Оглавление:
Рассрочка долга по налогам
Доброе всем утро! Людиии — горююююю. Через 2 часа суд с налоговой (вот Гена с утреца подогнал. ) — с нас взыскивается долг по налогам — мы его будем 100% признавать — но вот задача — МОЖНО ЛИ ПРЯМО В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ ХОДАТАЙСТВОВАТЬ О РАССРОЧКЕ ИСПОЛНЕНИЯ ИЛИ ТАКОЕ ДЕЛАЕТСЯ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ О ВЗЫСКАНИИ ДОЛГА В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ (ПО СТ. 324 апк).
И ЕНСЛИ МОЖНО — ТО НЕТ ЛИ КАКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ ДЛЯ РАССРОЧКИ ДОЛГА ПО НАЛОГОВЫМИ ПЛАТЕЖАМ.
ПЛИЗЗЗ — ОЧЕНЬ СРОЧНО , ПРОШУ ХЕЛП.
вот вам. дерзайте.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2003 года Дело N А66-3952-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В., Троицкой Н.В., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области Федотова С.С. (доверенность от 03.01.03 N 44) и Деваевой Д.А. (доверенность от 14.01.03 N 33), рассмотрев 23.12.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 02.09.03 по делу N А66-3952-03 (судья Рощина С.Е.),
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Тверской области (далее — Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Осипова Игоря Викторовича 5177 руб. налога на добавленную стоимость, 2606 руб. 94 коп. пеней по названному налогу, а также 6939 руб. штрафа.
@#$%&: примечание. В оригинале документа, видимо, допущена опечатка. Вероятно, в данном случае имеется в виду Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области.
Решением от 02.09.03 заявленные Инспекцией требования удовлетворены частично, с предпринимателя взыскано 5177 руб. налога на добавленную стоимость, 2606 руб. 94 коп. пеней по названному налогу, а также 50 руб. штрафа. Этим же решением Осипову И.В. предоставлена рассрочка исполнения решения сроком на 3 года с выплатой ежемесячно по 215 руб. 18 коп.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 02.09.03 в части предоставления ответчику рассрочки исполнения судебного акта, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По мнению налогового органа, в силу статьи 61 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) изменение срока уплаты налога допускается исключительно в порядке, предусмотренном главой 9 кодекса. Исходя из установленного статьей 63 НК РФ перечня органов, уполномоченных изменять срок уплаты налога, арбитражный суд не вправе предоставлять отсрочку или рассрочку уплаты налога своим решением.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы.
Предприниматель о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, предприниматель признал требования Инспекции, однако просил рассрочить исполнение решения, поскольку находится в тяжелом материальном положении: предпринимательской деятельности не осуществляет в течение года и имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей и неработающую жену.
Суд первой инстанции, оценив представленные ответчиком доказательства, сделал вывод о наличии оснований для рассрочки исполнения решения.
В соответствии со статьей 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника или судебного исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
При решении этого вопроса суд оценивает обоснованность ходатайства и необходимость предоставления рассрочки.
По смыслу указанной нормы процессуального права, предоставление рассрочки исполнения судебного акта входит в компетенцию суда, принимающего решение.
Статьей 61 НК РФ, как и остальными нормами главы 9 названного кодекса, регулируется изменение срока уплаты налога.
В данном случае срок уплаты налога уже пропущен, в связи с чем Инспекция и обратилась в арбитражный суд. С момента принятия дела к своему производству арбитражный суд руководствуется положениями процессуального законодательства и нормами материального права применительно к конкретным правоотношениям.
Положениями статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к ведению суда отнесено рассмотрение вопроса об исполнении решения о взыскании налога в судебном порядке, а не о переносе срока уплаты налога, установленного статьями 45 и 48, а также главой 21 НК РФ, который отнесен к компетенции органов исполнительной власти (статья 63 кодекса). Поэтому, предоставляя рассрочку исполнения решения, суд действовал в пределах предоставленных ему процессуальным законодательством полномочий.
