Закон о депутатах рк

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 16 октября 1995 года №2529

О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов

(В редакции Конституционных законов Республики Казахстан от 11.04.1997 г. №91-1, 12.03.1999 г. №348-1, 06.05.1999 г. №377-1, 11.12.2006 г. №200-III ЗРК, 19.06.2007 г. №266-III ЗРК, 03.10.2013 г. №133-V ЗРК, 04.07.2014 г. №232-V ЗРК; Конституционным законом Республики Казахстан от 15.06.2017 г. №75-VI ЗРК)

Настоящий Конституционный закон в соответствии с Конституцией Республики Казахстан определяет организацию и деятельность Парламента Республики Казахстан, правовое положение его депутатов.

Глава I. Общие положения


Статья 1. Статус Парламента Республики

(Статья 1 изложена в новой редакции в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан от 15.06.2017 г. №75-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Срок полномочий Парламента Республики

2. Полномочия Парламента и Мажилиса Парламента могут быть прекращены досрочно в порядке, предусмотренном Конституцией Республики Казахстан.

Статья 3. Правовые основы деятельности Парламента Республики

Организация и деятельность Парламента, правовое положение его депутатов определяются Конституцией Республики, настоящим Конституционным законом и другими законодательными актами Республики.

Статья 4. Состав и структура Парламента Республики

1. Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

3. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

4. Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом.

Девяносто восемь депутатов Мажилиса избираются от политических партий по партийным спискам по единому общенациональному избирательному округу на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана.

5. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих палат.

Глава II. Компетенция Парламента Республики и организационные формы ее осуществления


Статья 5. Компетенция Парламента Республики

Компетенция Парламента в совместном и раздельном заседаниях Сената и Мажилиса, исключительная компетенция палат устанавливаются Конституцией Республики и реализуются на сессиях Парламента, в деятельности палат Парламента, его органов и депутатов.

Статья 6. Сессии Парламента Республики

1. Сессия Парламента проходит в форме совместных и раздельных заседаний его палат.

2. Первая сессия Парламента созывается Президентом Республики не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов.

3. На первой сессии Парламента, до избрания председателя Сената и председателя Мажилиса, на заседаниях Сената и Мажилиса председательствуют соответственно Президент Республики и председатель Центральной избирательной комиссии.

Под рабочими днями следует понимать дни, которые не являются выходными или праздничными (национальный и государственные праздники).

(Часть вторая пункта 4 статьи 6 введена в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан от 03.10.2013 г. №133-V ЗРК)

5. Сессия Парламента открывается и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. Сессия Парламента, как правило, открывается Президентом Республики, а в случае его отсутствия председателем Мажилиса.

6. В период между сессиями Парламента Президент Республики по собственной инициативе, по предложению председателей палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередную сессию Парламента. На ней могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для ее созыва.

Статья 7. Кворум на сессиях Парламента Республики

Совместные и раздельные заседания палат правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из палат.

Статья 8. Публичность сессий Парламента Республики

1. Совместные и раздельные заседания палат являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами, могут проводиться закрытые заседания.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

base.spinform.ru

Статус депутата Парламента Республики Казахстан

Э. Мухамеджанов, доктор юридических наук

В преддверии парламентских выборов актуальным является не только вопрос проведения избирательной кампании в Парламент Республики Казахстан, но и вопрос правового статуса будущих избранников народа. Актуальность этого вопроса состоит в том, что для развития демократии необходима сильная и независимая ветвь законодательной власти, члены которой должны обладать реальными гарантиями своей деятельности, что в первую очередь определяется их правовым статусом.

Слово «статус» латинского происхождения и в переводе означает «положение, состояние».[1] В юридической науке понятие «статус» исследуется главным образом в отдельных своих проявлениях, связанных прежде всего с различными его носителями. Например, конституционный статус личности, правовой статус гражданина, конституционный статус Президента, статус общественного объединения, статус судьи и т.д.

В то же время в отечественной научной литературе последних лет в основном подробно рассматриваются вопросы правового статуса Президента, судей, прокуроров, а по вопросу правового статуса депутатов Парламента аналогичных научных разработок почти нет,[2] что также делает настоящий вопрос актуальным.

Сегодня правовой статус депутатов Парламента Республики Казахстан регламентируется Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом от 16 октября 1995 года № 2529 «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» (с изменениями и дополнениями) и рядом других нормативных правовых актов. При этом следует иметь в виду, что в Конституции заложены базовые исходные начала определения правового и социального положения депутата. Закрепляя основы статуса депутата, Конституция отражает наиболее важные элементы этого института, такие как общенациональный характер депутатского мандата, сроки полномочий, права и обязанности, а также гарантии депутатской деятельности.

В то же время конституционные положения о статусе депутата более полное развитие находят в Конституционном законе о Парламенте и статусе его депутатов. В нем, в частности, получили свое развитие вопросы деятельности депутата в Парламенте, в его палатах, иных органах, взаимоотношения депутатов с другими должностными лицами и избирателями. При этом процессуальные вопросы депутатской деятельности и правила депутатской этики нашли свое подробное раскрытие в регламентах Парламента и его палат.

Анализ вышеназванных нормативных правовых актов позволяет заключить, что они предоставляют членам Парламента особую право- и дееспособность, чтобы парламентарий мог участвовать в законотворчестве и осуществлении других функций законодательного органа.[3]

Между тем статус депутата охватывает не только деятельность избранника народа в Парламенте, маслихате, но и его положение в обществе в целом. К примеру, многие вопросы работы депутата в депутатской группе, в партийной фракции, на депутатском посту, а также взаимоотношения с общественными объединениями не урегулированы нормами права. В связи с этим депутат руководствуется обычаями, традициями, сложившейся практикой и правилами общественных объединений, содержащимися в их уставах и положениях.

