Изменения в статусе Центрального банка РФ.
В 2002 г. в российском парламенте развернулась серьезная борьба вокруг новой редакции закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В конечном счете Федеральный закон №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» был принят Государственной Думой 27 июня 2002 г. после отклонения Советом Федерации в ранее принятой редакции и подписан Президентом РФ 10 июля 2002 г.
Зачем понадобилась новая редакция закона и каков характер изменений, которые он вносит в банковское законодательство?
Как известно, в настоящее время все функции — и нормотворческую, и банковского надзора, и непосредственного осуществления банковской деятельности — выполняет Центральный банк РФ. В связи с этим важным является вопрос об определении правового статуса Банка России в российском конституционном и банковском законодательстве, хотя в ст. 1 Закона о Центробанке это определение отнесено к юрисдикции Конституции РФ и федеральному законодательству. В научной литературе по данному поводу высказываются разные мнения. Первое — Конституция РФ и банковское законодательство не только должным образом не определяют место Банка России в системе органов государственной власти и его статус как юридического лица, но и содержат нормы, противоположные друг другу и характеризующие Центробанк, во-первых, как орган государственной власти, во-вторых, как один из органов исполнительной власти, включенный в систему федеральных экономических служб, а в-третьих, как юридическое лицо, не являющееся звеном государственной власти, действующее независимо от каких бы то ни было государственных органов и организаций при осуществлении своих полномочий, но имущество которого является федеральной собственностью.
Второе мнение — ЦБ РФ считается государственным органом управления с возложенными на него особыми функциями, реализуемыми в сферах денежно-кредитных отношений и банковской деятельности, в связи с чем он наделен государственно-властными и гражданско-правовыми полномочиями, а его особый статус выражается в том, что он отсутствует в системе органов государственной власти Российской Федерации (ст. 11 Конституции РФ), но при этом является государственным учреждением.
В ходе анализа особенностей правового статуса Центробанка поднимался вопрос, является ли он коммерческой организацией или учреждением, которое занимается предпринимательской деятельностью. Так, по мнению В. Белова, «применительно к обязательственным правоотношениям Банк России может быть назван как предприятием, так и учреждением, что зависит от конкретного типа отношений. »
Существует точка зрения, что главной особенностью правового положения Банка России является то обстоятельство, в соответствии с которым осуществление административных прав и хозяйственной деятельности подчинено решению одной и той же задачи — управлению кредитной системой.
В этой ситуации очевиден вывод, что Банк России, имея двойственную правовую природу, — это одновременно орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее банковские операции и получающее прибыль. Осуществляя функцию банковского управления, Банк России использует административно-правовые и экономические методы регулирования. При этом следует подчеркнуть, что в силу природы регулируемых отношений в основе обоих методов лежит экономический подход.
Что касается правовой основы статуса Центробанка, то значительный период времени, прошедший с момента принятия закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», требовал обобщить опыт функционирования Банка России в рамках заданной данным федеральным законом системы координат, выявить ее достоинства и недостатки.
Кризис финансовой системы, начавшийся в конце 1997 г. и достигший своего апогея к августу 1998 г., продемонстрировал, что имеющаяся правовая база недостаточна и превращает независимость Банка России при осуществлении им своих функций в бесконтрольность и безответственность. Функционирование отечественной банковской системы оказалось заложником субъективных решений нескольких человек. Выявилось громадное несоответствие степени влияния, которое оказывает Банк России на экономическую и кредитно-денежную политику государства, и ответственности руководства Банка России за принимаемые им решения. Как показала практика, действующее законодательство не содержит гарантий нормального функционирования банковской системы и возможности для исправления допущенных ошибок и нарушений со сравнительно малыми затратами.
Так, неконтролируемый рост пирамиды государственных казначейских обязательств, ставший одной из основных причин краха российской финансовой системы, стал возможен во многом из-за неконтролируемых действий бывшего руководства Банка России. Проводимая им политика, направленная на сужение денежной массы и искусственное поддержание курса рубля по отношению к доллару, привела к серьезным просчетам по другим направлениям денежно-кредитной политики, результатом чего стали масштабный отток капитала из производственной сферы, платежный кризис и долларизация экономики. Советом директоров Банка России был создан пенсионный фонд для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России, остаток средств которого на 1 января 1998 г. составил 4 702 416 млн руб. Это резко контрастирует с невыплатами и длительными задержками выплат пенсий гражданам России, не работающим в Банке России.
