Приказ о создании службы школьной медиации

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОЛЖАНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЕГОРЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

303775 Орловская обл. Должанский р-н

О создании школьной службы примирения

В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий
до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 года , Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Конвенции о правах ребенка и в целях создания профилактики правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия, формирования у обучающихся умения регулирования конфликта без физического насилия или оскорбления ПРИКАЗЫВАЮ:

Создать школьную службу примирения в составе:

руководитель: Малыхина Ирина Вячеславовна – ответственный по охране прав детства;

члены: Ловчикова Анастасия – ученица 8 класса;

Головин Игорь – ученик 8 класса;

Ловчикова Анжелика – ученица 8 класса;

Чадаев Денис – ученик 7 класса;

Багдасарян Елизавета — ученица 6 класса.

2. Утвердить Устав школьной службе примирения.(Приложение1)

3.Утвердить Положение школьной службы примирения.(Приложение 2)

4.Утвердить следующие функциональные обязанности:

4.1. Для руководителя:

— анализирует работу ШСП.

— проводить предварительные встречи с конфликтующими сторонами;

www.egorevskaya.ru

Приказ о создании школьной службы примирения

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ,

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОЛЖАНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДУБРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

303776, д. Дубровка, ул. Школьная, 1 e-mail: dubrovka. scool@mail.ru тел. 2-37-23

____0т 07. 09.2015 г_ №_93/1____

В соответствии с Рекомендациями Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2013 г. № ВК-54/07 вн по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий
до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 года , Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенции о правах ребенка и в целях создания профилактики правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия, формирования у обучающихся умения регулирования конфликта без физического насилия или оскорбления

1.Создать школьную службу примирения в составе:

руководитель: Савельева Елена Николаевна– руководитель ШСМ

члены: Белых Наталья Николаевна -ответственный по охране прав детства;

Белых Ксения – ученица 9 класса;

Шевченко Ирина – ученица 8 класса;

Воропаева Снежана – ученица 6 класса;

2.Утвердить следующие функциональные обязанности:

2.1. Для руководителя:

— осуществлять общее руководство деятельности ШСП;

— проектировать работу ШСП;

— осуществлять взаимодействие с администрацией школы, органами внутренних дел и другими службами;

— отвечает за качество и эффективную деятельность службы;

dubrovka.org.ru

Служба школьной медиации

Служба школьной медиации (примирения)

ГБОУ лицей №273 – практика диалога и примирения

Куратор — Чернушевич Л.Н.
Медиатор — Шиловская М.Н.

часы приёма: понедельник, среда, пятница с 14.00 до 17.00
обращаться в каб. №212

В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 г.г., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2012 г. N 1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации.

Согласно данному документу 1 сентября 2014 г. в ГБОУ лицей №273 создана служба школьной медиации.

Служба школьной медиации (СШМ)

служба, созданная в образовательной организации для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Если вы

  • поругались или подрались,
  • если вас обижают в классе или в семье,
  • если вы конфликтуете со сверстниками и не в силах сами примириться,
  • вы можете обратиться в службу школьной медиации, которая поможет мирно разрешить конфликт, восстановить отношения.

    Зачем нужна медиация школе?

    Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.

    Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.

    Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).

    Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

    Зачем медиация нужна родителям?

    Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

    Зачем медиация нужна детям?

    В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

    В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

    Школьная служба примирения это:

    1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
    2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
    3. Профилактика школьной дезадаптации.
    4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
  • Создается альтернативный путь разрешения конфликтов
  • Конфликт превращается в конструктивный процесс
  • Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения
  • Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых
  • обеспечение психолого–педагогической, медико–социальной помощью, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • Создание информационного поля о восстановительных технологиях и реализации программ в школе.
  • Реализация восстановительных программ в работе с участниками школьных конфликтов.
  • Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.
  • — распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и

    конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);

    — помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе

    принципов и технологии восстановительной медиации;

    — организация в образовательном учреждении не карательного реагирования на конфликты, проступки,

    противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии

    — проведение программ восстановительного разрешения конфликтов (восстановительных медиаций, «кругов

    сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров,

    конфликтов и противоправных ситуаций;

    — обучение учащихся и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования

    конфликтов и осознания ответственности;

    — организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии,

    принципах и технологии восстановительной медиации

    l-273.ru

    Школьная медиация (служба примирения)

    Медиация — переговоры между конфликтующими сторонами с участием посредника-медиатора – с целью поиска решения , -удовлетворяющего обе стороны.

