Оглавление:
Методическая разработка (1 класс) на тему:
Мастер-класс «Формирование коммуникативных УУД на занятиях по надпредметному курсу «Мир деятельности». Тема «Учимся дружно. Работа в парах» (1-ый класс)
«Формирование коммуникативных УУД на занятиях
по надпредметному курсу «Мир деятельности».
Тема «Учимся дружно. Работа в парах» (1-ый класс)
Анпиловой Ольги Николаевны,
учителя начальных классов
Человек живёт в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и ещё многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.
Я сегодня более подробно остановлюсь на реализации коммуникативной линии в 1 классе.
(Слайд 2) Ее цель: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д.
Программой «Мир деятельности» на коммуникативную линию в течении 4 лет обучения выделено 15 часов. В 1 классе всего 3 часа.
Для изучения следующих тем:
- Правила поведения на уроке.
- Правила работы в паре.
- Правила работы в группе.
- Не опаздывай на урок!
- Соблюдай на парте порядок !
- Будь внимательным!
- Слушай учителя и точно выполняй все задания!
- Соблюдай тишину!
- Не выкрикивай с места!
- Если хочешь спросить, подними руку!
- Один говорит, другой с луш ает.
- Мой руки перед едой.
- Свое несогласие высказывай вежливо.
- Списывайте друг у друга.
- Если не понял, переспроси.
- Работать должны оба.
- Новое знание – правила работы, помогающие группе работать результативно .
- Пробное действие заключается в самостоятельном определении правил работы в группе и их обосновании.
- Индивидуальное затруднение учащегося на уроке состоит в том, что он либо не может назвать правила, либо не может обосновать свой ответ.
- Причина затруднения у учащихся – незнание, какие правила необходимо соблюдать ученику, работая в группе, отсутствие согласованного эталона.
- Цель деятельности учащихся – узнать правила, которые важно соблюдать ученику в групповой работе.
- Результатом открытия является эталон, в котором зафиксированы правила групповой работы.
Уроки по этим темам дают возможность сформировать знания по коммуникативным УУД.
3 шаг. Имитационная игра.
А сейчас мы более подробно рассмотрим урок по теме:
Учимся дружно. Работа в парах.
Основная цель: Построить простейшие правила работы в парах в учебной деятельности .
Данный урок, как и многие другие уроки по Миру деятельности, проводится в технологии деятельностного метода.
Главный герой курса «Мир деятельности»- Смайлик. И сегодня он пригласил на наше занятие по теме «Учимся дружно. Работа в парах.». Крокодила Гену и Чебурашку.
— Как вы думаете, почему именно этих героев пригласил Смайлик? (всегда вместе).
(Слайд 8 ) Как и все занятие по «Миру деятельности» это занятие также начинается с этапа «Мотивация к учебной деятельности». На данном этапе учащиеся должны сначала понять, чего они ещё не знают, а потом постараться самим найти способ решения.
На этапе актуализации знаний ученики повторяют правила поведения на уроке. Эти правила были изучены детьми ранее.
Далее я прошу детей сказать, на какие группы можно разбить правила? И дети дают следующий ответ. (На две группы — в зависимости от роли учителя: когда учитель-организатор, и когда учитель-помощник.)
— А теперь вы попробуйте разбить эти правила на данные группы.
К первой группе мы отнесли правила:
Ко второй группе отнесли правила:
Как вы думаете зачем нужно выполнять эти правила? (Чтобы была слаженная работа на уроке, мы смогли получить хороший результат.)
Наши гости Крокодил Гена и Чебурашка захотели построить дом Дружбы, ведь друзья должны жить вместе.
Послушайте как это описано в рассказе:
Сначала они решили построить фундамент. Пока Гена таскал кирпичи, Чебурашка стоял в стороне и рассматривал цветочки.
Когда фундамент был готов, герои стали решать, какой высоты должен быть дом. Чебурашка стал объяснять Гене, что нужен низкий и широкий дом, а Гена в этот момент обдумывал, какой будет крыша. Когда все-таки Гена дослушал Чебурашку, он сказал, что не согласен и будет строить дом по-своему. Чебурашка разволновался и не понял, как нужно класть кирпичи. Так они строили, строили, и ничего не построили!
— Почему Крокодил Гена и Чебурашка не достигли своей цели?
— Что они делали неверно?
Да, им не хватало правил.
— Каких именно? ( работа в паре)
Теперь вы попробуйте выбрать из предложенных правил те, которые необходимы для работы в паре.
— Все ли правила вы взяли? Нет
— Почему? (это не правила работы в паре)
— Для того, чтобы запомнить данные правила предлагаю вам выбрать и наклеить их на паровозик в котором едет Смайлик и его подружка Болтушка. Идея паровозика выбрана не случайно, так как мы изучаем урок из коммуникативной линии. Ведь люди всегда общаются, когда передвигаются на поезде.
— Давайте проверим вашу работу по эталону.
— Теперь, когда нам известны правила работы в парах, попробуем применив их выполнить следующее задание.
