Правила выплаты дивидендов
Целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли, и именно к этому результату стремятся все предприниматели. И если поставленная цель достигнута, участники организации получают доход с полученной прибыли, именуемый дивидендами. Операция на первый взгляд не сложная, но, как и в любом финансовом вопросе, здесь имеется ряд нюансов, которые сотруднику бухгалтерии обязательно нужно учесть. Рассмотрим поэтапно процедуру выплаты дивидендов в обществе с ограниченной ответственностью.
С чего начать
Итак, итоги рассчитаны, налоги уплачены, чистая прибыль определена. И вроде бы все так красиво получилось, период закрыт с заветным кредитовым остатком по 84-му счету. Но не стоит торопиться с принятием решения о выплате дивидендов. Сначала нужно проанализировать ряд показателей, допускающих выплату такого дохода. Например, если общество недавно создано и прибыль распределяется впервые, нужно проверить, полностью ли оплачен уставный капитал. При наличии не внесших свою долю участников выплата дивидендов невозможна.
Далее нужно рассчитать стоимость чистых активов, порядок определения которой утвержден приказом Минфина России от 28.08.2014 № 84н. Если этот показатель окажется меньше стоимости уставного капитала, прибыль не распределяется. Также стоит обратить внимание на то, что стоимость чистых активов не должна быть ниже уставного капитала и после выплаты дивидендов.
На практике встречаются ситуации, когда по итогам отчетного периода образовалась прибыль, но фактически средства на выплату дивидендов отсутствуют. Причин для возникновения такой ситуации достаточно много, и их основная масса кроется в самой методологии учета. Поэтому нужно убедиться в том, что на расчетном счете организации есть или в ближайшее время появятся деньги для выплаты дохода участникам.
С 1 января 2015 года ставка НДФЛ и налога на прибыль с дивидендов, получаемых резидентами РФ, увеличена до 13 процентов. Напомним, что в прошлом году дивиденды облагались по ставке девять процентов.
Когда можно выплачивать дивиденды
В соответствии с законодательством общество с ограниченной ответственностью может распределять прибыль ежеквартально, раз в полгода или год (п. 1 ст. 28 Закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Максимальный срок выплаты — 60 дней с момента принятия решения. Участники могут самостоятельно определять срок выплаты, указав его в уставе общества или же в решении о распределении прибыли. Если сведения о сроках документально не закреплены, то выплатить дивиденды нужно в течение 60 дней.
Но что же делать, если сроки выплат дивидендов прошли, а участники так и не увидели своих денег? В этом случае учредители вправе в течение трех лет после окончания срока выплаты обратиться к обществу с требованием о получении своей части дохода. Кстати, срок может быть продлен до пяти лет, если это будет указано в уставе общества.
Размер и форма выплат дивидендов
Прибыль между участниками распределяется пропорционально их долям, внесенным в уставный капитал. Иначе говоря, если доля участника составляет 25 процентов, то он получит доход в пределах своих 25 процентов от распределяемой прибыли. Однако уставом может быть предписан иной порядок выплаты дивидендов, не зависящий от размера доли участника. Такой порядок должен быть прописан в учредительном документе на этапе создания организации или же путем внесения изменений.
В настоящее время список участников и их доли отражать в уставе не требуется. Поэтому здесь достаточно сформулировать, что прибыль распределяется непропорционально долям в уставном капитале. Данные об участниках и соотношении, в котором они будут получать доход можно закрепить в договоре об учреждении или же непосредственно в решении о распределении прибыли.
Если в 2014 году выплачивались промежуточные дивиденды, и с них был удержан и перечислен НДФЛ по ставке девять процентов, то делать перерасчет налога по повышенной ставке не нужно. Новая ставка налога (13 процентов) применима к выплатам, произведенным непосредственно в 2015 году.
Свой доход участники могут получить как в денежном эквиваленте, так и в натуральной форме. Закон не обязывает учредителей прописывать в уставе способ выплаты дивидендов. Поэтому форму выплаты дохода участников можно указать в решении.
