Основной закон фрг 1949 г характеристика

1.5. История государства и права в Новое и Новейшее время

1.5.19. Основной закон Федеративной республики Германии 1949 г. и его правовая характеристика

В послевоенной Западной Германии, разделенной на зоны оккупации, 25 июля 1948 г. конференция министров- президентов 11 германских земель созвала Конституционный конвент в составе председателя и президиума. Члены конвента в течение нескольких месяцев создали проект полного текста Основного закона федеративного государства.

У экспертов Конституционного конвента сложилось общее мнение, что в парламенте Германии, наряду с нижней палатой народного представительства, должна быть верхняя палата (т.е. предполагался бикамерализм). В этой палате (бундесрате) будет осуществлено «представительство земель». Обсуждению подвергся и вопрос о степени участия бундесрата в законодательстве. Одни предлагали его полноправное участие, а другие настаивали на наделении бундесрата только правом отлагательного вето на законы, принятые бундестагом. Но все сходились во мнении, что земли как субъекты федерации должны участвовать в формировании ее волеизъявления.

В центре первоначальной дискуссии оказались роль и место федерального президента в структуре органов государственной власти. Почти единогласно была отвергнута идея о всеобщих выборах президента, поскольку Веймарская конституция не оправдала надежд, возлагавшихся на всенародно избранного президента как гаранта демократии. Было предложено избирать президента обеими палатами парламента, поскольку президент, таким образом, был бы тесно связан с парламентом, а не являлся мощным противовесом ему. Кроме того, предлагалось сократить срок президентуры с семи лет до пяти лет.

Относительно правительства большая часть делегатов конвента высказались за то, что оно должно быть правительством «на срок». При этом вотум недоверия правительству должен, по мнению большинства, выражаться в форме «назначения преемника канцлеру» после того, как федеральный президент примет отставку действующего канцлера. Если большинство народного представительства не сойдется на новой кандидатуре, то вотум недоверия предшествующему канцлеру окажется недействительным.

Парламентский совет, призванный обсудить проект и принять его в качестве Основного закона ФРГ, собрался 1 сентября 1948г. в Бонне. В его состав вошли 65 представителей земель, избранных ландтагами (а также народными собраниями Гамбурга и Бремена) 11 земель. Депутаты Парламентского совета являлись опытными политиками, некоторые из них были еще депутатами Учредительного собрания 1919 г. Президентом совета был избран доктор права К. Аденауэр, будущий первый федеральный канцлер ФРГ, принадлежавший к Христианско-демократическому союзу. Председателем Главного комитета, в котором развернулась основная законодательная деятельность, стал доктор права К. Шмит, член Социал-демократической партии. Главный комитет поддерживал постоянную связь с оккупационными властями через специальных офицеров. Но союзники были не вполне удовлетворены тем, что не оказывали непосредственного влияния на ход работы совета. Поэтому 22 ноября 1948 г. лидеры оккупационных властей дали директивные указания совету, в каком направлении ему следует продвигаться. Однако к тому времени Основной закон уже в целом был обсужден в Главном комитете.

Голосование Основного закона в Парламентском совете состоялось 8 мая 1949 г. Основной закон был принят 53 голосами против 12. Уже 12 мая 1949 г. он в целом, за исключением некоторых статей, получил одобрение оккупационных властей. В течение последующих недель Основной закон предстояло вынести на голосование в 11 западногерманских ландтагах. Союзники выдвинули требование: для принятия Основного закона необходимо одобрение его двумя третями земель. В итоге же он был одобрен в десяти землях из одиннадцати (Бавария голосовала «против»). Поскольку требуемое количество голосов было получено, конституция Германии была признана ратифицированной землями и вступила в силу 23 мая 1949 г.

Основной закон Германии 1949 г. первоначально состоял из преамбулы и 172 статей. Несмотря на «жесткий» характер документа (для внесения конституционных поправок требуется согласие 2/3 обеих палат парламента), с 1951г. изменения в него вносились почти ежегодно. В итоге произошло укрупнение Основного закона: к настоящему времени в него включены дополнительно 42 статьи (а исключены лишь 5). Теперь он состоит из 11 глав и 146 статей.

