Некуда бежать: государство давит на малый бизнес
Экономические проблемы государства и попытка увеличить налоговые сборы на фоне падения цен на нефть привели к тому, что прошлый год стал годом масштабного переворота в работе малого и среднего бизнеса (МСБ). Причин этому несколько: с одной стороны, борьба ЦБ и Росфинмониторинга с отмыванием денег, схемами по уходу от НДС, обналичкой, с другой — желание Минфина и ФНС собрать больше налогов.
Возможно, в голове у чиновников возникает баланс отношений с МСБ. Государство протоколирует преференции малому бизнесу и выделяет деньги через специальные фонды развития, но они часто испаряются и не доходят до адресата. А с другой стороны, ЦБ закручивает гайки, но в куда более ощутимом для предпринимателей виде: рассылает признаки компаний малого бизнеса, которым нужно закрыть счета. ЦБ поддерживает руководство крупных банков, например, руководитель Сбербанка Герман Греф назвал сектор малого бизнеса «фабрикой по отмыванию доходов».
Бизнес получил ужесточение налогового бремени и усиление регулирования. И если раньше это были проверки налоговиков и других госслужб, то теперь к ним добавился новый регулятор — банки. Они стали элементом фискальной политики — предприниматели должны знать и документально подтверждать им бенефициарных владельцев, кредитным организациям дали право отказывать в проведении операций и открытии счетов. Банки боятся Центробанк и спешат без промедления закрывать счета небольшим или подозрительным компаниям, заодно под нож попадают компании, которые не приносят кредитным организациям больших доходов.
Вероятно, регулятор предполагал, что кредитные организации предложат индивидуальный подход к каждому бизнесу, но на деле этого не происходит. Страх после массовой зачистки финансовой системы привел к тому, что банки с удвоенной скоростью и без разбора принялись выкашивать счета небольших компаний.
Причем банки закрывают счета без предупреждения: останавливают операции, перестают выдавать наличные и закрывают доступ в интернет-банк. И этого достаточно, чтобы перестать существовать бизнесу, если только не перейти на бартерную систему или криптовалюты. Предпосылки для этого есть, но бизнес к этому еще полноценно не готов.
В прошлом году российские банки в рамках закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» заблокировали более 600 000 счетов предпринимателей. За полгода закрыты около полумиллиона счетов. Проблема затронула множество представителей малого бизнеса.
Оснований для отказа в работе с малым бизнесом десятки, есть и те, что носят непубличный характер. Банк России и Росфинмониторинг считают, что достаточно подпадать лишь под несколько из них, чтобы закончить обслуживание в банке, а в итоге и бизнес. Среди них обслуживание юрлица со сроком регистрации менее двух лет, рост объема наличного оборота (более 30% от недельного оборота), проведение операций, которые не приводят к уплате налогов (платежи менее 0,5-0,9% от оборота), операции со счетами контрагентов с признаками транзитных, получение средств суммами до 600 000 рублей, регулярное снятие наличных (ежедневно или в течение трех-пяти дней со дня поступления), снятие наличных, не превышающих 600 000 рублей, наличие у компании нескольких корпоративных карт, через которые только снимаются наличные (без других операций), также регулятору не нравится работа предпринимателя с неправильными контрагентами — бизнес должен знать, кто из них платит налоги, является ли директор контрагента или адрес регистрации массовым.
Банк не дает возможности предпринимателю получать непрофильные платежи на расчетный счет, например, ресторатор не должен получать деньги за стройматериалы или собственник такого бизнеса не должен покупать за корпоративные средства автомобиль.
Список этих критериев неокончательный — ЦБ постоянно вводит новые. Это приводит к тому, что некоторые бизнесы открывать станет невозможно — в банке не должно быть счетов молодой курьерской фирмы, которая работает с интернет-магазинами, платит мало налогов и принимает деньги от покупателей.
Поведение банков напоминает введение американских санкций: никто из банкиров не хочет держать счета компании, которой по каким-то причинам отказал в обслуживании другой банк. Это приводит к лавинообразному эффекту — банкиры вдобавок к базам ЦБ делятся между собой базами закрытых ими же счетов, и предпринимателям отказывают в банковском счете везде. В результате открывать бизнес в некоторых регионах, где банковская сеть сократилась в результате чистки ЦБ, станет просто невозможно.