Решение о распределении прибыли
Решение о распределении прибыли принимается большинством голосов на общем собрании участников и оформляется протоколом или решением единственного участника.
Протокол (решение) должен содержать такие сведения, как:
-
- период распределяется прибыли;
- сумма прибыли, подлежащая распределению;
- пропорции распределяемой прибыли;
- участники, которым причитается выплата дивидендов с указанием размера такой выплаты;
- сроки выплаты дохода;
- форма выплаты дивидендов.
Участники вправе указать в документе и другую информацию, если таковая, по их мнению, может внести ясность и позволит избежать противоречивых ситуаций в дальнейшем.
После того как процедура выплаты дивидендов проведена, ее необходимо надлежащим образом отразить в бухгалтерском и налоговом учете.
Налогообложение дивидендов
Налогообложение дивидендов имеет свои особенности, о которых должен помнить бухгалтер. Ведь, например, от состава участников, от формы распределяемой прибыли зависит то, какие налоги в итоге придется заплатить обществу. Рассмотрим это более подробно.
Участники–физические лица
Итак, если участниками компании являются физические лица, тогда выплаты в виде дивидендов облагаются налогом на доходы физических лиц по следующим ставкам (ст. 224 НК РФ):
-
- 13 процентов при выплате дохода лицам, которые являются резидентами РФ;
- 15 процентов при выплате дохода лицам, которые не являются резидентами РФ.
Следует отметить, что при расчете НДФЛ по ставке 13 процентов налоговые вычеты на «дивидендный» доход не распространяются (ст. 210 НК РФ). Поэтому налоговую базу по доходу в виде дивидендов следует формировать отдельно от других доходов.
Участники-юридические лица
При наличии в составе организации участников-юридических лиц, у общества возникает обязанность по уплате налога на прибыль по следующим ставкам:
-
- ноль процентов по выплатам дивидендов, полученных российскими организациями. Организация может воспользоваться льготой при соблюдении ряда условий, а именно: на дату принятия решения о выплате дохода компания на праве собственности должна обладать 50-процентной долей (или более) в уставном капитале. Срок владения долей – не менее 365 календарных дней, и он не должен прерываться. Или же фирма имеет в собственности депозитарные расписки, дающие ей право на получение дивидендов, сумма которых соответствует не менее 50 процентам от общей суммы выплачиваемых дивидендов;
- 13 процентов по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций. Данную ставку применяют российские компании, которые не имеют права использовать ставку 0 процентов;
- 15 процентов по доходам, полученным в виде дивидендов иностранными организациями от российских компаний.
Налог на прибыль в отношении дивидендов должны уплачивать все организации независимо от их системы налогообложения.
Ситуация, рассмотренная в данном примере, наиболее характерна для российских реалий, когда организация, выплачивающая дивиденды, сама дивиденды не получала, а в ее состав входят участники-резиденты РФ.
Если компания также является и получателем дивидендов, тогда налог к удержанию рассчитывается в соответствии с пунктом 5 статьи 275 Налогового кодекса:
Н = К х Сн х (Д1 – Д2),
где Н – сумма налога, подлежащего удержанию;
К – отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика-получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению российской организацией;
Сн – налоговая ставка (13%);
Д1 – общая сумма дивидендов, подлежащая распределению российской организацией в пользу всех получателей;
Д2 – общая сумма дивидендов, полученных российской организацией в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущих отчетных (налоговых) периодах при условии, что указанные суммы дивидендов ранее не учитывались при определении налоговой базы. При расчете данного показателя не учитываются полученные дивиденды от организаций, которые применяют ставку налога на прибыль ноль процентов.
С помощью этой формулы рассчитываются НДФЛ и налог на прибыль с дивидендов российских участников. Если же среди участников организации есть нерезиденты РФ, тогда налоги исчисляются согласно пункту 6 статьи 275 Налогового кодекса:
Налог = Сумма выплачиваемых дивидендов х 15%
Удержанные налоги нужно будет перечислить в бюджет в следующие сроки:
- НДФЛ – не позднее дня выплаты дивидендов участнику (п. 6 ст. 226 НК РФ).