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ МЕДИАЦИИ

    Правовой основой создания и деятельности служб медиации является:

    • Конституция Российской Федерации;
    • Гражданский кодекс Российской Федерации;
    • Семейный кодекс Российской Федерации;
    • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
    • Конвенция о правах ребенка;
    • Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Г ааге, 1980, 1996, 2007 годов;
    • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д. При создании службы медиации правомерно ориентироваться на ст. 27 п.2 указанного закона определяющую, что «образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (…методические и учебно-методические подразделения,… психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней воспитанников, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения)». То есть служба медиации может быть оформлена на основе локальных нормативных актов образовательной организации.

      В 273-ФЗ в статье 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников» указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». «Служба школьной медиации» и «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» должны быть разными структурными подразделениями образовательного учреждения, но по некоторым типам конфликтов они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга 8 с учетом различия их целей, методов работы и зон компетенции, что должно быть зафиксировано локальными актами образовательного учреждения.

      Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участи- ем посредника (процедуре медиации)» Согласно пункту 2 «настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений». Это означает, что Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №193-ФЗ не регулирует медиацию в ДОУ (если медиатор в ДОУ не будет работать со спорами, возникающим из гражданских, в том числе трудовых и семейных правоотношений). Член Независимого экспертно-правового совета, профессор кафедры Судебной власти и организации правосудия НИУ «Высшая школа экономики», федеральный судья в отставке, заслуженный юрист РСФСР С.А. Пашин провел экспертизу данного закона и показал, что он не распространяется на повседневную деятельность служб примирения и не запрещает проводить в них медиацию. Поэтому в образовательных организациях регулирование деятельности медиаторов и служб медиации осуществляется на основании других законов. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.№1662 — р (действующая редакция от 08.08.2009 № 1121-р), в которой одним из приоритетных направлений раз- вития социальных институтов и социальной политики государства определяется «формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, …, реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур».

      Указ Президента РФ № 761 от 01 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012– 2017 годы», которая определила ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения: – …приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения); – развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; – организация служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение от- ношений в образовательном учреждении; – внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155, который ориентирован на социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования (целевые ориентиры). К ним относятся – обладание установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старание разрешать конфликты.

      Статья № 76 УК РФ указывает, что: «лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред». То есть примирительный договор дает суду основание для прекращения дела (но не обязывает суд его прекратить, оставляя это на усмотрение судьи).

      «Стандарты восстановительной медиации» 2009 года, утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. Документ носит рекомендательный характер и является основой для работы медиаторов в школьных службах примирения. Данные стандарты относятся к широкому кругу восстановительных практик: медиация между сторонами «лицом к лицу», «Семейные конференции», «Круги сообществ», «Школьные конференции» и другие практики, в основе которых лежат ценности и принципы восстановительного подхода. При разработке стандартов учтен опыт работы по проведению программ восстановительного правосудия в различных регионах России в течение 12 лет.

