Госдума приняла закон о льготном восстановлении документов пострадавшим от ЧС
С просьбой принять поправки к депутатам обращались уполномоченные по правам человека в регионах
МОСКВА, 19 июля. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий освобождение от уплаты госпошлин за восстановление документов взамен утраченных для физлиц, пострадавших от чрезвычайных ситуаций. Соответствующий документ был инициирован группой депутатов от «Единой России» во главе с первым заместителем руководителя фракции Андреем Исаевым.
Чрезвычайные ситуации приводят к утрате или резкому снижению материального достатка пострадавших, в связи с чем оплата государственной пошлины становится непосильным бременем, отмечают авторы документа.
«Так, например, за выдачу взамен утраченного или пришедшего в негодность международного водительского удостоверения предусмотрена государственная пошлина в размере 1 600 рублей, паспорта транспортного средства — 800 рублей, свидетельства о регистрации транспортного средства — 500 рублей. Размер государственной пошлины за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния составляет 350 рублей», — отмечается в сопроводительных материалах к документу.
В связи с этим закон предусматривает льготу для физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и обратившихся за получением утраченных или пришедших в негодность вследствие такой чрезвычайной ситуации документов, освободив их от уплаты госпошлины за получение таких документов.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин заметил, что с просьбой принять соответствующие поправки к депутатам обращались уполномоченные по правам человека в регионах. Володин напомнил, что «одной из целей государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определенной в январе указом президента, является максимально возможное снижение размеров ущерба граждан от поражающих факторов».
«И, безусловно, люди, столкнувшиеся с проблемами, оказавшиеся в беде, должны получить помощь», — подчеркнул председатель Госдумы, добавив, что сейчас такая льгота действует лишь в отношении утраченных в результате чрезвычайной ситуации паспортов. По его словам, после принятия закона она распространится и на водительские права, и на свидетельства о регистрации транспортных средств, и на свидетельства о браке и о рождении.
«Восстановление каждого из этих документов стоит денег, порой очень существенных для тех, кто пережил аварию или стихийное бедствие. Мы считаем правильным поддержать людей», — резюмировал Володин.
Закон вступит в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
tass.ru
Нужен ли закон о защите русского языка?
6 июня, день рождения Александра Сергеевича Пушкина, повсеместно, как правило, отмечается и как День русского языка. Потому что Пушкин и русский язык — понятия неразделимые. Однако если литературное наследие великого поэта безусловно нетленно, можно ли сказать то же самое о языке? Нуждается ли он в защите, в том числе и законодательной? С этим вопросом мы обратились к нашим читателям.
мнения законодателей
заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности:
— На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. С одной стороны, русский язык — национальный язык всего государства, где есть ещё и языки других народов. А потому к вопросу надо подходить аккуратно. С другой — русский язык как основной государственный язык нуждается в защите, как и основные символы Российской Федерации — флаг и гимн. Статус русского языка должен быть обязательно защищён с точки зрения законодательства.
Виктор Рогоцкий, член Комитета Совета Федерации по экономической политике:
— Вне сомнений, такой закон нужен, так как сегодня идёт размывание и ослабление языка как основного связующего звена между всеми народами и национальностями России. Русский язык — это язык межнационального общения, поэтому без закона о его защите нашему государству никак нельзя.
Андрей Соболев, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре:
Русский язык — один из главных признаков российского народного единства. Но защищать его законодательно неэффективно. Нужны другие неформальные меры: надо посмотреть на вещательную, издательскую политику, образование и книгопечатание. Если в этих сферах мы сможем поправить ситуацию, то и правоприменительная практика языка будет меняться.
Олег Нилов, член Комитета Госдумы по транспорту:
— Не нужно изобретать новых законов ни о литературе, ни о языке. Страна сегодня нуждается просто в хорошем законе об образовании. Кроме того, необходимо вернуть преподавание русского языка и других предметов в школах и вузах хотя бы на тот уровень, который был до начала реформ в сфере образования.