Особенно крупные законодательные реформы приходятся на 1954, 1956, 1968 и 1990 гг. В 1954 г. уточнения касались процедуры дополнительных изменений Основного закона. В 1956 г. была проведена «военная» реформа, касавшаяся возможности ограничения политических прав в состоянии обороны (ст. 87-а, 87-b). В июне–ноябре 1968г. состоялась очень важная реформа Основного закона, заключавшаяся в инкорпорации в него «чрезвычайного законодательства», связанного с «необходимостью предотвращения опасности свободному демократическому строю». В связи с Декретом об установлении единства Германии, ратифицированным 3 октября 1990 г., и в Основной закон ФРГ был внесен ряд изменений, коснувшихся федеративного устройства страны, ее участия в Европейском союзе и др.

Основной закон имеет историко-правовую преемственность: в нем учтен опыт конституционного строительства Веймарской республики – сохранены основные конституционно-правовые институты: республиканская форма правления, кооперативный федерализм; права человека; всеобщее избирательное право и т.д. Но введены и существенные конституционные новеллы. В частности, в ФРГ в новейшее время установлен так называемый «режим канцлерской демократии», предполагающий, что федеральный канцлер фактически возглавляет властную структуру Германии. Введен институт конституционного надзора (немецкая модель стала образцом для многих стран, в том числе для Австрии и Италии).

Германия согласно Основному закону – федеративная республика, где провозглашен партийный плюрализм (ст.21); установлен примат норм международного права над внутринациональными нормами (ст. 25); гарантирован широкий спектр прав человека (раздел I Основного закона).

В ФРГ установлен подлинный парламентаризм. Двухпалатный парламент состоит из Бундестага (нижняя палата) и Бундесрата (верхняя). В германской и отечественной литературе высказывается и иная точка зрения: парламент страны – это однопалатный бундестаг, а бундесрат – это всего лишь федеральный совет, который символизирует участие земель в делах федерации и Евросоюза. В бундестаге 662 депутата; у него 4-летний срок полномочий; выборы в него организованы по смешанной системе. Лидер партии, одержавшей победу на выборах в Бундестаг, по традиции предлагается президентом страны на пост канцлера. Формально выборы канцлера проводятся Бундестагом по предложению президента, однако их исход всегда предрешен в пользу лидера партии-победительницы (или блока партий) на парламентских выборах.

Бундесрат – это совет из представителей правительств отдельных земель. В его составе – 64 представителя (квоты от трех до пяти членов от земли). Если какой-либо законопроект касается изменения Основного закона либо затрагивает интересы земель, на него требуется согласие Бундесрата. В остальных случаях Бундестаг самостоятелен в принятии законов.

Глава государства – президент, избираемый Федеральным собранием на 5 лет с правом однократного переизбрания. Состав федерального собрания – 1/2 депутатов бундестага и такое же количество депутатов от ландтагов земель. Президент выполняет представительские функции, а также назначает федеральных судей, федеральных служащих; осуществляет право помилования. Приказания и распоряжения президента нуждаются в контрассигнации канцлера или соответствующего министра.

Федеральный канцлер – реальный лидер государственной элиты. Срок его полномочий – 4 года (как и срок полномочий бундестага), однако допускается переизбрание, обусловленное политической и партийной конъюнктурой (так, Г. Коль был на посту канцлера 16 лет). Канцлер представляет список членов федерального правительства президенту, который их утверждает. Формально канцлер и его правительство ответственны перед Бундестагом, что проявляется в так называемом «конструктивном вотуме недоверия». Это означает, что, если Бундестаг выразил недоверие федеральному канцлеру, то он обязан большинством голосов избрать его преемника. Поскольку при партийном плюрализме в Бундестаге такое маловероятно, то президент по представлению канцлера распускает Бундестаг.

