Как проходит экспертиза проекта

Оглавление:

Экспертиза проектной документации: что это такое и с чем его едят

Главное изображение статьи

Приветствую, друзья! Сегодня на блоге начну новую рубрику на тему «Экспертиза проектной документации». Прошу вас ответить в комментариях интересна ли вам данная тема и стоит ли затрагивать ее на блоге. По мне так обязательно стоит, но все же хочется узнать мнение моих читателей.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое экспертиза проектной документации
  • Чем регламентируется прохождение экспертизы
  • В отношении каких проектов проводится экспертиза
  • Чем отличается государственная экспертиза от негосударственной
  • Сроки прохождения экспертизы
  • Что это такое?

    Честно, до того как я пришел работать в инспекцию ГСН, я понятия не имел что такое экспертиза проектной документации. Думаю, многие мастера и прорабы, даже инженеры ОКС и ПТО, тоже не знают что это такое. Так давайте приступим к изучению.

    Экспертиза проектной документации — это оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

    Рассмотрение проектной документации

    Довольно таки муторное определение, если по простому, то экспертиза это когда аттестованные специалисты проверяют проектную документацию на соответствие его требованиям законодательства.

    Друзья, законом, а именно Градостроительным кодексом Российской Федерации, установлено, что проектная документация подлежит обязательной экспертизе. Но это не всегда, но об этом мы поговорим чуть ниже.

    То есть, после составления проекта Вам необходимо пройти экспертизу и только после получения положительного заключения вы можете утвердить проект к строительству, либо к реконструкции.

    Наличие допуска СРО у проектной организации это не все, надо чтобы еще проект прошел экспертизу. Это очень важно, друзья, так как без этого заключения вам не выдадут разрешение на строительство.

    Следует отметить, что экспертизе подлежит не только проектная документация, а также и инженерные изыскания, на основе которых разработан проект.

    Чем регламентируется?

    Мастер изучает проект

    Про экспертизу подробно написано в статье 49 ГрК РФ и в «Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденном постановлением Правительства РФ от 05 марта 2007 года №145.

    Образец готового заключения экспертизы

    Ниже я для вас подготовил образец готового положительного заключения экспертизы проектной документации, чтобы вы имели некое представление.

    В отношении каких проектов проводится экспертиза

    Тут легче сказать в отношении каких проектов экспертиза не проводится. А какие проекты не подлежат обязательной экспертизе указано в ч.2, 2.1, 3, 3.1 ст. 49 ГрК РФ.

    А все остальные должны обязательно проходить экспертизу, в противном случае это будет серьезное нарушение градостроительного законодательства.

    Друзья, не поленитесь ознакомиться с 49 статьей и указанными выше частями из этой статьи. Так как описывать на блоге все что написано не имеет смысла.

    Ну а кратко экспертизу не проходят проекты:

    1. Отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более трех и только для проживания одной семьи. То есть индивидуальные жилые дома с количеством этажей не более трех. Друзья тут главное не запутаться в понятиях количество этажей и этажность. Подвал и чердак тоже входят в количество этажей в определенных случаях.
    2. Жилые дома блокированного типа тоже не подлежат экспертизе при соблюдении ч. 2.2 ст. 49 ГрК РФ:

    Выдержка из Градостроительного кодекса ч. 2.2 ст. 49 ГрК РФ

    Выдержка из Градостроительного кодекса РФ ч. 2.3 ст. 49 ГрК РФ

    Выдержка из Градостроительного кодекса РФ ч. 2.4, ч. 2.5 ст. 49 ГрК РФ

    Выдержка из Градостроительного кодекса РФ ч. 2.6 ст. 49 ГрК РФ

    Тут следует знать, что есть еще некоторые тонкости:

    Если строительство, реконструкция указанных выше объектов осуществляется в границах охранных зон объектов трубного транспорта, то экспертиза обязательна.

    И еще одна тонкость:

    В чем отличие государственной экспертизы от негосударственной?

    Раньше такого различия не было — была только государственная экспертиза. Скажу вам по секрету — порядка в экспертизе при этом было намного больше.

