Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел
2. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Уголовно-процессуальное законодательство и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» определяют полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в судах, а также средства прокурорского реагирования на устранение нарушений закона. Осуществляя надзор за законностью и обоснованностью судебных постановлений по уголовным делам, прокуроры в пределах своей компетенции:
1) проверяют законность решений судьи при подготовке уголовного дела к рассмотрению в судебном заседании;
2) осуществляя уголовное преследование в суде, выступают в качестве государственных обвинителей;
3) дают заключения по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства;
4) предъявляют иски, если этого требует охрана государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан, и поддерживают их в суде;
5) опротестовывают незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов;
6) дают заключения в кассационной и надзорной инстанции по уголовным делам, рассматриваемым по протестам и жалобам;
7) проверяют законность и своевременность обращения к исполнению приговоров, определений и постановлений судов;
8) принимают меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру приговоров, определений, постановлений судов в порядке надзора и возобновлению уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
www.vuzlib.su
uristinfo.net
§ 2. Процессуальное положение прокурора в суде
Эффективность участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами в существенной мере зависит от правильного определения процессуального положения прокурора в суде. Вопрос этот имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Когда в мае 1922 г. создавалась прокуратура как государственный орган по надзору за точным и единообразным соблюдением законности, эта функция прокуратуры прямо увязывалась с поддержанием государственного обвинения в суде.
Это нашло подтверждение в Положении о прокурорском надзоре (1922 г.). Прокурор любого ранга, выступая государственным обвинителем, является представителем Генерального прокурора Российской Федерации, он — гарант законности в уголовном процессе. При поддержании государственного обвинения он не освобождается от обязанности обеспечивать законность при рассмотрении судом уголовных дел путем опротестования незаконных и необоснованных приговоров, определений и постановлений суда.
Генеральный прокурор Российской Федерации рассматривает государственное обвинение, поддерживаемое прокурорами в суде, не только как одно из действенных средств борьбы с преступностью, но и как одно из направлений осуществления надзора за соблюдением законов.
Прокурор осуществляет надзор не только когда суд уже постановил по делу приговор или вынес определение или постановление, но и до принятия по делу приговора или иных решений. Если суд не разъяснил подсудимому его прав в судебном разбирательстве и продолжает рассмотрение дела по существу, прокурор обязан немедленно реагировать на это нарушение закона путем заявлений ходатайства, хотя в связи с подобными нарушениями суд не выносит специального определения, а поэтому нет предмета для опротестования. Прокурор не вправе бездействовать до вынесения по делу незаконного приговора в связи с этими нарушениями, чтобы затем принести протест для отмены незаконного приговора.
Уголовно-процессуальный закон не предоставляет прокурору никаких преимуществ перед другими участниками судебного разбирательства по представлению доказательств, участию в их исследовании, заявлению ходатайства (ст. 245 УПК). В то же время закон ставит прокурора в процессуальное положение, отличное от процессуального положения иных участников судебного разбирательства. Это не привилегия прокурора, а создание необходимых условий для успешного осуществления им возложенных на него функций. Подсудимый, потерпевший, выступая от своего имени, а защитник — по поручению подсудимого могут реагировать на нарушения закона, допущенные в судебном заседании, но могут и не делать этого. Закон не обязывает их к этому. Прокурор же, выступая от имени государства, не только вправе, но и обязан принять меры к устранению нарушений закона независимо от того, кем они допущены. Речь идет в одинаковой мере о составе судей, защитнике, подсудимом, потерпевшем, гражданском истце или гражданском ответчике. Своим участием в судебном разбирательстве прокурор способствует устранению нарушений прав и законных интересов потерпевшего, гражданского истца и ответчика, обвиняемого и других участников процесса.
Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе № 82 от 24 ноября 1998 г. «О задачах прокуроров, участвующих в рассмотрении судами уголовных дел» предлагает прокурорам при выполнении в суде своих процессуальных функций реагировать на любые нарушения закона, ущемляющие права участников процесса, путем заявления соответствующих ходатайств, высказывания мнения по возникающим вопросам.
Прокуроры, выступая как государственные обвинители, не ограничиваются уголовным преследованием. Как представители органа надзора за исполнением законов они являются гарантом соблюдения прав и законных интересов всех лиц, вовлеченных в сферу судопроизводства. Поэтому Генеральный прокурор высказывает предложения практического характера относительно форм надзора и средств реагирования на нарушения закона в различных стадиях рассмотрения судами уголовных дел: в первой, кассационной и надзорной инстанциях.
