Закон о положении учителя

Закон о положении учителя

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 14 января 2001 года №9

О статусе учителя

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 26 декабря 2000 года

(В редакции Законов Кыргызской Республики от 18.07.2005 г. №105, 30.07.2005 г. №117, 28.12.2006 г. №210, 25.06.2009 г. №189, 26.03.2010 г. №56, 08.08.2011 г. №150, 15.01.2013 г. №3, 18.07.2014 г. №144)

Настоящий Закон определяет принципы государственной политики, регулирует правовые, социально-экономические отношения, связанные с деятельностью учителя, и направлен на создание условий, обеспечивающих качественное улучшение правового положения учителей учреждений общего среднего, дошкольного и внешкольного образования, реализацию гарантий их социальной защищенности.

Глава I. Общие положения


Статья 1. Содержание статуса учителя

Учитель — лицо, имеющее необходимое профессиональное образование и соответствующую квалификацию, работающее в учреждениях общего среднего, дошкольного и внешкольного образования, выполняющее учебную, научную, методическую, воспитательную, организационную и руководящую деятельность.

Условия и характер педагогической работы определяют содержание статуса учителя, включающего в себя права, обязанности и ответственность учителя, а также гарантии их реализации.

Учитель пользуется всеми правами и свободами, закрепленными Конституцией Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 18 июля 2005 года №105)

Статья 2. Лица, имеющие статус учителя

Статус учителя имеют граждане Кыргызской Республики или граждане любой другой страны, имеющие необходимое педагогическое образование и соответствующую квалификацию, работающие в дошкольных образовательных, общеобразовательных, внешкольных образовательных, специальных образовательных организациях, организациях дополнительного образования детей и подростков различных типов и форм собственности, выполняющие учебную, научную, методическую, воспитательную, организационную и руководящую деятельность.

Часть вторая утратила силу в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 15.01.2013 г. №3.

Лишение статуса учителя вследствие недостаточной квалификации, аморального поступка, не совместимого с принципами учебно-воспитательной деятельности, производится в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами Кыргызской Республики от 18.07.2005 г. №105, 15.01.2013 г. №3)

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

base.spinform.ru

8.1.3. Обязанности педагогических работников

Общие обязанности педагогических работников. Общий круг основных общих обязанностей педагогических работников представлен в Законе РФ «Об образовании». Однако, в отличие от прав и свобод педагогических работников непосредственного перечня таких обязанностей закон не содержит. Их можно выделить лишь путем анализа содержания норм всего этого закона, прежде всего, текста ст.ст. 2 «Принципы государственной политики в области образования», 4 «Задачи законодательства Российской Федерации в области образования»,5«Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования», 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения», 56 «Трудовые отношения в системе образования» и др. Такой подход законодателя к установлению правового статуса одного из центральных субъектов образовательной системы и образовательных отношений в целом представляется не совсем удачным, поскольку обязанности субъектов права, наряду с их правами и свободами, являются ключевыми элементами такого статуса. В этом отношении правильно поступили авторы проекта Общей части Кодекса РФ об образовании, выделив в качестве самостоятельной ст. 60 «Основные обязанности педагогических работников образовательного учреждения (организации)», которые в целом соответствуют ныне закрепленным в законе. Комплексный анализ этих двух документов позволяет свести все основные (общие) обязанности педагогических работников в следующий перечень:

— обязанность соблюдать действующее российское законодательство, в том числе образовательное законодательство, Устав и локальные акты образовательного учреждения (организации):

— обязанность обеспечивать качественное проведение учебного и воспита­тельного процесса, высокую эффективность педагогической и мето­дической деятельности;

— обязанность соблюдать все требования, предъявляемые к педагогическим работникам в тарифно-квалификационных характеристиках, утвер­жденных в установленном порядке;

— обязанность обеспечивать качественное освоение обучающими образова­тельных программ и выполнение государственных образовательных стандартов в соответствии с учебным планом и графиком занятий;