    Но наверху решили, что для ускорения процесса необходимо разрешить проходить и негосударственную экспертизу. И теперь застройщик имеет право направлять проектную документацию на государственную экспертизу и на негосударственную. Указано это в ч.3.3 ст. 49 ГрК РФ:

    Выдержка из Градостроительного кодекса РФ ч. 3.3 ст. 49 ГрК РФ

    Но при этом надо знать, что в некоторых случаях экспертизу проекта можно проходить только государственную. Указано это в ч. 3.4 ГрК РФ:

    Выдержка из Градостроительного кодекса РФ ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ

    Ну так в чем же отличия?

    А отличия в том, что государственную экспертизу можно проходить только по месту нахождения земельного участка, на котором вы собираетесь строить. То есть решили строить в Чувашии проходите государственную экспертизу в Чувашии, решили в Татарстане — проходите в Татарстане. Все понятно? Если нет, то задавайте вопросы в комментариях.

    В этом вы можете убедиться из ч. 4.2 ГрК РФ:

    Выдержка из Градостроительного кодекса РФ ч. 4.2 ст. 49 ГрК РФ

    А вот негосударственную можно проходить в любом регионе Российской Федерации.

    Ну а самое главное отличие этих двух экспертиз в том, что на проведение государственной экспертизы цена установлена государством. И ниже этой цены экспертизу государственную проводить нельзя.

    Тут то и кроется вся прелесть негосударственной экспертизы для застройщиков так как стоимость ее практически всегда ниже.

    Я не знаю точную разницу в стоимости, но как то мне один застройщик говорил, что ему по определенным причинам пришлось пройти государственную экспертизу и встало ему это в 480 000 рублей, при этом негосударственная готова была провести экспертизу за 180 000 рублей. Думаю, порядок цен понятен.

    Да и очень часто бывает так, что в негосударственной экспертизе работают намного быстрее и атмосфера, тоже вообщем приятнее. Все таки коммерческая организация должна выдерживать конкуренцию, а сервис никто не отменял.

    Сроки прохождения государственной экспертизы установлено в ч. 7 ст. 49 ГрК РФ и она не должна превышать шестидесяти дней.

    Выдержка из Градостроительного кодекса РФ ч. 7 ст. 49 ГрК РФ

    Негосударственная обычно всегда работает быстрее. Конкуренция знаете ли не дает спать.

    Раньше срок прохождения экспертизы было 90 дней и только государственная. Представляете как это долго. А за аренду земли надо платить, деньги то капают.

    Друзья, я лишь поверхностно рассмотрел вопрос экспертизы проектной документации и инженерных изысканий. Советую вам тщательно ознакомиться с 49 статьей Градостроительного Кодекса, где про это все подробно написано. На самом деле там очень много тонкостей. Ну а если у вас есть вопросы, то смело задавайте их в комментариях.

    До скорых встреч, делитесь статьей в социальных сетях, для развития блога это очень важно!

    stroykalife.ru

    Кто проходит экспертизу проекта заказчик или проектировщик

    Архитектор, управление проектами.

    Дело не в самой оплате. Дело в принципиальном подходе. Если заказчик понесет проект на экспертизу сам, а затем передаст нам замечания, то процесс приемки проектов растянется до бесконечности, ибо прямого контакта не будет, а будет «испорченый» телефончик.
    Как я могу защищать проект, если у того, кто понесет его в экспертизу нет интереса сам проект защитить?
    Вы находите такую ситуацию нормальной и что так всега и поступаете?

    Кстати по поводу оплаты. Экспертиза стоит денег, помоему это очевидно.
    Денег стоит не исправление «косяков», а именно само заключение (люди то работают).

    disech , заказчик несет проект в экспертизу, замечания передает вам, а дальше с ними разбираетесь уже вы.

    Не растянется. Назначается срок устранения замечаний. Ежели в срок замечания не снимаются, выдается отрицательное заключение.

    Проект в экспертизу подает заказчик. Проектировщики осуществляют только техническую поддержку.

    Не примет.
    15. Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
    Градостроительный Кодекс РФ, статья 48, п. 15.

    а вот тут как раз и «порылась собака». Дело в том, что по договору заказчик принимает проект через 10 календарных дней, либо пишет замечания. Искренне сомневаюсь, что за 10 дней можно пройти экспертизу.

    Цитата «Градостроительный кодекс читайте хоть иногда!»
    Вы говорите о том, что мы должны поправить замечания в срок установленый законом, я с этим согласен. Однако практика показывает, что бездумно исправлять то, что нашел эксперт не всегда необходимо. Свои проектные решения можно и нужно защищать. А как их будет защищать за меня заказчик?

    forum.dwg.ru

    Государственная экспертиза проекта строительства, государственная экспертиза объекта и проекта строительства

    Что такое госэкспертиза?

