Закона о нотариате и нотариальной деятельности

Новый законопроект о нотариате: старые проблемы на новый лад?

Принятые Госдумой 11 февраля 1993 года Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы) произвели на тот момент своего рода революцию. Впервые за многие годы в России было провозглашено создание частного нотариата, правда, существующего наряду с государственным, но выполняющего некоторые публично-правовые функции.

Но учитывая, что на сегодняшний день этому документу уже больше 20 лет, время от времени предпринимаются попытки принятия нового отраслевого закона. К примеру, осенью 2013 года свой проект 1 закона предлагал к рассмотрению Минюст России, однако инициатива тогда так и не была реализована. А в декабре этого же года в нижнюю палату парламента поступил аналогичный законопроект за подписью председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова. Правда, документ тогда получил отрицательный отзыв правительства и был возвращен инициатору для доработки.

25 мая текущего года обновленный вариант 2 законопроекта «О нотариате и нотариальной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект о нотариате) был повторно внесен группой депутатов во главе с Павлом Крашенинниковым. Как поясняют авторы документа, инициатива продиктована необходимостью приведения законодательства о нотариате в соответствие с современными потребностями экономики и общества, а также противоречиями между текстом действующих Основ и других важных законов и кодексов. Разработчики законопроекта имеют свое мнение по целому ряду моментов, и документ при этом получил неоднозначные оценки профессионального сообщества нотариусов.

Рассмотрим, какие изменения ожидают нотариусов и их клиентов, если проект все же будет принят в его нынешнем виде.

Первым обращает на себя внимание предложение законодателей об упразднении государственных нотариальных контор. По данным Минюста России, с 1993 по 2005 годы численность государственных нотариусов сокращалась ежегодно в среднем в два раза и более, что объяснялось ускоренным переходом государственных нотариусов в сферу небюджетного нотариата. С 2005 года тенденция уменьшения численности государственных нотариусов приобрела более замедленный характер. Ведомство отмечает, что в последнее время количество нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, сокращается примерно на 5-10 нотариусов в год. На конец 2013 года в России действовали 7730 частных нотариусов и только 21 государственный. При этом в 34 нотариальных округах все должности государственных нотариусов были вакантными.

Очевидно, что государственные нотариусы принципиального значения в деятельности нотариата в целом не играют и даже не покрывают возникающего в некоторых местностях дефицита специалистов. В то же время, на российский нотариат оказывают влияние огромная территория России, неравномерная плотность населения и различия в экономическом развитии субъектов федерации. Поэтому полный отказ от финансируемых за счет бюджета нотариусов чреват утратой гражданами гарантированной возможности получать квалифицированную юридическую помощь.

Одновременно, следует отметить, что в проекте практически не предусмотрена система льгот и гарантий для нотариусов, работающих в сложных географических и климатических условиях. Введение таких мер позволило бы в определенной степени смягчить эффект от упразднения государственных нотариусов в труднодоступных местностях. Предлагается лишь однократно предоставлять преимущественное право на замещение вакантной должности нотариуса тем из претендентов, которые более трех лет работали нотариусами в малонаселенных или труднодоступных местностях, входящих в специальный перечень (ч. 4 ст. 10 законопроекта о нотариате). Следует отметить, что действующее законодательство предусматривает ряд мер поддержки нотариата. Так, нотариусы пользуются льготами по заключению договоров аренды помещений, необходимых для осуществления нотариальной деятельности и находящихся в государственной и муниципальной собственности (ст. 11.1 Основ). Кроме того, предусмотрены меры материальной поддержки нотариусов, работающих в малонаселенных и труднодоступных местностях (ст. 11.2 Основ).

В то же время, как пояснила порталу ГАРАНТ.РУ член Комиссии по законодательной и методической работе Федеральной нотариальной палаты, нотариус г. Москвы Александра Игнатенко, предложения депутатов о фактической ликвидации государственных нотариальных контор не учитывают закрепленные Конституцией РФ полномочия регионов по организации деятельности нотариата. Так, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к совместному ведению РФ и ее субъектов. Поэтому, законопроект, как считает эксперт, не допускает какой-либо альтернативы в регулировании вопросов организации нотариата с учетом потребностей субъектов федерации.

