Корабли и суда ленд-лиза
Как принимался корабль по ленд-лизу
Следует сказать, что принятием закона о ленд-лизе США преследовали в первую очередь свои цели защищать себя руками других и максимально сохранить собственные силы. Кроме того, поставки по ленд-лизу способствовали значительному расширению производства в США и обогащению монополий за счет правительственных заказов.
Советский Союз получал поставки по ленд-лизу от США и Англии в 1942–1945 гг. В числе поставок были самолеты, танки, корабли, автомобили, боеприпасы, продовольствие. Ныне буржуазные историки, искажая подлинные факты, распространяют версию, будто СССР своей победой над фашистской Германией в огромной степени обязан этим поставкам. Они умалчивают, что именно советский народ и его Вооруженные Силы вынесли основную тяжесть войны и сыграли решающую [180] роль в разгроме фашизма. Забыты многочисленные признания руководителей государств антигитлеровской коалиции, ценивших во время войны союз с СССР. Так, президент США Ф. Рузвельт отмечал: «В течение многих месяцев, несмотря на громадные потери материалов, транспортных средств и территории, Красная Армия не давала возможности самому могущественному врагу достичь победы. Я хочу отдать должное русскому народу, в котором Красная Армия берет свои истоки и от которого получает людей и снабжение. Красной Армии и народу Советского Союза принадлежит вечная честь и слава» .
И действительно, несмотря на тяжелое положение в первый период войны, СССР преодолевал возникшие трудности главным образом своими силами. Поставки по ленд-лизу не имели существенного значения. Удельный вес полученных СССР по ленд-лизу товаров и материалов за период войны не превышал 4 % размеров производства промышленной продукции на отечественных предприятиях . Любопытные цифры по поставкам военных кораблей приводит в своей книге «Россия в войне 1941–1945 гг.» английский писатель Александр Верт: «За период с 22 июня 1941 г. по 30 апреля 1944 г. США отправили Советскому Союзу. 10 минных тральщиков и 12 канонерских лодок».
Англия за тот же период передала СССР 12 минных тральщиков. Ясно, что такое мизерное количество кораблей, полученных от союзников, не могло иметь какого-либо существенного значения для повышения мощи советского Военно-Морского Флота. Ряд кораблей и судов различных классов фрегаты, тральщики, большие охотники, торпедные катера, буксиры США передали Советскому Союзу в 1945 г. на правах ленд-лиза на основе решений Ялтинской конференции. Корабли предназначались главным образом Тихоокеанскому флоту. Для их приемки комплектовали специальные команды.
В 1945 г. один из авторов книги участвовал в испытаниях и приемке в США минного тральщика типа «УМС». Пароход «Тобол», на котором разместилась сцецкоманда, вышел из Владивостока в первых числах июля. Маршрут, выбранный для перехода, был не совсем обычным. Кратчайший путь через пролив Лаперуза был небезопасным. За несколько дней до выхода «Тобола» в море в этом районе японской подводной лодкой было потоплено советское торговое судно «Трансбалт». Поэтому «Тобол» следовал через мелководный Татарский пролив, обходя Сахалин вдоль его западного побережья.
Через две недели пароход ошвартовался у одного из причалов базы американского флота Колд-бей, расположенной на полуострове Аляска. Здесь для оказания помощи спецкомандам в испытаниях и приемке кораблей находилась группа советских офицеров Б. В. Никитин, П. А. Фаворов, [181] Т. Н. Банин, К. П. Сергеев, В. Т. Арутюнян, И. А. Николаев. Все принимаемые и уже принятые корабли сводили в особый отряд, которым командовал контр-адмирал Б. Д. Попов. Начальником штаба был капитан 1-го ранга Е. М. Симонов.
Тральщик, предназначавшийся нашей спецкоманде во главе с Л. И. Калякиным, прибыл только через полмесяца. На тральщике были установлены подсекающий трал «Оропеза» неконтактный электромагнитный трал LL, откидной шпиронный акустический трал и акустический буксируемый трал в виде двух ударяющихся друг о друга в воде металлических труб. Этот комплекс трального вооружения обеспечивал траление якорных и донных мин с различными принципами действия взрывателей. Управление работой электромагнитного трала осуществлялось с помощью специального прибора, который обеспечивал заданный ритм электропитания трала от специального дизель-генератора мощностью 540 кВт.