    Государственная экспертиза ― это очень важный этап в инвестиционном процессе строительства. Её проводят для того, чтобы предотвратить возможность появления малейших нарушений в различных объектах.

    Мы оказываем услуги в этой и других видах экспертиз

    По сути, государственная экспертиза проекта строительства предназначается для обеспечения безопасности использования здания, которое будет возведено. Так как муниципальные органы не занимаются контролем на всех стадиях строительного процесса (для этого есть частные экспертные группы), они оценивают будущий объект по его проекту,который подаётся в органы перед началом застройки.

    Любое здание не должно наносить ущерб гражданам, которые будут его использовать, не должно нарушать экологические нормы безопасности, и не должно противоречить как социально-экономической, таки природоохранной деятельности и политике государства и муниципальных властей.

    Кроме того, здание должно:

  • Соответствовать государственным нормативам,определённым для данной отрасли строительства и данной категории зданий.
  • Отвечать замечаниям различных норм и правил(должны использоваться сертифицированные материалы, и т.д.).
  • Отвечать законодательным актам, которые устанавливают правила строительства в данном регионе.
  • Когда проводится гос экспертиза, необходимо придерживаться всех нормативов, которые определены государством, а также особой инструкцией, разработанной для органов исследования и регулировки. Кроме того,берутся во внимание все муниципальные документы, регулирующие тем или иным образом инвестиционные процессы в строительстве на различных объектах.

    Какие проекты попадают под госконтроль?

    Подвергаться государственной экспертизе должны все без исключения проекты, независимо от того, кто их финансирует.Обычно источниками финансирования выступают:

  • Частные лица и компании.
  • Зарубежные инвесторы.
  • Муниципальные предприятия.
  • В любом случае, если объект принадлежит к капитальной стройке, для которой законом определены экспертизы, то его проект должен быть изучен и оценен государственной комиссией.

    Также, не играет роли форма собственности и количество собственников по проекту. Форма собственности объекта может быть любая, начиная частной и заканчивая государственной.

    Не освобождается от проверок объект даже в том случае, если подрядчиками выступают муниципальные компании, либо заинтересованными лицами являются любые другие компании или физические лица.

    Проекты,освобождаемые от проведения контролей

    На самом деле, далеко не все объекты должны подвергаться государственным экспертизам. В данную категорию, как вам уже известно, входят основательные объекты, для которых обязательно согласование и прочие формальности.

    Есть также целый ряд объектов, для которых функция контроля не нужна:

  • Отдельные частные дома жилищного фонда,имеющие менее трёх этажей и предназначающиеся для частного использования и только для одной семьи. Данные объекты относятся к индивидуальной стройке и не должны проверяться со стороны государства.
  • Большие жилые здания, в которых не более трёх этажей и всего не более десяти отдельных квартирных блоков, предназначающихся для жизни людей. Каждый такой блок должен быть рассчитан всего на одну семью,должен иметь как минимум одну общую стену с другими жилыми блоками, но в этих стенах не допускаются проёмы и арки. Такой дом обязательно должен располагаться на отдельном участке земли, должен иметь территорию, предназначенную для общего пользования и должен иметь выход на дороги и улицы.
  • Жилые большие (до 3х этажей) дома, в которых всего до четырёх отделённых частей, в каждой из которых есть жилые блоки.Количество отделённых частей не должно быть более четырёх, и при этом каждая из них должна иметь свой подъезд и выход к общей территории.
  • Отдельные основательные здания, у которых не предусмотрено более двух этажей. При этом размер всех этажей не должен превышать значения 1500 квадратов. Такие помещения не должны предназначаться для жилищного фонда, а также в них не может осуществляться никакая производственная деятельность.
  • Отдельные основательные здания, у которых до двух этажей, с общей площадью по всем этажам не более 1500 квадратов, которые используются в производственной деятельности предпринимателей и организаций, но для которых не требуется по закону какое-либо санитарно-защитное ограждение или зонирование, что находятся на территории наделов, в пределах которых нет нужды устанавливать охранные зоны.
  • Государственная экспертиза объектов строительства также не должна проводиться в рамках конструкций, которые ремонтируются, реконструируются, строятся, если для проведения таких работ не предусмотрено получение разрешения от государственных органов. Кроме того, есть типовые проекты, которые ранее уже проходили государственную проверку объектной всех бумаг, нарушений не выявлялось, объект был успешно построен и эксплуатируется.