Елена Сенаторова, член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей:
— Конечно, пора уже принимать такой закон — русский язык требует мощной защиты. И я это говорю не потому, что я по профессии учитель русского языка и литературы. Надо сделать всё возможное, чтобы избавиться от засилья иностранных слов. Судя по тому, как был сдан ЕГЭ в прошлом году, нужна всеобъемлющая программа защиты русского языка.
Виктор Бабурин, председатель Законодательного собрания Калужской области:
— Нужен! Представители других национальностей в России стараются защитить статус своих языков, а средству межнационального общения мы почему-то стесняемся уделять должное внимание.
продолжение темы на стр. 11
— Я не думаю, что нужен отдельный закон. Вопрос защиты в данном случае должен решаться на уровне специалистов и общественных организаций. То есть должно быть исключительно согласие и понимание среди людей, как язык должен применяться и работать в разных сферах жизни общества.
www.pnp.ru
Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации»
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2005 года
25 мая 2005 года
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.
Статья 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.
3. Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации.
4. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.
5. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации.
6. При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
7. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих проблемы языка.
Статья 3. Сферы использования государственного языка Российской Федерации
1. Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию:
1) в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства;
2) в наименованиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности;
3) при подготовке и проведении выборов и референдумов;
4) в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации;
5) при официальном опубликовании международных договоров Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов;
6) во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений;
7) при написании наименований географических объектов, нанесении надписей на дорожные знаки;
8) при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, изготовлении бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, оформлении документов об образовании и (или) о квалификации установленного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образца, а также других документов, оформление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на государственном языке Российской Федерации, при оформлении адресов отправителей и получателей телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах Российской Федерации, почтовых переводов денежных средств;
9) в продукции средств массовой информации;
9.1) при показах фильмов в кинозалах;
9.2) при публичных исполнениях произведений литературы, искусства, народного творчества посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных мероприятий;
11) в иных определенных федеральными законами сферах.
1.1. В сферах, указанных в пунктах 9, 9.1, 9.2 и 10 части 1 настоящей статьи, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях наряду с государственным языком Российской Федерации могут использоваться государственные языки республик, находящихся в составе Российской Федерации, другие языки народов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также иностранные языки.
2. В случаях использования в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи, наряду с государственным языком Российской Федерации государственного языка республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка тексты на русском языке и на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво, звуковая информация (в том числе в аудио- и аудиовизуальных материалах, теле- и радиопрограммах) на русском языке и указанная информация на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, также должна быть идентичной по содержанию, звучанию и способам передачи.
3. Положения части 2 настоящей статьи не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, а также теле- и радиопрограммы, аудио- и аудиовизуальные материалы, печатные издания, предназначенные для обучения государственным языкам республик, находящихся в составе Российской Федерации, другим языкам народов Российской Федерации или иностранным языкам.
Статья 4. Защита и поддержка государственного языка Российской Федерации
В целях защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации федеральные органы государственной власти в пределах своей компетенции:
1) обеспечивают функционирование государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации;
2) разрабатывают и принимают федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, разрабатывают и реализуют направленные на защиту и поддержку государственного языка Российской Федерации соответствующие федеральные целевые программы;
3) принимают меры, направленные на обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации;
4) принимают меры по совершенствованию системы образования и системы подготовки специалистов в области русского языка и преподавателей русского языка как иностранного языка, а также осуществляют подготовку научно-педагогических кадров для образовательных организаций с обучением на русском языке за пределами Российской Федерации;
5) содействуют изучению русского языка за пределами Российской Федерации;
6) осуществляют государственную поддержку издания словарей и грамматик русского языка;
7) осуществляют контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации, в том числе за использованием слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, путем организации проведения независимой экспертизы;
8) принимают иные меры по защите и поддержке государственного языка Российской Федерации.
Статья 5. Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации
1. Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации предусматривает:
1) получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
2) получение информации на русском языке в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, органах местного самоуправления, организациях всех форм собственности;
3) получение информации на русском языке через общероссийские, региональные и муниципальные средства массовой информации. Данное положение не распространяется на средства массовой информации, учрежденные специально для осуществления теле- и (или) радиовещания либо издания печатной продукции на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках.