- налог на прибыль – не позднее следующего дня после перечисления дивидендов участнику (п. 4 ст. 287 НК РФ).
Напоминаем, что по удержанным суммам налогов компания должна отчитаться перед налоговыми органами.
При выплате дивидендов организации заполняется декларация по налогу на прибыль, состоящая из титульного листа, подраздела 1.3 разд. 1 и листа 03. Подать ее нужно не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором был выплачен доход.
Выплаченные дивиденды в пользу физических лиц отражаются в справке 2-НДФЛ, которую необходимо представить до 1 апреля года, следующего за годом выплаты дохода.
Выплата дивидендов в натуральной форме
Если нет денежных средств, организация может выплатить дивиденды имуществом (например, товарами, готовой продукцией, основными средствами). Однако этот способ не выгоден, поскольку влечет за собой уплату налогов — таких как НДС и налог на прибыль. При этом обязанность организации как налогового агента сохраняется. Отметим, что имущество в счет выплаты дивидендов должно передаваться по ценам не ниже рыночных (во избежание занижения базы для определения налогов). НДФЛ в данном случае исчисляется исходя из стоимости имущества, включая НДС. Если у организации нет возможности удержать и перечислить НДФЛ с переданного имущества, об этом нужно в течение месяца оповестить участника и ИФНС, в которой состоит на учете организация-налоговый агент.
Отражение выплаты дивидендов в бухгалтерском учете
Для наглядности отражение выплаты дохода участникам рассмотрим на примере.
Ольга Федун, для журнала «Практическая Бухгалтерия»
Помогайте вашему бизнесу развиваться
Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>
www.buhgalteria.ru
Дивиденды 2017: кто и какие налоги должен платить
Олег Давыдович, давайте начнем с рассмотрения ситуации, когда имущество ООО распределяется после его ликвидации.
Статья 43 Налогового кодекса гласит, что если выплаты при распределении имущества ликвидируемой организации превышают взнос участника в уставный капитал, их нужно рассматривать как выплату дивидендов. На эту тему есть письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 5 июня 2015 г. №03-03-10/32629. Мы направляли его в ФНС, а они уже, в свою очередь, распространили по своей системе.
А если дочерняя организация и материнская принадлежат к разным юрисдикциям? Ну, допустим, дивиденды выплачиваются из России за рубеж.
Надо четко понимать, что определения дивидендов даны не только в НК РФ, но и в межправительственных соглашениях по избежанию двойного налогообложения. Учитывая, что в налоговом законодательстве приоритет имеют международные соглашения, то в случае, когда идут выплаты иностранному юридическому лицу, нужно классифицировать эти выплаты через формулировки соответствующего соглашения. Они в основном все, конечно, систематизированы, но в некоторых соглашениях есть нюансы.
Давайте напомним об обязанностях налогового агента при перечислении дивидендов.
Организация, выплачивающая дивиденды, становится налоговым агентом, то есть на нее накладывается обязанность удержать налог с дивидендов и перечислить его с бюджет. Если налог удержать невозможно (при выплате в натуральной форме), агент обязан сообщить налоговой о возникновении источника дохода у его получателя. Дата уплаты налога — не позднее даты перечисления дивидендов. Ответственность за неисполнение этой обязанности описана в статье 123 НК РФ – это штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию. Есть еще и пени, начисляемые за каждый день просрочки с уплатой.
Стоит напомнить, что после изменений, внесенных в 2015 году в статью 76 НК РФ (которая регламентирует порядок блокировки банковских счетов по инициативе налоговой инспекции), непредставление расчетов по уплате налога с дивидендов стало бесспорным основанием для блокировки счета налогового агента. Собственно, подобная направленность существовала и раньше, но арбитражная практика, как правило, защищала налоговых агентов: ведь формально они не представляли декларацию, а только расчет. Право налоговиков, таким образом, было поставлено под сомнение. Но после изменений в НК, повторюсь, этот вопрос уже не вызывает разночтений.