Доказательства, служащие основанием для предоставления предпринимателю рассрочки исполнения решения, оценены судом и не оспариваются Инспекцией.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение от 02.09.03 законным и обоснованным, а жалобу налогового органа — не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Тверской области от 02.09.03 по делу N А66-3952-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области — без удовлетворения.
Председательствующий
КИРЕЙКОВА Г.Г.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
forum.garant.ru
Юристы рассказали, как поможет бизнесу рассрочка по уплате налогов
Для предоставления рассрочки по уплате налогов, начисленных по результатам контрольных мероприятий, может появиться новое основание – оно представлено в поправках к Налоговому кодексу, которые уже внесены в Госдуму. Изменения, как полагают авторы инициативы, облегчат бремя налогоплательщиков. Согласны ли с ними юристы – читайте в материале «Право.ru».
На сегодняшний день правом перенести срок уплаты налога могут воспользоваться не все налогоплательщики, а только те, кому причинен ущерб в результате стихийного бедствия или несвоевременно начислены бюджетные ассигнования, а также если есть угроза признания их банкротами. Группа парламентариев, в числе которых глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров и вице-спикер Совфеда Евгений Бушмин, предложили расширить этот список: он может пополниться юрлицами и ИП, которым налоговые платежи были доначислены по итогам проверки, но погасить их в указанный срок те не успевают.
По задумке парламентариев возможность переноса уплаты налогов будет определять уполномоченный орган. Такое решение может быть принято, если сумма денежных поступлений на счета налогоплательщика за три месяца до подачи заявления была меньше суммы его краткосрочных обязательств за вычетом величины доходов будущих периодов. Кроме того, те, кто захочет получить рассрочку, должны вести свою деятельность как минимум год, а сумма по налогам, сборам, пеням и штрафам за этот период должна составлять от 30 до 70% (не менее и не более) выручки от реализации товаров. Если это ИП, то против него не может быть дел о несостоятельности, а юрлицо не должно находиться в процессе реорганизации или ликвидации. Помимо прочего, заявитель будет обязан предоставить банковскую гарантию.
В пояснительной записке говорится, что закрепление в НК оснований для предоставления рассрочки обеспечит прозрачность и доступность механизма изменения срока уплаты налога и создаст эффективную меру для поддержания платежеспособности и финансовой устойчивости налогоплательщиков, что положительно повлияет на улучшение условий для ведения бизнеса и качественного развития делового климата в стране.
Адвокат и руководитель проектов АБ «S&K Вертикаль» Юлия Андреева считает, что инициатива будет поддержана налогоплательщиками, поскольку суммы налогов, подлежащие взысканию после камеральных проверок, зачастую достаточно ощутимы для компании, и многие вынуждены прибегать к заемных средствам для погашения задолженности перед бюджетом, чтобы избежать более серьезных санкций и уплату пеней. По её словам, выиграют при таком подходе и налоговые органы, ведь для получения льготы налогоплательщик обязан предоставить обеспечение исполнения обязательств. Консультант по налоговым спорам коллегии адвокатов «Делькредере» Мэри Алекперова солидарна с коллегой, но замечает, что в предлагаемой редакции законопроекта в подп. 7 п. 2 ст. 64 наличие оснований для предоставления рассрочки основывается на данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (годовую). «Целесообразнее будет основываться на данных промежуточной бухгалтерской отчетности, которую должен составить налогоплательщик для получения рассрочки, так как эти данные будут содержать более точную информацию о финансовом положении налогоплательщика», – объясняет юрист.
Иван Шиенок, руководитель налоговой практики юридической фирмы «Инфралекс», поддерживает законопроект по нескольким причинам: во-первых, он положительно отразится на интересах налогоплательщиков, стимулируя их обращаться за предоставлением рассрочки и одновременно с этим облегчая налоговым органам принятие решения о ее предоставлении. «Интересы государства при этом также будут защищены, поскольку обязательным условием получения налогоплательщиком рассрочки является предоставление им банковской гарантии на соответствующую сумму», – подчеркивает юрист и вместе с тем обращает внимание на неясность в вопросе о том, предполагает ли документ возможность предоставления налогоплательщику не только рассрочки, но и отсрочки по уплате налога – это было бы в данном случае логично.
