Если похоронный агент пришел без вызова, вам его порекомендовали или привели сотрудники заинтересованных служб (милиция или «скорая»), лучше отказаться от услуг такого человека. Как минимум, переплатите за похороны. Несмотря на сложившиеся обстоятельства, необходимо взять себя в руки и принять решение не самому, а вместе с родственниками. Наверняка найдется знакомый, кто уже сталкивался с подобной ситуацией и может посоветовать хорошую похоронную службу. В противном случае, желательно взять газету объявлений или через наше некоммерческое партнерство узнать номера телефонов похоронных компаний и обзвонить их.

Главное — не торопитесь с принятием важного решения и не забывайте, что у вас есть право выбора, в какое ритуальное агентство обратиться.

parvis-nk.ru

Слово на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации РФ

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в Рождественских парламентских встречах, которые прошли в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые члены нашего высокого собрания!

Я хотел бы сердечно всех вас приветствовать и выразить особенную благодарность Валентине Ивановне, руководителям комитетов, аппарату Совета Федерации в связи с возможностью провести здесь слушания в рамках Рождественских чтений. Отрадно, что сегодня здесь присутствуют не только сенаторы, но и депутаты Государственной Думы, главы митрополий, епархиальные архиереи, руководители и представители региональных законодательных собраний.

Надеюсь, что проведение подобных встреч станет доброй традицией, и я благодарю Вас, Валентина Ивановна, за предложение, которое Вы сейчас сделали. Полагаю, что площадка Совета Федерации и Государственной Думы — это очень важное место реального диалога между Церковью и светской властью. В парламентах осуществляется интеллектуальный процесс, разрабатываются законы, а значит, формируется теория стратегического развития страны. И как важно и для Церкви, и для других традиционных религий России иметь реальный живой диалог с теми людьми, кто вовлечен с полной ответственностью в этот процесс.

Мы собрались в год 700-летия преподобного Сергия, и мы знаем, какое огромное значение этот святой имеет для нашего народа, для становления нашего государства, нашего национального самосознания. Но я хотел бы сейчас сказать о чем-то другом. Преподобный Сергий и его святые родители, Кирилл и Мария, являлись и являются до сих пор особым примером подлинной христианской семьи, члены которой связаны крепкими духовными узами, а родители осознают свою ответственность за детей на протяжении всей жизни. Преподобный, в котором с детства воспитывали любовь к Родине, неслучайно стал Игуменом Русской земли и общенациональным духовным лидером. Патриотизмом, готовностью людей жертвенно служить на благо Отечества всегда славилась наша страна. Благодаря таким своим сыновьям, как преподобный Сергий, она обретала независимость, крепла; благодаря таким людям развивалось наше духовное, культурное и национальное самосознание.

Русская Православная Церковь, свидетельствуя о непреходящих евангельских идеалах и ценностях, всегда призывала и будет призывать людей руководствоваться этими ценностями в своей семейной, общественной и профессиональной жизни и деятельности. Учение Христово в течение веков глубоко укоренялось в русской душе. Неслучайно религиозный мыслитель и философ Николай Онуфриевич Лосский указывал: «Русская идея — христианская идея».

В связи с этим нельзя не сказать о значимости взаимодействия Церкви и законодательной власти — как в центре, так и в регионах. Я хотел бы высказать свою точку зрения на то, какое значение имеет сейчас Совет Федерации. Мы видим, как возрастает авторитет верхней палаты российского парламента. Совет Федерации становится местом реального диалога между регионами, местом, где представители регионов могут озвучивать свои проблемы и продвигать свои законодательные инициативы. Считаю, что в федеральном государстве, каковым является Россия, Совет Федерации имеет совершенно особый статус и особое значение, и в связи с этим я хотел бы еще раз подчеркнуть важность развития диалога через Совет Федерации, в том числе с регионами.