Бизнес тоже придумал выход из ситуации — он больше начал прибегать к услугам номинальных директоров, скрывает бенефициаров. Банки воспользовались ситуацией и выстроили два новых вида дохода на пострадавших бизнесменах: берут взятки, чтобы не закрывать счет, и официально берут комиссию за перевод средств (при блокировке) в другой банк — стоимость операции вывода доходит до 15-25% от суммы.
В результате страдают не только «отмывальщики», которые обычно имеют тесные отношения с банками (их счета закроют в последнюю очередь) и быстро приспосабливаются к новым подходам регулятора, а и обычные бизнесмены.
И, конечно, ни Банк России, ни Финмониторинг, ни банки никак не ответят за то, что бизнесмен в результате закрытия счета может потерять деньги и попасть по суд, если нарушит условия договоров, многие из которых могут грозить ему судебными последствиями и штрафами. Жаловаться предпринимателям некому.
В любом случае попытка обелить бизнес и заработать дополнительный налог приведет к тому, что цена входного билета для малого бизнеса вырастет. Это опять же неприятно, так как критерии ЦБ по кредитованию малого бизнеса тоже носят дискриминационный характер — за кредитование МСП банки могут получить дополнительное начисление резервов (что при проверках может выйти им боком), а в итоге получить деньги на развитие невозможно.
Что же делать предпринимателям? К банкам нужно относиться так же, как к регуляторам: иметь запасные счета и альтернативные способы оплаты-получения средств, проверять контрагентов (арбитраж, исполнительные производства) и не открывать фирму в массовом месте регистрации или с массовым номинальным директором. Стараться меньше снимать наличных, четко прописывать основания платежа и вовремя подавать отчетность и, возможно, авансировать налоги.
От государства ждут прекращения налогового и правоохранительного беспредела, глубокой проработки законодательной базы под МСБ, создание соответствующей бизнес-среды. Необходим специализированный и полноценный опорный банк под МСБ. Идею задвинули в дальний ящик. Помимо стандартных банковских услуг, такой банк должен полностью взять на себя сопровождение малого бизнеса, а это значит — вести бухгалтерию, оказывать налоговое и юридическое сопровождение, представлять интересы бизнеса во взаимодействии с государственными органами и судами, осуществлять проверку контрагентской базы. Под такой банк должны быть разработаны своя нормативная база и льготный режим резервирования.
В условиях ужесточения санкций, когда, как воздух, нужен новый качественный скачок в росте экономики, а вложения в инфраструктурные проекты уже свое отработали, именно сейчас пора от слов переходить к делу и принять срочные меры по стимулированию данного сектора экономики, но пока все идет по накатанной, к очередному ужесточению для бизнеса.
www.forbes.ru
Что ждет бизнес в 2018 году: изменения в законодательстве и инициативы
Эксперты и предприниматели — о том, как изменятся правила заполнения новой формы расчета по страховым взносам, права и обязанности инспекторов и положение компаний применимо к «реальности сделки», как потенциально может работать налоговый маневр 22/22, чего ожидать от сервиса «Прозрачный бизнес» и в чем суть нового профессионального стандарта для бухгалтеров.
Отдел методологии компании BDO Unicon Outsourcing
Мы видим, что правительство активно пытается усилить контроль над налогоплательщиками, чтобы увеличить поступление средств в бюджет.
