Шариат о гасбе и мерах наказания за воровство
Выступая в защиту частной собственности, юридические школы Шариата особое внимание уделяют пресечению воровства и строгому наказанию воров. Характерно, что в юридических школах Ислама меньше внимания уделяется выяснению причин, побудивших к воровству, и ценности украденной вещи. Судят за воровство «в принципе», а что украдено (спичка или ограблен банк), это неважно.
Например, согласно джа’фаритскому мазхабу, за воровство, совершенное впервые, отсекают четыре пальца правой руки, оставляя ладонь и большой палец, за вторичное воровство Шариат требует отсечь левую ступню до половины, а в третий раз человека за воровство пожизненно заключают в тюрьму. При этом если у него нет средств на содержание в тюрьме, то расходы на это взимаются из тюремного имущества. Если же он в тюрьме будет воровать, Шариат требует казни для такого человека.
Чрезмерная жесткость мер наказания за воровство исходит из юридических и моральных принципом Ислама относительно священности и неприкосновенности частной собственности.
Защита Шариатом частной собственности проявляется и в отношении к гасбу. Гасб — лишение прав собственности другого лица — считается страшным Грехом, за который виновному полагаются адские мучения. По этому поводу мусульманские законоведы приводят следующее изречение Мухаммада: «Если насильно отнимает у другого пядь земли, в Судный день эта пядь земли превратится в семислойное кольцо и свалится на его плечи» 59 .
В джа’фаритском мазхабе детально определяется, что именно следует считать гасбом — узурпацией. .Гасбом, в частности, считается запрещение людям использовать мечеть, медресе, мосты, рынки и т. д. — т. е. общественные сооружения, предназначенные для всеобщего пользования. Если верующий займет в мечети место, куда не пускает других, или займет заранее место для другого, то это также гасб. Если кредитор оставил у себя что-либо, принадлежащее должнику, в качестве залога, а затем, возвращая залог, требует что-либо себе, то и это гасб. Если кто-либо забрал насильно вещь, а она затем куда-то пропала, то взявший эту вещь должен возместить стоимость потерянной вещи, иначе это будет рассматриваться как гасб (доходы от насильно отнятых вещей принадлежат их владельцам, а не тем, кто их присвоил). Если два человека вместе совершили гасб, то ответственность за это лежит на обоих. Если угнано домашнее животное, которое вскоре принесло детеныша, то угнавший его не имеет права взять себе этого детеныша: животное с детенышем принадлежит его действительному владельцу. Если насильственно отнятый дом пустует, узурпатор должен платить его владельцу плату за квартиру. Отнятое у несовершеннолетнего или сумасшедшего должно быть возвращено родителям или опекунам последнего.
Как уже говорилось, Шариат запрещает изготовление посуды из золота и серебра. Так, если кто-либо насильно отнял у другого такую посуду, а она потерялась или испортилась, узурпатор не обязан платить за труд, потраченный на это изделие, но возместить только стоимость золота или серебра, из которого изделие сделано, однако отнявший и испортивший золотые серьги или другие женские украшения обязан вернуть стоимость и золота, и работы.
Если кто-либо без разрешения землевладельца посадил что-либо на его участке и вырастил урожай, то и деревья, и урожай принадлежат тому, кто их посадил и обработал. Однако землевладелец имеет право заставить вырубить эти деревья, разровнять землю и потребовать плату за аренду земли. Захвативший же землю не может заставить землевладельца оформить разрешение на аренду земли, так же как и землевладелец не имеет права требовать, чтобы ему продали посаженные на его земле деревья или другие растения, но такие соглашения возможны по доброй воле сторон.
Учитываются даже, казалось бы, невероятные случаи гасба. Так, отнявший у кого-то живого барана при выплате владельцу стоимости животного обязан учесть, что за период, прошедший с момента гасба, баран вырос и стал жирнее. Если же человек взял какую-либо вещь без разрешения владельца, а другой человек отнял ее у него и в конечном итоге вещь потерялась, то владелец имеет право требовать эту вещь или ее стоимость с обоих незаконно захвативших собственность и последние могут вдвоем погасить стоимость данной вещи. Но если владелец получил стоимость своей вещи с первого из них, тот имеет право требовать эту сумму у второго, который отнял у него вещь, тогда как второй (узурпатор), заплатив владельцу стоимость вещи, не может потребовать ее от первого.
