Бюджетные учреждения налог на имущество

Уплата налога на имущество организаций бюджетными учреждениями


Уплата налога на имущество организаций бюджетными учреждениями

В соответствии с действующим законодательством бюджетные учреждения уплачивают на общих основаниях ряд налогов, одним из которых является налог на имущество организаций, введенный главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Плательщиками налога на имущество организаций на основании ст. 373 НК РФ признаются все российские организации, в том числе бюджетные учреждения.

Для того чтобы правильно начислить и уплатить этот налог, необходимо:

— определить, какое именно имущество подлежит налогообложению (с учетом общероссийских и региональных льгот);

— установить, какая налоговая ставка должна применяться по данному имуществу;

— рассчитать среднюю стоимость данного имущества;

— исчислить сумму налога, подлежащего уплате;

— заполнить налоговую декларацию;

— уплатить налог на имущество.

На основании ст. 373 НК РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе бюджетной организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Порядок бухгалтерского учета в бюджетных организациях определен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н. На основании п. 22 этой Инструкции все основные средства учитываются в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлении Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета:

010101000 «Жилые помещения»;

010102000 «Нежилые помещения»;

010104000 «Машины и оборудование»;

010105000 «Транспортные средства»;

010106000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

010107000 «Библиотечный фонд»;

010108000 «Драгоценности и ювелирные изделия»;

010109000 «Прочие основные средства».

2. Объект налогообложения

В расчет налога на имущество организаций принимается остаточная стоимость основных средств, то есть стоимость за вычетом суммы амортизации, которая начисляется бюджетными учреждениями линейным способом исходя из балансовой стоимости объектов основных средств и нематериальных активов и нормы амортизации на основании срока полезного использования этих объектов. Срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бюджетному учету в соответствии с Классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

В состав основных средств включается библиотечный фонд, на который по правилам бюджетного учета амортизация не начисляется. Поэтому библиотечные фонды бюджетных учреждений, учитываемые на балансе в составе основных средств, по которым согласно правилам бюджетного учета ни износ, ни амортизация не начисляются, подлежат обложению налогом на имущество организаций по балансовой стоимости [первоначальной (восстановительной) стоимости с учетом переоценки], сформированной по правилам ведения бюджетного учета основных средств (письмо Минфина России от 04.06.2008 N 03-05-04-01/21).

Кроме того, следует напомнить читателям журнала о переоценке основных средств по состоянию на 1 января 2007 года, проведенной на основании приказа Минэкономразвития России N 306, Минфина России N 120н, Росстата N 139 от 02.10.2006 «О проведении переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений». Данные переоценки изменили первоначальную стоимость основных средств бюджетных учреждений и формируют их стоимость в том числе и для расчета налога на имущество организаций (письмо Минфина России от 31.08.2007 N 03-05-05-01/38).

Что же касается объектов, числящихся на счете 0 10601 000 «Капитальные вложения в основные средства», а также на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства», то они в расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций не участвуют.

Согласно п. 4 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения не признаются:

— земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

— имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Кроме того, на основании ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются:

— организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

— религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

— общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

— организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

— организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

— организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

— организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов,

— организации — в отношении космических объектов;

— имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

— имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

— имущество государственных научных центров;

— организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны (ОЭЗ), созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории зоны, используемого на территории зоны в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на территории данной ОЭЗ, в течение пяти лет с момента постановки на учет вышеуказанного имущества;

— организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Кроме того, дополнительные льготы могут быть предусмотрены региональным законодательством, так как налог на имущество организаций устанавливается не только главой 30 НК РФ, но и законами субъектов Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (ст. 372 НК РФ).

Так, Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» (ст. 4) значительно расширил перечень налоговых льгот. Так, на основании п. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона налоговая льгота предоставляется учреждениям, финансируемым из бюджета г. Москвы или бюджетов муниципальных образований в г. Москве на основе сметы доходов и расходов.

