Новый закон о платежах

Оглавление:

Путин подписал закон о праве собственников жилья платить за ЖКУ без посредников

Ранее президент России говорил о том, что необходимо «отрезать» управляющие компании от денежного потока, так как они расплачиваются не всегда своевременно и в полном объеме

МОСКВА, 3 апреля. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал закон, который позволяет потребителям коммунальных услуг напрямую заключать договор с ресурсоснабжающими организациями (РСО) без участия управляющей компании. Документ, принятый Госдумой 23 марта и одобренный Советом Федерации 28 марта, опубликован на официальном портале правовой информации.

Как платить за коммунальные услуги без посредников

Согласно закону, граждане получат право на общем собрании собственников жилья в многоквартирном доме принимать решение о заключении договора напрямую с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами при управлении таким домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

C момента вступления в силу закона сами ресурсоснабжающие организации смогут отказаться в одностороннем порядке от договора на снабжение коммунальными услугами и перейти на прямые договорные отношения с потребителем в случае наличия задолженности в размере более двух среднемесячных объемов у управляющих компаний перед РСО.

Кроме того, на федеральном уровне закрепляется методика регулирования стоимости содержания жилых помещений. При этом органы государственного жилищного надзора наделяются полномочиями, направленными на соблюдение требований к обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом и об установлении размера этой платы.

О необходимости как можно скорее принять соответствующие нововведения в декабре 2017 года в ходе большой пресс-конференции заявил президент России Владимир Путин. Тогда он высказал мнение, что необходимо «отрезать» управляющие компании от денежного потока, так как они не всегда своевременно и в полном объеме расплачиваются, в том числе с ресурсоснабжающими организациями.

Минстрой подготовил типовой прямой договор

Для исполнения нового закона Минстрой России разработал типовой прямой договор между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, сообщил ТАСС глава Минстроя России Михаил Мень. «Министерством уже разработан проект постановления правительства для исполнения нового закона. Он предусматривает, что при переходе на прямые договоры между собственником и ресурсоснабжающей организацией будет действовать типовой договор, в котором прописаны стандартные условия предоставления услуги», — пояснил министр.

При этом порядок заключения такого договора будет уведомительным, то есть собственникам не нужно дополнительно ничего подписывать и обращаться к компании — поставщику услуг, добавил руководитель министерства.

При переходе на прямые договорные отношения размер платы за коммунальные услуги не изменится, особо подчеркнул глава Минстроя. «Граждане будут оплачивать услуги непосредственно поставщику, жилищные услуги — управляющей компании, а коммунальные — ресурсоснабжающей», — сказал он.

Кому выгоден переход на прямые расчеты

Закон выгоден добросовестным УК, так как они будут избавлены от бремени долгов жильцов в многоквартирных домах за потребленные ресурсы, пояснил ТАСС руководитель профильного министерства. Также законопроект не коснется добросовестно работающих расчетных центров в регионах, которые своевременно перечисляют средства граждан поставщикам коммунальных ресурсов, ранее заявлял министр.

Однако компании, которые не перечисляют ресурсоснабжающим организациям платежи жильцов, могут вскоре лишиться источника дохода, полагают в Минстрое. «Уже в первый год действия закона, по оценкам Минстроя России, порядка 40-50% управляющих компаний могут быть исключены из числа посредников при проведении платы за коммунальные услуги», — пояснил ТАСС Мень.

Ресурсоснабжающие организации также смогут сами в одностороннем порядке перейти на прямые договорные отношения с потребителем в случае, если управляющая компания накопила перед ними более, чем двухмесячную задолженность. При этом Минстроем не прогнозируется рост прибыли ресурсоснабжающих организаций, подчеркнул глава ведомства.

«Цель данного закона не в том, чтобы РСО стали больше зарабатывать, а в том, чтобы сократить долги по всей цепочке платежей, и оздоровить сам рынок управления жильем, исключив мотивацию недобросовестных УК «управлять» чужими деньгами, а не домами», — заключил министр.

Законодательство о коммунальных платежах

Под ЖКУ следует понимать такие услуги, которые обеспечивают уютные условия для проживания в жилом помещении.