Прокурор осуществляет надзор за соблюдением законов не только во время участия в судебном разбирательстве, но и тогда, когда он, не участвуя при рассмотрении дела судом, проверяет законность и обоснованность приговоров, постановлений и определений, не вступивших в законную силу. Если нарушение закона, по поводу которого прокурор заявлял ходатайство или реагировал иным образом в процессе судебного разбирательства, не было устранено, прокурор обязан принести протест на вынесенный в связи с этим незаконный или необоснованный приговор. Процессуальное положение прокурора как гаранта законности остается неизменным в любой стадии уголовного процесса. При поддержании государственного обвинения в суде первой инстанции, при даче заключения в апелляционной, кассационной или надзорной инстанции прокурор остается представителем органа, осуществляющего надзор за исполнением законов. При этом, разумеется, изменяются формы надзора и средства прокурорского реагирования на обнаруженные нарушения закона.
Статья 25 УПК предусматривает обязанность прокурора во всех стадиях уголовного судопроизводства принимать меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Свои полномочия в уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора Российской Федерации. Указанное требование уголовно-процессуального закона применимо в одинаковой мере к выступлениям прокурора в суде первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Однако в апелляционной или кассационной инстанциях прокурор не выступает в роли обвинителя, он осуществляет надзор за соблюдением законов при рассмотрении дела этими инстанциями присущими ему в данных стадиях процессуальными средствами.
Выполняя в апелляционной или кассационной инстанции обязанности представителя органа надзора за исполнением законов, прокурор не только отстаивает обвинительный приговор или поддерживает протест на него, но и вносит предложение о прекращении дела производством по основаниям, указанным в законе (считая, таким образом, обвинительный приговор необоснованным); о смягчении назначенного судом первой инстанции наказания (считая приговор чрезмерно суровым); о применении закона, предусматривающего более мягкое уголовное наказание (выступая против применения закона о более строгом наказании) и т. д. Перечисленные действия никак не укладываются в понятие о прокуроре как об обвинителе и только обвинителе.
Особенность процессуального положения прокурора в апелляционной или кассационной инстанции обусловлена прежде всего тем, что здесь речь идет о законности и обоснованности уже постановленного судом приговора. Другая особенность состоит в том, что осуществление надзора в этой стадии обычно переходит к прокурорам вышестоящих прокуратур, то есть к прокурорам, которые ранее не участвовали в рассмотрении дела в суде первой инстанции. Это одно из условий, обеспечивающих объективность и процессуальную независимость этих прокуроров. Поддерживая кассационный или частный протест и давая заключение в кассационной инстанции по жалобе осужденного или защитника, прокурор осуществляет надзор за законностью рассмотрения уголовного дела кассационной инстанцией. Выступающий в кассационной инстанции прокурор не является представителем государственного обвинения. Он уполномочен прокурором субъекта РФ или Генеральным прокурором РФ проверить дело и дать свое самостоятельное заключение, причем характер заключения не зависит от того, по чьей инициативе рассматривается дело в кассационной инстанции. В частности, прокурор может поставить вопрос об отклонении кассационного протеста, принесенного на оправдательный приговор, если считает, что протест принесен необоснованно и приговор соответствует материалам дела.
Уголовно-процессуальный закон возлагает на прокурора проверку дела в полном объеме, в отношении всех осужденных, независимо от того, подана ли ими жалоба и принесен ли в отношении них кассационный протест. Кроме того, при рассмотрении дела в апелляционном или кассационном порядке прокурор не просто высказывает свое мнение по апелляционной или кассационной жалобе, но и дает заключение о законности и обоснованности приговора (ст. 338, 491 УПК).
При этом прокурор может не согласиться с кассационной жалобой осужденного или защитника, может внести предложение, не совпадающее с мнением государственного обвинителя. Выступая в кассационной инстанции, прокурор обладает всей полнотой процессуальной самостоятельности, процессуально независим от прокурора, уполномочившего его на участие в кассационной инстанции.
Принцип централизации органов прокуратуры, строгого подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим обусловлен законом и является незыблемым. Однако в вопросах участия прокурора в при рассмотрении судом уголовных дел указанный принцип, сохраняя в полной мере свою силу, сочетается с процессуальной самостоятельностью прокуроров, ‘непосредственно исполняющих эти функции. Вышестоящий прокурор не только не вправе дать указание подчиненному прокурору о поддержании обвинения вопреки его внутреннему убеждению, но и не может обязать прокурора, участвующего в кассационном разбирательстве уголовного дела, дать заключение, с которым он не согласен. Генеральный прокурор Российской Федерации, строго сохраняя принцип централизации органов прокуратуры, в то же время своими приказами и инструкциями всемерно укрепляет процессуальную самостоятельность прокурора, осуществляющего надзор за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел.
