Арендованные транспортные средства налоги

Оглавление:

Организация арендовала транспортные средства, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и на основании договора аренды зарегистрировала их в системе «Платон». Арендованные транспортные средства использовались в производственной деятельности. В течение срока аренды транспортных средств организация оплачивала платежи по системе «Платон». Сумма платы в систему «Платон» арендодателем не возмещается. Может ли организация принимать к налоговому учету затраты, понесенные по платежам в систему «Платон»?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В сложившейся ситуации организация вправе учесть в составе расходов в целях налогообложения прибыли плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
При этом, учитывая, что официальных разъяснений уполномоченных ведомств по аналогичным ситуациям обнаружить не удалось, мы не можем исключать вероятности того, что по тем или иным причинам позиция налоговых органов может отличаться от нашей.

Обоснование позиции:
Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).
Общие критерии, которым должны удовлетворять расходы налогоплательщика для признания их в целях налогообложения прибыли, поименованы в п. 1 ст. 252 НК РФ (смотрите также постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.12.2014 N Ф06-18264/13 по делу N А12-16466/2014). Согласно данному пункту налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, носит открытый характер (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в составе расходов любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, при условии, что они не поименованы в ст. 270 НК РФ.
При оценке соответствия осуществленных затрат указанным требованиям следует принимать во внимание правовые позиции, выраженные в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, о чем свидетельствуют, например, письма Минфина России от 26.05.2015 N 03-03-06/1/30165, от 06.02.2015 N 03-03-06/1/4993, от 10.02.2010 N 03-03-05/23, от 02.02.2010 N 03-03-05/14.
Так, в. определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П указывается на то, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения прибыли полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Нормы, содержащиеся в абзацах втором и третьем п. 1 ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
В соответствии с частью 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 257-ФЗ) движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Согласно части 6 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств, а в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, — водителями, если такая плата не внесена собственниками соответствующих транспортных средств, и зачисляется в федеральный бюджет.
Размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также порядок ее взимания устанавливаются Правительством РФ (часть 8 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ).
Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее — Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504, устанавливают порядок взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее также соответственно — транспортные средства, Плата) (п. 1 Правил).
Взимание Платы осуществляется с использованием системы взимания платы (п. 3 Правил). Система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, носит название «Платон» (сокращение от «плата за тонну»).
Оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы (далее — реестр), представляющем собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств (п. 4 Правил).
При этом в случае, если собственником (владельцем) транспортного средства является лицо, владеющее транспортным средством на ином, чем право собственности, законном основании, регистрация такого собственника (владельца) транспортного средства осуществляется в центре информационной поддержки пользователей. При этом информация о законных основаниях владения транспортным средством указывается таким лицом в заявлении о регистрации в реестре (п. 42 Правил).
В данной ситуации организация арендовала транспортные средства, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. По договору аренды (или имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцем транспортного средства признается в том числе лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).
Следовательно, организация, владея транспортным средством на основании договора аренды, является владельцем транспортного средства на законном основании и подлежит регистрации в системе «Платон» и, соответственно, обязана вносить Плату.
Организация-арендатор использует транспортные средства в производственной деятельности. Без внесения Платы она не смогла бы осуществлять свою деятельность. На этом основании, по нашему мнению, арендатор вправе учесть сумму Платы в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (при условии, что договором аренды не предусмотрено возмещение арендодателем понесенных указанных расходов арендатором).
Из разъяснений Минфина России также следует, что Плата, уплачиваемая владельцами транспортных средств на основании Закона N 257-ФЗ, учитывается при налогообложении прибыли в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом подтверждающим документом в отношении таких расходов будет служить отчет оператора, в котором указан маршрут транспортного средства с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства и первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного транспортного средства на соответствующем маршруте (письма от 11.01.2016 N 03-03-РЗ/64, от 28.12.2015 N 03-03-06/1/76740, от 06.10.2015 N 03-11-11/57133).
Таким образом, по нашему мнению, организация-арендатор, которая зарегистрировала транспортное средство в реестре в установленном порядке, при наличии указанных выше документов вправе учесть в составе прочих расходов сумму внесенной Платы в отношении арендованных транспортных средств.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ (далее — Закон N 249-ФЗ) в часть вторую НК РФ был внесен ряд положений, предусматривающих особенности исчисления налога на прибыль организаций и транспортного налога в связи с внесением владельцами транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы, суммы платы в счет возмещения вреда, причиняемого такими транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2016, и действуют по 31.12.2018 включительно (ч.ч. 2, 4 ст. 2 Закона N 249-ФЗ).
В частности, нормами НК РФ на указанный период предусмотрено уменьшение суммы исчисленного транспортного налога на сумму Платы (п. 2 ст. 362 НК РФ).
Указанные изменения касаются собственников транспортных средств, являющихся плательщиками транспортного налога в отношении рассматриваемых транспортных средств, и были внесены в ст. 362 НК РФ в связи с тем, что введение Платы увеличило финансовую нагрузку на владельцев большегрузных транспортных средств, поскольку владельцы таких транспортных средств должны уплачивать в консолидированный бюджет РФ два обязательных платежа на финансирование автомобильных дорог общего пользования. Льгота предусмотрена непосредственно в целях снижения финансовой нагрузки на налогоплательщиков транспортного налога (смотрите Пояснительную записку к проекту федерального закона N 1053039-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации»), причем в приведенной выше Пояснительной записке также подтверждается, что Плата учитывается плательщиками налога на прибыль организаций в составе прочих расходов на основании ст. 264 НК РФ. (Настоящий документ фактически прекратил действие в связи с принятием Закона N 249-ФЗ.)
При этом сумма Платы в размере, на который в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ уменьшена сумма транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении большегрузных транспортных средств, не учитывается в целях налогообложения прибыли на основании п. 48.21 ст. 270 НК РФ (письма Минфина России от 21.11.2016 N 03-05-05-04/68317, от 12.09.2016 N 03-03-06/1/53177).
Однако в данной ситуации организация-арендатор не является плательщиком транспортного налога, которым является арендодатель транспортного средства. Следовательно, нормы п. 48.21 ст. 270 НК РФ в данной ситуации не применяются (вследствие чего организация — арендодатель транспортного средства при условии, что по условиям договора аренды не возмещает арендатору сумму Платы, будет вынуждена платить транспортный налог в полном размере). Поэтому считаем, что вся сумма Платы, внесенная арендатором в соответствии с Законом N 257-ФЗ, учитывается им в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Отметим, что официальных разъяснений уполномоченных органов по аналогичным ситуациям нам обнаружить не удалось. В этой связи мы не можем исключать вероятности того, что по тем или иным причинам позиция налоговых органов может отличаться от изложенной выше.
К тому же на одном из сайтов в сети Интернет появились рекомендации действительного государственного советника РФ 3-го класса Сергея Разгулина, из которых следует, что арендатор не вправе уменьшить налог на прибыль на сумму уплаченной им Платы. Мнение основано на том, что в расходы можно включить только разницу между платой за вред и транспортным налогом. А поскольку транспортный налог арендатор не платит, то эту разницу он определить не сможет.
В целях оценки возможных налоговых рисков налогоплательщик может обратиться в налоговый орган по месту учета за соответствующими персональными разъяснениями (пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ), а также в Минфин России (пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