Все это позволяет заключить, что в широком смысле под статусом депутата следует понимать обусловленное социально-политической сущностью общества фактическое положение депутата, регламентируемое правовыми и иными социальными нормами и обеспечиваемое соответствующими гарантиями.

В узком смысле статус депутата складывается из упорядоченной совокупности элементов, всесторонне характеризующих сущность и содержание правового положения депутата, а именно из их прав, обязанностей и ответственности.

Говоря о статусе депутатов Парламента Республики Казахстан следует помнить, что термин «депутат Парламента» является обобщающим, тогда как в реалии речь идет о статусе депутатов Мажилиса и о статусе депутатов Сената. Безусловно, статусы депутатов обеих палат во многом схожи, но между ними есть и различия, которые определяются уже тем, что депутаты Мажилиса избираются населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а депутаты Сената — выборщиками, т.е. на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Депутаты Мажилиса избираются на пять лет, а депутаты Сената — на шесть. Депутатом Сената может быть гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, достигший тридцати лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы республики не менее трех лет. Депутатом Мажилиса может быть гражданин республики, достигший двадцати пяти лет. Однако, несмотря на отмеченные различия, депутаты Мажилиса и Сената имеют равные полномочия, которые позволяют им выступать от имени народа, т.е. всей совокупности граждан нашего государства, а не от группы избирателей (выборщиков), которые их избрали. Это обстоятельство свидетельствует о наличии у депутатов казахстанского Парламента так называемого свободного мандата. В свою очередь следует отметить, что депутаты Верховного Совета Казахской ССР были наделены императивным мандатом.

В свете сказанного может возникнуть вопрос, зачем акцентировать внимание на двух видах мандатов, когда ныне действующая Конституция Республики Казахстан в пункте 1 статьи 52 прямо закрепляет положение о том, что «депутат Парламента не связан каким-либо императивным мандатом».

Однако в последнее время отдельные депутаты Парламента[4], а также некоторые ученые-юристы в своих выступлениях и научных статьях предлагают отказаться от свободного мандата и заменить его императивным. По их мнению, императивный депутатский мандат является формой института прямой (непосредственной) демократии, которая представляет гражданам большие возможности для формирования дееспособного и авторитетного состава представительных органов, а также усиливает позитивную ответственность депутатов вследствие того, что избиратели могут поставить вопрос об их отзыве.[5] Несколько подробней проанализируем данное предложение, поскольку от вида мандата напрямую зависит содержание правового статуса депутата: возможность или невозможность действовать только в соответствии со своими убеждениями, нести или не нести ответственность перед своими избирателями.

Прежде всего следует отметить, что предложение о введении императивного мандата не является новым. Оно берет свое начало с декрета ВЦИК от 21 ноября (4 декабря) 1917 года «О праве отзыва делегатов».[6] Идея же этого декрета была заимствована из документов Парижской коммуны. Входившие в состав Парижской коммуны избранники народа «должны были строго придерживаться mandat imperatif (точной инструкции) своих избирателей и могли быть сменены во всякое время».[7]

В то же время справедливости ради следует отметить, что принцип императивного мандата идет еще со времен представительных средневековых учреждений, когда основные политические права принадлежали графствам, городам, коммунальным союзам. Поэтому депутаты от названных субъектов отстаивали только их интересы. Как правило, такой представитель получал от избравшей его общности «наказ», инструкцию, которой он обязан был следовать. В случае невыполнения «наказа» вышеназванные субъекты могли не только отозвать своего депутата, но и взыскать с него причиненный имущественный ущерб.

По прошествии времени, с появлением всеобщего избирательного права и увеличением числа представителей, принцип императивности депутатского мандата показал свою неэффективность, так как «наказы» тормозили деятельность законодательного органа, а иногда делали ее невозможной. Поэтому не случайно в период Великой революции национальное собрание Франции своими декретами от 23 июня и 8 июля 1789 года освободило своих членов от получения ими инструкций, и декретом от 22 декабря того же года запретило их на будущее время. С тех пор запрещение инструкций «наказов» депутатам и их ответственности перед своими избирателями, а точнее говоря, их отзыва последними, стало общим принципом конституционного права.[8]

Сегодня, руководствуясь опытом демократических стран, современные конституции большинства бывших республик Союза ССР, ранее предусматривающие императивный мандат, также перешли к свободному мандату. При этом следует иметь в виду, что свободный мандат не означает полную свободу действий депутата, поскольку он как и прежде зависит от своих избирателей и партийных установок, так как иначе в следующий раз он уже не будет избран. Кроме того, свободный мандат не исключает обязанности депутата информировать избирателей о своей деятельности, обеспечивать их права и интересы, руководствоваться предвыборной программой. Поэтому связь депутат — избиратель сохраняется и по сей день. Изменилось только то, что право голоса депутата при решении того или иного вопроса уже ничем не ограничено. В своей деятельности он руководствуется в первую очередь конституцией и законами.