Радиолокационная станция SO-1 позволяла обнаруживать надводные и воздушные цели, а с помощью аппаратуры опознавания АВК и BN (свой чужой) можно было определять государственную принадлежность цели. В состав навигационного оборудования входили гирокомпас, два магнитных компаса, эхолот, лаг, радиопеленгатор, секстаны, хронометры и другие приборы.
В первых числах августа в Колд-бей прибыли два тральщика с бортовыми номерами «285» и «287», предназначенных для передачи двум советским экипажам. Первый выход корабля в море на приемосдаточные испытания состоялся 5 августа. Офицеры и матросы были расписаны по командным пунктам и боевым постам, чтобы наблюдать за работой механизмов и оборудования, которые обслуживались американскими специалистами. На борту находились два американских переводчика и один советский В. Куприянов. Старшим флагманом с советской стороны был командир дивизиона тральщиков капитан-лейтенант А. К. Шевелев. В море вышли дивизионные специалисты И. Трегубов, М. Астахов, П. Григорьев, С. Саблуков, Г. Пяткин. На корабле находился и капитан 1-го ранга Б. В. Никитин представитель колд-бейской группы приемки кораблей, которая вместе с командованием кораблей и американскими офицерами штаба базы разрабатывала программы [182] испытаний принимаемых кораблей, суточные планы испытаний, задания на выполнение огневых задач и обеспечение, а также другие документы, необходимые в ходе испытаний и приемки корабля.
На первом выходе в море проверяли маневренные элементы корабля при следовании с тралом и без него. Пробегами по мерной линии были найдены скорости тральщика при различных режимах работы машин. Определили поправку лага после его регулировки, замерили инерцию и диаметр циркуляции. В пределах отведенного полигона для испытаний проверяли работу эхолота измерением различных глубин от минимальной до максимальной. На малых глубинах бросали ручной лот и его данные сравнивали с показаниями эхолота.
За работой гирокомпаса особенно внимательно следил штурман В. Тупиц и штурманский электрик А. Мусенко. Устойчивость работы гирокомпаса контролировали при сложном маневрировании с резкими поворотами и различными углами перекладки руля. Одновременно проверяли работу рулевого устройства, управление рулем из ходовой рубки и с аварийного поста.
Для проверки якорного устройства выбрали максимальную глубину, которая еще допускала стоянку на якоре при почти полностью вытравленной якорной цепи. Проверив работу ленточных тормозов, с помощью которых стопорится цепь, выбрали якорь, электрики измерили токи нагрузки электромотора якорного брашпиля; якорное устройство действовало безотказно и было принято советскими моряками в постоянную эксплуатацию.
На втором выходе корабля в море проводили артиллерийские стрельбы. Было сделано несколько выстрелов из пушки и две-три очереди из автоматов и пулеметов. С испытаниями и передачей корабля американская команда спешила. Поэтому многие испытания и проверки проводились весьма упрощенно. Так, гидроакустическая аппаратура не была проверена по подводной лодке, ограничились испытанием гидролокатора в режиме излучения в воду. Правда, гидроакустик Ганжин чуть позже все же получил несколько эхосигналов от стоявшего недалеко от нас американского фрегата, что подтвердило правильность функционирования гидролокатора. Также проверялась и вся радиоаппаратура.
Последние дни испытаний в море отводились на проверку противолодочного вооружения и трального оборудования. В наиболее глубоком районе полигона с кормы тральщика на полном ходу были сброшены четыре глубинные бомбы, по две с каждого бомбосбрасывателя, а между первой и второй парами бомб произвели выстрелы из палубных бомбометов правого и левого бортов по траверзным направлениям. Взрыватели бомб были установлены на глубину в несколько десятков метров. Корабельный бомбовый комплекс сработал правильно. [183]
Работу главных дизелей, источников электроэнергии и различных вспомогательных механизмов корабля проверял личный состав электромеханической части в течение всего периода испытаний.