1 января 2018 года вступает в силу приказ ФНС о внесении изменений в форму и порядок заполнения расчета по страховым взносам. Применять его начнут с предоставления расчета по страховым взносам за первый отчетный период 2018 года. Однако изменения не будут существенными, в новой форме расчета уточнены следующие показатели:
- к первому разделу «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» добавится новое приложение для отражения сумм страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также для отдельных категорий работников организаций угольной промышленности;
- форма сведений для ИП, которые применяют патентную систему налогообложения, будет исключена;
- участникам пилотного проекта ФСС (организациям, находящимся в регионах, где выплаты пособий по временной нетрудоспособности и материнству осуществляются напрямую Фондом социального страхования) теперь не нужно будет заполнять приложения о расходах по обязательному социальному страхованию;
- в порядок заполнения будет добавлено условие о недопустимости отрицательных значений показателей расчета;
- будет уточнен электронный формат (состав и структура XML-файла, выгружаемого из расчетной программы для передачи в ИФНС). Также, согласно проекту Правительства РФ, с 1 января 2018 года предельная величина базы для исчисления страховых взносов составит: 815 000 руб. на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и 1 021 000 руб. на обязательное пенсионное страхование. Для компаний эта новость не самая приятная, так как это предельная база для начисления страховых взносов с суммы выплат в пользу работников, выплаты свыше которой начисляются по пониженному тарифу.
- анализ полного баланса предприятия;
- сравнение объема поставляемых товаров размеру складских помещений организации;
- инвентаризация имущества;
- получение пояснений от лиц, участвующих в процессе (сделке, операции и т.д.). Инспекторы имеют право вызвать любых сотрудников (даже бывших) компании для опроса;
- проведение осмотра территорий, помещений, документов, предметов с применением технических средств.
- зарплата профессионального бухгалтера будет выше заработной платы рядового главного бухгалтера;
- уплата членских ежегодных взносов;
- оплата ежегодного обучения профбухгалтера.
- Организации, использующие ЕНВД (кроме розничной торговли и общественного питания);
- ИП на ЕНВД или Патентной Системе Налогообложения (кроме розничной торговли и общественного питания);
- ИП без наемных работников на ЕНВД или Патенте, работающие на рознице или общественном питании;
- ИП на ЕНВД или Патенте без наемных работников, осуществляющих торговлю с использованием торговых автоматов.
Повышение предельной величины базы увеличивает налоговую нагрузку в части возрастания страховых платежей для организации.
Льготы по налогу на прибыль
С января 2018 года будет расширен список организаций, которые смогут применять нулевую ставку по налогу на прибыль. Об этом свидетельствует Федеральный закон от 18.07.2017 № 168-ФЗ. К таким налогоплательщикам относятся компании, которые осуществляют туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа. Такое решение было принято в рамках программы по созданию благоприятных условий для развития туристско-рекреационной деятельности на территории Дальневосточного федерального округа. Однако период действия льготы ограничен: воспользоваться ею можно с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.
Льгота — это некая приманка, как мы уже видели на примере закона о страховых взносах, но она даст туристическому бизнесу возможность улучшить качество обслуживания, привлечь новых клиентов и направить денежные потоки на расширение бизнеса.
Отправляйте отчетность быстро и без ошибок. Контролирующие органы примут отчеты с первого раза
Еще в марте министр финансов Антон Силуанов предложил снизить размер отчислений в страховые фонды с 30% до 22%, но повысить ставку НДС с 18% до 22%. Однако Максим Топилин, глава Минтруда РФ, предположил, что такие изменения приведут к росту бедности населения. Сейчас есть вероятность, что от этого «налогового маневра» правительство откажется.
Снижение ставки страховых взносов косвенно влечет за собой увеличение оборотных средств компании и снижение себестоимости товаров, работ, услуг. С другой стороны, страховые взносы, как правило, входят в расходы в целях налогообложения по налогу на прибыль. И в этом случае расходы уменьшаются, увеличивая тем самым налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, что увеличивает налог к уплате в бюджет. Увеличение ставки налога на добавленную стоимость приведет к увеличению стоимости товаров, работ и услуг и это будет дополнительным налоговым бременем для всего населения РФ.
В 2017 году была введена новая ст. 54.1 НК РФ, которая направлена против использования агрессивных механизмов налоговой оптимизации, но она не раскрывает критериев реальности и специальных полномочий налоговых органов в связи с ее проверкой. Поэтому ФНС выразила свое видение ситуации в письме, которым должны руководствоваться при проверках налоговые инспекторы (Письмо ФНС РФ от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@). Здесь вопрос реальности сделки рассматривается с точки зрения недоначисления налогов, сборов и страховых взносов со стороны налогоплательщиков.