«Нельзя не отметить, что требование законопроекта об отказе от обжалования решения по результатам налоговой проверки, которым налогоплательщику доначислена сумма налогов, ограничивает конституционное право налогоплательщика на защиту его прав и свобод, – продолжает Шиенок. – Более того, данное условие представляется совершенно излишним и не соответствующим публичным интересам, поскольку государство не может быть заинтересовано в получении необоснованно доначисленных сумм налогов». Как и в действующей редакции закона, исходя из буквального смысла положений законопроекта, предоставление рассрочки не является обязанностью налогового органа даже при условии соответствия обратившегося лица всем установленным требованиям. Поэтому было бы целесообразным предусмотреть случаи, в которых налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в предоставлении рассрочки (при условии соблюдения установленных требований закона): например, когда налоговое правонарушение совершено впервые или имеет неумышленный характер, говорит юрист. «Также имеет смысл установить упрощенный порядок предоставления рассрочки субъектам малого и среднего предпринимательства, для которых получение банковской гарантии может оказаться затруднительным, – уверен Шиенок. – Для таких лиц закон должен предусматривать возможность предоставления иного обеспечения, например, в виде залога имущества».
С текстом законопроекта № 225063-7 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.
pravo.ru
Федеральная налоговая служба (ФНС) предлагает упростить процедуру предоставления рассрочки и отсрочки физлицам по налоговой задолженности. 90% долгов физлиц – по имущественным налогам: 180 млрд руб., рассказывает сотрудник налоговых органов. Это около 15% всей налоговой задолженности – 1,2 трлн руб. на 1 марта (данные ФНС).
Сейчас получить рассрочку и отсрочку можно, только если у должника нет имущества. Из-за этого механизм не работает, признает федеральный чиновник: редкий случай, когда есть задолженность по имущественным налогам, а самого имущества нет. К тому же инспектора не хотят брать ответственность за отсрочку, отмечает сотрудник ФНС. На 1 марта отсрочка по всем налогам была предоставлена лишь на 17,5 млрд руб.
ФНС предлагает устранить препятствие и разрешить любому физлицу просить об отсрочке, говорят два федеральных чиновника. Представители ФНС и Минфина не ответили на запросы.
Ежегодно к ноябрю, когда подходит единый срок уплаты налогов, возникает задолженность около 200 млрд руб., отмечает федеральный чиновник. Пока только 52–54% физлиц добровольно платят имущественные налоги, рассказывает сотрудник налоговых органов, еще 10–12% – после того как налоговики звонят по телефону, связываются с работодателями и даже местными органами власти. Остальные долги либо списываются по решению суда со счетов должника, либо взыскиваются через банкротство, говорит сотрудник налоговых органов, в отдельных случаях должнику запрещают выезжать за границу. Хотя за 2015 г. НДФЛ было собрано почти в 5 раз больше, чем имущественных налогов, взыскивать их труднее, признает чиновник финансово-экономического блока – работать нужно не с одним работодателем, а сразу со всеми физлицами.
К концу 2016 г. ФНС планирует увеличить уровень взыскания задолженности с физлиц до 75%. Сейчас он не намного ниже. В среднем на 1 руб. долга взыскивается около 70 коп., рассказывает сотрудник налоговых органов. Поручение улучшить качество работы с задолженностью физлиц уже направлено руководителям региональных управлений, знает федеральный чиновник. Например, они должны направлять уведомления по месту жительства, а не по адресу регистрации и в течение 10 дней после выявления недоимки, если она выше 3000 руб., а при задолженности более 10 000 руб. – сразу связываться по телефону.
