Шпионский триллер подошел к концу! Суд решил судьбу уральского ученого, вывозившего за границу материалы для химоружия
Октябрьский районный суд Екатеринбурга сегодня, 1 апреля, решил прекратить уголовное преследование директора «Института реакторных материалов» (входит в корпорацию «Росатом») Александра Дьякова, обвинявшегося в поставке иностранным компаниям радиоактивных изотопов, которые могут быть использованы при создании химического оружия. Об этом он сам рассказал «URA.Ru».
«Там было два принципиальных момента: правильно ли была оформлена лицензия, и кто являлся экспортером. И в отличие от следствия суд исследовал вопрос с юридической точки зрения и установил, что экспортером „Институт реакторных материалов“ не являлся, экспортером являлась московская организация „Изотоп“, а раз так, то никакого дела-то и нет», — сказал он.
Кроме того, дело было закрыто и по той причине, что уже истек срок давности. «Судья Измайлов сказал, что я допустил халатность, так как не перепроверил московскую организацию в части оформления лицензии. Но вместе с тем сказал, что рассматривать это не имеет смысла, поскольку срок давности истек», — уточнил Александр Дьяков. Отметим, решение суда не вступило в законную силу и может быть обжаловано.
Напомним, по версии стороны обвинения, Дьяков занимался поставкой иностранным компаниям радиоактивных изотопов, которые могут быть использованы при создании химического оружия. Уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 189 УК РФ (незаконный экспорт из Российской Федерации иностранной организации материалов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлен экспортный контроль) было возбуждено в октябре 2013 года следственным отделом УФСБ по Свердловской области.
Добавим, Эдуард Измайлов, рассматривавший сегодня это дело, ранее вынес оправдательный приговор известному фотографу Дмитрию Лошагину, обвиняемому в убийстве своей жены-модели.
m.ura.news
Вынесен приговор по делу директора ОАО «Институт реакторных материалов»
Октябрьский районный суд Екатеринбурга поставил точку в уголовном деле директора ОАО «Институт реакторных материалов» (входит в корпорацию «Росатом») Александра Дьякова, обвиняемого в незаконном экспорте материалов, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения. Суд посчитал, что следователи регионального управления ФСБ неверно квалифицировали действия обвиняемого по «шпионской» статье, тогда как его действия подпадали под статью о халатности. В результате подсудимый был признан виновным, но наказания избежал в связи с истечением срока давности.
Решение делу о незаконном экспорте радиоактивных материалов из России, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (ст. 189 УК РФ), стало неожиданным для всех сторон. Судья Эдуард Измайлов заявил, что будет оглашать постановление о прекращении уголовного дела в отношении подсудимого — директора ОАО «Институт реакторных материалов» (ИРМ, входит в корпорацию «Росатом») Александра Дьякова. Это заявление вызвало удивление как у обвинения, которое просило наказания в виде реального лишения свободы на четыре года, так и для защиты, которая настаивала на полном оправдании подзащитного.
Как выяснилось в ходе судебного заседания, ИРМ занимался производством радиоактивного вещества по заказу другого предприятия «Росатома» ОАО «Изотоп». Этому предприятию в 2009 году была выдана лицензия на право экспорта радиоактивных материалов, но она не распространялась на цианиды. ИРМ тогда лишился возможности внешнеэкономической деятельности. По мнению суда, ответственность за экспорт цианидов подсудимый нести не мог, так как ИРМ не являлся экспортером.
«Институт обязан подчиняться “Изотопу” и производить заказанные вещества. Однако в действиях Дьякова имеется состав преступления по ст. 293 УК РФ («халатность»), так как из-за небрежного ведения дел он не обнаружил, что его партнер не имеет права на вывоз за рубеж конкретных радиоактивных соединений»
— говорится в решении суда. В итоге никакого наказания Александр Дьяков не понес, так как уголовное дело после переквалификации было прекращено в связи с истечением срока давности (истек в прошлом году.— “Ъ”).
Александр Дьяков заявил, что доволен решением суда.
«Мы рады, что суд детально подошел к рассмотрению дела и понял, что ИРМ не был экспортером, а был лишь грузоотправителем»,
— отметил господин Дьяков. Ни защита подсудимого, ни представители обвинения не стали комментировать вопрос о дальнейшем обжаловании.