1 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.garant.ru

Аренда транспортного средства без экипажа: налоги у арендатора

Получение ТС без экипажа от арендодателя

Примечание:
* Подробнее читайте в № 9 (сентябрь) «БУХ.1С» за 2013 год.

Напомним, что при заключении договора аренды транспортного средства (ТС) без экипажа арендатор получает имущество во временное владение и пользование. При этом собственником транспортного средства остается арендодатель. Следовательно, при передаче имущества по договору у арендатора не возникает обязанностей в отношении НДС, налога на прибыль, налога на имущество, а также транспортного налога.

Перечисление арендной платы

Как мы писали в предыдущей статье*, условия и сроки внесения арендной платы прописываются в договоре (п. 1 ст. 614 ГК РФ). Следует иметь в виду, что если они не включены в текст договора, то будут действовать условия и порядок, применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Это не всегда отвечает интересам сторон договора.

Плату по договору аренды ТС без экипажа арендатор включает в прочие расходы. Эти платежи в полном объеме учитываются для целей налогообложения прибыли на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Арендатор, применяющий метод начисления, включает арендную плату в расходы в последний день отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ), а арендатор, применяющий кассовый метод, — в момент ее фактической уплаты после оказания услуг по аренде (п. 3 ст. 273 НК РФ).

В отношении других налогов важный нюанс — у кого арендуется транспортное средство. Арендодателем может быть организация или индивидуальный предприниматель (ИП), а также физлицо, например, сотрудник организации-арендатора. Рассмотрим налоговые последствия в зависимости от того, кто передает ТС в аренду.

1) Если арендодатель — организация или ИП

В зависимости от условий заключенного договора арендная плата вносится авансом либо после того, как услуги оказаны.