Руководствуясь вышесказанным, считаем, что нет необходимости пересматривать действующее конституционное положение о свободном депутатском мандате в отношении депутатов Парламента Республики Казахстан. В то же время следует иметь в виду, что в Российской Федерации на региональном уровне законодатель довольно широко вводит в практику императивный депутатский мандат. В свою очередь Конституционный суд Российской Федерации по этому поводу отмечает, что субъекты Российской Федерации вправе утверждать институт отзыва депутатов представительных органов власти на местах.[9]

В подтверждение сказанного М. В. Баглай пишет, что «правовое демократическое государство исходит из того, что наказы избирателей и прямая ответственность депутатов перед избирателями имеют смысл и практическую осуществимость скорее на уровне местного самоуправления, но на общенациональном уровне парламенты решают более сложные вопросы в интересах народа, и депутаты должны выступать как представители всего народа, а не только своих избирателей».[10]

В заключение рассматриваемого вопроса можно сделать вывод о том, что депутаты Парламента должны представлять весь народ Казахстана, а не своих избирателей, так как Парламент — это «выразитель суверенной воли коллективности, образующей основу государства».[11] Что касается депутатов местных представительных органов, то наделение их императивным мандатом было бы весьма уместно, так как они более близки к избирателям, реально знают местные проблемы и способны самостоятельно проконтролировать их решение на местах. Конечно, данное предложение потребует внесения изменений в Конституцию, поэтому прежде чем его принять за основу, оно должно быть в экспериментальном порядке апробировано на практике, и только в случае положительных результатов оно может быть принято.

Другая проблема, которая требует обсуждения, — это вопрос о моменте приобретения депутатского статуса. Обращение к этому вопросу вызвано тем, что в практике применения Конституционного закона о Парламенте и статусе его депутатов есть прецеденты, когда победившего на выборах кандидата в депутаты привлекли к уголовной ответственности как лицо, не наделенное депутатским статусом.

В этой связи возникает вопрос, когда лицо, победившее на выборах, обретает полномочия депутата?

Так, согласно п. 2 ст. 24 Конституционного закона о Парламенте и статусе его депутатов полномочия депутатов Парламента начинаются с момента их регистрации в качестве депутатов Парламента Центральной избирательной комиссией. Однако, чтобы лучше разобраться с этим положением, считаем необходимым более подробно рассмотреть, что представляют собой полномочия депутатов.

Полномочия депутатов — это комплекс прав и обязанностей, обеспечивающих осуществление ими своих функций, которые выражаются в основных направлениях их деятельности, в процессе осуществления которых депутаты решают стоящие перед ними задачи и достигают намеченных целей.[12]

Главной задачей каждого депутата является участие в законотворчестве и осуществлении Парламентом других его функций, а основной целью депутатской деятельности являются представление интересов народа в Парламенте и обеспечение их сочетания с общегосударственными интересами.

В интересах лучшего выполнения депутатами своих задач Конституция, действующее законодательство и регламенты наделяют их необходимыми правами и обязанностями, за выполнение которых депутат и несет юридическую и моральную ответственность.

Права и обязанности депутата получают выражение в двух главных сферах: в выборном органе народного представительства (Парламенте) и в избирательном округе.

Формы депутатской деятельности в работе Парламента и его органах могут быть самыми различными. Под ними понимается комплекс организационных средств, используя которые депутат осуществляет свою деятельность, реализует свои права и обязанности, претворяет в жизнь волю избирателей.

Формами депутатской деятельности в Парламенте являются:

1) участие в заседании Парламента с правом решающего голоса;

2) участие в работе комитетов и комиссий Парламента;

3) участие в работе депутатских объединений — депутатских фракций и групп;

4) участие в парламентских слушаниях;

5) обращение с депутатскими запросами;

6) выполнение поручений Парламента и его органов.

Главной задачей депутата является участие в законотворчестве, следовательно, основным среди других многочисленных прав депутата можно назвать его право решающего голоса. Участвуя в голосовании по различным вопросам, рассматриваемым в Парламенте, каждый депутат имеет возможность высказать свое мнение, точку зрения и предложить свои варианты решения того или иного вопроса. Депутат лично осуществляет свое право на голосование. Передача права голоса другому депутату запрещается.

Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на открытых либо закрытых заседаниях Парламента, парламентских комитетов и комиссий. При этом индивидуальная воля отдельного депутата становится коллективной и превращается в единую государственную волю, воплощаемую в принятых Парламентом законодательных актах.

Конституционный закон устанавливает обязанность депутата участвовать в работе Парламента и его органов:

— депутат Парламента вправе избирать и быть избранным в координационные и рабочие органы Парламента и его палат;

— вносить предложения о заслушивании на заседаниях Парламента отчета или информации должностных лиц, подотчетных палатам Парламента;

— вносить поправки к проектам законов, постановлений, других принимаемых Парламентом актов;

— знакомиться с текстами выступлений депутатов в стенограммах и протоколах заседаний Парламента;

— осуществлять другие полномочия в соответствии с конституционным законом, регламентами Парламента и его палат.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что лицо, которое победило на депутатских выборах, еще нельзя считать депутатом в полном смысле этого слова, так как оно до момента официальной регистрации не имеет тех полномочий, которые имеет официально зарегистрированный депутат. Кроме того, как показал анализ действующего законодательства, лица, победившие на выборах, в период между опубликованием результатов выборов и до момента его регистрации ЦИК РК в качестве депутата, не имеют соответствующей своему статусу правовой защиты. Между тем именно в этот период не исключены какие-либо провокации против них.

Для восполнения данного пробела, на наш взгляд, необходимо на вышеназванных лиц распространить положение о депутатском иммунитете. Это надо сделать для того, чтобы защитить их от различных провокаций как со стороны бывших конкурентов по избирательной кампании, так и от властных структур, опасающихся разоблачения своей противоправной деятельности со стороны победившего на выборах кандидата в депутаты.