Теперь о вопросе удержания самого невыплаченного налога. По поводу штрафа и пеней суды соглашаются с налоговиками: агент должен их заплатить, поскольку он не выполнил своих обязанностей. А в отношении суммы налога позиция суда такова: агент – не налогоплательщик, и за счет собственных средств уплачивать налог он не может. Поэтому налоговикам было предложено сходить к самому налогоплательщику (то есть получателю дивиденда) и удержать налог там.
Но пени в любом случае будут начисляться агенту до момента, пока получатель дивиденда не погасит задолженность в бюджет. Такой вот нюанс.
Кстати, отсутствие обязанности уплаты самого налога не относится к ситуации, когда доходы выплачиваются иностранному юридическому лицу. В случае, когда налогоплательщик неподконтролен нашим налоговым органам, то ответственность за перечисление налога в бюджет РФ лежит уже на агенте. Это обстоятельство оговорено в постановлении Пленума ВАС от 30.07.2013 №57. В нем же, кстати, содержатся выводы о невозможности блокировки счета агента, но они, повторюсь, были сделаны еще до изменений в 76 статью НК РФ.
Как правильно расчитывать сумму налога, которую нужно уплачивать с дивидендов?
В п.3 статьи 284 НК РФ говорится о трех ставках налога на дивиденды. Нулевая ставка, 13% и 15%. В последней ситуации, с иностранцами, ставка должна корреспондировать с межправительственным соглашением. И если там предусмотрена пониженная ставка, то надо применять именно ее. Задача агента – получить от получателя дохода подтверждение, что он как иностранное юрлицо подпадает под юрисдикцию данного межправсоглашения. Налоговики будут в первую очередь обращать на это внимание.
Когда мы говорим о российских получателях (со ставкой 13%), то нужно смотреть на условия исключения части дохода из налоговой базы (статья 275 НК РФ). Суть исключения – сумма дивидендов, которые вы выплачиваете материнской организации, уменьшается на сумму дивидендов, которые вы получили от дочерней. Чтобы два раза их не облагать. Может быть ситуация, когда дочерняя организация более прибыльна, чем вы сами, то есть ваши дивиденды меньше, чем те, которые вы получили. В этом случае объекта налогообложения не возникает.
Ситуация с расчетом осложняется тогда, когда получателями дивидендов в числе прочих являются субъекты, не уплачивающие налог на прибыль. Это и те же иностранцы (в том числе физические лица), и российские физлица, и муниципалитеты или субъекты РФ, владеющие долями в организации.
Статья 275 НК РФ как раз предлагает так называемый механизм удельного веса дивидендов, выплаченных каждому из участников, с помощью специальной формулы, в которой учитывается разница между полученными дивидендами и дивидендами к выплате. Вы распределяете, и уже определив налоговую базу применительно к каждому участнику, применяете к нему соответствующую ставку. Именно на это ориентирована форма листа 03 (тот самый расчет налога с дивидендов) в сегодняшней декларации по налогу на прибыль. Она довольно насыщенна, потому что учитывает все суммы дивидендов (в том числе и предназначенных неплательщикам налога на прибыль).
Но тут есть нюанс. Ведь одно дело – принятие решения о выплате дивидендов, а другое – их фактическая выплата, которая из-за недостатка денежных средств может вестись поэтапно – то одному участнику, то другому. И если вы в первом квартале выплатили дивиденды только частично, то лист 03 у вас заполняется применительно к самому решению (и об этом говорится в инструкции по заполнению декларации). То есть это расчет налоговой базы. А потом определяете дивиденды, которые фактически выплачены в данном отчетном периоде. Именно они определяют сумму налога, которая должна быть выплачена. И эта информация идет в раздел 1.3. А лист 03 каждый раз в основном дублируется, но строки 110 и 120 меняются. И в раздел 1.3 переносится данные строки 120 листа 03 этого квартала.