    По таким же типовым документам может возводиться и другой объект (или объекты), и для них уже не будут применяться нормы по государственной проверке. Объектные документы автоматически получают визу, как те, что уже были проверены государством, не нуждаются в повторных проверках на соответствие нормативам.

    Также, допускается не проводить проверку,если типовая документация, проходившая ранее проверку и успешно её завершившая,имеет некоторые дополнения, которые не затрагивают основных характеристик здания, не влияют на прочность, безопасность, на строение конструкции, на надёжность и экологичность использования объекта.

    Предмет и объект гос экспертизы

    Объект исследований ― это объектные документы, которые составляются на этапе инвестирования в сооружение, и составляются до того, как начнутся любые работы на стройплощадке по воплощению проекта в реальность. Такие документы обычно включают все технические и технологические нормы, регламенты, а также правила, которыми будут руководствоваться строители при проведении работ.

    Проектная документация отражает все аспекты процесса строительства:

  • Место и планировка.
  • Используемые строительные материалы.
  • Смета на сооружение.
  • Количество и номенклатура работ, которые будут проводиться на объекте.
  • Схемы и чертежи коммуникаций и конструкций.
  • Схемы расположения оборудования (при необходимости).
  • Технический и технологический регламент работ по стройке.
  • Прочие нормативы и определяющие документы.
  • Предметом же оценки муниципальными отделениями выступают немного другие аспекты, которые проверяются в отношении объекта исследования:

  • Оценка соответствия или противоречия определённым нормативам и замечаниям власти.
  • Соответствие всех бумаг техническим порядкам,предусмотренным для данного типа основательного строительства.
  • Проверка на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормативам и стандартам, особенно по используемым материалам и проводимым коммуникациям.
  • Оценка того, насколько объект соответствует замечаниям по охране государственного историко-культурного наследия, не нарушает ли он каких-либо регламентов по охране данных объектов, не будут ли они повреждены или разрушены.
  • Оценка соответствия нормативам радиологического контроля (все материалы должны иметь радиационные сертификаты,а сам объект в случае использования радиационных веществ должен иметь необходимые степени защиты).
  • Проверка того, соответствует ли объект правилам противопожарной безопасности. Материалы, которые легко воспламеняются,должны иметь специальную пропитку. Само здание должно иметь удобную конфигурацию для возможной эвакуации находящихся внутри людей, а также запасные выходы.
  • Кроме того, проверяется соответствие инженерным замечаниям, которые составляются отдельно под каждый тип проекта.
  • Учитывая, что проектный контроль производится ещё до начала строительства, это может занять определённое время,и заказчикам строительства, как и подрядчикам, можно будет приступать к работам только после полного согласования.

    Это сделано для того, чтобы пресечь возможные нарушения, которые будет сложно исправить. На этапе исследования могут обнаружиться нарушения, которые приведут к опасности в случае их воплощения в жизнь. Поэтому сначала осуществляется полная проверка всех бумаг, и лишь потом после получения всех согласований и подписей под проектом от государственных органов можно приступать непосредственно к самому стройке.

    Учитывая специфику проведения различных работ, и замечания к ожиданию окончания экспертизы, государство установило в инструкциях граничный период, который может отводиться на проведение исследования документов. Этот период составляет три месяца.

    Однако он может быть даже в другом виде, в зависимости от множества факторов:

  • Сложности будущего здания.
  • Специфики будущего использования объекта.
  • Объёмов объектной всех бумаг по будущей постройке.
  • Замечаний к наличию у экспертов особых знаний в узких областях для оценки всех бумаг по будущей постройке.
  • Загруженности государственных экспертов,занимающихся рассмотрением документов.
    • Выявленных нарушений, которые нужно исправлять.
    • И т.д.
    • Зачастую, период существенно короче, так как большая часть объектов не подразумевают сложных технологических решений,опасного производства и прочих усложнений, которые могут затянуть периоды рассмотрения всех бумаг муниципальными служащими.

