Налог на имущество организации 2014 налоговая база

Оглавление:

Рассчитываем налог на имущество организаций по-новому

Осталось совсем немного времени до 30 марта – последнего дня сдачи налоговой декларации по налогу на имущество организаций. Сама форма декларации осталась прежней, а вот порядок расчета налога для многих организаций изменился.

ФОРМА

И хотя поправки в НК РФ в отношении налога на имущество были внесены в 2014 году, а некоторые даже в 2013 году, вступили они в силу только с 1 января 2015 года (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 307-ФЗ). А значит, что отчетность за 2014 год придется сдавать с учетом этих изменений. Разберемся, на что же обратить внимание при расчете налога.

Кто платит налог на имущество и как рассчитать налоговую базу

Прежде всего стоит напомнить, что налог теперь должны платить все организации, имеющие налогооблагаемое имущество. Напомним, до 1 января 2015 года из их числа были исключены организации, находящиеся на УСН и ЕНВД (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Правда, последние по новым правилам обязаны уплачивать налог только с имущества, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость.

Дело в том, что, как и раньше, по общему правилу налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, которая, в свою очередь, учитывается по остаточной стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ). Но для некоторых объектов теперь применяется другой порядок – исходя из кадастровой стоимости имущества. НК РФ устанавливает четыре вида таких объектов:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них;
  • нежилые помещения, предусмотренные или фактически используемые для размещения в них офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, которые не осуществляют свою деятельность в России через постоянные представительства или которые не используют такие объекты в своей деятельности на территории России;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 378.2 НК РФ).
  • Несмотря на то, что на первый взгляд перечень объектов невелик, в реальности он охватывает достаточно большое количество организаций. Ведь только в Москве на конец 2014 года, по оценкам международной консалтинговой компании в области недвижимости CBRE, общий объем предложения торговых площадей достиг отметки 4803 тыс. кв. м.

    Если же организация владеет не всем зданием, а только частью помещений в нем и при этом кадастровая стоимость данных помещений не определена, налоговую базу следует рассчитывать следующим образом:

    Налоговая база помещения = (кадастровая стоимость здания, в котором находится помещение / общая площадь здания) х площадь помещения (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

    Кадастровую стоимость здания можно узнать на Публичной кадастровой карте, найдя соответствующее здание. Если же нужных сведений на этом ресурсе не оказалось, можно узнать кадастровую стоимость на сайте Росреестра в разделе «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»). Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер помещения или же его адрес. Еще один вариант – направить в ведомство электронный запрос на получение сведений из государственного кадастра недвижимости. Ответ должны прислать уже через пять рабочих дней (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; далее – Порядок). При этом форму ответа заявитель может выбрать самостоятельно – либо электронным письмом (для этого необходимо указать адрес электронной почты), либо на бумажном носителе (высылается почтой на указанный почтовый адрес, или направляется в любое территориальное отделение Почты России до востребования) (п. 27 Порядка). В первом случае размер госпошлины за услугу составит 150 руб., во втором – 400 руб. (скан-копия платежки должна быть приложена к запросу).

    ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    Рассчитать госпошлину за получение сведений из государственного кадастра недвижимости можно с помощью нашего калькулятора.

    Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его имущества серьезно отличается от рыночной, он вправе обжаловать результаты кадастровой оценки. Обратиться можно в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра или в суд. Отметим, что для юридических лиц претензионный (досудебный) порядок оспаривания стоимости в комиссии является обязательным (ст. 24.18 гл. III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

    Для обращения в комиссию нужно подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости и следующие документы:

  • кадастровую справку о стоимости объекта недвижимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (например, свидетельства о праве собственности);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости – если кадастровая стоимость оспаривается по этому основанию (например, оценщик исходил из ошибочного метража квартиры, что можно подтвердить техпаспортом помещения);

БЛАНК

Заявление на пересмотр кадастровой стоимости
Другие бланки

Налоговые ставки и льготы

Налоговые ставки при расчете налоговой базы на основе среднегодовой стоимости имущества устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (п. 1 ст. 380 НК РФ).

Для тех, кто будет рассчитывать налог исходя из кадастровой стоимости, предусмотрены другие налоговые ставки, которые также должны устанавливаться субъектами России. Если регионы ставки самостоятельно не установили, то для расчета налога нужно использовать ставку, определенную НК РФ. Отметим, что предусмотрен переходный период – в течение первых двух лет будут использоваться пониженные налоговые ставки. Так, для расчета налога на имущество за 2014 год установлена максимальная ставка в размере 1%, за 2015 год – 1,5%. С 2016 года максимальная ставка выравняется до уровня 2%. При этом для Москвы установлены индивидуальные ставки: за 2014 год – 1,5% и за 2015 год – 1,7%. В 2016 году размер налоговых ставок для столичных налогоплательщиков сравняется с размером общеустановленных (подп. 1-2 п. 1.1 ст. 380 НК РФ).