Важно отметить, что есть существенное различие между гасбом и воровством. Гасб — это насильственное открытое отбирание, захват чужого имущества, тогда как воровство — это скрытая, тайная акция.
В связи с характеристикой законов относительно гасба любопытно также узнать о том, как следует поступать с найденными вещами. Исламское законодательство рассматривает множество случаев находок вещей и ценностей и дает рекомендации, как поступить с найденным.
Шариат соотносится с древними обычаями и традициями народов Ближнего и Среднего Востока относительно использования найденных ценностей. Так, в нем говорится, что если человек нашел что-либо ценное, на чем нет никаких отметок, которые помогли бы разыскать владельца, находка становится собственностью этого человека, который, однако, обязан заплатить за это подачей милостыни (садака) за неизвестного владельца. Но Шариат не допускает, чтобы человек, нашедший вещь и не обнаруживший ее владельца, окончательно считал ее своею собственностью. Если настоящий владелец вещи объявится, нашедший ее обязан возместить ему ее стоимость, даже если к тому времени найденное уже полностью израсходовано или изношено.
Если найденная вещь не представляет особой ценности, ее, как правило, оставляют при мечети в надежде, что владелец ее там обнаружит. Если она имеет отметку, по которой можно найти владельца, то начиная с первого дня, когда она найдена, в течение недели возле мечети два раза в день делается объявление о находке. В течение года объявление это повторяется: в первый месяц раз в неделю, а затем по разу в месяц. Если по истечении года владелец вещи не находится, нашедший ее человек имеет право использовать ее, не забывая, конечно, что в случае объявления хозяина он обязан вернуть ему стоимость вещи.
Человек, нашедший вещь и не сделавший об этом объявления, по Шариату, совершил тем большой грех. Если нашедший ее — несовершеннолетний или умалишенный, объявление должны сделать за него родители или опекуны. Нашедший что-то, если он убедился, что владелец не найдется, может раздать найденное в качестве милостыни беднякам.
Шариат запрещает подробно описывать найденную вещь в объявлении о находке, так как в таком случае могут найтись ложные претенденты на нее. Человек, явившийся как владелец вещи, должен описать ее приметы или назвать сумму, если найдены деньги. Если найдено что-то скоропортящееся, то находку по решению шариатских судей пускают в продажу, а деньги хранят или раздают в качестве милостыни.
Перед входом в мечеть верующие снимают обувь, с которой затем часто происходит путаница. Взявший не свою обувь обязан отдать ее владельцу. Если же хозяина обуви найти не удается, то в случае если надетая обувь дороже той, которая была снята, надевший чужую обувь должен разницу в цене раздать беднякам. Милостыню не надо раздавать только с найденной вещи, которая не представляет никакой ценности или очень небольшую.
59 Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2554.
historylib.org
ВИДЫ НАКАЗАНИЙ В ШАРИАТЕ
Наказания в Шариате делятся на три типа: кисас, худуд и та’зир.
Кисас (القصاص возмездие), воздаяние за убийство или членовредительство. Законодатель, Велик Он и Славен, предоставил здесь для пострадавшего или его валия право выбора между воздаянием равным, принятием выкупа и даже прощением преступника.
Всевышний Аллах сказал: «Вам предписано возмездие за убитых: свободный — за свободного, раб — за раба, женщина — за женщину. Если же убийца прощен своим братом, то следует поступить по справедливости и уплатить ему выкуп надлежащим образом» (Корова, 178).
Иллюстрацией применения кисаса может служить хадис, рассказанный Анасом: «Один иудей раздавил голову рабыни (или девочки) между двумя камнями. Её спросили: кто сделал это с тобой? И перечисляли имена, пока не упомянули этого иудея, и она сделала знак головой. Когда привели иудея, он признался, и Пророк приказал раздавить его голову между двумя камнями» (Бухари, Муслим).
