Высокая дисциплина залог успеха

Высокая дисциплина залог успеха

Что такое воинская дисциплина?

Воинская дисциплина – есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.

Высокая воинская дисциплина достигается:

· воспитанием у военнослужащих высоких морально – психологических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);

· личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей, и требований воинских уставов;

· поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;

· чёткой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;

· повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчинённым и контролем над их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;

· созданием в воинской части (подразделении) необходимых материально – бытовых условий.

Дисциплина вытекает из принципа военной иерархии и определяет не только отношение подчиненных к начальникам, но и отношение начальников к подчиненным. Дисциплина не совпадает с понятием воинской подчиненности (субординации).

Принцип военной иерархии состоит в том, что значение каждого лица в войске определяется в зависимости от большей или меньшей близости его к верховному вождю. В этом отношении все военнослужащие располагаются по ступеням лестницы, нисходящей от верховного вождя, и каждый вышестоящий по отношению ко всем нижестоящим является начальником, а каждый нижестоящий по отношению ко всем вышестоящим — подчиненным. Принимая от начальника веления верховного вождя, подчиненный обязан полным ему повиновением . Это — первая обязанность подчиненного и, вместе с тем, основной признак понятия воинской Дисциплины.

Второй признак — обязанность подчиненного уважать начальника. Повиновение, в смысле юридической обязанности, состоит в подчинении распоряжениям начальника, в неуклонном исполнении его приказаний; но оно обязательно лишь постольку, поскольку начальник является проводником велений верховного вождя. Поэтому повиновение должно быть полным, но не слепым; приказ противозаконный или выходящий за пределы служебных отношений не может быть считаем обязательным к исполнению начальническим приказом.

Уважение, также в смысле юридической обязанности, состоит в оказании наружных знаков почтения ; оно служит внешним проявлением признания авторитета начальника и тем обеспечивает подчиненность . Как средство обеспечения подчиненности, оказание наружных знаков почтения начальству должно иметь место не только в сфере отношений служебных, но и в сфере отношений неслужебных.

Обязанности начальника в отношении подчиненного, по их существу, такой точной формулировке не поддаются. Обусловливаемые главной задачей начальника в мирное время — подготовить войско, дать ему надлежащее нравственное воспитание , — они крайне многообразны и не имеют столь резких характерных черт. Кроме того, они тесно соприкасаются и нередко переплетаются с обязанностями начальника как органа административного военного управления. Отчасти вследствие этой неопределенности начальнических обязанностей, но, главным образом, под влиянием:

1) линейной тактики, требовавшей от солдата одного безусловного повиновения и признававшей идеалом солдата-автомата;

2) системы комплектования войск вербовкой и рекрутскими наборами, переполнявшей армию порочными элементами;

3) былых условий общественной жизни, когда подавление личности в войске не стояло в резком противоречии с положением личности вне войска, — исторически выработался односторонний взгляд на воинскую Дисциплину, как на совокупность только тех условий, которые определяют отношения подчиненных к начальникам. Большинство современных военных писателей отказалось от такого вывода, но иногда и ныне можно еще встретить в военной литературе отожествление понятия Дисциплина с понятием подчиненности.

Личная дисциплинированность каждого воина — это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении, к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу, В дисциплинированности воина выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины. Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Дисциплинированность не является сознательной, если она диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность.

Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующим каких-либо напоминаний, — это самодисциплина . Правильное поведение воина, которое направляется замечаниями, командами и приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, — это исполнительность . Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.

Безусловно, какие бы новшества не вводились, без повышения дисциплинарных возможностей офицеров и, прежде всего ротного звена порядок в казарме наведен не будет. Те, кто непосредственно работают с личным составом, это понимают. Мы сегодня на себе испытываем несовершенство и недостаточность арсенала средств, которым нас наделило государство. Очевидно, что возможности влиять на ситуацию во вверенном вам коллективе должны быть эффективными, в полной мере отвечать требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Ясно, например, что казарменного хулигана, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и представляющего явную угрозу окружающим, необходимо, прежде всего, от них изолировать. Но как это реально сделать, если у вас во всем арсенале мер принуждения «выговор» и «строгий выговор»?! Нужен дисциплинарный арест. Нужен закон, позволяющий упростить процедуру его применения.