Процессуальное положение прокурора в апелляционной и кассационной инстанциях отлично от процессуального положения осужденного, защитника, потерпевшего, других участников уголовного процесса. Закон предоставляет всем участникам уголовного процесса право в течение установленного срока в кассационном порядке оспаривать законность приговора, определения или постановления суда первой инстанции или мирового судьи. Осужденный, защитник, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик данное право реализуют в апелляционной или кассационной жалобе, наличие которой обязывает вышестоящий суд проверить законность и обоснованность приговора, определения или постановления суда. При этом защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику не ставится в упрек обжалование любого, по их мнению, неправосудного судебного акта. В иные рамки поставлен прокурор. Исходя из требований ст. 325, 478 УПК прокурор обязан опротестовать в апелляционном или кассационном порядке каждый необоснованный или незаконный приговор или постановление суда или мирового судьи. Неопротестование прокурором незаконного или необоснованного приговора или иного судебного акта является нарушением служебного долга. В сопоставлении с жалобами других участников уголовного процесса протест прокурора как повод для рассмотрения дела в апелляционном или кассационном порядке или в порядке надзора должен отвечать закону и материалам уголовного дела. К жалобам же указанных участников процесса таких требований не предъявляется.
Роль прокурора при пересмотре в порядке надзора приговоров, определений и постановлений судебных органов остается такой же, как и в предшествующих стадиях судебного разбирательства. Процессуальное положение прокурора в этой стадии процесса как гаранта законности подчеркивается и тем, что законодатель устанавливает в качестве непременного условия рассмотрения уголовных дел судами надзорных инстанций участие прокурора (ст. 377 УПК). Таким образом, участие прокурора при рассмотрении уголовных дел судами надзорной инстанции — одно из условий, обеспечивающих вынесение этими судами законных и обоснованных определений и постановлений.
Как известно, прокурор субъекта РФ и Генеральный прокурор РФ, а также председатели соответствующих судов вправе принести протест в порядке надзора. Есть ли в таком случае разница в процессуальном положении прокурора и председателя суда? Да, есть, и весьма существенная. Если поводом для принесения протеста в порядке надзора председателем суда является, как правило, жалоба осужденного или его защитника или же в отдельных случаях представление нижестоящих судей, когда они обнаруживают незаконный или необоснованный приговор, то прокурор в силу своего служебного положения как представитель органа надзора за исполнением закона должен по своей инициативе выявлять и опротестовывать такие приговоры, а не ожидать, когда к нему поступят соответствующие сигналы.
Особенностью процессуального положения прокурора в надзорной инстанции является и то, что в этой стадии речь идет о законности и обоснованности уже вступившего в законную силу приговора. В связи с этим осуществление функции надзора переходит к вышестоящим прокурорам. Выступающий с заключением в надзорной инстанции прокурор, должностное положение которого строго определено законом (ст. 371 УПК), не является представителем государственного обвинения. Он дает заключение независимо от позиции, занимаемой по тому же делу государственным обвинителем и прокурором, участвовавшим в судебном заседании кассационной инстанции. Нельзя отдавать предпочтение процессуальному значению прокурорского надзора в одной стадии перед другой. Надзор прокуратуры за законностью рассмотрения судами уголовных дел одинаково важен как в суде первой инстанции, так и при апелляционной или кассационной проверке уголовных дел, а также при рассмотрении дел в порядке надзора. Здесь имеет значение лишь объем прокурорской деятельности. Если в суде первой инстанции проверяется законность приговоров, постановлений, определений по всем без исключения уголовным делам (по части из них прокурор поддерживает государственное обвинение, остальные проверяются прокурором в кассационный срок), то в суде кассационной инстанции рассматривается лишь часть от рассмотренных в суде первой инстанции. В надзорном порядке проверяется небольшая часть от общего числа дел, рассмотренных судами первой инстанции, а пересматриваются судами надзорной инстанции около 10% дел.
Являясь представителем органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, прокурор должен установить правильные взаимоотношения с судом и участниками процесса. Осуществление правосудия только судом, независимость судей и подчинение их только закону ставят суд в руководящее положение относительно всех субъектов уголовного процесса, участвующих в судебном рассмотрении, в том числе и прокурора. Для того, чтобы рассмотрение дела проходило в рамках закона, необходимо установить деловые, строго официальные отношения между судом и прокурором. От прокурора требуется постоянный самоконтроль за всеми своими действиями и высказываниями, чтобы не допустить малейшего отклонения от установленного порядка судебного разбирательства уголовного дела. Прокуроры, участвующие в судах всех инстанций, обязаны строго соблюдать принцип независимости судей и подчинения их только закону, неукоснительно выполнять правила судебного разбирательства, быть дисциплинированными и всем своим поведением в судебном заседании проявлять уважение к суду. Распоряжения председательствующего в судебном заседании, а также определения суда о порядке проведения судебного разбирательства обязательны для всех участников процесса, в том числе и для прокурора. За прокурором остается право опротестовывать незаконные распоряжения председательствующего или определения суда.
Судебный процесс, проходящий в условиях гласности, требует от его участников, в особенности от прокурора, поддерживающего обвинение от имени государства, сдержанности, подтянутости, корректного и вежливого обращения с каждым, кто проходит перед судом.