Корабль был построен в 1942 г., до прихода в Колд-бей много плавал и его далеко не новые механизмы не требовали той регулировки и отладки, которые приходится обычно делать на вновь построенных кораблях в ходе первого испытательного рейса. Более того, двигателям и корабельному оборудованию требовались профилактический ремонт, запасные части и инструмент.
Вступление СССР в войну с Японией 9 августа 1945 г. и быстрый разгром Квантунской армии приблизили день полного окончания второй мировой войны. От проведения ремонта американцы категорически отказались, мотивируя свой отказ тем, что «война кончается и корабли больше не нужны», «забывая» о назначении тральщиков, для которых боевая работа продолжается и после войны.
Все же в первую декаду сентября 1945 г. состоялось подписание акта передачи американцами тральщика «№ 285» экипажу под командованием капитан-лейтенанта Л. Калякина. Был спущен американский и поднят советский военно-морской флаг. А еще через день корабль покинул Колд-бей.
Невысокое техническое состояние механизмов корабля сказалось уже на пути в СССР. В районе Сахалина надолго вышел из строя один из главных дизелей. До Владивостока шли на одном двигателе. По прибытии тральщик прошел 3-месячный ремонт. После этого в течение нескольких лет корабль нес морскую службу, неоднократно участвовал в боевом тралении, очищал от мин районы плавания торговых судов в Японском и Желтом морях, осуществлял проводку кораблей за тралами. [184]
militera.lib.ru
Корабли Военно-морского флота Советского Союза, полученные по ленд-лизу и репарациям Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»
Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Вербовой О. И.,
Текст научной работы на тему «Корабли Военно-морского флота Советского Союза, полученные по ленд-лизу и репарациям»
ходимо отметить, что в данный период преобладали работы, рассматривавшие отдельно внешнюю политику ФРГ (М.С. Восленский, Г.М. Свердлов, И. Кремер, П. Наумов, А.И. Степанов, А.Г. Истягин, И.П. Макаров. А. Залетный, Н.В. Волков, П.П. Шапошниченко). В исследованиях, посвященных западногерманской внешней политике, выделялись проблемы границ по Одеру и Нейсе и реваншизма, а также процесс ремилитаризации страны в рамках НАТО. Во всех этих работах внешняя политика ФРГ делилась на два этапа: до 1955 г. она характеризовалась стремлением «освободиться от международно-правовых препятствий планам восстановления агрессивного западногерманского милитаризма и создания его военной машины», а в последующее время она, как писал К.К. Бзаев, стремилась «обеспечить себе господство в Западной Европе, завоевать выгодные позиции в колониях и слаборазвитых странах, подготовить условия для развязывания новой агрессивной войны»1.
Холодную войну, длившуюся почти 40 лет, от «горячей», отделяли секунды, но, к счастью для всех, до открытого вооруженного столкновения дело так и не дошло. Что касается «новой Германии», то она просто не могла не возвратиться на путь Кайзера и Гитлера, и, если сказать, то вступление ФРГ в НАТО имело «историческое значение», но особенно большое значение оно имело для самой Западной Германии, которая на этот раз получила возможность попытаться возобновить свой традиционный «дранг» не под знаменем кайзеровской империи или нацисткой свастики, а под флагом НАТО.
Корабли Военно-морского флота Советского Союза, полученные по ленд-лизу и репарациям
В ходе Второй мировой войны страны — участники антигитлеровской коалиции оказывали взаимную помощь друг другу в общей борьбе с фашистской Германией. 11 июня 1942 г. между СССР и США было подписано соглашение о поставках по ленд-лизу военной техники, оружия, военного оборудования и стратегически важных материалов. Такие поставки осуществлялись уже с ноября 1941 г. не только из США, но и из Великобритании и Канады. Среди военной техники были также корабли и суда различного назначения.
Первыми военными кораблями, полученными по ленд-лизу, стали английские тральщики типа ТАМ, прибывшие на Северный
‘ Бзаев К.К. Реакционная внутренняя и внешняя политика западногерманского империализма. Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд., 1965. С. 17.