Наши друзья предлагают вам самим построить такой дом Дружбы, как у них, соблюдая правила работы в паре.
( Учитель раздает на каждую пару конверт с частями «Дома дружбы».
Учащиеся в парах самостоятельно собирают изображение. Учитель дает время на выполнение задания всеми парами, а затем предлагает им образец для самопроверки.)
— Посмотрите, такой дом у вас получился?
На каждом занятие по «Миру деятельности, проведенном в технологии деятельностного метода необходима самостоятельная работа с самопроверкой.
Для самостоятельной работы я предлагаю вам задание на карточке.
Задание: Определите с помощью эталона какое правило нарушили герои и закрасьте квадрат цветом того правила, которое нарушается.
Буратuно с Мальвиной вместе учились сажать цветы. Пока Мальвина высказывала свое мнение, Буратино отвернулся и начал считать ростки. (Нарушено правило: «Один говорит, другой слушает.)
Малыш и Карлсон делали модель машинки. Когда Малыш предложил свой вариант машинки, Карлсон отвернулся и грубо ответил: «Я такую машинку делать не буду!» (Нарушено правило: «Свое несогласие высказывай вежливо.)
Виннu-Пvх с Пятачком лепили горшочек в подарок Сове. Пятачок не понял, что предложил ему Винни-Пух, но не стал переспрашивать, и все испортил. Пришлось начинать работу заново. (Нарушено правило: «Если не понял, переспроси.»)
Чип и Дейл решили вместе учиться собирать летательный аппарат. Чип принялся за работу, а Дейл наблюдал и грыз орехи. (Нарушено правило: «Работать должны оба. »)
— Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(Учитель показывает образец для самопроверки.)
Таким образом, на примере урока по теме «Учимся дружно. Работа в паре.» я показала вам как происходит формирование коммуникативных компетенций у обучающихся 1 класса.
4 шаг Моделирование.
Уважаемые коллеги сейчас я предлагаю Вам самостоятельно разработать правила, с которыми вы познакомите своих учеников на занятии по теме «Учимся дружно. Работа в группе.»
Сначала вы должны поставить цель занятия и сформулировать необходимые правила.
Выберите названия этапов урока, на которых будет отрабатываться умение работать в группе:
1)Мотивация к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксация
затруднения в индивидуальной деятельности.
3) Выявление причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление во внешней
7) Самостоятельная работа с
8) Включение в систему знаний.
9) Рефлексия деятельности на уроке.
— Кто может озвучить свою работу.
5 шаг. Рефлексия
Итак, наша работа завершилась и я предлагаю каждому из Вас оценить мастер –класс. У Вас есть карточки – помощники со Смайликом, воспользуйтесь ими. Выберите ту карточку, которая соответствует Вашему настроению, и прикрепите её на паровозик..
1.Мастер-класс полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
-Большое спасибо за работу! Мне было приятно с вами общаться. Желаю всем творческих успехов!
nsportal.ru
План-конспект урока (1 класс) на тему:
Урок из цикла надпредметного курса « Мир деятельности» по теме » Учимся дружно. Правила работы в группах»
Правила работы в группах.
Предварительный просмотр:
Тема: Учимся дружно. Правила работы в группах.
Урок 10 (коммуникативная линия)
Основная цель: Построить простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельности.
На данном уроке перед учителем стоят две задачи: открыть с учащимися правила работы в группе и показать необходимость их использования на предметных уроках, в жизни.
Важно обратить внимание на основные моменты урока :
После проведения данного урока целесообразно системно включать групповую работу учеников на предметных уроках по ТДМ с соблюдением открытых правил. Данный вид работы можно организовать на этапах актуализации знаний, реализации проекта, первичном закреплении или включении в систему знаний. Уже в первом классе ребята хорошо справляются с данным видом работы, приобретают навыки коммуникативного взаимодействия и самоорганизации.
- Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок, начинается урок!
Всех он любит неизменно
Кто б к нему не приходил
Догадались? Это Гена
Это Гена….( Крокодил)
Этот милый, странный душка
Был когда-то в магазине,
Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня, малыш ,послушай
У него большие уши,
Он коричневого цвета
Его любят все на свете.
Знает каждая дворняжка
Друга Гены……( Чебурашка)
— Что построили герои с друзьями в книге Эдуарда Успенского? ( дом Дружбы)
— Почему они смогли построить Дом Дружбы?
-Как работали наши герои? ( Они работали вместе, дружно)
-Чему будет посвящен сегодня урок? (Мы будем знакомиться с тем, как нужно работать всем вме сте.)
-Тема урока: Учимся дружно. Работа в группе.
- Какие два шага учебной деятельности помогают вам открывать новые знания? (Мы должны понять, что мы еще не знаем, а потом постараться самим открыть новое знание.)
- Пожелаем друг другу удачи.
- С чего начнем урок? (Повторяем нужные знания.)
- Где будем использовать эти знания?
- Что не так в этом правиле? (Работать должны оба.)
- Почему? (Это работа в паре, каждый должен внести свой вклад…)
- Прочитайте второе правило.