Помочь может также база данных с объектами недвижимости и земельных участков, говорит чиновник финансово-экономического блока. В ней содержатся данные о 35 млн земельных участков, 79 млн объектов недвижимости и более 180 млн лицевых счетов по имущественным налогам физлиц, говорил ранее руководитель ФНС Михаил Мишустин. Раньше кроме перечня должников не было никакой детализации, рассказывает чиновник, теперь можно видеть доначисления по каждому физлицу, риски образования задолженности.
Рассрочка не помешала бы многим людям, считает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин, особенно после введения единого уведомления сразу с тремя налогами – земельным, имущественным и транспортным. К ноябрю нужно выплатить все три налога, а с введением кадастровой оценки налоги на недвижимость значительно выросли, объясняет он.
При рассрочке устанавливается график выплат, процент составляет половину ставки рефинансирования (11%), говорит Костальгин, это меньше, чем пени по налоговой задолженности (1/300 ставки рефинансирования). Возможность попросить о рассрочке может стать дополнительным стимулом для физлиц признать долг, согласен старший юрист «Щекин и партнеры» Виктор Андреев. Многие не платят налог, потому что нет денег, но налоговым органам непросто выявить таких должников, продолжает он, нужно отследить, что налог не поступил, и, если человек не погасит задолженность, обратиться в суд. Работать так с каждым физлицом трудно, говорит Андреев.
www.vedomosti.ru
Как фирме получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов
По каким налогам можно оформить отсрочку или рассрочку?
По всем налогам, пени, штрафам, которые фирма уплачивает по общей системе налогообложения и по специальным налоговым режимам, в т.ч. упрощенке и вмененке. Рассрочку или отсрочку нельзя оформить на те налоги, которые вы перечисляете в качестве налогового агента. Например, на уплату НДФЛ в бюджет с зарплат своих сотрудников. Также не изменяется срок уплаты налога на прибыль для тех организаций, которые уплачивают его по консолидированной группе налогоплательщиков.
Чем регулируется предоставление налоговых рассрочек?
- глава 9 Налогового кодекса (статьи 61-68)
- Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами (приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@)
- вам причинен ущерб в результате обстоятельств непреодолимой силы, в т.ч. стихийного бедствия, технологической катастрофы;
- вы своевременно оказали услуги, выполнили работы, поставили товары для государственных или муниципальных нужд, но вам не перечислили или перечислили с задержкой оплату по контракту в объеме, достаточном для уплаты налога;
- если вы уплатите налог единовременно, у вас возникнут признаки несостоятельности (банкротства). В этом случае наличие основания для отсрочки / рассрочки определяется после анализа финансового состояния по методике из приказа Минэкономразвития №175 от 18.04.2011;
- если вы физическое лицо, и ваше имущественное положение не позволяет единовременно уплатить налог (имущество, на которое по закону не может быть обращено взыскание при этом не учитывается);
- если ваше производство или продажа товаров, работ, услуг носят сезонный характер.
- Если в отношении того, кто запрашивает рассрочку, возбуждено уголовное дело по поводу нарушения законов о налогах и сборах.
- Если в отношении налогоплательщика ведется производство по делу об административном или налоговом правонарушении в связи с уплатой налогов, сборов, таможенных платежей.
- Если есть достаточные основания полагать, что вы воспользуетесь переносом срока уплаты налога для сокрытия имущества или выедете на ПМЖ за пределы РФ.
- Если ранее вы уже обращались за налоговой отсрочкой, рассрочкой или инвестиционным налоговым кредитом, но нарушили их условия, в связи с чем в течение последних 3 лет налоговой службой было принято решение о прекращении действия вашей рассрочки / отсрочки / инвестиционного налогового кредита.
Когда можно просить налоговую рассрочку или отсрочку?