Полагаем, что такое предложение не лишено логики. Так, если кандидат в депутаты в процессе избирательной кампании в порядке п. 3 ст. 47 Конституционного закона о выборах наделяется определенным иммунитетом, то почему не может иметь аналогичной защиты лицо, одержавшее победу на выборах?

В заключение нужно также отметить, что в дальнейшем совершенствовании нуждается и та часть правового статуса депутата, которая связана с реализацией его конституционного права законодательной инициативы. В этой части считаю необходимым не только дополнить статью 25 Конституционного закона о Парламенте и статусе его депутатов положением о самостоятельной разработке депутатом законопроектов, но создать соответствующие условия для осуществления такой деятельности.

Немаловажное значение в депутатской деятельности играют вопросы депутатской этики, полагаю, что они должны иметь свое развитие не только в регламентах Парламента и его палат, но и в самостоятельном законе.

Повышение внимания к этому вопросу связано с тем, что авторитет Парламента во многом зависит не только от компетенции и профессиональных навыков депутатского корпуса, но и от морально-этических и других человеческих качеств каждого депутата.

[1] Юридическая энциклопедия. М.: Юрист, 1997. С. 426.

[2] Самалдыкова З. М. Парламент Республики Казахстан (структура, основные направления деятельности). Алматы, 2000.

[3] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 1998. С. 534.

[4] Абдильдин С. А. Обращение к Президенту // Эпоха. 2004. 9 января. С. 3.

[5] Дмитриев С. В. Императивный мандат в России // Конституционное и муниципальное право. № 1. 2001. С. 39.

[6] СУ РСФСР, 1917, № 3. Ст. 49.

[7] Цит. по: Златопольский Д. Л. Государственное право зарубежных стран Восточной Европы и Азии. Учебник для вузов. М., 1999. С. 25.

[8] Лазаревский Н. И. Лекции по русскому государственному праву. СПб., 1908. Т. 1. С. 329.

[9] Постановление Конституционного суда РФ от 24 декабря 1996 г . № 21-П // Российская газета. 1997. 14 января.

[10] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 1998. С. 536.

[11] Дюги Л. Конституционное право. М., 1908. С. 201.

www.law.edu.ru

Закон о депутатах рк

Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 года № 2529
О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов

В тексте слова «настоящий Указ» заменены словами «настоящий Конституционный закон» в соответствующих падежах; название и преамбула изложены в новой редакции в соответствии с Конституционным законом РК от 06.05.99 г. № 377-1 ( см. стар. ред. )

Статья 1 изложена в редакции Конституционного закона РК от 15.06.17 г. № 75-VI ( см. стар. ред. )

Статья 1. Статус Парламента Республики

Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательную власть.

Статья 2. Срок полномочий Парламента Республики

Пункт 1 изложен в редакции Конституционного закона РК от 06.05.99 г. № 377-1 ( см. стар. ред. )

1. Срок полномочий депутатов Сената — шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса — пять лет. Полномочия Парламента очередного созыва начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента следующего созыва. При этом очередность созыва Парламента определяется очередностью созыва Мажилиса. Срок полномочий Парламента определяется сроком полномочий депутатов Мажилиса очередного созыва.

См. разъяснение в Постановлении Конституционного Совета РК от 15 марта 1999 г. № 1/2 «Об официальном толковании пункта 5 статьи 50 Конституции Республики Казахстан», Постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 ноября 1999 года № 24/2.

  • Показать изменения
  • В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 19.06.07 г. № 266-III ( см. стар. ред. )

    См.также: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 марта 1999 года № 1/2 «Об официальном толковании пункта 5 статьи 50 Конституции Республики Казахстан», Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 14 июля 1999 года № 13/2 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 49 Конституции РК»

    Статья 3. Правовые основы деятельности Парламента Республики

    В статью 4 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 06.05.99 г. № 377-1 ( см. стар. ред. ); Конституционным законом РК от 19.06.07 г. № 266-III ( см. стар. ред. )

    Статья 4. Состав и структура Парламента Республики

    1. Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

2. Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года.

См.разъяснение в Постановлении Конституционного Совета РК от 15 марта 1999 г. № 1/2 «Об официальном толковании пункта 5 статьи 50 Конституции Республики Казахстан», Постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 ноября 1999 года № 24/2.

5. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат.

6. Порядок избрания депутатов Сената и Мажилиса устанавливается конституционным законом.

Компетенция Парламента Республики и организационные формы ее осуществления

Статья 5. Компетенция Парламента Республики

Компетенция Парламента в совместном и раздельном заседаниях Сената и Мажилиса, исключительная компетенция Палат устанавливаются Конституцией Республики и реализуются на сессиях Парламента, в деятельности Палат Парламента, его органов и депутатов.

Статья 6. Сессии Парламента Республики

1. Сессия Парламента проходит в форме совместных и раздельных заседаний его Палат.

В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 03.10.13 г. № 133-V ( см. стар. ред. )

4. Очередные сессии Парламента проводятся раз в год, начиная с первого рабочего дня сентября и заканчивая последним рабочим днем июня.

  • Добавить комментарий
  • В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 19.06.07 г. № 266-III ( см. стар. ред. )

    5. Сессия Парламента открывается и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. Сессия Парламента , как правило, открывается Президентом Республики, а в случае его отсутствия — председателем Мажилиса.

    В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 19.06.07 г. № 266-III ( см. стар. ред. )

    6. В период между сессиями Парламента Президент Республики по собственной инициативе, по предложению председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередную сессию Парламента . На ней могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для ее созыва.