Налоговые инспекторы при проверке будут использовать и ранее применявшиеся методы: опросы, осмотры, сопоставление и т.д. При этом в письме сказано, что налоговый орган не должен использовать все эти методы, отдавая дань формальностям, четко понимать и анализировать целесообразность проведения каждого мероприятия налогового контроля.
Также в письме ФНС сказано, что налоговые органы должны опровергать реальность сделки, доказав, что обязательства по сделки выполнил не участник подписанного сторонами договора, а другое лицо. Использовать при этом налоговые органы могут следующие инструменты:
Закон напоминает сотрудникам ИФНС о том, что им стоит работать «без фанатизма». Не совсем понятно, почему налогоплательщики, ведя бизнес, создавая товары, строя здания и сооружения, оказывая услуги для государства и населения, декларируя свои доходы и расходы контролируемым органам и предоставляя по первому требованию всю необходимую документацию, уплачивая налоги в бюджет, должны доказывать реальность сделки. То есть у налогоплательщика, согласно нашему законодательству, отсутствует презумпция невиновности.
Профстандарты для бухгалтеров
Минтруд с 2018 года начинает требовать наличие высшего образования и обязует бороться с коррупцией. Это требование будет обязательным для тех организаций (открытые акционерные общества, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, бюджетные организации и т.д.), которые обязаны применять профстандарт на основании закона.
Сейчас главный бухгалтер вовлечен в систему внутреннего контроля по роду своей деятельности и сложившимся традициям. В условиях нового стандарта, такие обязанности работодатель может включить прямо в должностную инструкцию работника, в том числе и обязанности по выявлению фактов коррупции. Также проект вводит новые и более высокие должности для финансовых специалистов. Разработчики стандарта отмечают, что это необходимо, чтобы упорядочить многочисленные функции и обязанности главных бухгалтеров. Предполагается, что этот инструмент внесет ясность в отношения руководителя и главного бухгалтера: первый может на законном основании требовать от конкретного работника выполнения новых функций, а второй повышения оплаты труда.
В новом стандарте появляются 7-ой и 8-ой уровни квалификации. Например, требования к главному бухгалтеру 7-го уровня следующие: опыт на руководящей должности не менее 5 лет, знание стандартов МСФО и финансового анализа, знание трудового, бюджетного законодательства.
Проект Минтруда также меняет требования к бухгалтерам: если ранее у бухгалтера должен был быть опыт работы, то с 2018 года это условие не является обязательным. А вот если новичок спустя месяц попросит повышения, можете смело ссылаться на нововведения: повысить молодого специалиста теперь можно только через год.
Обязательность изменения должностных инструкции бухгалтерских работников, повышения их квалификации в связи с новым профстандартом вводится только для тех организаций, для которых его применение обязательно по закону. Для остальных предприятий новые правила носят рекомендательный характер и каждым работодателем должны внедряться при соблюдении норм трудового законодательства, не нарушая права действующих работников в подразделении бухгалтерского учета.
Уровень образования говорит о профессионализме бухгалтера, а это снижает риски для предприятия. Также изменение законодательства приведет к оптимизации трудозатрат на предприятии путем внедрения дополнительный навыков и умений — профессиональный бухгалтер должен постоянно следить за повышением своей квалификации. Однако эти плюсы актуальны только для крупных и средних компаний. Небольшие организации, где главным бухгалтером часто является сам генеральный директор, понесут дополнительные расходы:
Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО»
В Уголовный кодекс РФ внесены поправки, которые вводят такое понятие, как уголовный проступок, которое в свою очередь позволит сократить возможности давления силовиков на бизнесменов. Нововведение санкционирует избежать уголовной ответственности в случае со статьями небольшой и средней тяжести при условии возмещении виновным всего причиненного ущерба.
Мы рассчитываем, что в 2018 году наконец-то заработает закон о лоббизме.