Главное основание для предоставления рассрочки / отсрочки — это ваше финансовое положение, из-за которого вы не можете заплатить налог вовремя, но сможете изыскать средства на погашение долга по налогу в течение срока действия рассрочки / отсрочки. Однако поводом для предоставления рассрочки будет не любая финансовая трудность, а только в определенных случаях:
Дополнительные основания для предоставления отсрочек или рассрочек по региональным и местным налогам могут установить субъекты РФ или соответствующие муниципальные образования.
Когда в предоставлении рассрочки или отсрочки по уплате налога могут отказать?
Куда обращаться за предоставлением налоговой рассрочки?
По федеральным налогам (НДС, НДФЛ для ИП за себя, акцизы, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, водному налогу, сборам за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов) вопросы рассрочек и отсрочек решает Федеральная налоговая служба. Пакет документов в ФНС передается через Управление ФНС по вашему субъекту федерации.
По региональным налогам (налог на имущество, игорный бизнес, транспортный налог) и по местным налогам (земельный налог, налог на имущество физлиц, торговый сбор) нужно обращаться в Управление ФНС по вашему месту нахождения.
Физическим лицам без статуса ИП для оформления рассрочки по налогу надо обращаться в налоговую инспекцию по месту жительства. Вопрос об отсрочке или рассрочке уплаты госпошлины рассматривает тот госорган, куда вы обрщаетесь за соответствующим действием (например, суд). По отсрочке на уплату таможенных платежей нужно обращаться в Федеральную таможенную службу.
Какой пакет документов нужен для налоговой рассрочки?
- Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки (рекомендованная форма).
- Справки налоговой инспекции по месту учета:
— о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам;
— о перечне всех открытых банковских счетов; - Справки из банков:
— о ежемесячных оборотах по счетам за последние 6 месяцев;
— о наличии / отсутствии расчетных документов в картотеке;
— об остатках денежных средств по всем счетам. - Перечень контрагентов — дебиторов с указанием цен договоров / размеров обязательств и сроков исполнения + копии соответствующих договоров.
- Письменное обязательство о соблюдении условий рассрочки или отсрочки (рекомендованная форма) + предполагаемый график погашения задолженности .
- В зависимости от основания, по которому запрашиваете рассрочку / отсрочку:
— заключение о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы + акт оценки причиненного ущерба от уполномоченного органа государственной власти, местного самоуправления, организации в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;
— документ государственного, муниципального заказчика с данными о сумме не перечисленных или несвоевременно перечисленных денежных средсв по государственному / муниципальному контракту;
— сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (кроме имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание);
— справка о том, что в общем доходе от реализации товаров, работ, услуг доля дохода от сезонной деятельности составляет не менее 50% (составляет сам налогоплательщик с учетом перечня из постановления Правительства РФ №382 от 06.04.1999). - По требованию налоговой — документы на имущество, которое может быть предметом залога, поручительство, банковская гарантия.
- По вашему желанию — ходатайство о временном приостановлении уплаты суммы задолженности на время принятия решения о предоставлении рассрочки / отсрочки.
На каких условиях предоставляется налоговая рассрочка или отсрочка?
- отсрочка означает уплату долга по налогу по окончании срока ее действия, рассрочка — постепенную уплату налогов по графику;
- сумма налоговой рассрочки или отсрочки не должна превышать стоимость чистых активов организации или стоимость имущества физического лица;
- налоговые рассрочки и отсрочки даются на срок до 1 года, а по уплате федеральных налогов в той части, которая зачисляется в федеральный бюджет, рассрочку могут дать и на срок до 3 лет;
- на сумму задолженности начисляются проценты по 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ (если рассрочка дана в связи угрозой банкротства, недостаточностью имущества, сезонным характером производства). Если рассрочка дана по обстоятельствам непреодолимой силы или задержке оплаты по госконтракту, проценты на задолженность по налогу не начисляются;
- в общую сумму задолженности по рассрочке / отсрочке включаются пени за период после установленного для уплаты налога срока по день вступления в силу решения о рассрочке / отсрочке. Поэтому по возможности стоит запрашивать рассрочку заранее, пока не подошел срок уплаты налога;
- иногда налоговый орган может потребовать, чтобы исполнение вашей отсрочки или рассрочки было обеспечено залогом имущества, поручительством или банковской гарантией;
- при наличии желания и финансовой возможности вы можете досрочно погасить весь размер налоговой задолженности с причитающимися процентами.