флот в период марта — мая 1942 г. в составе конвоев PQ-9-10, PQ-12 и PQ-13 в количестве семь единиц. Их водоизмещение около 540 т, паровая машина мощностью 850 л. с. обеспечивала скорость 12 уз и дальность плавания 2300 миль. Вооружение составляло одно 20-мм орудие, спаренный 12,7-мм пулемет и спаренный 7,62-мм пулемет. Корабль имел электромагнитный и акустический тралы.
Тральщики активно участвовали в боевых действиях Северного флота: осуществляли защиту внутренних и внешних коммуникаций, боевое траление в Кольском заливе, проливе Карские ворота и Но-воземельских проливах. В 1948 г. возвращены Великобритании.
Несколько позже в состав Северного флота приняты английские тральщики типа ММС, прибывшие с конвоем PQ-18 в ноябре 1942 г. (три тральщика) и с конвоем JW-55-A (два тральщика). Они имели водоизмещение около 400 т, двухвальную дизельную установку мощностью 500 л. с., которая обеспечивала полную скорость хода
10.5 уз, два 20-мм орудия и два 7,69-мм пулемета; тральное вооружение составляли один электромагнитный и один акустический трал. Они также осуществляли траление в Баренцевом и Карском морях, защиту внутренних и внешних коммуникаций.
Значительными были поставки кораблей этого класса от США. За период с 1943 по 1945 г. они поставили советскому ВМФ 34 тральщика типа AM и 43 тральщика типа УМС.
Тральщики типа AM имели водоизмещение 914,4 т, размеры 56x10x2,8 м. Двухзальная дизельная установка мощностью 1800 л.с. обеспечивала полную скорость хода 13,5 уз, экономическую —
12.5 уз и дальность плавания 7050 миль. Вооружение составляло одно 76,2-мм орудие, два 40-мм и шесть 20-мм артустановок, два бомбомета и один «Хедже-хог», два акустических и два электромагнитных трала, один типа «Оропеза».
10 таких тральщиков вошли в состав Северного флота, активно участвовали в боевых действиях, осуществляли траление в Баренцевом и Карском морях, в Варангер-фьорде. Три из них погибли при выполнении боевых заданий. Тральщик Т-116 5.09.1944 г. потопил германскую подводную лодку U-362. Остальные входили в состав Тихоокеанского флота и принимали участие в боевых действиях против Японии, осуществляли траление, защиту коммуникации и баз в Японском море. Тральщик Т-275 за участие в высадке десанта в Сэйсине 14:09.1945 г. награжден орденом Красного Знамени, тральщик Т-281 за участие в десанте в Расине удостоен гвардейского звания 26.08.1945 г.
Тральщики типа УМС имели водоизмещение 345 г, двухвальная дизельная установка мощностью 1000 л. с. обеспечивала полную скорость хода 12,8 уз, экономическую — 9,2 уз и дальность плавания при этом 2030 миль. Вооружение: одно 76,2-мм и одно 20-мм ору-
дия, два 12,7-мм пулемета, два бомбомета, акустический и электромагнитный тралы. Шесть таких тральщиков входили в состав Балтийского флота и принимали участие в боевом тралении в период 1945-1955 гг., шесть — в состав Черноморского флота, осуществляя боевое траление и выполнение боевых задач на акватории Черного моря. Остальные вошли в состав Тихоокеанского флота. Часть из них принимала участие в боевых действиях против Японии, осуществляла защиту коммуникаций и баз в Японском море, Татарском проливе, в Беринговом море, а также боевое траление. Тральщик Т-525 за участие в Курильской десантной операции 14.09.1945 г. награжден орденом Красного Знамени.
После войны они приняли активное участие в боевом тралении. Два из них — Т-523 и Т-610 — подорвались на минах в районе Петро-павловска-Камчатского и один из них (Т-610) погиб.
В конце войны от Канады были получены по ленд-лизу 10 тральщиков типа ММС-126, которые вошли в состав Черноморского флота. В боевых действиях участия они не принимали, а использовались в послевоенный период для боевого траления и выполнения различных заданий не по назначению. Их тактико-технические данные: водоизмещение 260 т, двухвальная энергетическая установка имела дизели мощностью по 240 л. с. и обеспечивала полную скорость хода 10,3 уз и дальность плавания экономическим ходом (9,5 уз) 2400 миль. Вооружение: одно 20-мм орудие и два 12,7-мм пулемета, акустический и электромагнитный тралы.