    См.также: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 30 июня 1999 г. № 14/2 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 59 Конституции Республики Казахстан» о продлении сессий.

  • Поставить закладку
  • Статья 7. Кворум на сессиях Парламента Республики

    Совместные и раздельные заседания Палат правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из Палат.

    Статья 8. Публичность сессий Парламента Республики

    1. Совместные и раздельные заседания Палат являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами, могут проводиться закрытые заседания.

    Регламент Парламента Республики Казахстан

    2. Президент, Премьер-министр и члены Правительства, председатель Национального Банка, Генеральный прокурор, председатель Комитета национальной безопасности Республики, а также Государственный секретарь и руководитель Администрации Президента Республики вправе присутствовать на любых, как открытых, так и закрытых заседаниях и имеют право быть выслушанными.

    3. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, о необходимости присутствия которых на сессии принято решение Парламента или его Палат, обязаны прибыть в Парламент и дать необходимые пояснения по вопросам, входящим в его компетенцию. Парламент и его Палаты не вправе принимать подобных решений в отношении Президента Республики.

    Статья 9. Председатели Палат Парламента Республики

    1. Палаты возглавляют председатели, избираемые Сенатом и Мажилисом из числа их депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палат.

    2. Кандидатура на должность председателя Сената выдвигается Президентом Республики. Внесение новой кандидатуры взамен отклоненной Сенатом осуществляется Президентом Республики.

    3. Кандидатуры на должность председателя Мажилиса выдвигаются депутатами Палаты.

    4. Председатели Палат могут быть отозваны от должности, а также вправе подать в отставку, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов Палат.

    5. Председатели Палат Парламента:

    1) созывают заседания Палат и председательствуют на них;

    2) осуществляют общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Палат;

    3) обеспечивают соблюдение регламента в деятельности Палат;

    4) руководят деятельностью координационных органов Палат;

    5) подписывают акты, издаваемые Палатами;

    Подпункт 6 изложен в редакции Конституционного закона РК от 19.06.07 г. № 266-III ( см. стар. ред. )

    6) представляют Палатам кандидатуры для назначения на должности двух членов Конституционного Совета, двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

    7) выполняют другие обязанности, возлагаемые на них Регламентом Парламента.

    6. Председатели Палат пользуются правом решающего голоса в случае, если при голосовании в соответствующей Палате голоса депутатов разделятся поровну.

    7. Председатель Мажилиса:

    1) открывает сессии Парламента;

    2) созывает очередные совместные заседания Палат, председательствует на очередных и внеочередных совместных заседаниях Палат.

    В пункт 8 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 19.06.07 г. № 266-III ( см. стар. ред. )

    8. Председатель Сената и председатель Мажилиса имеют по два заместителя, избираемых соответствующей Палатой по представлению председателя Палаты большинством голосов от общего числа депутатов Палаты. Заместители председателей Палат выполняют по уполномочию председателей Палат отдельные их функции, а также исполняют обязанности председателей в случае их отсутствия или невозможности осуществления ими своих обязанностей. Заместители председателей Палат могут быть по предложению председателей Палат отозваны от должности, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов соответствующей Палаты.

    9. По вопросам своей компетенции председатели Палат издают распоряжения.

    Статья 10. Координационные органы Парламента Республики

    1. Координационными органами Парламента являются Бюро Сената и Бюро Мажилиса, образуемые при председателях Палат.

    2. Бюро Палат включают в себя заместителей председателей Палат, председателей постоянных комитетов Палат. В состав Бюро Мажилиса также входят руководители фракций политических партий, представленных в Мажилисе.

    1) осуществляют координацию работы комитетов и комиссий Палат;

    2) подготавливают для Палат предложения по очередности рассмотрения проектов законов и иных решений Парламента и его Палат;

    3) оказывают содействие в организации совместной работы комитетов по вопросам, относящимся к компетенции нескольких комитетов;

    4) решают иные вопросы организации работы Палат, не отнесенные настоящим Конституционным законом к компетенции других органов и должностных лиц Парламента.

    4. Заседания Бюро Палат созываются председателями Палат по мере необходимости и правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа их членов.

    Статья 11. Рабочие органы Парламента Республики

    1. Рабочими органами Парламента являются постоянные комитеты Сената и Мажилиса, а также совместные комиссии Палат.

    2. Постоянные комитеты Палат образуются для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палат. При образовании постоянных комитетов Палаты определяют их перечень и количественный состав, а затем избирают членов постоянных комитетов. Число постоянных комитетов, образуемых Сенатом и Мажилисом, не должно превышать семи в каждой Палате.

    3. Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии, численный состав которых определяется по согласованию между Палатами. Избрание членов комиссий осуществляется самостоятельно каждой из Палат.

    4. В целях осуществления полномочий Парламента и его Палат, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 47, подпунктами 5) и 6) статьи 57 Конституции, Палатами Парламента образуются специально временные комиссии.

    5. Заседания постоянных комитетов и комиссий правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа их членов.

    В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 11.12.06 г. № 200-III ( см. стар. ред. )

    6. Постоянные комитеты и комиссии по вопросам своей компетенции издают постановления .

    7. Полномочия и порядок деятельности постоянных комитетов и комиссий определяются законом.

    Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 года № 101-1 «О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан».