Очень надеюсь, что Государственная Дума в ближайшее время рассмотрит этот законопроект во втором чтении. Назрела также и необходимость внести изменения в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы, исключив из них положения о таком виде уголовной ответственности, как содержание военнослужащих по призыву в дисциплинарной воинской части. Это даст возможность не только устранить существующее противоречие в системе единой уголовной ответственности граждан страны, но и позволит Минобороны отказаться от такого анахронизма, как дисциплинарные батальоны. Тем более, как показывает практика, в них зачастую происходят нарушения прав человека, а служащие там офицеры и прапорщики в прямом смысле морально деградируют и теряют свои профессиональные навыки, превращаясь, по сути, в «тюремщиков».

Пришло время и для создания дисциплинарных судов в воинских частях. Их компетенцией могло бы стать рассмотрение грубых проступков, административных нарушений, некоторых случаев нанесения материального ущерба, а также ряда других вопросов, в том числе и в сфере гражданского права. Контроль над деятельностью подобных судов предлагается возложить на командиров и начальников, а надзор – на органы военной прокуратуры. Очевидно, что создание дисциплинарных судов будет способствовать изжитию произвола и неправомерных действий должностных лиц при принятии решений в отношении каждого конкретного военнослужащего. Кроме того, пора освободить воинские части от выполнения несвойственных им задач. Я имею в виду проведение дознания, розыска и задержания военнослужащих. Для этого целесообразно создать на базе существующих военных комендатур аналогичные межведомственные органы со своими штатными подразделениями, которые и будут заниматься решением этих вопросов. Данное предложение сейчас находится в стадии проработки.

Перечисленные меры сами по себе не являются панацеей от противоправных деяний в армейской среде. Их эффективность напрямую связана с готовностью каждого командира и начальника, сделать все от него зависящее, чтобы навести строгий уставной порядок во вверенном ему воинском коллективе. Сегодня подавляющее большинство российских офицеров не за страх, а за совесть исполняют возложенные на них обязанности. И чтобы помочь им в этом, руководство Минобороны стремится строго придерживаться старой армейской мудрости. Для успеха в любом деле, надо не только поставить конкретную задачу и четко определить срок ее выполнения, но и обеспечить исполнителя всеми необходимыми средствами.

Говоря о воинской дисциплине, речь идет не просто о подчинении как форме исполнения приказов и распоряжений, точном и своевременном прибытии на работу, службу, но в самом широком понимании — о дисциплине общественной, о верности данному слову. Трудно не согласиться с мнением генерала Драгомирова: «Дисциплина нужна не только в военной службе. И жаль того народа, который ею не проникнут. Разница между военной и гражданской дисциплиной в силе напряжения, но не в духе или основе ее. Многим воинская дисциплина рисуется так, будто столь же полно обязывает одних, сколько развязывает других; будто она проявляется во всеоружии палок и безграничного произвола, именно того, что уже признано не охранительной силой, и разрушающей к ней примесью. Многим неизвестно, что дисциплина столь же облекает властью, сколько и сдерживает произвол».

Россия не прошла полной стадии капиталистического развития, вырабатывающего основу порядка — дисциплину труда, гражданских взаимоотношений, подчинения законам. Революционный энтузиазм 20—30-х гг., периода войны и хрущевской «оттепели» отчасти компенсировал недостаток дисциплинарной культуры, но полностью его не снял. В целом, словно между молотом и наковальней вырабатывалась в те годы воинская дисциплина. С одной стороны недоверие к кадрам, боязнь столкнуться с «врагами народа», а с другой — обыкновенная распущенность, нетребовательность к себе и другим, своего рода плоды «псевдореволюционной вольницы».

Лучшим периодом развития воинской дисциплины в нашей армии стали 50—60-е гг. Великая Отечественная война научила ценить порядок. Гордость страны, выигравшей войну, достоинство воина-победителя, помноженные на очистительные процессы в обществе, придали новый облик воинской дисциплине. Ее не просто терпели, а почитали и уважали. Увлекались учениями, любили парады, ценили воинские ритуалы, гордились военной формой.

Деградация социально-политических отношений с наступлением брежневского застоя, падение дисциплины в обществе сказались и на армии: появились «дедовщина», «землячества» и другие уродливые явления. И в прошлом и сейчас, причина которых — именно в слабости общественной дисциплины. Рост организованной и уличной преступности, рецидивы гражданской войны, погромы, демонстративное невыполнение законов и многие другие проблемы невозможно решить без укрепления порядка в обществе. Вряд ли в нынешнем идейном хаосе и политической толкотне стихийно вырастет дисциплинарная культура. Для ее формирования нужна энергичная и твердая деятельность государственных органов и общественных организаций.