Банкротов не возьмут в нотариусы

Требования к кандидатам и порядку приобретения статуса нотариуса, закрепленные в документе, в целом соответствуют действующим, однако стали менее строгими в части необходимого стажа работы кандидата по юридической специальности: претендент должен будет отработать юристом не пять лет, как это предусмотрено действующим законодательством, а три года (п. 2 ч. 1 ст. 2 Основ, ч. 1 ст. 8 законопроекта о нотариате). Предлагается также уточнить обстоятельства, при которых такой стаж был получен. К примеру, в соответствии с внесенными предложениями на должность нотариуса смогут претендовать только бывшие судьи, государственные служащие, сотрудники юридических служб коммерческих организаций, преподаватели юридических дисциплин, помощники нотариусов, адвокаты и их помощники и т. д. (ч. 2 ст. 8 законопроекта о нотариате). В то же время, в случае принятия проекта, граждане, признанные судом банкротами, не смогут стать нотариусами в течение пяти лет с момента вынесения судебного решения об этом (п. 5 ч. 3 законопроекта о нотариате).

Нотариальные округа предлагается формировать на основе новых принципов, с учетом необходимости обеспечения территориальной доступности нотариальных услуг и доходности деятельности нотариусов (п. 1-2 ч. 2 ст. 17 законопроекта о нотариате). Одновременно депутаты предлагают применять к нотариусам меры дисциплинарной ответственности за совершение нотариальных действий вне своего округа – однако результаты такого нотариального действия останутся действительными (ч. 1 ст. 17 законопроекта о нотариате).

В проекте значительно переработаны нормы о правах нотариусов. В частности, их полномочия в сфере взаимодействия с органами власти по сбору необходимых документов могут получить законодательное закрепление (п. 2 ч. 1 ст. 10 законопроекта о нотариате). Правда, порядок такого взаимодействия, как и пределы прав нотариусов, в документе не прописаны. Отметим, что законодательство о нотариате и сегодня движется в этом направлении – к примеру, если для совершения нотариального действия нужны сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, или сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, нотариусы не вправе требовать представления таких сведений от своих клиентов (ст. 47.1 Основ).

Авторы законопроекта предлагают также обеспечить доступ нотариусов и к другим государственным реестрам – ЕГРЮЛ, ЕГРИП, единому федеральному реестру сведений о банкротстве и т. д. (ч. 1 ст. 26 законопроекта о нотариате). Помимо этого, в проекте закреплены необходимые для обеспечения нотариальной деятельности полномочия в банковской и договорной сферах. К примеру, предусматривается возможность нотариуса открывать банковские счета, в том числе счета эскроу (п. 5 ч. 1 ст. 10 законопроекта о нотариате).

Счет эскроу – это специальный счет, на который зачисляются денежные средства от владельца счета, а затем блокируются. Снятие такой блокировки и передача денег бенефициару происходят только после того, как депонент и бенефициар выполнят свои обязательства по основному договору (п. 1 ст. 860.7 ГК РФ).

Подстелить еще больше соломки

Несколько по-иному, чем сегодня, в документе изложены нормы о возмещении причиненного нотариусами вреда. Действующее законодательство предусматривает приоритетное покрытие причиненного ущерба за счет имущества нотариусов, и только в случае его недостаточности – за счет коллективного страхования ответственности нотариусов той или иной нотариальной палаты или за счет средств компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты (ч. 3 ст. 17 Основ). Проект же предусматривает возможность возмещения причиненного ущерба за счет имущества нотариуса лишь в последнюю очередь, после исчерпания всех иных источников – выплат по договорам индивидуального и коллективного страхования ответственности, а также средств гарантийного фонда Федеральной нотариальной палаты (ч. 3 ст. 43 законопроекта о нотариате).

