Морально-этические нормы и правила

Морально-этические нормы и правила

5. Моральные и этические нормы

Нормы морали (нравственности) — это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, справедливости, достоинстве и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности людей и их объединений.
Общее между правом и моралью:
— по сравнению с другими регуляторами общественных отношений мораль и право имеют наибольшую сферу действия;
— нормы морали и нормы права предполагают относительную свободу воли индивидов, сознательный выбор своей позиции;
— нормы морали и нормы права обладают преемственностью основных категорий и принципов.
Отличия правовых и моральных норм: моральные нормы по своему происхождению не связаны с государственной властью, они существуют устно и реализуются на основе внутреннего убеждения человека, на основе внутреннего общественного мнения. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания и их нарушение встречает общественное осуждение.
Таким образом, требования права и морали и их сфера действия в значительной степени пересекаются. Однако, зачастую действуя в одних и тех же областях, право и мораль остаются самостоятельными образованиями.
Если говорить строго, то между нормами морали и нормами нравственности имеется существенное различие. В то время как нормы морали определяют, прежде всего, внутренние мотивы и побуждения человека, нормы нравственности (как, впрочем, и нормы права) лежат в основе внешних поступков людей.
Нередко наряду с понятиями “мораль”, “нравственность” используется слово “этика”, которое означает установленный порядок поведения. Нормы эстетики закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Одним словом, это правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков. Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.


yourlib.net

Этические нормы и правила поведения в обществе

Общение цивилизованных людей невозможно без этических принципов, норм и правил. Не имея или не соблюдая их, люди заботились бы исключительно о собственных интересах, не замечали никого и ничего вокруг, тем самым лишаясь взаимосвязи с окружающими. Этические нормы и поведенческие правила способствуют сплочению и объединению общества.

Что это такое?

Этика является сводом правил, которые определяют степень адекватности поведения во время какого-либо взаимодействия с другим человеком. Этические нормы, в свою очередь, как раз и представляют нормы, благодаря которым человеческие контакты становятся приятными для каждого. Конечно, если этикет не соблюдать, в тюрьму не попадешь, да и штраф платить не придется, так система правосудия не работает. Но порицание окружающих тоже способно стать своего рода наказанием, действующим с моральной стороны.

Работа, школа, университет, магазин, общественный транспорт, родной дом — во всех этих местах случается взаимодействие хотя бы с одним человеком или более. При этом обычно используются следующие способы общения:

Каждое из действий оценивают посторонние люди, даже если они не имеют отношения к происходящему. Главное — понимать, что нельзя целенаправленно оскорблять, унижать и грубить окружающим, а также причинять им боль, в особенности — физическую.

Этические нормы общения разделяются в условном порядке на два типа: обязательные и рекомендуемые. Первый нравственный принцип запрещает наносить людям вред. Противопоказанные действия во время общения — создание негативной энергии и подобных чувств у собеседника.

Чтобы не создавать предпосылок для конфликта, следует сдерживать отрицательные эмоции и понимать, что у каждого человека имеется личное мнение, а правовые нормы не запрещают его высказывать. Такое отношение должно касаться всех людей, а особенно — подростков, которые склонны к возникновению чрезмерных эмоциональных всплесков в споре или ссоре.

Рекомендуемая этика характеризуется соблюдением следующих негласных правил:

  • важно помнить о чувстве собственного достоинства;
  • не забывать о скромности;
  • всегда с уважением относиться к людям и даже мысленно не ограничивать какие-либо их права.
  • Мотивы общения при этом являются определяющим фактором, их тоже можно разделить на несколько типов.

  • Положительные: в этом случае человек старается сделать собеседника счастливее, уважить его, проявить любовь, понимание, создать интерес.
  • Нейтральные: здесь присутствует лишь информационная передача одного лица другому, например, во время работы или другой деятельности.
  • Отрицательные: возмущение, гнев и прочие подобные чувства — все это допустимо, если приходится сталкиваться с несправедливостью. Однако важно держать себя в руках, чтобы такие мотивы не превратились в противозаконные действия.
  • Даже последний пункт относится к этичности, как и остальные, ведь все перечисленное основано на побуждениях высокой морали. Совсем другое дело, когда человек руководствуется низменными побуждениями, желая совершить обман, месть или специально лишить кого-то хорошего настроения. Подобное поведение противоположно этике, хотя и может иметь некоторые исключения.

    Разумеется, общие этические принципы касаются каждого человека, кем бы он ни был, однако так называемый деловой мир успел создать и собственные правила общения, которые также необходимо соблюдать, находясь в соответствующей среде. На самом деле отличаются они только наличием постоянной формальности. Звучат эти нормы весьма доступно.