СОВЕТ

Посмотреть, какую ставку по какому виду имущества нужно применять в том или ином регионе, можно на официальном сайте ФНС России.

Также регионы могут самостоятельно установить ставки по налогу на имущество в зависимости от от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, которые не должны превышать общеустановленной (п. 2 ст. 380 НК РФ).

Некоторые организации могут воспользоваться и новыми льготами, то есть не уплачивать налог. Они распространяются на имущество, одновременно расположенное во внутренних морских водах России, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и используемое при разработке морских месторождений углеводородного сырья (п. 24 ст. 381 НК РФ).

Как рассчитывать налог на имущество по новым правилам

Рассмотрим на примере, как правильно рассчитать налог и заполнить декларацию.

Прежде всего стоит определить, какое имущество будет облагаться налогом. Потом, исходя из вида имущества, выбрать порядок расчета налоговой базы. Необходимо также проверить, имеются ли льготы по данному виду имущества. Далее, в зависимости от местонахождения имущества, определяется налоговая ставка и рассчитывается сам налог.

Организация владеет одним офисным помещением в Москве общей площадью 140 кв. м., при этом его кадастровая стоимость не определена. Кадастровая стоимость самого здания составляет 965 859 064 руб., при этом его общая площадь – 7003 кв. м.

Прежде чем определим налоговую базу, нужно рассчитать кадастровую стоимость офисного помещения. Для этого необходимо кадастровую стоимость всего здания разделить на его площадь и умножить на площадь офисного помещения:

965 859 064 руб. / 7003 кв. м х 140 кв. м = 19 308 906 руб.

Далее, определим налоговую ставку. Поскольку помещение находится в Москве, то для расчета налога за 2014 год должна использоваться ставка в размере 1,5%.

Исходя из этого рассчитаем налог – для этого налоговую базу умножим на ставку.

19 308 906 руб. х 1,5% = 289 634 руб.

Ознакомиться с порядком заполнения декларации по налогу на имущество организаций можно в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 24 ноября 2011 года № ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения», которым утверждена и сама форма декларации.

После заполнения декларации необходимо проверить ее на соответствие утвержденным ФНС России контрольным соотношениям. Подробную таблицу с данными, описанием значений граф и полей декларации, а также с возможными нарушениями в случае расхождения показателей и вариантов их исправления ведомство разработало в декабре 2014 года (Контрольные соотношения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций).

www.garant.ru

Налог на имущество юридических лиц: изменения с 2014 года

Согласно пункту 1 статьи 14 Налогового Кодекса РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Это означает, что данный налог устанавливается не только главой 30 НК РФ, но и законами субъектов РФ, которые определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога (п.2 ст. 372 НК РФ). Также региональными законами могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования. Причем законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе устанавливать и изменять налоговую базу по налогу на имущество, так как в силу статей 12 и 372 НК РФ установление и изменение налоговой базы и порядка её определения по налогу на имущество организаций является прерогативой органа законодательной (представительной) власти РФ.

С 2014 года субъектам РФ дано право устанавливать особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ

С 1 января 2014 года ст. 375 НК РФ действует в новой редакции, согласно которой налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если не предусмотрено иное. При определении налоговой базы указанным способом, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода (п. 3 ст. 375 НК РФ).

Еще одно нововведение по налогу на имущество юридических лиц, установлено ФЗ от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй НК РФ» действует уже год. С 01 января 2014 года налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. При этом закон субъекта РФ, который бы устанавливал особенности определения налоговой базы, может быть принят только после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

2) направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Речь идет о таких объектах как (ст. 378.2 НК РФ):

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

На территории города Москвы особенности обложения налогом на имущество организаций установлены законом города Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон N 64). Также в целях реализации указанного Закона N 64 на основании п. 7 ст. 378.2 НК РФ Правительством Москвы в Постановлении от 29.11.2013 N 772-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год (далее — Перечень). На 2015 год подобный перечень пока не утвержден.

С 01.01.2015 в Москве в число объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, будут включены также расположенные в многоквартирных домах, принадлежащие одному или нескольким собственникам, нежилые помещения, фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров (п. 2.1 ст. 1 Закона N 64 (в редакции Закона г. Москвы от 07.05.2014 N 25)).