Федеративная Республика Германия определяется Основным законом как демократическое, социальное (гарантии права на труд, образование, социальное обеспечение), правовое государство («законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом» (п. 3 ст. 20). Боннская Конституция 1949 г. и ныне сохраняет свою силу (распространив ее с 1990 г. уже на 16 субъектов германской федерации).

В ходе принятия в ГДР новой конституции 1968 г., а также на фоне происходивших тогда в Чехословакии событий («Пражская весна» 1968 г.) в Основной закон ФРГ были внесены конституционные изменения, получившие общее название «состояния обороны». В соответствии с требованиями этого блока поправок бундестагу с одобрения бундесрата принадлежит право констатировать, что федерация подверглась вооруженной агрессии либо ей угрожает такая агрессия (возникло состояние обороны). Надо заметить, что состояние обороны, предписанное конституционными поправками 1968 г., являлось противоположным состоянию агрессии – ФРГ опасалась исходящей с Востока «красной угрозы». В период так называемой разрядки (1969-1979) ФРГ была в числе 33 европейских держав, подписавших Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это был процесс, предвещавший конец «холодной войны», закончившейся для Германии объединением ее в 1990 г.

[1. С. 614-636; 2. С. 301-361; 1-7; 11-12; 15; 18-20; 22]

1. Этапы истории государства в Германии: политические партии, парламент и т.д.

2. Изменения в праве гражданском, уголовном, процессуальном и др.

3. Становление третьего рейха и оформление нацистского законодательства.

netprava.ru

15.1. Основной закон ФРГ: общая характеристика

После окончания Второй мировой войны Германия была разделена на четыре оккупационные зоны. В трех западных зонах, находившихся под влиянием оккупационных держав США, Англии, Франции, в течение 1946—1947 гг.

В на территории западных оккупационных зон была

образована Федеративная Республика Германия. Новому государству потребовалась новая конституция, которая разрабатывалась в 1948—1949 гг. Однако для того, чтобы подчеркнуть, что речь идет не о постоянном документе, а об акте, регулирующем основы государственного строя в период до полного воссоединения Германии, было выбрано название «Основной закон», а не «Конституция». Проект был принят учредительным органом — Парламентским советом, в состав которого входили представители политических партий, избранные ландтагами (парламентами) 11 западногерманских земель (кроме Баварии)1, и вступил в силу 23 мая 1949 г. Одобрили Основной закон и оккупирующие державы, он стал обязателен для всех западногерманских земель. Исключением стал город Берлин, статус которого регулировался четырехсторонним соглашением стран-победительниц (СССР, Великобритания, Франция, США).

Основной закон ФРГ состоит из краткой преамбулы, 14 разделов и 146 статей, причем три раздела были включены в базовый текст уже в период его действия. Особенностью данного акта, отличающей его от других конституций, является то, что

Впоследствии количество земель было уменьшено до 10. первый раздел посвящен основным правам и свободам человека.

Второй раздел Основного закона регулирует отношения между Федерацией и землями, а также основы политического строя страны. Федеративное устройство обусловило построение демократической системы государственных структур снизу доверху. По форме правления Германия является парламентской республикой с сильными позициями главы Федерального правительства — Канцлера. Остальные разделы детально регулируют правовой статус высших органов государственной власти, систему федерального законодательства и исполнение федеральных законов, а также общие задачи Федерации и ее субъектов.

По способу изменения Основной закон не является жестким, хотя процедура внесения поправок усложнена по сравнению с принятием обычного закона. Закон о поправке к Основному закону нуждается в одобрении квалифицированного большинства в две трети членов верхней и нижней палаты Федерального парламента. В Основной закон ФРГ вносились многочисленные поправки начиная с 1951 г. В наибольшей степени на содержании Основного закона отразилось воссоединение Восточной и Западной Германии на основании Договора об установлении единства Германии от 31 августа 1990 г., а также вступление ФРГ в Европейские Сообщества.

lawbook.online

15.1. Основной закон фрг: общая характеристика

После окончания Второй мировой войны Германия была разделена на четыре оккупационные зоны. В трех западных зонах, находившихся под влиянием оккупационных дер­жав — США, Англии, Франции, — в течение 1946-1947 гг. были приняты первые демократические учредительные до­кументы. В них оговаривалось будущее вхождение земель в состав единой демократической Германии.