Отражением понимания ветвями государственной власти необходимости внесения серьезных изменений в закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» стало внесение многими субъектами права законодательной инициативы законопроектов, представляющих собой поправки в этот закон. С целью рассмотрения этих проектов и выработки согласованных решений при их подготовке к рассмотрению Государственной Думой 16 июня 1998 г. были проведены парламентские слушания на тему «О проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии с рекомендациями слушаний и на основании постановления Государственной Думы от 19 марта 1999 г. №3804-11 ГД была создана рабочая группа по разработке проекта данного федерального закона.
Результатом деятельности этой группы явился проект, который в значительной степени согласовал положения проектов, ранее внесенных Советом Федерации и группой депутатов Государственной Думы.
Основные изменения, вносимые в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», состоят в следующем:
- уточняется статус Банка России;
- уточняется режим собственности имущества и уставного капитала Банка России. В соответствии с предлагаемыми изменениями уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, владение, пользование и распоряжение которой Банк России осуществляет от имени РФ;
- сформирована основная функция Банка России — защита и обеспечение устойчивости рубля, выполнение которой возложено на него в соответствии со ст. 75 Конституции РФ;
- более четко сформулированы исключительные полномочия и функции Банка России;
- уточнено понятие подотчетности Банка России Государственной Думе;
- уточнено, что Банк России участвует в капиталах Сбербанка, Внешторгбанка и росзагранбанков от имени Российской Федерации;
- уточнены функции, которые выполняет совет директоров Банка России;
- уточнен состав, функции и полномочия Национального банковского совета;
- расширен перечень документов, которые включает в себя годовой отчет Банка России;
- установлено, что условия страхования жизни, медицинского страхования и пенсионного обеспечения устанавливаются в соответствии с Федеральным законом
«Об основах государственной службы». В связи с этим исключено право создания дополнительного пенсионного фонда для своих служащих.
Новая редакция ст. 1 федерального закона, где уточняется статус Банка России, представляется обоснованной, а также подчеркивается независимость Банка России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами. Группировка в одной статье закона фундаментальных основ правового положения Банка России позволяет более четко сформулировать его состояние как субъекта права.
Закон уточняет режим собственности имущества и уставного капитала Банка России (ст. 2). В соответствии с предлагаемыми изменениями уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, владение, пользование и распоряжение которой Банк России осуществляет от имени Российской Федерации. Аналогичное дополнение внесено и в ст. 7 федерального закона: Банк России участвует в капиталах Сбербанка, Внешторгбанка и росзагранбанков от имени Российской Федерации. Данное уточнение закрепляет право федеральной собственности на уставный фонд и иное имущество Банка России (включая распределенную по фондам различного назначения и нераспределенную часть прибыли), а также повышает ответственность Банка России и его руководителей за обеспечение реализации закрепленных за Банком России законодательством задач и функций.
В законе (ст. 3) сформулирована основная функция Банка России -защита и обеспечение устойчивости рубля, выполнение которой возложено на него ст. 75 Конституции РФ, а также ст. 3 устанавливается, что «выполнение основной функции Банка России направлено на поддержание экономической политики государства», в качестве одной из задач Банка России предусматривается «эффективное управление золотовалютными резервами Банка России», а в ст. 4 сформулированы исключительные полномочия Банка России.
Закон предусматривает также изменения и дополнения, направленные на уточнение механизма подотчетности Центрального банка РФ Государственной Думе, а также повышение роли Национального банковского совета.
Представляется, в частности, целесообразным расширение, перечня документов, которые включает в себя годовой отчет Банка России (дополнено отчетом о распределении прибыли и использовании средств фондов экономического стимулирования, отчетом об управлении ценными бумагами и долями, находящимися в федеральной собственности, а также заключением Счетной палаты РФ), представляемый Банком России Государственной Думе.
Практика взаимодействия Государственной Думы с Банком России подтверждает необходимость периодического представления информации Банком России Государственной Думе по запросам, оформленным ее постановлениями.
Следует положительно отнестись к предложению об утверждении ряда параметров основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики в законе о федеральном бюджете, а также об установлении срока их представления в Государственную Думу одновременно с проектом бюджета и синхронизации рассмотрения этих документов Государственной Думой.
Несомненно, назрела также необходимость уточнения порядка распределения прибыли и проработки механизма установления пределов расходов по некоторым направлениям деятельности Банка России, определения порядка осуществления платежей в федеральный бюджет учреждениями Банка России доходов от деятельности, не связанной с выполнением основных функций.
Принятие данного закона, по мнению его авторов, окажет позитивное влияние на деятельность Банка России и развитие банковской системы Российской Федерации в целом, повысит эффективность взаимодействия Банка России и других органов государственной власти Российской Федерации. Что же, жизнь покажет.
www.bankmib.ru
О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Депутат Государственной думы Евгений Алексеевич Фёдоров
Генеральному прокурору Российской Федерации Чайке Юрию Яковлевичу!