      «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации для восстановительного правосудия в отношении детей, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность», утвержденная Распоряжением Правительства России от 30.06.2014 № 1430-р., данный документ определяет основные цели, задачи и направления действий по созданию сети служб медиации, организации их работы, подготовке кадров, внедрению с их помощью медиативной и восстановительной практики в работу с детьми и подростками, вовлечение всех государственных и общественных институтов, участвующих в воспитании и формировании личности от семьи до высшей школы, включая органы и организации, привлекаемые в случаях, когда имеет место правонарушение, а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в сфере обеспечения защиты прав и интересов детей. Ожидаемые результаты реализации Концепции: – новая, более эффективная система помощи семье и детям, защиты, обеспечения и гарантирования прав и интересов детей всех возрастов и групп, детей, оказавшихся в трудной жизнен- ной ситуации, а также вступивших в конфликт с законом; – эффективная система профилактической и коррекционной работы с детьми, включающая институты социально- психологической помощи ребёнку, совершившему общественно опасные деяния, но не достигшему возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в осознании и заглаживании вины перед потерпевшим; – оздоровление психологической обстановки в образовательных организациях в результате внедрения метода школьной медиации; – повышение эффективности работы всех органов и организаций по защите прав и интересов детей, оптимизация их структуры, повышение квалификации всех, кто работает с детьми; – снижение общего количества и остроты конфликтов, в которые вовлекаются дети, количества и тяжести правонарушений, в том числе повторных, и их последствий для других лиц и общества, уменьшение асоциальных проявлений среди детей и подростков.

      «Методические рекомендации по организации служб школьной медиации», направленным письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2013 № BK-844/07, согласно которым для организации школьной службы медиации необходимо решить следующие задачи: – информировать работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации; – мотивировать работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода «Школьная медиация»; – провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей (законных представителей); – организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации; – обучить сотрудников образовательных организаций, обучающихся и их родителей (законных представителей) методу «Школьная медиация»; – установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

      Приказ департамента образования , науки и молодежной политики Воронежской области № 810 от 21.июляя 2014 г. Воронеж. « О создании служб школьной медиации в образовательных организациях Воронежской области»

      www.topolek132.ru

      Приказ Министерства образования Нижегородской области от 24 января 2017 г. N 149 «О создании служб школьной медиации (школьных служб примирения)»

      Приказ Министерства образования Нижегородской области
      от 24 января 2017 г. N 149
      «О создании служб школьной медиации (школьных служб примирения)»

      Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 25 января 2018 г. N 142 настоящий приказ признан утратившим силу

      В целях снижения правонарушений и конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних, содействия профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе восстановительных технологий приказываю:

      1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по организации службы медиации в образовательной организации «Служба школьной медиации в образовательной организации: нормативно-правовые и организационно-методический основы».

      2. Рекомендовать руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, государственных образовательных организаций создать условия для деятельности школьных служб примирения (медиации).

      3. Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (Н.Ю. Бармин) организовать обучение педагогических работников по вопросам деятельности служб медиации в образовательных организациях.

      4. Отделу по вопросам дополнительного образования и воспитания детей (Г.Ю. Охотникова) совместно с государственным бюджетным учреждением дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр Нижегородской области «Дети против наркотиков» (С.Г. Рудакова) осуществлять мониторинг восстановительных практик в образовательных организациях Нижегородской области.

      5. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника управления дошкольного общего и дополнительного образования Л.В. Шмонину.

      Утверждены
      приказом министерства образования
      Нижегородской области
      от 24 января 2017 г. N 149

      Методические рекомендации
      по организации служб медиации в образовательных организациях «СЛУЖБА Школьной медиации в ОО: Нормативно-правовые и организационно-методические основы»

      Создание школьной службы медиации является необходимой, обязательной и в то же время для многих специалистов образования трудноосуществимой задачей и проблемой.

      «Люди, создающие службы примирения, фактически являются носителями ценностей и образцов восстановительной культуры. Создание службы и обучение будущих медиаторов предполагает, следовательно, не столько передачу техник и организационных схем деятельности, сколько трансляцию представлений, ценностей и концепций, образующих фундамент восстановительной культуры. В дальнейшем школьные медиаторы, становясь в своем коллективе носителями восстановительной культуры, передают ее основополагающие элементы участникам конфликта, которые проходят через программы примирения, и другим членам школьного сообщества. То есть служба примирения оказывается каналом трансляции норм, эталонов и образцов, иными словами, каналом трансляции восстановительной культуры. Медиаторы службы примирения демонстрируют образцы восстановительной культуры при разрешении конфликтных ситуаций, при реагировании на правонарушения, через организацию дискуссий и коммуникации по значимым проблемам, в ходе «кругов сообществ» и школьных восстановительных конференций, презентаций своего взгляда на взаимодействие в школьном сообществе.

