Собственность смешанной экономики

Форма собственности смешанной экономики

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества.

Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Для характеристики любой системы обычно выделяют ее элементы, уровни организации, структуру и функции.

Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм.

Установление связей между составляющими систему элементами означает определение ее структуры. Для системы характерно наличие функций, которые не в состоянии выполнить ни один из элементов в отдельности, а только объект в целом.

Важным свойством экономической системы является наличие структуры.

Экономика представляет собой сложную многоуровневую, развивающуюся систему. Экономическая система общества состоит из малых экономических систем — домохозяйств и предприятий. Домохозяйство — это малая система, которая представляет владельцев ресурсов и потребителей в рамках семьи. Основная функция домохозяйства — потребление конечных продуктов и услуг, производимых предприятиями. Предприятие — малая система, в рамках которой создаются экономические блага и услуги с помощью совокупности необходимых ресурсов. Группы взаимосвязанных предприятий объединены в отрасли. Отрасль — это более крупная система, объединяющая все предприятия, выпускающие определённые продукты. Отрасли объединяются в более крупные системы — межотраслевые.

Кроме того экономическая система общества может включать и другие элементы: социально-экономические системы (экономико-политические, экономико-демографические, природно-экономические системы); технико-экономическая система отраслевые, межотраслевые, региональные системы).

Все системы обслуживают друг друга, объединены единой структуры общественной организации и управления, связаны между собой посредством продуктообмена, находятся в постоянном взаимодействии.

Одним из признаков деления экономики на типы может служить ее открытость или закрытость. Если национальная экономика и ее звенья активно включаются в систему международных экономических связей, такая экономическая система считается открытой. Если система замкнута на внутренних ресурсах производства и ограничивается внутренним потреблением, если она не доступна для новых фирм, то она является закрытой системой.

Другим признаком деления системы на типы являются формы регулирования экономической жизни. Ими могут быть традиции, команда (планирование) и рынок. Соответственно экономическая система может быть традиционной, рыночной и командной. В экономике могут сочетаться различные элементы систем, тогда можно говорить о смешенной экономике.

Еще одним признаком деления экосистемы на типы является форма собственности. Она может быть частной или государственной, а в традиционном обществе — общинной. Господствующая форма собственности определяет формы производства и распределения.

Государственные финансы
Финансовые ресурсы
Денежные средства
Финансовый рычаг
Финансовые инструменты

Назад | | Вверх

center-yf.ru

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА, современное хозяйство, складывающееся в наиболее развитых странах, а также в некоторых развивающихся странах; представляет собой рыночную экономику, в которой активную роль играет государство, взаимодействующее с рынком, дополняющее его и корректирующее его провалы.

В смешанной экономике частная собственность, составляющая каркас рыночного хозяйства, сосуществует и взаимодействует с государственной собственностью, собственностью неправительственных организаций, коллективными и кооперативными формами собственности. На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства, образуются различные секторы национальной экономики. Каждый сектор занимает свою нишу в зависимости от того, насколько эффективно он удовлетворяет ту или иную общественную потребность.

Для частного сектора смешанной экономики характерна эволюция частной собственности, которая всё более превращается из индивидуальной в массовую, частно-коллективную собственность, прежде всего акционерную. Одна из её перспективных форм -собственность различных институтов и фондов: страховых, пенсионных, жилищных.

В то же время возрастают роль и значение мелкой частной собственности, малого предпринимательства. На долю этого сектора в развитых странах приходится до половины ВНП и 90% рабочих мест. Наиболее успешная часть малых предприятий модернизируется на новой технической основе, сотрудничает с крупными предприятиями и через них включается в мировые хозяйственные структуры.

Принципиально новыми являются венчурная (т.е. рисковая) форма индивидуальной частной собственности и основанный на ней тип хозяйства. Это — многочисленные инновационные фирмы, занимающиеся поиском и разработкой новых идей в области научных исследований, технологии, создания новых продуктов.

Развивается трудовая акционерная собственность, при которой держателями акций выступают члены самоуправляемых трудовых коллективов.