Уважаемый Юрий Яковлевич! Центральным банком Российской Федерации 17 декабря 2013 года издан распорядительный документ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов».
В главе IV.I. этого документа указывается: «В 2014 году будет завершена работа по созданию условий для перехода к режиму плавающего валютного курса», «курс рубля будет формироваться под влиянием преимущественно рыночных факторов, в том числе трансграничных потоков капитала, подверженных резким и трудно предсказуемым колебаниям», «следствием этого станет рост неопределённости динамики курса рубля в среднесрочной перспективе», «. курс рубля не является фиксированным и какие-либо цели по уровню курса или темпам его изменения не устанавливаются».
Приведённые положения документа противоречат статье 75.2 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации. «. Кроме этого в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля».
Анализ динамики курса рубля по отношению к другим валютам показывает, что стоимость доллара США к рублю на 17 декабря 2013 года составляла 32,0668 рублей, на 27 октября 2014 года — 42,0310 рублей. Падение курса рубля по отношению к доллару США составило 31,07%. Курс евро к рублю на 17 декабря 2013 года составлял 43,6071 рублей, на 27 октября 2014 года — 53,3029 рублей. За рассматриваемый период курс рубля по отношению к евро упал на 22,23%.
Таким образом, действия Центрального банка Российской Федерации в области регулирования денежно-кредитной политики вызвали последствия, приведшие к инфляции, росту цен, снижению покупательской способности, обесцениванию денежных сбережений в российской валюте, ухудшению социально-экономического положения граждан России, т.е. повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Центральный банк Российской Федерации, отказавшись от регулирования валютного курса, создав неопределённость и неконтролируемость динамики курса рубля, грубо нарушил требования Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, прошу организовать проверку по указанным фактам нарушений действующего законодательства, дать им правовую оценку и принять соответствующие меры прокурорского реагирования.
О результатах проверки прошу меня информировать.
xn--b1agaaladdbi2bdzihacdzbm.xn--p1ai
Федеральный закон от 01.07.2017 N 153-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)»
Принят
Государственной Думой
21 июня 2017 года
Одобрен
Советом Федерации
28 июня 2017 года
Внести в Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 31, ст. 3233; 2006, N 19, ст. 2061; 2007, N 1, ст. 9, 10; 2008, N 42, ст. 4699; N 52, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 48, ст. 5731; 2011, N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; 2012, N 53, ст. 7607; 2013, N 27, ст. 3438, 3476; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 26, ст. 3395; N 30, ст. 4219; N 45, ст. 6154; N 52, ст. 7543; 2016, N 1, ст. 23; N 27, ст. 4295; 2017, N 14, ст. 1997; N 18, ст. 2661, 2669) изменение, дополнив его статьей 73.1 следующего содержания:
«Статья 73.1. Банк России вправе осуществлять взаимодействие с кредитными организациями посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» путем предоставления кредитным организациям доступа к личному кабинету, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке.
Личный кабинет используется кредитными организациями в целях получения от Банка России документов, в том числе запросов, требований (предписаний) Банка России, и передачи в Банк России отчетности, документов (информации), сведений, а также осуществления кредитными организациями иных прав и обязанностей, установленных федеральными законами, нормативными актами Банка России.
При передаче кредитными организациями в Банк России через личный кабинет отчетности, документов (информации), сведений в электронной форме, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, такие документы признаются равнозначными документам на бумажном носителе.
Порядок взаимодействия Банка России с кредитными организациями при использовании ими личного кабинета определяется нормативным актом Банка России.».
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
1 июля 2017 года
N 153-ФЗ
www.zakonrf.info
Закон о Центральном банке Российской Федерации — полномочия по закону
Центральный банк РФ значится как главная контролирующая организация в банковском и финансовом сегментах Российской Федерации. Соответствующий ФЗ содержит положения, какие полностью регулируют государственный порядок работы данного учреждения. Именно об этом законе и пойдет речь в нашей статье.
Закон о Центральном банке Российской Федерации в последней редакции – общие положения
Последняя редакция указывает на то, что статус, основные цели деятельности, практические функции и законные полномочия ЦБ Российской Федерации (по иному Банка России) определяются изначально Конституцией Российской Федерации, описываемым Федеральным законом и иными профильными федеральными законами.
Также ЦБ не обязан отвечать по имеющимся обязательствам государства, и наоборот. Он значится как самостоятельное юридическое лицо и осуществляет такую деятельность за счет своего капитала и только самостоятельно. Текст общих положений указан в девяти статьях с комментариями. При желании их всегда можно скачать на профильных сайтах.