      Следовательно, если служба примирения создана как формальная структура и фактически не проводит медиацию (или другие восстановительные программы), то в школьном сообществе не происходят изменения в способах реагирования на конфликтные ситуации, и такую службу нельзя считать действующей.

      Однако проведение медиаций (и других программ) хотя и продемонстрирует новые образцы отношений, но общие изменения в школе будут происходить довольно медленно. Помимо прочего, новая деятельность, как правило, очень уязвима и нестабильна, так как у прежнего способа реагирования на конфликты есть сила традиции и инерции. Поэтому, кроме проведения медиаций (в которых в концентрированном виде реализуются новые образцы поведения в конфликтной ситуации), нужна дополнительная работа по трансляции конструктивного взаимодействия в школьное сообщество (информирование, обучение коммуникативным навыкам и т.д.). Самой распространенной практикой в службах примирения на сегодняшний день является восстановительная медиация» .

      Приступая к организации служб школьной медиации (далее — СШМ), необходимо ознакомиться с основными нормативными документами, регламентирующими деятельность в этой области, прежде всего — с письмом Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн) (далее — Рекомендации), где по существу и ясно рассмотрены все аспекты и этапы данного процесса.

      В указанном документе рассмотрены следующие вопросы:

      1. Актуальность создания служб школьной медиации в образовательных организациях.

      2. Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях.

      3. Описание содержания понятия «школьная медиация» и «служба школьной медиации».

      4. Цели и задачи служб школьной медиации.

      5. Основные этапы организации службы школьной медиации в образовательной организации.

      В разделе «Актуальность», в частности, говорится о том, что общество на современном этапе его развития «нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать», а этому может способствовать развитие социального интеллекта, менталитета сотрудничества и социального партнерства. Подчеркивается тот факт, что метод школьной медиации может содействовать решению этих задач в работе с детьми, «закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место» . Таким образом, являясь важнейшей социальной инновацией, организация и развитие служб школьной медиации жизненно необходимо и может рассматриваться в качестве одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.

      Этапы организации службы школьной медиации в образовательной организации

      Особое внимание следует обратить на этапы организации службы школьной медиации в образовательной организации, которые включают решение следующих задач:

      — информировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;

      — мотивировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода «Школьная медиация»;

      — провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей);

      — организовать разработку согласований деятельности службы школьной

      — обучить сотрудников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей) методу «Школьная медиация»;

      — установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования .

      Для решения указанных выше задач необходимо реализовать следующие ключевые мероприятия:

      1-й ЭТАП. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации.

      1.1. Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников образовательной организации.

      1.2. Организация ознакомительного семинара по школьной медиации для руководителя образовательной организации, его заместителей, психолога, социального педагога и 3 — 4 преподавателей.

      1.3. Организация информационного просветительского мероприятия для родителей и обучающихся образовательной организации, направленного на формирование мотивации к участию в работе службы школьной медиации.

      В результате реализации первого этапа создания службы школьной медиации в образовательной организации формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы школьной медиации.

      2-й ЭТАП. Обучение руководителя службы и ее будущих специалистов. Обучение руководителя службы школьной медиации и ее будущих специалистов — школьных медиаторов — по программе «Школьная медиация». Так, в настоящее время в ГБОУ ДПО НИРО кафедрой психологии организованы и проводятся курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Медиативные технологии в работе».

      3-й ЭТАП. Разработка согласований по формированию службы школьной медиации в образовательной организации.

      3.1. Рассмотрение вопроса о создании службы школьной медиации и ее дальнейшей деятельности органами государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным собранием, попечительским советом и другими).

      3.2. Утверждение Положения о службе школьной медиации, одобренное органом государственно-общественного управления образовательной организации.

      3.3. Решение общих организационных вопросов деятельности службы школьной медиации.