      Как и при любой экспертизе, проводимой любыми(муниципальными или независимыми) экспертами, строительный контроль всех бумаг включает в себя результат, который подаётся заинтересованному лицу в виде экспертного резюме.

      Резюме государственных экспертов касательно объектной всех бумаг будущего здания бывают двух типов:

      Однако, в любом случае, независимо от результатов исследования, вывод обязано выдаваться.

      В случае с положительным результатом, вывод выдаётся по следованию проектных документов тем нормативам, которыми руководствовались эксперты при проверке, и которые были определены как основные для данной категории объектов. Кроме того, в положительном заключении указаны и дополнительные пункты.

      Дополнительно указывается соответствие всех бумаг инженерным замечаниям, определённым перед началом экспертизы. Инженерные изыскания являются обязательной частью любой экспертизы, так как они подтверждают, что здание будет надёжным и не будет иметь возможность причинения вреда или ущерба кому-либо из людей.

      Также обязательно объектные документы проходят проверку на соответствие техническим и технологическим порядкам,которые определены законодательными нормативами для каждого из типов проектных документов. При положительном исходе в заключении указывается полное соответствие всем порядкам.

      При несогласии заказчика исследования с отрицательным результатом установлены периоды, в которые заказчик вправе оспорить данное вывод в суде. В данном случае суд может назначить дополнительные исследования для данного пакета документов, чтобы удостовериться в отрицательном или положительном результате исследования.

      В отрицательном заключении указываются также:

    • Нарушения, которые касаются оформления всех бумаг со ссылками на законодательные нормы, определяющие состав и оформление данных документов.
    • Нарушения, касающиеся нормативов и правил по содержанию проектных документов.
    • Обнаруженные несоответствия инженерным изысканиям, которые проводились для данного объекта.
    • Другие нарушения, которые являются критическими, и могут повлиять на результат экспертизы.
    • Отрицательный вывод со всеми указанными выше пунктами передаётся заказчику, который должен отреагировать на замечания,указанные экспертами относительно проектных документов.

      После получения резюме, заказчик имеет право внести изменения в документацию и подать её на повторное исследование.

      Кто проводит муниципальные исследования документов?

      Проверкой проектов на соответствие всем нормативам и стандартам занимаются федеральные органы, уполномоченные проводить экспертизы, и имеющие в штате соответствующих специалистов. Кроме того, данный орган исполнительной власти должен иметь полномочия для проведения данного вида работ.

      Кроме того, исследование могут проводить и подконтрольные отделения исполнительной власти ведомства, которым переданы соответствующие полномочия.

      Все органы, проводящие экспертизы, обязаны следовать таким установленным правительством нормам:

    • Инструкциям по проведению исследований на различных объектах.
    • Порядку и регламенту проведения работ по оценке объектной всех бумаг будущего сооружения.
    • Установленным правительством размерам пошлин и оплат за проведение государственной деятельности.
    • Правилам взимания с заказчика в пользу муниципального органа (проверяющего) оплаты за проведённые работы.
    • Правилам оформления экспертного резюме.
    • И прочим нормативам.
    • Существуют установленные правительством положения о порядке проведения проверок и предоставления градостроительной государственной всех бумаг. Данные положения распространяются на все без исключения экспертизы, проводимые относительно различных проектов.

      Кроме того, в НПА есть и часть кодекса,которая также регламентирует порядок действий.

      В выдаче заключений должны участвовать такие органы:

    • Органы экологической экспертизы.
    • Органы по землеустройству, а также поземельным отношениям.
    • Уполномоченные охранные органы, которые занимаются охраной памятников архитектуры.
    • Федеральный орган по недрам в виде управления.
    • Горный технический контроль.
  • Санитарная и эпидемиологическая служба.
  • Различные органы по охране недр.
  • И прочие органы, которые имеют отношение к данному проекту и его специфике в таком большом городе, как Москва.
  • centerekspert.ru

    Экспертиза проектной документации: когда нужна и как проводить

    Когда вы собираетесь купить, построить какое-либо здание, вам потребуется экспертиза проектной документации. Специалисты в этой области обнаружат все неточности в техническом состоянии здания или используемых стройматериалах. При проведении экспертизы проектной документации применяется целый комплекс мероприятий, незаменимых при ведении своего бизнеса.