(Добавлю в скобках, что после статьи Абу-т-Танвира с критикой неисламских кавказских обычаев мне довелось встретить совершенно безумную попытку обосновать кровную месть вышеприведенным аятом, утверждая, что Аллах, Велик Он и Славен разрешает в нем возмездие в отношении не убийцы, а другого человека из рода убийцы. Это ужасное невежество, и, что еще хуже, утверждение, что Аллах, Чист Он от всего недостойного, позволяет убийство невинных людей! Аят как раз и запрещает бытовавший у арабов обычай кровной мести, по которому, если убийца был свободным из сильного рода, то кисасу подвергался не он, а раб из этого рода, а если убийцей была женщина из слабого рода, то вместо неё мог быть убит свободный мужчина и т.п.)
Худуд (الحدود ед. число хадд, граница), строго оговоренные наказания (забивание камнями, нанесение определенного количества палочных ударов, отсечение руки, и т.д.) за немногочисленные строго оговоренные преступления, а именно: прелюбодеяние, обвинение в прелюбодеянии, воровство, употребление алкогольных напитков, разбой, вооруженный мятеж, и, по мнению некоторых, вероотступничество.
Многочисленны указания в Коране и Сунне на обязательность этого вида наказаний. Сказал Всевышний Аллах: «Вору и воровке отсекайте их руки…», «Прелюбодейке и прелюбодею, каждому из них наносите сто ударов…», «Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз…», «Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны…». Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Осуществленное на земле наказание лучше для обитателей этой земли чем утренний дождь в течении сорока дней» (Ибн Маджа, Насаи, Альбани счел хорошим).
Сказал Ибн Таймиййа: Если же человек покается в прелюбодеянии, воровстве, или употреблении алкогольных напитков до того, как его дело будет представлено правителю, то правильным мнение является то, что он не подлежит наказанию хадд, как не подлежат наказанию в соответствии с иджма разбойники, если они покаются, прежде чем окажутся во власти правителя. (Фатвы, 34/180)
Та’зир (التعزير), наказание за преступления и проступки, не попадающие в первые две категории и определяющееся иджтихадом правителя.
Сказал шейху-ль-Ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах: «Ученые сошлись во мнении что та’зир узаконен для всех прегрешений, для которых не установлено наказание хадд».
Шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа и имам Ибн аль-Каййим приводят четыре мнения по «верхней планке» та’зира, самым аргументированным из которых является то, что нет ограничения для та’зира и он зависит от мнения правителя в соответствии с общей пользой. Говорит Ибн аль-Каййим: «Размер та’зира зависит от общей пользы и серьезности преступления, и определяется иджтихадом правителя». Это основное мнение в мазхабе Малика, «старое» мнение Шафии, также это мнение предпочел ученик Абу Ханифы Абу Юсуф и шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа. Как далилы на это мнение Ибн аль-Каййим приводит многочисленные решения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а затем его сподвижников. В частности:
- Решение о смертной казни не бросающего пить алкоголь после четвертого задержания.
- Решительное намерение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сжечь дома отсутствующих на общей молитве, не осуществленное из-за опасности для невинных, таких как женщины и дети.
- Невыдача провинившемуся полагающейся ему доли из трофея.
- Конфискация половины имущества у отказавшегося выплатить закат.
- Того, кто совершил членовредительство над своим рабом, Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, наказал тем, что забрал у него этого раба и освободил его.
- Того, кто украл вещь, стоимость которой не достигает цены, за которую отрубается рука, он наказал двойным штрафом. (Нейлю-ль-аутар).
Умар же, да будет доволен им Аллах, в качестве наказания брил головы, отправлял в изгнание, бил, сжигал винные лавки, а также селение, в котором торговали вином. Он сжег куфийский дворец Саада ибн Аби Ваккаса, чтобы тот не отдалялся от народа.
Все эти далилы указывают на то, что та’зир не ограничен ничем, кроме иджтихада правителя в целях защиты общей пользы и отведения вреда и нечестия. Здесь есть и то, что превосходит хадд, например, смертная казнь для того, кого в четвертый раз поймают пьяным, и то, что вообще не относится к видам хадда, например, изгнание и бритье головы пьяниц. («Аль-худуд ва-т-тазират инда-бни-ль-Каййим» шейха Бакра Абу Зайда)
Ибн Таймийя приводит мнение некоторых шафиитов и ханбалитов, которые считали допустимым смертную казнь тех, чей вред по-другому остановить не получается, например, призывающих к ереси, или шпионов (Фатвы, 35/402-407). Как далил на разрешение смертной казни, он приводит несколько хадисов, в частности слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Если будет принесена присяга двум халифам, то убейте второго из них» (Муслим), а также случаи из практики первого поколения мусульман. (Фатвы, 28/109).