Среди других классов кораблей и катеров за период с 1943 по 1945 гг. значительными были поставки США торпедных катеров. ВМФ получил 90 единиц торпедных катеров типа А-1 («Vosper»). Эти катера водоизмещением 45 т имели на вооружении два 533-мм торпедных аппарата, одно 20-мм орудие и два спаренных 12,7-мм пулемета. Трехвальная установка с моторами по 1200 л. с. каждый обеспечивала максимальную скорость хода 40 уз и дальность плавания экономической скоростью (21,8 уз) 535 миль. Экипаж 11 человек. Катера доставлялись морем в Мурманск, Архангельск и Петропавловск-Камчатский, а внутренними водными путями и железной дорогой также в Ейск и Кронштадт. Принимали участие в боевых операциях Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов.
В этот же период морским путем в Мурманск, Петропавловск-Камчатский и во Владивосток было доставлено 52 больших торпедных катера типа А-2 («Higgins»). Их водоизмещение 55 т, мощность моторов 3*1350 л. с. максимальная скорость 41,5 уз, дальность плавания экономическим ходом (21,4 уз) 450 миль. Вооружение: два 533-мм торпедных аппарата, два 20-мм орудия и два спаренных 12,7-мм пулемета, две мины. Экипаж 11 человек. Некоторые из них
участвовали в боевых операциях Северного флота: в Варангер-фьорде, в Петсамо-Киркенесской операции.
В 1945 г. по ленд-лизу из США было доставлено еще 60 единиц торпедных катеров типа А-3 («Elco»). Часть из них поступила морским путем в собранном виде в Мурманск, а затем по БеломорскоБалтийскому каналу была направлена на Балтику. А другая часть в разобранном виде доставлялась морским путем в Архангельск, а затем по железной дороге — в Ленинград, где катера собирались и отправлялись на Балтику. Большинство из них в боевых действиях не участвовали.
В течение февраля — ноября 1945 г. в состав Тихоокеанского флота вошло 28 единиц сторожевых кораблей типа Ф («Tasoma»). Это бывшие американские патрульные фрегаты, переданные в счет поставок по ленд-лизу. Их водоизмещение 2277 т, размеры 92,6*11,46*4,46 м. Двухвальная энергетическая установка мощностью 5500 л. с. обеспечивала полную скорость хода 19,4 уз. Вооружение: три 76,2-мм, два 40-мм, девять 20-мм орудий, 9 бомбометов и два бомбосбрасывателя. Экипаж 196 человек. Часть из этих кораблей приняла участие в боевых действиях в ходе войны с Японией: в защите коммуникаций и баз, несении конвойной службы, в высадке десанта в Сейсине и Гензане, в Курильской десантной операции, высадке десанта в Юки и Расине.
Начиная с августа 1943 г. в состав Северного, а затем Тихоокеанского флотов в счет поставок по ленд-лизу от США стали поступать большие охотники за подводными лодками типа БО-1 (SC). Катера имели водоизмещение 126,4 г, двухвальную дизельную установку мощностью 1960 л. с., которая обеспечивала полную скорость хода 17 уз, вооружение: одно 40-мм и три 20-мм орудия, два 11,43-мм пулемета, 4 бомбомета, 10 бомбосбрасывателей. Экипаж 32 человека. Все 46 больших охотников Северного флота приняли участие в боевых действиях по защите внутренних и внешних коммуникаций в Баренцевом, Карском и Белом морях, в Петсамо-Киркенесской наступательной операции, в боевом тралении в Ва-рангерфьорде. Часть из них по внутренним водным системам и железной дороге была отправлена в Ейск и принимала участие в боевых операциях Черноморского флота по защите баз и коммуникаций, некоторые из них в конце войны были отправлены по Беломоро-Балтийскому каналу на Балтику. Три катера БО-224, БО-229 и БО-230 были потоплены германскими подводными лодками.