Частная, но небезынтересная ситуация, характерная для акционерных обществ (а не ООО). Как быть, если не удалось определить реквизиты того или иного акционера, и, соответственно, выплатить дивиденды?
В случае, если дивиденды так и не были востребованы, вы их восстанавливаете в составе нераспределенной прибыли.
В подпункте 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ есть специальная корреспондирующая норма: эти средства не рассматриваются как внереализационные доходы, чтобы два раза не облагать их налогом.
Продолжая тему акционерных обществ. Несколько лет назад у эмитентов существовала проблема, когда они перечисляли дивиденды номинальным держателям акций (а не их фактическим получателям). Непонятно было, по какой ставке исчислять налог, если получатель неизвестен.
Да, с 2014 года в институт налоговых агентов внесены определенные изменения. Вступила в силу норма о том, что в этом случае эмитент освобождается от обязанности налогового агента. Он перечисляет всю сумму дивидендов целиком, и у него возникает лишь обязанность сообщить получателю – номинальному держателю (депозитарию или доверительному управляющему, являющемуся профессиональным участником рынка ценных бумаг) о показателях Д1 и Д2 (из формулы расчета, указанной в ст. 275 НК РФ). То есть обязанность налогового агента переходит на получателя-номинального держателя. Способы информирования номинального держателя предложены достаточно разнообразные – и информация в платежке на перечисление денег, и информация на сайте, и самостоятельное письмо, в том числе в электронном виде.
Последний вопрос, что называется, на злобу дня. Допустим, организация зафиксировала у себя прибыль за 2016 год (условно – 200 единиц). Нераспределенная прибыль на счете 84 – 500 единиц. 30 марта 2017-го организация распределила дивиденды в объеме 300 единиц, а потом зафиксировала по итогам 1 квартала убыток на 300. Так вот, можно ли было в мае на внеочередном общем собрании распределить оставшуюся на 1.01.2017 сумму дивидендов по счету 84 в размере 200?
Понятно, организация чувствует нарастание убытков и хочет распределить то, что осталось.
Вообще-то, нынешний баланс, если считать – 100 единиц. По большому счету, запретов на принятие соответствующих решений нет, но можно получить много дополнительных вопросов.
В законе об акционерных обществах написано, что дивиденды выплачиваются за счет чистой прибыли. Несмотря на то, что показатель чистой прибыли, это вроде бы как показатель текущей финансовой отчетности, тем не менее ведомства (и судебная практика) давно согласились, что дивиденды могут выплачиваться и с ранее накопленной прибыли.
Но в данном случае, еще до составления финальной отчетности уже видно, что нераспределенная прибыль уменьшается. Поэтому я предполагаю, что такого рода решение может быть оспорено как неправомерное. С другой стороны, если вы выплачиваете дивиденды по ненулевой ставке, то бюджет что-то получает. И не думаю, что инспектор к вам придерется по этому поводу.
buh.ru
Налоги на дивиденды за 2014 год
Вместе с бюджетом на ближайшую трехлетку правительство утвердило и ряд налоговых изменений. Для предпринимателей некоторые из них стали неожиданностью.
Окончательные решения по бюджету и налогам принимались на совещании у президента Владимира Путина 17 сентября и на заседании правительства 18 сентября. Большинство налоговых новаций правительством обобщено в законопроекте «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ и иные законодательные акты РФ», который внесен в Госдуму 18 сентября. Министр финансов Антон Силуанов по результатам обсуждения бюджета в правительстве уже объявил: «Мы обошлись без повышения налогов, без повышения налоговой нагрузки». На экономическом форуме «Сочи-2014» премьер-министр Дмитрий Медведев объяснял предпринимателям, что значительное повышение налоговой нагрузки «было бы крайне неудачным решением».