— обязанность строго следовать профессиональной этике;

— обязанность систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

— обязанность развивать у обучающихся (воспитанников) самостоятельность, инициативу, творческие способности, а также содействовать гражданам с отклонениями благоприятных психолого-педагогических условий для получения ими образования;

— обязанность формировать у обучающихся (воспитанников) здоровый образ жизни, вести профилактику вредных привычек;

— обязанность уважать, защищать и обеспечивать права, свободы и законные интересы обучающегося (воспитанника) в образовательном процессе, недопустимость произвольного ограничения этих прав, свобод и законных интересов;

— обязанность периодически обновлять образовательные программы, учебные планы;

— обязанность осуществления систематического текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии с его Уставом и требованиями образовательного законодательства;

— обязанность содействия формированию и подержанию благоприятного морально-психологического климата среди обучающихся (воспитанников) и в целом в коллективе работников образовательного учреждения.

Обязанности педагогических работников общеобразовательных учреждений.Анализ трудовых и образовательно-профессиональных обязанностей, конкретизирующие и уточняющие названные выше обязанности Трудовым кодексом РФ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, их уставами и иными локальными актами, а также трудовыми договорами (контрактами) педагогических работников (учителей школы) позволяет выделить следующие их обязанности:

— добросовестно выполнять трудовые обязанности;

— соблюдать трудовую дисциплину;

— выполнять установленные нормы труда;

— стремиться к повышению качества выполняемой работы, проявлять творческую инициативу, направленную на до­стижение высоких результатов трудовой деятельности;

— соблюдать требования по охране труда, технике без­опасности, производственной санитарии (гигиене труда) и противопожарной охране;

— проходить один раз в пять лет аттестацию на соответствие занимаемой должности;

— систематически повышать свой теоретический и культурный уровень, профессиональную квалификацию;

— соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;

— проходить периодически бесплатное медицинское обследование.

— осуществлять обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

— принимать меры к немедленному устранению причин и ус­ловий, препятствующих или затрудняющих осуществление педагогического процесса;

— формировать общую культуру личности учащихся, условия для осознанного выбора и последующего освоения профессио­нальных образовательных программ учащимися;

— реализовать образовательную программу и обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующего Госу­дарственному образовательному стандарту;

— участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы;

— обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

— сотрудничать с коллегами, органами управления об­разования в интересах учащихся;

— постоянное проявлять внимание и вежливое отноше­ние к детям, родителям учащихся и членам коллектива;

— участвовать в мероприятиях с учащимися и их родителями, выходящими за рамки учебного плана образовательного учреждения.

Упоминавшаяся выше «Рекомендация МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей» называет такие обязанности учителей, признание и обеспечение которых является одной из важнейших задач органов народного образования:

— все учителя должны стремиться к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы;

— учителя и учительские организации должны стремиться к установлению широкого сотрудничества с органами народного образования в интересах учащихся, развития образования и общества;

— учительскими организациями должен быть выработан кодекс этики учителя или кодекс поведения, ибо такое кодексы вносят значительный вклад в обеспечение престижа профессии учителя и выполнение профессионального долга в соответствии с согласованными принципами;

— учителя должны проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и взрослыми, выходящих за рамки учебного плана школы.

Как можно заметить, ряд этих рекомендаций уже нашел свое отражение в российском образовательном законодательстве.

Обязанности педагогических работников педагогических работников высших учебных заведении не отличаются принципиально от обязанностей учителей общеобразовательных школ, хотя четкого перечня таких обязанностей ни ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ни Типовое положение о высшем учебном заведении не приводят. Скажем, как и любому педагогическому работнику, преподавателю высшей школы запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения (п. 38 . Типового положении о высшем учебном заведении)

То же время в, уставах вузов ряд обязанностей актуализируются и уточняются, исходя из специфики высшей школы вообще и конкретного вуза, в частности. Так¸ из положений пунктов 45 и 46 Типового положения явно вытекают обязанности профессорско-преподавательского состава активно заниматься научной деятельностью, по результатам оценки которой дается характеристика как индивидуальной профессиональной научно-педагогической работы каждого преподавателя, но и всего учебного заведения в целом. Это, в частности, имеет отношение и к так называемой «грантовой» научной деятельности, удельный вес и значимость которой для оценки научно-педагогического профессионализма преподавателя и вуза в целом в современный период повышаются.