На территории западных оккупационных зон в 1949 г. была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ). На востоке страны при активной и всесторонней помощи Советского Союза в октябре 1949 г. возникло со­циалистическое государство — Германская Демократи­ческая Республика (ГДР). Разработке конституционных документов предшествовало поражение фашистской Герма­нии во Второй мировой войне и ее раскол на два немецких государства. Оккупационными властями антигитлеровской коалиции проводилась политика демократизации, денацио­нализации и демилитаризации Германии.

Западногерманскому государству потребовалась новая конституция, которая разрабатывалась в июле 1948 — мае 1949 г. Однако для того чтобы подчеркнуть, что речь идет не о постоянном документе, а об акте, регулирующем основы государственного строя в период до полного воссоединения Германии, было выбрано название «Основной закон», а не «Конституция». Проект был принят учредительным орга­ном — Парламентским советом, в состав которого входили представители политических партий, избранные ландтагами (парламентами) 11 западногерманских земель (кроме Баварии). После одобрения земельными парламентами он вступил в силу 24 мая 1949 г. Одобрили Основной закон и оккупационные власти, и он стал обязателен для всех западногерманских земель. Исключением стал город Бер­лин, статус которого регулировался четырехсторонним со­глашением стран-победительниц (СССР, Великобритании, Франции, США).

Основной закон ФРГ состоит из краткой преамбулы, 14 разделов и 146 статей, причем три раздела были вклю­чены в базовый текст уже в период его действия. После мирного объединения (воссоединения) Германии 3 октяб­ря 1990 г. и исчезновения ГДР как геополитической реаль­ности и субъекта международного права новая конституция не появилась, Основной закон стал действовать на всей не­мецкой территории.

Особенностью данного акта, отличающей его от других конституций, является то, что первый раздел посвящен ос­новным правам и свободам человека. Они представляют собой систему ценностей и требований к государственно­му строительству страны, пережившей фашизм. Большое внимание уделяется личным (гражданским) правам. Спе­циально фиксируется право на человеческое достоинство. Допускается ограничение прав и свобод граждан.

Второй раздел Основного закона регулирует отношения между Федерацией и землями, а также основы полити­ческого строя страны. Федеративное устройство обуслови­ло построение демократической системы государственных структур снизу доверху. По форме правления Германия яв­ляется парламентской республикой с сильными позициям и главы федерального правительства — канцлера. Остальные разделы детально регулируют правовой статус высших ор­ганов государственной власти, систему законодательства Федерации и исполнение федеральных законов, а также общие задачи Федерации и ее субъектов.

По способу изменения Основной закон не является жестким, хотя процедура внесения поправок усложнена по сравнению с принятием обычного закона. Закон о по­правке к конституции нуждается в одобрении квалифи­цированного большинства в 2/3 членов верхней и нижней палаты федерального парламента. В Основной закон ФРГ вносились многочисленные поправки, начиная с 1951 г. (свыше 50), которые, однако, не разрушили целостность конституционной конструкции. Крупные изменения ка­сались пересмотра оборонной политики после вступления в военно-политический блок НАТО (1956 г.), последствий воссоединения Германии на основании Договора об уста­новлении единства Германии от 31 августа 1990 г., а также вступления ФРГ в Европейские сообщества.

studfiles.net

Общая характеристика Основного закона ФРГ

Основной закон ФРГ был принят Парламентским советом — своеобразным учредительным собранием, в состав которого входили представители, избранные ландтагами (парламентами) западногерманских земель. После ратификации Основного закона большинством земель, вошедших в состав ФРГ(его отвергал лишь Бавария, мотивируя это чрезмерно нейтралистским характером Основного закона) он вступил в силу 23 мая 1949г. В отличие от большинства аналогичных документов, существующих в других странах, он официально называется не конституцией, а именно Основным законом.