    • Абсолютной истины нет даже в морали, и она — высший людской судья.
    • Хочешь изменить мир — начни с себя. Хваля окружающих, в свою сторону находи претензии. Прощая проступки других, себя всегда наказывай.
    • Только от самого человека зависит то, как к нему будут относиться.
    • Каждой организации рекомендуется задуматься о повышении этичности:

    • разработать специальные этические нормативы;
    • создать личные комиссии по этике;
    • правильно обучить работников и привить им уважение к этическим нормам и друг к другу.
    • Благодаря подобным решениям создается некий терапевтический эффект для всего коллектива, помогающий создать или улучшить нравственную атмосферу, повысить лояльность и не забывать о морали. Репутация фирмы также будет повышаться.

      Основные правила

      Понятие «этика» и ее правила должны знать все уважающие себя люди. Тем более, основы хорошего тона достаточно просты – запоминание и соблюдение их не составит труда.

      Общение в собственном доме с родными людьми может быть любого приемлемого для конкретной семьи характера, однако при выходе в общество поведение с другими людьми должно отвечать общепринятым нормам. Многие придерживаются утверждения, что есть всего одна возможность произвести должное впечатление на незнакомого человека, и об этом вспоминают при каждом новом знакомстве. Чтобы все прошло хорошо, важно не забывать про выполнение нескольких несложных правил.

    • Неважно, происходит ли дело в веселой компании или на официальном мероприятии, незнакомые люди должны быть для начала представлены друг другу.
    • Имена — очень важная деталь, поэтому каждое необходимо постараться запомнить.
    • Когда знакомятся мужчина и женщина, представитель сильного пола, как правило, начинает говорить первым, однако может быть и исключение, если он является известной личностью или же происходит встреча делового характера.

    wlooks.ru

    Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения.

    Медицинскому работнику доверяемся самое дорогое — жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом.

    Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента. Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.

    Морально-этические принципы профессионального сестринского поведения.

    1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.

    6. Учтивость и др.

    Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:

    1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.

    2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т.п.

    Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:

    Скромность — простота, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе.

    Справедливость — самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что два начала справедливости — это: «Никому не вредить и приносить, пользу обществу».

    Честность — должна соответствовать всем делам медицинского работника. Она должна стать основой его повседневных помыслов и стремлений.

    Доброта — неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека.

    Что же такое внешняя культура медицинского работника?

    1. Внешний вид. Основное требование к одежде медика — чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту.

    Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей.

    2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение.

    Лекция №2

    Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 6559 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    poznayka.org

    Раздел 1. Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения.

    Тема 1.1. Основные понятия биомедицинской этики. Медицина, этика, право и религия. История биоэтики.

    Цель: уяснить значение биомедицинской этики в системе подготовки специалиста здравоохранения, историю становления и основные положения данной дисциплины.

    1. Основные понятия и положения биомедицинской этики.

    2. Предпосылки возникновения и специфика биомедицинской этики. Конфликт цели и средства в биомедицинской науке.

    3. Формы социальной регуляции медицинской деятельности.

    4. История и этапы развития медицинской этики. Этика Гиппократа.

    5. Медицинская этика в зарубежных странах.

    6. Медицинская этика в дореволюционной России и СССР.

    7. Основополагающие документы по биоэтике.

    Биомедицинская этика /Под ред. В.И.Покровского. — М.: Медицина, 1997. — 224 с. Вып. 2. 1999.

    Биоэтика: принципы, правила, проблемы. – М.: Эдиториал УРСС, 1998. – 472 с.

    Введение в биоэтику /Под ред. Б.Г.Юдина, П.Д.Тищенко. — М.: Прогресс-Традиция, 1998. — 384 с.

    Вересаев В.В. Записки врача // Собрание сочинений в четырех томах . М, 1985. Т.1. — С. 210 – 400.

    Зильбер Л.П. Этика и закон в медицине критических состояний. «Этюды критической медицины» Т. 4. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. — 560 с.

    Иванюшкин А.Я. Рыцарь врачебной этики (В.А. Манассеин). //Медицинское право и этика, 2001. — № 2. — С. 49-59.

    Иванюшкин А. Я, Медицинская деонтология в СССР (К истории вопроса) //Медицинское право и этика, 2002. № 1. — С. 32-35

    Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика: Теория, принципы и проблемы. — М.: ММСИ, 1996. — 239 с.

    Островская И.В. Медицинская этика. Сборник документов.- М.: АНМИ, 2001. – 241 с.