На Тихом океане было получено 32 единицы таких катеров. Часть их принимала участие в боевых операциях по защите баз и коммуникаций в Японском море, в обеспечении десантных операций в Расине, Холмске (Маоко), Сейсине, в Южно-сахалинской наступательной операции, В эти же годы в состав ВМФ вошли и малые
охотники за подводными лодками (сторожевые катера) типа МО-1 (РТС), которые были доставлены транспортами из США в счет поставок по ленд-лизу в количестве 60 единиц.
Часть катеров была принята в состав Тихоокеанского флота. Все они участвовали в боевых операциях по защите коммуникаций и баз в Беринговом и Японском морях, в обеспечении десантных операций. Те катера, которые были доставлены в Мурманск, большей частью были отправлены по внутренним водным системам и железной дороге через Архангельск в Ейск, где приняли участие в боевых действиях в составе Черноморского флота. Другая часть приняла участие в боевых действиях по защите коммуникаций и баз в Беринговом море, некоторые из них в начале 1945 г. были переведены по Беломоро-Балтийскому каналу на Балтику. Катера этого типа классифицировались в сШа как поисково-спасательные. Их водоизмещение 27,2 т, два мотора по 630 л. с. каждый обеспечивали катеру полную скорость 25 уз. Вооружение катера: одно 20-мм орудие, два спаренных 12,7-мм и один 11,43-мм пулеметы, 32 глубинных бомбы. Экипаж 12 человек.
В самом конце Великой Отечественной войны в период разгрома Японии США в счет поставок по ленд-лизу передало Тихоокеанскому флоту 30 десантных судов типа ЛЦИ (LCI). Их водоизмещение 380 т, размеры 47,4*6,0*1,81 м, мощность дизелей 4*450 л. с., максимальная скорость хода 15,0 уз, дальность плавания экономической скоростью (llt/з) 6500 миль. Вооружение: пять 20-мм орудий. Вместимость 212 человек. Экипаж 27 человек. Эти десантные суда приняли участие в Курильской десантной операции, в освобождении портов Северной Кореи.
В этот же период были получены 13 десантных судов типа ЛЦТ (LCT). Они имели водоизмещение 284 т, размеры 36,4*10*1,4 м, мощность трех дизелей по 225 л. с. обеспечивала полную скорость 8 уз, дальность плавания экономической скоростью (6 уз) 700 миль. Вооружение: два 20-мм орудия. Вместимость: 5 средних танков или 350 человек с тремя 45-мм пушками и автомашинами Додж. Экипаж 19 человек. 10 таких судов вошло в состав Тихоокеанского флота и приняло участие в боевых операциях, в частности, в Курильской десантной операции. Одно по прибытии из США в порт Новороссийск вошло в состав Черноморского флота, а еще два по прибытии в Кольский залив были переданы Северному флоту.
Шесть десантных ботов типа ЛЦМ (LCM) были переданы Великобританией по ленд-лизу в мае 1945 г. и вошли в состав Северного флота. Их водоизмещение 52 т.
Несколько кораблей были получены от союзников в счет репараций с Италии после выхода ее из Второй мировой войны в начале 1944 г.: один линейный корабль, один легкий крейсер, девять эскадренных миноносцев и четыре подводные лодки.
Линейный корабль «Архангельск», бывший английский «Royal Sovereign», был принят в Ньюкасле 30.05.1944 г. советским экипажем и по прибытии в Ваенгу вошел в состав Северного флота. Его полное водоизмещение 33500 т, размеры 182,25*32,18*10,83 м, мощность энергетической установки 40000 л. с., скорость хода
30,5 уз. Вооружение: 4*2 381-мм, 4*2 152-мм, 8 102-мм, 24 40-мм, 16*2 20-мм и 16X1 20-мм орудия. Экипаж 1230 человек. В период войны осуществлял несение противовоздушной обороны Ваенги, Мурманска и Полярного.
Легкий крейсер «Мурманск» (бывший американский «Milwaukee») был принят от союзников 10.04.1944 г. в Ваенге и вступил в состав Северного флота. Нес противовоздушную оборону Ваенги, Мурманска и Полярного. Его полное водоизмещение 10460 т, размеры 169,4*16,86*6,9 м, энергетическая установка мощностью 2*45000 л. с. обеспечивала скорость хода 30 уз. Вооружение: 10 152-мм, 6*76-мм, 12*20-мм орудий, 2*3 533-мм торпедных аппарата, два бомбомета. Экипаж 805 человек.