    Закон дополнен статьей 11-1 в соответствии с Конституционным законом РК от 19.06.07 г. № 266-III

    Статья 11-1. Консультативно-совещательные органы при Парламенте Республики

    1. При Парламенте Республики и его Палатах для выработки предложений по вопросам, отнесенным к компетенции Парламента и его Палат, могут создаваться консультативно-совещательные органы, решения которых носят рекомендательный характер.

    2. Порядок образования консультативно-совещательных органов определяется регламентами Парламента и его Палат.

    Регламент Парламента Республики Казахстан, Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Регламент Сената Парламента Республики Казахстан.

    3. Рабочими органами консультативно-совещательных органов при Парламенте Республики и его Палатах являются аппараты Палат Парламента.

    Статья 12. Парламентские слушания

    1. Палаты Парламента по вопросам своей компетенции проводят парламентские слушания.

    2. Парламентские слушания проводятся по решению Бюро Палат постоянными комитетами Палат и могут проводиться в открытой и закрытой формах.

    3. Парламентские слушания не проводятся в дни совместных или раздельных пленарных заседаний Палат.

    Статья 13. Акты Парламента Республики Казахстан

    В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 06.05.99 г. № 377-1 ( см. стар. ред. ); Конституционным законом РК от 11.12.06 г. № 200-III ( см. стар. ред. )

    1. Парламент принимает имеющие обязательную силу на всей территории Республики законодательные акты в форме законов Республики Казахстан, в том числе конституционных, постановлений Парламента. Сенат и Мажилис по вопросам своей компетенции принимают постановления.

    2. Парламент и его Палаты вправе по вопросам своей компетенции принимать обращения, декларации, заявления, иные акты, не носящие законодательного характера. Их принятие осуществляется с соблюдением условий и требований, установленных регламентами Парламента и его Палат.

      3. При принятии Парламентом законодательных и иных актов в совместном заседании Сената и Мажилиса голосование проводится раздельно по Палатам.

      4. Законы Республики, постановления Парламента и его Палат не должны противоречить Конституции Республики. Постановления Парламента и его Палат не должны противоречить законам.

      В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 11.12.06 г. № 200-III ( см. стар. ред. )

      5. Порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов Республики регламентируется специальным законом и регламентами Парламента и его Палат.

      См.: Регламент Парламента Республики Казахстан, Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Регламент Сената Парламента Республики Казахстан

      Статья 14. Регламент Парламента Республики и его Палат

      Пункт 1 изложен в редакции Конституционного закона РК от 19.06.07 г. № 266-III ( см. стар. ред. )

      1. Регламент Парламента, регламенты его Палат устанавливают:

      1) условия и порядок проведения совместных и раздельных заседаний Сената и Мажилиса;

      2) порядок формирования рабочих органов Парламента и его Палат;

      3) организацию деятельности Парламента и его Палат, их рабочих органов;

      4) условия и порядок осуществления депутатами и должностными лицами Парламента своих полномочий.

      Регламентом Мажилиса, кроме предусмотренных настоящим пунктом предметов его регулирования, определяются особенности организации и порядка работы фракций политических партий.

      2. Регламент Парламента, регламенты Сената и Мажилиса утверждаются соответственно постановлением Парламента, постановлениями его Палат.

      3. Всякое заседание депутатов Парламента, которое, имея целью осуществление его конституционных полномочий, проводится без соблюдения установленных регламентами условий и процедур, является незаконным. Акты, принятые таким собранием, недействительны.

      Законодательный процесс в Парламенте Республики

      Статья 15. Законодательная инициатива

      1. Законодательной инициативой является официальное внесение субъектом права законодательной инициативы текста проекта закона или иного законодательного акта Парламента, обязательного к рассмотрению Парламентом.

      2. Право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе и принадлежит:

      Подпункт 1 изложен в редакции Конституционного закона РК от 19.06.07 г. № 266-III ( см. стар. ред. )

      1) Президенту Республики, который решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис оформляет специальным посланием;

      Пункт 2 дополнен подпунктом 1-1 в соответствии с Конституционным законом РК от 19.06.07 г. № 266-III

      1-1) депутатам Парламента, которые решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис оформляют соответствующим представлением;

      2) Правительству Республики, которое решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис принимает путем издания соответствующего постановления Правительства.

      В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 19.06.07 г. № 266-III ( см. стар. ред. )

      3. Проекты законодательных актов, внесенные Президентом Республики, депутатами и Правительством, постановлением Мажилиса направляются для рассмотрения в соответствующие постоянные комитеты Мажилиса и могут быть рассмотрены на его пленарном заседании лишь при наличии по ним заключений постоянных комитетов Мажилиса.

      В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 19.06.07 г. № 266-III ( см. стар. ред. )

      4. Проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики. Для проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента в порядке законодательной инициативы Президента Республики, наличие такого заключения не требуется.

      5. Иные вопросы, связанные с порядком осуществления права законодательной инициативы, решаются регламентом Мажилиса.

      Статья 16. Компетенция Парламента по принятию законов

      1. Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся:

      1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;

      2) режима собственности, иных вещных прав;

      3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;

      4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;

      5) республиканского бюджета;

      6) вопросов судоустройства и судопроизводства;

      7) образования, здравоохранения и социального обеспечения;

      8) приватизации предприятий и их имущества;

      9) охраны окружающей среды;

      10) административно-территориального устройства Республики;

      11) обеспечения обороны и безопасности государства.

    • Судебные решения
    • 2. Все иные отношения регулируются подзаконными актами.