На основании ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется за налоговый период как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и на последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Иными словами, чтобы рассчитать среднегодовую стоимость имущества за налоговый период, надо сложить остаточную стоимость имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и на последнее число налогового периода [то есть на 31 декабря текущего года, а не на 1 января следующего года, как это было в прежней редакции НК РФ (до 1 января 2008 года)]. Полученная сумма должна быть разделена на количество месяцев в году, увеличенное на единицу, то есть на 13. В то же время порядок расчета средней стоимости имущества за отчетный период при исчислении авансовых платежей по налогу на имущество организаций не изменился. Сумма авансового платежа по налогу на имущество организаций исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении вышеуказанного объекта недвижимого имущества отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости (для объектов недвижимого имущества — инвентаризационной стоимости) объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Налоговый период. Отчетный период

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

5. Налоговая ставка

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. Сумма налога на имущество организаций исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога на имущество организаций, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с расчетом, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

6. Уплата налога и авансовых платежей по налогу

Налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Так, согласно ст. 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 налог на имущество организаций, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по этому налогу уплачиваются по итогам отчетного периода не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Сумма налога зачисляется в бюджет г. Москвы.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога на имущество организаций вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Согласно ст. 384 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивают по местонахождению каждого из обособленных подразделений налог в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в отношении каждого обособленного подразделения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В то же время расчет налога на имущество организаций производится раздельно по местонахождению организации, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

7. Заполнение налоговой декларации

Налоговая декларация по налогу на имущество организаций (далее — декларация) и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.

— Раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика»;

— Раздел 2 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»;

— Раздел 3 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство».

Декларация представляется плательщиком налога на имущество организаций в налоговые органы:

— по месту нахождения российской организации;

— по месту постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в налоговом органе;

— по месту нахождения каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;

— по месту нахождения недвижимого имущества;

— по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика.

По месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности иностранной организации и не относящегося к ее деятельности через постоянное представительство, декларация представляется в составе титульного листа, Раздела 1, Раздела 3.

Декларация заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления ОК 019-94 (ОКАТО), утвержденным постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413. В декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды по ОКАТО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу.

Если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, декларация может заполняться в отношении суммы налога на имущество организаций, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации. В этом случае при заполнении декларации указывается код ОКАТО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления декларации.

Бухгалтеру может потребоваться несколько бланков декларации с Разделом 2: в один из них он должен внести сведения об имуществе, которое находится там же, где головной офис организации, а в другой — данные об имуществе, которое облагается налогом на имущество организаций по местонахождению обособленных подразделений с отдельным балансом. Кроме того, Раздел 2 декларации заполняется по каждому объекту недвижимости, удаленному и от головного офиса, и от филиалов. И, наконец, бухгалтеру потребуются разные бланки декларации для имущества, которое облагается налогом по разным ставкам.

8. Проблемные вопросы начисления и уплаты налога на имущество бюджетных учреждений

Включается ли в налоговую базу имущество (например, купленное здание), если его государственная регистрация не завершена, следовательно, объект числится на счете 010601000 «Капитальные вложения в основные средства», но фактически эксплуатируется?

Минфин России считает, что по купленному зданию налог на имущество организаций должен уплачиваться с момента выполнения двух условий: здание введено в эксплуатацию и документы поданы на государственную регистрацию права собственности (письмо Минфина России от 03.08.2006 N 03-06-01-04/151). Эту же позицию подтверждают и письмо Минфина России от 02.11.2007 N 03-03-06/1/768, и решение ВАС РФ от 17.10.2007 по делу N 8464/07.

Надо ли организации отчитываться по местонахождению каждого обособленного подразделения или объекта недвижимости, если они расположены в одном регионе?

Отчитываться по налогу на имущество организаций в другом регионе надо, если там создано обособленное подразделение, выделенное на отдельный баланс, или находится недвижимость. На это указывает п. 1 ст. 386 НК РФ.

Если у организации в одном регионе, но в разных муниципальных образованиях находится несколько обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, или объектов недвижимости, то возникает вопрос: сколько деклараций заполнять?

Рассмотрим две ситуации:

1) обособленные подразделения и объекты недвижимости находятся в муниципальных образованиях, которые подведомственны разным налоговым органам;

2) обособленные подразделения и объекты недвижимости находятся в муниципальных образованиях, которые подведомственны одной налоговой инспекции.