Речь защитника, какой бы она критической в отношении прокурора ни была, должна быть прокурором выслушана со спокойным достоинством. Чтобы судебный процесс проходил торжественно и оставлял глубокое впечатление у присутствующих, выполнял воспитательную функцию, требуется строгое соблюдение всего ритуала судопроизводства. Всякого рода поспешность, скороговорки, непродуманные процессуальные действия и неуместные высказывания прокурора должны быть исключены.
uristinfo.net
Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел;
Лекция 13.
1.Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел.
2.Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции.
3.Участие прокурора в суде кассационной инстанции.
Судебное разбирательство — решающая и центральная стадия уголовного процесса — представляет собой рассмотрение уголовного дела в заседании суда первой инстанции. Именно на этой стадии реализуется возложенная на суд Конституцией функция правосудия.
Согласно ст. 115 Конституции Республики Беларусь правосудие осущеcтвляется на основе состязательности, равенства сторон в процессе.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 УПК прокурор является должностным лицом, которое в пределах своей компетенции от имени государства осуществляет уголовное преследование и поддерживает государственное обвинениe в суде.
Законом Республики Беларусь от 16 октября 2000 г. введен в действие с 1 января 2001 г. новый Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, которым регламентирован порядок судопроизводства, основанный на конституционных принципах состязательности, незыблемости прав и свобод граждан, уважения чести и достоинства личности, особой роли суда в их защите. Эти положения закреплены, в частности, в ст. 292, 293, 302, 325- 327, 346, 348 раздела «Производство в суде первой инстанции» нового УПК.
Согласно ч. 8 ст. 34 УПК при судебном разбирательстве уголовных дел участие прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно по делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором. По подавляющему большинству уголовных дел доказывание возложено на государственного обвинителя.
Государственное обвинение, поддерживаемое прокурорами в суде, следует рассматривать не только как одно из действенных средств по борьбе с преступностью, но и как одну из форм осуществления надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в судах.
УПК не предоставляет прокурору никаких преимуществ перед другими участниками судебного разбирательства по представлению доказательств, участию в их исследовании, заявлении ходатайств.
Подсудимый, потерпевший, выступая от своего имени, а защитник по поручению подсудимого, а также по назначению следователя, прокурора, суда, могут реагировать на нарушения закона, допущенные в судебном заседании, но могут и не делать этого.
Прокурор же, выступая от имени закона и государства, не только вправе, но и обязан принять меры к устранению нарушений закона независимо от того, кем они допущены.
Своим участием в судебном разбирательстве прокурор способствует устранению нарушений прав и законных интересов потерпевшего, гражданского истца и ответчика, обвиняемого и других участников процесса (ст. 294-295).
Процессуальное положение прокурора как блюстителя законности остается неизменным в любой стадии уголовного процесса. При поддержании государственного обвинения в суде первой инстанции, при даче заключения в кассационной или надзорной инстанции прокурор остается представителем органа, осуществляющего надзор за точным и единообразным исполнением законов, только изменяются формы надзора и средства процессуального реагирования на обнаруженные нарушения закона.
studopedia.su
В. И. Басков, доктор юридических наук
О процессуальном положении прокурора в суде
Эффективность прокурорского надзора за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел в существенной мере зависит от правильного определения процессуального положения прокурора в суде. Вопрос этот имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Ранее действовавшие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик, в частности УПК РСФСР 1923 г ., исходили из того, что прокурор — это сторона обвинения, в связи с чем прокурор выступал как сторона, противостоящая подсудимому и его защитнику. Столь неточное определение процессуального положения прокурора в суде можно объяснить тем, что прокуратура как орган охраны законности в государстве только еще создавалась (май 1922 г .) и не было достаточного опыта, позволившего бы правильно установить действительное процессуальное положение прокурора по надзору за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел.
Многочисленные законодательные акты, касающиеся органов прокуратуры, принятые в последующие годы, теоретические работы ученых-юристов, а также складывавшаяся в те годы практика свидетельствовали о том, что прокуратура была создана и действовала как орган охраны законности. Необходимо отметить, что еще в 1922 г . видный процессуалист П. И. Люблинский, говоря о полномочиях советского прокурора, подчеркивал, что прокурор наделен ими «не только в интересах обвинения, но и в интересах законности вообще» и полномочия прокурора в суде построены «не как право сторон, а как функция надзора за законностью действий суда».[1]
Тот факт, что в теории уголовного процесса до сих пор еще не полностью раскрыто процессуальное положение прокурора в суде, отчасти объясняется недостаточно четкой редакцией отдельных норм действующего уголовно-процессуального закона.