      Статья 17. Определение очередности и сроков рассмотрения проектов законодательных актов Парламентом Республики

      1. Очередность рассмотрения проектов законов и иных актов Парламента определяется Парламентом, его Палатами, а также, в установленных Конституцией случаях, Президентом Республики.

      2. Президент Республики имеет право специальным посланием Парламенту определять приоритетность рассмотрения проектов законов , означающее, что соответствующие законопроекты должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев.

      Порядок рассмотрения Палатами Парламента законопроектов, рассмотрение которых определено Президентом Республики приоритетным, определяется Конституцией Республики и регламентами Палат Парламента.

      Статья 18. Принятие законов

      1. Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается в течение не более шестидесяти дней со дня получения Сенатом проекта. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный Сенатом проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии.

      2. Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.

      Статья 18 дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Конституционным законом РК от 19.06.07 г. № 266-III

      2-1. Проект конституционного закона, рассмотренный и одобренный не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Сената проект становится конституционным законом и в течение десяти дней представляется Президенту Республики на подпись. Отклонение в целом проекта конституционного закона осуществляется Мажилисом или Сенатом большинством голосов от общего числа депутатов Палаты. Отклоненный проект конституционного закона возвращается его инициатору.

      Внесенные Сенатом не менее чем двумя третями голосов его депутатов изменения и дополнения в проект конституционного закона направляются в Мажилис. Если Мажилис не менее чем двумя третями голосов его депутатов согласится с внесенными Сенатом изменениями и дополнениями, конституционный закон считается принятым.

      Если Мажилис при голосовании по внесенным Сенатом изменениям и дополнениям не согласился с ними не менее чем двумя третями голосов депутатов, то разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.

      В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 19.06.07 г. № 266-III ( см. стар. ред. ); Конституционным законом РК от 03.10.13 г. № 133-V ( см. стар. ред. )

      3. В связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона Премьер-министр вправе на совместном заседании Палат Парламента поставить вопрос о доверии Правительству. Голосование по этому вопросу проводится не ранее чем через сорок восемь часов с момента постановки вопроса о доверии. Если предложение о вотуме недоверия не наберет большинства голосов от общего числа депутатов каждой из Палат , проект закона считается принятым без голосования. Однако Правительство не может пользоваться этим правом более двух раз в год.

      Под периодом времени «год» применительно к настоящему пункту следует понимать текущий год (с 1 января по 31 декабря).

      См.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 27 сентября 1999 года № 18/2 «Об официальном толковании пункта 7 статьи 61 и подпункта 7) статьи 53 Конституции Республики Казахстан»

      Статья 19. Представление законов Республики на подпись Президенту Республики

      1. Законы Республики вступают в силу после их подписания Президентом Республики.

      В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 19.06.07 г. № 266-III ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Конституционного закона РК от 03.10.13 г. № 133-V ( см. стар. ред. )

      2. Принятые Парламентом законы в течение десяти дней со дня их принятия, предварительно скрепленные подписью Председателя каждой из Палат Парламента, а также, если проект закона вносился Правительством, подписью Премьер-Министра, представляются на подпись Президенту Республики, который подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует его либо возвращает закон или отдельные его статьи в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Месячный срок для подписания законов Президентом Республики Казахстан исчисляется со дня получения Президентом Республики Казахстан закона и заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

      См. разъяснения в нормативном постановлении Конституционного совета РК от 18 октября 2010 года № 3

    • Посмотреть закладки
    • 3. Не возвращенный в течение названного в пункте 2 настоящей статьи срока закон считается подписанным.

      См.: Определение апелляционной судебной коллегии Алматинского городского суда от 29 июля 2010 года № 2а-3428/10г

      4. Если сессия Парламента закрывается до истечения срока, в течение которого закон может быть возвращен Президентом, закон возвращается Президентом в первый день очередной сессии Парламента.

      См.также: Указ Президента Республики Казахстан от 2 июля 1996 г. № 3051 «Об утверждении Положения о порядке представления на подпись и рассмотрения Президентом Республики Казахстан законов Республики Казахстан, их регистрации, обнародования и хранения»

      Статья 20 изложена в редакции Конституционного закона РК от 19.06.07 г. № 266-III ( см. стар. ред. )

      Статья 20. Рассмотрение Парламентом Республики возражений Президента Республики

      Пункт 1 изложен в редакции Конституционного закона РК от 03.10.13 г. № 133-V ( см. стар. ред. )

      1. Повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, проводятся в месячный срок, который начинается со дня направления возражений и заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Месячный срок прерывается, если он по времени не совпадает с сессионным периодом работы Парламента, установленным пунктом 3 статьи 59 Конституции Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 4 статьи 59 и пункте 2 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.

      Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента.

      2. Возвращенные с возражениями Президента Республики закон или его статьи после выработки заключения соответствующим постоянным комитетом Мажилиса выносятся на пленарное заседание Мажилиса для принятия Палатой решения.

      Если Мажилис по итогам голосования не подтверждает ранее принятого Парламентом решения по закону, то дальнейшее рассмотрение возражений Президента Палатами Парламента прекращается и закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.

      Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты подтвердит ранее принятое по закону решение, то закон с возражениями Президента передается для дальнейшего рассмотрения в Сенат.

      После выработки заключения соответствующим постоянным комитетом Сената закон или его статьи с возражениями Главы государства выносятся на пленарное заседание Сената. Если Сенат по итогам голосования не подтверждает ранее принятого Парламентом решения по закону, то закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.

      Если Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты подтвердит ранее принятое по закону решение, то возражения Президента по закону считаются преодоленными. В этом случае закон или, соответственно, его статьи считаются принятыми в той редакции, в которой он был принят Парламентом в первый раз, и Президент подписывает данный закон в течение одного месяца с момента его представления на подпись.