Законодательная база, которая регулирует правила и порядок, по которым предоставляются ЖКУ, а также их оплаты (коммунальные платежи) крайне обширна.

В нее входит:

  • Конституция.
  • Жилищный кодекс.
  • Кодекс об административных правонарушениях.
  • Гражданский кодекс.
  • Федеральные законы.
  • Постановления Правительства.
  • Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.
  • Законы и другие нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
  • Таким образом, законодательство о коммунальных платежах представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют данный вид правоотношений.

    Законодательство о коммунальных платежах устанавливает:

  • базовые принципы, по которым ведется деятельность по предоставлению ЖКУ;
  • перечень прав и обязанностей сторон правоотношений;
  • порядок оплаты;
  • размеры оплаты за ЖКУ и ее структуру;
  • виды ответственности, которая должна наступить за нарушения правил.
  • Обязанность

    Естественно, что оказываемые ЖКУ, следует обязательно оплачивать, то есть осуществлять коммунальные платежи.

    Согласно законодательству, все граждане и организации должны оплачивать жилищно-коммунальные услуги вовремя и в полном объеме (статья 153 ЖК РФ).

    Подобное обязательство возникает у следующих субъектов:

  • владельца жилья, с момента возникновения у него соответствующих прав;
  • у лиц, которые заключили договор аренды или найма, если соответствующее условие имеется в договоре.

Если такое условие отсутствует, коммунальные платежи вносит арендодатель.

Оплата услуг ЖКХ

Подробная и четкая структура осуществления коммунальных платежей содержится в Жилищном кодексе РФ.

В данном нормативно-правовом акте содержатся:

  • Подробная информация о сроках, в течение которых должны быть осуществлены коммунальные платежи (статья 155 ЖК РФ).
  • Сведения о том, когда и куда следует производить оплату.
  • Общая информация о порядке расчета стоимости коммунальных платежей и их структуре (статье 154 ЖК РФ).
  • Общие сведения о порядке и правилах, на основании которых предоставляются субсидии и компенсации расходов на коммунальные платежи, перечне лиц, которые имеют на это право.
  • Какие коммунальные платежи зависят от количества прописанных жильцов? Смотрите тут.

    Закон о коммунальных платежах

    Новый закон о коммунальных платежах 2018 представляет собой все принятые Государственной Думой Российской Федерации в 2018 году законы «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ».

    Имеется в виду, что в законодательную базу, которая регламентирует правила, и порядок осуществления коммунальных платежей были внесены некоторые существенные изменения.

    Начисление

    Правила, по которым начисляются коммунальные платежи, а также их перерасчет регулируются Постановлением Правительства РФ №354:

  • размер коммунальных платежей рассчитывается, основываясь на показаниях индивидуальных приборов учета или общедомовых;
  • если таковые отсутствуют, тогда расчет стоимости происходит на основе общих нормативов потребления, которые устанавливаются органами местного самоуправления.
  • На сегодняшний день, каждый собственник жилого помещения обязан установить индивидуальные приборы учета на холодную и горячую воду, а также газ.

    С 2018 года установка ИПУ является прямой обязанностью, предусмотренной законодательством.

    Всем, кто проживает в жилых помещениях по договору социального найма, муниципалитет обязан установить приборы учета за собственные средства.

    Что же касается общедомовых приборов учета, то расходы на их установку ложатся на плечи собственников квартир.

    Прямой ответственности за неустановку ИПУ, законодательство не предусматривает.

    Однако, согласно принятым в 2018 году изменениям, собственники жилья, которые не установили ИПУ, будут «наказаны рублем»:

  • с 1 июля 2018 года для них коммунальные платежи выросли на 10%;
  • с 1 января 2018 года для них коммунальные платежи вырастут на 60%.
  • Преимущества установки ИПУ очевидны:

  • Не потребуется носить никаких справок и документов для перерасчета, в случае временного отсутствия.
  • Ежемесячный размер оплаты коммунальных платежей напрямую зависит от потребления определенного коммунального ресурса.
  • Размер оплаты коммунальных услуг, которые предоставляются для общедомовых потребностей, зависит от общей площади жилого помещения.