Пункт 49 Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Уральский университет предусматривает следующие, помимо общих, указанных выше, обязанности научно-педагогических работников Университета:

— всемерно своим трудом и поведением способствовать повышению престижа Университета как научно-образовательного, просветительного и культурного центра.

— обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов;

— формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

— выполнять требования по защите государственной, служебной и коммерческой тайны, сведений конфиденциального характера, а также правовой охране интеллектуальной собственности Университета.

Пункт 6.25 Устава Института дополнительного профессионального образования – негосударственного образовательного учреждения «Европейский университет в Санкт-Петербурге предусматривает также такие (кроме общих) обязанности своих преподавателей, как обязанности ответственно и творчески относиться к работе, а также соблюдать нормы профессионального поведения и этики.

Уместно вновь привести извлечение из «Рекомендации ЮНЕСКО/МОТо статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования» (Париж, 1997г.) с перечислением обязанностей преподавателей высшей школы. Представляется, что этот перечень, признаваемый мировым сообществом, для российского законодателя и самих вузов страны, равно как и для самих преподавателей, имеет исключительно большое значение.

VII. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ

КАДРОВ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

33. Необходимо, чтобы преподавательские кадры учреждений высшего образования признавали, что осуществление их прав влечет за собой особые обязанности и ответственность, включая обязанность уважать академическую свободу других членов академического сообщества и обеспечивать честное обсуждение противоположных мнений. Академической свободе сопутствует обязанность использовать ее в соответствии с долгом ученого, заключающимся в проведении исследовательской деятельности на основе добросовестного поиска истины. Необходимо, чтобы преподавательская, исследовательская и научная деятельность проводилась в полном соответствии с этическими и профессиональными нормами и была нацелена, по возможности, на решение современных проблем, стоящих перед обществом, а также обеспечивала сохранение исторического и культурного наследия мира.

34. Индивидуальные обязанности преподавательских кадров учреждений высшего образования, неразрывно связанные с их академической свободой, заключаются, в частности, в следующем:

1) эффективно обучать студентов в рамках средств, предоставляемых учебным заведением и государством, быть честным и справедливым к студентам мужского и женского пола и одинаково обращаться со студентами всех рас и религий, а также инвалидами, поощрять свободный обмен идеями между самими преподавателями и студентами и предоставлять себя в распоряжение последних, с тем, чтобы направлять учебу студентов.

Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны, в случае необходимости, обеспечивать охват того минимума материала по каждому предмету, который предусмотрен в учебной программе;

2) проводить научно-исследовательскую деятельность и распространять ее результаты или, когда проведение оригинальных исследований не требуется, поддерживать и повышать уровень своих знаний по конкретному предмету с помощью учебных курсов и исследовательской деятельности, а также посредством разработки учебной методологии, нацеленной на совершенствование педагогических навыков:

3) осуществлять исследовательскую и научную деятельность на основе честного поиска знаний, должным образом обеспечивая доказательность, беспристрастность суждений и добросовестность при сообщении результатов;

4) соблюдать этику научных исследований, касающихся человека, животных, наследия или окружающей среды;

5) уважать и признавать научную работу своих коллег и студентов, и в частности обеспечивать, чтобы в число авторов публикуемых работ входили все, кто внес в них реальный вклад и разделяет ответственность за их содержание;