В 2017 году он в очередной раз заходил в Госдуму, однако не дошел до второго чтения. Это связано с противодействием легальному лоббизму. Чиновники не хотят прозрачности данной сферы, поскольку это будет предполагать открытость всех контактов чиновников с лоббистами и предпринимателями, что приведет к определенным ограничениям. На сегодняшний день чиновники являются основной частью российской экономики, и их уровень влияния на бюджет велик: порядка 70% ВВП в России формируется через государственную модель (госкорпорации, госзакупки и т.д.).
Закон о лоббизме очень важен для экономики, но чиновники будут биться против него до последнего. Сейчас, в отсутствие данного закона, даже когда речь заходит о таких инструментах, как оценка регулирующего воздействия, некоторые чиновники все равно действуют в своих интересах, невзирая на интересы предпринимательского сообщества.
Необходима реформа судебной системы.
Ситуация с судебной системой в России катастрофическая. Огромное количество реальных историй с беспределом, например, налоговой службы или других госорганов. В таких ситуациях, если предприниматель обращается в суд для разрешения конфликта, то в 80% случаев суд априори становится на сторону государства. К сожалению, принцип состязательности сторон в спорах предпринимателей против государства нередко игнорируется. Шансов у предпринимателей в подобных ситуациях практически нет, и зачастую чиновники пользуются этим. Даже наш бизнес-омбудсмен Борис Титов говорит о необходимости реформы судебной системы. Наверное, президент уже должен дать обещание предпринимательскому сообществу, что суд будет справедливым. Без этого невозможно создание инвестиционной привлекательности.
Сервис «Прозрачный бизнес» – не первая подобная идея обобщения всей злачной информации о компаниях. Вопрос в том, кто же все-таки интересанты данного проекта? Что именно по факту хотят реализовать?
У нас в России всегда страдает имплементация. Много хороших идей, однако многие из них не работают по задуманному плану. Что уж говорить, если стратегии развития государства на деле не реализуются. Основная проблема в том, что за всеми этими идеями нет никакой ответственности. Когда нет жесткой модели KPI, когда сращиваются политические лозунги и экономические программы, идея не работает.
Петр Осипов, основатель компании «Бизнес-молодость»
Реформа «22/22» продвигается законодательными органами как налоговый маневр, который не должен увеличить нагрузку компаний, а скорее даже наоборот. Основным аргументом с их стороны является то, что НДС поднимут только на 4%, в то время как взносы уменьшат на целых 8%. По нашему мнению, на практике будет совсем не так.
Компания платит НДС со всей добавленной стоимости, которую создает. В нее входят прибыль компании, заработная плата работников, приобретенные товары/услуги и прочие расходы, которые не содержат входного НДС. Логично, что база вырастет, особенно если добавить к этому сложности с вычетом входного НДС. В то же время добавленная стоимость в несколько раз больше, чем ФОТ работников, с которых считаются страховые взносы. Нагрузка компании в этом плане может снизиться, только если статья по оплате труда является для нее основной по объему расходов.
В противном случае компанию неизбежно ждет рост налоговой нагрузки. Ко всему прочему, страховые взносы уменьшают базу по налогу на прибыль, следовательно, снижение тарифа взносов автоматически приведет к росту налога на прибыль. Подобный налоговый маневр это в том числе удар по малому бизнесу, а именно по ИП и компаниям на УСН, так как фирмы с общей системой налогообложения даже при ставке в 18% не спешат заключать с ними договора, а ставка в 22% и вовсе может поставить под сомнения подобного рода взаимоотношения. В свою очередь это затронет ценовую политику на товары и услуги.
Мы предполагаем, что реформу все-таки введут в действие не ранее чем с 2019 года. Законопроект еще достаточно сырой и содержит много противоречий. Наши предложения по подготовке к этому: пересмотреть оплату труда топ-менеджеров до реального уровня, если вы используете данный маневр (начисление руководителю по льготным ставкам сверх лимита, с выплатой по факту другим сотрудникам), а также оптимизировать документооборот, сведя к минимуму потери вычетов входного НДС. Льготы по НДС Минфин планирует сохранить для нескольких отраслей экономики: сельское хозяйство, медицина, образование, финансовый сектор.
Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!
kontur.ru
Малый бизнес подводят под амнистию
Налоговая амнистия, объявленная Владимиром Путиным в декабре прошлого года в отношении граждан, может быть распространена на компании. С такой инициативой в Минфин обратилась общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». В финансовом ведомстве заявили, что готовы освободить предпринимателей от санкций за неуплаченные налоги, а вопрос полного списания безнадежных платежей требует проработки. В комитете Госдумы по финансовому рынку считают, что списание долгов может в дальнейшем поощрить налоговые неплатежи.
Как рассказал «Известиям» глава организации Александр Калинин, за последние десять лет много долгов по налогам, штрафам и пеням образовалось не только у индивидуальных предпринимателей, но и у предприятий малого бизнеса — многим из них начислены долги по налогам, которых уже давно нет. Например, владельцы бензоколонок обнаруживают начисленные налоги на реализацию горюче-смазочных материалов, а этот налог ликвидировали еще в 2000 году, заменив его акцизом, который уплачивает завод, а не бензоколонка, отметил Александр Калинин.
В декабре прошлого года Госдумой был принят закон о списании недоимок по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам для индивидуальных предпринимателей за периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Этот закон был разработан и принят после заявления президента России Владимира Путина, который на своей пресс-конференции 14 декабря прошлого года рассказал о намерении простить долги 2,9 млн индивидуальных предпринимателей на сумму 15 млрд рублей.
— Мы обратились в Минфин, поскольку за последние 10 лет не только у индивидуальных предпринимателей, но и у предприятий малого бизнеса накопилось много долгов по налогам, штрафам и пеням, — заявил «Известиям» Александр Калинин. — Их взыскать невозможно. Мы предлагаем их просто списать, так же как это было сделано для ИП.
В Минфине «Известиям» сказали, что на сегодняшний день ведомство готово освободить предпринимателей от санкций за неуплаченные налоги, что же касается полного списания безнадежных платежей, то такое решение требует проработки.
В ФНС, в свою очередь, сообщили, что порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания установлен действующим налоговым законодательством. «Вопросы изменения налоговой политики, в том числе по инициативам, описанным в запросе редакции (в нем описано предложение «Опоры России». — «Известия»), не входят в компетенцию ФНС», — сообщили в службе.
В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) также обсуждается вопрос списания безнадежных налогов с юрлиц: заседание комитета по налогам на эту тему было назначено на 27 февраля, однако в последний момент оно было перенесено. В РСПП от комментариев отказались.
Руководитель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков подчеркнул, что, хотя сценарий по списанию долгов реализован для индивидуальных предпринимателей, в отношении компаний есть довод против.
— Это может быть воспринято, как поощрение неплатежей. Получается, что можно не платить какое-то время и долги простят, — сказал Анатолий Аксаков.
Бывает, что у компании образовалась старая задолженность, которую она в силу тех или иных обстоятельств уже не должна платить по закону, однако чтобы это доказать, приходится судиться, рассказал старший юрист BGP Litigation Денис Савин. По его словам, процесс занимает от полугода до года и в течение этого времени предприниматель не может подать заявку на тендер или взять кредит, поскольку ему не дают справку об отсутствии налоговой задолженности.
Как пояснила «Известиям» партнер юридической фирмы «Тиллинг Петерс» Екатерина Болдинова, на сегодняшний день механизм признания задолженностей безнадежными к взысканию существует и регулируется ст. 59 Налогового кодекса. Однако этот порядок ограничен определенным набором ситуаций и требует от налогоплательщика серьезных трудозатрат. В частности, если речь идет об истечении сроков принудительного взыскания налоговых долгов, то здесь необходимо пройти через непростой судебный процесс и многочисленные сверки расчетов с налоговыми органами.
iz.ru
Самые важные изменения для бизнеса в 2018 году
В наступившем году бизнес ждёт ряд серьёзных изменений в законодательстве. Некоторые из них скажутся на предпринимательской деятельности позитивно, другие только усложнят работу. О самых заметных нововведениях поговорим в этой статье.