В ст. 146 данного правового акта подчеркивается, что его принятие было вынужденной, временной мерой, имевшей место в условиях разделения единой германской нации, что исключало подлинную свободу волеизъявления всего немецкого народа. Конституция же обязательно должна являться результатом свободного народного волеизъявления. Это, по мнению авторов Основного закона, могло быть возможным только в условиях воссоединения Германии, т.е. объединения всех трех ее частей, на которые она была разделена после Второй мировой войны: ФРГ, ГДР и Западного Берлина. 3 октября 1990 г. объединение Германии произошло, но Основной закон действует до сих пор как вполне приемлемый для нового государства документ конституционного значения.

Отметим еще одну особенность Основного закона: в нем закреплено федеративное устройство государства, которое не может быть ликвидировано при пересмотре.

Основной закон был принят вскоре после крушения фашистского режима, поэтому он содержит антитоталитарные, антимилитаристские положения. Это право на достоинство, с которого начинается перечень всех прав и свобод (ст. 1), и право на сопротивление всякому, кто попытается устранить конституционный строй, если иные средства не могут быть использованы (ст. 20); объявление антиконституционными и наказуемыми действии, способных нарушить мирное сосуществование народов (ст. 26).

Некоторые положения, ставшие классическими нормами послевоенных демократических конституций, впервые были закреплены в Основном законе ФРГ. Это характеристика государства как правового (ст. 20, 28 и др.), установление основ статуса политических партий (ст. 21), положение о том, что «собственность обязывает» (ст. 14).

В целом Основной закон ФРГ базируется на комплексе традиционных для современных западных конституций принципов. Это — демократический, правовой, социальный и светский характер государства, парламентаризм, разделение властей, плюрализм, равноправие, народный суверенитет и т.д.

По способу изменения Основной закон ФРГ является жестким. Поправки в него вносятся специальным законом, который должен быть принят как минимум 2/3 голосов от общего числа депутатов Бундестага и 2/3 голосов от общего числа членов Бундесрата, выполняющих функции нижней и верхней палат парламента.

Источниками конституционного права Германии как страны с федеративной формой территориального устройства наряду с федеральной конституцией являются конституции земель. Основной закон ФРГ требует, чтобы их содержание отвечало принципам республиканского, демократического и социального правового государства. В частности, в них должно быть предусмотрено создание представительных органов земель и местного самоуправления. Конституции большинства земель были приняты после Второй мировой войны и положили начало процессу конституционного развития страны. Действующие конституции в восточногерманских землях были приняты после объединения Германии.

33. Избирательное право: понятие и принципы.

Термин «избирательное право» используется в двух значениях, в объективном и в субъективном. Объективное избирательное право — это система правовых норм, регулирующих отношения по проведе­нию выборов органов публичной власти. Субъективное избиратель­ное право — это комплекс юридических возможностей человека и гражданина (чаще гражданина), а также некоторых иных субъектов (партий и других общественных объединений) по участию в выбо­рах. Важнейшими из таких возможностей являются активное и пас­сивное избирательное право, т.е. право избирать и избираться.

Избирательное право как в объективном, так и в субъективном смысле базируется на комплексе принципов, получивших отражение в конституции и законах, которым должны соответствовать и право­вое регулирование, и практика выборов и которые являются критерия­ми их демократизма.

К числу основных принципов избирательного права относятся сво­бода волеизъявления, всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Данные принципы в некоторых странах по­лучили конституционное оформление. Например, Конституция Ита­лии провозглашает: «Голосование является личным и равным, сво­бодным и тайным» (ст. 48). Но чаще они закрепляются в текущем законодательстве.