    Следует напомнить, что с 1 июля 2018 года коммунальные платежи возросли в среднем на 8,3%, однако для каждого региона рост стоимости услуг ЖКХ различный. Например, в Москве – это 10%, а на Чукотке –лишь 2%.

    Изменения в законодательство, внесенные в 2018 году также предусматривает ответственность управляющих компаний за нарушение порядка и правил начисления стоимости услуг ЖКХ, если это повлекло увеличение размера коммунальных платежей.

    В подобных случаях потребителю должен быть заплачен штраф, в размере, предусмотренном законом.

    Перерасчет

    В 2018 году перерасчету, могут подлежать коммунальные платежи за холодную и горячую воду, водоотведение и газ.

    Граждане, покидающие свое жилище на срок более пяти дней, могут воспользоваться правом на перерасчет, вследствие их временного отсутствия.

    Стоит отметить, что перерасчет может быть произведен только тем, у кого нет ИПУ. Воспользоваться правом на перерасчет можно несколькими способами.

    Вариант 1:

  • На протяжении тридцати дней, после того, как потребитель отсутствовал, ему необходимо обратиться в отдел обслуживания абонентов ГУ ИС или МФЦ по месту нахождения жилья.
  • Вместе с заявлением предоставить документацию, которая будет служить доказательством отсутствия потребителя в течение определенного периода времени.
  • Работники ГУ ИС или МФЦ, в срок, не превышающий пяти рабочих дней, должны произвести перерасчет. В срок перерасчета не засчитывается день отбытия и возвращения.
  • Вариант 2:

  • Заранее, до того времени, которое потребитель собирается отсутствовать, ему необходимо обратиться в отдел обслуживания абонентов ГУ ИС или МФЦ по месту нахождения жилья.
  • Написать соответствующее заявление.
  • Работники ГУ ИС или МФЦ, сформируют квитанцию, в которой не будет учитываться газ, водоотведение и вода. Перерасчет осуществляется на основании срока, который указан в заявлении потребителя. Однако такой срок не может превышать полгода.
  • По возвращению, в течение 30 дней, потребитель должен будет предоставить документацию, которая будет служить доказательством его отсутствия. В противном случае произойдет обратный перерасчет «не в его пользу».
  • Доказательствами для перерасчета могут быть:

    • командировочное удостоверение;
    • справка о том, что в указанный период потребитель пребывал на лечении в «стационаре» или санатории;
    • проездные билеты, в которых указано имя потребителя;
    • счета из гостиницы или другого места пребывания;
    • многие другие, которые потребитель считает доказательством своего временного отсутствия.
    • В 2018 году закон о коммунальных платежах предусматривает пеню за неуплату коммунальных платежей, которая возрастает с 1/300 ключевой ставки Центрального Банка РФ в день (8,25% годовых) до 1/170 в день (17,7% годовых).

      Начисление процентов начинается с 91-го дня неуплаты.

      Стоит отметить, что ключевая ставка ЦБ постоянно изменяется, следовательно, штрафные санкции к неплательщикам со временем могут быть уменьшены или наоборот увеличены.

      С 1 марта 2018 долги по коммунальным платежам заносятся в личную кредитную историю гражданина. Данные в течение 14 дней должна заносить управляющая компания.

      Капитальный ремонт

      Существенное изменение в законодательство о коммунальных платежах в 2018 году — обязанность владельцев жилых помещений самостоятельно платить за капитальный ремонт дома.

      В квитанциях на оплату появится новая графа «Капитальный ремонт».

      Тариф определяется местными органами местного самоуправления, на основе методических рекомендаций, разработанных федеральными органами исполнительной власти. Местные власти устанавливают минимально допустимую величину данного платежа. Следовательно, в каждом регионе РФ тарифы будут разные.

      Для того чтобы увеличить стоимость по данному коммунальному платежу, потребуется зафиксированное согласие владельцев жилых помещений.

      Например, в Москве минимальный тариф по данному коммунальному платежу составляет 15 рублей за 1 квадратный метр.