Отметим, что в Москве применяются два вида налоговых ставок, первый в размере 2,2 процента установлен для имущества, налоговая база по которому рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества, и второй вид установлен в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость:

1) 0,9 процента — в 2014 году;

2) 1,2 процента — в 2015 году;

3) 1,5 процента — в 2016 году;

4) 1,8 процента — в 2017 году;

5) 2,0 процента — в 2018 году.

Налог на имущество для плательщиков УСН

02 апреля 2014 года был принят федеральный закон № 52-ФЗ, который внес изменения в статью 346.11 НК РФ и с 01 января 2015 года они вступят в действие. Таким образом с нового года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения обязаны будут уплачивать налог на имущество независимо от объекта налогообложения. На плательщиков УСН распространяются те же правила, что и на всех остальных, при исчислении налога на имущество налоговая база в отношении объекта недвижимого имущества определяется исходя из его кадастровой стоимости при одновременном исполнении двух условий:

— объект указан в пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ;

— объект включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (на соответствующий налоговый период), утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Что касается налогоплательщиков ЕНВД, ранее также освобожденных от уплаты налога на имущество, то они обязаны уплачивать данный налог, начиная с 01 июля 2014 года (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 июня 2014 г. N 03-05-05-01/26195). Это касается имущества, которое используется в облагаемой ЕНВД деятельности и включено в указанный перечень. Налоговая база по налогу на имущество определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Минфин России разъяснил, как плательщикам ЕНВД исчислить авансовые платежи по налогу на имущество и налог с указанной даты

Для расчета авансового платежа за 9 месяцев 2014г. необходимо взять 1/4 кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2014г. и умножить эту величину на соответствующую налоговую ставку. Годовая сумма налога должна исчисляться за период с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. как 1/2 кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2014 г., умноженная на соответствующую налоговую ставку. Затем из результата нужно вычесть авансовый платеж за 9 месяцев 2014 г.

Как видно, все налогоплательщики, независимо от системы налогообложения, организационно-правовой формы и формы собственности исчисляют и уплачивают налог по одним правилам. Для определения налоговой базы всем необходимо знать значение кадастровой стоимости объекта налогообложения. Единым систематизированным сводом сведений и документов о недвижимом имуществе в РФ является государственный кадастр недвижимости. Чтобы узнать информацию по интересующему объекту недвижимости необходимо зайти на сайт Росреестра (https://rosreestr.ru), выбрать среди заявленных услуг «Предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости» и подать заявление. Данная услуга является платной, перечисление платежа производится до представления запроса в орган кадастрового учета в случае представления такого запроса путем отправки по почте, а также если такой запрос представляется представителем юридического лица в виде бумажного документа при личном обращении. Для получения юридическим лицом кадастровой выписки по объекту недвижимости в виде бумажного документа, необходимо заплатить 1 200 рублей за один экземпляр.

Направить запрос можно лично уполномоченным, по почте или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

rosco.su

Налог на имущество организаций: новые правила с 2014 года

Автор: налоговый департамент Грант Торнтон в России

2 ноября 2013 года Президент России подписал Федеральный закон № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон).

Данный документ предусматривает, что с 1 января 2014 года налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении ряда объектов будет определяться исходя из их кадастровой стоимости, а не балансовой, как ранее. В отношении прочего имущества налоговая база будет определяться по-прежнему как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Более подробно об этом читайте в нашем информационном материале.

Объекты налогообложения

Указанные поправки распространяются на следующие виды недвижимого имущества:

Административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

Нежилые помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства (ПП), или объекты недвижимого имущества, не относящихся к их деятельности через ПП.

При этом в отношении первой группы объектов в Законе даны определения административно-делового и торгового центров. В отношении второй — указано, что назначение объектов недвижимости определяется в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) либо фактом фактического использования не менее 20% общей площади объекта для размещения указанных объектов. В отношении третьей группы Закон пояснений не содержит.

Порядок исчисления налога

Налог будет рассчитываться как произведение кадастровой стоимости недвижимого имущества на 1 января налогового периода и ставки налога.

Законом установлены предельные значения ставок налога:

2014 год

2015 год

2016 и последующие годы

Иные субъекты РФ

Исчисленный налог уплачивается в бюджет по месту нахождения каждого из объектов недвижимого имущества.