6) воздерживаться от использования новой информации, концепций или данных, изначально полученных вследствие доступа к конфиденциальным рукописям или запросам о предоставлении средств на исследовательскую деятельность или подготовку, ознакомиться с которыми можно было в результате такой деятельности, как, например, внешнее рецензирование, за исключением тех случаев; когда автор дал на это разрешение;

7) обеспечивать, чтобы исследовательская деятельность осуществлялась в соответствии с законами и нормами того государства, в котором она проводится, чтобы она не нарушала международных правовых актов в области прав человека и чтобы се результаты и данные, на которых она основывается, были реально доступными для ученых и исследователей в принимающем учреждении, за исключением тех случаев; когда информация могла бы поставить под угрозу респондентов или когда гарантируется анонимность;

8) избегать столкновения интересов и решать спорные вопросы на основе открытости и всесторонних консультаций с учреждением высшего образования, в котором они работают, с тем, чтобы получить поддержку этого заведения:

9) добросовестно использовать все предоставляемые в их распоряжение финансовые средства в интересах учреждений высшего образования, исследовательских и других профессиональных или научных органов;

10) быть честными и беспристрастными в профессиональной оценке своих коллег и студентов;

11) сознавать свою ответственность, выступая или публикуя вне научных каналов материалы по вопросам, не связанным со своими профессиональными знаниями, и не вводить общественность в заблуждение в отношении характера своих профессиональных знаний;

12) выполнять надлежащие обязанности, требующиеся для коллегиального управления учреждением высшего образования и профессиональными органами.

35. Преподавательским кадрам учреждений высшего образования следует стремиться к достижению как можно более высоких стандартов в своей профессиональной работе, поскольку их статус в значительной мере зависит от них самих и качества их работы.

36. Преподавательским кадрам учреждений высшего образования следует вносить свой вклад в подотчетность учреждений высшего образования перед государственными органами, не поступаясь вместе с тем той степенью институциональной автономии, которая необходима для их работы, профессиональной свободы и продвижения знаний.

www.lexed.ru

О статусе учителя. КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА Закон Кыргызской Республики. КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫ Кыргыз Республикасынын Мыйзамы ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Транскрипт

1 КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫ Кыргыз Республикасынын Мыйзамы КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА Закон Кыргызской Республики ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О статусе учителя (В редакции законов КР от 18 июля 2005 года 105, 30 июля 2005 года 117, 28 декабря 2006 года 210, 25 июня 2009 года 189) Настоящий Закон определяет принципы государственной политики, регулирует правовые, социальноэкономические отношения, связанные с деятельностью учителя, и направлен на создание условий, обеспечивающих качественное улучшение правового положения учителей учреждений общего среднего, дошкольного и внешкольного образования, реализацию гарантий их социальной защищенности. Глава I Общие положения Статья 1. Содержание статуса учителя Учитель — лицо, имеющее необходимое профессиональное образование и соответствующую квалификацию, работающее в учреждениях общего среднего, дошкольного и внешкольного образования, выполняющее учебную, научную, методическую, воспитательную, организационную и руководящую деятельность. Условия и характер педагогической работы определяют содержание статуса учителя, включающего в себя права, обязанности и ответственность учителя, а также гарантии их реализации. Учитель пользуется всеми правами и свободами, закрепленными Конституцией (В редакции Закона КР от 18 июля 2005 года 105) Статья 2. Лица, имеющие статус учителя Статус учителя имеют граждане Кыргызской Республики или граждане любой другой страны, имеющие необходимое педагогическое образование и соответствующую квалификацию, работающие в учреждениях общего среднего, дошкольного и внешкольного образования различных типов и форм собственности, выполняющие учебную, научную, методическую, воспитательную, организационную и руководящую деятельность. Лицам, не имеющим педагогического образования и квалификации, предоставляется право заниматься педагогической деятельностью по решению педагогического совета школ, дошкольных и внешкольных учреждений после прохождения соответствующей педагогической переподготовки и аттестации. Лишение статуса учителя вследствие недостаточной квалификации, аморального поступка, не совместимого с принципами учебно-воспитательной деятельности, производится в соответствии с законодательством (В редакции Закона КР от 18 июля 2005 года 105) Статья 3. Законодательство о статусе учителя Законодательство Кыргызской Республики о статусе учителя основывается на положениях Конституции Кыргызской Республики, Закона Кыргызской Республики «Об образовании» и состоит из настоящего Закона и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики, определяющих права, обязанности и ответственность учителя. Статья 4. Принципы педагогической деятельности учителя Основными принципами педагогической деятельности учителя являются: — личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию, развитию учащегося; — гуманистический характер обучения и воспитания, обеспечивающий уважение прав и свобод учащегося, национально-культурных традиций; — приверженность общечеловеческим моральным принципам и нравственным ценностям; — недопущение прямой, скрытой и (или) косвенной дискриминации, ограничения прав или оказания привилегий учащимся по признаку пола, этнической принадлежности, языка, происхождения,