    Орлов А.Н. Клиническая биоэтика: Учебное пособие. – М.: Медицина, 2003. – 360 с.

    Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. — 1997. — 224 с.

    Силуянова И. В. Этическая культура как основание медицинского профессионализма или зачем будущему врачу изучать гуманитарные науки? //Медицинское право и этика, 2001. — № 4. — С. 81-83

    Тищенко П.Д. Новая этика для новой медицины.//Медицинское право и этика, 2000. — № 1. — С. 4-17.

    Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). Учебное пособие. – М.: Медицина, 2001. – 208 с. (Учеб. лит. для студентов медицинских вузов. Первый выпуск.).

    Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). Учебное пособие. – М.: Медицина, 2000. – 256 с. (Учеб. лит. для студентов медицинских вузов. Второй выпуск.).

    Основные понятие и положения биомедицинской этики.

    В основе деятельности врача и любого специалиста здравоохранения лежат три составляющих: профессиональная подготовка, профессиональная этика, профессиональное законодательство. Специальные знания врачи получают и совершенствуют на соответствующих кафедрах. Медицинское право, или профессиональное законодательство, является внешним регулятором поведения и деятельности медицинского работника, поэтому изучается и осваивается как в процессе обучения, так и в процессе профессиональной деятельности. Знания по специальным дисциплинам и медицинскому праву являются основой для получения диплома.

    Этические основы профессии в основном формируются в ходе изучения клинических дисциплин на базе определенных личностных качеств, необходимых врачу, и завершаются клятвой врача, которая является эталоном взаимоотношений с пациентами, родственниками больного и коллегами.

    Этические положения в медицине неразрывно связаны с врачеванием.

    В современном понимании Медицина – это наука о предупреждении и лечении болезней, сохранении и укреплении здоровья людей. Вспомним, что слово «медицина» (лат. «medicina»и «medicare») имеет два значения — лечить и отравлять, a термин «medicamen» означает лекарство, яд и волшебство. Корень слова «медицина» — индоевропейское «med», т. е. «середина», «мера». Смысл этих слов связан и с нахождением средства (меры) исцеления, и с оценкой исцеления как действия между чудом и знанием, и со «срединным» местом медицины между естествознанием и социально-гуманитарным знанием.

    ЭТИКА (греч. ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) – наука о морали (от латинского moralis, что означает нравственный).

    Нравственность определяется как особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, регулирующих поведение человека с помощью норм, имеющих идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости, должного и т. д.,

    Мораль – это совокупность нравственных норм и принципов поведения, принятых в данном обществе в определенный период времени (или система норм нравственного поведения человека какого-либо класса или профессиональной группы). В более общем виде мораль определяется как система норм нравственного поведения людей, их обязанности по отношению друг к другу и обществу в целом.

    Таким образом, мораль может быть разной в различных слоях общества и даже в разных профессиях. Кроме того, мораль может меняться во времени.

    Аристотель (4 век до н. э.) впервые выделил этику в самостоятельную философскую дисциплину, изучающую мораль. Иммануил Кант в 17 веке впервые определил этику как науку о должном.

    Слова этика и мораль (эпитеты этический и нравственный) используются как синонимы.

    Совокупность этических норм поведения человека складывается из трех компонентов: врожденной, доктринальной и конвенциональной этики.

    Врожденная (зоологическая) этика имеется и у животных в виде элементов регламентации поведения. Проявляется врожденная этика как инстинктивное поведение животных относительно один другого в группах, прайдах, стадах, стаях. Этому поведению не обучаются, с ним появляются на свет.

    У человека, в отличие от животных, есть доктринальная этика, которая базируется на тех или иных идеологических доктринах. Это, прежде всего, этика религиозная, присутствующая во всех религиозных системах, начиная с самых древних (иудейская религия, религии античности, христианство, буддизм, ислам и др.). Если в советский период истории России заместителем религии был установлен диалектический/исторический материализм, то и здесь присутствовала доктринальная этика, обязательная к исполнению всеми членами общества.

    Этика конвенциональная устанавливается по взаимной договоренности людей или человеческих общностей: как им вести себя по отношению друг к другу. Эта этика была в свое время обозначена гражданином Женевы Жан-Жаком Руссо в его трактате «Общественный договор», где расписывалось, как люди договариваются, чтобы друг другу поменьше вредить и побольше оказывать пользы, стараясь при этом обеспечить максимум собственной пользы тоже. Многие документы медицинской этики содержат положения, относящиеся к нормам конвенциональной этики: Конвенции о правах человека, Конвенция о правах ребенка и др.