Все наказания осуществляются правителем или уполномоченным им человеком после того, как факт преступления бесспорно установлен в соответствии с Шариатом. Факт преступления устанавливается либо показаниями свидетелей, либо признанием самого преступника. Все эти вопросы детально рассмотрены в фикхе и не представляют затруднения для любого, читающего по-арабски.
Сказал Аль-Куртубий: Нет разногласий в том, что кисас за убийство осуществляют только обладатели власти, их обязанностью является исполнение наказаний кисас и худуд и т.д., так как Аллах, Пречист Он, обратился ко всем верующим с повелением выполнять кисас. Однако не в состоянии все верующие объединиться для выполнения этого, и поэтому они учреждают правителя для выполнения этого и других видов наказаний (Джами ли-ахками-ль-Куран).
В современных кавказских условиях, когда наши земли находятся в оккупации, отправление шариатского судопроизводства крайне ограничено, но это не дает никому права на самосуд.
Решение об использовании та’зира в том или ином случае принимается носителем исламской власти или лицом, его замещающим, на основе его иджтихада. В нашем случае такими людьми являются амир Имарата и руководители вилайатов, да сохранит их всех Аллах.
Таким образом, к примеру, обстрелы и казни торговцев алкоголем или колдунов вполне законны по Шариату, и ведут к явной и общей пользе. А Аллаху ведомо лучше.
alifammara.livejournal.com
Наказание по закону шариата
Исламофобам просьба не смотреть, а то по ночам кошмары сниться будут. Не все эти меры закреплены в иранском законодательстве, а закрепленные практикуются куда реже, чем можно подумать. Тем не менее, факт остается фактом и как бы я ни любила Иран, отрицать подобные факты нельзя.
Смотрим и ужасаемся: Взято у abdulkarim:
1. За прелюбодеяние супругов (т.е., за супружескую измену, незаконную связь на стороне лицом, состоящим в браке, независимо от половой принадлежности) полагается особый вид смертной казни — раджм (побивание камнями), как и согласно закону Моисея. Жертва закапывается в землю по пояс и забивается камнями несколькими лицами, исполняющими роль палачей. При этом камни должны быть средней величины: не слишком большие, чтобы убить с первого удара и не слишком маленькими, чтобы отскакивали, не причиняя ущерба.
2. За прелюбодеяние не состоящих в законном браке на момент преступления положено наказание в виде 100 ударов плетьми для свободных, 50 — для несвободных (наложниц).
3. За гомосексуализм и развращение малолетних, а также за убийство (не вызванное чувством кровной мести или ревности) полагается смертная казнь «катль», что переводится как «убиение», «лишение жизни» — на усмотрение шариатского суда в качестве таковой может рассматриваться обезглавливание (см. ролик про забавного саудовского парня), повешение, расстрел. Некоторые суннитские мазхабы слишком буквально толкуют слова Пророка (С) о том, что лучше для гомосексуалиста, чтобы на него упала стена — и таким образом их казнили, напр., талибы в Афганистане (клали связанными под толстую высокую каменную стену и обрушивали на них бульдозером), но в шиитском мире эта казнь не применяется.
4. В отдельных случаях методом «катль» могут лишаться жизни те, кто замечен в спаивании или приучении окружающих к употреблению наркотиков.
5. Кража без смягчающих обстоятельств (тяжелое материальное положение, действие по принуждению, незнание того, что украденное находилось в частной собственности, а не являлось, напр., общественным имуществом — вакфом) карается ампутацией: пальцев или кисти правой руки, при повторной краже — по локоть, еще два раза — левой руки.
6. Противоестественная связь между женщинами карается 100 ударами плетьми (для наложниц — половина наказания свободных).
7. Употребление алкоголя или наркотиков — 80 ударов плетьми.