В настоящее время в Российской армии осуществляется военная реформа, одна из задач которой — социальная защита военнослужащих, обеспечение их законных прав. Но, говоря об этом, мы часто обсуждаем мнимую противоположность обязанностей и возможностей. Забываем, что дисциплина и права диалектически связаны между собой и переходят друг в друга. Так, например, требовать обеспечения всем законно необходимым — это право военнослужащего. Но вместе с тем обязанность тех, кто отвечает за обеспеченность всем необходимым для службы. Именно такова всеохватывающая дисциплина и организованность.

teachpro.ru

Высокая воинская дисциплина каждого военнослужащего – залог высокой боевой готовности подразделения

проведения боевого информирования

ТЕМА: «Высокая воинская дисциплина каждого военнослужащего – залог высокой боевой готовности подразделения».

Дата проведения: ________

Время проведения: 20 минут.

Жизнедеятельность Российских Вооруженных Сил происходит в исключительно сложных социально-экономических и политических условиях. Трудности, которые переживает страна, армия и флот ощущают на себе гораздо острее, чем другие институты государства.

В этих условиях, как никогда, от всего личного состава, от каждого воина требуется высочайшая дисциплинированность и исполнительность, добросовестное выполнение конституционного долга.

Дисциплина — это сложное и многоплановое социальное явление. Из различных видов и форм социальной дисциплины важнейшее место среди них занимает государственная дисциплина, которая базируется на правовых нормах установленных государством. Она заключается в соблюдении гражданами установленных норм и правил обеспечивающих согласованное функционирование всех структур государства и общества. Объективную основу дисциплины составляет острая необходимость координации деятельности людей, создаваемых ими организаций и учреждений. Государство определяет нормы и правила поведения людей, создает необходимые органы для обеспечения такого поведения.

Имеется большое количество различных определений дисциплины. В самом широком смысле дисциплина — это определенный порядок поведения людей, отвечающих сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Исторический опыт свидетельствует, что ни одна область в жизни и деятельности любого общества, государства не может обходиться без определенной организации и дисциплины, обязательного выполнения общепринятых правил и норм поведения.

Одним из видов государственной дисциплины является воинская дисциплина, которая имеет для Вооруженных Сил особое значение. Воинская дисциплина выступает как один из принципов военного строительства. Она выполняет роль организующего фактора, упорядочивает и охраняет систему отношений внутри воинского коллектива. Ее правилами и нормами охватываются отношения между начальниками и подчиненными, старшими и младшими, а также между военнослужащими, равными друг другу по должности и воинскому званию.

Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика воинской службы требует жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих, четкой субординации их взаимоотношений, строгого и точного соблюдения требований воинских уставов, приказов, инструкций и наставлений, что отличает их от гражданских кодексов и норм. Воинская дисциплина — это основа боевой готовности Вооруженных Сил. Не случайно ее называют матерью победы. Дисциплина сплачивает людей, удесятеряет силы, помогает быстрее, с меньшими потерями и в короткие сроки достигать поставленных целей.

Опыт истории прошлых войн, в том числе Великой Отечественной, показывает, чтобы победить нужна железная дисциплина. И наоборот, отсутствие дисциплины порождает беспорядок, дезорганизацию, а в условиях войны ведет к напрасным потерям и поражению.

Суть воинской дисциплины, как неотъемлемой части государственной дисциплины, изложена в Дисциплинарном уставе ВС РФ.

Статья первая Дисциплинарного устава гласит: » Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)”. Раскрывая это определение, руководителю необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности и не отвергает инициативу, не ущемляет личного достоинства воина. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению стоящих задач. Строгое соблюдение предписываемых правил говорит только о глубоком понимании военнослужащим существа воинской службы, его сознательности, стремлению любой ценой, не считаясь с опасностями, с риском для жизни выполнить полученный от командира (начальника) приказ, исполнить свой воинских долг.

Таким образом, можно сказать, что сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и ее результатом выступает дисциплинированность как качество личности воина. Дисциплинированность — это требования дисциплины, исполнение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные требования в силу ответственности за свои действия перед законом и, главным образом, в силу сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы — интересам боеготовности подразделения, части, корабля.

Дисциплинированность выше и устойчивее будет там, где более последовательно и обоснованно ведется работа по укреплению дисциплины, порядка и организованности. Здесь руководителю необходимо остановиться на разъяснении воинам обязанностей по соблюдению воинской дисциплины, примеров высокой дисциплинированности солдат и сержантов, взятых из истории, личного опыта и жизнедеятельности подразделения.

