Система уголовных наказаний
Система наказаний есть исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке — от менее строгих к более строгим.
Отдельные виды наказаний, входящие в систему, являются ее структурными элементами, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:
1) их объединяют единые цели, присущие всем видам наказаний;
2) их сравнительная тяжесть, определяющая место каждого наказания в системе наказаний, предопределяет выбор возможного наказания, когда суд решит назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление в санкции статьи Особенной части УК РФ, или когда неотбытая часть наказания заменяется более мягким видом наказания.
Исчерпывающий перечень наказаний, образующих систему наказаний, не позволяет суду назначить наказание, которое не предусмотрено системой.
В соответствии со ст. 44 УК РФ в систему наказаний включены следующие виды наказаний:
2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
4) обязательные работы;
5) исправительные работы;
6) ограничение по военной службе;
7) ограничение свободы;
9) содержание в дисциплинарной воинской части;
10) лишение свободы на определенный срок;
11) пожизненное лишение свободы;
12) смертная казнь.
Законодатель все наказания делит на основные, которые могут быть назначены самостоятельно, и дополнительные, назначаемые только в сочетании с первыми. В качестве основных видов наказаний в соответствии со ст. 45 УК РФ применяются обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. В качестве дополнительного вида наказания в ч. 3 ст. 45 УК РФ предусматривается лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Есть и третий вид наказаний, которые могут назначаться и как основные, и как дополнительные. B соответствии с ч. 2 ст. 45 УК РФ штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний. Эти наказания можно назначить как самостоятельное, но можно и присоединить к другим видам наказания, в установленных законом случаях.
B Уголовном кодексе РФ предусмотрены следующие обстоятельства смягчающие и отягчающие обстоятельства.
1. Смягчающими обстоятельствами признаются:
• совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;
• наличие малолетних детей у виновного;
• совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;
• совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
• совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;
• противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;
• явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления;
• оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
2. Отягчающими обстоятельствами признаются:
• наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;
• совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);
• особо активная роль в совершении преступления;
• привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
• совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
• совершение преступления из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;
• совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
• совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;
• совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;
• совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения;
• совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках;
• совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;
• совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти.
B Особенной части УК РФ все преступления в зависимости от родового объекта подразделяются на шесть разделов (разделы VII— XII), а каждый раздел по видовому объекту группируется по главам, включаемым в различные разделы (главы XVI—XXXIV).
Раздел VI «Преступления против личности» включает в себя преступления против: жизни, здоровья, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, конституционных прав и свобод человека и гражданина, семьи и несовершеннолетних.
В разделе VII «Преступления в сфере экономики» рассматриваются преступления: против собственности, в сфере экономической деятельности, против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» включает преступления против: общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также экологические преступления и преступления в сфере компьютерной информации.
В разделе X «Преступления против государственной власти» сгруппированы преступления против: основ конституционного строя и безопасности государства, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, правосудия, порядка управления.
Завершается особенная часть Уголовного кодекса РФ разделом XI «Преступления против военной службы» и разделом XII «Преступления против мира и безопасности человечества».
lawbook.online
Система уголовных наказаний в уголовном праве российской федерации
Ключевые слова: УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ; СИСТЕМА УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ; ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ; КРИТЕРИИ; КОМПОНЕНТ; ПОДСИСТЕМА КОМПЛЕКС; ЭЛЕМЕНТ; CRIMINAL PUNISHMENT; SYSTEM OF CRIMINAL PUNISHMENT; INDIVIDUALIZATION; CRITERIA; COMPONENT; SUBSYSTEM; COMPLEX; ITEM.
В любом государстве, так или иначе, всегда объективно существует система уголовных наказаний.
В уголовном праве России система наказаний является одним из центральных институтов исследования. Основным уголовным компонентом (вариантом) воздействия на лиц, совершивших преступление, является система наказаний, так как она помогает выбрать наиболее соответствующее совершенному преступлению наказание и добиться достижения целей уголовного наказания, а именно способствует предупреждению совершения преступлений, исправлению осужденных лиц и восстановлению социальной справедливости. В настоящее время в научных работах и учебниках по уголовному праву системе уголовных наказаний стали еще более пристально уделять внимание.