2 вероисповедания, или по каким-либо иным условиям и обстоятельствам личного или общественного характера; — воспитание учащихся в духе любви к родине, высокой гражданственности, дружбы между народами; — преемственность образования; — свобода выбора организационных методов и форм педагогической деятельности; — единство принципов обучения и воспитания; — совершенствование своих знаний на основе новейших достижений науки, техники и культуры; — тесный контакт с учащимися и их семьями; — сотрудничество с детскими и молодежными объединениями, трудовыми коллективами, а также заинтересованными государственными и негосударственными организациями, деятельность которых не запрещена законодательством (В редакции Закона КР от 30 июля 2005 года 117) Глава II Права учителя Статья 5. Права учителя в профессиональной деятельности Правом на педагогическую деятельность обладают лица, имеющие необходимое образование и соответствующую педагогическую квалификацию, определяемые законом, независимо от национальной принадлежности, пола, языка, социального происхождения и вероисповедания. Учитель имеет право: — на свободу выбора учебных программ, форм и методов преподавания, учебников и учебных пособий, согласно государственным образовательным стандартам, утверждаемым центральным органом государственного управления образованием; — на участие в разработке новых авторских программ, учебников и учебных пособий; — на создание и использование новаторских методов и приемов, проведение научно-педагогического эксперимента, внедрение передового педагогического опыта в практику; — на поощрение за создание, использование и внедрение новаторских методов и приемов в педагогической деятельности; — на индивидуальную педагогическую деятельность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики; — на досрочную аттестацию с целью повышения категории; — на повышение квалификации в установленном порядке не реже одного раза в пять лет; — на охрану прав и интересов несовершеннолетних. Учитель пользуется правом работы по совместительству в соответствии с Трудовым кодексом Кыргызской Республики и другими нормативными правовыми актами Учитель имеет право участвовать в управлении школой. Устойчивость служебного положения учителя гарантируется даже в том случае, когда полностью или частично изменяется организация системы школьного образования. Статья 6. Защита чести и достоинства учителя Учителю как гражданину Кыргызской Республики или любой другой страны гарантируются защита чести и достоинства. Система инспекции и контроля профессиональной деятельности учителя не должна ограничивать свободу творческой инициативы учителя. В ходе аттестации и других случаях оценка работы учителя должна быть объективной и доводиться до сведения учителя. Порядок аттестации, инспекции и контроля за деятельностью учителя регулируется положениями, разрабатываемыми центральным органом государственного управления образованием и утверждаемыми в установленном порядке. Не допускается привлечение учителей общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных учреждений на сельскохозяйственные и другие работы, не связанные с их профессиональной деятельностью. Родители учащихся не имеют права на неоправданное вмешательство в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя. Статья 7. Право на материальное обеспечение Размер заработной платы учителя устанавливается в порядке, определенном Законом Кыргызской Республики «Об образовании», и на основе Единой тарифной сетки (ЕТС) с учетом образования, педагогического стажа и итогов аттестации. Заработная плата учителя рассчитывается на финансовый год (12 месяцев). Органы местного управления и самоуправления за счет средств местного бюджета могут устанавливать надбавки к заработной плате учителей в рамках каждой категории. Школы, дошкольные и внешкольные образовательные организации могут самостоятельно устанавливать надбавки и доплаты педагогическим работникам из собственных, спонсорских средств по согласованию с