За время существования Советского государства изменялись и совершенствовались формы организации и структура прокурорских органов, но в основе их деятельности постоянно находились принципы, выработанные В. И. Лениным в его письме «О „двойном» подчинении и законности». Решительно выступая за создание прокуратуры как органа по охране законности в государстве, В. И. Ленин рассматривал поддержание государственного обвинения как одну из важнейших обязанностей прокурора. Еще в марте 1918 г . он писал по поводу проекта декрета о революционном трибунале, при котором учреждались должности обвинителей-трибунов; «Неправильно учреждение должности единолич-
ного „трибуна», стоящего вне коллегии Комиссариата юстиции. Получается нечто вроде худших прецедентов „генерал-прокурора»».[2]
В мае 1922 г ., когда создавалась советская прокуратура как государственный орган по надзору за точным соблюдением законности, В. И. Ленин указывал на необходимость увязать эту функцию прокуратуры с поддержанием государственного обвинения в суде.[3]
Противопоставлять обязанности прокурора по осуществлению надзора за точным соблюдением законности его обязанности поддерживать государственное обвинение в суде по уголовным делам, а также исполнять соответствующие функции в кассационной и надзорной инстанциях неверно. При поддержании государственного обвинения прокурор не освобождается от обязанности осуществлять надзор за соблюдением законности при рассмотрении судом уголовных дел. Поддержание государственного обвинения и осуществление надзора за точным исполнением законов нужно рассматривать как проявление частного в общем. Данные понятия неразделимы.
В связи с этим нельзя согласиться с утверждением И. Петрухина, будто «прокурор не может одинаково выполнять в суде обе функции: и обвинения, и надзора за законностью. Соединение их в одном лице. существенно снижает эффективность прокурорского надзора в суде, придавая ему односторонний, обвинительный характер».[4] В обоснование своей позиции автор приводит некоторые статистические данные, утверждая, что при поддержании в суде обвинения прокурор не может быть объективным, так как он санкционировал арест обвиняемого, осуществлял надзор за расследованием преступления, утверждал обвинительное заключение по уголовному делу. Подобный вывод является совершенно неправильным. Если при кассационном опротестовании приговоров некоторые прокуроры и допускают необъективность (опротестовывая, как правило, оправдательные приговоры и приговоры, смягчающие меру уголовного наказания, и за редким исключением неправосудные приговоры и приговоры с чрезмерно суровой мерой наказания), то это свидетельствует о недостатках в деятельности органов прокуратуры. Имеется ряд республик, областей, где большинство незаконных и необоснованных приговоров отменяется и изменяется по протестам прокуроров, а не по жалобам осужденных и их защитников.
Осуществление надзора в стадии предварительного расследования и утверждение обвинительного заключения не мешают прокурору поддерживать государственное обвинение и делать это объективно и беспристрастно. Уголовно-процессуальный закон (ст. 71 УПК РСФСР) требует от прокурора, чтобы он оценивал доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и социалистическим правосознанием.
На стадии судебного следствия самостоятельно исследуются доказательства, поэтому ни для суда, ни для прокурора они не имеют заранее установленной силы. В Приказе Генерального Прокурора СССР № 78 от 25 августа 1967 г . «Об усилении прокурорского надзора за со-
блюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел» подчеркивается, что прокуроры должны «соблюдать объективность и избегать каких бы то ни было ведомственных соображений».[5]
Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного обвинения, он обязан отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа (ст. 44 Основ уголовного судопроизводства). Данное положение, закрепленное в законе, создает для прокурора гарантии его независимости и объективности в суде.
Определенный интерес представляют проведенные автором социологические исследования. Более трехсот опрошенных прокуроров, осуществляющих надзор за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел, не высказали мнения о прокуроре как обвинителе и только обвинителе. Ссылаясь на закон и практику, они указали, что прокурор в суде — это представитель органа надзора за законностью, а поддержание обвинения — одна из форм (функций) надзора.
Отдельные авторы,[6] необоснованно сужая пределы прокурорского надзора в суде, сводят его к надзору за законностью и обоснованностью приговоров, определений и постановлений, вынесенных судебными органами. При этом они ссылаются на наименование гл. IV Положения о прокурорском надзоре в СССР 1955 г . («Надзор за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов»), в то время как гл. III того же Положения имеет иной, с точки зрения терминологии, заголовок — «Надзор за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия».
Вывод о том, что прокурор осуществляет надзор не за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел, а за законностью и обоснованностью только судебных актов, т. е. приговоров, определений и постановлений судебных органов, делается лишь на основании простого сравнения этих заголовков без анализа содержания четвертой главы Положения о прокурорском надзоре. Однако из содержания этой главы видно, что ее наименование не охватывает всего круга полномочий прокурора при осуществлении им надзора за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел. Хотя в названной главе Положения говорится лишь о надзоре за законностью и обоснованностью судебных решений, тем не менее из ст. 23 той же главы видно, что прокурор в ходе судебного разбирательства дает заключение, предъявляет и поддерживает иски, осуществляет надзор за исполнением приговоров и т. д. Таким образом, Положение о прокурорском надзоре не освобождает прокурора от обязанности осуществлять надзор за точным исполнением закона судом и другими участницами процесса в ходе судебного разбирательства. Допущенная в названии гл. IV неточность дает повод неправильно истолковывать процессуальное положение прокурора в судебном процессе, сужая его обязанности и неправомерно сводя их лишь к поддержанию обвинения и опротестованию приговоров и постановлений в суде.