В то же время минимальный размер страхового покрытия по договорам страхования ответственности нотариусов предлагается существенно увеличить, он может составить 30 млн руб. (ч. 4 ст. 44 законопроекта о нотариате). Напомним, сегодня нотариусы, работающие в городах, обязаны застраховать свою ответственность на сумму не менее 2 млн руб., а их коллеги из сельских местностей – минимум на 1,5 млн руб. (п. 1-2 ч. 6 ст. 18 Основ).

По-новому планируется определять и нотариальные тарифы. Так, в их состав может войти вознаграждение за все элементы совершаемого нотариусом действия, в том числе за консультирование в связи с совершением нотариального действия, изготовление текстов и их копий, а также аудио- или видеозапись нотариального действия (ч. 2 ст. 23 законопроекта о нотариате). Предполагается, что это сделает формирование платы за нотариальные услуги более прозрачным и снизит тем самым расходы клиентов нотариусов. Дело в том, что действующим законодательством предусмотрено право нотариусов взимать плату не только за осуществление нотариальных действий, но и за оказание сопутствующих им технических и правовых услуг, размеры которых ничем не ограничены (ч. 1 ст. 23 Основ). При этом на практике стоимость таких услуг нередко конкурирует с самими нотариальными тарифами.

В соответствии с законопроектом размеры нотариальных тарифов будут определяться Правительством РФ, при этом предусмотрена ежегодная их индексация (ч. 2 ст. 23 законопроекта о нотариате).

Законопроект четко определяет, какая информация, полученная нотариусом от клиента, относится к нотариальной тайне. В ее состав предлагается включать любые сведения, ставшие известными нотариусу и его сотрудникам, в том числе о фактах обращения к нотариусу, о содержании оказанных нотариальных услуг и т. д. К защищаемым также планируется относить сведения, полученные из единой информационной системы нотариата (ч. 1 ст. 5 законопроекта о нотариате).

При этом предполагается, что данные, составляющие нотариальную тайну, могут быть раскрыты только в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (ч. 2 ст. 5 законопроекта о нотариате). Какие-либо конкретные случаи в законопроекте не приводятся, тогда как сегодня Основы более конкретны: нотариусы обязаны предоставить конфиденциальную информацию по запросу суда, прокуратуры, органов следствия, приставов, а также налоговых инспекций (ч. 4 ст. 5 Основ).

Нотариус – не только бесстрастный свидетель, но и друг и помощник

Авторы инициативы предлагают пересмотреть перечень совершаемых нотариусами нотариальных действий, а также порядок их осуществления. Законопроект включает в себя более 40 различных видов нотариальных действий, примерно треть из которых составляют новые виды. Так, существующий перечень может пополниться такими видами нотариальных действий, как удостоверение торгов, предоставление нотариусами от имени клиентов заявлений в государственные регистрирующие органы, осуществление расчетов между сторонами по сделкам и т. д. (п. 3-5 ч. 1 ст. 53 законопроекта о нотариате). В то же время, отмечает Александра Игнатенко, в законопроекте необоснованно «зарегулирована» процедура совершения нотариальных действий за счет процессуальных норм, характерных скорее для судопроизводства или органов следствия. К примеру, детально регламентирован порядок подготовки к совершению нотариального действия – вплоть до обязанности нотариуса направить запросы о предоставлении правовой помощи, если в этом возникнет необходимость. На практике, прогнозирует эксперт, это приведет к значительным временным потерям лиц, обратившихся к нотариусу для совершения простейших нотариальных действий.