Воинская дисциплина — одна из самых существенных сторон деятельности и общения военнослужащих. Высокая ответственность, сознательность, инициатива и творчество каждого военнослужащего делают воинскую дисциплину и организованность важным компонентом боевой готовности Вооруженных Сил. Даже такой элемент боевой готовности армии, как техническая оснащенность, в полной мере может проявляться только благодаря дисциплине, организованности, исполнительности каждого воина. Дисциплина есть один из определяющих факторов военного уклада жизни и учебно-боевой деятельности, эксплуатации и применения коллективных видов оружия и военной техники. В нынешних условиях, когда к боеготовности Вооруженных Сил предъявляются новые требования, в содержание воинской дисциплины прочно вошли такие формы ее проявления, как дисциплина времени, дисциплина управления, дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники, техническая дисциплина, дисциплина марша, дисциплина боевого дежурства и т.д. Такая дифференциация воинской дисциплины помогает в определенной мере конкретизировать работу по ее укреплению. Однако воинская дисциплина едина по своей сути, охватывает все стороны жизни и деятельности военнослужащих, вбирает требования военной присяги, воинских уставов, наставлений и инструкций. Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений.

  1. Основные слагаемые дисциплинированности воина.

Носителем дисциплины является каждый конкретный воин. Воинская дисциплина отражается в его сознании, поведении и проявляется в дисциплинированности.

Из чего слагается дисциплинированность воина?

Знания о целях и задачах своей деятельности, знания своих уставных обязанностей, порядка и правил установленных в Вооруженных Силах.

Но только иметь знания мало. Органически входят в структуру дисциплинированности воина поведенческие навыки и умения. Как показывает практика многие военнослужащие знают свои служебные обязанности, требования уставов, но у них часто не хватает опыта, умения совершить поступок в соответствии с воинскими уставами и наставлениями. А ведь только навыки и умения дают возможность воину действовать четко, уверенно и быстро в самых сложных, быстро меняющихся условиях учебно-воспитательной и боевой работы. Став устойчивой внутренней потребностью воина, они превращаются в привычку дисциплинированного поведения. А это то, что во многом предопределяет действия и поступки военнослужащих в реальной жизни. Они могут быть положительными и отрицательными. Анализ фактов нарушения воинской дисциплины показывает, что нередко они являются следствием вредных привычек (невыдержанность в действиях, безответственность, резкость в выражениях, пьянство, неисполнительность, необязательность и т.д.). В ходе занятий следует привести примеры вредных привычек и обсудить пути их преодоления.

Дисциплинированность неразделима с отличным знанием устройства военной техники и вооружения, умелого их использования и применения в учебном и реальном бою, глубокими знаниями тактики боя, натренированностью органов чувств, с физической выносливостью.

Превращение знаний из предпосылки дисциплинированного поведения в фактор определяющий поведение военнослужащего осуществляется через его убеждения, и прежде всего — через убеждение о необходимости высокой воинской дисциплины.

Убеждения — важнейший компонент в структуре дисциплинированности воина. А.С.Макаренко отмечал «… дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение … найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности”.

Определяющим компонентом в структуре дисциплинированности воина является его патриотическое сознание, ответственность за судьбу своей Родины. Патриотизм, осознание высокой личной ответственности за судьбу Родины, ее надежную защиту составляют стержень дисциплинированности воина, всех других его качеств и свойств.

Высокие нравственные качества служат предпосылкой формирования дисциплинированности воина, а отдельные из них выступают как элементы дисциплинированности (к примеру, долг и ответственность, трудолюбие, совесть, войсковое товарищество, честность, правдивость являются и нравственными качествами и нормами поведения воина).

Знания, убеждения, привычки находятся в единстве, определяют дисциплинированное поведение воина. Они выступают важнейшим фактором, создающим его внутренние побуждения, которые заставляют воина поступать так, а не иначе в каждом конкретном случае, определяют поведение в различных ситуациях.

Каждый поступок — нравственный и безнравственный — имеет свой мотив. Это те побудительные силы, которые позволяют осуществиться тому или иному поступку воина.