Положительные изменения для бизнеса в 2018 году
Перенесли срок обязательного использования онлайн-кассы практически для всех ИП, а остальным позволили получить вычет за покупку онлайн-кассы
Многие виды малого бизнеса получили отсрочку по введению онлайн-касс: можно будет не задумываться об этом до 1-го июля 2019 года. Среди тех, кому разрешили не применять кассовую технику:
С полным списком видов деятельности, которые могут ещё полтора года подождать с ККТ, можно ознакомиться здесь.
При этом тем, кто приобретает онлайн-кассу, законодательство даёт возможность получить налоговый вычет за её покупку. Всего таким образом можно получить вычет на сумму до 18 000 рублей.
Взносы ИП перестали зависеть от МРОТ
Сумма взноса всё равно вырастет, но не так значительно, как могло бы быть с сохранением привязки. Придётся заплатить:
- 26 545 рублей +1% с дохода свыше 300 000 рублей в ПФР. Общая сумма платежа не более 212 360 рублей;
- 5 840 рублей в ФОМС.
- ПФР: До 1 021 000 рублей (раньше было 876 000 рублей);
- ФСС: До 815 000 рублей (раньше было 755 000 рублей).
- На бензин: 10.7%, ставка – 11 213 рублей за тонну, и первого июля она снова увеличится, до 11 892 рублей;
- На дизель: 12,7%, ставка – 7 665 рублей за тонну, а первого июля будет 8 258 рублей.
- Компания имеет доходы, указанные в 251 ст. НК РФ, но эти доходы не относятся к льготируемому виду деятельности и ранее не учитывались в формуле расчёта. Теперь такой компании нужно будет уточнить расчёт по страховым взносам, а если исчисленная доля доходов будет ниже 70%, организации придётся пересчитать взносы по общему тарифу;
- Организация имеет доходы, указанные в 251 статье НК РФ, и они относятся к льготируемому виду деятельности и учитываются как в объёме льготируемых доходов, так и в объёме общих доходов. Если поправки трактовать буквально, из них следует, что доходы, указанные в 251 статье, нужно учитывать только в объёме общих доходов – соответственно, ситуация для компании ухудшится. Впрочем, Минфин в своём ответе масс-медиа на вопрос об учёте средств ОМС говорил о возможности учитывать эти доходы и в объёме льготируемых.
- Средний риск – раз в шесть лет;
- Значительный – раз в три года;
- Высокий – раз в два года.
Увеличили лимиты для перехода на УСН
С 2018 лимит по доходам составляет 150 000 000 рублей, по основным средствам – столько же. При этом нужно, чтобы доходы вашей организации за 01.2017-09.2017 не превышали 112 500 000 рублей.
Негативные изменения для бизнеса в 2018 году
Придётся поднять зарплату сотрудникам, у которых уровень заработной платы ниже МРОТ
В этом году минимальный размер оплаты труда вырос на 21.7% – до 9 489 рублей. Одновременно с этим Роструд обязал предпринимателей проиндексировать зарплату работников в соответствии с новым МРОТ (штраф для ИП за неисполнение этого требования составляет 1000-5000 рублей, для организаций 30-50 тысяч рублей).
Соответственно, вырастут как сами расходы на зарплату, так и налоговая нагрузка: страховые взносы и НДФЛ.
Покупатели лома, отходов цветных и чёрных металлов, сырых шкур животных, вторичного алюминия и его сплавов признаны налоговыми агентами
Соответственно, с 01.01.2018 на них возложена обязанность по уплате НДС с указанных операций купли-продажи.
Выросла предельная база для страховых взносов
Теперь максимальные суммы для начисления взносов в полном объёме составляют:
Если у ваших сотрудников годовой доход превышает новые значения предельной базы, то, в сравнении с 2017-м годом, взносы на каждого сотрудника вырастут почти на 19 000 рублей: +17 400 рублей в ПФР и 1 300 рублей в ФСС.
Выросли акцизы
В первую очередь, на топливо – рост составил:
Ввели курортный сбор
Краснодарский, Алтайский, Ставропольский край и Крым будут собирать с посетивших их граждан новый сбор: 50 рублей в сутки за посещение курортов в период с 01.05 до 31.12. Сбор будут платить граждане, но косвенно пострадает весь курортный бизнес – вероятно, многие люди откажутся от посещения российского побережья.