      Закон о коммунальных платежах предусматривает несколько способов оплаты капремонта:

    • Ежемесячная оплата по указанным тарифам. В подобном случае все деньги направляются в региональный фонд, после чего должны быть целенаправленно использованы согласно утвержденной программе. Подобная система крайне не выгодна владельцем жилья в новостройках, из-за того, что они фактически платят за ремонт старых домов.
    • Перевод необходимой суммы на банковский счет, который открыла управляющая компания (или товарищество собственников жилья). В подобном случае происходит аккумулирование средств для будущего капитального ремонта дома.
    • Необходимо заметить, что это новшество существенно увеличивает размер квартплаты.

      Интересует рост коммунальных платежей в 2018 году? Читайте здесь.

      Нужна инструкция по оплате коммунальных платежей через Сбербанк Онлайн? Подробности в этой статье.

      Срок давности оплаты

      Сроком давности в данном случае является промежуток времени, в течение которого можно обратиться с иском в суд за защитой нарушенного права.

      Общий срок давности, который распространяется на большинство требований о защите нарушенного права, составляет 3 года.

      Так как по требованиям о взыскании долгов по коммунальным платежам никаких специальных сроков давности законодательство не предусматривает, то применяется общий срок давности.

      Согласно Гражданскому кодексу РФ требование о защите права, которое было нарушено, в любом случае должно быть принято к рассмотрению судом (независимо от того, истек ли срок давности).

      Применение исковой давности судом возможно только в случае заявления одной из сторон в ходе судебного разбирательства. Подобное заявление должно быть сделано до того момента, как суд вынесет решение.

      Заявление одной из сторон об истечении срока давности может служить основанием для отказа в иске.

      Таким образом, можно сделать следующие выводы о применении данных правовых норм на практике:

  1. В случае требования УК или ТСЖ о взыскании долга с неплательщика за срок, который превышает три года (например, шесть лет), то неплательщик в ходе судебного разбирательства должен сделать заявление о том, что УК или ТСЖ пропустило срок исковой давности, то суд откажет им в удовлетворении иска.
  2. Ничто не помешает УК или ТСЖ взыскать с неплательщика долг за последние три года. Например, они еще раз обратятся с подобным требованием, но уже касательно долга за три года. Либо суд, в рамках одного разбирательства по делу о требовании взыскания долга за шесть лет, удовлетворит иск частично, и неплательщику придется вернуть трехлетнюю задолженность.
  3. Согласно Гражданскому кодексу РФ, юридические лица не обладают возможностью восстановления срока давности.

    Однако очень важно помнить, что в гражданском законодательстве есть такое понятие как «прерывание срока исковой давности». Имеется в виду, что давностный срок обнуляется и начинается с начала. Иными словами «перезагрузка».

    Происходит это только в том случае, если неплательщик каким-либо образом в течение (например, шести лет) определенного времени совершал какие-либо действия, которые могут служить доказательством признания или частичного признания им долговых обязательств.

    Например, оплачивал коммунальные платежи частично, заключил договор о рассрочке задолженности и так далее. В таких случаях по решению суда задолженность будет взыскана в полном размере, если УК или ТСЖ укажет на то, что срок давности прерывался.

    В любом случае не следует доводить вопрос об оплате коммунальных платежей до судебных разбирательств.

    На видео о начислении квартплаты

    77metrov.ru

    Закон вступает в силу

    По новым правилам если в доме есть счетчики, то платежи на общедомовые нужды (ОДН) должны считаться по ним. Но собственники квартир получают право провести собрание и выбрать другой способ расчета платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды из числа предлагаемых законом. Поправки стали реакцией на запросы граждан, отметил глава минстроя Михаил Мень.

    Многим эта норма позволит сэкономить. «По нашему мониторингу регионы используют три разные методики для расчета нормативов. Где-то они достаточно низкие, и людям выгодно платить по ним. Но много регионов, где с начала года платежи на общедомовые нужды выросли», — рассказывает исполнительный директор неправительственной организации «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Проведенный организацией мониторинг показал, что в ряде регионов платежи на общедомовые нужды выросли на 200-500 рублей. В некоторых регионах ситуацию удалось урегулировать и вернуть суммы платежей на приемлемый уровень. Но в основном пристальное внимание было уделено наиболее вопиющим случаям завышения сумм ОДН.