2. Лицам, не владеющим государственным языком Российской Федерации, при реализации и защите их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, обеспечивается право на пользование услугами переводчиков.
Статья 6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации
1. Принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на ограничение использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также иные действия и нарушения, препятствующие осуществлению права граждан на пользование государственным языком Российской Федерации, влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
2. Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
legalacts.ru
Подписан закон, направленный на усиление ответственности за нелегальный оборот алкогольной продукции
Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
Федеральный закон принят Государственной Думой 14 июля 2017 года и одобрен Советом Федерации 19 июля 2017 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральный закон направлен на усиление ответственности за нелегальный оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с Федеральным законом Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется статьёй 171 3 , предусматривающей ответственность за производство, закупку (в том числе импорт), хранение, перевозку и розничную продажу указанной продукции без соответствующей лицензии, если стоимость такой продукции превышает сто тысяч рублей.
Кроме того, Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется статьёй 171 4 об ответственности за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом и лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если ранее такие лица подвергались административному наказанию за аналогичное деяние. В примечании к этой статье дано разъяснение, исключающее ответственность сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих розничную продажу вина из собственного винограда.
В целях усиления уголовной ответственности за изготовление и использование поддельных акцизных марок и федеральных специальных марок Федеральным законом вносятся изменения в статью 327 1 Уголовного кодекса Российской Федерации путем дополнения частями пятой и шестой, устанавливающими дополнительные квалифицирующие признаки деяний, предусмотренных этой статьёй.
Федеральным законом корреспондирующие изменения вносятся в статьи 31, 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в части, касающейся определения подсудности уголовных дел по новым составам преступлений, а также формы расследования и подследственности по таким делам).
kremlin.ru
Н. Федоров: Существование «Русской правды» свидетельствует, что Киевская Русь в момент создания кодекса была европейским государством
Первый заместитель Председателя СФ провел «круглый стол» в Государственном историческом музее.
Первый заместитель Председателя Совета Федерации Николай Федоров Федоров
Николай Васильевич представитель от исполнительного органа государственной власти Чувашской Республики провел в Государственном историческом музее заседание «круглого стола» на тему «Русская правда» как памятник истории Древней Руси».
Мероприятие, организованное совместно Комитетом СФ по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитетом СФ по науке, образованию и культуре, посвящено 1000-летию «Русской правды» — крупнейшего памятника древнерусского права. Гражданского, административного и уголовного законодательства Древней Руси, заложившего основу товарно-денежных и земельных отношений, упорядочившего социальную структуру общества.
Николай Федоров отметил, что 2016 год в России проходит под знаком юбилея, который по‑своему преодолевает государственные границы и этнические рамки. «Это тысячелетие «Русской Правды» Ярослава Мудрого – первого в истории юридического кодекса восточнославянской цивилизации. Существование этого памятника права свидетельствует о том, что Киевская Русь в момент создания кодекса была европейским государством. Об этом говорит не только название документа, аналогичное европейским правовым сборникам — «правдам». Общими были и их задачи: законодательно преодолеть родоплеменное наследие; утвердить в качестве юридической нормы формирующееся государственное начало; искоренить пережитки родового строя, а также остатки язычества в пользу христианства как официальной религии».
Предстояло заложить основы товарно-денежных отношений; упорядочить социальную структуру общества. Соответственно, и способы решения задач, и сами правовые нормы «правд» оказались в значительной степени идентичными, отметил сенатор.
В то же время в отличие от большинства европейских законов, которые составлялись на латыни, «Русская Правда» была написана на древнерусском языке, сказал парламентарий. «Это обеспечивало донесение юридической информации до широких народных масс, наполнение правовых норм живым, конкретным содержанием. Свидетельство тому – новгородские берестяные грамоты, в которых в повседневной переписке используются термины «Русской Правды».