Полномочия субъектов РФ

Для того чтобы новый порядок вступил в действие, органы власти субъекта РФ должны утвердить в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, а затем принять закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы по данному имуществу (в том числе виды объектов, облагаемых по новым правилам, а также ставки налога).

Кадастровую оценку недвижимости органы власти субъекта РФ должны проводить не реже чем один раз в пять лет 1 .

По информации Росреестра, размещенной на его официальном сайте (www.rosreestr.ru), оценка кадастровой стоимости объектов капитального строительства проведена во всех субъектах РФ, однако до настоящего времени ее результаты в установленном действующим законодательством порядке не утверждены либо не вступили в силу в следующих субъектах РФ: Кабардино-Балкарская Республика, Республики Татарстан, Марий Эл, Дагестан, Ленинградская и Тверская области. По этой причине отчеты об определении кадастровой стоимости в этих субъектах РФ в настоящее время не опубликованы на официальном сайте Росреестра. По всем остальным субъектам РФ информация доступна в разделе «Найдите Ваш объект и узнайте его кадастровую стоимость» или на публичной кадастровой карте указанного сайта.

Законом предусматривается, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1 января определяет на очередной год перечень объектов недвижимости, в отношении которых действует новый порядок, направляет его в налоговые органы и публикует его в интернете для всеобщего ознакомления.

Если в течение года выявлены объекты, не включенные в перечень, то они вносятся в список, устанавливаемый на следующий налоговый период (год).

Налог на имущество организаций в Москве

20 ноября 2013 года Мосгордумой был принят Закон «О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций».

Согласно закону изменения в порядке определения налоговой базы коснутся административно-деловых и торговых центров (общей площадью свыше 5 тыс. кв. м) и помещений в них; зданий, предназначенных для использования или фактически используемых в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых и объектов бытового обслуживания, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через ПП.

Налоговая ставка для расчета налога в отношении рассматриваемых объектов составит 0,9% — в 2014 году и будет постепенно расти до 2% — в 2018 году.

Законом установлены льготы в виде налогового вычета кадастровой стоимости 300 кв. метров для субъектов малого предпринимательства. Кроме того, закон уменьшает в четыре раза сумму налога в отношении тех объектов, которые используются для ведения образовательной или медицинской деятельности, а также для размещения научных организаций, выполняющих НИОКР за счет бюджета.

Закон вступит в силу с 1 января 2014 года.

Налог на имущество организаций в Московской области

Мособлдума 14 ноября 2013 года также внесла изменения в Закон Московской области от 21 ноября 2003 года №150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области».

С 1 января 2014 года налог на имущество будет рассчитываться на основе кадастровой стоимости в отношении торговых центров и комплексов площадью свыше 5 тыс. кв.м. и помещений в них и объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через ПП.

В 2014 году налоговая ставка для расчета налога от кадастровой стоимости недвижимого имущества составит 1%, в 2015 году – 1,5%, в 2016 году и последующие годы – 2%. Никаких дополнительных льгот для владельцев указанного имущества данным документом не предусмотрено.

Физические лица

Введение единого налога на недвижимость для физических лиц отложено до 2015 года. Изначально предполагалось, что в регионах, которые готовы к введению налога, он должен был заработать с 1 января 2014 года, а остальные субъекты РФ должны были ввести его до 2018 года.

Указанный налог должен заменить действующие налог на имущество и земельный налог. При этом планируется рассчитывать данный налог на основании кадастровой стоимости недвижимости, а не суммарной инвентаризационной стоимости.

Информация о кадастровой стоимости недвижимого имущества доступна в разделе «Найдите Ваш объект и узнайте его кадастровую стоимость» или на публичной кадастровой карте указанного сайта.

Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости

В случае несогласия с установленной кадастровой стоимостью собственники недвижимости могут ее оспорить как в досудебном, так и в судебном порядке 2 .

Досудебный порядок предусматривает обжалование результатов кадастровой оценки в специальных комиссиях, которые созданы при каждом территориальном органе Росреестра. Однако сделать это можно только в течение шести месяцев с даты внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости 3 . В случае несогласия с решением комиссии, а также после истечения шестимесячного срока обжаловать кадастровую стоимость можно только в арбитражном суде. По этому вопросу имеется обширная положительная судебная практика (оспаривание стоимости земельных участков) 4 .

Для того, чтобы доказать, что кадастровая стоимость недвижимости завышена, необходимо иметь отчет об индивидуальной рыночной оценке объекта недвижимости.

Заказать проведение такой оценки и составление соответствующего отчета можно у независимого оценщика.