Эскадреные миноносцы (американские): «Дерзкий» (бывший «Chelsea»), «Деятельный» (бывший «Churchill»), «Доблестный» (бывший «Rostburg»), «Достойный» (бывший «Albans»), «Дружный» (бывший «Lincoln»), «Жаркий» (бывший «Brigton»), «Жгучий» (бывший «Leamington»), «Жесткий» (бывший «Georgtown»), «Живучий» (бывший «Richmond»). Все они были построены в 1918-1919 гг. в США, а в 1940 г. были переданы Великобритании, а затем в середине 1944 г.- СССР. Их водоизмещение 1552 т, размеры
95,6*9,42*3,56 м. Двухвальная паросиловая установка мощностью 26000 л. с. обеспечивала полную скорость хода 27 уз. Вооружение: 1*101,6-мм, 1*76-мм и 4*20-мм орудия, 2*12,7-мм пулемета, 1*3 533-мм торпедный аппарат, четыре бомбомета и два акустических трала. Экипаж 141 человек. После прибытия в Ваенгу они вошли в состав Северного флота и приняли участие в операциях по защите внутренних и внешних коммуникаций на Северном морском театре. Эсминец «Деятельный» был торпедирован германской подводной лодкой и затонул. Эсминцы «Дерзкий» и «Живучий» потопили по одной вражеской подводной лодке.
Из переданных советскому ВМФ четырех подводных лодок одна (В-1), вышедшая из Скапа-Флоу в Полярный 27.07.1944 г., погибла у берегов Великобритании в тот же день от атаки английского патрульного самолета. Остальные, прибыв в Полярный, совершили несколько боевых походов, потопили пять судов, в том числе один противолодочный и два сторожевых корабля противника. Эти лодки: В-2 (бывшая «Unbroken»), B-3 (бывшая «Unison»), B-4 (бывшая «Ursula») имели водоизмещение 630/729 т, вооружение: четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, а также одно 76,2-мм орудие и два 7,62-мм пулемета, скорость подводного хода 8,45 уз.
Кроме боевых кораблей, в счет поставок по ленд-лизу Советским Союзом были получены транспортные и вспомогательные суда: три товаропассажирских парохода, 102 сухогрузных судна, 19 танкеров, три ледокола, 14 морских буксиров, один рейдовый буксир, 11 ледокольных речных буксиров, пять плавучих мастерских и один мотобот. Через 5-10 лет после окончания войны оставшиеся боевые корабли были частью возвращены странам-союзникам, частью уничтожены.
На основании решений Тегеранской (28 ноября — 1 декабря 1943 г.) и Потсдамской конференций (17 июля — 2 августа 1945 г.) глав правительств СССР, США и Великобритании корабли и суда германского флота подлежали уничтожению или сдаче союзникам.
При разделе остатков флотов побежденных государств Советский Союз получил от бывшего германского флота один легкий крейсер, 10 эскадренных миноносцев, 10 подводных лодок, 44 тральщика, 30 торпедных катеров и другие корабли и суда.
От итальянского флота Советскому Союзу в 1949 г. перешли линейный корабль, легкий крейсер, два эскадренных миноносца, три миноносца, две подводные лодки и 11 различных катеров. Переданные Советскому флоту в 1944 г. (в счет будущих репараций с Италии) линейный корабль, крейсер, семь миноносцев и три подводные лодки были в 1949 г. возвращены союзникам.
Из состава японского флота Советскому Союзу было передано семь эскадренных миноносцев, 17 эскортных кораблей, два малых минных заградителя, охотник за подводными лодками, тральщик и три малых вспомогательных тральщика. По условиям раздела все японские корабли были демилитаризованы, т. е. вооружение с них было снято.