- Что не так в этом правиле? (Один говорит, а другой должен слушать.)
- Почему? (Это нужно, чтобы понять своего напарника…)
- Прочитайте третье правило.
- Верно ли это правило? (Нет, оно тоже с ошибкой.)
- Найдите ошибку. (Если один не понял, то должен переспросить.)
- Почему? (Это нужно, чтобы устранить непонимание, добиться хороших результатов…)
- Прочитайте четвертое правило.
- Что не так. (Несогласие нельзя высказывать грубо, а то напарник обидится, испортится настроение. )
- Как правильно нужно действовать? (Нужно несогласие высказывать вежливо.)
- Вы верно выполнили задание, поэтому старуха Шапокляк испугалась наказания и спряталась.
- В чем ваше затруднение? (Мы не можем выбрать правильные ответы и определить правильно ли мы действовали.)
- Молодцы! Вы, как настоящие ученики, поняли, в чем ваше затруднение. Вы знаете, что затруднение – это возможность узнать что-то новое, согласовать ваши ответы. В случае затруднения надо остановиться и подумать, почему эта трудность возникла.
- Какое задание вы выполняли? (Нужно было назвать правила работы в группах и определить, правильно ли мы действовали.)
- Что в этом задании для вас нового? Над чем вам никогда раньше не приходилось задумываться? (Мы не задумывались, какие правила нужно соблюдать при работе в группах.)
- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем правил работы в группах.)
- Какую же цель вы перед собой поставите? (Узнать, какие правила нужно выполнять, когда работаем в группах.)
- Назовите тему нашего урока. (Правила работы в группах.)
- Наши друзья крокодил Гена и Чебурашка. тоже учатся. Они помнили, что у них не сразу пошла работа по строительству Дома. Поэтому, чтобы новые друзья не ссорились и выполнили работу, Гена и Чебурашка сформулировали правила работы в группах. И перед началом работы знакомили с ними своих друзей.
- Задание Выберите только те правила которые по вашему мнению подходят для дружной работы.
- Прочитайте первое правило.
- Для чего? (Ответственный управляет группой, следит за порядком, высказывает мнение группы берет на себя ответственность …)
- Как разными способами выбрать ответственного?
- Почему? (Каждый должен внести свой вклад в общее дело, …)
- Почему? (Чтобы понять предложение каждого участника группы, …)
- Прочитайте последнее пятое правило.
- Молодцы! Вы определили основные правила работы в группе.
- Какой следующий этап урока?
- Возьмите в конверте № 1 эталон
- Работая в паре с одним клеем приклейте эталон в учебное пособие в задание для пробного действия
- Прочитайте эти правила еще раз. Хорошо читающие ученики, озвучивают правила по цепочке.
- Для чего нужны эти правила? (Мы не будем ссориться, сможем выполнять общее задание.
- Физ мин. Какой герой русской народной сказки внешне похож на Смайлика?
- Какой следующий шаг на уроке?
- Я предлагаю начать с игры «Какого правила не хватает?».
- Итак, какого правила не хватает? (Работать должен каждый….)
- Почему нужно соблюдать это правило? (Каждый должен внести свой вклад в общее дело.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
- Посмотрите на правила. Что вы заметили? (Правила все пронумерованы.)
- Я буду читать, как работали наши герои в группе, а вы должны в клеточках записать номер правила, которое выполняется.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- У кого есть ошибки?
- Какой правильный ответ, почему?
- Как герои должны были работать в паре?
- У кого все получилось? Поставьте себе «+».
- Ребята, подумайте, где вам еще приходится работать вместе, помимо уроков. Как правила работы в группах вам помогут в различных жизненных ситуациях?
- Попробуйте вспомнить пословицы, поговорки, выражения, в которых заключаются правила работы в группе. Например, какое правило раскрывается в пословице «Доброе слово лечит, а злое убивает»? (Нужно быть вежливым, особенно когда высказываешь свое несогласие.)
- О чем мы с вами говорили на уроке? (О правилах работы в группах.)
- Какие правила нужно соблюдать, когда вы работаете в группах? (Работать должны все, должен быть ответственный…)
- Какие шаги учебной деятельности вам удалось выполнить? Докажите.
- Какие не удалось? Почему?
- Я предлагаю вам оценить свою работу на «Лесенке успеха».
- Если вы точно запомнили все правила работы в группах, нарисуйте себя на верхней ступеньке. Если не совсем, какие-то правила не запомнили – на ступеньках ниже, на сколько ниже, каждый решит сам Мы с вами на остальных уроках обязательно будем учиться работать в группах правильно, дружно. Дома вклейте наклейки с правилами в учебное пособие.
2. Актуализация знаний.
-Повторите правила работы в парах. Ребята, с ними успела поработать старуха Шапокляк.
3. Задание на пробное действие.
-Назовите следующий этап урока? ( Получить задания для пробного действия).
-Составьте и запишите правила, которые помогут вам работать в группе .