Доля государственной собственности в стоимости продукции составляла в конце 1980-х гг. в Италии 19%, во Франции 16%, в ФРГ 10%, в Великобритании 7%, в США 1,3%. Практика смешанной экономики продемонстрировала низкую эффективность, и даже убыточность, многих государственных предприятий в разных отраслях. В условиях финансовой поддержки этих предприятий государственным бюджетом у них ослабевают стимулы к снижению издержек и ресурсосбережению, к ориентации на спрос, к адаптации к условиям рынка. Поэтому глобальной тенденцией в развитии государственного сектора в 1970-90-х гг. стала приватизация, т.е. переход государственной собственности в частную. Она проводилась более чем в 100 странах мира и охватила ряд ведущих отраслей промышленности, так называемые естественные монополии (связь, газо-, электро-и водоснабжение), сферу услуг, финансовые институты.

Сокращение государственного сектора сопровождается изменением структуры государственных предприятий, не подлежащих приватизации, что осуществляется путём акционирования государственных предприятий, внедрения конкурентно-рыночных принципов в их управление. Государственный сектор продолжает оставаться одним из неотъемлемых сегментов смешанной экономики в большинстве стран. Он призван обеспечивать общенациональные интересы в тех производствах и отраслях, где функционирование на частной основе оказывается невозможным или затруднительным.

Возникает спектр смешанных, промежуточных форм государственно-частной и государственно-коллективной собственности. В руках государства находится пакет акций разной величины, включая во многих случаях контрольный.

Усложняется и механизм экономического регулирования, который образуется в смешанной экономике противоречивым взаимодействием рыночного и государственного регулирования. В соответствии с рыночными, ценовыми сигналами ресурсы направляются в сферы их наиболее эффективного использования в данный момент. Рыночное саморегулирование осуществляется через систему имеющих сложную структуру современных рынков товаров, услуг, капиталов, труда, ценных бумаг. Одна из важных его отличительных черт — распространение развитого маркетинга, во многом меняющего характер и формы рыночной конкуренции. С помощью маркетинга осуществляется переход от работы на неизвестный рынок к работе на заказ.

Активное воздействие на экономику оказывает государство. Показателем этого служит рост доли ВВП, изымаемой государством в форме различных налогов и перераспределяемой на различные нужды. Увеличившись за 1950-1993 гг. примерно в 1,5 раза, эта доля составляет в конце 1990-х гг. почти половину ВВП развитых стран. Различаются административные, прямые и косвенные экономические формы государственного регулирования. К первым относятся разнообразные меры рационирования, лицензирования, валютного контроля, контроля над ценами, доходами и др. Прямое экономическое регулирование осуществляется при посредстве многообразных форм безвозвратного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий.

К косвенным формам экономического регулирования относятся рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической, в т.ч. таможенно-тарифной, политики. Воздействуя с их помощью на экономические стимулы, государство влияет на поведение субъектов рынка.

Хотя с конца 1970-х — начала 1980-х гг. в целях раскрепощения рыночных сил осуществлялось сокращение масштабов государственного вмешательства в экономику, сфера деятельности государства достаточно велика. На передний план экономической политики ныне выдвигаются задача повышения её эффективности, разработка правил и норм, необходимых для создания конкурентной стабильной среды рыночного хозяйства, защиты прав потребителей, окружающей среды, бесперебойного функционирования некоторых сфер (напр., дорожного строительства и дорожного движения).

Переход к преимущественно косвенным формам воздействия государства на экономику дополняется финансированием из государственного бюджета, направляемым, в первую очередь, на поддержку новых наукоёмких и высокотехнологических производств, малого бизнеса, реализацию национальных конкурентных преимуществ в сфере научно-исследовательских работ и конструкторских разработок.

Современные смешанные экономические системы — это социально ориентированные системы. Об их социальной направленности свидетельствуют высокие жизненные стандарты различных социальных слоев. За 1970-90 гг. реальные доходы на душу населения возросли в развитых странах в 1,5-2 раза. Не менее 60% общей суммы доходов их граждан приходится на заработную плату. Действует долгосрочная тенденция к сужению шкалы дифференциации доходов и уменьшению социального расслоения. Доходы наиболее богатых 10% населения превышают доходы 10% беднейших не более чем в 6-7 раз. Средние (по доходам) слои и группы составляют ядро социальной структуры общества и основу его стабильности.

