Закон 16 января

Янукович подписал все принятые 16 января законы

Президент Украины утвердил поправки в законодательство, ограничвающие свободу слова в стране, а затем уволил главу своей администрации Сергея Левочкина

Москва. 18 января. INTERFAX.RU — Президент Украины Виктор Янукович в пятницу вечером подписал бюджет на 2014 год и пять принятых 16 января законов, вызвавших резкую критику у украинской оппозиции, журналистов, а также у зарубежных лидеров.

Вскоре после подписания законов стало известно о том, что Янукович уволил главу своей администрации Сергея Левочкина. Причины увольнения и имя нового главы администрации неизвестны. Сергей Левочкин пытался подать в отставку еще 30 ноября прошлого года, однако его заявление не было принято.

Как сообщила пресс-служба президента Украины, подписаны закон «О внесении изменений в закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и процессуальные законы относительно дополнительных мер защиты безопасности граждан», закон об изменениях в Регламент Верховной рады, упрощающий порядок предоставления согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест депутатов.

Также подписаны законы «Об ответственности за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме»; закон об ответственности за административные правонарушения во время футбольных матчей; закон о внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс относительно заочного уголовного производства. Этот закон, по мнению лидера оппозиционной партии «Свобода» Олега Тягнибока, направлен на устранение основного конкурента президента Виктора Януковича на президентских выборах — отбывающей сейчас срок за так называемое газовое дело экс-премьера Юлии Тимошенко.

Наибольшее возмущение у оппозиции и журналистов вызвал закон, устанавливающий уголовное наказание за клевету. Независимый медиапрофсоюз Украины, Национальный союз журналистов Украины и Комиссия по журналистской этике вчера обратились к Виктору Януковичу с требованием применить право вето к принятым законам, фактически вводящим в стране цензуру.

Подписанный Виктором Януковичем вчера пакет поправок в закон «О судоустройстве и статусе судей» и процессуальные законы в отношении дополнительных мер защиты безопасности граждан, расширяет действие налогового кодекса на «другие сферы» без их конкретизации. Также закон облагает налогом на прибыль общественные объединения, выполняющие «функции иностранного агента».

Принятие законопроектов происходило в закрытом режиме — документы выставлялись на голосование без обсуждения, возможность ознакомиться с текстами появилась только после того, как они были приняты в парламенте.

Оппозиционные парламентарии попытались помешать голосованию и забрали у своих коллег из парламентского большинства карточки для голосования, однако депутаты проголосовали простым поднятием рук.

Законопроекты и обстоятельства их принятия вызвали возмущение у украинской оппозиции. Олег Тягнибок назвал произошедшее «фарсом», лидер партии УДАР Виталий Кличко призвал украинцев собираться в воскресенье на традиционное вече и добавил, что Майдан продолжает подготовку к заявленной ранее забастовке.

Принятие законопроектов вызвало резкую критику в Европе и США. «Сегодня в украинском парламенте зловещие события. Украина решила избрать путь от Европы и европейских ценностей?» — написал в Twitter министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский.

«За тем, что мы видели сегодня в Киеве, совершенно явно темные конструкции против демократии. И в конечном итоге — против независимости Украины», — прокомментировал в сервисе микроблогов министр иностранных дел Швеции Карл Бильд.

Представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович рекомендовала Виктору Януковичу ветировать законы, «которые могут быть неправильно интерпретированы и привести к ограничениям свободы слова и средств массовой информации, общественных дебатов и критических высказываний».

Годепартамент США в ночь на пятницу выразил «глубокую озабоченность» итогами вчерашнего голосования в Раде.