Вы молодцы, привели много примеров. Какой ответ точный, правильный? (Мы не знаем, не можем выбрать.)
4. Фиксируем затруднение.
5. Выявление причины затруднения.
6. Проблемное объяснение нового знания.
Предлагаю объединиться в группы.
Правила с ошибками уберите в сторону.
«В группе нужен ответственный»
Сидел..король..на..лавочке,
Считал,,свои,,булавочки:
Раз,два,три,
Королевой будешь ты
Раз,.два,.три,
Четыре. пять,
Нам..ракету..запускать!
Кто..к..отлёту..опоздал,
Тот..в..ракету..не..попал.
Я..вчера..летал..в..ракете,
На..далёкой..был..планете,
Там..обедал..в..синеве,
А..под..вечер..был..в Москве.
Из…ракеты..той. друзья,
Самым первым вышел я.
По дню рождения. Кто родился в январе, вставай, вставай, вставай ?
Посчитать мальчиков и девочек. В этой группе один мальчик. Ему предложим быть ответственным.
Можно выбрать ответственного жеребьевкой. Выберите смайлика . На обратной стороне указан ответственный.
Можно выбрать самого быстрого. Кто первым ответит на вопрос:
— Прочитайте второе правило.
«В группе должен работать каждый участник»
Прочитайте третье правило
«Один говорит, другие слушают».
«Свое несогласие высказывай вежливо».
(Свое несогласие нужно высказывать, от этого зависит результат работы группы, но нужно это делать вежливо.)
«Если не понял переспроси.»
— Почему? (От этого зависит твой результат работы, а значит и результат всей группы.)
Если учащиеся работали в группах, то свой результат представляет одна из групп. Вариантом защиты групп может быть представление каждой группой по одному правилу. Другие группы дополняют сказанное. При защите учитель просит учащихся пояснять свою точку зрения.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Также учитель раздает эталоны на каждого учащегося.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учитель читает тексты, учащиеся самостоятельно определяют правило :
Ситуация 1. Все герои принялись за дело. Каждый из друзей взял себе необходимый инструмент: либо лопату, либо савок и пошел готовить место для своего цветка. (Правило № 2)
Ситуация 2. Затем друзья стали выбирать для посадки цветы. Такса и крокодил Гена решили посадить гладиолусы. Чебурашка не понял, что такое гладиолусы и спросил об этом Гену. (Правило № 5)
Ситуация 3. Обезьянка, жираф и девочка Галя решили посадить гвоздики. Обезьянка с жирафом выбрали место на краю клумбы. Девочка Галя сказала: «Я думаю, что гвоздики очень красивые цветы, поэтому предлагаю их посадить не с краю, а в центр клумбы». (Правило № 4.)
Если ученик сделал ошибку, то он ставит в звездочке знак «?», если ошибок нет, то знак «+».
7. Включение в систему знаний.
Один в поле не воин. Дружба заботой и подмогой крепка. Один за всех и все за одного.
Берись дружно, не будет грузно.
ПАЗЛЫ Потренируемся применять правила Соберите пазлы с изображением Дома Дружбы
8. Рефлексия деятельности на уроке.
Ученики работают с левой половиной лесенки «Знаю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Человек живёт в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные.
Надпредметный курс «Мир деятельности» направлен на формирование у младших школьников универсальных учебных действий, умения учиться в целом, сопровождает и дополняет учебную деятельность младшег.
В статье ( выступлении) рассказывается об опыте работы по данному курсу, объясняется, почему курс актуален.
Выступление на семинаре.
Школа сегодня стремительно меняется. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший .
Мир деятельности. Работа в группе.
Внеурочная деятельность. Курс Л.Г.Петерсон «Мир деятельности», 1 класс
Просмотр содержимого документа
«Мир деятельности. Работа в группе.»
Место проведения: МОУ Гимназия «Дмитров». 1 класс В, кабинет 212.
Время проведения: 19 декабря 2013 года.
Учитель: Пахалюк Марина Владимировна.
Учебник: Мир деятельности. 1 класс. Под ред. Л.Г.Петерсон, стр.22-23 – учебное пособие
Тема урока: Учимся дружно. Работа в группе. Коммуникативная линия.
Основные цели: Построить простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельности.
Формирование знаний – надпредметный курс МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: создать условия для открытия обучающимися правил работы в группе и подвести к необходимости использования этих правил на предметных уроках, в жизни ( учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата.)
Формирование умений – урочная и внеурочная деятельность: сформировать умение применять правила работы в группах в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Основные структурные элементы урока:
Новое знание, которое открывают для себя ученики, — правила, помогающие группе работать результативно.
Задание на пробное действие: назвать правила работы в группе.
Фиксация затруднения: «Я не могу назвать правила работы в группе» или «Я не могу обосновать правильность своего ответа».
Фиксация причины затруднения: «Я не знаю правил работы в группе».
Цель деятельности учащегося: «Узнать правила работы в группе».
Фиксация нового знания: в речи и с помощью эталона, в котором зафиксированы основные правила групповой работы.
Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний)
По месту в структуре деятельности – организация и осуществление деятельности.
По источнику знаний – словесные, наглядные, практические, игровые.
По характеру познавательной деятельности – частично-поисковые.
— Оцените свое умение по предыдущей теме.
— У кого получилось соблюдать правила здоровья?
— Какие правила вы еще узнали и можете предложить?
Посмотрите, какие сказочные герои к нам пожаловали на урок: Крокодил Гена и Чебурашка.
— Вспомните, что вы открывали вместе с этими героями? Правила работы в парах.
Что смогли эти герои сделать, пользуясь правилами работы в парах? Достроить Дом Дружбы.
После того, как дом Дружбы был построен, появилось много желающих найти себе друзей. Жираф, Собачка, Девочка Галя, Обезьянка. Гена и Чебурашка никому не отказывали.
Однажды все друзья решили, что надо украсить территорию Дома Дружбы. У них появилась идея сделать красивые клумбы. Итак, как будут работать наши герои? Дружно, все вместе.
— Чему будет посвящен наш урок? Мы должны понять, чего мы еще не знаем, и постараться самим открыть новое знание.
Пожелайте друг другу удачи!
Начнем с повторения.
К нам еще один герой пожаловал. Старуха Шапокляк
Давайте проверим, не успела ли она еще что-нибудь натворить.
Правила работы парами с ошибками.
Прочитайте. Узнали? Как называются?
Можем по ним работать? Надо исправить!
Прочитайте 1-ое правило…
Что не так? Почему работать должны оба? (Каждый вносит свой вклад.)
Прочитайте 2-ое правило… Исправляем?
ВЫ ВЕРНО ВЫПОЛНИЛИ ЗАДАНИЕ!
Старуха Шапокляк испугалась наказания и спряталась (Убрать картинку)
Итак все друзья решили вместе сделать территорию Дома Дружбы красивой. Они и вам предлагают принять участие в этом. Вы готовы!
Надо работать быстро! Парами работать долго. Соберемся группами? Разделитесь на группы по 4 человека. Каждая группа должна создать свою клумбу. Время 2 минуты.
— Кто не справился с заданием?
— Вы обязательно доделаете и вам поможет в этом следующее задание.
— Все справились? Молодцы!
III Пробное действие. Причина затруднения.
Новое задание поможет вам задуматься. Вы знаете правила работы в паре. Они помогают достичь высокого результата работы. А теперь назовите правила работы в группе. Фиксация ответов на доске… Много ответов. Выберете правильный, точный. Докажите правильность своего выбора с помощью эталона…
— Что вызвало затруднение? (Мы не можем точно выбрать правила работы в группе. Мы не можем обосновать, доказать правильность своего выбора.)
IV Построение проекта выхода из затруднения.
ВЫ НАСТОЯЩИЕ УЧЕНИКИ: поняли в чем затруднение. Если возникло затруднение, значит, впереди новое знание! А что нового мы сегодня открываем? Мы пока не знаем ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.
Какую цель ставим? Узнать…
Какова тема урока? ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.
V Реализация построенного проекта.
Старуха Шапокляк решила вам помочь.
Соберитесь в группы исправьте ошибки.
Правило 1-ое… Прочитайте.
Что хотели Гена с Чебурашкой записать? (В группе должен быть ответственный)
Для чего? (Время, порядок, управление.)
Правило 2-ое… Прочитайте.
Как исправили? Работает каждый. Почему?
Правило 3-ое… Прочитайте.
Один говорит, его слушают. Знакомо? Откуда это? (Из правил работы в парах)
Почему надо слушать? (Чтобы понять)
Правило 4-ое… Прочитайте.
Что вы можете сказать?
Правило 5-ое… Прочитайте.
Оставим без изменения?
Для чего надо переспрашивать?
МОЛОДЦЫ! Вы определили основные правила работы в группе. Вклеим их в свою рабочую тетрадь.
Как теперь мы будем работать? По правилам. Определять правильно ли мы работаем. У нас есть эталон!
Доделайте клумбу те, кто не успел
VI Первичное закрепление во внешней речи.
Закрепим свои знания.
Какое правило пропало? Исчезло?
1.Если не понял, переспроси.
2.Работать должен каждый на общий результат.
3.Свое несогласие высказывай вежливо.
4. Работать должен каждый на общий результат.
5. Если не понял, переспроси.
VII Самостоятельная работа с самопроверкой.
Какой следующий шаг на уроке? Надо выполнить самостоятельную работу. Задание 1 в учебном пособии.
Ситуации 1,2,3. Работа в тетради.
Посмотрим, что получилось.
У кого есть ошибки?
Исправьте. Объясните, как надо работать в группах нашим героям? Почему?
Оцените свою работу: если есть ошибки – «?», если нет ошибок – «+»
VIII Включение в систему знаний.
Где вы будете применять правила работы в группе?
Где вам приходилось работать вместе?
Фотографии с уроков.
Помимо уроков? Игра…
Какое открытие вы сделали на уроке?
Какие правила вы будете применять?