Не стремясь подменить органы власти, Церковь, однако, оставляет за собой право давать нравственную оценку принимаемым законопроектам и уже действующим правовым актам. Потому что Церковь состоит, в первую очередь, из граждан РФ, у которых есть свой взгляд на происходящее, есть свое мироощущение, есть потребность и желание разделять свои взгляды, убеждения и точки зрения, в том числе, с представителями власти. Особенно это важно в наши дни, когда размываются понятия добра и зла, когда вообще исчезает такое понятие, как грех, то есть нарушение некоей законодательной нормы, и на место традиционных моральных норм нашего народа приходят псевдоидеалы, чаще всего навязываемые извне, но очень часто при этом бездумно воспринимаемые и нашими людьми. Помня об этом, Церковь оценивает не только нормотворчество, но и все процессы, происходящие в жизни страны, от экономики до культуры; и в большинстве случаев голос Церкви совпадает с голосом народа, с чаяниями его души, а иначе и быть не может, потому что в Церкви — не кто иной, как наш народ.

Совет Федерации часто именуют палатой регионов. К сожалению, сегодня мы нередко становимся свидетелями того, как носители разрушительных идеологий — от потребительства до псевдорелигиозного экстремизма — пытаются оказывать давление на власти республик, краев и областей. Чтобы предотвратить распространение ложных идей, противоречащих традиционным понятиям о морали и нравственности, считаю полезным разработать формы системного взаимодействия между представителями Православной Церкви, других религиозных объединений, государства и общественности на региональном уровне.

Особо важным предметом такого сотрудничества должно стать сохранение института семьи и традиционных ценностей, без которых она не может существовать. Неслучайно тема семьи становится одной из главных на этих Парламентских встречах.

Стремительные изменения, происходящие в современном мире, бросают серьезные вызовы духовному благополучию личности и семьи. Последние десятилетия Церкви и государству приходится бороться с рядом социальных проблем: это сиротство, алкоголизм, наркомания, бытовая преступность, демографический кризис. Думаю, что корни многих этих проблем нужно искать именно в семейном неблагополучии или в отсутствии семьи. Беспокоит и укоренившееся в общественном сознании снисходительное отношение к нарушению супружеской верности, разрушению целостности семьи, следующим из этого разводам, абортам, оставлению детей родителями.

Сегодня само понятие семьи испытывается на прочность. Дискредитация института христианского брака, связанная с отказом от традиционной морали, является весьма болезненной для российского общества, ибо расшатывание семейных устоев приводит к нарушению преемственности поколений и утрате исторического опыта. Даже в некоторых с виду благополучных семьях воспитанию детей уделяется недостаточно внимания. Многие родители в погоне за карьерным ростом и материальной выгодой забывают о своей ответственности за ребенка, о необходимости проявлять любовь и заботу о нем. Все это негативно сказывается на воспитании детей, которые в подобных условиях остаются оторванными от духовных и культурных традиций своего народа, складывавшихся на протяжении веков. Очень важно, чтобы ребенок с самого юного возраста усвоил твердые представления об истинных ценностях, научился различать добро и зло и противостоять искушениям.

Когда мы используем такое слово, как искушение, мы прибегаем к терминологии Церкви. Для некоторых людей это как ветер по крыше, который не задевает человека внутренне. Поэтому я бы иначе сказал об этой проблеме. Речь идет о формировании сильной личности. А что такое сильный человек? Это человек, способный отстаивать свою внутреннюю автономию, свою свободу. Это человек, способный не уступать тем влияниям, которые могут разрушить его внутреннюю автономию, внутреннюю силу. Именно так искушение воздействует на инстинктивное начало человека, разрушая нравственную целостность личности. Вопрос целостности, интегральности личности, связанный, в том числе, со способностью отражать искушения, — это вопрос формирования сильной и свободной личности, формирования, если хотите, героической личности. А без героев не может существовать общество.

Что мы имеем в виду, когда говорим о традиционных ценностях? Традиционные, а лучше сказать, вечные ценности — это ценности веры, любви, долга, ответственности, солидарности. Это ценности, восходящие еще к дохристианскому представлению о естественных нравственных нормах, которые установлены не людьми и потому не зависят от конкретных условий общественного бытия. Это нормы, вложенные Богом в природу человека. И ведь никто не может опровергнуть идею объективной нравственности, не зависящей от внешних обстоятельств. Утверждение, что нравственность сформировалась в результате эволюционного процесса, в том числе политического, культурного, не соответствует истине. «Не убий» звучит одинаково и для папуаса, и для американца, и для русского. И если бы культурная эволюция определяла нравственную природу человека, то не было бы общечеловеческих ценностей, о которых так любят говорить, в том числе, люди либеральных взглядов. Само понятие общечеловеческих ценностей обращает наше внимание на Божественную природу нравственности. А если человек создан в соответствии с этим Божиим замыслом, то разрушение нравственного начала есть разрушение человеческой личности. Вот почему я говорю, что нравственный закон восходит не к христианству или к исламу. Он восходит к самым первым шагам человеческой цивилизации, потому что нравственный закон вписан Богом в человеческое сердце. Этот закон действительно вписан в саму структуру мироздания, и потому отвергнуть его значит встать на путь, ведущий к разрушению и личности и общества.