      4-й ЭТАП. Организация взаимодействия службы школьной медиации со всеми структурными подразделениями образовательной организации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

      5-й ЭТАП. Апробация практической работы службы школьной медиации по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, а также первичная оценка эффективности деятельности службы школьной медиации.

      6-й ЭТАП. Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных», занятия проводят взрослые или кураторы службы, прошедшие обучение и имеющие соответствующий сертификат.

      6.1. Формирование «групп равных» из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5 — 8 классы и 9 — 11 классы.

      6.2. Реализация программ обучения детей в «группах равных» .

      Необходимо отметить, что в программу реализации метода «Школьная медиация» должно входить обязательное обучение взрослых, которые, в свою очередь, в дальнейшем будут обучать детей. Необходимость такой подготовки очевидна, поскольку обученные специалисты смогут реализовывать ряд очень важных задач:

      1. Разрешать разнонаправленные конфликты, возникающие на территории образовательной организации.

      2. Вести просветительскую работу среди коллег и родителей.

      3. Обеспечивать формирование и обучение «групп равных» (программа обучения «групп равных»).

      4. Координировать действия участников «групп равных» в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди обучающихся начальной и основной школы.

      5. Обеспечивать супервизию и помощь при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками, а также принимать участие в качестве медиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми.

      6. Использовать медиативный подход в работе с детьми из неблагополучных семей, в качестве профилактической работы, работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликте, созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса.

      7. Обеспечивать применение медиативного подхода, метода позитивного общения в рамках коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями

      8. Использовать медиативный подход и позитивное общение как основу для сохранения межпоколенческой коммуникации и возможность преемственности общечеловеческих духовно-нравственных ценностей .

      Программы медиации в школах могут реализовываться в разных вариантах и их сочетаниях:

      — Куратор службы школьной медиации сам проводит программы примирения, если случай труден для учащихся.

      — Куратор службы школьной медиации привлекает к своей деятельности нескольких подростков и помогает им.

      — Группа подростков-медиаторов, прошедших полное обучение, проводят примирительные встречи, а взрослый курирует эту группу: организует работу, а также помогает в сложных случаях.

      В существующей теоретической и методической литературе нередко предлагается использовать одну из трех моделей (подходов) службы медиации: профилактический, воспитательный (педагогический) или сервисный. При этом выбор модели (подхода) зависит от условий, желания, возможностей и предпочтений организаторов процесса медиации.

      В рамках первого, профилактического, подхода служба примирения призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. Как правило, такая логика формирует взгляд на службу примирения как на элемент системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и приводит к организационному встраиванию службы в социально-педагогический блок школьной администрации. Служба примирения в этом варианте работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами» занимающимися проблемами отклоняющегося поведения. Эффективность работы службы оценивается в рассматриваемом контексте по «производственным показателям»: количеству и сложности проведенных программ, снижению «уровня конфликтности» в школе. Становясь частью административной системы школы, служба подчиняется школьному руководству: согласовывает с ним вопросы своей работы и отчитывается о ее результатах перед директором или его заместителем.

      В рамках профилактического варианта заказчиком запуска процесса декриминализации школы с представлением ей для этого своих ресурсов является администрация школы. Служба в контексте профилактического подхода работает с подростковой средой, выполняя по отношению к ней миссию преобразования.

      Иной взгляд на службу предлагает другой подход — воспитательный (педагогический). В рамках этого подхода, создание службы рассматривается как проявление детской активности, способ самореализации детей в позитивном ключе. Организация программ примирения выступает в качестве коллективной социально значимой деятельности, которая формирует воспитательный коллектив детской службы. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству. В данном случае служба воспринимается как некий клуб, и в организационном плане остается довольно автономной, будучи причисленной к системе воспитательной работы школы в качестве одной из ее форм.