Дисциплинированность связана со всеми качествами личности воина. Например, волевые качества (целеустремленность, решительность, стойкость, самообладание) характеризуют дисциплинированность воина, а задачи воспитания дисциплинированности и воли во многом совпадают, поэтому нередко нарушения воинской дисциплины имеют своей причиной недостаточное развитие волевых качеств. Не случайно, что в психологической науке дисциплина и дисциплинированность характеризуются как сложное волевое качество. Воля — это способность воина преодолевать сложные препятствия при достижении поставленной цели. Волевые качества военнослужащих, проявляющиеся в их способности управлять собой в сложных ситуациях, являются компонентом их морально-боевых качеств, в том числе дисциплинированности.

Дисциплинированность как качество воина тесно связана с патриотическими, военно-профессиональными, правовыми, нравственными, физическими, эстетическими качествами. Поэтому дисциплинированность относят и к патриотической, и к нравственной, и к эстетической, и другим категориям. Отдельные качества служат либо предпосылкой формирования дисциплинированности, либо отдельные выступают как элементы дисциплинированности. По наличию названных качеств и судят о дисциплинированности воина в целом.

Дисциплинированность имеет и много других, взаимосвязанных между собой элементов — самовоспитание и самодисциплина, повиновение и исполнительность, воинская честь и т.д.

Важнейшими элементами дисциплинированности является исполнительность, т.е. беспрекословное повиновение. Исполнительность является душой дисциплинированности. Народная пословица гласит: » Исполнительность — душа военной службы”. Выражением исполнительности выступает точное, беспрекословное, своевременное выполнение воинами приказов командиров (начальников), своих обязанностей, воинского долга в любых условиях.

Высокая воинская дисциплина каждого военнослужащего — залог высокой боевой готовности подразделени

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения беседы с личным составом

ТЕМА: «Высокая воинская дисциплина каждого военнослужащего-залог высокой боевой готовности подразделения».

Воспитательные цели: воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству; формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу. Время: 20 мин.. Дата ________