Всё более важную роль в смягчении свойственного рыночному хозяйству неравенства играет государство. Растут как в абсолютном, так и в относительном выражении бюджетные расходы (в разных странах в разные периоды разными темпами) на оказание общественных услуг населению на нерыночной основе (образование, здравоохранение, жилищное строительство) и социальные трансферты (выплаты) в форме страхования по болезни, старости, безработице, различных видов социального вспомоществования по бедности. В конце 1990-х гг. в развитых странах путём перераспределения доходов на социальные нужды тратилось от 1/5 до 1/3 ВВП.

Рост благосостояния, сглаживание социальной дифференциации, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий ведут к смягчению социальных конфликтов. Этому способствуют и механизмы согласования интересов в системе социального партнёрства, с помощью которых при посредничестве государства увязываются интересы основных социальных партнёров: профсоюзов и союзов предпринимателей. Всё это в условиях укрепления институтов демократической политической власти и гражданского общества открывает возможности для постепенного движения развитых стран к обществу социального сотрудничества, согласия (консенсуса). Тем не менее время от времени и в этих условиях вспыхивают социальные конфликты различного масштаба. За пределами консенсуса остаются некоторые наиболее уязвимые и эксплуатируемые группы наёмных работников: иммигранты, временные работники, нелегально проживающие иностранные рабочие. Современная смешанная экономика формируется с разной скоростью при огромном разнообразии конкретно-исторических условий в различных странах и регионах мира. В зависимости от соотношения различных секторов и форм экономического и социального регулирования, национальных, культурно-исторических особенностей и традиций, этапа, на котором находится страна, складываются различные национальные модели смешанной экономики. Выделяются североамериканская, западноевропейская, японская модели смешанной экономики, а также модели развития смешанной экономики в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. В рамках западноевропейской модели социального рыночного хозяйства различаются англосаксонская модель (Великобритания, Ирландия), континентальная модель (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, отчасти Франция), средиземноморская модель (Греция, Испания и Италия), социал-демократическая скандинавская модель (Швеция, Дания, Норвегия и Финляндия).

По многим признакам Российской Федерации наиболее близок западноевропейский тип социально ориентированной смешанной экономики. Высокий уровень индустриального развития, огромный научно-технический потенциал, высокий уровень культуры и образования населения — эти и другие предпосылки открывают возможности движения РФ к современной смешанной экономике. Реализация этих возможностей, решение сложнейших задач такого перехода требуют разработки долгосрочной экономической и социальной стратегии, проведения на её основе последовательной, эффективной экономической и социальной политики. При этом необходимо учитывать позитивный опыт формирования смешанной экономики за рубежом, в особенности связанный с функционированием разновидностей западноевропейского типа смешанной экономики.

finlit.online

Смешанная экономическая система

Основные черты смешанной экономической системы

Современная смешанная экономическая система возникла в качестве альтернативы существовавшим системам. Ее окончательное становление датируется серединой XX века. Формировалась смешанная система в три этапа, которым предшествовало возникновение новых форм рыночной экономики. Данная система по сравнению с другими является самой оптимальной.

Смешанная экономическая система – это система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством.

Смешанная экономическая система управляет частным сектором при помощи рыночного инструмента. В данной системе на производство включается как корпоративная, частная, так и государственная собственность. Смешанная экономика является совокупностью других экономических систем, при этом сочетание разных экономических систем оказывает плодотворное влияние на развитие смешанной экономической системы.

Данному виду экономической системы характерны следующие виды хозяйств:

  • мелкий, средний и крупный бизнес,
  • муниципальные предприятия,
  • государственные учреждения

Центром социально-экономического развития страны при смешанной экономике является личность. Однако стоит отметить, что в связи с различиями в экономическом, историческом и политическом развитии, смешанная экономическая система в разных странах отличается и имеет свои особенности. Например, США уделяет вопросам многочисленных потребностей населения меньше внимания, а первостепенной задачей государства является развитие частного капитала.