В наше время мы все чаще сталкиваемся с системой воззрений, которая ставит в центр мироздания изолированного индивидуума и рассматривает любые его действия и предпочтения как равно приемлемые — до тех пор, пока они не причиняют вреда другим, то есть пока закон исполняется. А затем восклицаем: что делать с преступностью, что делать с коррупцией? Да ничего не делать, если нутро гнилое. Никаким законом не остановить эту преступность. Эксперименты с нравственностью оборачиваются социальной нестабильностью, конфликтами, ростом преступности, всем тем кошмаром, от которого страдает современное общество. Нельзя на вагон возлагать ответственность, если паровоз испорчен. Никакого движения вперед не будет. Это не значит, что не надо совершенствовать законодательную систему, — это абсолютно правильный путь. Но эта работа должна идти вместе, рука об руку с нравственным воспитанием личности и общества.

Можно с уверенностью сказать, что тот, кто разделяет подобные релятивистские убеждения относительно нравственности, буквально не видит дальше своего носа. Вред, причиняемый действиями и поступками, не обязательно видим и осязаем: он может наноситься не отдельным людям, а обществу в целом, и уже потом возвращаться в виде бед и несчастий в жизнь отдельных людей. Последствия неправильных решений, принятых в соответствии с ложным целеполаганием, могут оказаться просто катастрофическими, но при этом проявляться не сразу же, а спустя какое-то время, спустя десятилетия.

Вот почему наши с вами ошибки — ошибки депутатов, ошибки священников, ошибки учителей — это не ошибки хирурга. Ошибка хирурга видна сразу — летальный исход. Ошибки, которые мы делаем, сразу не видны. Но они наносят колоссальный ущерб жизни личности и общества. Вот почему велика ответственность тех, кто обращается со словом к народу и призывает его к достижению тех или иных целей.

Приверженность традиционным ценностям предполагает гораздо более широкий взгляд на мир. Мы видим в человечестве не кучу песка, где отдельные песчинки могут пересыпаться произвольным образом, а органическое единство, в котором люди включены в различные общности: семьи, профессиональные группы, народы, страны, цивилизации. И благополучие отдельных людей тесно связано с благополучием тех общностей, которые они составляют. Благополучие общества, в свою очередь, невозможно без сохранения у людей четких и ясных представлений об обязательствах по отношению друг к другу и по отношению к стране, в которой они живут.

Патриотизм — это средство и способ выживания, способ формирования общности, которая называется народом. Если мы разрушаем любовь к своей стране, мы пилим сук, на котором сидим. Только люди, которые действительно дальше своего носа не видят, могут пропагандировать идеи релятивистского отношения к национальной традиции, к национальной культуре, к национальной самобытности и к любви к Отечеству.

Традиционные ценности, таким образом, согласны с учением Христовым, но они не являются исключительно христианскими: мы разделяем их с приверженцами других традиционных религий, которых я хотел бы поприветствовать в этом зале, — наших старых друзей, с которыми мы вместе работаем на протяжении десятилетий. Мы разделяем эти ценности и со многими нравственно здоровыми людьми, которые вообще не причисляют себя к какой-либо религии, а живут по закону совести, — это наши единомышленники.

Церковь и государство — разные установления, перед которыми стоят разные задачи. Церковь заботится о вечном спасении людей, государство — о благоустроении их земной жизни. Но есть области, в которых наша деятельность пересекается. Ведь Церковь ищет не только вечного, но и временного блага людей; для той же цели — прочного, долговременного блага — существует и государство. Сообразуясь с естественными нравственными нормами, государство не делается религиозным. Оно делается благоразумным попечителем об общем благе.