    Теперь собственники смогут провести собрание и выбрать наиболее подходящий им способ начисления платежей. Однако Разворотнева не исключила, что у собственников помещений в многоквартирных домах, где нормативы низкие, могут возникнуть конфликты с управляющими компаниями, которые по закону должны доплачивать за потребленные жильцами ресурсы сверх норматива.

    Платеж на общедомовые нужды зависит не только от методики расчета норматива, но и от количества жильцов. Для владельца квартиры, который живет один, норматив будет выгоднее, а для большой семьи предпочтительна оплата по счетчикам, объясняет эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС Игорь Кокин. Он считает, что общие собрания будут проходить шумно и не факт, что собравшиеся смогут принять единогласное решение.

    rg.ru

    Без посредников! Обзор закона о прямых расчетах в сфере ЖКХ в 2018 году

    Долгожданный закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году принят Государственной думой в третьем чтении 23 марта. Документ уже подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и вступит в силу после официального опубликования (Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ). Сама идея заключения прямых договоров с РСО и исключения из схемы расчетов посредников, которыми чаще всего являются Управляющие компании, не нова, она уже несколько лет обсуждается на государственном уровне, а некоторых регионах уже активно применяется.

    В России острой проблемой в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг остается огромная задолженность перед поставщиками ресурсов. Несмотря на то, что многие собственники платят за оказанные коммунальные услуги исправно, долг управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями составляет на 2018 год более триллиона рублей. Это проблема не только регионов, Москва и Санкт-Петербург тоже в числе должников. Кроме того, в Московской области за последние несколько лет произошло несколько крупных скандалов с участием УК, когда значительные средства, предназначенные для РСО и муниципальных властей, использовались компаниями не по целевому назначению. И вот закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов принят Государственной Думой. Чего ждать от нового закона, какие произойдут изменения в сфере ЖКХ?

    Что нужно знать о принятии нового ФЗ?

    Закон о прямых договорах с РСО 2018 года (законопроект № 207460-7) 3 апреля подписан Президентом России Владимиром Путиным и вступит в силу после публикации в официальном печатном издании «Российской газете».

    Основные положения закона

    Система прямых договоров считается более эффективной по сравнению с существующей в настоящий момент в большинстве регионов РФ. И она уже успешно применяется на практике, и не только в столице. Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году введены в СПб. Уже несколько лет подобные схемы применяются в Иркутской области, Ленинградской области, Барнауле и т.д.

    По сути закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и РСО. Собственники получат право заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников. Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие компании, но и товарищества собственников, жилищные или потребительские кооперативы. В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников жилых объектов по оплате потребленных электроэнергии, горячей и холодной воды, газа и т.д.

    Конечно, основная задача закона — установить прямые платежи за оказанные услуги, и это делается не только из-за недобросовестности некоторых управляющих компаний. Закон о прямых расчетах в ЖКХ в 2018 году позволит снять с УК несвойственные им функции по сбору и распределению средств. Более того, сейчас граждане предъявляют именно УК требования о качестве услуг, а РСО — об оплате потребленных ресурсов. Между тем, Управляющие компании отвечают только за внутридомовые сети, а не за поставку ресурсов, и порой вынуждены покрывать из средств, не предназначенных для этих целей, долги конечных потребителей за ресурсы.

    Новый федеральный закон вводит схему прямых расчетов потребителей с РСО, что позволит избежать образования новых долгов УК, а ведь они уже грозят банкротствам как РСО, так и самим управляющим компаниям.

    Вопросы применения нового закона

    Преимущества заключения прямых договоров очевидны:

  4. исключение из взаимоотношений посредника и экономия на его услугах;
  5. расчеты за потребленные ресурсы напрямую с РСО.