Необоснованно и искусственно расширение некоторыми процессуалистами границ прокурорского надзора в суде по уголовным делам. В частности, по мнению В. М. Семенова, «прокуратура осуществляет надзор
за законностью судебной деятельности».[7] Автор не прав, называя надзор прокурора за соблюдением законов при рассмотрении судами уголовных дел «судебным надзором».[8] Неточность этого положения заключается в том, что автор не разделяет прокурорский надзор за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел и контроль вышестоящих судов за практикой нижестоящих судов. Органы прокуратуры, осуществляя надзор за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел, не обладают, однако, правом контроля за судом. Такое право имеют органы судебного надзора (ст. 104 Конституции СССР).
На органы прокуратуры возложены лишь задачи надзора за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел, и только в таких пределах и следует рассматривать его в данном случае. Весьма характерны в этом отношении Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 г ., утвердивший Положение о военной прокуратуре, и Приказ Генерального Прокурора СССР № 78 от 28 августа 1967 г .[9] И в том и в другом документе говорится о «прокурорском надзоре за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел».
Правильно определяет процессуальное положение прокурора в суде П. И. Кудрявцев, подчеркивая, что «в основе законодательства, регулирующего деятельность прокуратуры, лежит определенный, отчетливо выраженный принцип: поддержание прокурорами обвинения в суде, выступления в качестве государственных обвинителей есть одна из форм, очень важная форма осуществления прокуратурой ее основной функции надзора за законностью».[10]
Оспаривает положение о прокуратуре как об обвинителе и С. Г. Новиков, указывая, в частности, что «требование всесторонности, полноты, объективности исследования обстоятельств дела находит свое выражение и в деятельности прокурора в судебном разбирательстве, исключая возможность трактовать эту деятельность как одностороннюю, обвинительную».[11]
Советский прокурор — не носитель обвинительной власти, он является представителем органа, осуществляющего высший надзор за соблюдением законности в уголовном судопроизводстве. Бесспорно, на. прокуроре лежит «обязанность поддержания перед судом государственного обвинения» (ст. 248 УПК РСФСР), что, однако, не однозначно с обязанностью прокурора доказывать во что бы то ни стало виновность обвиняемого. Поддержание государственного обвинения не влечет за собой в каждом случае постановление судом обвинительного приговора. Даже отказ прокурора от обвинения не влечет за собой автоматического снятия судом обвинения.
Положение о прокурорском надзоре в СССР 1955 г ., Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г . (ст.ст. 20, 40), а также уголовно-процессуальные кодексы союзных рес-
публик прямо указывают на обязанность Генерального Прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров осуществлять на всех стадиях уголовного процесса свою конституционную функцию надзора за точным исполнением законов. Если прокурор осуществляет надзор за законностью в стадии предварительного следствия и дознания по каждому без исключения уголовному делу (это положение никем не оспаривается), то нет никаких оснований отрицать необходимость такого надзора и в процессе судебного рассмотрения уголовных дел, где они находят свое окончательное разрешение.
Весьма характерно, что Положением о Прокуратуре СССР, утвержденном 17 декабря 1933 г ., на Прокурора Союза ССР возлагалось «наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями».[12]
Прокурорский надзор за точным соблюдением законности в уголовном судопроизводстве, в том числе и в стадии судебного разбирательства уголовных дел, является одним из принципов уголовного процесса.
Уголовно-процессуальный закон не предоставляет прокурору никаких преимуществ перед другими участниками судебного разбирательства по представлению доказательств, участию в их исследовании, заявлении ходатайств. В то же время закон ставит прокурора в процессуальное положение, отличное от процессуального положения иных участников судебного разбирательства. Это не привилегия прокурора, а создание необходимых условий для успешного осуществления возложенных на него функций. Подсудимый, потерпевший, выступая от своего имени, а защитник — по поручению подсудимого, могут реагировать на нарушения закона, но могут и не делать этого. Прокурор же, выступая от имени государства, не только вправе, но и обязан принять меры к устранению нарушений закона независимо от того, кем они допущены. Речь может идти в одинаковой мере как о составе суда, защитнике, так и о подсудимом, потерпевшем, гражданском истце или гражданском ответчике.
Своим участием в судебном разбирательстве прокурор способствует устранению нарушений прав и законных интересов потерпевшего, гражданского истца и ответчика, обвиняемого и других участников процесса.
Прокурор осуществляет надзор не только тогда, когда он участвует в судебном разбирательстве, но и при проверке рассмотренных судом дел со вступившими в законную силу приговорами. Если нарушение закона не было устранено в процессе судебного разбирательства, прокурор вправе и обязан принести протест на незаконный и необоснованный приговор. Надзор за неуклонным соблюдением законов в судебном разбирательстве — необходимая предпосылка вынесения судом законного и обоснованного приговора.