Результаты совершения нотариальных действий разработчики законопроекта предлагают фиксировать путем составления нотариальных актов или проставлением нотариальной надписи, аналоги которых давно существуют в странах латинского нотариата (Бельгия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Италия, Япония, Англия, США и др.). В соответствии с законопроектом нотариальный акт и нотариальная надпись будут придавать соответствующим документам статус официальных, а нотариальное действие будет считаться совершенным и порождающим установленные законом последствия до тех пор, пока нотариальный акт или нотариальная надпись не признаны недействительными в судебном порядке (ст. 62, ч. 1, ч. 6 ст. 64 законопроекта о нотариате). Кроме того предполагается, что нотариальный акт, помимо совершения самого нотариального действия, должен будет фиксировать еще и обстоятельства совершения нотариальных действий, такие, как место и время совершения нотариального действия, заявления участвующих лиц и т. д. (ч. 2 ст. 64 законопроекта о нотариате). В настоящее время факт осуществления нотариальных действий подтверждается нотариусами путем совершения удостоверительных надписей и выдачи свидетельств (ст. 46 Основ).

При внесении первоначального варианта законопроекта в декабре 2013 года его разработчики предлагали ввести обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью, осуществляемых с участием физических лиц. По задумке, такая мера должна уберечь граждан от рейдеров и «черных» риелторов. Однако это предложение вызвало масштабную критику как профессионального сообщества, так и обычных граждан, опасающихся дополнительных расходов на услуги нотариуса. Поэтому в майский вариант законопроекта о нотариате данная норма уже не вошла.

Такая же ситуация сложилась и с предложением предоставить нотариусам право давать клиентам консультации по налогам и сборам, заполнять декларации и направлять их в налоговые инспекции.

Достались по наследству перья после бабушки Лукерьи

Авторы законопроекта о нотариате предлагают произвести кардинальные изменения в области оформления наследственных прав. Напомним, сейчас Основы возлагают на нотариуса обязанность подтверждать факт смерти наследодателя, круг наследников, размер наследственной доли каждого из них, состав наследства и место его нахождения (ст. 72-73 Основ). То есть нотариусы при оформлении наследственных прав проводят своего рода правовую экспертизу, итогом которой становится выданное свидетельство – документ, подтверждающий принадлежность наследственного имущества наследодателю и его состав, а также законность перехода этого имущества наследникам.

Депутаты предлагают упростить эту процедуру и выдавать свидетельства о праве наследования без подтверждения нотариусом состава и стоимости наследственного имущества (ст. 78 законопроекта о нотариате).

Практикующие нотариусы обращают внимание на противоречие между предлагаемыми изменениями и существующей в России системой наследования. Так, член правления Московской городской нотариальной палаты, нотариус города Москвы Илья Радченко полагает, что эти поправки повлекут за собой массовые нарушения прав супругов и особенно бывших супругов состоятельных наследодателей, связанные с исчислением и выделением обязательной доли в наследстве. Эксперт добавляет, что побочным следствием реформы наследственного права станет полное уничтожение сельского нотариата в России, так как нотариусы в удаленных округах не имеют никакого другого стабильного дохода, кроме платы за оформление наследственных прав. Кроме того, принятие законопроекта в нынешнем виде привело бы к резкому возрастанию количества судебных споров по поводу раздела наследства и, соответственно, повысило бы нагрузку на суды и потребность в услугах адвокатов, комментирует эксперт.

Следует отметить, что законопроект 3 об изменении правил наследования, сопутствующий законопроекту о нотариате и содержащий аналогичные поправки, получил в июле отрицательный отзыв правительства.

Александра Игнатенко, член Комиссии по законодательной и методической работе Федеральной нотариальной палаты, нотариус г. Москвы:

«Предлагаемая реформа в области оформления наследственных прав сделает неосуществимой реализацию ряда положений, закрепленных в ГК РФ. Так, невозможно станет рассчитать и выделить обязательную долю в наследстве в бесспорном порядке в отношении такой социальной незащищенной группы наследников, как нетрудоспособные супруги, родители, дети и иждивенцы наследодателя (ст. 1149 ГК РФ). Кроме того, законопроект ставит под вопрос реализацию интересов России, субъектов федерации и муниципальных образований при наследовании в бесспорном порядке выморочного имущества (ст. 1151 ГК РФ).