      3. В ходе рассмотрения возражений в Мажилисе Президент Республики вправе с учетом предложений депутатов изменить предложенную им в возражениях редакцию закона в целом либо соответствующих отдельных его статей.

      4. При повторном обсуждении и голосовании закона или отдельных его статей на заседаниях Палат Парламента голосование проводится по закону в целом, если возражения Президента вызвал закон в целом, либо по статьям, вызвавшим возражения Президента Республики.

      5. В случае если возражения Президента Республики внесены на принятые Парламентом конституционные законы, то в этом случае возражения рассматриваются в порядке, предусмотренном для рассмотрения возражений на законы. При этом возражения Президента на конституционные законы преодолеваются Парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

      Глава IV изложена в редакции Конституционного закона РК от 19.06.07 г. № 266-III ( см. стар. ред. ); заголовок изложен в редакции Конституционного закона РК от 15.06.17 г. № 75-VI ( см. стар. ред. )

      Осуществление Палатами Парламента полномочий по даче Президенту согласия на назначение на должность, избранию, назначению на должность и освобождению от должности должностных лиц Республики, проведение консультаций с Мажилисом Парламента по кандидатурам для назначения на должности членов Правительства

      Статья 21. Должностные лица, назначаемые на должность Президентом с согласия Палат Парламента, избираемые, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Палатами Парламента

      Перечень должностных лиц Республики, назначаемых на должность Президентом Республики с согласия Палат Парламента, избираемых, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Палатами Парламента, определяется Конституцией Республики.

      Статья 22. Порядок дачи Палатами Парламента Президенту Республики согласия на назначение на должность, избрания на должность и освобождения от должности должностных лиц Республики

      В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 15.06.17 г. № 75-VI ( см. стар. ред. )

      1. Президент Республики для получения согласия Мажилиса Парламента на назначение на должность Премьер-Министра, а также согласия Сената на назначение на должность Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики, для избрания Сенатом на должности и освобождения от должностей Председателя, судей Верховного Суда Республики и Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан вносит в Палаты Парламента соответствующие письменные представления, на основании которых принимается решение о включении соответствующего вопроса в повестку дня ближайшего заседания соответствующей Палаты Парламента.

      Пункт 2 изложен в редакции Конституционного закона РК от 15.06.17 г. № 75-VI ( см. стар. ред. )

      2. Согласие Мажилиса Парламента на назначение Премьер-Министра дается на заседании Палаты.

      Статья 22 дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Конституционным законом РК от 15.06.17 г. № 75-VI

      2-1. Согласие Сената на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики носит предварительный либо последующий характер и дается на заседании Палаты.

      В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 15.06.17 г. № 75-VI ( см. стар. ред. )

      3. Предложенные кандидатуры для избрания Сенатом на должности и освобождение от должностей Председателя , судей Верховного Суда и Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан до рассмотрения вопроса на заседании Палаты подлежат обсуждению на заседании соответствующего комитета Сената, определяемого решением Бюро Сената. По итогам рассмотрения кандидатур комитет выносит заключение по каждой обсуждаемой кандидатуре, оглашаемое на заседании Палаты.

      4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на назначение на должность, об избрании на должность и освобождении от должности на заседании соответствующей Палаты кандидатуры на должности представляет Президент Республики или уполномоченное им должностное лицо Республики.

    • Корреспонденты на фрагмент
    • 5. На заседании соответствующей Палаты могут быть:

      1) заданы вопросы кандидату и лицу, представляющему кандидата;

      2) высказаны мнения депутатов «за» или «против» предложенной кандидатуры.

      6. Прения по предложенной кандидатуре могут не открываться, если на этом не настаивают депутаты.

      7. В случае, если соответствующая Палата Парламента не приняла по предложенным Президентом кандидатурам решений о даче согласия на назначение на должность, об избрании на должность, Президент вносит в соответствующую Палату письменные представления на тех же лиц или на новые кандидатуры.

      В пункт 8 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 15.06.17 г. № 75-VI ( см. стар. ред. )

      8. В случае, если Сенат не принял решения об освобождении Председателя , судей Верховного Суда и Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан от должностей, Президент вправе внести в Сенат повторное представление по данному вопросу.

      См. также: Указ Президента Республики Казахстан от 29 марта 2002 года № 828 «О некоторых вопросах кадровой политики в системе органов государственной власти».

      Конституционный Закон дополнен статьей 22-1 в соответствии с Конституционным законом РК от 15.06.17 г. № 75-VI

      Статья 22-1. Проведение консультаций с Мажилисом Парламента по кандидатурам для назначения на должности членов Правительства

      1. По кандидатурам, представляемым Президенту Республики для назначения на должности членов Правительства, проводятся консультации с Мажилисом Парламента в его соответствующих профильных постоянных комитетах.

      2. При проведении консультаций на заседании соответствующего комитета кандидатуры на должности представляет Премьер-министр Республики или уполномоченное им должностное лицо.

      3. По итогам консультаций соответствующий комитет выносит заключение по каждой обсуждаемой кандидатуре, носящее консультативный (рекомендательный) характер.

      Статья 23. Принятие Палатами Парламента решений по представленным кандидатурам

      1. Мажилис и Сенат Парламента решения о даче согласия на назначение на должность, об избрании на должность и освобождении от должности принимают большинством голосов от общего числа депутатов соответствующей Палаты Парламента.

      online.zakon.kz