Принцип свободного волеизъявления означает, что участие в выбо­рах должно быть добровольным, а также то, что контроль за волеизъ­явлением избирателей недопустим. Принципу свободы волеизъявле­ния наиболее адекватно соответствует свободный вотум, означаю­щий, что участие в голосовании является правом, но не обязаннос­тью избирателей. Тем не менее конституции и законодательство ряда стран устанавливают обязательный вотум, предполагающий обязан­ность участия граждан в голосовании. Обязательный вотум установ­лен, например, в Италии, Австралии, Греции, Турции. Целью уста­новления обязательного вотума является преодоление абсентеизма, т.е. массового уклонения избирателей от участия в выборах, которое достаточно распространено в демократических государствах.

Всеобщее избирательное право — это принцип, означающий, что в выборах могут участвовать все граждане, за исключением несовер­шеннолетних и недееспособных. Данный принцип во всей своей пол­ноте не реализован ни в одной стране, так как помимо трех перечис­ленных естественных ограничений избирательного права (граж­данство, совершеннолетие, дееспособность) законодательство всех государств устанавливает большее или меньшее количество других избирательных цензов — условий, удовлетворяя которым лицо при­обретает избирательные права. Это повышенный возрастной ценз (ус­танавливаемый, как правило, для пассивного избирательного права); ценз оседлости; моральные цензы и т.д. Так, согласно Конституции Румынии (ст. 36, 37) активным избирательным правом обладают граждане, достигшие на день выборов 18 лет, за исключением слабо­умных и умалишенных, находящихся под опекой, а также лица, осуж­денные вступившим в силу судебным решением к лишению избира­тельных прав. Пассивное же избирательное право имеют граждане, обладающие правом голоса, имеющие место жительства в стране, за исключением лиц, выполняющих важные публичные функции (судьи, адвокаты народа, военнослужащие, служащие полиции).

Равное избирательное право — это принцип, требующий наделе­ния каждого избирателя одинаковыми возможностями воздействия на деятельность избранного органа. Данный принцип включает два эле­мента: равное количество голосов у всех избирателей и равный вес их голосов. Первое требование в одномандатных избирательных ок­ругах выражается формулой: «один избиратель — один голос». Рав­ный вес голосов избирателей предполагает, что каждый депутат дол­жен представлять примерно одинаковое число населения (а в некоторых странах — избирателей). Это достигается установлением для каждых выборов нормы представительства, в соответствии с ко­торой образуются избирательные округа.

Норма представительства — это количество населения (избира­телей), приходящееся на одного депутата, иначе говоря, численность населения (избирателей) в избирательных округах, от которых изби­рается одинаковое число депутатов должно быть тоже примерно рав­ным. Избирательное законодательство устанавливает предельно допустимые отклонения от нормы представительства. Например, при проведении выборов в Бундестаг ФРГ отклонение численности насе­ления от нормы представительства в одномандатных избирательных округах не должно превышать 33,33%. Таким образом, количество депутатов, избираемых от разных избирательных округов, должно быть пропорциональным количеству населения (избирателей) этих округов.

Прямое избирательное право — это принцип, требующий, чтобы избиратели голосовали лично. Принцип менее распространен, чем предыдущие. Как правило, прямое избирательное право применяется для выборов нижних палат парламентов и органов местного самоуп­равления. При избрании же верхних палат и президентов в некоторых странах используется непрямое избирательное право (т.е. косвенные или многостепенные выборы).

Тайное голосование — это принцип, означающий право каждого избирателя заполнять избирательный бюллетень только в кабине или комнате для тайного голосования, в которых запрещено присутствие кого бы то ни было, кроме самого избирателя (за исключением случа­ев, когда избиратель в силу неграмотности, болезни или физического недостатка не может самостоятельно заполнить избирательный бюл­летень). Данный принцип направлен на предотвращение контроля за волеизъявлением избирателей.

studopedia.org

Основной Закон ФРГ 1949 г.

1. История создания Основного закона ФРГ 1949г.

3. Государственный строй ФРГ по Основному закону 1949 г.