Такой порядок оформления наследственных прав в большинстве случаев сделает невозможным определение в бесспорном порядке доли пережившего супруга в имуществе, нажитом в период брака с наследодателем (ст. 1150 ГК РФ), и подтверждение фактического принятия наследства наследником, пропустившим срок для подачи нотариусу заявления о принятии наследства (ст. 1153, ст. 1155 ГК РФ). Отсутствие у нотариуса сведений о составе наследства и его стоимости не даст возможности наследникам оценить правовые последствия принятия наследства и реализовать свое право на отказ от него (п. 2 ст. 1157 ГК РФ) либо заключить соглашение о разделе движимого наследственного имущества без получения свидетельства о наследстве (ст. 1165 ГК РФ), а кредиторам – оценить правовые перспективы на удовлетворение своих требований.

При оформлении наследственных прав в порядке, предлагаемом законопроектом, невозможна также реализация нотариусом обязанностей, предусмотренных законодательством о банкротстве (ст. 223.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Несмотря на заявленные разработчиками законопроекта благие цели, не все эксперты отнеслись к документу положительно. Так, Александра Игнатенко отмечает отсутствие в инициативе депутатов принципиальных существенных новшеств в области регулирования нотариальной деятельности по сравнению с действующими Основами, за исключением предложений в области порядка наследования. Она констатирует также отсутствие в законопроекте ожидаемой концепции управления предприятиями после смерти их собственников. Илья Радченко, добавляет, что законопроект в части реформирования наследственного права и вовсе носит антисоциальный характер.

Можно ожидать, что до облечения документа в форму закона, если это случится, он претерпит ряд серьезных изменений и доработок.

www.garant.ru

Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изменениями и дополнениями)

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате
от 11 февраля 1993 г. N 4462-I

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 1 июля 2005 г., 30 июня, 29 декабря 2006 г., 26 июня, 2, 18 октября 2007 г., 25, 30 декабря 2008 г., 19 июля 2009 г., 5 июля 2010 г., 3, 6 декабря 2011 г., 29 июня, 2 октября 2012 г., 5 апреля, 21 декабря 2013 г., 23 июня, 21 июля, 29 декабря 2014 г., 30 марта, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 23 мая, 29 июня 2018 г.

См. комментарии к настоящим Основам

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате устанавливают, что нотариальные действия в РФ совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. В РФ ведется Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой.

В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Также нотариальные действия от имени РФ на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этих действий.

Основами законодательства о нотариате определяются: порядок назначения на должность нотариуса, правовой статус нотариуса, гарантии нотариальной деятельности.

Урегулированы вопросы деятельности нотариальных палат — некоммерческих организаций, представляющих собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

Устанавливается порядок оплаты нотариальных действий и других услуг нотариусов путем уплаты государственной пошлины.

Регламентирован порядок совершения нотариальных действий.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате вводятся в действие с момента опубликования.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I

Настоящие Основы вводятся в действие с момента опубликования

Текст Основ опубликован в «Российской газете» от 13 марта 1993 г., в Ведомостях съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 11 марта 1993 г., N 10, ст. 357, в ежемесячном журнале «Закон» — приложении к газете «Известия», N 3, март 1999 г.

О проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате см. постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 486-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, с 1 июля 2017 г. и с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 16 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 июля 2016 г., и пункта 5, подпункт «в» пункта 6, пункты 8 и 33 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 259-ФЗ

Федеральный закон от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г., с 1 января 2016 г. и с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2015 г. и с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 267-ФЗ

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2014 г. и с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ

Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 166-ФЗ

Изменения признаны утратившими силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 29 июня 2012 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 405-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 386-ФЗ

Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ

Положения настоящих Основ применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2008 г.

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Федеральный закон от 1 июля 2005 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие части пятой статьи 23 настоящих Основ приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие части пятой статьи 23 настоящих Основ было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие части пятой статьи 23 настоящих Основ было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Закона о нотариате и нотариальной деятельности

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Основы законодательства РФ о нотариате
  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате утверждены Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1.