Если получен авансовый счет-фактура, то НДС с уплаченного аванса принимается к вычету. После того как услуга оказана, вычету подлежит НДС, начисленный с суммы арендной платы. А НДС, ранее принятый к вычету с авансового платежа, восстанавливается. Если договором предоплата не предусмотрена, то право на вычет «входного» НДС возникнет у арендатора, когда он получит «отгрузочный» счет-фактуру от арендодателя.

2) Если арендодатель — сотрудник арендатора или иное физическое лицо

НДФЛ

Доходы, полученные физическим лицом от сдачи в аренду автомобиля, облагаются НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209 НК РФ).

Согласно разъяснениям контролирующих органов арендатор, перечисляющий физическому лицу арендную плату, является налоговым агентом по НДФЛ (письма Минфина России от 20.07.2012 № 03-04-05/3-889, ФНС России от 09.04.2012 № ЕД-4-3/5894@). Поэтому он должен удержать налог и перечислить его в бюджет не позднее дня фактического получения денег в банке на выплату арендной платы или дня ее перечисления на счет физлица (п.п. 4 и 6 ст. 226 НК РФ). Налог уплачивается в бюджет по месту учета организации-арендатора в налоговом органе (письмо Минфина России от 01.06.2011 № 03-04-06/3-127).

Страховые взносы

Арендная плата за пользование автомобилем не облагается страховыми взносами на обязательное социальное, пенсионное, медицинское страхование (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, письмо Минздравсоцразвития России от 12.03.2010 № 550-19).

Что касается взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, то они уплачиваются только при условии, что такая обязанность установлена договором аренды (п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Расходы на капитальный и текущий ремонт

Поддержание арендованного транспортного средства в надлежащем состоянии — обязанность арендатора (ст. 644 ГК РФ). Это означает, что он должен, в том числе, осуществлять текущий и капитальный ремонт полученного в аренду имущества.

Когда арендатор проводит ремонт собственными силами, объекта обложения НДС у него не возникает, если эти расходы учитываются при налогообложении прибыли.

При этом НДС по материалам, приобретенным для ремонта транспортного средства, арендатор принимает к вычету в общеустановленном порядке.

НДС по ремонтным работам, предъявленный сторонней организацией, принимается к вычету в общем порядке, т. е. при принятии к учету выполненных работ и наличии счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

В тексте договора можно прямо закрепить, что расходы на ремонт несет арендатор, но включение такого условия не обязательно.

Если эта обязанность предусмотрена договором, то арендатор, безусловно, учитывает такие расходы при исчислении налога на прибыль (см. постановления ФАС Поволжского округа от 19.07.2006 № А49-782/2006, ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2006 № А44-3149/2005-9). По мнению финансового ведомства, эти расходы учитываются, если они соответствуют критериям статьи 252 НК РФ (письма Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-06/1/844, от 15.10.2010 № 03-03-06/1/649).

Однако, даже если обязанность нести затраты на ремонт для арендатора не предусмотрена, он все равно может учесть эти расходы.

Это объясняется тем, что в статье 644 ГК РФ закреплена императивная норма о том, что содержать арендованное транспортное средство обязан именно он (постановления ФАС Поволжского округа от 14.05.2008 № А06-1544/07-13, ФАС Московского округа от 06.03.2006, 28.02.2006 № КА-А40/933-06).

Арендатор, применяющий метод начисления, учитывает расходы на ремонт транспорта в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы были произведены, независимо от факта оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). Арендатор, использующий кассовый метод, учитывает данные расходы после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Расходы, связанные с эксплуатацией арендованного ТС

К расходам на эксплуатацию можно отнести затраты на топливо, горюче-смазочные материалы (ГСМ), мойку, парковку, технический осмотр и т. д. Эти расходы арендатор несет самостоятельно, если условием договора не предусмотрено, что арендодатель ему частично или полностью возмещает данные затраты. Если в соответствии с условиями договора эти расходы полностью несет арендодатель, то у арендатора не возникает налоговых последствий в отношении налога на прибыль и НДС. В связи с этим рассмотрим ситуацию, когда по условиям договора расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, несет арендатор.

Арендатор принимает к вычету «входной» НДС по расходам, связанным с эксплуатацией автомобиля (затраты на топливо, ГСМ, другие расходные материалы, оплата услуг стоянки, мойки и пр.), в общеустановленном порядке (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, которые несет арендатор, он вправе учесть в целях налогообложения прибыли (письма Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-06/1/844, от 15.10.2010 № 03-03-06/1/649, от 13.02.2007 № 03-03-06/1/81). Расходы на ГСМ можно учесть в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) либо в составе прочих расходов (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Выбор нормы, на основании которой учитывается стоимость ГСМ, зависит от назначения транспортного средства.