В первом случае все зависит от того, предусматривает ли региональное законодательство распределение налога на имущество организаций между муниципальными бюджетами. Если да, то отчитываться придется в каждом муниципальном образовании. Однако если законодательство субъекта Российской Федерации не предусматривает распределение налога на имущество организаций между муниципалитетами, то можно подавать одну общую декларацию по всем филиалам и объектам недвижимости, которые находятся в регионе (письмо Минфина России от 09.08.2006 N 03-06-01-04/155). При этом организация может определить сама, в каком именно налоговом органе она будет отчитываться по налогу на имущество организаций.

В этом случае в налоговые органы тех муниципальных образований, где организация решила не отчитываться, она должна сообщить, через какую налоговую инспекцию, организация подает декларацию по налогу на имущество.

Во втором случае организация вправе заполнить одну общую декларацию, но Раздел 2 декларации придется составлять в нескольких экземплярах, ведь каждому муниципальному образованию присвоен свой ОКАТО и коды причины постановки на учет (КПП) у разного имущества могут отличаться.

Поэтому, составляя общую декларацию по обособленным подразделениям и недвижимости, организация должна заполнить по каждому ОКАТО отдельный экземпляр Раздела 2. Кроме того, в Разделе 1 декларации должны быть заполнены несколько блоков строк 010-040 — отдельно по каждому коду по ОКАТО.

За счет каких источников производится уплата налога на имущество, если имущество используется для деятельности, приносящей доход и отражается в бюджетном учете по коду «2» в 18-м разряде номера счета бюджетного учета?

Для бюджетных организаций, пожалуй, самым сложным в уплате налога на имущество организаций является вопрос, за счет каких средств уплачивать налог по налоговой декларации, ведь если имущество было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности и используется для предпринимательской деятельности, то и уплата налога должна производиться за счет вышеуказанных средств. Если имущество приобретено за счет бюджетных средств, то налог на имущество организаций должен быть предусмотрен в смете расходов по статье 290 «Прочие расходы» на основании приказа Минфина России от 24.08.2007 N 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Налоговое законодательство не содержит норм, которые определяли бы источники финансирования бюджетного учреждения, за счет которых должен уплачиваться налог на имущество организаций. Следовательно, для расчета сумм этого налога учреждению придется рассчитать и по бюджетной, и по «коммерческой» деятельности налоговую базу и сумму налога на имущество организаций, поскольку неуплата налога влечет налоговую ответственность.

Что делать, если главный распорядитель бюджетных средств не утвердил сумму на уплату налога на имущество в смете расходов бюджетного учреждения в полном объеме?

С 2007 года в отношении бюджетной деятельности действует порядок, при котором главные распорядители средств федерального бюджета составляли сводные реестры с суммами налога в Минфин России на основании письма финансового ведомства от 27.02.2007 N 02-03009/448 «О предоставлении главными распорядителями средств федерального бюджета сводных реестров для расчета налога на имущество организаций и земельного налога на 2007 г. по подведомственным бюджетным учреждениям».

Следовательно, средства для уплаты налога на имущество организаций по бюджетной деятельности закладывались и утверждались сметой централизованно начиная с 2007 года. Если возникают задержки с финансированием, то учреждению следует обратиться к письму Минфина России от 30.10.2007 N 03-05-05-01/44, в котором финансовое ведомство рекомендовало ФНС России в случаях обращения в налоговые органы бюджетных учреждений по вопросу предоставления отсрочки по уплате налога на имущество организаций и земельного налога (авансовых платежей) по основаниям подпункта 2 п. 2 ст. 64 НК РФ принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета.

Порядок предоставления налогоплательщикам отсрочки, рассрочки утвержден приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ «Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов».

www.nalvest.com

Налог на имущество в бюджетных учреждениях в 2017 году

Статьи по теме

Расчет нормативных затрат без которого невозможно определить величину субсидии для выполнения государственного (муниципального) задания, включает в себя и расчет налога на имущество организаций (далее – НИМ). Как запланировать величину НИМ, что регионалы могут изменить в 2017 году, и как не пропустить важные сроки – читайте в нашей статье.