    В этой статье вы прочитаете:

    • Что такое экспертиза проектной документации, когда она нужна
    • Какие различают виды проектной документации
    • Какие документы нужны для ее проведения
    • Как рассчитать стоимость экспертизы
    • Каков срок выполнения экспертизы
    • Когда требуется повторная экспертиза проектной документации
    • ТОП-5 самых нужных статей для коммерсанта:

      Что такое экспертиза проектной документации

      Экспертиза проектной документации предполагает оценку соответствия проектной документации законам России, строительным нормативам и другим необходимым условиям. Процедуру оценки разрешено осуществлять как государственным учреждением, так и организациям, имеющим право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

      Срочно проверьте своих партнеров!

      Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня, Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное получить перечень выявленных нарушений!

      Экспертиза проектно-сметной документации важна, чтобы обезопасить недвижимость. Благодаря ей, вы сможете контролировать уровень надёжности в процессе эксплуатации, конструктивной безопасности возводимых сооружений. Кроме того, экспертиза изысканий и проектной документации выверяет баланс между характерными особенностями архитектурных графиков, бережным использованием природных ресурсов, материальными, энергетическими и финансовыми затратами.

      Какие различают виды экспертизы проектной документации

      – Негосударственная экспертиза. Используется в работе с документами на капитальное строительство, реконструкцию зданий и капитальный ремонт недвижимого имущества – в соответствии с ФЗ №337 от 28.11.2011.

      – Государственная экспертиза. Направлена на работу с документами на капитальное строительство сооружений, реконструкцию и капитальный ремонт достаточно опасных, технически сложно воспроизводимых, уникальных зданий в соответствии с ФЗ №337 от 28.11.2011.

      – Экспертиза промышленной безопасности. Применяется при взаимодействии с документами на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного для людей производственного помещения – в соответствии с ФЗ№116 от 21.07.1997.

      Для каких объектов проводится государственная экспертиза проектной документации

      Государственная экспертиза проектной документации осуществляется с 1 января 2007 года. Она пришла на смену сложной системы проверок, которая существовала на протяжении длительного времени в нашей стране и проводилась в несколько этапов. Уполномоченный орган, отвечающий за её проведение – Росстрой, а точнее, входящее в его подчинение ФГУ «Главэкспертиза России».

      Существует перечень объектов, обязующихся проводить государственную экспертизу. Это объекты:

      – используемые для военной защиты государства и его безопасности;

      – культурного наследия, неповторимые в своём роде, и обладающие федеральной значимостью;

      – несущие потенциальную опасность или находящиеся под грифом «секретно»;

      – строящиеся в территориальных или внутренних морских водах или на континентальном шлейфе;

      – строящиеся в определённой экономической сфере или на участке, который расположен в нескольких регионах страны.

      Негосударственная экспертиза проектной документации: кто должен ее проводить

      Данную экспертизу проводят государственные учреждения конкретного субъекта РФ, имеющие полномочия в этом вопросе. Также это право имеют организации, которые прошли процедуру подтверждения согласно статье 50 ГрК РФ и получили право проводить проверку такого уровня.

      Негосударственная экспертиза проектной документации осуществляется для остальных сооружений, которые не попадают в группу объектов федерального значения. Также данная проверка применяется для вновь возведенных строительных объектов, проведение государственной экспертизы для которых не является обязательной (см. подробнее ст.49, п. 2 и 3 Градостроительного кодекса). Заключение негосударственной экспертизы проектной документации имеет такую же силу, как заключение государственногообразца и полностью принимается Ростехнадзором.

      Правила проверки уровня эксперта

      Андрей Кулагин, генеральный директор компании «Пасифик Строй», Москва

      На сегодняшний день мы признаём, что не имеем конкретные реестры, раскрывающие данную тему. Всегда можно найти информацию в Интернете. Обращайте внимание на стаж, опыт и репутацию эксперта. Как показала практика, среди строительных экспертов выбирайте тех, кто соответствует таким критериям, как:

      – Высшее образование по специальности гражданское и промышленное строительство, проектирование и строительство, архитектура.

      – Опыт работы в сфере экспертной деятельности не менее 4 лет (это может быть прораб или инженер-проектировщик с высшим образованием, умением выполнять строительную экспертизу). Профессионалы, занимающиеся проектированием более 2 лет, имеют свои преимущества, и сделают экспертизу значительно качественнее. Не всегда оказывается достаточно общего опыта строительных экспертиз для понимания специфики более узкой проблемы.