Если автомобиль используется непосредственно в производственной деятельности, то применяются положения подпункта 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ. Если автомобиль используется для управленческих нужд — положения подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

По мнению контролирующих органов, при отнесении к расходам затрат на покупку ГСМ следует руководствоваться нормативами, установленными Министерством транспорта России (письма Минфина России от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). В 2008 году распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р введены в действие Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Однако данное требование является рекомендательным и арендодатель вправе обосновать иной размер норм ГСМ, используемых в организации, поскольку НК РФ не предусмотрено нормирование затрат на горюче-смазочные материалы (постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008 № А09-3658/07-29).

Иные расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией автомобиля, такие как оплата стоянки автомобиля, мойки, включаются в прочие расходы (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Арендатор, применяющий метод начисления, учитывает расходы по коммерческой эксплуатации автомобиля в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы были произведены, независимо от факта их оплаты (п. 2 ст. 272, пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ). Арендатор, использующий кассовый метод, учитывает данные расходы после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Расходы на технический осмотр ТС

Предоставлять транспортные средства для технического осмотра обязан именно арендатор. Этот вывод следует из правила, утвержденного пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 10.12.2005 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которому осуществлять действия по прохождению технического осмотра обязан владелец транспортного средства или лицо, эксплуатирующее транспортное средство (постановление ФАС Московского округа от 10.04.2008 № КГ-А41/2566-08). Поэтому условием договора не следует возлагать такую обязанность на арендодателя.

Услуги по проведению технического осмотра, оказываемые операторами технического осмотра, не облагаются НДС (пп. 17.2 п. 2 ст. 149 НК РФ). Следовательно, последствий в отношении НДС не возникает.

Затраты, связанные с проведением техосмотра, арендатор учитывает в составе прочих расходов (по пп. 1 и пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ):

  • госпошлину за выдачу диагностической карты, содержащей сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (пп. 41 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
  • стоимость проведения технического осмотра (ст. 16 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ).

Арендатор, применяющий метод начисления, признает расходы на уплату государственной пошлины в момент ее начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ), а расходы на оплату технического осмотра — в день его прохождения (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Арендатор, учитывающий расходы по кассовому методу, признает расходы на уплату госпошлины и проведение техосмотра после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Уплата страховых взносов на страхование ТС и ответственности

Арендатору необходимо самостоятельно оплатить расходы на обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО), а также на другие виды страхования, предусмотренные договором или законом, если иное не установлено договором (ст. 646 ГК РФ). При этом налоговые последствия у арендатора возникают, только если он по договору несет расходы на страхование арендуемого транспорта.

Налог на прибыль

Страховые взносы по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), которые уплачивает арендатор, учитываются в расходах (пп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ).

Страховые взносы, уплаченные арендатором в связи с добровольным страхованием автомобиля от угона и ущерба (КАСКО), расходы на содержание которого учитываются для целей налогообложения, также уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (пп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ). Это подтверждают в разъяснениях контролирующие органы (письмо Минфина России от 20.02.2008 № 03-03-06/1/119).

При методе начисления арендатор признает расходы на уплату страховых взносов равномерно в периоде действия договора страхования (п. 6 ст. 272 НК РФ). При кассовом методе расходы признаются в момент уплаты страхового взноса (п. 3 ст. 273 НК РФ).

НДС

Получение страхового возмещения

Выгодоприобретателем (то есть лицом, которое по договору страхования получает возмещение при наступлении страхового случая) может быть как арендодатель, так и арендатор транспортного средства. Это определяется условиями договора страхования. Налоговые последствия у арендатора возникают, только если договор страхования заключен в его пользу (ст. 930 ГК РФ).

Сумма страхового возмещения не включается в налоговую базу по НДС, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг) (письма Минфина России от 18.03.2011 № 03-07-11/61, от 24.12.2010 № 03-04-05/3-744).

Сумма возмещения, полученная от страховой компании, признается внереализационным доходом на основании пункта 3 статьи 250 НК РФ (письмо Минфина России от 29.03.2007 № 03-03-06/1/185).

Датой получения страхового возмещения для организации, применяющей метод начисления, считается дата признания страховой компанией суммы возмещения ущерба (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). При кассовом методе доходы признаются на дату получения страхового возмещения (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Неотделимые улучшения арендованного имущества

Нередко в отношении арендованного автомобиля арендаторы производят неотделимые улучшения. К примеру, устанавливают сигнализацию. Когда договор аренды заканчивается, такие неотделимые улучшения приходится передавать арендодателю вместе с объектом аренды. При определении налоговых последствий нужно учитывать, давал ли арендодатель свое согласие на проведение неотделимых улучшений имущества.