    ЭТИКА ВРАЧЕБНАЯ (медицинская) традиционно определяется как совокупность нравственных норм поведения врача и отношения к больному, его родственникам, коллегам. Полвека назад в нашей стране медицинскую этику почти полностью заменила деонтология.

    ДЕОНТОЛОГИЯ (греч. Deon, deontos – должное, надлежащее, долг) – наука о должном — учение о совокупности этических норм, определяющих надлежащее (специфическое) отношение к объекту и предмету труда и регламентирующих взаимоотношения между коллегами и другими субъектами деятельности.

    Деонтология — общее название этических теорий, имеющих отношение к любой деятельности, в которых благо понимается как безусловный долг следовать определенному этическому принципу. Например, моральная философия И. Канта основывается на принципе автономии воли. Советская медицинская деонтология исходила из долга гражданина активно участво­вать в строительстве коммунистичес­кого общества.

    Термин «деонтология» предложен в начале Х1Х века английским философом Дж. Бентамом, который является признанным создателем философии утилитаризма и деонтологии. Утилитаризм (от латинского — польза, выгода) – принцип оценки всех процессов, явлений и предметов только с позиций их полезности. Конечное значение морали, согласно этой теории, – способствовать стремлению людей к получению удовольствия, наслаждения и счастья, поэтому этические нормы и принципы должны способствовать наивысшему счастью наибольшего числа людей. Этот принцип Бентам превратил в учение о деонтологии, впервые использовав этот термин как альтернативу термину этика. Хотя он и называет деонтологию наукой о морали, но не отождествляет, а даже противопоставляет этике.

    Существуют разные определения понятия медицинской деонтологии. Остановимся на двух из них.

    МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ — совокупность этических норм и праил выполнения медработником своих профессиональных обязанностей. (Предписание о том, как должно поступать в той или иной ситуации и как поступать нельзя).

    МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ — учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения врачей.

    Во втором определении врачебная этика выступает как составная часть медицинской деонтологии.

    То, что теперь составляет предмет медицинской деонтологии, в конце Х1Х века именовалось врачебной этикой.

    Отметим, что понятия деонтология и этика в медицине имеют и совпадения, и противоречия.

    Деонтология ближе к закону: она учит, как должно поступать, даже если эти действия будут антигуманными (этика роботов). Человек действует по составленным кем-то инструкциям и правилам. Этика опирается на мотивацию в виде накопленных моральных ценностей, а не на алгоритм поведения. Основные отличия этики, деонтологии и закона представлены в таблице 1.

    studfiles.net

    Сестринского поведения;

    Морально – этические нормы, правила и принципы

    1. Основные понятия.

    «Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии» (Ф. Найтингейл).

    Во все времена и у всех народов к характеру и поведению медицинской сестры общество предъявило особые, повышенные требования. Личные качества медсестры – любовь к людям, способность к состраданию, доброта, требовательность к себе, — является предметом изучения медицинской этики.

    Медицинская этика это учение о морали медицинских работников, об их высокогуманном отношении к человеку как необходимом условии успешного лечения.

    Тысячелетиями существовала в нашей культуре тесная связь этики и медицины. Этика это учение о морали и нравственности (Аристотель). Принципы медицинской этики должны соблюдаться медсестрами в их повседневной деятельности. На основе норм, правил, обычаев сформулированы наиболее обобщенные понятия морали(- это совокупность норм-запретов, идеалов, требований, предписаний, — принятая и разделяемая в данном обществе) и нравственности(- это реальное воплощение морали в жизнь через совокупность обычаев, норм, нравов, поведение людей при определенной системе общественных отношений) или этические категории: долг, совесть, честь, достоинство, ответственность. Пациент, доверяющий сестре свое здоровье, должен быть уверен не только в ее высоком профессионализме, но и в порядочности.

    2. Медицинская этика в истории медицины.

    «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного» (Гиппократ).

    Первые прогрессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубины веков, зафиксированы в древнеиндейской книге «Аюрведа», в которой наряду с проблемами добра и справедливости высказываются наставления быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным. Большое развитие медицинская этика получила в Древней Греции и ярко представлена в «Клятве Гиппократа». Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва» или «Присяга». В эпоху Возрождения Парацельс особое внимание уделял моральным качествам врача.

    Термин «деонтология» (- это этическая теория, рассматривающая проблемы долга, моральных требований и нормативов) был дан Д. Бентамом, а «биоэтика» (- это свод требований и норм, действующих на основе традиционных духовных ценностей в интересах охраны и обеспечения физического и психического здоровья человека и общества, устанавливающих меру ответственности тех, кто принимает решения в этой области, а также регулирующих возникающих в связи с этим отношения. (Проект ФЗ «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения») ), -В. Р. Поттером.