Говоря о сохранении института семьи, хотел бы предложить на государственном уровне пресечь попытки изменить российское законодательство, признающее браком именно союз между мужчиной и женщиной. В ответ на широкую международную дискуссию по этому вопросу мы решительно заявляем: брак — это союз мужчины и женщины, основанный на любви и взаимопонимании, для рождения детей.

Церковь готова поддерживать все государственные и общественные институты в их стремлении укрепить нравственные ценности и сохранить духовные традиции нашего народа. Данная позиция обусловлена побуждениями, которые исходят из самой природы христианства, а не стремлением так или иначе повлиять на политическую ситуацию. При этом я глубоко убежден в том, что созидательный потенциал Русской Православной Церкви и других традиционных религий в России далеко не исчерпан, да и не может быть исчерпан.

Сегодня у Православной Церкви есть все возможности реализовывать совместные образовательные, культурные, информационные проекты вместе с региональными органами власти. И одна из главных сфер такого партнерства — образование, воспитание, работа с молодежью.

На сегодняшний день наша совместная деятельность уже выражается во взаимодействии епархиальных структур с региональными органами управления образованием. Однако соработничество Церкви и государства на местах необходимо расширять. Полагаю важным, чтобы представители епархий наладили тесную связь с профильными комитетами и комиссиями региональных законодательных собраний для осуществления совместных проектов.

Хотелось бы обратить внимание на то, что материальное обеспечение многих негосударственных православных детских садов, школ и образовательных центров оставляет желать лучшего. В итоге бремя содержания данных учреждений возлагается на плечи родителей, многие из которых являются многодетными и не всегда могут обеспечить образование и досуг своих детей. При этом стоит отметить, что большинство православных школ дает очень высокий уровень знаний и создает наиболее благоприятный нравственный климат для воспитания ребенка. Думаю, что региональные власти могли бы проработать возможности регулярного и справедливого финансирования таких образовательных учреждений, которые реализуют государственный образовательный стандарт.

Несколько слов хотелось бы сказать и о тех людях, которые совсем недавно вступили или собираются вступить в брачный союз. Мы видим немалые усилия со стороны государства, направленные на поддержку молодых семей. Уверен, что данная помощь должна осуществляться во всех регионах страны. Она может выражаться и в обеспечении молодых специалистов рабочими местами, и в предоставлении возможности получить дополнительное образование, и в поощрении рождения детей, и в социальных гарантиях молодым семьям, в льготах на приобретение жилья. Я хотел бы еще раз сказать, что многое в стране делается, и мы являемся свидетелями добрых и правильных перемен в этой области. Но еще многое предстоит сделать, чтобы обеспечить поступательный рост народонаселения.

Русская Православная Церковь со своей стороны также осуществляет благотворительную деятельность в отношении семей, имеющих низкий уровень доходов или попавших в трудную жизненную ситуацию. Надеюсь на поддержку этой церковной социальной работы.

В заключение хотел бы отметить, что ни Церковь вместе с другими религиозными общинами, ни государственная власть, ни общественные институты не могут диктовать людям то, как им необходимо строить семейную жизнь и воспитывать детей. Однако и Церковь, и государственная власть, и общественные институты могут и должны совместными трудами утверждать в обществе неприятие таких явлений, как разводы, аборты, безответственность в отношениях мужчины и женщины, и создавать условия, при которых возможно формирование духовно здоровых, нравственных и сильных личностей.

Еще раз благодарю Вас, уважаемая Валентина Ивановна, и всех присутствующих за возможность поделиться некоторыми мыслями. Надеюсь, что сегодняшняя встреча будет свидетельствовать о том, что не только Церковь, но и государство, и общество осознают необходимость координировать усилия во всех сферах деятельности: законодательной, образовательной, просветительской. Уверен, что пути преодоления многих нынешних трудностей необходимо искать в опыте и традициях нашего народа, который во все времена не мыслил своей жизни без Бога, без Его вечной правды.

Желаю всем собравшимся плодотворных дискуссий, успехов в ваших высоких, ответственных и столь нужных для страны делах и помощи Божией во всем.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

tv-soyuz.ru