8. Отступничество от Ислама (после того, как лицо, будучи совершеннолетним, находясь в здравом уме и твердой памяти, ранее подтвердило при свидетелях свою приверженность Исламу) после трех дней на размышление и покаяние карается смертной казнью типа «катль» (чаще — обезглавливание).
9. Лицо, четырежды совершившее преступление, карающееся более чем 25 ударами плетью (скотоложство, труположство, алкоголизм, лесбиянство, и т.п.) наказывается смертной казнью типа «катль».
Примечание 1: для подтверждения обвинения в преступлении, карающемся более чем 100 ударами плетью (100 ударов или смертная казнь) требуются четыре свидетеля-мужчины или трое мужчин и две женщины доброй репутации (ранее не привлекавшиеся к уголовной ответственности). Для обвинения в совершении преступления, карающегося 25 ударами плетью (скотоложство, труположство, публичное занятие онанизмом и т.п.) достаточно двух свидетелей-мужчин или одного мужчины и двух женщин доброй репутации.
Примечание 2: существуют разногласия по поводу мастурбации. Некоторые шиитские муджтахиды не видят состава преступления в женской мастурбации, однако, мужской онанизм считается преступлением против нравственности и наказывается мерой ниже низшего предела (на усмотрение судьи до 25 плетей), согласно преданию о том, что имам Али (А) бил по щекам уличенного в таковом преступлении, пока ладонь его не становилась красной, после чего женил его в срочном порядке.
Источник: Шейх Туси, «Ан-Нихайа».
pashili.livejournal.com
Шариат: преступление и наказание
21 366 Январь 27, 2014
Воспитание прежде наказания
Почему ислам говорит о наказании, а не об исправлении преступника? Этот вопрос часто вводит в заблуждение обывателей. На самом деле каждый общественный институт в исламе ориентирован на то, чтобы привить человеку моральные ценности и чувство ответственности перед Всевышним Аллахом и перед обществом. Такой процесс воспитания осуществляется от колыбели до могилы.
«Исправлять» человека следует до того, как он совершит преступление. Ислам прилагает все усилия, чтобы побудительных стимулов к преступной деятельности было как можно меньше. Если же преступление уже совершено, то согласно шариату наилучшей средой для исправления виновного являются семья и общество. Именно в эту среду шариат, как правило, отправляет преступника, понёсшего наказание. Сегодня же по действующей мировой пенитенциарной практике его отправляют в тюрьму, где каждый из постоянно окружающих его людей – такой же преступник, как он сам.
Слово «шариат» пугает
Даже жителей республики, 95 % населения которой считаются мусульманами. И это неудивительно: журналисты и публицисты, да, впрочем, и многие активно призывающие к исламу мусульмане, понимают под шариатом исключительно систему телесных наказаний.
Если мы обратимся к истории утверждения ислама, то увидим, что коранические наставления о наказаниях были ниспосланы только после того, как исламское общество постигло благо, а мусульмане получили свои социальные права и естественную для этого среду.
На раннем этапе становления ислама пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил людей единобожию, прививал им богобоязненность и рассказывал о Судном дне. Только после того, как в исламском обществе прочно установились нравственные стандарты, были введены законы о наказаниях.
Шариат не делает наказание самоцелью
Он стремится сделать преступление в глазах мусульманина явлением из ряда вон выходящим. Одной из основных целей шариата является формирование среды, в которой поощряются хорошие поступки, а плохие – отвергаются. В которой легче творить добро, чем чинить зло.
Закон защищает интересы общества. Институт наказания за преступление стоит на страже соблюдения закона. Определение видов преступлений и соответствующих им наказаний в том или ином обществе отражает идеалы, которое оно отстаивает. Основными ценностями исламского общества, защищаемыми шариатом, являются:
Наказание — не цель шариата
1) религия,
2) жизнь,
3) разум,
4) продолжение потомства
5) собственность.
Правонарушение в исламском праве рассматривается как неподчинение воле Всевышнего Аллаха.
Классификация видов наказания
Шариат выделяет три основные категории наказания:
1. Первая – хадд – включает предписанные Всевышним Аллахом формы конкретных наказаний, непосредственно отражённые в Коране и Сунне. Эти наказания направлены на сохранение интересов общества. Если они установлены соответствующим путём, их нельзя ни облегчить, ни ужесточить, преступника нельзя помиловать. Они прививают обществу глубокое чувство отвращения к соответствующим видам преступлений. Это:
1) прелюбодеяние,
2) кража,
3) разбой,
4) недоказанное обвинение в прелюбодеянии,
5) вероотступничество,
6) бунт.