      В отличие от профилактического и воспитательного, сервисный подход не направлен на видоизменение детской среды. Он не сориентирован ни на задачу профилактики, ни на задачу воспитания. Его задача — удовлетворить запрос ребят предоставлением соответствующих услуг. В центре внимания подхода — фигура клиента, заказчика, которым является конкретный ученик или взрослый. Сервисный подход для самоуправления вполне органичен. Вместе с тем, в рамках самоуправления может быть развернут и профилактический подход, но без подчинения службы примирения администрации школы, которое наблюдается в профилактическом» варианте. Реализация профилактического подхода возможна в том случае, если заказчиком службы примирения выступит не весь ученический коллектив, а ученический актив.

      Кураторы (руководители) службы медиации

      Служба школьной медиации — это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из ее работников, обучающихся, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода. Вместе с тем, в Рекомендациях не указано, кто должен быть ответственен за данную работу в образовательной организации: учителя, педагоги-психологи или социальные работники. Следовательно, принятие данного решения находится в ведении образовательной организации, которая может использовать нижеследующие рекомендации.

      Куратором может быть назначен человек:

      — заинтересованный в развитии восстановительных практик в школе и разделяющий их ценности;

      — готовый освоить деятельность медиатора, проводить медиации и другие восстановительные программы;

      — имеющий доступ к информации о конфликтных ситуациях;

      — пользующийся авторитетом у учителей и учеников;

      — способный отстаивать свое мнение перед администрацией;

      — способный организовать группу школьников-медиаторов;

      — готовый продолжительное время (не меньше года, а в среднем порядка трех лет) заниматься данной деятельностью.

      Решение о применении в школе нового подхода потенциальный куратор принимает сам, и оно должно быть добровольным. При этом может быть создана региональная (районная) ассоциация медиации, в которую куратор может обратиться за поддержкой.

      Действуя в одиночку, куратору сложно менять сложившиеся в школе традиции. Если есть педагоги, поддерживающие идеи службы примирения, из них постепенно может сложиться команда. С самого начала кураторам нужно собирать в школе своих сторонников. Желательно также сразу вовлекать заинтересованных людей в обсуждение процесса создания школьной службы примирения.

      По словам Ричарда Коэна, «не менее важно, чем найти нужных людей, — не проглядеть «ненужных». Всеми средствами избегайте нажить врагов внутри системы. Ответственный за дисциплину, ощущающий угрозу со стороны программы, член школьного комитета, чье эго ущемлено тем, что его не пригласили на встречу, громкоголосый родитель, отдающий предпочтение другой идее, — все могут испортить вам жизнь. Сторонникам медиации ровесников необходимо использовать их навыки сразу, чтобы продвинуть свою программу, никого не отдаляя» .

      Получение поддержки — процесс сложный и длительный. «Существует два ключевых фактора, которые нельзя не принять во внимание:

      1. У вашей школы должна существовать потребность в программе, и эта потребность выражается в следующей форме: помощь медиации ровесников может благотворно воздействовать на конфликты между школьниками.

      Педагоги ставят много задач перед медиацией ровесников: снижение числа временных отстранений от занятий, улучшение школьного климата, обучение навыкам разрешения конфликтов, пропаганда расовой терпимости и так далее. Но программы медиации разрабатываются таким образом, что указанные цели достигаются только тогда, когда школьники на практике выступают медиаторами при разрешении конфликтов.

      2. Вы должны быть способны сформировать группу, которая станет «ядром» поддержки медиации ровесников. Система может быть изменена только тогда, когда существует определенная «критическая масса» людей, желающих соответствующих перемен. Хорошим знаком является желание педагогов, родителей и школьников взять на себя ответственность за то, чтобы медиация ровесников в вашей школе стала реальностью. Внутри школ всегда будет существовать сопротивление; завоевание поддержки медиации ровесников — процесс непростой и длительный.

      Тем не менее, важно отметить, что после того, как вы уже получили достаточную поддержку для реализации программы, она сама «генерирует» собственную поддержку, завоевывая сердца тех людей, кто воспользовался ее помощью, и тех, чьи знакомые ощутили эту помощь на себе.

      После начала реализации программы расширение сферы ее действия и поддержки остаются важными составными частями работы» .