Объект налогообложения

В силу регионального характера НИМ при планировании расходов на его уплату необходимо проверить обновления регионального законодательства. Это можно сделать уже сейчас, так как вряд ли региональные законодатели нарушат статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) согласно которой:

  • Вступление в силу принятых законов, налагающих на бюджетные учреждения (далее – БУ) дополнительные обязательства фактически ограничено 1 декабря 2016 года;
  • Законы, принятые позднее 1 декабря 2016 года, имеющие обратную силу допустимы только в том случае, если они отменят НИМ для БУ или устранят их обязанности как налогоплательщика, снизят размеры налоговой ставки НИМ или иным образом улучшат положение БУ, как налогоплательщика НИМ.
  • Меньше всего вопросов относительно 2017 года вызывает привычный объект налогообложения – среднегодовая стоимость имущества, а больше всего бухгалтеров беспокоит относительно новый объект налогообложения – кадастровая стоимость некоторых видов недвижимости. Оценить возможность возникновения нового объекта налогообложения можно по наличию ряда обязательных условий. Прежде всего проверьте:

  • Была ли проведена кадастровая оценка потенциальных объектов налогообложения (во многих регионах она есть в Калининградской области такая оценка была проведена еще в 2012 году);
  • Утвержден ли вашим субъектом РФ кадастровый перечень имущества (далее – Кадастровый перечень).
  • Отметим, что публикация Кадастрового перечня на официальном сайте должна произойти до 1 января 2017 года. Недвижимость должна находится в оперативном управлении БУ.

    Плательщики налога

    В связи с наличием по НИМ совершенно различных налоговых баз, необходимо выделять плательщиков с объектами в виде среднегодовой и кадастровой стоимости. Объявить, что БУ не относятся к плательщикам НИМ может только региональное законодательство, НК РФ никаких исключений в отношении БУ не содержит. А вот применения льгот можно проверить и на федеральном уровне.

    Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2015 года № 2660-р утвержден перечень государственных научных центров (далее – Перечень № 2660-р и ГНЦ, соответственно), комплекс имущества которых полностью выпадает из-под налогообложения (п. 15 ст. 381 НК РФ). В указанном перечне есть и БУ. Учреждений интересующего нас типа – немного и на момент размещения настоящего материала на сайт никаких изменений его содержания не было.
    В отношении Перечня № 2660-р уже появилась судебная практика – Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2016 года № 10АП-12165/2016 по делу № А41-23959/16. Решение суда было принято не в пользу налогоплательщика, который считал себя ГНЦ, не сверившись с Перечнем № 2660.

    Виды недвижимости, типичные для БУ и попадающие под особое обложение НИМ по объекту «кадастровая стоимость», для краткости можно представить так:

  • административно-деловые центры и помещения в них (далее – объект «А»);
  • нежилые помещения (далее – объект «Н»);
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые в составе основных средств (далее – объект «Ж»).
  • Региональные законодатели вкладывают нечто свое в этот укороченный нами список, составленный на основе НК РФ. Главное – понять, что никаких льгот НК РФ в отношении БУ ни по одному из указанных объектов не предусматривает.

    Льготы по отдельным видам имущества

    Наиболее распространенная льгота – исключения при расчете налоговой базы по НИМ движимого имущества, которое относится к первой и второй амортизационной группе. До 1 января 2015 года из-под налогообложения выпадало все движимое имущество, поставленное на баланс позднее 1 января 2013 года.

    Также в 2017 году НИМ по-прежнему не будут взимать со следующих объектов, которые могут быть и в оперативном управлении у БУ:

  • непроизведенные активы (отметим, что важность кадастровой оценки земли все равно остается – для земельного налога);
  • признанные объекты культурного наследия (памятники истории и культуры);
  • ядерные установки, применяемые в науке, пункты хранения радиоактивного сырья и отходов;
  • атомные ледоколы, космические объекты, суда, включенные в международный реестр.
  • Региональные льготы необходимо проверить по законам, принятым относительно тех территорий, где расположены:

  • БУ и его подразделения;
  • имущество БУ.
  • От уплаты НИМ освобождены БУ:

  • города Москвы и его внутригородских муниципальных образований;
  • созданные Санкт-Петербургом.
  • Право на льготы предусматривают отнюдь не все региональные законодатели. Пример – Московская область (далее – МО). Так, из Закона МО от 24 ноября 2004 года № 151/2004-ОЗ о льготном налогообложении уже давно исключены статьи о льготировании не только БУ, но государственных (муниципальных) учреждений. Причем отсылка на указанный закон дана и особенно интересном, учитывая тему настоящего материала, Законе МО от 21 ноября 2003 года № 150/2003-ОЗ о НИМ в МО. БУ в МО могут применять льготы по НИМ на общих основаниях. Кроме МО не упоминает о льготах и Алтайский край и некоторые другие регионы.