Система наказаний в широком смысле – это многоуровневое целое строение, состоящее из разных видов наказаний, образующих их единство и целостность [1].
На мой взгляд, система наказаний в узком смысле – это закреплённая в уголовном законе, применяемая по приговорам судов, к конкретному виновному лицу, совокупность видов наказаний, которые взаимодействуют между собой, построенная по принципу от менее строго вида наказания к более строгому виду наказания.
Система уголовных наказаний должна ориентироваться на основные принципы уголовного права, такие как: принцип справедливости, законности, гуманизма и индивидуализации уголовного наказания.
Большое значение имеет система уголовных наказаний для уголовного права в целом. Деятельность суда в области назначения конкретного уголовного наказания ставится под определённые рамки в соответствии с принципом законности и индивидуализации уголовного наказания. Система уголовных наказаний определяет и раскрывает структуру санкций статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, так как их перечисление применительно к конкретному виду преступления исходит из основы перечня видов уголовных наказаний и возможности взаимодополнения между собой.
Также стоит отметить, что система уголовных наказаний, так или иначе, оказывает своё влияние и на законодателя, так как ему необходимо знать в каких пределах и какие уголовные наказания могут должным образом применяться для эффективной борьбы с преступностью.
Система уголовных наказаний должна включать и отвечать определённым требованиям, о которых пойдет речь ниже.
Во-первых, система уголовных наказаний должна строиться по принципу иерархии наказаний от менее строгого вида наказания к более строгому виду наказания;
Во-вторых, система уголовных наказаний обязана строиться на общих началах взаимозаменяемости наказаний и взаимодополняемости входящего в неё перечня видов уголовных наказаний;
В-третьих, система уголовных наказаний должна состоять из исчерпывающего перечня взаимодействующих и взаимосвязанных элементов (в нашем случае самих видов уголовных наказаний);
В-четвертых, в данной системе должны быть расположены уголовные наказания в определённой последовательности.
В законодательстве Российской Федерации нет определения понятия системы уголовных наказаний. В Уголовном кодексе Российской Федерации содержится только перечень видов наказаний. В связи с этим в уголовно- правовой науке нет единства раскрытия этого дискуссионного вопроса. Недостаток того, что в действующем Российском уголовном законодательстве отсутствует легальное определение понятия системы уголовных наказаний, порождает спор о её составляющих элементах и критериях.
В уголовно-правовой литературе разработаны основные критерии составления системы уголовных наказаний, такие как компонент, комплекс, элемент системы, подсистема, зависимость входящих в неё элементов и взаимная их связь.
Признаки, содержащиеся в системе уголовных наказаний, раскрываются в компонентах, которые содержатся в двух частях. Первая часть выступает в качестве подсистемы уголовных наказаний, находящейся в Общей части Уголовного кодекса РФ, а вторая часть компонентов представляет подсистему Особенной части УК РФ. В первой части компонентов системы уголовных наказаний указаны основополагающие начала, которые формируют вторую часть компонентов.
Комплекс как основной критерий системы наказаний выражается как результат объединения автономных систем в единый, цельный и функциональный результат, частью которого и является данная система уголовных наказаний. Комплекс системы уголовных наказаний в нынешнее время описан в Уголовном кодексе Российской Федерации, разделяя его на Общую и Особенную часть.
Также стоит упомянуть ещё один из основных критериев – базовый элемент, который определяется в качестве исходных основ первичного строительного материала. Иными словами, это любой из перечня видов уголовных наказаний, содержащихся в статье 44 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Подсистема как один из важных критериев системы уголовных наказаний находится в санкциях статей особенной части УК РФ, она является главной основой комплекса системы уголовных наказаний.
Если исходить из мнения законодателя, то подсистема как критерий систем уголовных наказаний оправдывает себя в борьбе с конкретными общественно опасными деяниями. Главное внимание уделяется кумулятивным санкциям, потому что они направлены на различные виды уголовных наказаний – как дополнительных и основных, так и смешанных. В санкциях статей особенной части УК РФ законодатель определяет вероятное уголовное наказание для виновного лица, совершившего преступление, чтобы наиболее оптимально достигнуть целей уголовного наказания.