    При этом пока не ясно, как будет применяться на практике закон о прямых расчетах в ЖКХ без управляющей компании в качестве аккумулятора всех платежей. Так, специалисты высказывают сомнения, каким образом собственники будут защищать свои права, не имея ни опыта подобного представительства, ни доступа к сетям. Ответственность за содержание внутридомовых сетей по-прежнему лежит на УК, но каким образом они будут участвовать во взаимоотношениях собственников и РСО, не являясь стороной в договоре, не понятно. Рядовой гражданин не имеет ресурсов для определения источника проблемы, а участники системы ЖКХ склонны перекладывать ответственность друг на друга.

    Как заключить прямой договор с РСО на оплату услуг ЖКХ?

    Законопроект предусматривает две возможности заключения прямого договора с РСО:

  6. собственники принимают соответствующее решение на общем собрании собственников жилых объектов в многоквартирном доме;
  7. РСО по собственной инициативе прекращает договорные отношения с УК (при наличии подтвержденной задолженности за два месяца) и заключает автоматически со всеми жильцами договор об оплате ресурсов напрямую.

    Какие обязанности предусмотрены в договоре, как будут производиться прямые расчеты в ЖКХ, последние новости говорят о том, что типовой договор уже разработан Минстроем и приведен в проекте соответствующего Постановления Правительства РФ.

    Таким образом, для заключения договора напрямую необходимо провести общее собрание собственников жилья, инициатором которого может быть любой собственник. Для приятия такого решения требуется более двух третей голосов всех собственников, при этом голосование может проводиться и в заочной форме. Согласие РСО не требуется, однако законодатель оставил за ними право на разработку схемы взаимоотношений с потребителями в течение трех месяцев.

    takovzakon.ru

    Как новый порядок погашения кредитов поможет уменьшить платежи

    Госдума в первом чтении одобрила законопроект, который позволит уменьшить выплаты по потребительскому займу в случае просрочки. ТАСС рассказывает о новом порядке расчета с кредиторами

    Каждый пятый заемщик (19,7%), пользующийся потребительскими кредитами, погашает свой долг с задержкой свыше 30 дней, свидетельствуют данные Национального бюро кредитных историй (НБКИ) за декабрь 2017 года.

    Долг растет от неустойки

    Когда человек, вовремя не рассчитавшийся по потребкредиту, выплачивает долг частями, то сначала ему приходится гасить задолженность по процентам, затем — по основному долгу, потом заплатить пени и штрафы (неустойку).

    ВЦИОМ: непогашенные кредиты есть более чем в половине российских семей

    И только после этого гасятся проценты и сумма основного долга.

    «Зачастую так случается, что заемщики выплачивают довольно большие суммы, иногда многократно превышающие тело кредита и даже проценты по нему, но при этом долг не уменьшается, — рассказал ТАСС председатель комитета Госдумы по финансовому рынку и глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. — У многих людей просто опускаются руки, и они перестают платить. Они видят, что бесполезно выполнять свои обязательства — долг только растет».

    Сперва проценты, пени — потом

    Между тем заемщик заинтересован как можно быстрее рассчитаться по основной сумме долга, поскольку это позволит уменьшить выплаты по процентам.

    «Поэтому предлагается утвердить следующий порядок задолженности по потребительским кредитам: из той суммы, которую человек смог внести, погашаются в первую очередь проценты, во вторую — основная сумма долга, а уже потом — неустойка», — говорит глава фракции «Единая Россия» в Госдуме Сергей Неверов.

    В пояснительной записке к законопроекту говорится, что такая очередность не может быть изменена соглашением сторон. То есть кредитор не сможет заставить заемщика выплачивать пени до окончания расчетов по основному долгу.

    Изменение порядка расчетов по долгам снизит закредитованность и повысит ответственность по выполнению обязательств перед банком, отметил Аксаков. Для банка лучше иметь дело с клиентом, который в состоянии выплатить кредит и проценты, а не с безнадежным должником, денег которого хватает только на выплату неустойки.

    Помощь клиентам МФО

    «У многих заемщиков неустойка может превышать основной долг», — рассказала ТАСС ведущий аналитик по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Екатерина Щурихина.

    tass.ru