Часть полученных кораблей находилась в составе ВМФ в течение десяти и более лет. Это линейный корабль «Новороссийск» (бывший итальянский «Jiulio Cesare»), который был построен в 1913 г., а в 1937 г. был модернизирован. В состав Черноморского флота был зачислен 24.08.1949 г. В ночь на 30.10.1955 г. погиб в Северной бухте Севастополя от подрыва подводными диверсантами. Его водоизмещение 29032 т, размеры 182,25*28*10,37 м. Мощность механизмов 97500 л. с., полная скорость хода 27,8 уз. Вооружение: 2*3 и 2*2 320-мм, 6*12 120-мм, 8*100-мм и 16Х37-мм орудий.
Крейсер «Адмирал Макаров» (бывший германский «Nurnberg») постройки 1935 г. С 15.02.1946 г. по 20.02.1959 г. входил в состав Балтийского флота. Водоизмещение 9110 т, размеры 186,1*16,6*5,6 м, мощность Эу 60000 л. с., полная скорость хода
31,5 уз; вооружение: 3*3 150-мм, 4*2 288-мм, 2*2 37-мм, 29*20-мм орудий и 2*3 533-мм торпедных аппарата.
Крейсер «Керчь» (бывший итальянский «Emanuele Filiberto Duca D’Aosto»), постройки 1935 г., в составе Черноморского флота находился с 30.03.1949 г. по 20.02.1959 г. Водоизмещение 10834т, размеры 186,95*17,48*4,75 м, мощность ЭУ 110000 л. с., полная скорость хода 36,5 уз. Вооружение: 4*2 152,3-мм, 3X2 100-мм, 8*37-мм, 6*2 20-мм орудия и 2*3 533-мм торпедных аппарата.
Монитор «Выборг» (бывший финский «Вяйнемяйнен») 1930 г. постройки входил в состав Балтийского флота с 5.06. 1947 г. по 25.02.1966 г. Водоизмещение 3900 т, размеры 92,96*16,92*4,5 м. Мощность ДЭУ 4*875 л. с., скорость хода 15,5 уз, вооружение: 2*2 254-мм, 4*2 150-мм, 4 40-мм и 10 20-мм орудия.
Эскадренные миноносцы «Летучий» и «Лихой», бывшие румынские, входили в состав Черноморского флота с 1944 по 1951 г.
Эскадренные миноносцы «Легкий» и «Ловкий», бывшие румынские, входили в состав Черноморского флота с 1944 по 1945 г., а затем возвращены Румынии.
Эскадренные миноносцы «Прыткий», «Пылкий», «Прочный», «Проворный», «Подвижный», «Порывистый», «Примерный», «Поражающий», «Прозорливый», «Пронзительный», бывшие германские, входили в состав Балтийского флота с 1946 по 1955 г.
Эсминцы «Верный», «Ветреный», «Возрожденный», «Волевой», «Вольный», «Внезапный», «Внимательный», бывшие японские, были разоружены и использовались как плавказармы, корабли-цели и учебные суда.
Эсминцы «Легкий», «Ловкий», «Ладный», «Летный», «Лютый», бывшие итальянские, входили в состав Черноморского флота с 1949 по 1958 г.
Из полученных по репарации подводных лодок некоторые были включены в состав действующего флота за период с 1949 по !956 г. Это германские подводные лодки XXI и VII серии.
Длительное время использовались по своему прямому назначению тральщики, полученные от Германии. Некоторые из них были в составе флота до 1960 г.
Еще более длительный срок служили плавбазы подводных лодок «Печора» (бывшая «Otto Wunche») и «Кубань» (бывшая «Waldemar Kophameb), которые были списаны лишь в 1977 г.
И совсем уникальна судьба штабного корабля «Ангара» (бывшая германская правительственная яхта «Hela», построенная в 1939 г.). В 1946 г. она вошла в состав Балтийского флота, а с 1949 по 1992 г. входила в состав Черноморского флота. Ее водоизмещение 2520 г, размеры 99,8*2,7*4 м. Мощность ДЭУ 2*4180 л, с., скорость максимальная 21 уз, экономическая-19 уз, дальность плавания экономической скоростью 2000 миль. Вооружение: 2 105-мм, 1 37-мм и 1Х2 20-мм орудия (при постройке). Экипаж 244 человека.
cyberleninka.ru