      – Необходим юридически грамотный эксперт, поскольку на него возлагается серьёзная ответственность, в некоторых ситуациях вплоть до уголовной. Он не имеет права фальсифицировать либо предоставлять недостоверные данные, даже если эти действия предпринимаются в интересах заказчика.

      Также внимания должен заслуживать стиль общения эксперта. Профессионалы не должны быть чрезмерно эмоциональными и голословными. Мы связались в 2012-м году с проектным институтом на частном процессе. Заказчик оформил претензию в отношении генподрядчика. В итоге мы доказали несостоятельность экспертного заключения инвестора. Обнаружив непрофессиональную работу эксперта со стороны заказчика, мы развенчали все пункты предоставленной экспертизы. В добавлении к вышеизложенному, эксперт не имел права предоставления экспертного заключения.

      Когда требуется экспертиза проектно-сметной документации

      Экспертиза проектно-сметной документации проводится обязательно, когда строится недвижимость федерального значения и любые здания субъектов РФ. Строящиеся объекты могут иметь всевозможные варианты собственности и источники финансирования.

      Чтобы провести данную экспертизу, необходимо иметь технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства.

      Существует целый перечень официальных бумаг, предоставляемых на экспертизу проектно-сметной документации. Он регламентируется специальными правилами РФ и строительными нормами.

      Когда экспертиза проектной документации не требуется

      При выполнении текущих работ по ремонту зданий.

      При условии, что во время капремонта и реконструкции нет необходимости в прохождении экспертизы проектной документации недвижимого имущества. Поскольку оно уже имеет необходимое разрешение из органов государственной власти и используется второй раз.

      Согласно ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, не нужно получать согласие на проведение строительных работ, если:

      – Вы начинаете возведение гаража на земле, которая принадлежит частному лицу. Целевое использование этого участка не связано с ведением коммерческой деятельности, так как разрешается использование земли только для организации сада и постройки дачи;

      – Проводятся строительные работы и реконструкция зданий, которые не считаются сооружениями, подпадающими под понятие капстроительства (киоски, навесы и прочее);

      – При постройке сооружений для дополнительного использования;

      – Вы вносите изменения в объекты, которые предназначены для капстроительства, или их составных участков при условии, что они не коснутся конструктивных и других критериев качества. Также вносимые изменения не должны быть выше максимальных значений, которые разрешены при строительстве;

      – В остальных ситуациях, когда не нужно получать согласие на проведение строительных работ, опираясь на Градостроительный кодекс, региональные законы о градостроительной деятельности.

      Какие документы нужны для экспертизы проектной документации

      Для организации экспертизы проектной документации нужны такие документы, как:

      – описание работ по разделам проекта;

      – исходная информация для проектирования;

      – полный проект по содержанию работ, например, составленный генеральный план, описание технологической части, способы автоматизации процесса.

      Что оценивается во время экспертизы проектной документации

      1. Разумность разработанного процесса, описывающего технологии строительства, меру его безопасности и надежности. Проверяют, насколько верно прописаны технические способы взаимодействия, соблюдены ли процедуры, направленные на повышение безопасности запланированных работ;

      2. Качества самых важных пожароопасных, ядовитых свойств используемых материалов;

      3. Оптимальности проводимых действий, преследующих цель обеспечить надежность возводимого сооружения;

      4. Быстрого и надёжного способа выключения отдельных участков или элементов недвижимости для осуществления аварийных и ремонтных ремонт;

      5. Разумности используемых в строительстве вариантов по расположению основного и вспомогательного оборудования;

      6. Надёжности и правильности выбранных вариантов по расположению недвижимости;

      7. Использования инновационных технологий в процессе подготовки строительства возможно опасного сооружения для размещения производства в промышленной сфере;

      8. Аналитического исследования рекомендуемого способа организации процесса создания с прочими популярными методиками из опыта зарубежных коллег;

      9. Автоматизации комплексов по регулировке технологическими процессами и системами оперативного управления, предупреждения и ликвидации чрезвычайных происшествий;

      10. Уровень безопасности объектов недвижимости и их системы вентилирования, а также эффективности систем противоаварийной защиты и сигнализации;

      11. Автономность производственных циклов, если вдруг система энергоснабжения даст сбой;