Когда будут осуществляться выше перечисленные обязательные критерии, тогда станет эффективнее взаимодействовать и работать система уголовных наказаний.
Стоит отметить также такой критерий как зависимость входящих в неё элементов и взаимная их связь. Этот критерий выражается при назначении соответствующего уголовного наказания, к примеру, когда менее строгое наказание не способно обеспечить достижение целей уголовного наказания его заменяют более строгим видом наказания [2].
Нет также в уголовном законодательстве дифференциации видов наказаний на общие и специальные виды, применяемые к военнослужащим или должностным лицам, например, такое наказание как содержание в дисциплинарной воинской части.
В учебниках по уголовному праву перечень уголовных наказаний называется «система наказаний», на мой взгляд, это довольно обоснованно. На протяжении длительного промежутка времени система уголовных наказаний менялась в зависимости от социальной принадлежности и условий внешней среды. Если рассматривать Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, то можно заметить такие наказания как конфискация имущества, общественное порицание, возложение обязанности загладить причинённый вред и увольнение от должности. С учётом изменения внешних факторов и принятия действующего Уголовного кодекса 1996 года перечисленные выше наказания не включены в современный перечень системы наказаний, но к некоторым наказаниям, которые перешли из советского законодательства добавились довольно новые виды уголовных наказаний, такие как арест, ограничение свободы, обязательные работы, ограничение по военной службе и другие [3].
Данные нововведения имеют свои гуманные и социально- экономические основания.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что система уголовных наказаний – это необходимый институт уголовного права, она присуща каждому государству, даже если нет легального закрепление её содержания в какой-либо правовой норме. В Российской Федерации нет легального закрепления определения понятия «система уголовных наказаний», но в уголовно-правовой литературе используется данное определение как в широком, так и в узком смысле.
Также если рассматривать мнения различных авторов, то у системы уголовных наказаний существует множество критериев, таких как подсистема, комплекс, компонент, элемент, которые должны соблюдаться. При их полном взаимодействии система уголовных наказаний будет должным образом функционировать, будет более эффективно реализовывать цели уголовного наказания.
И, наконец, хочется добавить, что система уголовных наказаний не сводится только к перечню видов наказаний, которые закреплены в статье 44 Уголовного кодекса Российской Федерации, система уголовных наказаний – это особый механизм, содержащий в себе принципы, требования, критерии, задачи и цели, имеющие широкое значение для уголовного законодательства.
novaum.ru
Уголовно-правовое значение системы наказаний в действующем уголовном праве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Философия»
Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Кононыхин Сергей Юрьевич
В статье анализируется уголовно-правовое значение системы наказаний в действующем уголовном праве России, определяется ее эффективность. Интерес данной темы заключается в том, что система наказаний в Уголовном кодексе РФ имеет особое уголовно-правовое значение: ее основные задачи не только в оптимальном наказании за совершенные преступления, но и в уменьшении криминогенной обстановки в обществе.
Похожие темы научных работ по философии , автор научной работы — Кононыхин Сергей Юрьевич,
Criminally-legal value of system of punishments in current criminal law of the Russian Federation
In the article criminally legal value of system of punishments in operating criminal law of Russia are analyzed, its efficiency is defined. Interest of the given theme is that the system of criminal punishments in the Criminal code of the Russian Federation has big criminally-legal value which primary goals are not only in optimum punishment for the committed crimes, but also in reduction of the crime rate in a society.
Текст научной работы на тему «Уголовно-правовое значение системы наказаний в действующем уголовном праве Российской Федерации»
Сборник научных статей. Саратов. 2QQ7. С. 15-17.
9. Беличева С.В. Превентивная психология. М., 1998. С. 112.
Поступила в редакцию 19.12.2QQ9 г.
Puchnina SA. About measures of increase of a preventive role of the minors affairs commissions and protection of their rights as law-enforcement body.
In the article modem approaches to realization of preventive function of the minor’s affairs commissions and protection of their rights as law-enforcement body are considered. Efficiency of the minor’s affairs commissions activity and protection of their rights in many respects depends on inclusion of juvenile justices elements into its work which in a greater allow carrying out degree of a problem put before the given body.