      Куратор обязательно проходит подготовку в качестве медиатора (как минимум базовый курс по восстановительной медиации), в своей деятельности руководствуется ценностями и стандартами восстановительной медиации и при работе со сложными случаями сам проводит медиацию (или вместе с медиаторами-школьниками).

      Направления работы кураторов службы медиации

      Перечисленные ниже направления деятельности реализуются командой, состоящей из одного куратора (взрослого, прошедшего обучение) и активных школьников, поэтапно прошедших подготовку в кружке или на специально организованных занятиях (программа обучения «групп равных»):

      — Разработка и утверждение Положения о службе школьной медиации.

      — Определение категории дел, с которыми работает служба (это является очень важным и может быть отражено в Положении ОО).

      — Определение и согласование с администрацией образовательной

      организации организационной схемы направления дел в службу медиации.

      — Определение времени и места проведения встреч, других организационных вопросов.

      — Отбор школьников в службу медиации.

      — Создание команды школьников — медиаторов службы примирения.

      — Организация обучения сотрудников школы и школьников восстановительным практикам и повышение квалификации в этой области (обучение проводят тренеры — практикующие медиаторы).

      — Внедрение в школу восстановительных практик и формирование восстановительной культуры.

      — Отслеживание передачи конфликтных ситуаций в службу медиации, нахождение более эффективных способов обращения в службу медиации, фиксация статистических данных в мониторинге, ежегодно передаваемом в ассоциацию медиаторов, если такая создана.

      — Проведение занятий со школьниками-медиаторами (ведение клуба медиаторов, кружков, супервизии, обсуждение со школьниками этических вопросов работы ведущего, составление отчетов, взаимодействие на межшкольном уровне, конференции).

      Поскольку перечень направлений деятельности куратора службы медиации довольно обширен, на этой позиции может находиться только человек, во-первых, мотивированный на эту работу, а во-вторых, обладающий ценностями, созвучными ценностям восстановительной медиации. При этом очень важно, чтобы куратор имел поддержку администрации школы. Так, если куратор сталкивается с тем, что с конфликтной ситуацией до передачи информации о ней в службу примирения начали работать административным путем, он может предложить учителям и администрации обсудить, почему так произошло. Что остановило директора и педагогов от обращения в службу: привычка реагировать быстро или опасения за последствия конфликта? Часто можно услышать ответы, что «эта ситуация слишком простая для службы примирения» — тогда необходимо уточнить, почему учителя не дали школьникам самим попробовать ее решить; или «эта ситуация слишком сложная для службы примирения» — тогда почему бы не дать возможность участникам конфликта пройти медиацию в службе примирения до применения административных мер?

      Этапы обучения медиаторов

      В практике обучения медиаторов, с точки зрения АЛО. Коновалова, могут быть выделены три основных этапа: обучающий, тренировочный, практический .

      Обучающий этап (первое полугодие учебного года) — теоретический и практический курс по методам эффективного взаимодействия и урегулирования конфликтов и технологии работы посредников. Основными формами работы являются уроки по конфликтологии с добавлением информации о посредничестве и игры на закрепление навыков урегулирования конфликтов. В период становления школьной службы необходима организация обучения старшеклассников проведению программ примирения участников конфликтов (программа обучения «групп равных»).

      В течение учебного года работа по программе обучения «групп равных» организуется курс занятий один раз в неделю по одному часу. Занятия могут проводить специалисты, сами прошедшие обучение на курсах повышения квалификации в ГБОУ ДПО НИРО (учителя, социальные педагоги, школьные психологи, администраторы). Вполне разумно предположить, что обученные школьники-медиаторы будут периодически выбывать (заканчивать школу, менять место жительства и т.д.) из группы и для поддержания службы примирения в рабочем состоянии необходимо проводить такое обучение ежегодно. Используя положительный опыт реализации такой программы, можно говорить о последовательности действий на данном этапе работы с учениками [7]:

      Тренировочный этап (второе полугодие учебного года) включает приобретение опыта деятельности посредниками по реализации этапов проведения программ примирения (тренинговые занятия по проведению программ примирения между жертвой и обидчиком).