Как быстро решается вопрос о налоговой рассрочке?
В течение 30 дней после подачи пакета документов в уполномоченный орган. И еще в течение 3 дней с даты принятия решения о рассрочке решение направляется вам и в налоговую инспекцию по месту учета. Обратите внимание, что для вступления в силу решения о рассрочке / отсрочке под залог имущества необходимо будет заключить договор о залоге имущества. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки вы можете обжаловать в суде.
Может ли налоговая передумать и отменить рассрочку?
Нет. Если вы соблюдаете условия предоставленной рассрочки / отсрочки, налоговая служба не может по своей воле досрочно прекратить ее действие.
vestiprava.com
Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налоговых платежей?
С 4 марта действует новый порядок получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и страховых взносов. Он утвержден Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@ (далее – Приказ № ММВ-7-8/683@). Одновременно признан утратившим силу предшественник названного документа – Приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@. Необходимость внесения поправок обусловлена новым порядком администрирования страховых взносов.
В связи с этим регламент изменения срока уплаты налоговых платежей распространен на страховые взносы, кроме того, Приказом № ММВ-7-8/683@ обновлены требования к составу и содержанию документов, которые налогоплательщики должны представить в инспекцию для получения отсрочки (рассрочки) и (или) инвестиционного налогового кредита.
Общие правила изменения срока уплаты налоговых платежей
Изменение срока уплаты налога (а также сбора, страховых взносов, пени и штрафа) налоговые органы осуществляют в порядке, определяемом ведомственным приказом (п. 8 ст. 61 НК РФ). В настоящее время это Приказ № ММВ-7-8/683@.
Что такое отсрочка и рассрочка?
Отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов в части,зачисляемой в федеральный бюджет, предоставляется на срок от одного года до трех лет. Она может быть предоставлена налогоплательщику по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ). По налогам, уплачиваемым налоговыми агентами, отсрочка (рассрочка) не предоставляется (п. 9 ст. 61 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.02.2016 № 03-02-07/1/8000).
Важный нюанс. Сумма, на которую предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате налоговых платежей, не может быть больше стоимости чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).
Кто вправе претендовать на получение отсрочки (рассрочки)?
В этой же норме приведен перечень оснований, когда заинтересованное лицо может претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей:
- причинение ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- задержка финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа;
- угроза его банкротства в случае единовременной выплаты им налога;
- производство или реализация товаров, работ или услуг, носящих сезонный характер.
Итак, в соответствии с Налоговым кодексом организация вправе претендовать на отсрочку (рассрочку) по внесению налоговых платежей лишь в четырех случаях.
Что касается таможенного НДС (подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), получить отсрочку (рассрочку) в отношении данного налога организация может в случаях и в порядке, предусмотренных таможенным законодательством (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).
Правила получения отсрочки (рассрочки)
Сразу скажем: каких-либо существенных изменений в процедуре получения отсрочки (рассрочки) не произошло. Процедура изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, установленная Порядком,мало чем отличается от предыдущих правил.
Как и прежде, решение об изменении срока или об отказе в изменении срока уплаты налоговых платежей уполномоченный орган должен принять в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления заинтересованного лица (п. 15 Порядка, п. 6 ст. 64 НК РФ). Копия такого решения должна быть направлена заинтересованному лицу не позднее 3 рабочих дней со дня принятия (п. 10 ст. 64 НК РФ).
Обратите внимание: решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога вступает в действие со дня, обозначенного в этом решении. Причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу. Если отсрочка (рассрочка) предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ (п. 8 ст. 64 НК РФ).