Key words: minor’s affairs commissions and protection of their rights; juvenile justice; regenerative technologies; mediation.
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ В ДЕЙСТВУЮЩЕМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье анализируется уголовно-правовое значение системы наказаний в действующем уголовном праве России, определяется ее эффективность. Интерес данной темы заключается в том, что система наказаний в Уголовном кодексе РФ имеет особое уголовно-правовое значение: ее основные задачи — не только в оптимальном наказании за совершенные преступления, но и в уменьшении криминогенной обстановки в обществе.
Ключевые слова: уголовное наказание; система наказаний.
«Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования, каковы бы ни были эти условия» [1]. То есть средством защиты общества от преступных посягательств и реакцией государства на их совершение является уголовная ответственность и наказание. Кроме того, они также являются одним из способов предупреждения преступности. Как правильно отмечал выдающийся русский юрист И.Я. Фойницкий, уголовное наказание является «мерой общественного самосохранения, которая применяется против состояния преступности» [2].
Сегодня для нашего общества уголовное наказание, являясь одной из мер государственного принуждения, призвано играть немалую роль в борьбе с преступностью, что в большой степени определяется сложной криминогенной обстановкой в стране.
Поэтому, наряду с правильным определением сущности, содержания и целей наказания, совершенствование системы наказаний является одной из актуальнейших задач правовой науки и практики борьбы с преступностью.
Система наказаний — это определенным образом упорядоченный перечень видов на-
казаний, предусмотренных уголовным законом за совершение преступлений. В системе наказаний наиболее ярко проявляется характер и направленность уголовной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от социально-экономического и политического устройства государства, состояния преступности, уровня общественного правосознания и т. д.
По вопросу о понятии системы наказаний в юридической литературе высказаны различные мнения. Л.В. Багрий-Шахматов определял ее как «предусмотренный уголовным законом, исчерпывающий, не подлежащий произвольным изменениям, обязательный для судов перечень наказаний, расположенный в определенном порядке» [3]. Н.Ф. Кузнецова определяет систему наказаний как «целостное множество видов наказаний (элементов системы) и подсистем, включающих сгруппированные по различным основаниям виды наказания. Система наказаний призвана обеспечить реализацию целей наказания» [4]. При этом представляется очень существенным замечание О.В. Старкова и С.Ф. Милюкова о том, что главным изъяном подхода к определению системы наказаний является отсутствие возможности оценить, насколько
существующие в настоящее время наказания взаимодополняют друг друга и способны ли они к взаимозаменяемости [5].
Особенно важным свойством представляется взаимозаменяемость наказаний, т. к. каждое наказание должно обеспечивать реализацию двух главных принципов уголовного права, находящихся в диалектическом противоречии. Первый — принцип справедливости, требующий всемерной защиты приоритетных для общества институтов (личности, собственности, окружающей среды, конституционного строя и др.), второй — принцип гуманизма, призванный способствовать назначению виновному предельно мягкого, щадящего его интересы наказания. И здесь мы вынуждены отметить, что действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство далеко не всегда может обеспечить гармоническое сочетание этих принципов как раз в силу нарушения системности соответствующих норм.
И, соответственно, более полным и подходящим для обозначения системы наказаний является следующее определение «система наказаний — это совокупность предусмотренных уголовным законом видов государственного принуждения, которые находятся в отношениях взаимосвязи, взаимозависимости и взаимозаменяемости, способны обеспечить достижение целей кары (восстановление социальной справедливости), общего и специального предупреждения, а также исправления преступника, назначаются судом за конкретные преступления, исходя из принципов уголовного права» [5, с. 12-13].
В то же время более важным представляется вопрос о построении, соотношении или основаниях систематизации наказаний.