«США выражают свою глубокую озабоченность тем, что Верховная рада Украины без соблюдения надлежащих процедур провела несколько противоречивых мер. Некоторые из этих мер будут ограничивать право мирно протестовать и реализовывать свободу слова, независимых средств массовой информации и запретят функционирование неправительственных организаций. Если Украина действительно стремится в европейское будущее, она должна защищать и продвигать общечеловеческие демократические принципы и ценности, которые лежат в основе всей Европы, свободной и мирной, и не позволять их систематически демонтировать», — говорилось в заявлении, обнародованном в четверг пресс-секретарем Госдепа Джен Псаки.

www.interfax.ru

Часть «диктаторских» законов принята новой властью. Часть – так и оставалась в силе с 16 января

Я хотел бы, чтобы общественность четко понимала, что собой представляют так называемые «диктаторские» законы и почему часть из них действует и сейчас.

Для начала надо вспомнить,что именно принималось 16 января в парламенте. Дело в том, что говоря о так называемых «драконовских» законах, которые были отменены чуть больше чем через месяц после принятия, почему-то, напрочь забывают о том, что некоторые из них в силе и сегодня. Хотя, отмечу, процедура голосования для всех законов была едина.

Начну с того, что 16 января был принят Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2014 год», который и сегодня действует. По этому Закону Украина живет и сейчас. Отдельно надо сказать о законе о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», закона о заочном уголовном производстве, закона о внесении изменений в Закон Украины «О безоплатной правовой помощи».

К примеру, если взять закон о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», то им, в том числе, предлагалось усилить государственную защиту судьям, их близким родственникам, членам семей. Безусловно, это положение заслуживает поддержки. Я хочу отметить, что вопрос безопасности судей актуален и сегодня. И не только в нашей стране. Это не придумано депутатами. Судебные органы практически на каждой конференции поднимают вопрос необходимости обеспечения безопасности судей. Это, как говорится, давно назрело и принять такую норму следовало бы много лет назад.

В отношении вопроса заочного уголовного производства, то хочу сказать, что закон, который в октябре был принят в парламенте — закон о внесении изменений в УК и КПК, который устанавливает институт специального уголовного производства То есть фактически, повторяет «драконовский закон». По сути, это то же заочное производство. Только механизмы его осуществления – очень туманно выписаны, нормы – мягко скажу, предполагают двойное, а то и тройное толкование. Более того, — права лица, в отношении которого будет вестись это производство – существенно сужены даже в сравнении с «драконовским» законом от 16 января. Однако, я что-то не наблюдаю выступлений общественности против норм этого закона. По своей сути этот закон стал еще более «драконовским», так почему это устроило общественность?

Закон о внесении изменений в Закон Украины «О бесплатной правовой помощи» предусматривал отсрочку начала предоставления бесплатной вторичной правовой помощи с 1 января 2014 года до 1 января 2015 года. Этот закон также был принят 16 января, зачислен в разряд «драконовских». И что мы видим сегодня? Это крайне интересно. Сегодня, действующая редакция предусматривает, что начало предоставление бесплатной вторичной правовой помощи гражданам (а это, чтобы вы просто понимали – бесплатное представительство интересов граждан в суде) – будет начато с 1 июля 2015 года. То есть «правильный» закон предусмотрел срок начала предоставления вторичной правовой помощи на шесть месяцев позже «драконовского». А суть осталась той же.

В СМИ об этом никто не пишет. Почему? Ответ прост: не выгодно. А в большинстве случаев журналисты просто об этом не знают потому, что интересуются темой поверхностно, только с политической точки зрения. Сегодня просто все мыслят категориями определенных штампов: если законы были приняты 16 января – они априори «диктаторские». А все, кто за них голосовал — негодяи и точка. А копни чуть глубже — никто толком и не знает, что же представляют собой эти законы. Да и откуда взяться знанию, если сейчас высшее образование у некоторых новых депутатов не в чести…

Так, конечно, проще. Крайне сложно самому взять проанализировать тот или иной документ, прочитать действующие нормы и разобраться, разобраться хотя бы для себя. Хотя бы для того, чтобы не выглядеть, мягко говоря, странно, когда совершенно не понимаешь то, о чем с умным видом и категорично пытаешься судить.