Пунктом 17 Порядка, п. 1 ст. 63 НК РФ определены уполномоченные органы и сроки для предоставления отсрочки (рассрочки) по видам налогов. Для удобства эта информация приведена в таблице.
Уполномоченный орган, который принимает решение об отсрочке (рассрочке)*
Срок отсрочки (рассрочки)
Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в федеральный бюджет
Не более трех лет
Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в региональные и местные бюджеты
ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований
Не более одного года
Региональные и местные налоги
УФНС субъекта РФ, налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика
Важный нюанс. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом (абз. 2 п. 2 Порядка). Копию такого решения заинтересованное лицо в пятидневный срок должно представить в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 6 ст. 64 НК РФ).
Для получения отсрочки (рассрочки) заинтересованное лицо, помимо заявления, должно представить в уполномоченный орган определенный пакет документов, перечень которых приведен в п. 5 ст. 64 НК РФ. Обязательными документами являются:
- справки банков об оборотах денежных средств по счетам за каждый из шести месяцев, предшествующих подаче указанного заявления, а также справки о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку, либо об их отсутствии в этой картотеке;
- справки банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;
- перечень контрагентов-должников. Надо указать по каждому должнику цены договоров и сроки их исполнения, приложить копии этих договоров и первичных документов по ним (накладных, актов оказанных услуг (выполненных работ) и пр.);
- обязательство о соблюдении условий отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый график погашения задолженности.
Кроме перечисленных документов, заинтересованное лицо дополнительнодолжно представить (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):
- заключение органа власти о факте стихийного бедствия (технологической катастрофы) и акт оценки причиненного ущерба – если поводом для обращения за отсрочкой (рассрочкой) стал ущерб, причиненный при чрезвычайных обстоятельствах;
- информацию о неполученных суммах оплаты выполненного госзаказа (данный документ может быть составлен как распорядителем бюджетных средств, так и самим налогоплательщиком) – в случае неполучения средств из бюджета;
- справку о том, что доля доходов от сезонных видов деятельности составляет не менее 50% всей выручки организации, – в случае осуществления организацией деятельности, носящей сезонный характер.
О залоге, поручительстве и банковской гарантии
Согласно п. 19 Порядка изменение срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов может быть обеспечено:
- залогом имущества (ст. 73 НК РФ);
- поручительством (ст. 74 НК РФ);
- банковской гарантией (ст. 74.1 НК РФ).
При этом договор поручительства, договор залога, банковская гарантия подлежат регистрации в налоговом органе (п. 24 Порядка).
Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель (либо залогодатель) должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (п. 20 Порядка). Рекомендуемые образцы заявлений приведены в приложениях 8 и 9 к Порядку.
О результатах рассмотрения заявлений о возможности заключения обозначенных договоров, а также о результатах рассмотрения банковской гарантии налоговый орган должен известить заинтересованное лицо (поручителей, залогодателей) в течение семи рабочих дней после получения соответствующих документов (п. 23 Порядка).
Основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки)
Кроме того, в п. 1 ст. 62 НК РФ назван еще ряд ситуаций, когда налогоплательщику однозначно откажут в изменении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. К примеру, едва ли организация может рассчитывать на положительное решение, если в отношении нее ведется производство по делу о налоговом правонарушении либо административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ).
Другими основаниями для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) являются следующие обстоятельства:
- возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;
- есть достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо просит отсрочки (рассрочки) в целях уклонения от взыскания налога;
- не истекли три года с момента вынесения отказного решения по предыдущему заявлению застрахованного лица о предоставлении отсрочки (рассрочки).
О принятии уполномоченным органом отказного решения налогоплательщик должен быть извещен в течение трех дней (п. 2 ст. 62, п. 10 ст. 64 НК РФ). Такое решение может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и затем в суде или сразу в суде (если принято ФНС России) (п. 2 ст. 62, п. 9 ст. 64, п. 2 ст. 138 НК РФ).
www.klerk.ru