Место: комната досуга

Среди многочисленных факторов совершенствования Вооруженных Сил РФ,повышения их боевой готовности первостепенное место отводится укреплению воинской дисциплины, которая представляет собой сложное и многогранное явление.Различные его стороны исследуются представителями ряда наук-философами,социологами,психологами,педагогами и другими. В целом дисциплина рассматривается как строгое подчинение правилам поведения,порядку деятельности и отношений,установленных для какой-либо определенным образом организованной социальной группы(коллектива). Отечественная история богата пословицами и афоризмами о роли и значении дисциплины в ратном труде.»Сила армии-в дисциплине»,»Дисциплина-против беспорядка плотина»,»Дисциплина-могучая сила»,»Дисциплина-залог победы»,»Дисциплину держать-значит побеждать»-вот только некоторые из многих.Воспевалась дисциплина и в народных былинах,рассказах,в трудах талантливых педагогов и в ху-дожественных произведениях. А вот как оценивали значение воинской дисциплины видные полководцы.Еще в ХVIII веке маршал Саксонский говорил:»Если дисциплина не установлена мудро и не соблюдается с непоколебимой твер-достью,на войска нельзя положиться:они обращаются в подлую толпу,более опасную государству,чем даже неприятель».Великий русский полководец генералиссимус А.В.Суворов неоднократно повто-рял,что»дисциплина-мать победы».А известный русский военный теоретик и педагог генерал от инфантерии М.И.Драгомиров в требованиях к солдату на второе место после преданности Родине до самоотвержения ставил дисциплину и дисциплинированность. В чем же состоит сущность воинской дисциплины? Отвечая на данный вопрос,следует сделать небольшой исторический экскурс и показать этапы изменения подходов к пониманию дисциплины и ее сущности.В»Поучениях Мономаха»сущность дисциплины трактуется так:»…при старших молчать,мудрых слушать,старейшим повиноваться,с равными и младшими в любви пребывать». Петр I видел смысл дисциплины в том,чтобы «покорным и послушным быть по своей должности,и все пункты сего артикула право исполнять,и всякому особо высокого и низкого чина без всякого изъятия нам, ко государю своему присягу чинить в том, дабы им верно, честно, с доброй охотой себя содержать…» Известный русский военный деятель генерал М.И.Драгомиров в понятие воинской дисциплины включал:»совокупность нравственных, физических и умственных навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему предназначению».Современный Военный Энциклопедический Словарь определяет воинскую дисциплину как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).Так записано и в статье первой Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Причем дисциплина не ущемляет прав личности и не отвергает инициативу. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению задач, стоящих перед войсками.Следовательно, воинская дисциплина есть, во-первых, знание воинами законов и уставных требований, регламентирующих воинскую службу; во-вторых, их точное, строгое и сознательное исполнение. Личность воина можно рассматривать как совокупность черт, способствующих ему выполнять свое предназначение-защищать Отечество и отличающих его от представителей других социальных групп. К ним можно отнести: -верность воинскому долгу,присяге,своей Родине; -социальную активность; -трудолюбие и деловитость; -бережное отношение к боевой технике и оружию; -исполнительность и дисциплинированность; -коллективизм,войсковое товарищество и другие. Каждая из перечисленных черт несет большую социальную нагрузку,и все они важны. Тем не менее следует подчеркнуть:исполнительность и дисциплинированность воинов являются теми качества-ми,которые воедино скрепляют их помыслы,волю и дела. Необходимо разъяснить,что дисциплина и дисциплинированность не одно и тоже.Воинская дисциплина характеризует и определяет должностные и личностные отношения между военнослужащими,а также воинскими коллективами.Носителем ее является конкретный человек-солдат,матрос,офицер.Находит же свое выражение она в дисциплинированности воина и непосредственно связана с качествами его личности. Что же такое дисциплинированность? Устойчивая привычка строго и точно исполнять законы и уставные требования. не случайно в народе говорят:»Привычка-вторая натура».И это подтверждает жизнь.В данном случае по мере при
выкания воина вести себя дисциплинированно у него формируется устойчивая привычка,то есть не что иное,как черта его личности.Итак,дисциплинированность-это черта личности воина,характеризующая его служебную деятельность и поведение в соответствии с требованиями воинской дисциплины. Из этих рассуждений хорошо просматривается соотношение дисциплины и дисциплинированности,или,как говорят философы,их диалек- тика. Она проявляется в том,что дисциплинированность является и условием соблюдения требований дисциплины,и в то же время ее результатом. А что означает исполнительность? По своей сути это понятие,близко к дисциплинированности.Употребляется оно как самостоятельное с целью конкретизировать безоговорочное и точное исполнение подчиненным приказа или распоряжения командира(начальни-ка).Народные пословицы гласят:»Исполнительность воина сла- вит»,»Исполнительность душа военной службы».Ярким выражением исполнительности,повиновения является точное,беспрекословное,своевременное выполнение воинами приказов командиров,своих обязанностей,воинского долга даже в экстремальных условиях.Суть исполни- тельности,повиновения как необходимых условий победы над врагом убедительно раскрыта в повести А.Бека «Волоколамское шоссе».