Оцените на лесенке успеха свои знания по правилам работы в группе. (Лесенка успеха: ЗНАЮ)
На наших уроках мы будем учиться применять эти знания и отмечать в карточке умения действовать по правилам.
multiurok.ru
Конспект урока по курсу «Мир деятельности» «Затруднение — мой помощник в учении»
Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»
Занятие по надпредметному курсу «Мир деятельности» в 1 «А» классе
Учитель Шоричева Т.Н.
Тема: «Затруднение – мой помощник в учении» (урок ОНЗ).
Цели : сформировать представление о затруднении как необходимом этапе учения и о правильном отношении к нему со стороны ученика.
1)Эталон к уроку: «Затруднение – мой помощник в учении» для каждого ученика. Альбомы для эталонов.
2)Презентация к уроку.
3) Печатный материал для работы в группах (см. Приложение)
4)Карточки для самостоятельной работы, «Лесенка успеха», индивидуальная карта «Копилка достижений».
данный урок формирует умения:
правильно относиться к затруднению в учебной деятельности,
определять цель урока,
действовать в соответствии с поставленной задачей,
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности,
сотрудничать, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
1.Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, сегодня вы продолжите узнавать, что нужно ученику, чтобы успешно учиться.
-Вспомните, какие правила работы вы открывали на прошлом уроке? (Работа в группе). Кто может назвать правила работы в группе? Они нам сегодня пригодятся.
-Давайте оценим своё умение применять эти правила. Посмотрите на «Лесенку успеха» по этой теме и поставьте себя с правой стороны «умею» на нужную ступеньку. Как высоко, каждый решит сам. А поможет вам в этом «Копилка достижений», с которой мы работали всю неделю.
-Какие результаты у вас получились?
-Сегодня на уроке вам предстоит открыть очень важное и неожиданное для вас правило, которое помогает не только в учении, но и в жизни!
-Я верю, что у нас все получится.
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
В гостях у нас веселый человечек – Смайлик. Он спрашивает у вас, что значит учиться?
Какие два шага мы должны пройти, чтобы открыть новые знания?(Сначала надо понять, что я не знаю, а потом самому найти способ)
-А вы знаете, что во все времена ценилось больше денег и сокровищ? -Мудрецы всего мира веками хранили эту тайну. Давайте её раскроем! Хотите?
-Для этого надо подумать и ответить на вопрос: что ученик сам открывает на уроке? Слайд
— Догадались? Это новое ЗНАНИЕ. (анимация 1)
-А теперь попробуйте разгадать новое слово. Оно означает помощника в учении. (анимация 2)
-Никто не догадался? Наш друг Смайлик спешит вам на помощь. Он подготовил для вас подсказку . Прочитаем её. Отрывается анимация 3:«ЗАТРУДНЕНИЕ в ученье к новым знаниям ведёт. Кто дорогу сам осилит, непременно их найдёт!»
Учащиеся находят ключевое слово – « затруднение » анимация 4.-Какое слово означает помощника в учении?
-Ребята, в подсказке, которую вы прочитали, есть слово «осилит». Как вы понимаете, что значит это слово? ( САМ справится с затруднением…) анимация 5
-А как вы думаете, влияет ли на результат то, как ведёт себя человек, встретив затруднение? (Да,…)Почему?
-Конечно, открыть новые знания и достигнуть результата сможет лишь тот, кто правильно относится к затруднениям.
Задание на пробное действие: -Хотите сделать затруднение своим помощником в учении? Слайд
-Тогда объясните, как должен вести себя ученик, когда встретится с затруднением. Я предлагаю вам варианты ответов. Выберите правильные ответы:
1)расстроиться (Слайд , анимация 1)
2)относиться спокойно (Слайд , анимация2)
3)спрятаться (Слайд , анимация 3)
4)испугаться (Слайд , анимация 4)
-У кого нет ответа? Что произошло? (-Мы столкнулись с затруднением)
Учащиеся, которые не нашли ответа, поднимают руки.
-Что вы пока не смогли сделать? (Выбрать, как должен вести себя ученик, когда встретится с затруднением)
-Поднимите руку те, кто точно уверен, что его ответ правильный.
На какое согласованное в классе правило вы опиралис? Значит, в чём вы не уверены?
(Мы не уверены, что правильно выбрали, как должен себя вести ученик, когда встретится с затруднением)
-Молодцы! Вы все как настоящие ученики поняли, в чём состоит ваша трудность . Смайлик очень доволен вами.
3.Выявление причины затруднения.
Давайте назовём причину вашей трудности, т.е. чего вы не знаете. На какой вопрос вам надо ответить? (Как должен вести себя ученик, когда встретится с затруднением.)
-Почему же вы не смогли на него точно ответить? (Мы не знаем точно, как должен вести себя ученик, когда встретится с затруднением)
-Молодцы! Вы поняли, что вы не знаете.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
-Значит, что вы должны сегодня сами узнать? Поставьте перед собой цель . (Мы должны сами узнать, как должен себя вести ученик, когда встретится с затруднением)
-Важно, что каждому из вас это знание поможет успешно учиться . Попробуйте назвать тему нашего урока . Учитель озвучивает согласованную тему: «Затруднение – мой помощник в учении». Слайд
5.Реализация построенного проекта.