Некоторым фирмам на УСН изменили процедуру расчёта доли доходов для пониженного тарифа страховых взносов
Теперь в общий объём доходов необходимо включать доходы, предусмотренные статьёй 251 Налогового Кодекса РФ. При это не вполне ясно, есть ли возможность включения их в сумму доходов от получающего льготу вида деятельности – например, при учёте платы за услуги в системе обязательного медицинского страхования.
Вероятно, внесённые поправки могут ухудшить положение организаций на УСН в следующих случаях:
Была изменена льгота по налогу на движимое имущество
С 01.01.2018 право устанавливать льготу по налогу на имущество (существует с 01.01.2013, закреплена в п.25 ст. 381 НК России) было передано регионам. Теперь субьект РФ может устанавливать дополнительные налоговые льготы (вплоть до полного освобождения от налогообложения) на движимое имущество, которое было выпущено не более трёх лет назад.
Ранее такое имущество не облагалось налогом, если оно было куплено позже 2013 года. С 1-го января этого года субъекты РФ вправе распространять льготу только на новое движимое имущество (выпуск 2015 года или позже).
Вырос ЕНВД
Впервые за три года был увеличен коэффициент инфляции К1: с 1.798 до 1.868. Соответственно, ЕНВД с 01.01.2018 вырос на 4%.
Бизнес переводят на обязательное использование терминалов
Любой бизнес – за исключением компаний с оборотом до 40 000 000 рублей в год – с 01.10.2017 обязан принимать оплату картой. За отсутствие возможности расчёта по безналу предусмотрен штраф 50 000 рублей. Изменение прошлогоднее, но активно штрафовать начнут только ближе к лету этого года: власти дали предпринимателям время перейти на онлайн-кассы.
Налоговые теперь могут закрывать компании без суда
Если фирма более полугода не исправляет недостоверные сведения в ЕГРЮЛ, ФНС её ликвидирует. Для этого теперь не нужны никакие дополнительные мероприятия, и первые ликвидации начнутся уже с 01.03.2018 – по истечении полугода с момента принятия закона (01.09.2018). Процедура исключения из реестра занимает от 3 месяцев и более. В нашем блоге мы уже рассказывали подробно, что нужно сделать, чтобы избежать угрозы исключения из ЕГРЮЛ.
Вступили в силу новые правила проведения проверок Трудовой Инспекцией
С 01.01.2018 начал действовать новый порядок проведения плановых проверок, теперь их периодичность зависит от присвоенной организации категории риска:
Категорию риска присваивает Роструд, и на официальном сайте организации уже можно ознакомиться со списками предприятий, отнесенных к категориям «значительный» и «высокий риск».
Кроме того, с 01.01.2018 изменился порядок проведения внеплановых проверок: теперь основанием для визита трудовой инспекции может быть заявление любого лица – как физического, так и юридического. Согласовывать проверку с прокуратурой больше не нужно, равно как и предупреждать о планируемой проверке работодателя.
Другие изменения для бизнеса в 2018 году
Налоговые инспекции 73 стран будут обмениваться сведениями
В декабре 2017 РФ активировала двусторонние соглашения об автоматическом обмене сведениями с налоговыми службами 73 государств. Среди данных, которые будут предоставляться партнёрам, будет информация о клиенте банка, его счетах и заключённых им договорах. Непосредственный обмен произойдёт 30.09.2018, будут переданы данные за налоговый период 01.01.2017 по 31.12.2017.
Теперь если у лица открыт счёт в иностранном банке (или если данное лицо контролирует иностранную организацию – владеет более чем 25% акций), сведения о нём и о компании будут автоматически передаваться стране налогового резиденства. Программа ориентирована на борьбу с уклонением от уплаты налогов при помощи офшоров.
Общие выводы
Расходы вырастут: увеличение акцизов и ЕНВД, индексация зарплаты по МРОТ, рост предельной базы по страховым взносам – всё это увеличит нагрузку на бизнес.
osnova.capital