Командир батальона Панфиловской дивизии Бауржан Мамыш-улы,обращаясь к молодым бойцам,говорил:»Вчера вы были людьми разных профессий,разного достатка,вчера среди вас были и рядовые колхозники,и директора.С сегодняшнего дня вы бойцы и младшие командиры Рабоче-Крестьянской Красной Армии.А я ваш командир.Я приказываю,вы подчиняетесь.Я диктую свою волю,вы выполняете ее…Вчера вы могли спорить с начальником,вчера вы имели право обсуждать:правильно ли он сказал,законно ли он поступил.С сегодняшнего дня у вас один закон-приказ командира…Воинский порядок суров,но этим держится армия». Крепка дисциплина только там,где воины понимают ее необходимость,чувствуют ответственность за выполнение своего конституционного долга.Это чувство,как говорил А.С.Макаренко,»воспитывается с наибольшим трудом,но зато,когда оно воспитано,оно творит чудеса». Значение исполнительности и дисциплинированности воинов желательно проиллюстрировать примерами службы солдат своего подразделения. II Раскрывая содержание второго вопроса,руководителю группы целесообразно привлечь внимание слушателей к военной присяге,к положениям III раздела Закона Российской Федерации «О статусе воен-нослужащих» («Обязанности военнослужащих»)и подробно рассмотреть их в ходе занятий.Рекомендуется также довести до воинов требова- ния воинской дисциплины к каждому военнослужащему,изложенные в статьях 1,2,3,4 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ. Формирование у солдат исполнительности и дисциплинированности можно определить как сложный процесс взаимодействия воинов с объективными для них армейскими условиями,в результате которого они приобретают знания,умения и навыки дисциплинированного поведения. Механизм формирования у воинов исполнительности и дисциплинированности заложен в исполнении ими социальной роли защитника Отечества.Однако сама по себе эта социальная роль еще не определяет поведения военнослужащих,а следовательно,и проявления его социальных качеств.Она должна быть усвоена и внутренне принята,поскольку личность воина характеризуется не только тем,что он делает,но и тем,как он это делает.Что в итоге зависит от его отношения к своей роли. Что же определяет это отношения? Во-первых,система ценностей,которая в структуре личности является своего рода центром,дающим жизненную направленность поведения и обуславливающим принятие решений по многим важным вопро-сам. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт человека,проявляется его зрелость.Дисциплинированное поведение воина связано с проявлением таких его высоких моральных качеств,как долг,честь,совесть,патриотизм,любовь к Отечеству и своему народу,товарищество,коллективизм,взаимопомощь,и т.д. Очень хорошо,на наш взгляд,сказано было о воинской чести в одной из статей»Военного журнала»,издаваемого во время Отечественной войны 1812 года.И хотя цитата длинновата,надеемся,читатель оценит ее по достоинству.»…Солдат-слово чужеземное,по-русс- ки-воин, ратник,меченосец,оруженосец.Сим именем называются не только рядовые,но все офицеры и генералы,тем правильнее,что слово воин,или по-чужеземному солдат,приличествует каждому чину с оружием в войске служащему.Солдат…никогда не должен роптать на свою участь,но всегда рад
оваться,что Провидение избрало его на такой подвиг,который целое Отечество почитает достохвальным,и тем еще достохвальнейшим, когда при точном исполнении его долга он не забывает и общих для всех людей,всех состояний правил,то есть:…любить Отечество,в котором произошел на свет,возрос и воспитан…наблюдает ко всем вежливость,которая приобретает взаимное от других внимание,презирает людей сварливых,клеветников,обманщиков и сквернословов,как недостойных общества человеческого;отвращается от пьянства,как порока самого скаредного,влекущего за собой бедность,болезни и безвременную смерть;избегает разорять,истреблять, обкрадывать или насильно отнимать чужие имущества и селения не только в своих,но и в неприятельских землях…»Этим исторически сложившимся правилам русский солдат следовал всегда. Во-вторых,система мотив.Она есть у всех воинов,но у каждого из них — свое содержание и соотношение различных форм мотивации.В процессе индивидуального развития личности происходит становление мотивов,их последовательный переход от простых форм к сложным и,наконец,их объединение в систему.Мотивы по своей сущности бывают разные.Взять,например,случаи,когда воины идут на самопожертвование.Что ими движет,чем они руководствуются?Всему миру известен подвиг,совершенный рядовым Александром Матросовым в феврале 1943 года.В бою,чтобы обеспечить продвижение роты и не допустить гибели многих боевых товарищей,он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.Подобных подвигов за время Великой Отечественной войны совершено более 500.Патриотизм,верность своему конституционному и воинскому долгу,стремление приблизить победу даже порой ценою самопожертвованию-вот высокие мотивы героизма.Наши солдаты проявили лучшие морально-боевые и нравственные качества,выполняя свой воинский долг в Афганистане,в ходе решения миротворческих задач в соответствии с международными обязательствами нашей страны.Образцы мужества,героизма и профессиональной выучки показали российские воины при восстановлении конституционного порядка в Чечне. В-третьих,престиж роли военнослужащего,ее авторитетность.К великому сожалению,в стране падает престиж военной службы.Сложившуюся ситуацию логически трудно объяснить.Привычный и в меру устойчивый порядок вещей порушен.Армию тоже зацепили «вселенские болячки»: неплатежи,тупики финансовые,устаревающая боевая техника,некомплект личного состава.Этот ряд можно продолжить.НО повода для паники нет.Синусоида постепенно выравнивается.