При этом построение перечня наказаний нельзя рассматривать как вопрос простой техники перечисления видов наказаний, что отмечалось уже в дореволюционной юридической литературе, «лестница наказаний» является «совокупностью карательных мер данного кодекса в их взаимном соподчинении или соотношении» [6]. На степень тяжести наказания указывает место, которое она занимает на этой «лестнице». На определение места конкретного вида наказания и, соответственно, на построение всей системы наказаний влияют разнообразные социальные факторы, воздействие которых должно
учитываться и оцениваться адекватно общественным потребностям. Это становится очень важным, т. к. критерием отнесения тех или иных средств государственного принуждения к числу мер уголовного наказания выступает «объективная значимость, важность соответствующих благ и интересов с точки зрения господствующего общественного мнения. Речь идет о ценностных отношениях, иерархии ценностных ориентаций, складывающихся в обществе на определенном этапе его развития. Такого рода критерий используется и для возведения отдельного принудительного средства в ранг мер наказаний, и для формирования их системы» [7].
В систему входят различные виды наказания, которые отличаются друг от друга по различным критериям, таким как содержание, направленность, степень выраженности различных свойств, времени и характеру воздействия на осужденных, в связи с чем обладают разными возможностями по достижению целей, указанных в уголовном законодательстве. Подобные качественные отличия наказаний друг от друга позволяют воздействовать на разные стороны правового статуса лица, подвергшегося осуждению. Таким образом, система наказаний необходима для того, чтобы дифференцировать и индивидуализировать наказание по отношению к разным категориям преступников и даже к отдельным лицам.
Система наказаний закреплена в ст. 44 УК РФ и включает исчерпывающий перечень из 12 видов наказаний: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) ограничение свободы; 8) арест; 9) содержание в дисциплинарной воинской части; 10) лишение свободы на определенный срок; 11) пожизненное лишение свободы; 12) смертная казнь.
Российское уголовное законодательство, обладая обширным перечнем наказаний, по сравнению с другими государствами, создает суду достаточные условия для индивидуализации назначения наказания. Другое дело. что некоторые предусмотренные УК РФ наказания, альтернативные лишению свободы
(ограничение свободы, арест), до сих пор не введены в действие.
Исходя из сказанного выделяются признаки системы уголовных наказаний, определяющих ее уголовно-правовое значение.
Во-первых, система наказаний состоит только из тех наказаний, которые предусмотрены уголовным законом. Никакая другая мера государственного принуждения, сколь бы строгой она ни была, не может быть отнесена к уголовному наказанию, если она не предусмотрена уголовным законом. Ни одно наказание не может определяться произвольно; его вид, размеры, основания и порядок применения могут быть указаны только в уголовном законе.
Во-вторых, перечень наказаний, образующих систему, обязателен для суда. Осуществляя правосудие по конкретным уголовным делам, суд связан системой наказания и не может выйти за ее пределы, произвольно изменив основания, условия или порядок назначения тех или иных наказаний.
В-третьих, наказания, входящие в систему, расположены в определенном порядке, образуя собой «лестницу наказаний». В Уголовном кодексе РФ наказания располагаются по принципу от менее строгого к более строгому. По этому же принципу наказания располагаются и в альтернативных санкциях норм особенной части Уголовного кодекса.
В-четвертых, перечень входящих в систему наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на каждый данный момент система наказаний представляет собой заверенное единство. В действующем российском уголовном законодательстве этот исчерпывающий перечень наказаний установлен в ст. 44 Уголовного кодекса РФ.
В системе наказаний конкретные наказания располагаются в определенной последовательности, по мере возрастания — от менее строгого наказания к более строгому, образуя т. н. «лестницу наказаний». Этот термин использовал еще Н.С. Таганцев [6]. В Уголовном кодексе РСФСР лестница наказаний строилась наоборот — от более строгого наказания к менее строгому, а смертная казнь не входила в перечень, как исключительной мере наказания ей была посвящена отдельная статья Уголовного кодекса РСФСР. В санкциях статей Особенной части Уголовного кодекса РФ наказания, как правило, также
располагаются в последовательности от менее строгого к более строгому, что, в принципе, должно ориентировать суды в вопросе выбора меры наказания. Как отмечается в п. 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 11 января 2007 г. «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» [8], если санкция статьи наряду с лишением свободы предусматривает более мягкие виды наказания, суд при постановлении приговора должен обсудить вопрос о назначении наказания, не связанно -го с лишением свободы. В случае назначения лишения свободы это решение должно быть мотивировано в приговоре.