Процессуальное положение прокурора как блюстителя законности остается неизменным в любой стадии уголовного процесса. При поддержании государственного обвинения в суде первой инстанции, при даче заключения в кассационной или надзорной инстанции прокурор остается представителем органа, осуществляющего надзор за точным соблюдением законов. При этом, разумеется, изменяются формы надзора и средства прокурорского реагирования на обнаруженные нарушения закона. Нельзя потому согласиться с утверждением Л. П. Матвее-
вой, будто «в соответствии с функциями прокурора на каждой стадии процесса изменяется и его процессуальное положение».[13]
Ст. 20 Основ уголовного судопроизводства предусматривает обязанность прокурора во всех стадиях уголовного судопроизводства принимать меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Данное требование закона применимо в одинаковой мере к выступлениям прокурора в суде первой, в кассационной и надзорной инстанциях. Однако в кассационной инстанции прокурор не выступает в роли обвинителя, как это утверждают некоторые ученые,[14] он осуществляет надзор за законностью рассмотрения дела кассационной инстанцией присущими ему в данной стадии процессуальными средствами.
Выполняя в кассационной инстанции обязанности представителя органа надзора за законностью, прокурор не только отстаивает обвинительный приговор или поддерживает протест на мягкость наказания, но .и вносит предложения о прекращении дела производством по основаниям, указанным в законе (полагая, таким образом, необоснованным обвинительный приговор); о смягчении назначенного судом первой инстанции наказания (считая приговор чрезмерно суровым); о применении закона, предусматривающего более мягкое уголовное наказание и т. д. Перечисленные действия никак не укладываются в предлагаемую авторами формулу о прокуроре как об обвинителе и только обвинителе.[15]
Особенность процессуального положения прокурора в кассационной инстанции прежде всего в том, что здесь речь идет о законности и обоснованности уже вынесенного судом первой инстанции приговора. Другая особенность в том, что осуществление надзора в стадии кассационного производства переходит к прокурорам вышестоящих прокуратур — областных, краевых, республиканских, т. е. к прокурорам, которые ранее не имели отношения к надзору за соблюдением законности при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Это одно из условий, обеспечивающих объективность и процессуальную независимость прокуроров. Поддерживая кассационный или частный протест и давая заключение в кассационной инстанции, прокурор руководствуется законом, а не интересами обвинения: он осуществляет надзор за законностью рассмотрения дела кассационной инстанцией.
Выступающий в кассационной инстанции прокурор не является представителем государственного обвинения, как утверждают сторонники критикуемой позиции. Он уполномочен прокурором области, края, республики проверить дело и дать свое самостоятельное заключение, причем характер заключения не зависит от того, по чьей инициативе рассматривается дело в кассационной инстанции.[16] В частности, проку-
pop может поставить вопрос об отзыве кассационного протеста, принесенного на оправдательный приговор, если считает, что протест принесен необоснованно и приговор соответствует материалам дела. Иногда отдельные прокуроры в кассационной инстанции дают заключения в поддержание незаконного и необоснованного приговора или поддерживают необоснованные кассационные протесты. Происходит это вследствие неудовлетворительной организации прокурорского надзора за законностью рассмотрения уголовных дел кассационной инстанцией.
Уголовно-процессуальный закон (ст. 332 УПК РСФСР) возлагает на прокурора проверку дела в полном объеме в отношении всех осужденных независимо от того, подана ли ими жалоба и принесен ли в отношении их кассационный протест. Данное обстоятельство также подтверждает законоохранительную функцию прокурора в кассационной инстанции, а не «продолжение линии государственного обвинителя». Кроме того, при рассмотрении дела в кассационном порядке прокурор не просто высказывает свое мнение по кассационной жалобе, а дает заключение о законности и обоснованности приговора (ст. 335 УПК РСФСР). При этом прокурор может и не согласиться с кассационной жалобой осужденного или его защитника, может внести предложение, не совпадающее с мнением государственного обвинителя. Иначе говоря, он, как прокурор, представляет конституционный орган по надзору за законностью. Выступая в кассационной инстанции, прокурор обладает всей полнотой процессуальной самостоятельности, процессуально независим от прокурора, уполномочившего его на участие в кассационной инстанции.