Модели смешанной экономики

Современной смешанной экономической системе характерны следующие модели:

  • германская модель, направленная на становление конкурентных, начал. Государство создает условия для формирования и исполнения экономических инициатив и развитию социального сектора;
  • американская, иное название либеральная модель берет за основу частную собственность. Ни для одной другой модели не характерно такое внимание к частному бизнесу. Для данной модели присуще развитие кредитной политики и корректировка налогообложения. Социально не защищенные слои населения получают льготы и пособия.
  • в шведской модели главным элементом является государство, которое наделено серьезными полномочиями. При этом в шведской модели уделяется особое внимание развитию социального сектора.
  • японская модель отличается от вышеописанных тем, что накопление капитала регулируется государством. Позиция модели направлена на культивирование корпоративного начала и становление внешнеэкономического и инвестиционного развития.
  • Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Задачи смешанной экономики

    Основными задачами смешанной экономической системы являются:

  • установление баланса между заработной платой и производительностью труда
  • ценовая стабилизация,
  • уравновешивание платежного баланса,
  • в полной мере пользование производственными мощностями.
  • Если данные задачи выполняются стабильно и в полном объеме, то возникает здоровая конкуренция, развивается бизнес. Рынок в данных условиях является разветвленной структурой с распределенными отношениями между ее участниками. При смешанной экономике государство выступает в роли координатора, который способен стабилизировать состояние в случае провала рынка. Например, налогообложение является основным источником стабилизации, способным откорректировать активность общественности. Роль государства не стоит недооценивать в смешанной экономике, так как именно ему принадлежит регулирующая функция.

    § 4. Смешанная экономика

    При смешанной экономике действует хозяйственный меха­низм, в котором сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга конкурентно-рыночные регуляторы, работает система государственно-правового регулирования экономики, а государ­ство выполняет роль производителя общественных благ и осу­ществляет перераспределение национального дохода в пользу ма­лоимущих слоёв населения. Эти разнообразные формы собствен­ности и методы воздействия на общеэкономические процессы и придают современной рыночной экономике смешанный ха­рактер. Единство и взаимозависимость двух принципов регули­рования экономической жизни — рынка с частным интересом, с одной стороны, и социально-экономической деятельности госу­

    Нет ни одного государства, в котором не имелась бы сме­шанная экономика. Исключением явился лишь уникальный рос­сийский опыт — краткая эпоха военного коммунизма со второй половины 1918 г. до середины 1921 г. Тогда все многочисленные виды и типы негосударственной собственности были ликвиди­рованы в пользу единой народной собственности — тотальной, государственной, всенародной.

    Смешанная экономика — это первое органическое и уни­версальное свойство любой национальной экономики, присущее государству со времён его формирования как государства. В любых государствах всегда существовали самые разные виды (формы, типы) собственности — частная, государственная, рели­гиозная (даже в условиях античного Рима и Древнего Египта). Их многообразие постоянно возрастало, изменялись внутренние со­отношения между типовыми формами. Так, в древние времена и в эпоху Средневековья преобладала крупная государственная собственность. Это было обусловлено прежде всего необходимо­стью обеспечить существование самого государства, ведущего непрерывные войны (захватнические или оборонительные). За­дача создания протяжённых торговых коммуникаций й иррига­ционных систем (в восточных государствах) также требовала мощной государственной экономической базы развитых ремё­сел, хорошо подготовленных работников, умеющих создавать но­вые орудия войны и инструменты труда (всё то, что мы привыч­но называем технологиями). В те времена это было по силам только государствам. Однако и тогда уже имели место крупные, средние и мелкие формы собственности: в ремёслах, в. сфере землепользования, торговле и строительстве. Соотношение меж­ду ними, так же как и в современной экономической системе, определялось уровнем развития факторов производства.

    В соответствии с теорией о появлении государства Платона и Аристотеля, развитой затем в конструкции «общественного дого­вора» Монтескье, появление первого государства было вызвано естественной эволюцией родо-племенных отношений, в резуль­тате чего появилась естественная потребность в упорядочении примитивной хозяйственной деятельности. Отсюда и второе уни­версальное свойство государства — воздействие на экономиче­ские процессы в обществе.

    По мере усложнения хозяйственной деятельности первая тра­диционная экономика становилась всё более обширной, громозд­

    Прямые формы и методы регулирования. Государство всегда занималось непосредственной хозяйственной деятельностью, по­скольку в его собственности находились ведущие факторы про­изводства: земли, водоёмы, леса, строительная техника, орудия войны и труда (технологии), в том числе рабы (рабочая сила), во­енные корабли, общественные здания и торговые суда. Государ­ство непосредственно осуществляло строительство городов, зда­ний и сооружений, протяжённых сухопутных коммуникаций и др. Например, в Древней Спарте существовала исключительно государственная собственность на рабов. Они сдавались в аренду свободным гражданам за определённую плату и на определённое время. При этом арендатор не имел права морить их голодом, на­носить увечья и тем более убивать. Если такое происходило, он подвергался крупным штрафным санкциям.