-С затруднениями сталкиваются не только ученики, но и люди самых разных профессий, умеющие добиваться успеха и получать новый результат.
-Посмотрите, кто пришёл к нам в гости, чтобы помочь вам сделать это открытие . Слайд , анимация 1-3
Узнали их? Это – мореплаватель, узнающий тайны морей и океанов; альпинист, покоряющий вершины; космонавт, открывший новые знания о Космосе.
-Чтобы узнать их секреты, я предлагаю вам работать в группах (4 группы) . С чего начнете работу в группе? (выберем ответственного).
Вам за 2 минуты необходимо узнать секреты наших гостей из писем. Они помогут вам объяснить, как должен вести себя ученик, встретившись с затруднением.
На доске размещены варианты ответов . На задание дается 2 минуты.
Мореплаватель: «Чтоб невиданные земли посмотреть, надо смело затрудненья одолеть!»
Альпинист: «Чтоб на горные вершины подниматься, надо смело с затрудненьями справляться!»
Космонавт: «Я с затрудненьями справляюсь, до звёзд далёких добираюсь!»
-Какой секрет поведал первой группе мореплаватель ? ( Затруднение ведёт к новым знаниям; надо не бояться их, а смело преодолевать … )
-Что советует альпинист?
-Что рассказал космонавт?
-Оказывается всегда в мире ценились люди, которые открывали что-то новое для себя и для других. Для достижения своего результата они преодолевали многие трудности . Представьте, что произойдет, если не трудностей не будет и люди перестанут ставить перед собой новые задачи. (Тогда ни один мореплаватель не открыл бы новые земли, никто не смог покорить вершины гор и полететь в космос…)
-Итак, какой же вывод вы можете сделать? ( Без затруднений не бывает открытия нового )
-Как вы думаете, а как многие люди относятся к затруднению?
— А вы считаете, сможет альпинист взобраться на вершину, если он будет расстраиваться, плакать?
-А если космонавт спрячется? (Он не сможет отправиться в полёт)
-А если мореплаватель, испугавшись трудностей, решит не отправляться в своё путешествие, узнает он новое? (Нет)
-Смогут ли они преодолеть своё затруднение, если будут расстраиваться и убегут? (Нет) Слайд
–Тогда подумайте, какой правильный вариант поведения для ученика при встрече с затруднением : расстроиться, относиться спокойно, спрятаться или испугаться? ( Относиться спокойно )
— Вы молодцы! Вы смогли понять секреты успеха в преодолении затруднений .
Физкультминутка. . Чтобы стать сильными и смелыми, предлагаю выполнить «Упражнения для космонавтов» (ответственные из групп
Всё оставим мы в порядке:
Книги, ручки и тетрадки.
Я сегодня ваш пилот,
Отправляемся в полёт.
Все на старт! Готовы, дети?
Полетим мы на ракете.
Улыбнёмся мы друг другу
И быстрей прогоним скуку.
Мы летим быстрее света.
На космической ракете.
Мы на Землю поглядим,
Ей привет передадим.
Глубоко мы все подышим,
Звуки космоса услышим.
Ярко звёздочки сверкают,
В гости всех нас зазывают.
Все им дружно подмигнём,
Точно курс домой возьмём.
Из космоса прилетели
И за парты тихо сели,
Продолжаем наш урок,
Чтоб закончить точно в срок.
На эти слова дети встают около своих парт,
выполняют ходьбу на месте.
Учитель проверяет осанку учащихся.
Руки вверх, потянуться,
ладони соединить – над головой,
поворачиваемся друг к другу и улыбаемся,
руки сгибает и резко выпрямляем, выполняем движения снизу вверх
выполняем круговые движения руками.
Помахать руками над головой – передать привет
глубокие вдохи и выдохи.
покачивания, повороты, наклоны головой,
туловищем с разным положением рук.
Гимнастика для глаз:
закрыть глаза и открыть,
а потом по очереди,
один глаз закрыть и открыть, а потом другой.
Дети садятся за парты, урок продолжается.
Продолжение работы по теме. МЫ МОЖЕМ РАЗМЕСТИТЬ НАШЕ НОВОЕ ЗНАНИЕ В ЭТАЛОНЕ
-Давайте повторим, как вы будете действовать, когда встретитесь с трудностями?
А знаете ли вы приемы, как сохранить спокойствие?
*Знакомство с приёмами сохранения спокойствия:
Пожелать себе и друг другу успеха. Например, сказать «У меня ( у тебя, у нас) всё получится!»
-Вспомните и расскажите, а как вы обычно себя настраиваете на работу.
Теперь мы можем дополнить наш эталон : «Улыбнись и пожелай успеха!» и это поможет достичь цели. Слайд , анимация 1
Кто может по эталону рассказать о новом знании, которое мы открыли на уроке?