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин с позицией правительства не согласен: «В итоге все равно идет повышение налоговой нагрузки», – сказал он в интервью телеканалу РБК. Не нравится Шохину и то, как именно идет налоговое творчество: «Способ, которым вносятся эти законы, не позволяет нам сделать экспертизу, вести дискуссию. Кроме того, это оставило в тени маленькие поправочки к законодательству: повышение налога на дивиденды с 9 до 13, индексация водного налога в разы, налогообложение имущества, которое полностью амортизировалось, кадастровая оценка налога на недвижимость – ничего не проработано».
«Судьбоносные для бизнеса решения принимаются с колес», – считает Шохин. В качестве примера он приводит дискуссию по налогу с продаж и НДФЛ: «Только премьер подписал документ налоговой политики, который обсуждался [одобрены правительством на заседании 3 июля 2014 года], и тут же после были вброшены документы о повышении НДФЛ, налога с продаж». «Мы долго не могли найти авторов. Минфин давал понять, что не все нравится ему. Дискуссия шла: налог с продаж или НДФЛ. Сначала отказались от повышения НДФЛ. Вчера отказались и от налога с продаж, но это не значит, что эти дискуссии прекратились».
РБК собрал основные налоговые новации, которые начнут действовать со следующего года.
Налоги, которые изменились
Налог на дивиденды. Ставка налога на доходы физических лиц, полученные в виде дивидендов, увеличивается с 9 до 13%. Также предложено увеличить и ставки налога на прибыль компаний по доходам от долевого участия в деятельности организаций. С этой инициативой Минфин выступил еще в начале 2014 года. Но в марте предложение было отвергнуто на совещании у премьера Дмитрия Медведева; как объяснил тогда первый вице-премьер Игорь Шувалов, существующая «ставка 9% для дивидендов может помочь сделать российскую юрисдикцию более привлекательной». Тем не менее уже в августе рост этого налога был поддержан правительством на совещании у президента Владимира Путина. Минфин ожидает, что только изменение налога для компаний даст в 2015 году дополнительный доход в 10,9 млрд руб.
Страховые взносы. Сейчас страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования составляют 5,1%. Их взимают с годовой зарплаты 624 тыс. руб. (52 тыс. в месяц). Все, что выше, взносами не облагается. Каждый год пороговое значение зарплат, с которых взимаются взносы, индексируется – в 2015 году оно должно было вырасти до 668 тыс. (55,7 тыс. в месяц). В августе 2014 года Минтруд разработал поправки в закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», где предложил этот порог убрать и взносы брать со всех зарплат. При этом основной тариф останется 5,1%, сохранятся и льготные ставки. По предложению Минфина эти средства решено передать из Фонда медстрахования в федеральный бюджет. В 2015 году в федеральном бюджете запланировано 140 млрд руб. допдоходов.
Пошлина на интернет-торговлю. Правительству только предстоит одобрить снижение порога беспошлинной интернет-торговли до €150 (сейчас €1000). Но Минфин в бюджете уже запланировал доходы от этого изменения – 20 млрд руб. в 2015 году. Между тем по этой теме в правительстве есть дискуссия: Минфин предлагает €15, а Минпромторг – €500. Минэкономразвития предлагает исключить из-под действия новых норм некоторые лекарства.
Акциз на газ. Предложение обложить акцизами экспорт газа в Турцию по трубопроводу «Голубой поток» министр финансов Антон Силуанов публично сделал 1 июля 2014 года. Уже 4 июля на заседании правительства это предложение попало в утвержденные тогда «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и больше не пересматривалось. В июле Силуанов обещал, что «речь не идет о повышении цены на газ для Турции, а только о фискальных целях для бюджета». Дополнительные доходы от акциза – 41,7 млрд руб. в 2015 году.