«Это решение будет принято только после изучения решения суда»,
— отметила гособвинитель Анастасия Мануйлова.
www.atomic-energy.ru
Суд закрыл дело о незаконном вывозе уральских цианидов за рубеж
Октябрьский районный суд Екатеринбурга поставил точку в уголовном деле директора ОАО «Институт реакторных материалов» (входит в корпорацию «Росатом») Александра Дьякова, обвиняемого в незаконном экспорте материалов, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения. Суд посчитал, что следователи регионального управления ФСБ неверно квалифицировали действия обвиняемого по «шпионской» статье, тогда как его действия подпадали под статью о халатности. В результате подсудимый был признан виновным, но наказания избежал в связи с истечением срока давности.
Как следовало из материалов дела, уголовное дело было возбуждено следователями УФСБ по Свердловской области в прошлом году. По версии следствия, в 2010–2011 годах глава ИРМ Александр Дьяков несколько раз через Кольцовскую таможню самолетами авиакомпании Lufthansa отправлял в США и Германию продукцию своего завода — цианистые калий и натрий, меченные углеродом-14 (искусственный радиоактивный изотоп). Всего он организовал вывоз 42 граммов вещества, которое поступало фармацевтическим компаниям ARK, Maravik, Lufracom, Raims и другим (всего шесть компаний). По версии чекистов, это вещество могло быть использовано для создания оружия массового поражения.
Как судили экспортера цианистого калия
Как выяснилось в ходе судебного заседания, ИРМ занимался производством радиоактивного вещества по заказу другого предприятия «Росатома» ОАО «Изотоп». Этому предприятию в 2009 году была выдана лицензия на право экспорта радиоактивных материалов, но она не распространялась на цианиды. ИРМ тогда лишился возможности внешнеэкономической деятельности. По мнению суда, ответственность за экспорт цианидов подсудимый нести не мог, так как ИРМ не являлся экспортером. «Институт обязан подчиняться “Изотопу” и производить заказанные вещества. Однако в действиях Дьякова имеется состав преступления по ст. 293 УК РФ («халатность»), так как из-за небрежного ведения дел он не обнаружил, что его партнер не имеет права на вывоз за рубеж конкретных радиоактивных соединений» — говорится в решении суда. В итоге никакого наказания Александр Дьяков не понес, так как уголовное дело после переквалификации было прекращено в связи с истечением срока давности (истек в прошлом году.— “Ъ”).
Александр Дьяков заявил, что доволен решением суда. «Мы рады, что суд детально подошел к рассмотрению дела и понял, что ИРМ не был экспортером, а был лишь грузоотправителем»,— отметил господин Дьяков. Ни защита подсудимого, ни представители обвинения не стали комментировать вопрос о дальнейшем обжаловании. «Это решение будет принято только после изучения решения суда»,— отметила гособвинитель Анастасия Мануйлова.
www.kommersant.ru
Дьяков суд
Октябрьский районный суд
г.Томска
График работы суда
Прием граждан председателем суда
Телефоны для справок
Делопроизводство по делам:
ЧУБАРОВА Екатерина Юрьевна
Назначена Указом Президента РФ № 552 от 17.10.2016
Член Совета судей Томской области
каб. 24, тел. секретаря: (3822) 90-08-17
Заместитель председателя суда
ЧЕРНЫХ Оксана Георгиевна
Назначена Указом Президента РФ №681 от25.10.2014
каб. 33, тел. секретаря: (3822) 90-08-24
АЮШЕВА Расима Нягазыфовна
Назначена Указом Президента РФ №669 от 15.12.2016
каб. 20, тел. секретаря: (3822) 90-16-50
ВЫЛЕГЖАНИН Максим Анатольевич
Назначен Указом Президента РФ №506 от 23.10.2017
каб. 10, тел. секретаря: (3822) 90-27-84
ГУСАКОВ Артём Александрович
каб. 28, тел. секретаря: (3822) 90-19-46
ЖУРАВЛЁВА Татьяна Сергеевна
каб. 32, тел. секретаря: (3822) 90-19-79
ЗЕЗЮН Александр Михайлович
Назначен Указом Президента РФ №394 от 22.04.2013
каб. 40, тел. секретаря: (3822) 90-19-75
КАЧЕСОВА Наталья Николаевна
Назначена Указом Президента РФ №394 от 22.04.2013
каб. 41, тел. секретаря: (3822) 90-19-77
КУЛИНЧЕНКО Юрий Владимирович
Назначен Указом Президента РФ №1407 от 09.11.2010