2. Вторую форму называют кисас – наказание за убийство и нанесение увечий. Если человек умышленно причиняет физический вред другому человеку или убивает его, раненый или семья покойного имеют право на возмездие. Причём семья жертвы может выбрать один из вариантов:
1) настоять на наказании,
2) принять материальную компенсацию или простить преступника, что согласно шариату предпочтительнее: «…а для того, кто откажется от своего права на возмездие преступнику, эта милостыня послужит искуплением грехов» (сура «Трапеза», аят 45).
Причём договариваются стороны вне суда. Ближайший сподвижник посланника Аллаха (мир ему и благословение) Анас ибн Малик рассказывал, что никогда не видел, чтобы к Пророку обращались с вопросом о возмездии, и он не повелел бы простить. Речь идёт о повелении, несущем рекомендательный характер.
3. Все остальные виды преступлений подпадают под третью категорию – та’зир, являющуюся произвольным наказанием, которое самостоятельно (в контексте шариата, состояния общества и ситуации) выносит суд. Любое средство уголовно-правовой борьбы с преступлениями, отвечающее общим целям шариата, общественным интересам и защите общества от нарушений условий его существования, является законным наказанием согласно шариату. Поэтому в исламском уголовном праве перечень видов наказаний, входящих в состав категории «та’зир», не является исчерпывающим.
Кстати, кровной мести, которая для неосведомлённых об исламе людей стала его визитной карточкой, в шариате как таковой нет. Есть смертная казнь за предумышленное убийство, которое должно быть доказано исключительно в судебном порядке. А вся «кровная месть» заключается лишь в том, что родственники убитого наделяются относительно приведения приговора в исполнение определёнными правами. В частности, в некоторых случаях могут простить и тем самым спасти убийцу, о чём говорилось выше, а также привести наказание в исполнение.
Контекст среды
Оправдываясь перед теми, кто, не вникая в суть исламского уголовного права, называет его варварским, многие писатели идут на любые уступки: «Да, телесное наказание предписано, но оно обусловлено подтверждением факта совершения преступления таким набором доказательств, что фактически становится неисполнимым»; «телесные наказания не должны применяться до тех пор, пока общество не достигнет идеала, но тогда они станут практически ненужными» и т.п. Да, говоря о шариатской системе наказаний, её, как правило, рассматривают в отрыве от общества и контекста, в которых она призвана быть реализованной. Но религия Аллаха не нуждается в адвокатах, которые готовы перечеркнуть её, чтобы оправдать перед кем бы то ни было.
Шариат не просто накладывает на человека обязательства, нарушение которых влечёт за собой наказание. Прежде этого шариат наделяет человека правами. Запретив воровство и установив в качестве наказания за него отрубание руки, Всевышний Аллах дал каждому члену исламского общества право на социальное обеспечение за счёт института закята. Запретив прелюбодеяние, шариат поощрил раннюю женитьбу, сделал отношение супругов друг к другу одной из важных форм поклонения Аллаху, дозволил многожёнство при строгих условиях и обязал женщину соответствующей форме одежды. Однако в условиях голода, например, отрубание руки не назначается в качестве наказания за воровство. Вообще, воровство, при котором в качестве наказания назначается отрубание руки должно соответствовать ряду условий, касающихся состояния и хранения украденного имущества, что приводит к минимизации именно отрубания руки в качестве наказания за факт воровства. Так же как для прелюбодея, не состоящего в браке, не назначается смертная казнь. А смертная казнь, назначаемая за прелюбодеяние, нуждается в очень строгом наборе доказательств, без которых непосредственно смертная казнь не может быть назначена в качестве наказания, даже если её факт будет очевиден на основе других факторов. Что, как уже говорилось выше, конечно не означает, что такое наказание вовсе не применяется. Оно применялось, применяется и будет применяться, ведя общество к тем целям, ради которых оно установлено шариатом.