Наиболее распространенным видом наказания является лишение свободы: оно предусмотрено примерно в 85 % санкций статей Особенной части. Другие реально назначаемые наказания располагаются в такой последовательности: штраф (43 %); лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (19 %); исправительные работы (17 %); обязательные работы (12 %); пожизненное лишение свободы присутствует в санкциях шести статей Особенной части [9].
Система наказаний, закрепленная в ст. 44 Уголовного кодекса РФ, действует в отношении взрослых осужденных. Для несовершеннолетних в ст. 88 УК РФ предусмотрен свой перечень, состоящий из шести видов наказаний: 1) штраф; 2) лишение права заниматься определенной деятельностью; 3) обязательные работы; 4) исправительные работы; 5) арест; 6) лишение свободы на определенный срок. Но особенности назначения наказания несовершеннолетним заключаются не только в сужении перечня наказаний. Для несовершеннолетних, по сравнению со взрослыми, уменьшаются размеры и сроки назначаемых наказаний (за исключением лишения права заниматься определенной деятельностью). Кроме того, предусмотрены и особые условия назначения некоторых наказаний. Так, штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, может взыскиваться не только с него, но и с его родителей или иных законных представителей (с их согласия). Наиболее специфичен порядок назначения несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы на определенный срок (ч. 6 и ч. 6.1 ст. 88 УК РФ).
Таким образом, можно сказать, что система уголовных наказаний в Уголовном кодексе РФ имеет большое уголовно-правовое значение, основные задачи которой не только в оптимальном наказании за совершенные преступления, но и в уменьшении криминогенной обстановки в обществе. При этом можно указать на тот факт, что лишение свободы как основной вид наказания не всегда способствует исправлению, а наличие в системе наказаний некоторых видов, которые не введены в действие до настоящего времени, не позволяет судить о том, достаточно ли она эффективна или требуются дополнительные преобразования (исключающие некоторые неэффективные виды наказания).
1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 8. С. 531.
2. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С. 56.
3. Багрий-Шахматов Л.В. Уголовная ответственность и наказание. Мн., 1976. С. 139.
4. Курс уголовного права. Том 2. Общая часть. Учение о наказании / под ред. д-ра юр. наук, проф. Н.Ф. Кузнецовой, канд. юр. наук, доц. И.М. Тяжковой. М., 2002. С. 24..
5. Милюков С.Ф., Старков О.В. Наказание: уголовно-правовой и криминопенологический анализ. СПб., 2001.
6. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Ч. 1: общая. М., 1994. Т. 2. С. 75.
7. Гальперин И.М. Наказание: социальные функции, практика применения. М., 1983. С. 53.
8. Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 2007. № 4. Апр.
9. Дементьев С.И., Дьяченко Р.А., Трахов А.И. Уголовное наказание: содержание, виды, назначение и исполнение. Краснодар, 2000. С. 126-127.
Поступила в редакцию 25.12.2009 г.
Kononyhin S.Ju. Criminally-legal value of system of punishments in current criminal law of the Russian Federation.
Key words: criminal punishment; system of punishments.
ОТГРАНИЧЕНИЕ ХИЩЕНИЙ ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПРАВИЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье анализируются наиболее актуальные проблемы правильной квалификация форм хищений как направление оптимизации противодействия экономической преступности. В публикации даются научно обоснованные определения единичных правил квалификации преступлений, посредством которых составы преступлений хищений чужого имущества разграничиваются между собой и отграничиваются от смежных с ними составов преступлений, что обеспечивает соответствующую закону индивидуализацию уголовной ответственности виновных и назначение справедливого вида наказания или иной меры уголовно-правового характера.
Ключевые слова: квалификация форм хищений; направления оптимизации противодействия экономической преступности; единичные правила квалификации преступлений.
По нашему мнению, отграничение составов преступлений хищений чужого имущества от смежных составов преступлений, осуществляемое посредством применения единичных правил квалификации преступлений и обеспечивающее точную квалификацию преступлений, представляется в виде определенной системы, слагаемой из целого
ряда подсистем. На наш взгляд, к этим подсистемам фактически относятся:
1) разграничение хищений чужого имущества между собой, с одной стороны, по формам и, с другой — по видам;
2) отграничение основных составов преступлений хищений чужого имущества от
cyberleninka.ru