Скачать ФЗ о Центральном банке Российской Федерации в последней редакции можно по ссылке:
Изменения в законе о Центральном Банке в последней редакции
Внесение изменений в последний раз в закон о Центральном Банке РФ произошло в июне 2016 года (первичное принятие было в июле 2015 гола). В частности были уточнены полномочия по лицензированию кредитных учреждений, отзыве лицензий и внутренней и проведения внутренней эмиссии наличного капитала. Последняя редакция также претерпела изменения в части отчетности Центрального Банка РФ перед уполномоченными органами. Плюс, изменения коснулись и сроков рассмотрения обращений. Настоящий текст в последней редакции можно скачать на профильных сайтах в сети. Далее опишем полномочия.
Полномочия по ФЗ о ЦБ
В соответствии с текстом последней редакции Центральный Банк РФ как орган имеет следующие полномочия:
- осуществляет обслуживание всех денежных счетов по бюджету РФ;
- принимает решение о лицензировании (отзыве) кредитных учреждений;
- устанавливает вербальное изображение рубля в Российской Федерации (плюс, и изменения чеканных монет);
- контролирует процесс и операции по обращению денежных знаков в РФ;
- проводит анализ (дает комментарии) на соответствие отраслевых документов настоящему закону;
- заключает соглашение с зарубежными учреждениями;
- выдает распоряжения (поручения) обязательные для игроков рынка;
- указывает (дает комментарий) на пробелы в профильном законодательстве.
- отраслевая защита и обеспечение необходимой устойчивости отечественной валюты;
- прямое развитие и укрепление всей банковской системы;
- организовывает обеспечение стабильности и должного развития национальной платежной системы;
- постоянное развитие национального рынка;
- обеспечение защиты отечественного финансового рынка.
Задачами Центрального Банка в соответствии с текстом последней редакции значатся следующие:
Комментарии к задачам и собственно текст следует скачивать с изменениями от декабря 2016 года.
Что регулирует закон о ЦБ в России?
Центральной Банк Российской Федерации является учреждением, которое регулирует и контролирует процессы в сегменте финансовых рынков в соответствии с описываемым законом.
Целями такого регулирования, отраслевого контроля и экономического надзора за финансовыми игроками являются обеспечение защищенного развития финансового сегмента Российской Федерации (на это указывает ст. 76.1 ФЗ в последней редакции), должное управление рисками, имеющим место на рынке, в том числе быстрое выявление и поиск решения к кризисным случаям, владение государственным имуществом, защита прав и прямых интересов участников на рынке, страхователей, застрахованных субъектов и выгодоприобретателей, обозначаемых такими в соответствии с профильным законодательством, плюс, застрахованных субъектов по обязательному пенсионному страхованию, игроков и участников негосударственного пенсионного сегмента по негосударственному пенсионному страхованию, иных потребителей банковских услуг (за исключением долгов потребителей банковских услуг).
ФЗ о Центральном Банке РФ — Скачать ФЗ с комментариями можно здесь:
ogic.ru
Изменения в закон о центральном банке
О совершенствовании взаимодействия Банка России с кредитными организациями посредством использования личного кабинета
Дата внесения в ГД: 22 декабря 2016 года
Проектом Федерального закона вносятся дополнения, предусматривающие расширение полномочий Банка России по взаимодействию с кредитными организациями.
Проект Федерального закона предоставляет Банку России право взаимодействия с кредитными организациями посредством создания информационного ресурса на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме личного кабинета кредитной организации в целях получения кредитными организациями от Банка России документов, в том числе требований (предписаний) Банка России, а также передачи в Банк России отчетности, документов (информации), обращений о предоставлении разъяснений по применению нормативных актов Банка России.
Введение данной нормы позволит Банку России ускорить и упростить доставку документов, устранить проблемы, связанные с территориальной удаленностью кредитной организации от территориального учреждения Банка России, однозначно разрешить вопрос с установлением момента доставки предписаний Банка России, которыми в отношении кредитных организаций вводятся меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», что важно в целях определения срока начала действия мер.
Порядок взаимодействия Банка России с кредитными организациями при использовании ими личного кабинета в соответствии с проектом Федерального закона устанавливается нормативным актом Банка России.
Принятие проекта Федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, а также признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, необходимых для обеспечения реализации его норм.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Последнее событие
Стадия: Прохождение закона у Президента Российской Федерации (рассмотрение закона Президентом Российской Федерации)
Результат: 1 июля 2017 года было принято решение закон подписан
Документ: Федеральный закон №153-ФЗ
eshulepov.ru