      12. Защищённость имущества от ржавчины, а также оценка принятых мер контроля герметичности;

      13. Соответствие параметрам пожаробезопасности, предъявляемых к недвижимому имуществу в зависимости от вида технологических процессов, установленным системам вентиляции, к контролю загазованности воздуха;

      14. Комплекс мер для защиты от аварий, соответствие нормам безопасности. Проверяют, присутствует ли на объекте достаточное количество контрольно-измерительных приборов;

      15. Разумность выбора всех видов оборудования, его укомплектованности, схем обвязки, оценка достаточного наличия предохранительныхсистем и устройств автоматического управления;

      16. Профессиональную подготовку сотрудников, выполняющих эксплуатацию здания.

      Каков порядок экспертизы проектной документации

      1) В течение 1-3 дней собирается пакет документов, которому присваивают уникальный номер.

      2) Производится оплата по контракту, в котором указана стоимость экспертизы проектной документации. Затем проект идет на рассмотрение, которое длится примерно месяц.

      Вас в письменном виде должны уведомить, если в период проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий потребуются дополнительные расчеты, введение дополнительного раздела или полная переработка других разделов.

      Если будет не хватать важных документов для проведения проверки, вы также об этом быстро узнаете, получив информацию о возврате документации.

      3) Профессионалы подготавливают отчет, которой направляют в следующий орган, осуществляющий подготовку комплексного итогового заключения.

      4) В течение установленного срока устраняются выявленные несоответствия, после чего все возникшие претензии удаляются.

      5) Оформление итогового заключения экспертизы проектной документации. В результате вы получите на руки несколько экземпляров.

      Положительное заключение экспертизы проектной документации бывает готово обычно через две-три недели.

      Срок экспертизы проектной документации жилых сооружений не должен превышать 45 дней, нежилых объектов – 90 дней.

      При получении отрицательного заключения, настаивайте на том, что хотите провести экспертизу проектной документации повторно.

      Когда проводится повторная экспертиза проектной документации

      1. Когда есть необходимость в разработке вспомогательных разделов;

      2. Когда в проекте произошли большие изменения;

      3. Когда проектная документация, которая ранее имела положительное заключение, была откорректирована, и в нее были внесены существенные дополнения.

      Порядок организации и проведения повторной экспертизы аналогичен начальной.

      Как рассчитать стоимость экспертизы проектной документации

      Расчет экспертизы проектной документации происходит следующим образом:

      Сэ – стоимость экспертизы;

      Сб – базовая стоимость экспертизы;

      К – коэффициент инфляции.

      где А – постоянный сбор, который равен 100 000 рублей;

      В – пошлина, равная 35 рублям;

      С – постоянная величина – 3,5 рубля;

      Х – площадь земельного участка под строительство;

      Y – площадь возводимого объекта;

      Кн – коэффициент учитывающий вид осуществляемых работ (строительные Кн = 1, ремонтные Кн = 0,5);

      Кс – коэффициент, учитывающий сложность местности под строительство:

      – в горных регионах Кс = 1,5;

      – сейсмоопасных районах Кс = 1,2-1,3;

      – в прочих районах Кс = 1.

      Онлайн-калькулятор экспертизы проектной документации можно найти на сайтах СРО. С помощью него вы легко сможете посчитать все величины.

      За повторную государственную экспертизу проектной документации нужно будет оплатить 30% от расчетной стоимости первой проведенной проверки.

      Возможно и бесплатное прохождение данной процедуры, но только тогда, когда вы своевременно, в течение двух недель, предоставите все необходимые документы.

      Информация об авторе и компании

      Андрей Кулагин, генеральный директор компании «Пасифик Строй», Москва. Окончил казанский филиал петербургского Военного артиллерийского университета (сейчас – Михайловская военная артиллерийская академия) по специальности «инженер-электромеханик». Прошел курс обучения в академии кровельного мастерства KME (Оснабрюк, Германия), а также в IBM. Эксперт в области кровельных и фасадных систем.

      ООО «Пасифик Строй». Сфера деятельности: проектирование и монтаж кровельных и фасадных систем (торговая марка «КровЭкспо»). Численность персонала: 22. Строительный объем кровель и фасадов: 15 000 кв. м (в среднем в год; из них 90% – из меди).

      www.kom-dir.ru