Знаете, то, что эти законы вызвали такую бурную реакцию в обществе, было вызвано, в основном, накалённой политической ситуацией в стране. И, зачастую, отсутствием объяснения сути этих законов. Никто не понимал и не хотел понимать того, как они будут применяться. Законы очень объемные и сложные. Каждый начал рисовать в своей голове самые страшные картины. К тому же в СМИ массово выступали полуграмотные спикеры и делились с общественностью своим видением этих законов. При чем видение это основывалось не на норме закона, не на юридическом обосновании, а на политической конъюнктуре. Ну и, конечно же, собственном пиаре на резонансной теме. А с учетом того, как наэлектризовано тогда было общество, всем уже было не до того, чтобы вникать в суть законов… Конечно, это было огромным упущением.

Безусловно, я считаю, что ни один режим, ни одна власть, ни один закон не стоят человеческой жизни. Очевидно, что в тот момент необходимо было просто снизить накал и успокоить людей. Что было и сделано. Снова преимущество оказалось у политической целесообразности в ущерб здравому смыслу и законности.

Кстати, один из законов 16 января был внесен мной и принят. Это закон об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания лиц, в отношении событий, которые имели место во время проведения мирных собраний. Об этом в прессе не было ни слова. Но я не удивлён. Это еще раз подтверждает, что никто ничем толком не интересуется.

Этот Закон предусматривал освобождение от преследования и наказания лиц в связи с массовыми акциями протеста в ноябре – декабре 2013 года. Закон предусматривал полное освобождение граждан от наказания в виде лишения свободы на определенный срок и от других наказаний, не связанных с лишением свободы. Все уголовные производства должны были быть закрыты. Закон подлежал полному исполнению в месячный срок. И знаете, закон был принят 16 января и он был исполнен. Писался этот закон для того, чтобы освободить Виктора Радченко, Романа Беленького, Олега Матяша, Виталия Благодарного, Егора Превира, Александра Остащенко, Валерия Гарагуца, Ярослава Притуленко, Романа Тесленко, Николая Лазаревского, Сергея Нужненко, Геннадия Черевко, Олега Панаса, Юрия Болотова, Владислава Загоровко, Андрея Дзынздю, Владимира Кадура, Александра Солоненко и других.

Я запросил у Генеральной прокуратуры Украины информацию и оказалось, что всего, на основании моего законы от уголовной ответственности было освобождено 50 граждан! Я думаю, этот закон достаточно важен и то, что я его вносил именно в такой сложный период, как мне кажется, показывает мою позицию как гражданина и политика. Не представляете, чего мне стоило переубедить очень многих коллег по парламентскому залу голосовать «за»…

Сейчас все чаще говорят о том, что депутатам, голосовавшим 16 января будут банально мстить. Хочу вам сказать, что я не боюсь. А за что, собственно, месть? За то, что я внес закон, который освободил от уголовной ответственности граждан, принимающих участие в митингах и хотя бы попытался что-то сделать? И, как показывает практика, в политике вообще «месть» не самый действенный и цивилизованный метод работы. Как и в православии, которое не приемлет месть как таковую. Горящие угли, брошенные в оппонента, непременно вернуться бросающему. Если не сегодня, то завтра. Неизбежно.

Политики за свою деятельность несут ответственность перед своими избирателями, на выборах. Каждый гражданин на выборах, голосуя «за», дает собственную оценку деятельности кандидатов. Свою оценку от одесситов я получил на внеочередных парламентских выборах.

Теперь будет следующий интересный этап – начало работы Верховной Рады VIII созыва.

Думаю, что сегодня самой главной задачей является объединение страны. Украина — большое государство. И каждый регион имеет свою специфику, свою историю, свои особенности. И с этим нужно считаться. К примеру, взять тот же закон о языках. В Одессе, к примеру, этот закон восприняли более 98% населения. Но я прекрасно понимаю, что отношение к этому во Львове или даже в Киеве – совершенно иное. Но языковая политика в стране обязательно должна быть и учитывать особенности каждого региона. Это необходимо для того, чтобы исключить спекуляции на языковой теме. Люди должны говорить и думать так, как им комфортно. И так, как они привыкли. Вполне возможно, что в перспективе в Украине будет только украинский язык. Но это произойдет эволюционным, а не революционным путем.