Если арендатор произвел неотделимые улучшения арендованного автомобиля (в виде установки на автомобиль сигнализации), то предъявленный ему НДС при приобретении и установке такой сигнализации принимается к вычету. По мнению контролирующих органов, в момент передачи арендодателю неотделимых улучшений арендатор должен исчислить НДС (письма Минфина России от 26.07.2012 № 03-07-05/29, ФНС России от 19.04.2010 № ШС-37-3/11).

Аналогичной точки зрения придерживаются некоторые арбитражные суды (см. постановления ФАС Поволжского округа от 26.06.2012 по делу № А65-12909/2011, ФАС Московского округа от 25.06.2009 № КА-А40/4798-09 по делу № А40-67444/08-80-265). Эти обязанности возникают независимо от того, было ли дано согласие арендодателя на проведение неотделимых улучшений.

Если неотделимые улучшения произведены с согласия арендодателя и за его счет, то при их передаче арендодателю у арендатора возникают доходы от реализации. Они равны сумме, возмещаемой арендодателем (пп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ, п. 1 ст. 249 НК РФ). При этом арендатор эти доходы уменьшает на сумму расходов, произведенных на неотделимые улучшения (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Если неотделимые улучшения производились с согласия арендодателя, но за счет арендатора, то последний имеет право начислять по ним амортизацию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода их в эксплуатацию. Это возможно, если арендодатель не возмещает стоимость неотделимых улучшений. При этом указанные капитальные вложения амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды. По мнению контролирующих органов, если срок аренды меньше срока амортизации, несписанную часть капитальных вложений учесть в расходах по налогу на прибыль нельзя (письмо Минфина России от 01.08.2011 № 03-03-06/1/442, от 21.03.2011 № 03-03-06/1/158).

Если неотделимые улучшения были произведены арендатором без согласия арендодателя, то, по мнению налоговых органов, такие расходы для целей налогообложения прибыли не учитываются (письмо УФНС России по г. Москве от 24.03.2006 № 20-12/25161, от 16.02.2005 № 20-12/9793).

Аналогичную точку зрения высказал ФАС Поволжского округа в постановлении от 11.05.2011 по делу № А65-12958/2010.

Выкуп арендованного транспортного средства

В договоре аренды транспортного средства без экипажа можно предусмотреть, что по истечении срока договора или до его истечения транспортное средство переходит в собственность арендатора при условии внесения им всей обусловленной договором выкупной цены. Другими словами, арендатор может выкупить арендуемое имущество.

НДС, предъявленный арендодателем с выкупной цены в момент совершения сделки, арендатор принимает к вычету при наличии счета-фактуры после принятия основного средства на учет. Это право имеет и арендатор, оплачивающий сделку разовым платежом, и арендатор, который выкупает имущество постепенно, внося платежи в течение срока аренды.

При этом арендатор, выкупающий имущество постепенно, должен учитывать следующее. Платежи, вносимые за имущество в течение договора аренды, являются авансовыми.

Согласно пункту 12 статьи 171 НК РФ арендатор имеет право предъявить к вычету НДС, начисленный на эти платежи.

Однако этот налог следует восстановить после того, как будет принят к вычету НДС со стоимости приобретенного имущества.

Пунктом 1 статьи 624 ГК РФ установлено, что переход права собственности на арендованное имущество к арендатору возможен только после его оплаты. Суммы, уплаченные арендодателю за приобретенное имущество, формируют первоначальную стоимость основного средства, поэтому включаются в расходы у арендатора путем начисления амортизации (п. 5 ст. 270, п. 1 ст. 257 НК РФ).

Транспортный налог

У арендатора обязанность по уплате транспортного налога появляется с момента регистрации им транспортного средства в ГИБДД (ст. 357, п. 1 ст. 358 НК РФ).

Налог на имущество

Транспортные средства, принятые с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, не признаются объектом обложения налогом на имущество (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Поэтому по таким транспортным средствам уплачивать налог не нужно.

Итак, мы рассмотрели налоговые последствия для арендатора, возникающие в результате заключения договора аренды транспортного средства без экипажа. О налоговых обязательствах арендодателя читайте в следующем номере.

Всю представленную информацию можно найти в системе ИТС ПРОФ в разделе «Юридическая поддержка» (см. рисунок).

buh.ru