Оценщик должен состоять в саморегулируемой организации оценщиков, перечень которых представлен на официальном сайте Росреестра в сети интернет. При выборе оценщика следует руководствоваться такими критериями как опыт работы в области проведения оценки, знание специалистами учреждения российского законодательства в области оценки, наличие опыта в данной сфере.

1 ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»

2 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»

3 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»

4 Например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 17.10.2013 по делу N А53-30579/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 24.05.2013 по делу N А11-13011/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2013 по делу N А10-5305/2012, ФАС Дальневосточного округа от 13.02.2013 N Ф03-240/2013 по делу N А51-14261/2012

www.audit-it.ru

Налог на имущество организаций в 2014 году

Налог на имущество относится к региональным налогам и представляет собой стабильный источник дохода региональных бюджетов. Порядку обложения налогом на имущество посвящена 30 глава Налогового кодекса.

№307-ФЗ от 02.11.2013,

в эту главу были внесены значительные изменения, вступившие в силу в 2014 году.

Согласно ст.372 НК РФ, налог на имущество организаций устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ.

С момента введения в действие налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

При установлении налога субъекты РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных 30 главой НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

С 2014 года законами субъектов РФ могут не только предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, но и особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества*.

*В соответствии с обновленной редакцией 30 главы НК РФ.

Данное дополнение напрямую связано с изменениями, внесенными в статью 375 НК РФ:

Если раньше налоговая база определялась исключительно как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, то с 2014 года, в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база определяется как их кадастровая стоимость*.

*По состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

В нашей статье будут подробно рассмотрены изменения налогового законодательства по налогу на имущество, вступившие в силу с 2014 года.

Общие положения

    переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление,

внесенное в совместную деятельность,

полученное по концессионному соглашению,

учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Плательщиками данного налога являются не только российские организации, но и иностранные компании, в случае:

осуществления ими деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства,

если они имеют в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются:

Налоговым кодексом предусмотрено, что законами субъектов РФ устанавливаются:

1. Отчетные периоды (в соответствии со ст.379 НК РФ – субъекты РФ вправе не устанавливать отчетные периоды).

2. Налоговые ставки по налогу (в пределах, установленных Налоговым кодексом в соответствии с п.1 и п.3 ст.380 НК РФ).

По налогу на имущество допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

видов имущества, признаваемого объектом налогообложения

3. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей (ст.382, ст.383 НК РФ).

Налогоплательщики должны предоставлять декларации и уплачивать налог по месту:

нахождения и учета налогоплательщика;

нахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;

нахождению каждого объекта недвижимого имущества;

постановки на учет крупнейшего налогоплательщика;

постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в ИФНС;

нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.

Напомним, что с 01 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные Законом №202-ФЗ от 29.11.2012, в соответствии с которыми:

начиная с 2013 года, движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, налогом на имущество не облагается.

Имущество, являющееся объектом налогообложения

Налогом на имущество облагается движимое имущество и недвижимое имущество*, либо только недвижимое имущество, в зависимости от категории налогоплательщика.

*В соответствии с п.1 ст.130 Гражданского кодекса, к недвижимому имуществу (недвижимости) относятся:

1. Земельные участки.

3. Все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе:

объекты незавершенного строительства.

Кроме того, к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации:

воздушные и морские суда,

суда внутреннего плавания,

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (п.2 ст.130 ГК РФ).

Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе*.

*В соответствии с действующим законодательством государственной регистрации подлежит следующее движимое имущество:

1. Транспортные средства (п.3 ст.15 закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», государственной регистрации на территории РФ подлежат так же:

самоходные дорожно-строительные машины,

с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.

2. Оружие (ст.12, 13, 15 закона от 13.12.1996г. №150-ФЗ «Об оружии».)

Имущество, не признаваемое объектом налогообложения

движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС (пп.8 п.4 ст.374 НК РФ).

В своем Письме от 24.12.2012г. №03-05-05-01/79 Минфин разъясняет, что с 1 января 2013 года, движимое имущество, учтенное в качестве ОС на балансе:

в рамках договора финансовой аренды (лизинга) не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Обратите внимание: При этом необходимо помнить, что движимое имущество, принятое на баланс в качестве ОС до 01.01.2013г. все так же облагается налогом на имущество.

С 2013г. также не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций, в соответствии с новой редакцией п.4 ст.374 НК РФ (ранее нижеперечисленное имущество освобождалось от налогообложения в соответствии со ст.381 «Налоговые льготы» НК РФ):

Объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов.

Ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания.

Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Как и прежде, в соответствии с п.4 ст.374 НК РФ, не признаются объектами налогообложения:

Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

Имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Налогообложение отдельных объектов недвижимого имущества

определения налоговой базы,

исчисления и уплаты налога,

в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется, как их кадастровая стоимость.

К таким объектам недвижимости, в соответствии с п.1 ст.378.2 НК РФ, относятся:

Административно-деловые центры и помещения в них.

Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание, строение, сооружение (далее — здание), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (п.3 ст.378.2 НК РФ):

Здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

    Здание признается предназначенным для такого использования, если назначение помещений общей площадью не менее 20%площади этого здания, в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации), предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая:

централизованные приемные помещения,

Фактическим использованием здания в вышеуказанных целях признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая:

комнаты для проведения встреч,

Торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (п.4 ст.378.2 НК РФ):

  • Здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение:
  • торговых объектов,

    объектов общественного питания/бытового обслуживания.

    2. Здание предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания /объектов бытового обслуживания. При этом:

      Здание признается предназначенным для такого использования, если назначение помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания/ объектов бытового обслуживания.

    Фактическим использованием здания в вышеуказанных целях признается использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания/ объектов бытового обслуживания.

    Нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение:

    Либо которые фактически используются* для размещения:

    объектов общественного питания и бытового обслуживания.

    *Согласно п.5 ст.378.2, фактическим использованием нежилого помещения в вышеуказанных целях признается использование не менее 20% его общей площади для размещения:

    объектов общественного питания/объектов бытового обслуживания.

    Объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

    Закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимого имущества, может быть принят:

    толькопосле утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов такого недвижимого имущества.

Обратите внимание:После принятия закона,переходк определению налоговой базы, как их среднегодовой стоимостине допускается.

Согласно п.6 ст.378.2 НК РФ, в случае, если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется:

как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

В соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

Определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп.1 и 2 п.1 ст.378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее — перечень).

    Направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимости.

    Размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества помимо сведений, предусмотренных ст.377 НК РФ, сведения:

    о кадастровой стоимости недвижимого имущества, составляющего общее имущество товарищей, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.11 ст.378.2 НК РФ).

Исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу, осуществляется в порядке, предусмотренном ст.382 НК РФ, с учетом следующих особенностей (п.12 ст.378.2 НК РФ):

1) сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку;

2) в случае, если кадастровая стоимость была определена в соответствии с законодательством РФ в течение налогового (отчетного) периода и/или указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ, без учета положений ст.378.2 НК РФ;

3) объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого имущества, если иное не предусмотрено главой 30 НК РФ.

Согласно п.13 ст.378.2 НК РФ, организация — собственник, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (1/4 кадастровой стоимости) этого имущества.

Обратите внимание:В случае, если в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пп.3 п.1 статьи 378.2 НК РФ, кадастровая стоимость не определена, в отношении указанных объектов недвижимого имущества налоговая база принимается равной нулю (п.14 ст.378.2 НК РФ).

Налоговые ставки по налогу на имущество

Согласно пп.1 п.1 ст.380 НК РФ, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

1) для Москвы: в 2014 году — 1,5%, в 2015 году — 1,7%, в 2016 году и последующие годы – 2%;

2) для иных субъектов РФ: в 2014 году — 1,0%, в 2015 году — 1,5%, в 2016 году и последующие годы – 2%.

Статья 380 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Напоминаем, что с 01.01.2013г. введены предельные значения налоговых ставок, являющихся пониженными относительно основной ставки налога.

Так, в соответствии с п.3 ст.380 НК РФ, налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ, в отношении вышеперечисленного имущества не могут превышать:

в 2014 году — 0,7%,

в 2015 году — 1,0%,

в 2016 году — 1,3%,

в 2017 году — 1,6%,

в 2018 году — 1,9%.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ.

В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, установленным п.1 и п.3 статьи 380 НК РФ.

При этом, если законами субъектов РФ в будущем будут приняты ставки ниже предусмотренных НК РФ, такие законы могут иметь обратную силу и распространяться на 2013 год, даже если вступят в силу в 2014 году.

На это указал Минфин в своем Письме от 30.11.2012г. №03-05-04-01/40:

«Законы субъектов Российской Федерации, принимаемые в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ, должны учитывать требования ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

Между тем следует отметить, что законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие пониженные налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, относительно налоговых ставок, установленных ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ), на основании норм п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, могут иметь обратную силу и, вступив в силу с 2014г., применяться к правоотношениям 2013 г.»

www.klerk.ru