Также важно отметить, что претворение мусульманского уголовного права в жизнь – это прерогатива исламского государства и общества. Общества, в котором повеление доброго и порицание запретного являются обязанностью каждого члена. Общества, двигателем которого является богобоязненность его членов. Общества, в котором закон воспринимается как воля Всевышнего Аллаха. Что подразумевает веру в его (закона) абсолютную справедливость, совершенство, полную свободу от человеческого фактора и недоработок. Но самое важное с практической точки зрения – это то, что следование и подчинение шариату являются непременным условием искренности веры человека, и они наряду с намазом превращаются в поклонение Аллаху.
Шариат, взывая к совести мусульманина, воспитывает в нём сознательное стремление к соблюдению закона по своему внутреннему убеждению, а не из страха перед наказанием. Его божественная природа, предполагающая веру в его идеальность, взращивает в личности уверенность в Судном дне, в который «тот, кто сделал зло весом в пылинку, увидит его» (сура «Землетрясение», аят 8).
Некоторые обстоятельства
Установив наказания и обусловив их осуществление через ряд принципов и правил, установленных для тщательного подтверждения факта наличия преступления, ислам не позволяет ни отдельным людям, ни государству шпионить за человеком в целях уличить его в чём-либо, если нет серьёзных оснований полагать, что он готовится совершить общественно-опасное преступление. Не является обязательным и доносить о совершённом преступлении или признаваться в нём, если это не требуется для восстановления чужого права. Если возможно внесудебное решение вопроса, то оно предпочтительнее.
Институт презумпции невиновности как таковой был утверждён именно шариатом. Интересен случай, когда к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришёл Маиз ибн Малик с просьбой помочь смыть грех прелюбодеяния, желая понести предписанное за данное преступление наказание. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) трижды прогонял его и только на четвёртый раз приступил к рассмотрению фактов. Сначала он говорил о его (Маиза) невменяемости, затем о том, что это могло быть не прелюбодеяние, а что-то другое. Однако все присутствующие единодушно признали здравый рассудок Маиза. И Пророку (мир ему и благословение Аллаха) не оставалось ничего другого, кроме как дать распоряжение о приведении соответствующей нормы в исполнение.
Интересно, что недоказанное обвинение в преступлении само по себе является преступлением, подлежащим судебному разбирательству. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал одному из своих сподвижников, обвинившему жену в измене: «Доказательство! Иначе наказание (хадд) падёт на твою спину!» «О Посланник Аллаха! Неужели, когда один из нас увидел мужчину на своей жене, он должен искать доказательства?» – попытался возмутиться сподвижник. «Доказательство! Иначе наказание падёт на твою спину», – лишь строго повторил пророк (мир ему и благословение Аллаха). Конечно, человек может решить для себя развестись со своей женой, однако для приведения в исполнение наказания за прелюбодеяние факт преступления должен быть доказан, как того требует шариат.
Цель шариата – не в наказании, а в создании условий, при которых нарушение закона является исключением. В этом смысле видимая суровость коранического наказания, освящённая божественным авторитетом, говорит лишь о тяжести самого преступления в глазах личности и общества и тем самым служит в первую очередь утверждению в обществе идеала нравственной жизни.
Заключение
Далёкие от справедливости люди всегда пытались измерить безбрежный океан божественного знания, мудрости и справедливости собственным мерилом придуманных критериев и стандартов. И у них никогда ничего не выходило. Сегодня они вопрошают: «Если ислам – это цивилизация, то почему страны с исламским населением такие отсталые?»
Сегодня мусульманские общества далеки от идеала, они страдают многими социальными недугами. Правительства мусульманских государств – это зачастую недалёкие люди, у которых нет ни чести, ни мужества, ни своей головы на плечах. Это ставленники Запада, который окружил их силой, чтобы она защищала их от народа. В простом народе есть исламские ценности, и они воплощаются в том, что те или иные виды преступлений (воровство, убийство…) по статистике совершаются в этих странах гораздо реже, чем на Западе. Но на экономику или политику страны это повлиять никак не может.
По-настоящему исламское государство было «более правовым», развитым, прогрессивным и могущественным, чем весь остальной мир. Однажды это было. И это будет вновь. ИншааЛлах.
islamcivil.ru