каб. 21, тел. секретаря: (3822) 90-16-48
КУЧЕРЕНКО Анастасия Юрьевна
Назначена Указом Президента РФ №632 от 18.05.2012
каб. 27, тел. секретаря: (3822) 90-16-46
ОСТОЛЬСКАЯ Лариса Борисовна
Назначена Указом Президента РФ №969 от 02.08.2009
каб. 37, тел. секретаря: (3822) 90-19-73
ПЕРЕМИТИНА Ирина Александровна
каб. 35, тел. секретаря: (3822) 90-27-31
РУКАВИШНИКОВ Евгений Анатольевич
Назначен Указом Президента РФ №1050 от 10.08.2012
каб. 35а, тел. секретаря: (3822) 90-27-31
МАТЫСКИНА Людмила Сергеевна
Назначена Указом Президента РФ № 3 от 02.01.2016
каб. 31, тел. секретаря: (3822) 90-08-21
БОРИСОВ Дмитрий Николаевич
Назначен Указом Президента РФ №1430 от 23.10.2012
каб. 4, тел. секретаря: (3822) 90-08-26
ДЬЯКОВ Роман Михайлович
Назначен Указом Президента РФ №600 от 02.07.2013
каб. 6, тел. секретаря: (3822) 90-11-92
ЕЛИСЕЕНКО Андрей Геннадьевич
Назначен Указом Президента РФ №980 от 4.08.2010
каб. 43, тел. секретаря: (3822) 90-13-47
ИЛЬИНА Анна Александровна
Назначена Указом Президента РФ №688 от 29.08.2013
каб. 9, тел. секретаря: (3822) 90-11-94
КОЧЕТОВА Жанна Вячеславовна
Назначена Указом Президента РФ №41 от 30.01.2014
каб. 34, тел. секретаря: (3822) 90-13-53
МИХАЛЬЧУК Сергей Николаевич
каб. 23, тел. секретаря: (3822) 90-11-96
МЫСИН Илья Владимирович
Назначен Указом Президента РФ №858 от 21.11.2013
каб. 40а, тел. секретаря: (3822) 90-13-45
ФЕДИШИНА Татьяна Николаевна
Назначена Указом Президента РФ №39 от 09.01.2010
каб. 47, тел. секретаря: (3822) 90-13-51
ШУКШИН Андрей Васильевич
Назначен Указом Президента РФ №262 от 08.03.2005
oktiabrsky.tms.sudrf.ru
Сергей Дьяков: В коммерческих автобусах установят турникеты
В столице завершается первый этап реформы наземного транспорта. 211 маршрутов во всех округах, кроме Зеленограда и ТиНАО, передали частным компаниям, которые выпустили на линии новые синие автобусы. Водители обязаны принимать городские билеты и соцкарты, останавливаться на всех остановках и ездить со скоростью не выше 60 километров в час. Руководитель ГКУ «Организатор перевозок» Сергей Дьяков рассказал в интервью mos.ru, как город работает с претензиями пассажиров обновлённой транспортной системы, когда в новых автобусах появятся турникеты, а на остановках — точное расписание каждого маршрута.
— Сергей Сергеевич, в чём заключалась реформа и в чём вы видите её преимущества для пассажиров?
— Основная цель реформы — навести порядок в пассажирских перевозках. Чтобы не было устаревших автобусов, водителей, которые ради выручки рискуют жизнями пассажиров. Чтобы все перевозчики работали по единым тарифам, а льготники и маломобильные пассажиры могли пользоваться транспортом наравне с остальными.
— Все городские автобусы в Москве принимают билеты столичного тарифного меню и соцкарты?
— Хочу подчеркнуть, что реформа не затронула маршруты частников в Зеленограде и ТиНАО. В остальных округах — да, в любом автобусе можно расплатиться «Тройкой» или другим городским билетом. Это обязательное требование государственного контракта.
Кроме того, теперь при оплате проезда учитываются социальные льготы. Например, школьники и студенты за девять учебных месяцев в среднем смогут сэкономить около 12 тысяч рублей. Сейчас они ездят по социальной карте за 240 рублей в месяц, а раньше тратили около 1500. На сэкономленные деньги можно девушку в кино сводить.
По нашим подсчётам, нелегально работает около 70 компаний
— Сколько маршрутов сейчас работает в Москве?
— Порядка 740 маршрутов Мосгортранса и 211 маршрутов частных перевозчиков, которые перешли на государственный контракт.
— А нелегальные перевозчики в городе остались?
— По нашим подсчётам, нелегально работает около 70 компаний, это и городские маршруты, и межрегиональные, и даже международные. Благодаря реформе на городских маршрутах стало легко отличить нелегалов. Городские автобусы либо синего цвета, либо на передней части у них размещён логотип Мосгортранса. Остальные нелегальные.
Не все с этим согласились. Некоторые даже подали в суд. Недавно было решение арбитражного суда по искам некоторых перевозчиков. Все иски отклонены.