    Косвенные формы и методы регулирования. Как правило, уже в древних государствах были распространены довольно развитые системы косвенного регулирования: налоги, пошлины, установление размеров землевладений, ценовое регулирование, государственная помощь воинам (и их семьям), долевое распре­деление военных трофеев и пр.

    Структура и строение смешанной экономики. Любая совре­менная система национальной экономики состоит из следующих составляющих:

    • частного предпринимательского сектора экономики, дейст­вующего в разных организационных формах;

    • государственного сектора экономики;

    • различных форм коопераций, коллективных предприятий и пр.

    Поэтому можно сделать вывод, что смешанная экономика — это реальность, отражающая её объективную неоднородность. Кроме того, можно говорить о качестве, об уровне смешанности национальной экономики, т. е. оптимальности или неоптималь­ности соотношения указанных секторов национальной экономи-

    Смешанная экономика является результатом длительной эво­люции государства и экономики, её трудно создать в короткий временной отрезок. Поэтому в переходных странах она существу­ет в усечённых формах. Соотношение двух начал (частного и го­сударственного) зависит не только от уровня развития факторов производства, конкретных исторических условий, национальных и культурных тенденций, но и от правильного представления о та­кой системе управления политическими силами общества. В каж­дой отдельной стране тип смешанной экономики определяется зрелостью её политических (прежде всего) и предприниматель­ских групп, степенью «открытости» экономики и конечно же уровнем и масштабами административного бюрократизма.

    Соответственно при общей рыночной базе и социальной ориентированности смешанная экономика в разных странах имеет разную степень смешанности, свои особые черты и про­явления, выражающиеся в разных масштабах и формах соче­тания государственного и частного секторов. Прежде чем пред­стать в современных образах, смешанная экономика прошла че­рез различные соотношения рыночного и государственного механизмов, на её становление воздействовали различные исто­рические, национальные, политические, семейные факторы, уровень и качество жизни народа и др.

    Сегодня в экономике России сосуществуют и взаимодейству­ют отечественные и иностранные фирмы, мелкий, средний и крупный бизнес. Россия — страна с переходной экономической системой, причём если смена социалистической системы на ка­питалистическую состоялась полностью и процесс этот, можно сказать, завершён ещё в начале 90-х гг., то становление развитой капиталистической экономики — ещё дело будущего. Поэтому и формирование развитой смешанной экономики — это тоже задача будущего.

    1. Как вы понимаете систему смешанной экономики?

    2. Приведите примеры прямого регулирования государством экономики страны.

    3. В чём состоит косвенное регулирование экономики?

    4. Какие виды собственности существуют в смешанной экономической сис­теме?

    1. Экономические системы государства соответствуют государственному строю. Историческая эволюция состояла в переходе от первобытно-общин­ного строя (традиционное общество) к рабовладельческому, феодальному и современному капиталистическому строю. В разных типах государств разви­вались их экономические системы. Особое место в истории XX в. занимает социалистическая экономическая система, в которой главные вопросы эко­номики («Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?») решало исключительно государство.

    2. Современная экономическая система государства — это смешанная систе­ма. Она представляет собой сложнейший синтез частных и государственных экономических, финансовых, административно-правовых и прочих институ­тов, организаций и фирм, действующих на особой упорядоченной основе и имеющих общие цели в постоянном производстве материальных и иных благ и услуг.

    3. Современная развитая смешанная экономика состоит из разных форм и ви­дов частной, коллективной, личной, государственной собственности. Все они разными способами решают основные вопросы экономики.

    knigi.news

    Понятие смешанной экономики

    Смешанная экономика является системой, основанной на нескольких формах собственности:

    В соответствии с этим подходом юридические и физические лица могут принимать самостоятельные решения в сфере финансов. В рамках смешанной экономической системы они имеют право владеть различными средствами производства, осуществлять их управление, перемещение, приобретение и продажу, наем работников и их увольнение.

    Факторы смешанной экономики

    Смешанная экономика обладает отличительными, характерными только для нее чертами:

  1. Частичное обобществление производства в масштабах нации, а также за ее пределами,
  2. Объединение частной и государственной формы собственности,
  3. Отсутствие бюджетного ограничения,
  4. Факторные доходы в качестве стимула к производительному труду,
  5. Организация производства в соответствии с принципом соответствия предложения и спроса,
  6. Конкуренция,
  7. Активное государственное регулирование национальной экономики для стимуляции спроса и предложения потребителей, предотвращения безработицы и кризисов,
  8. Теневая экономика.