    3. Проблемы медицинской этики на современном этапе.

    «Человека следует уважать в себе и в других» (Э. Кант).

    Основные проблемы биомедицинской этики затрагивают следующий круг вопросов: взаимоотношения медицинского работника и пациента, эксперименты на человеке, эвтаназия пассивная (отказ от лечения, поддерживающего жизнь пациента, т. е. прекращение уже начатого лечения, отключение ИВЛ, искусственного питания. В России эвтаназия запрещена законом) и активная(- это преднамеренное прерывание жизни неизлечимо больного пациента с целью прекращения его страданий), социальные, правовые и этические аспекты аборта. Контрацепции и стерилизации, генитический скрининг, новые репродуктивные технологии: (искусственная инсеминация, эко, суррогатное материнство), трансплантация органов и тканей, генетика и генная инженерия, клонирование, права пациента и медицинского работника и т.д. проблемные ситуации в современной медицине рассматриваются с точки зрения философии, психологии, социологии, права, морали и религии.

    4. Права пациента и сестринского персонала.

    Существуют международные организации, занимающиеся проблемами биоэтики: ВОЗ, ВМА (Всемирная Медицинская Ассоциация), ООН и создавшие международные нормы о правах человека, напр., Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья…» статья 25 ), Конвенция СНГ «О правах и основных свободах человека», Лиссабонская декларация о правах пациента (принята в 1981 г. в Лиссабоне, Португалии. «Пациент имеет право свободно выбирать врача, получать помощь врача, получив адекватную информацию согласиться на лечение или отказ от него и т.д.»), «Копенгагенская декларация»(1994) и др. первый кодекс прав пациента был принят в 1972 г. в США. В нашей стране наиболее детально вопросы охраны здоровья, прав граждан, попадающих в сферу медицинской деятельности, нашли свое законодательное воплощение в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан».

    5. Медицинская тайна.

    «Я буду держать в секрете всю личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентами и их родными» (Ф. Найтингейл).

    Статья 31 в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» конкретизирует право пациента на информацию о своем здоровье. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения. Полученные при его обследовании и лечении, составляет врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицам, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных обязанностей, кроме случаев, установленных статьей 31 частями третьей «С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющая врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах лечения и обследования пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях» и четвертой «Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина и его законного представителя допускается: в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда…, в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей». Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    Регламентация вопроса о врачебной тайне также содержится в статье 49 – «При оформлении листка нетрудоспособности сведения о диагнозе заболевания с целью соблюдения врачебной тайны вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия, указывается только его причина нетрудоспособности (заболевания, травма или иная причина)».

    6. Морально – этические нормы, правила и принципы сестринского поведения.

    В основе медицинской профессии лежит этика Гиппократа – этика гуманности (человечный, отзывчивый, культурный), человеколюбие, милосердия (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия). Эффективность лечения и ухода за больными определяется не только профессиональным уровнем знаний и умений медсестры. Ее личные качества: моральные, эстетические, интеллектуальные, внешний вид, профессиональное поведение и коммуникативные навыки и общаякультураблаготворно влияют на процесс выздоровления пациента. Этический кодекс медсестры России дает четкие ориентиры профессиональной деятельности медсестры, излагает принципы (схема 1.) и морально-этические нормы сестринского поведения. На медсестру возложены четыре основные обязанности: сохранять здоровье, предотвращать заболевания, восстанавливать здоровье и облегчать страдания.

    И. Харди выделил 6 типов медсестер в зависимости от характера и отношения к работе:

    1. практический (выполняет свои обязанности скрупулезно, уподобляясь машине, не сопереживая, не сочувствуя пациенту);

    2. артистический (медсестра в процессе работы играет заученную роль; в ее поведении постепенно исчезает искренность, открытость и появляется наигранность, искусственность);

    3. нервный (медсестра эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная, брезгливая, склонная обсуждать личные проблемы, иногда отказывается выполнять некоторые процедуры);

    4. мужской (сестра мужеподобной внешностью, крупного телосложения, решительная, энергичная, самоуверенная, любит порядок, четкость и дисциплину. Может быть резкой и грубой с пациентами);

    5. материнский (забота о пациенте –ее жизненное призвание. Она с максимальной любовью и сочувствием относится к пациентам);

    6. сестра – специалист (работает в кабинетах физиотерапии, рентген-кабинете, лаборатории, функциональной диагностики. Она относится к другим медсестрам и пациентам с чувством превосходства).

    Основные этические принципы сестринского поведения

    studopedia.su