3 попечительским советом и в соответствии с законодательством Размер заработной платы учителя периодически пересматривается с учетом изменения размера первого разряда Единой тарифной сетки. Работа учителя, превышающая стандартную норму (ставку), оплачивается. Размер надбавки к заработной плате учителя за классное руководство составляет: в 1-4 классах — 15 процентов от тарифной ставки согласно разряду; в 5-11 классах — 20 процентов от тарифной ставки согласно разряду. В случае если ранее получаемая надбавка учителя выше размера надбавки к заработной плате за классное руководство, установленной в процентах от тарифной ставки, то выплачивается ранее установленная надбавка. Молодым специалистам (имеющим педагогический стаж до трех лет после окончания среднего профессионального и высшего профессионального педагогических учебных заведений) устанавливается надбавка к заработной плате в размере, предусмотренном законодательством Государство обеспечивает своевременную выплату заработной платы учителям и руководителям школ из республиканского бюджета в полном объеме в течение всего года. В случае несвоевременной выплаты заработной платы учителям оплата производится с индексацией согласно Закону Кыргызской Республики «Об обеспечении своевременности выдачи заработной платы, пенсии, пособий и иных социальных выплат». Учителям, работающим в высокогорных и отдаленных сельских районах, предусматриваются льготы и надбавки к заработной плате в порядке, устанавливаемом Правительством Лицам, не обеспеченным жилой площадью или нуждающимся в улучшении жилищных условий, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления предоставляются земельные участки для строительства жилья. Учителям, работающим в школах, дошкольных и внешкольных учреждениях, имеющим ученую степень кандидата или доктора наук, устанавливаются надбавки в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Запрещается производить удержания из заработной платы учителей, не предусмотренные законодательством Школы, дошкольные и внешкольные образовательные организации имеют право выделять средства на проведение факультативных занятий, кружков по выбору учащихся, организацию кружков, клубов, научных студий, спортивных и других объединений, на оплату лекций. (В редакции Законов КР от 28 декабря 2006 года 210, 25 июня 2009 года 189) Статья 8. Право на социальное обеспечение Государство обеспечивает учителю надлежащие условия труда, быта и социальные льготы, связанные с репродуктивной функцией. Органы местного управления и самоуправления за счет средств местного бюджета обязаны предоставлять учителям льготы при оплате эксплуатационных расходов по содержанию жилой площади и коммунальных услуг и беспроцентные ссуды на индивидуальное жилищное строительство. Статья 9. Право на отдых Право учителя на отдых обеспечивается рациональным планированием учебной нагрузки, предоставлением еженедельного отдыха, а также ежегодных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством Продолжительность рабочего дня и рабочей недели учителя устанавливается в пределах, предусмотренных Законом Кыргызской Республики «Об образовании». Статья 10. Право на охрану здоровья Учитель имеет право на охрану здоровья, реализуемое проведением санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебно-профилактических мероприятий в соответствии с законодательством Учителю в обязательном порядке ежегодно проводится бесплатное амбулаторное медицинское обследование в государственных лечебно-профилактических учреждениях. Учитель имеет право на санаторно-курортное лечение, отдых в пансионатах и туристических базах на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Статья 11. Право на обеспечение земельными наделами Учитель, проживающий в сельской местности, обеспечивается наравне с членами крестьянских и фермерских хозяйств земельным наделом, недвижимостью и иным имуществом в соответствии с законодательством Учителям, проживающим и работающим в районных центрах, поселках городского типа, городах районного и областного подчинения предоставляется право на внеочередное строительство жилого дома и выделение дачного участка.