Знаете по итогам внеочередных президентских и парламентских выборов, очевидно, что центром единения страны должен выступить Президент Украины, который победил в первом туре с поддержкой больше пятидесяти процентов. На парламентских выборах ни одна партия не получила такой поддержки от населения. Сегодня, как никогда важно, чтобы государственная политика была направлена на объединение страны и сплочение наших граждан. И я надеюсь, что работа парламента VIII созыва будет этому способствовать.

И не будет повторяться ситуация, когда принимаются законы с грубым нарушением процедуры, предусмотренной Регламентом Верховной Рады. Я очень надеюсь, что новый парламент никогда не повторит ошибок 16 января. Знаете, депутаты ведь тоже люди, и когда в пленарном зале на тебя обрушивается огромный массив информации, который просто физически невозможно обработать за время до того, как вопрос ставится на голосование, особенно в атмосфере шума и гама – не исключена ошибка. Мое мнение – депутаты должны готовится к пленарным заседаниям и у них должна быть такая возможность.

Законы не должны приниматься так, как было 16 января. Тогда все принималось в каком-то в хаосе. Ведь регламентная процедура и была придумана для того, чтобы процесс работы парламента был максимально прозрачен, а у депутатов было время на скрупулезное изучение проектов, которые им предлагается поддержать. Обсуждение законопроектов, процедура нескольких чтений, время на изучение, невозможность принятия в целом объемных законов (которые содержат более 100 статей или пунктов), объективный подсчет голосов — это требования регламента, которые были нарушены. Кроме того, законы принимались без обсуждения, не были розданы тексты законопроектов. Я уже не говорю о том, что выводы Комитетов должны предоставляться народным депутатам не позднее, чем за семь дней до дня рассмотрения законопроекта на пленарном заседании. Этого вообще сделано не было. – все это крайне важные требования Закона Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины», которые должны неукоснительно соблюдаться.

Главное, что нарушение хотя бы одной нормы Регламента создает прецедент и открывает дорогу к дальнейшим нарушениям. К сожалению и после 16 января законы принимались с нарушением всевозможных процедурных правил. Любому, кто следит за работой парламента – это очевидно. И во многом, сегодня, мы ощущаем последствия такого поспешного и необдуманного «крючкотворства».

Я не хочу сейчас приводить конкретные примеры и устраивать «охоту на ведьм»…

Наверное, все помнят, что после принятия «драконовских законов», СМИ обращали внимание на то, что при голосовании руками количество рук было подсчитано неправильно (или вообще не считалось). И результаты голосования не отображали реальной картины. Очевидно, воспользовались и тем, что процедура подсчета рук в Регламенте не урегулирована. Для организации голосований Верховной Рады и определения их результатов избирается счетная комиссия, которая подсчитывает голоса во время голосования. Отмечу, что счетная комиссия избирается Верховной Радой на основе принципа пропорционального представительства депутатских фракций (депутатских групп) большинством голосов от конституционного состава Верховной Рады путем открытого поименного голосования по списку без его обсуждения.

Думаю, все помнят, как тогда все происходило. Никто и опомниться не успел.

Отсюда вывод: всегда, при любых обстоятельствах, при любых накалах страстей и повышении политического градуса в стране в целом и в парламенте – в частности, — необходимо придерживаться буквы законы. Исполнение законов должно начаться с парламента, который должен и принимать законы строго исключительно в соответствии с регламентом. И тогда никто ничего «протащить» через парламентский зал не сможет.

lb.ua

Законы 16 января: Чем пугали украинцев год назад

Никто из фигурантов дела о «законах 16 января» так и не был наказан

Ровно год назад, в четверг 16 января 2014 года, Верховная Рада с блокированием, скандалом и дракой приняла ряд законов, касающихся политической, экономической и общественной жизни Украины, которые привели к проливанию крови на улицах Киева и способствовали скорой смене власти в стране. «Законы 16 января», «диктаторские законы» и ряд других эпитетов – законы имени Колесниченко-Олийныка получили в обществе много названий. С тех пор 16 января – особый день в новой истории Украины, а депутаты нового парламента даже предлагали запретить Раде когда-либо работать в этот день. 112.ua предлагает вспомнить, как и для чего принимали законы, ограничивающие свободу человека.