Список использованной литературы

Процессы становления германской государственности после войны и трансформации посттоталитарного общества – темы, актуальность которых неизменна. До настоящего времен ни в историографии, ни в публикации не сформировалось единого мнения по поводу соотношения степени влияния западных оккупационных властей и немецкой стороны на процесс создания Основного закона. В ходе холодной войны рассуждения на эту тему были идеологическим прикрытием для конфронтации между ГДР и ФРГ и стоящими за ними иностранными политическими силами. Коммунистический блок с самого момента принятия Основного закона утверждал, что он навязан Западной Германии США, Великобританией и Францией. На этом строилась значительная часть пропаганды как СССР, так и ГДР. Западные оккупационные власти отвергали подобные обвинения, указывая на свободу законодательного творчества, которую они предоставили создателям конституции.

В период объединения Германии тема ответственности немецких политиков и оккупационных властей за раскол вновь приобрела актуальность. Однако и после объединения, до настоящего времени, вопрос не утратил остроты. Германия как государство и сами немцы продолжают оценивать свою роль в мировом сообществе и мировой истории.

Основной закон не планировался с самого начала как конституция на века. Предполагалось, что он прослужит несколько переходных лет до восстановления единства Германии (изначально в преамбуле говорилось о 25 годах действия Закона). Именно поэтому, чтобы подчеркнуть временность этого документа, и было выбрано название Основной закон, а не Конституция. И, тем не менее, даже после объединения Германии в 1990г. новая конституция не была принята. В Основной закон был внесен лишь ряд изменений. Основной закон не утратил своей силы до сих пор, хоть со дня его принятия прошло более 60 лет. Это свидетельствует о том, что его положения еще не изжили себя и актуальны и по сей день.

Целью моей курсовой работы является изучение и анализ причин и условий принятия Основного закона; закрепленных в нем основных прав и свобод личности; структуры и полномочий государственных органов; и основных изменений, внесенных за 60-летнюю историю этого документа.

История обретения Западной Германией государственности получила широкое освещение в зарубежной историографии. Наибольшее количество работ о процессе создания ФРГ и Основного закона появилось в Германии, США, Великобритании.

В своей курсовой я опиралась на работы Т. Маунца, Р. Бернхардта, Н.В. Павлова, А.М. Филитова, П.А. Шупляка, Д.Е. Тагунова, В.В. Сажиной, М.А. Мурашова и др.

1. История создания Основного закона ФРГ 1949 г.

После поражения Германии во Второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа 1945 г.) Германия была разделена на 4 оккупационные зоны: советскую на востоке, американскую, английскую и французскую на западе. Совместному управлению подлежала столица – Берлин. [1] Общее управление сосредоточилось в созданном 5 июня 1945 г. Союзном контрольном совете, в который входили командующие вооруженными силами оккупационных держав. Решения в Совете должны были приниматься на основе консенсуса, каждый член совета имел право вето, которым и воспользовалась в это время Франция, когда возник вопрос о создании центральных немецких департаментов. [2] В каждой зоне осуществлялось управление по типу военного губернаторства, на которое возлагались все вопросы восстановления гражданской жизни, проведения политики денацификации и демилитаризации, преследования военных преступников и др.

Оккупационным державам, в силу сложившихся политических обстоятельств, не удалось в ходе многочисленных конференций прийти к согласию о восстановлении общегерманской государственной власти. Франция желала, чтобы существовала децентрализованная Германия с федеральной структурой, объединяющая дюжину земель СССР, напротив, требовал создания крепкого централизованного государства и международного контроля над Руром, где и он получит свою долю. Англичане и американцы высказывались за сильное федеральное правительство, контролирующее иностранные дела, экономику и финансы. [3]

В условиях, когда становилось все более очевидным, что преодолеть разногласия по вопросу создания единого немецкого государства в обозримом будущем не представляется возможным, страны Запада все более склонялись к идее образования государственности на территории западных зон оккупации. Большое значение при этом имело развитие и ужесточение «холодной войны». Восстановленное западногерманское государство должно было стать бастионом западной цивилизации, противостоящим коммунистической зоне влияния. Уже июне в 1946 г. государственный секретарь США Джеймс Бирнс заявил о коренном изменении сущности военного присутствия союзников в западной Германии: из оккупационной и контрольной она все больше превращается в оборонительную. [4]