4 Статья 12. Право на отсрочку от призыва на действительную воинскую службу выпускников педагогических факультетов высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений Выпускникам педагогических факультетов высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений, направленным на работу в сельскую местность, на весь период трудовой деятельности в сельских школах, дошкольных или внешкольных учреждениях предоставляется отсрочка от призыва на действительную воинскую службу. Статья 13. Право на поощрение За достижение высоких результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения учитель может быть представлен к наградам центрального органа государственного управления образованием, ведомств и к государственным наградам в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственных наградах Кыргызской Республики». Статья 14. Ограничение видов деятельности учителя Учитель не имеет права: — на проведение религиозной, атеистической пропаганды в школах; — на организацию политических групп, партий в школах; — на распространение шовинистической, националистической, милитаристской идеологии; — на вовлечение школьников в забастовочное движение и политические акции; — на насилие над учащимися. Глава III Обязанности и ответственность учителя Статья 15. Обязанности учителя Учитель обязан: — проводить обучение на высоком профессиональном уровне, обеспечивать усвоение учащимися учебной программы не ниже уровня государственных образовательных стандартов; — проводить учебно-воспитательную работу в духе уважения к родителям, старшим, к культурноисторическим ценностям Кыргызстана, его государственному устройству, воспитывать бережное отношение к окружающей среде; — утверждать уважение к принципам общечеловеческой морали: доброте, трудолюбию, гуманизму, патриотизму, правде, справедливости и другим добродетелям; — постоянно совершенствовать свои педагогические знания и мастерство; — уважать честь и достоинство учащихся; — готовить учащихся к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, согласия между народами; — содействовать развитию индивидуальных творческих способностей учащихся. Статья 16. Административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность учителя Учитель за совершение правонарушения несет ответственность в соответствии с законодательством Глава IV Подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителя Статья 17. Подготовка педагогических кадров В Кыргызской Республике профессиональную подготовку учительских кадров осуществляют профессиональные педагогические средние и высшие учебные заведения различных типов, видов и форм собственности. Профессиональное педагогическое учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, государством и обществом. Контроль за соответствием деятельности профессионального педагогического учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель (учредители) профессионального педагогического учебного заведения и центральный орган государственного управления образованием, выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности. Прием студентов по педагогической специальности в государственные профессиональные педагогические учебные заведения осуществляется на конкурсной основе по плану приема на подготовку специалистов в пределах государственного заказа за счет средств республиканского бюджета. Статья 18. Повышение квалификации и переподготовка учительских кадров Государство гарантирует создание условий для повышения квалификации и переподготовки учителей государственных школ, дошкольных и внешкольных учреждений всех типов. Повышение квалификации учителей осуществляется по договорам, заключенным юридическими лицами с

5 Кыргызским институтом образования, областными институтами усовершенствования учителей, высшими учебными заведениями и научными организациями или учреждениями за счет средств юридических лиц. Государство гарантирует предоставление учителям и научно-педагогическим работникам творческого отпуска для научно-педагогической, учебно-методической, изобретательской, экспериментальной и экспертной деятельности. Порядок, виды и формы повышения квалификации учителей и научно-педагогических работников в части, не урегулированной законодательством, устанавливаются Правительством Глава V Заключительные положения Статья 19. Обязанность и ответственность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц по обеспечению реализации настоящего Закона Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия и их объединения, учреждения, организации, должностные лица, органы государственного управления образованием в пределах своих полномочий и обязанностей обеспечивают реализацию настоящего Закона. Должностные и другие лица, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по реализации прав учителей, несут ответственность в соответствии с законодательством Вред, причиненный учителям незаконными действиями указанных органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей в области административного управления, возмещается в полном объеме в соответствии с законодательством Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2001 года. Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом. Президент Кыргызской Республики А.Акаев г.бишкек 14 января 2001 года 9 Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 26 декабря 2000 года

docplayer.ru