Армия всегда являла собой,несмотря на катаклизмы и потрясения,символ духовности,чести,выдержки.Она оплот державы,гарант стабильности и целостности государства,олицетворение его национального достоиства и мощи.В Вооруженных Сил России большинство тех,кто не пасует перед трудностями,с честью выполняют свой воинской долг.В своем ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ Б.Н.Ельцин отметил,что подавляющее большинство российских военнослужащих,выполняя поставленные задачи,проявляет лучшие воинские качества.Он обратил особое внимание на необходимость укрепления Вооруженных Сил,принятия решительных мер по их реорганизации с учетом реальных проблем обеспечения национальной безопасности России и исходя из экономических и демографических возможностей страны.Президент подчеркнул,что необходимо повысить их техническую оснащенность,улучшить обеспечение,вывести оперативную и бое-вую подготовку на уровень современных требований. Реализация планируемых мер в области обороны станет основой создания высокобоеспособной армии Российской Федерации-относительно немногочисленной,достаточно укомплектованной личным составом и современным вооружением,социально защищенной. В-четвертых,в целом морально-психологическое состояние личности воина,его психологическая устойчивость.В ходе операции по восстановлению конституционного строя в Чеченской республике мы еще раз убедились в исключительной значимости морально-психологического фактора,определяющего готовность личного состава к ведению боевых действий.В очередной раз подтвердилась известная исти-на:исход сражения в конечном счете решает человек.Если напрочь отсутствует крепкая воля,нравственный стержень-это уже не воин.И как поведет в минуту опасности «вещь в себе»,не предсказать.Напомним суровые,но точные слова поэта-фронтовика:»Когда на смерть идут-поют,а перед этим можно плакать…»Если воин переборол страхи,сомнения,умеет сражаться и нацелен на победу,то у
спех в бою обеспечен. В канун 50-летия Великой Победы в праздничном Указе Президента Российской Федерации отмечено:»Воины России стойко выполняют свой долг перед Родиной,а в экстремальных условиях демонстрируют образцы героизма и мужества.Граждане России могут быть уверены-военнослужащие Российской армии готовы защищать Отечество столь же самоотверженно,как это делали в годы Великой Отечественной войны их отцы,деды и прадеды».Это говорит о том,что армия формирует у юношей качества,необходимые воину,в том числе исполнительность и дисциплинированность. Какие факторы обуславливают формирование у военнослужащих этих качеств? Прежде всего-сам уклад воинской службы,образ жизни воинов.Это,во-первых,твердое знание уставных обязанностей,непрерывное совершенствование военно-профессиональной подготовки,отличное владение боевой техникой и оружием,соблюдение распорядка дня,высокая организованность,внутреннее желание исполнить свой конституционный долг честно,даже перед лицом смертельной опасности. Во-вторых,соблюдение суббординации.Она предполагает служебное подчинение младших старшим,нижестоящих органов вышестоящим и является воплощением основного принципа строительства и жизнедеятельности Вооруженных Сил-единоначалия.Военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу,содействовать командирам(начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины(см.статью 16 Устава внутренней службы ВС РФ) Вообще для русско-славянского «способа воевания»всегда были характерны физическая,организационная слитность командиров с подчиненными и их духовное единение.»Веди нас,княже»,-говорила дру-жина,обращаясь к князю в «Слово о полку Игореве».В кольчуге и шлеме ратника и в общих рядах шел в бой Дмитрий Донской.Князь Пожарский лишь потому обессмертил свое имя,что сумел быть не только во главе,но и вместе с народом.Вчитайтесь в строки из приказа командира корпуса генерал-лейтенанта А.Е.Снесарева (к тому же известного ученого-публициста) накануне знаменитого Брусиловского прорыва:»Солдаты! Завтра чуть свет гром пушек возвестит начало наступления.Я вместе с вами буду в передовой траншее…»И таковых примеров и в нашей истории,и сейчас великое множество.Не случайно основным методом воспитания у военнослужащих русской армии высокой дисциплинированности всегда являлось убеждение. В-третьих,дисциплина воинского коллектива. Еще Д.А.Фурманов отмечал,что «без дисциплины нет коллектива,без коллектива нет организации».Это тем более актуально сейчас,когда боевая техника и оружие стали коллективными.Ведь сам характер современной войны,и не только он,а в сущности вся воинская деятельность требуют предельно согласованных действий военнослужащих,человеческого взаимопонимания и взаимной ответственности. В завершение рассмотрения темы занятия предлагаем несколько методических рекомендаций руководителям групп. Полезно поручить двум-трем наиболее подготовленным слушателям проанализировать состояние воинской дисциплины в своем взводе,отделении (расчете).Сообща поискать ответы на вопросы:что надо делать для укрепления дисциплины и предотвращения нарушений в своем подразделении? Можно предложить нескольким военнослужащим (в том числе и допустившим дисциплинарные проступки) охарактеризовать морально-нравственные качества друг друга. Будет полезным, если слушатели при подготовке к занятиям подберут из художественной и военно-мемуарной литературы, просмотренных кинофильмов, периодической печати, из рубрики журнала «Ориентир»» Они сражались по-геройски » яркие примеры высокой дисциплинированности воинов при выполнении боевых задач в Великой Отечественной войне и в Афганистане, в ходе операции по восстановлению конституционного строя в Чеченской республике.

shtab.su