Скоро в новых автобусах установят турникеты. Экспериментальная партия заработает уже в этом месяце, а до конца года турникеты поставят во всех автобусах большой и средней вместимости
— В новых автобусах не установлены турникеты. Как вы боретесь с зайцами?
— Прибавилось работы нашим контролёрам — теперь они работают на маршрутах и Мосгортранса, и частных перевозчиков. На маршрутах частников за неделю в среднем ловят около 350 зайцев. Штраф за безбилетный проезд — 1000 рублей, а за использование чужой социальной карты — 2500 рублей.
Скоро в новых автобусах установят турникеты. Экспериментальная партия заработает уже в этом месяце, а до конца года турникеты поставят во всех автобусах большой и средней вместимости.
— Не пора увеличивать штат контролёров?
— Да, в следующем году мы планируем выйти с таким предложением. Особенно с учётом распространения новой транспортной модели на Зеленоград и ТиНАО.
— А когда новая транспортная модель распространится на весь город?
— Чтобы сформировать маршрутную сеть, нужно точно понимать, как устроена инфраструктура каждого района. Иначе можно неправильно проложить маршрут — и случится транспортный коллапс. Так что пока мы внедряем реформу в старой Москве, а в следующем году возьмёмся за Зеленоград и ТиНАО.
— Будут ли какие-то отличия?
— Нет, принцип абсолютно такой же. Мы переводим частных перевозчиков на единый стандарт: все они должны закупить новый транспорт, принимать к оплате городские билеты, учитывать социальные льготы, ходить по расписанию, останавливаться строго на остановках и соблюдать скоростной режим. Это основное.
— После реформы многие москвичи жаловались на то, что новые автобусы стали ходить реже, интервалы сильно увеличились…
— Был такой период, когда в Москве только запустились маршруты частников по новым стандартам. При этом те, кто работал по старой схеме, также продолжали возить пассажиров. Мы специально дали людям время привыкнуть к новым маршрутам, ведь где-то изменились номера, где-то — трасса.
Мы отрабатываем каждое обращение и на каждое по закону обязаны ответить
При Департаменте транспорта создана рабочая группа, которая рассматривает обращения от граждан и следит за работой перевозчиков. За полтора месяца на 151 маршруте сократили интервалы, на маршруты дополнительно выпущено 174 автобуса, по пяти маршрутам изменены трассы следования и добавлено 13 новых остановок. Будем работать в таком режиме, пока не убедимся, что маршрутная сеть удобна для всех.
— Сколько обращений вы должны получить, чтобы, к примеру, сделали новую остановку?
— Мы отрабатываем каждое обращение и на каждое по закону обязаны ответить. С 15 августа рассмотрели более 1600 обращений. Сейчас мы настроены отладить систему как можно быстрее, поэтому по проблемным точкам обычно всё решаем в течение недели.
Госконтракты предусматривают возможность увеличить количество автобусов на маршруте на 10 процентов. Этот ресурс мы сейчас активно используем
— А можете привести конкретные примеры, как изменились маршруты после таких обращений?
— Конечно. Например, на маршруте № 76к («Станция метро “Владыкино”» — «Улица Большая Марфинская») мы увеличили число рейсов с 68 до 93 в будни и с 57 до 85 в выходные. Кроме того, по просьбам пассажиров продлили режим работы почти на два часа (в 00:13 от метро «Владыкино» отправляется последний рейс).
На маршруте № 169к («Саратовская улица» — «Метро “Выхино”») мы заменили автобусы малой вместимости на большие, вывели дополнительный транспорт и таким образом сократили интервал движения до 10 минут.
Примеров приводить можно много. Госконтракты предусматривают возможность увеличить количество автобусов на маршруте на 10 процентов. Этот ресурс мы сейчас активно используем.
— А это касается всех маршрутов?
— Да, мы работаем в тесном контакте с коллегами из Мосгортранса. Все маршруты наземного транспорта — и частные, и муниципальные — это единая система. И мы её сейчас адаптируем под нужды горожан.
Все радовались скорости до первого ДТП. Сейчас перевозчики обязаны соблюдать скоростной режим — не более 60 километров в час. И высаживать пассажиров могут только на обозначенных остановках
— Одна из претензий пассажиров к новым автобусам — снижение скорости. Например, за светофором следует остановка, а потом опять светофор. В итоге на путь, который занимал 10 минут, теперь тратится полчаса. Можно ли как-то ускорить новый общественный транспорт?