    В связи с тем, что Основы законодательства РФ о нотариате были приняты еще до принятия в России основополагающих кодексов и иных федеральных законов (всех четырех частей Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, ГПК РФ, АПК РФ, а также Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и других значимых законов, то, как отмечается авторами ряда публикаций, на сегодняшний день, имеют место быть противоречия между некоторыми положениями Основ законодательства о нотариате и нормами семейного права, наследственного права, нормами о сделках, о юридических лицах и ряда других.

    Несмотря на то, что законодателем периодически вносятся поправки в текст Основ (с момента утверждения Основ по 01.01.2015 года поправки вносились 23 раза), это, на наш взгляд, не является показателем необходимого и достаточного внимания со стороны государства в лице его законодателей к проблеме обновления законодательства о нотариате, приведению ряда норм Основ (например, регулирующим некоторые нотариальные действия) в соответствие с реалиями времени. К примеру, по состоянию на январь 2015 года, в часть вторую Налогового кодекса РФ с 2001 года поправки вносились 162 раза, а в КоАП РФ, действующий с 2002 года – 262.

    Текст Основ законодательства РФ о нотариате впервые опубликован в изданиях «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», 1993, N 10, ст. 357, «Российская газета», N 49, 13.03.1993.

    Ниже представлен текст документа в последней редакции:

    Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденные Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1 с последними изменениями и дополнениями (внесенными Федеральным законом от 23.05.2018 N 119-ФЗ), вступившими в силу с 01 июня 2018 года (ред 37).

    11 февраля 1993 года

    ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    О НОТАРИАТЕ

    Раздел I. Организационные основы деятельности нотариата

    Глава I. Общие положения

    Глава II. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса

    Глава III. Права, обязанности и ответственность нотариуса

    Глава IV. Стажер, помощник нотариуса и лица,
    обеспечивающие деятельность нотариуса.
    Порядок замещения нотариуса, занимающегося
    частной практикой

    Глава V. Финансовое обеспечение деятельности нотариусов

    Глава VI. Нотариальная палата. Федеральная нотариальная палата

    Глава VII. Контроль за деятельностью нотариусов

    Глава VII.1. Единая информационная система нотариата

    Раздел II. Нотариальные действия и правила их совершения

    Глава VIII. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами
    и уполномоченными должностными лицами

    Глава IX. Основные правила совершения нотариальных действий.
    Выдача дубликатов документов

    Глава X. Удостоверение сделок

    Глава XI. Принятие мер к охране наследственного имущества.
    Выдача свидетельств о праве на наследство

    Глава XII. Выдача свидетельств о праве собственности на долю
    в общем имуществе супругов. Наложение и снятие
    запрещения отчуждения имущества

    Глава XIII. Свидетельствование верности копий документов
    и выписок из них, подлинности подписи и верности перевода

    Глава XIV. Удостоверение фактов

    Глава XV. Передача заявлений физических и юридических лиц.
    Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг

    Глава XVI. Совершение исполнительных надписей

    Глава XVI.1. Особенности совершения исполнительной надписи
    об обращении взыскания на заложенное имущество

    Глава XVII. Совершение протестов векселей, предъявление
    чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков

    Глава XVIII. Принятие на хранение документов

    Глава XIX. Совершение морских протестов

    Глава XX. Обеспечение доказательств

    Глава XX.1. Регистрация уведомлений о залоге движимого имущества

    Глава XX.2. Удостоверение равнозначности электронного документа
    документу на бумажном носителе. Удостоверение равнозначности
    документа на бумажном носителе электронному документу

    Глава XX.3. Удостоверение решения органа управления юридического лица

    Глава XX.4. Внесение сведений в реестр списков участников обществ
    с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата

    Глава XXI. Применение нотариусом норм иностранного права. Международные договоры

    Президент
    Российской Федерации
    Б.ЕЛЬЦИН

    Москва, Дом Советов России
    11 февраля 1993 года
    N 4462-1

    logos-pravo.ru