      Практический этап заключается в практической работе по проведению программ примирения. Школьники-медиаторы (в парах «опытный ведущий — новичок») помогают младшим школьникам разрешить конфликтную ситуацию. Школьники-ведущие самостоятельно (в парах) проводят ознакомительную работу со случаем, то есть узнают у куратора краткую информацию о произошедшем событии и общие сведения об участниках конфликта, встречаются с детьми с предложением принять участие в процедуре примирения, проводят предварительные встречи. Тренер-наставник вместе с обучающимися обсуждает и анализирует каждую встречу, помогает спланировать дальнейшую работу, совместно выстроить примирительную встречу. Постепенно доля самостоятельности подростков возрастает.

      Таким образом, школьники-медиаторы занимаются под руководством взрослого куратора, который следит за порядком и помогает в сложных ситуациях, выходящих за пределы их компетенции. Желательно, чтобы в среднем каждая пара раз в месяц работала с конфликтными ситуациями, то есть рассматривала около 4 — 5 ситуаций в месяц. Причем это не обязательно должны быть сложные ситуации. Возможна работа и с простыми случаями, на разрешение которых взрослым не хватает времени [7].

      Система подготовки медиаторов включает непосредственное обучение, супервизию, где ведущие обсуждают различные сложности и свои удачные находки. Особое внимание куратору на первых этапах следует обратить на работу по командообразованию. Другим важным моментом является отработка навыков написания договоров примирения и отчетов. Куратору совместно с администрацией необходимо включить в свою работу вопросы рекламы службы школьной медиации среди учителей, учеников, родителей.

      Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения // Справочник заместителя директора школы. — N 2-2008. С. 16 — 17.

      Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 ВК-54/07вн).

      Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн).

      Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр медиации и права» www.mediacia.com.

      Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общей редакцией Карнозовой Л.М. — М.: МОО Цаггр «Судебно-правовая реформа», 2012. — С. 47 — 48.

      Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общей редакцией Карнозовой Л.М. — М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. — С. 49.

      Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения // Справочник заместителя директора школы. — N 2.-2008. — С. 68 — 76.

      Литература и интернет-ресурсы

      1. Конвенция о правах ребенка.

      2. Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов.

      3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

      4. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

      5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн).

      6. Коновалов А.Ю. Модели работы с конфликтами на основе восстановительной медиации в системе образования // Психологическая наука и образование. — N 2. — 2014. — С. 18 — 30. http://www.psyedu.ru/joumal/2014/3/Konovalov.phtml.

      7. Коновалов А.Ю. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы // Восстановительная ювенальная юстиция: сборник статей. — М.: МОО Центр «СПР», 2005, с. 113.

      8. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения // Справочник заместителя директора школы. — N 2 — 2008. — С. 68 — 76.

      9. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общей редакцией Карнозовой Л.М. — М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. — 256 с.

      10. Лукманов Е.В. Психология школьного конфликта // Справочник заместителя директора школы. — N 5-2008. — С. 61 — 67.

      11. Овчинникова Т.С., Павлович Г.А. Служба примирения в образовательном учреждении. — Тюмень: Изд-во предпринимателя Заякина В.В., 2008. — 54 с.

      12. Овчинникова Т.С. Технология восстановительного правосудия в социально-педагогической деятельности. — Тюмень: Тюменский издательский дом, 2006. — 29 с.

      13. Рабочая книга ведущего программ восстановительного правосудия, Центр «СПР». — 31 с.

      14. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление: учебник. — Петрозаводск: Юниорский союз «Дорога», 2002.

      15. Школьная служба примирения: от идеи к действиям // Педагогическое обозрение. — N 10(107).-2010. — С. 8 — 9.

      16. Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр медиации и права» www.mediacia.com.

      17. Richard Cohen. Students Resolving Conflict / Peer mediation in schools. Good Year Books. Arisona. 1995.

      Приказ Министерства образования Нижегородской области от 24 января 2017 г. N 149 «О создании служб школьной медиации (школьных служб примирения)»

      Текст приказа официально опубликован не был

      Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

      Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

      base.garant.ru