— Вы помните, что раньше автобусы частников называли капсулами смерти? В том числе из-за скорости, конечно. Вспомните, как они раньше ездили. Водители резко маневрировали: разгонялись, тормозили, перестраивались из ряда в ряд, при этом пассажиры часто получали травмы. Но пожаловаться было некуда — ведь людям даже билета не выдавали. Страховки жизни и здоровья тоже в большинстве случаев не было. Все радовались скорости до первого ДТП. Сейчас перевозчики обязаны соблюдать скоростной режим — не более 60 километров в час. И высаживать пассажиров могут только на обозначенных остановках. Движение автобусов стало упорядоченным.
Кроме того, после реформы транспорт работает по расписанию, которое можно скорректировать. На намеренную медлительность водителя можно пожаловаться в контакт-центр «Московский транспорт» по номеру 3210 (с мобильного) или оставить обращение портале transport.mos.ru.
Мы каждый день корректируем графики движения автобусов, поэтому на некоторых остановках нет расписания. До конца года мы завершим эту работу и разместим таблички на всех остановках
— Но у коммерческих автобусов по-прежнему нет такого расписания, как у Мосгортранса, когда известно, во сколько автобус будет на каждой остановке. Когда оно появится?
— Это временные неудобства. Мы каждый день корректируем графики движения автобусов, поэтому на некоторых остановках нет расписания. До конца года мы завершим эту работу и разместим таблички на всех остановках.
Новые автобусы уже отображаются в приложении «Яндекс.Транспорт». Для удобства можно пользоваться им. До конца года прогноз прибытия транспорта начнёт отображаться на электронных табло, которые размещены на остановках. В Москве более 500 таких табло.
— А какая ответственность предусмотрена для коммерческих перевозчиков за несоблюдение интервалов? Есть ли уже те, кто был наказан за нарушения?
— Все перевозчики стараются соблюдать условия контракта, потому что за каждое нарушение приходится платить. Конечно, бывают случаи, когда автобус немного отстаёт от расписания, например из-за пробок. В мегаполисах это неизбежно. А в целом компании очень пунктуальны: по данным Центра организации дорожного движения, более 90 процентов рейсов производится по расписанию.
— Появится ли в новых автобусах Wi-Fi, как в Мосгортрансе и метро?
— Честно скажу, в этом году Wi-Fi не появится. Сейчас наша задача — обеспечить бесперебойную работу каждого маршрута. Как только решим эту задачу, можно дальше повышать качество сервиса.
— Планировалось, что в новых автобусах установят камеры видеонаблюдения. Заработала ли эта система?
— Да, система работает с первого дня запуска новых маршрутов. По две камеры размещено спереди и сзади на автобусе, они снимают происходящее на дороге. Есть камера, которая направлена на кабину водителя. В основном мы смотрим записи для проверки его работы, например, выдаёт ли он билеты. Иногда пассажир сам отказывается брать билет, даже если водитель кричит ему через весь салон. В таком случае водителя мы не наказываем.
— Какие самые частые нарушения допускают перевозчики?
— Очень часто бывает, что водитель не выдаёт билет, а просто берёт с пассажиров деньги, как это было до реформы. Мы даже специальные рейды стали проводить, чтобы находить таких и наказывать. С 1 августа за это нарушение оштрафованы 162 водителя.
— Они обычно говорят, что билеты просто закончились. Такое возможно?
— В большинстве случаев это уловки водителя. Благодаря валидаторам нам известен пассажиропоток на маршруте и количество билетов для продажи.
Пассажиры должны понимать, что билет нужно требовать и сохранять до конца поездки. Во-первых, если придёт контролёр, а пассажир без билета, то ему выпишут штраф — 1000 рублей. А во-вторых, это страховка здоровья и жизни пассажира в случае ДТП.
Женщины очень ценятся. Потому что их немного, но они самые дисциплинированные водители
— А как отбирают водителей для новых автобусов? Сообщалось, что многие после реформы остались без работы.
— Прошёл определённый отсев водителей, но небольшой. На новых автобусах получили работу около 5,5 тысячи человек, выбрали лучших. В целом перевозчики сами устанавливают требования для водителей. Но главные условия — опыт работы в большом городе и езда без аварий.
— А женщины-водители работают на новых маршрутах?
— Женщины очень ценятся. Потому что их немного, но они самые дисциплинированные водители. Сейчас они работают на 10 маршрутах наших крупнейших перевозчиков — «Трансавтолиза» и таксомоторного парка № 20. Причём разброс возрастов — от 30 до 50 лет. Пассажиры удивляются, некоторые мужчины даже хотят познакомиться. Есть мнение, что транспортом должен управлять мужчина, но это просто стереотип. Реформа для того и проводится, чтобы избавиться от устаревших клише.
www.mos.ru