    Региональные особенности обложения по кадастровой стоимости

    Виды облагаемой недвижимости, типичные для БУ, в том числе объект «А» установлены не во всех регионах. Отсутствуют упоминания о каких-либо льготах в законодательстве таких регионов, как:

  • Московская, Амурская, Костромская, Псковская, Сахалинская, Тверская, Ярославская области;
  • республика Северная Осетия-Алания;
  • Ставропольский, Хабаровский край.
  • В законах других регионов уточнено, что налоговую базу в отношении помещений, находящихся в оперативном управлении БУ рассчитывать не нужно. Например, такой порядок действует в отношении БУ, расположенных в таких регионах, как:

  • города федерального значения Москва и Санкт-Петербург;
  • Кемеровская, Кировская области;
  • Приморский край;
  • республика Башкортостан.
  • Однако есть регионы, которые не уточнили необходимо ли БУ рассматривать объект «А», как налогооблагаемый. Это такие регионы, как:

  • Алтайский, Забайкальский края;
  • Белгородская, Вологодская, Ивановская, Курганская, Липецкая, Магаданская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Томская, Тульская, Тюменская, Челябинская области;
  • Кабардино-Балкарская, Чеченская республики;
  • республики Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Коми, Татарстан, Хакасия;
  • Ханты- Мансийский автономный округ – Югра.
  • В некоторых регионах, не предусмотревших льготы по объекту «А» для БУ, такой объект впервые введен именно с 2017 года. Например, это – Калининградская область.

    Требуются дополнительные разъяснения

    В отдельных регионах льготирование объекта «А» привязано не к типу учреждения, а к:

  • его виду (например, только для муниципальных учреждений);
  • предназначению помещения.
  • Причем предназначение помещений может быть очень широким. Так, льготируемый объект «А» может быть фактически предназначен для:

    • размещения объектов бытового обслуживания;
    • выполнения государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ).
    • В рамках выполнения ГОЗ могут быть рассмотрены и совершенно мирное использование объекта:

    • для организации питания работников;
    • под объекты социальной сферы, используемые для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

    Сюда же отнесены и объекты «А» переданные в аренду для использования в тех перечисленных целях. Такое, довольно сложное определение льготируемых объектов «А» можно найти в пункте 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ о НИМ в указанной республике. Рассмотренное положение регионального закона настолько сложное, что в каждом конкретном случае БУ лучше получить соответствующие разъяснения в налоговом органе.

    Ставка налога

    В 2017 году для расчета НИМ на федеральном уровне действуют такие ставки:

  • 2,2% по остаточной стоимости;
  • 2% по кадастровой стоимости.
  • Регионы могут установить понижение указанных ставок НИМ. Так как порядок налогообложения среднегодовой стоимости в 2017 году будет мало чем отличим от аналогичных процедур в 2016 году, рассмотрим наиболее актуальные сейчас ставки с кадастровой стоимости.
    Некоторые регионы России применяют несколько ставок, в зависимости от вида недвижимости. Так, в Нижегородской области помимо максимальной ставки в 2% действует налоговая ставка в размере 0,5 %. Пониженная ставка установлена, в частности, для помещений на объектах «А», если их используют:

  • научные БУ;
  • для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что средства указанных фондов составляют не менее 30 % всех доходов, полученных в отчетном (налоговом) периоде.
  • Могут быть установлены различные ставки для объектов «А», «Н» и «Ж». Так, в Кировской области установлены налоговые ставки для объектов:

    Некоторые регионы дополнительно детализируют указанные объекты по площади. В Магаданской области действуют налоговые ставки:

  • 1% для объектов «Н»;
  • 1,5% для объектов «А» площадью до 3 000 кв. м.;
  • 2% для остальных объектов.
  • Единые ставки, а также отдельные ставки для налогоплательщиков на общей системе налогообложения имеют очень широкий диапазон:

    www.budgetnik.ru