Смешанная экономика появляется на основе социально-культурных национальных особенностей, что обуславливает существование нескольких ее образцов.

Примером смешанной экономики может быть японская экономика, где производительность труда увеличивается значительно быстрее, чем уровень жизни ее общества. Это положение позволяет себестоимость продукции существенно уменьшить и сделать ее способной конкурировать на мировом рынке.

В Японии имущественное расслоение не контролируется, поощряя тем самым предпринимательскую активность.

Смешанная экономика германского образца является противоположностью японской модели. В германской смешанной экономике в центре любых нововведений – человек, являющийся абсолютно свободной личностью, в состоянии действовать осознанно и нести за это ответственность перед социумом. При исполнении определенных функций, человек способен приносить пользу и себе, и обществу в целом.

Государство при этом обеспечивает ему возможность конкуренции. Считают, что в большем числе современных развитых государств по причине соединения элементов частной и государственной собственности, преобладающей является гибридная (смешанная) экономика.

Факторы смешанной системы экономики

Все экономические процессы, происходящие в обществе на основе действующих в нем собственнических отношений и организационно-правовых форм, представляют собой экономическую систему данного общества.

В современной экономике понятие «экономическая система» означает совокупность экономических факторов, которые происходят в обществе на основании действующих в нем имущественных отношений и организационных форм.

Экономическая система представляет собой органическую смесь экономических правил поведения людей (механизмов, институтов), которые обеспечивают их согласованную деятельность в процессе удовлетворения потребностей общества.

Экономика любого государства действует в качестве самостоятельной, большой системы, состоящей из различных видов деятельности. Каждое звено этой системы является компонентом, существующим только потому, что может получить что-либо от других звеньев, то есть находиться с ними в связи и зависимости.

Основные факторы экономической системы представляют собой социально-экономические отношения, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм и определенные экономические связи экономических субъектов.

Смешанная модель экономики характеризуется наличием в экономике различных форм собственности, при этом здесь существуют элементы чистого капитализма и командной экономики. Смешанная экономика успешно сочетает два механизма координации экономических процессов:

  • Рыночный, как основной,
  • Государственный, как вспомогательный.
  • Смешанная экономика представляет собой рыночную систему, которая основана на частной собственности и свободном предпринимательстве, которая регулируется государством.

    Факторы возникновения смешанной экономики

    Современная теория смешанной экономики прошла в своем формировании 3 стадии, которые соответствовали переломным моментам становления цивилизованной рыночной экономики. Каждая стадия характеризуется возникновением новых форм организации рыночной экономики, что вело к изменениям механизма ее функционирования.

    Стратегической проблемой современной смешанной модели экономики можно считать определение оптимального отношения между государством и рынком в определенных исторических обстоятельствах. Совокупность сменявших друг друга на протяжении 20 века экономических концепций отличалась сменой приоритетов государственного и рыночного начала экономики.

    В 20 веке идеи смешанной экономики получают повсеместное распространение, отражая реальные изменения социально-экономической жизни, которые интенсивно протекали с конца прошлого века (особенно это касается послевоенных годов).

    Первые концепции смешанной модели экономики появляются на рубеже двух последних веков, но и на сегодняшний день в Европе и в России они считаются предметом интенсивного исследования. При этом до настоящего момента нельзя говорить об окончательном формировании целостной концепции смешанной экономики, которая основана на точном понимании ее разнообразных параметров.

    Лень читать?

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Процесс перехода к сегодняшней смешанной общественной экономической системе должен носить глобальный характер. Данная система начала формироваться в передовых промышленных государствах на рубеже 60-70 гг., на основе двух стадий общественного развития: высокоразвитый индустриализм, постиндустриальная цивилизация.

    Можно сказать, что складывающаяся в передовых промышленных государствах смешанная модель экономики является органической, целостной системой, которая служит формой движения и разрешения общественных и частных противоречий.

    Противоречивое взаимодействие реализуется посредством многообразия технологических, экономических, социальных, политических, культурных и прочих форм жизни общества.

    spravochnick.ru