Принцип централизации органов прокуратуры, строгого подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим обусловлен законом и является незыблемым. Однако в вопросах осуществления надзора за законностью при рассмотрении судом уголовных дел указанный принцип, сохраняя в полной мере свою силу, сочетается с процессуальной самостоятельностью прокуроров, непосредственно исполняющих эти функции. Вышестоящий прокурор не только не вправе дать указание подчиненному прокурору о поддержании обвинения вопреки внутреннему убеждению государственного обвинителя, но и не может обязать прокурора, участвующего в кассационном разбирательстве уголовного дела дать заключение, с которым он не согласен. Генеральный Прокурор СССР, строго охраняя принцип централизации органов прокуратуры, в то же время своими приказами и инструкциями всемерно укрепляет процессуальную самостоятельность прокуроров, осуществляющих надзор за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел.[17]
Процессуальное положение прокурора в кассационной инстанции отлично от процессуального положения осужденного, защитника, потерпевшего, других участников уголовного процесса. Закон предоставляет всем участникам уголовного процесса право в течение установленного срока в кассационном порядке оспаривать приговор, определение или постановление суда. Осужденный, защитник, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик данное право воплощают в жалобе, наличие которой обязывает вышестоящий суд проверить законность и обоснованность приговора, определения или постановления суда. При
этом защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику не ставится в упрек обжалование любого, по их мнению несправедливого, приговора, определения или постановления суда. В иные рамки поставлен прокурор. Согласно ст. 44 Основ уголовного судопроизводства он обязан опротестовать в кассационном порядке каждый незаконный или необоснованный приговор. Принесение протеста не зависит от усмотрения прокурора, это профессиональный долг, возложенный на него государством. Неопротестование прокурором незаконного или необоснованного приговора является упущением по службе. В сопоставлении с жалобами других участников уголовного процесса протест прокурора как повод для рассмотрения дела в кассационном порядке или в порядке надзора должен отвечать закону. К жалобе же указанных участников процесса таких требований не предъявляется.
Кроме того, кассационную жалобу подсудимого, защитника, потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика никто, кроме самого автора жалобы, не вправе отозвать. Вышестоящий же прокурор имеет право на отзыв принесенного нижестоящим прокурором протеста (ст. 338 УПК РСФСР). Обязанность вышестоящего прокурора в том и состоит, чтобы не допустить рассмотрения в кассационном или надзорном порядке протеста, направленного на отмену или изменение законного и обоснованного приговора.
Роль прокурора при пересмотре в порядке надзора приговоров, определений и постановлений судебных органов остается такой же, как и в предшествующих стадиях судебного разбирательства — надзор за законностью рассмотрения уголовного дела судом в порядке надзора. Прокурорский надзор в стадии судебного надзора осуществляется путем поддержания на заседаниях суда надзорной инстанции принесенного соответствующими прокурорами протеста или дачи заключения на протесты председателей судов. Формы реагирования — заявление о нарушении закона, а также протест на незаконное или необоснованное постановление. Процессуальное положение прокурора в этой стадии процесса как блюстителя законности подчеркивается и тем, что законодатель устанавливает в качестве непременного условия рассмотрения уголовных дел судами надзорных инстанций участие прокурора, который поддерживает принесенный им протест или дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя (ст. 48 Основ). Участие же осужденного или оправданного, или их защитников при рассмотрении дела президиумом суда ставится в зависимость от усмотрения суда, рассматривающего дело в порядке судебного надзора (ст. 377 УПК РСФСР). Таким образом, участие прокурора при рассмотрении уголовных дел судами надзорных инстанций — одно из условий, обеспечивающих вынесение законных и обоснованных определений и постановлений.
Предоставленные прокурору в уголовном процессе права и возложенные на него обязанности нельзя отрывать друг от друга. Конечно, не по каждому уголовному делу прокурор целиком использует предоставленные ему законом полномочия. По одному из дел он участвует в распорядительном заседании и даёт суду свое заключение (но может не участвовать по указанному делу в судебном заседании и при кассационном его рассмотрении), по другому — поддерживает государственное обвинение (но не принимает участия в иных стадиях процесса). В то же время не по каждому делу прокурор может принять участие в качестве государственного обвинителя. Не все дела проходят стадии кассационного и надзорного рассмотрения. Однако это не дает оснований сводить полномочия прокурора в суде только к поддержанию обвинения
и принесению протеста на приговор, определение или постановление суда.
Полномочия, предоставленные прокурору в уголовном процессе, необходимо рассматривать в их совокупности. Прокурор не просто участник процесса, которому дано право опротестовывать незаконный или необоснованный приговор. Он представитель государства, блюститель законности в советском уголовном процессе. Прокурор поддерживает обвинение не потому, что он, прокурор, считает необходимым это сделать, а потому, что добытые в суде доказательства свидетельствуют о совершенном данным лицом преступлении, потому что это лицо в соответствии с уголовным законом подлежит ответственности и наказанию. Поддержание обвинения, так же как и отказ от обвинения, есть с необходимостью вытекающая из процессуального положения прокурора как блюстителя законности деятельность.
Определение в законе и в правовой теории процессуального положения прокурора в суде, отвечающего его действительному назначению, находится в тесной связи с повышением эффективности прокурорского надзора. Говоря об этом, следует отметить все возрастающую активность прокуроров по осуществлению надзора за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел.
Правильная, соответствующая закону трактовка процессуального положения прокурора в суде по уголовным делам, признание за ним конституционной обязанности по охране законности способствует укреплению прокурорского надзора за соблюдением законности, повышению его действенности.
[1] «Право и жизнь», 1922, кн.2, с.77.
[2] Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.36, с.210.
www.law.edu.ru