Мы с вами выяснили, что затруднение действительно является помощником и, если к нему правильно относиться, помогает стать умнее и сильнее. Особенно в учении, когда нужно узнавать много нового.
Учитель выдает эталоны каждому , дети помещают их в альбом.
-Какую цель вы ставили в начале урока?
Ребята, мы достигли цель , которую называли в начале урока? А с затруднением мы справились? (К открытию нового знания)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Что теперь нужно сделать? (потренироваться)
— Послушайте истории и определите, правильно ли дети отнеслись к затруднению. Слайды 8-10
Ситуация1 : «Ох, уж мне эти задачи! Задали задачу про яблоки. А она у меня не получается. Не знаю, что делать…. Скажу учительнице, что голова болела, поэтому и не решил задачу ».
-С каким затруднением встретился ученик? Он понимает, для чего это затруднение важно преодолеть? Скажите, а как надо было поступить в этой ситуации? (Настроиться, постараться решить задачу или попросить помощи, чтобы приобрести знание и умение решать такие задачи) Какого качества ещё не хватило ученику? (Активности) Как бы вы поступили в такой ситуации?
-Мама, мне надо уроки делать.
-Я не могу решить задачу.
-А что я учителю скажу?
-Так и скажи, что сам не мог решить.
-Нет, я лучше ещё раз попробую.
-Да эта задача вообще легкая. У меня все получилось!
-Молодец, сынок, ты всё правильно сделал.
«На уроке русского языка я никак не могла запомнить новое правило. Сначала расстроилась, потом успокоилась, улыбнулась и приступила к выполнению задания. В результате я поняла правило, у меня всё получилось»
-Расскажите, как действовала ученица. Чему она научилась?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
-Настало время проверить, как вы можете самостоятельно применять новое знание.
Я буду зачитывать ситуации, вам нужно определить, правильно ли ученик относится к затруднению. Если правильно, то пишем на листочке плюс, если нет — минус. Слайд 15-17
1ситуация. Кирилл хотел научиться складывать из бумаги самолёт.. Он долго пытался это сделать, но у него ничего не получалось.. Мальчик разозлился, выбросил листок и пошёл гулять.
2 ситуация ..Дети на уроке учились вырезать снежинки. Все выполняли задание сами, даже если не получалось. Ребята работали дружно, подбадривая друг, друга. Всем хотелось украсить класс к празднику.
3 ситуация . Оксана не знала, как составить звуковую схему слова. Она расстроилась и стала плакать.
Самостоятельная работа проверяется фронтально по образцу. Учитель открывает слайд 11, анимация 1. Поднимите руки, у кого совпали ответы. Поставьте себе « +». У кого не совпали, то «?»слайд 18, анимация 2-4.
8.Включение в систему знаний.
слайд 19
-Что нового вы узнали на уроке? Для кого из вас это новое знание оказалось очень важным?
-А где кроме школы вы ещё сталкиваетесь с затруднениями? (На занятиях спортом, в секциях, музыкальной школе, при выполнении домашних дел и обязанностей)
-Как теперь вы будете относиться к затруднениям? (…)
-Это знание пригодится вам не только в учёбе, но и в жизни, в любой работе.
9. Рефлексия деятельности на уроке.
— Наше занятие подходит к концу, слайд20
— Какое открытие вы сегодня сделали? Анимация 1 (Мы узнали, что новое знание не бывает без затруднений, и относиться к затруднению надо спокойно, не бояться преодолевать трудности) -Чем вы можете это подтвердить? (эталоном) Анимация 2
-Какой мудростью вы сможете теперь поделиться со своими родителями и друзьями? (Как можно преодолеть затруднение, какие есть приёмы для этого)
-Оцените свою работу на «Лесенке успеха». Слайд 21
Кто считает, что пока ничего не понял поставьте себя на нижнюю ступеньку лесенки. у кого остались вопросы – на 2-ю, кто понял и точно знает, что такое затруднение и как к нему относиться на 3-ю ступеньку, кто может поделиться новым знанием с друзьями, поставьте себя на верхнюю ступеньку.
-Кто хочет объяснить свой выбор? (по возможности) выслушиваются разные мнения.
ВСЕ МОЛОДЦЫ. Вы теперь знаете, над чем вам нужно поработать.
— Я благодарю вас за работу. Надеюсь, что сегодняшние знания вам пригодятся на долгие годы. По желанию вы можете предложить нам свои приемы сохранения спокойствия. Слайд 22.
Для оценки знаний и умений по данной теме в течение следующей недели в предметные уроки включается работа с эталоном «Затруднение» и «Копилкой достижений».
Приложение: письма для работы в группах, карточки для самостоятельной работы.
Чтоб невиданные земли
Надо смело затрудненья
Чтоб на горные вершины подниматься,
Надо смело с затрудненьями
Я с затрудненьями
До звезд далеких
Затруднение – мой помощник в учении Затруднение – мой помощник в учении Затруднение – мой помощник в учении
Правила работы в группе Правила работы в группе Правила работы в группе
infourok.ru