С утра 16 января оппозиция заблокировала президиум и кабинет спикера Владимира Рыбака, где также находился первый вице-спикер Игорь Калетник, чтобы не допустить принятия госбюджета-2014. Однако Калетнику удалось прорваться в сессионный зал и под защитой десятков регионалов поставить на голосование бюджет и ряд скандальных законопроектов. Госбюджет-2014 был принят без обсуждения. При этом голосование за большую часть из них происходило простым поднятием рук. Глава счетной комиссии ВР за несколько секунд рапортировал «232 За». Вскоре скандальные законы подписал президент Янукович, хотя общественность и протестующие в центре Киева убеждали президента не делать этого.

Среди наиболее громких и скандальных положений законов можно выделить следующие:

Упрощение процедуры снятия неприкосновенности с депутатов и привлечения их к уголовной ответственности. Целью принятия этого документа было упрощение процедуры предоставления согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата.

Нардепы «закрутили гайки» акциям Евромайдана, поддержав положения закона о защите судей и работников правоохранительных органов и фактически введя более жесткие ограничения на проведение массовых акций.

Новости по теме

Теперь движение в автоколоннах из более чем 5 машин (как, например, делали активисты Автомайдана) без согласования с МВД наказывалось штрафом от сорока до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением права управления транспортными средствами на 1-2 года с изъятием транспортного средства. Также вводился ряд ограничений для митингующих, касающийся их внешнего вида (на акции, например, нельзя было выходить в масках или касках). Вводилось законом наказание за «несанкционированные» сбор и распространение информации о судьях.

За участие в собраниях, митингах, уличных шествиях в маске, шлеме или шарфе или шапке, которые затрудняют идентификацию лица, был предусмотрен штраф в размере от 150 до 250 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или административный арест сроком до 15 суток.

Вводилась уголовная ответственность за клевету и экстремистскую деятельность (можно было сесть за решетку на 2 года).

Вводились изменения в Уголовный процессуальный кодекс — теперь суды могли проходить без присутствия обвиняемых. Эта норма непосредственно касалась экс-премьера Юлии Тимошенко.

«Антифашистские» нормы, касающиеся Великой Отечественной войны – была введена ответственность за надругательство над местами захоронения участников Второй мировой войны и за оправдание преступлений фашизма. Осквернение или разрушение братских могил или могил неизвестного солдата, памятников, сооруженных в память участников войны, соответствующий закон предлагал наказывать ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на тот же срок. А если такие действия повлекли за собой тяжкие последствия, то виновных будут лишать свободы на срок от 7 до 12 лет.

Кроме того, планировали наказывать публичное отрицание или оправдание преступлений фашизма, совершенных в годы Второй мировой войны, в частности, преступлений «Вафен-СС» и подчиненными ей структурами.

Также Рада ввела уголовную ответственность за несанкционированное вмешательство в работу государственных электронных информресурсов или информационных, телекоммуникационных объектов национальной информационной инфраструктуры. Невыполнение требований НКРСИ влекло за собой наложение штрафа на телеком-операторов — от 200 до 400 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Со второй попытки было принято решение о снятии уголовной ответственности с бойцов «Беркута», которые разгоняли участников акции на Майдане 30 ноября, а также активистов и журналистов на Банковой под Администрацией Президента 1 декабря. Этот же законопроект предполагал освобождение от уголовной ответственности и участников акций протеста.