А. Соболев, О. Цепкин, И. Фомин, Е. Афанасьева и А. Широков
Н. Федоров и А. Клишас
Н. Третьяк и С. Рыбаков
«Круглый стол» на тему «Русская правда» как памятник истории Древней Руси»
«Уникальному памятнику юридической мысли была суждена долгая жизнь. Нормы «Русской Правды» действовали в Киевской Руси до ее распада в XII веке, в княжествах эпохи раздробленности — на протяжении золотоордынского периода, в Московской Руси – до 1497 года, когда «Русскую Правду» сменил Судебник Ивана III, а в Великом Княжестве Литовском — почти до создания Речи Посполитой в 1569 году, напомнил Николай Федоров.
В том или ином виде «Русская Правда» вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот, стала отправной точкой для дальнейшего развития русского права. В этом — непреходящая ценность юридического документа с тысячелетней историей. При этом преемственность прослеживается вплоть до наших дней. Так, например, судебный исполнитель времен «Русской Правды» выполнял во многом те же задачи, что и современный пристав, сказал заместитель Председателя СФ.
«У нас иногда раздаются голоса о том, что суды присяжных – чуждый нашим традициям институт. Однако в «Русской Правде» упомянут прообраз современного «суда присяжных» — «извод пред два на десяте человека», — сказал Николай Федоров.
Важно отметить, что нормы «Русской Правды» охватывали все восточнославянские земли, включая современные территории Белоруссии и Украины. Тем самым, можно сказать, сохранялось общее правовое пространство, что во многом способствовало становлению единого государства. Тысячелетний юбилей «Русской Правды» дает возможность вновь вспомнить о глубоких корнях восточнославянских народов, волею судеб разделённых сегодня государственными границами, отметил он.
«Уважение к национальному правовому опыту необходимо как для всего современного общества, так и для каждого гражданина. В этом отношении изучение «Русской Правды» дает ответы на актуальные вопросы о преемственности в национальном законодательстве и культуре, о значении правовых обычаев и традиций. Недаром сейчас рассматривается предложение о внедрении в нашу работу экспертизы законов на предмет их соответствия историческим и национальным ценностям России», — отметил законодатель.
«Знание основных вех отечественной истории имеет в настоящее время стратегическое значение, чтобы противостоять попыткам фальсификации прошлого, перекодированию исторической памяти», — подчеркнул Николай Федоров.
Председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас Клишас
Андрей Александрович представитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края подчеркнул, что «Русская Правда» — важнейший законодательный памятник Древней Руси, ибо в ней охвачены чуть ли не все отрасли тогдашнего права. «Изучение данного документа полезно как при проведении анализа законодательных источников древности, так и используемых в них правовых методов и механизмов».
Правовой анализ положений «Русской Правды» позволяет говорить о том, что это не просто беспорядочный сборник правовых обычаев без общего начала, а унифицированный кодифицированный акт, подчеркнул законодатель.
«Весь комплекс письменных источников, содержащих сведения о Руси накануне написания «Русской Правды», свидетельствует о существовании Руси как государства. Имелись все свойственные государству, в том числе современному нам, институты. Это публичная власть в виде княжеской династии Рюриковичей и служилой иерархически организованной дружины. Это система налогов и сборов, взимаемых погодно от хозяйства малой семьи. Это, естественно, войско. Ну и, наконец, основной источник права — устный Закон Русский, нормы которого, использованные в русско-византийских договорах 911 и 944 гг., совпадают в своем содержании с «Русской Правдой», — сказал Андрей Клишас.
«Русская Правда» обеспечила единообразный подход к правовому регулированию качественно однородных общественных отношений, объединивших правовое поле разрозненных территорий российского государства, и положила начало созданию кодифицированного законодательства Древней Руси», — подчеркнул Андрей Клишас.
«Круглый стол» организован совместно Комитетом СФ по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитетом СФ по науке, образованию и культуре. В нем приняли участие члены СФ, первый заместитель Министра образования и науки Наталья Третьяк, директор института славяноведения РАН Юрий Петров, представители научного и экспертного сообщества.
www.council.gov.ru