Акциз на сигареты. Сейчас производители сигарет в России платят акциз 800 руб. за 1 тыс. сигарет (специфическая часть) плюс 8,5% от их розничной стоимости (адвалорная часть), но не менее 1,04 тыс. руб. Согласно Налоговому кодексу, в 2015 году ставка должна была вырасти до 960 руб. плюс 9% от розничной стоимости (не менее 1,25 тыс. руб.), в 2016 году – до 1,2 тыс. руб. плюс 9,5% от розничной стоимости (не менее 1,6 тыс. руб.). Окончательный вариант поправок в Налоговый кодекс, направленный 18 сентября из Белого дома в Госдуму, предполагает сохранение в 2015 году прежних планов роста специфической части акциза (до 960 руб.) и увеличивает адвалорную часть до 9,5%. В 2016 году также меняется только адвалорная часть акциза – до 10%. В 2017 году предлагается установить специфическую часть акциза в 1350 руб. и адвалорную – 10,5%. Допдоходы в 2015 году – 24 млрд руб.
Водный налог. Индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, не проводилась с 2005 года. При этом тарифы на воду, отпускаемую потребителям, увеличились более чем в шесть раз, что, по мнению Минфина, «привело к существенному снижению налоговой нагрузки на пользователей водных объектов». Проект бюджета предполагает, что в 2015 году будет проведена индексация в 1,28 раза, в 2016-м – в 1,64 и в 2017-м – в 2,08 раза. Ускоренная индексация будет проходить до 2026 года, потом – только на инфляцию. Допдоходы в 2015 году – 2,8 млрд руб.
Плата за лес. Индексация ставок платы за использование лесов не проводилась с 2009 года. Минфин предлагает провести ее в 1,05 раза в 2015 году, в 1,1 раза – в 2016 году и в 1,15 раза – в 2017‑м. Предложение внесено в правительство еще в июле 2014 года, возражений не было. 800 млн руб. допдоходов в 2015 году.
Изменения, которые не состоялись
Налог с продаж. С идеей вернуть налог с продаж выступил в июле этого года министр финансов Антон Силуанов. Право вводить налог предлагалось дать регионам, при ставке до 3% он мог приносить им 200 млрд руб. в год. Законопроект Минфин внес в правительство 13 августа. Резко против выступили представители бизнес-организаций: они указали, что с появлением налога в России возникнет двойное (при существующем НДС) и тройное (в случае с подакцизными товарами) налогообложение. Это заставит предпринимателей уходить в тень, сокращать инвестиционные расходы и приведет к росту цен. Минэкономразвития оценило влияние налога на инфляцию в 1 п.п., ЦБ – в 1–1,5 п.п. Введение налога с продаж обсуждалось 17 сентября на совещании президента с правительством. На следующий день министр финансов Антон Силуанов сообщил, что правительство отказалось от этой идеи.
Теперь в качестве альтернативы налогу с продаж регионам могут предоставить право вводить специальные сборы за право торговли, предоставление услуг общественного питания, такси и т.п., сообщил 19 сентября на Сочинском инвестиционном форуме премьер Дмитрий Медведев (см. статью на этой же странице).
Повышение НДС. В правительстве рассматривался вариант с увеличением НДС на 2 п.п. –
с 18 до 20% в качестве альтернативы введению налога с продаж. Повышение НДС могло бы принести бюджету 500 млрд руб. в 2015 году. Но оно означало бы повышение налоговой нагрузки на весь бизнес, что в условиях сокращения темпов роста экономики нецелесообразно, указывали противники новации. В итоге от повышения НДС решено отказаться.
Повышение НДФЛ. В правительстве обсуждалось повышение НДФЛ на 1–2 п.п. (сейчас ставка 13%) или введение прогрессивной шкалы в качестве меры поддержки региональных бюджетов. Поступления от НДФЛ распределяются между бюджетами регионов и муниципалитетов. Эксперты Центра развития ВШЭ подсчитали, что если бы НДФЛ был повышен на 1 п.п., то в 2015 году региональные бюджеты получили бы 217 млрд руб. Дискуссия по таким налогам, как НДС, НДФЛ, «была очень жесткой, и приняты решения пока эти налоги не трогать», сообщил в итоге первый вице-премьер Игорь Шувалов программе «Вести в субботу».
www.rbc.ru