Парламент усилил ответственность фанов во время проведения футбольных матчей. В Админкодекс вводилась новая статья «Нарушение запрета посещать футбольные матчи». Она предусматривала, что нарушение запрета посещать футбольные матчи влечет за собой наложение штрафа от 20 до 40 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Кроме того зрители обязаны были предъявлять удостоверения личности представителям организатора футбольного матча, уполномоченным на реализацию билетов, во время их приобретения, а также стюардам, работникам службы безопасности спортивного сооружения или органов внутренних дел по их требованию во время входа на территорию спортивного сооружения или пребывания на ней.

Вводилась норма об общественных «организациях-«иностранных агентах» — в случае, если общественная организация получает деньги или имущество от иностранных государств, их госорганов, неправительственных организаций иностранных государств, международных неправительственных организаций или иностранных граждан, «а также участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности на территории Украины» — их деятельность может быть запрещена.

Предполагалась покупка SIM-карты по договору с оператором связи и предъявлению паспорта.

По окончании голосования оппозиция вытолкала из президиума Рыбака и Калетника. Уже на следующий день, 17 января, председатель парламента сообщил, что все принятые Радой законы были им подписаны, и, в соответствии с процедурой, направлены на подпись главе государства.

В ответ оппозиция, которая заявила о конституционном перевороте, собрала новое вече на Майдане Независимости в воскресенье, 19 января. Общественные организации и Майдан заявили, что Янукович пытается строить в Украине открытую диктатуру.

Принятые законы вызвали негативную реакцию и за рубежом. Страны Европы, а также США выразили глубокую обеспокоенность.

В итоге митингующие 19 января решили взять инициативу в свои руки – самые радикальные элементы Майдана пошли пикетировать правительственный квартал, но были остановлены силовиками на улице Грушевского. Завязалась потасовка, протестующие применили «коктейли Молотова», сожгли несколько автобусов силовиков, подожгли шины, перекрыв улицу. «Беркут» и Внутренние войска применили против демонстрантов травматическое оружие, водометы и дубинки. Через несколько дней на Грушевского погибли первые евромайдановцы. С первыми смертями ситуация зашла в тупик – бои на Грушевского продолжались несколько дней, затем еще месяц улица была перекрыта. Пострадали десятки человек. В середине февраля вспыхнули новые бои в центре столицы, в которых погибли около сотни человек, а Верховная Рада сменила власть в стране, отстранив Виктора Януковича от должности президента. Законы 16 января были отменены.

Впрочем, никто из фигурантов дела о «законах 16 января» так и не был наказан, а около 60 нардепов повторно избрались в Раду 8 созыва.

112.ua

«Законы 16 января»: какие нормы действуют в Украине сегодня

Ровно четыре года назад Верховная Рада Украины приняла пакет так называемых «диктаторских законов». Законы, ограничивающие права граждан и дающие больше прав для наказания участников акций протеста, были проголосованы с вопиющим нарушением регламента: принимались поднятием рук, без обсуждения и без использования системы «Рада». Уже 28 января парламент отменил это решение, но многие нормы из этого пакеты никуда не делись: позже они были приняты в других законах либо готовятся для введения. «Слово и Дело» анализировало, какие нормы из «законов 16 января» действуют сейчас в Украине.

Для препятствия сбору «Автомайдана» в 2014 году парламент принял закон, запрещающий автомобильное движение в колоннах больше пяти машин. Нарушение закона каралось штрафом до 850 гривен или лишением прав на 1-2 года. При этом похожее постановление было принято Кабинетом министров Украины еще в 2001 году. Согласно ему, автоколонна должна быть разделена на группы (не более 5 машин в каждой).

До конца 2018 года в Украине будет введена автоматическая видео- и фотофиксация нарушения правил дорожного движения. Аналогичный закон был в пакете «16 января».

Также парламентарии приняли в 2014 году закон, предусматривающий ограничение доступа к интернет-ресурсам, нарушающим законодательство. Похожий запрет был введен в Украине в прошлом году. Напомним, 17 мая вступил в силу указ президента Украины Петра Порошенко о блокировании российских социальных сетей, поисковых и почтовых сервисов. В частности, были заблокированы Yandex, «ВКонтакте», «Одноклассники» и бухгалтерский программный продукт 1С. Правда, в «законах 16 января» штраф за нарушение был гораздо выше – до 6,8 тысячи гривен, сейчас нарушение может обойтись провайдерам в 1,7-3,4 тысячи гривен.

В 2017 году не прошел законопроект по обязательной регистрации абонентов мобильной связи по паспорту. Аналогичный закон был среди «диктаторских».

Еще один закон из пакета «16 января» успешно прижился в Украине сегодня – о заочном уголовном производстве. В 2014 году его планировали ввести, если подозреваемый уклоняется от органов следствия. Согласно закону, одобренному Радой весной 2017 года, заочное производство применяется к лицам, которые скрываются от следствия более 6 месяцев.

Уже в октябре 2014 года парламент ужесточил наказание за призывы к насильственной смены власти и массовым беспорядкам. Так, предусмотрены наказания в виде лишения свободы от 3 до 5 лет за легкие проявления и от 10-15 лет и до пожизненного заключения, если это привело к гибели людей. При этом в «диктаторских законах» предусматривался штраф или заключение до 3 лет при повторном нарушении.

Подробнее – на инфографике.

ru.slovoidilo.ua

«Законы 16 января»: что говорят в соцсетях четыре года спустя

16 января 2014 года Верховная Рада Украины, полностью игнорируя требования регламента, приняла пакет так называемых «диктаторских законов». Среди законов, в частности, был запрет на движение в колонне более 5 автомобилей, ограничения работы СМИ, арест за нарушение организации митинга и закон о клевете. Принятие этого пакета вызвало огромный резонанс в обществе и мире. Все международные организации были возмущены недемократичностью законов, а на Майдане началась мобилизация. «Слово и Дело» посмотрело, что говорят в социальных сетях спустя четыре года после этого события.

Большинство пользователей соцсетей, вспоминая принятие «диктаторских законов», подчеркивают, что десятки нардепов, выступивших «за», до сих пор работают в Верховной Раде.

«Многие из проголосовавших за законы «16 января» не только не сидят в тюрьме, но и продолжают быть депутатами Верховной Рады. Не забывайте об этом», – написал журналист Михаил Ганницкий.

«Напоминаю, что более 60 голосующих за «диктаторские законы» являются депутатами действующего созыва Верховной Рады. Более 50 из них попали в парламент через мажоритарку», – отметил пользователь Андрей Андрушкив.

«Сегодня 16 января. Те, кто подписал «драконовские законы» по сей день сидят в «правящих» креслах. Ежедневно это стоит нам и ресурсных, и, самое главное, человеческих потерь», – подчеркнула Мария Мироненко.

Пользователь Назар Приходько отметил символичность того, что Рада именно сегодня рассматривает законопроект о реинтеграции Донбасса. «Почему символично? Потому что как те, кто голосовал за диктаторские законы, которые привели к боям на Грушевского и трем смертям на этой улице (Нигоян, Жизневский, Сеник), так и те, кто звал русских на Донбасс, до сих пор сидят в ВРУ безнаказанными, и вылезут рассказывать о «агрессивность» и «нецелесообразности» данного законопроекта», – написал он.

«Сегодня 16 января. 4 года назад были проголосованы «диктаторские законы». В частности, эти законы практически ликвидировали сектор общественных организаций, вводя понятие «иностранного агента». Там было много всего. Закручивание произошло бы сразу, оптом. Сегодня закручивание происходит постепенно, в розницу», – пишет Андрей Черноусов.

Некоторые пользователи отмечают, что на сегодня ни одно из требований Майдана не было выполнено. «Тогда ситуация с «законами» показала, что люди не идиоты, нельзя взять и загнать целый народ в кабалу, не имея за то наказания. Я знаю, что все у нас будет хорошо, я знаю, что закончится война и будет мир», – написала Наталья Олексишина.

Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.