Правительство США предложил своим союзникам объединить три зоны оккупации в одну. Франция, опасаясь усиления Германии, отклонила инициативу США, а Англия согласилась. [5] Решение вопроса о создании единого государства Германии тем самым было поставлено в тупик. Его не могли впоследствии сдвинуть с мертвой очки многочисленные предложения СССР на Московской, Лондонской сессиях СМИД в 1947 г. и др.

1 января 1947 г. США и Великобритания осуществили экономическое объединение выделенных им германских зон влияния, создав «Бизонию». Бизония, по мере укрепления ее экономического единства, стала все больше приобретать черты отдельного государства со своими органами управления, Верховным судом, Центральным банком и пр. [6] Избираемые ландтагами земель представители составили Экономический совет как своеобразный, временный парламент. Ему были приданы законодательные полномочия в тех сферах, которые не были зарезервированы за оккупационными властями. Из чиновников, которых назначали правительства земель, сформировался Совет земель – своего рода вторая парламентская палата, имевшая право законодательной инициативы и права вето, [7] Функции правительства выполнял Административный совет в составе директоров двухзональных отраслевых ведомств, подконтрольный Экономическому совету и Совету земель. [8]

Советское руководство в свою очередь, постаралось максимально изолировать свою зону от влияния западных держав. СССР категорически не допускал вмешательства Запада в дела Восточной Германии, где шло строительство официальных немецких учреждений по советскому образцу – с опорой на коммунистическую партию. [9]

После событий февраля 1948 г. в Праге Франция решила присоединиться к единому западногерманскому экономическому пространству, и 8 апреля 1948 г. была образована «Тризония».

В первой половине 1948 г. в Лондоне в два этапа прошла международная конференция с участием США, Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, однако роль последних была чисто декоративной. Их представители присутствовали лишь на некоторых заседаниях, когда их приглашала “тройка”. [10] В ответ на созыв лондонской конференции 20 марта 1948 г. СССР отказался участвовать в заседаниях Союзного контрольного совета, что привело к прекращению его работы.

На конференции был согласован текст директивы главам правительств всех западногерманских земель, обязывающей их созвать не позднее 1 сентября учредительное собрание для выработки конституции. Его члены должны были избираться ландтагами земель западных оккупационных зон. Этот орган получил название «Парламентский совет». Военные губернаторы западных держав провозгласили условия образования Западногерманского государства. [8] Согласно трехсторонней директиве, будущая конституция должна была предусматривать минимальную централизацию (Франкфуртский документ от 1 июля 1948 г). [10]

Херренхимзейский конституционный конвент (10-23 августа 1948 г.) на котором собрались конституционные эксперты из 11 земель западных зон, сделал попытку подготовить проект, на основе которого Парламентский совет смог бы быстро выработать Основной закон. Противоречия среди партий, прежде всего по вопросу о степени федерализма будущего государства, с одной стороны, и нежелание партий связывать себя еще до начала работы над конституцией готовым проектом, с другой, сделали херренхимзейский проект не более, чем сводом различных мнений. [11]

Впервые Парламентский совет собрался 1 сентября 1948 г. в Бонне. Он был образован из 65 представителей земель, избранных ландтагами 9 земель, а также народными собраниями Гамбурга и Бремена. В этот орган были включены 5 представителей от Берлина без права голоса. [12] В состав Парламентского совета вошли делегаты от всех партий, имевших депутатов в ландтагах, в том числе и от КПГ. Аналогично политической структуре ландтагов в Парламентском совете вскоре образовались фракции по партийной принадлежности его членов. Одновременно была создана комиссия из ученых-юристов, которая обеспечила научную базу подготовки конституции. Возглавил Парламентский совет лидер Христианского демократического союза Конрад Аденауэр.

В ноябре 1948 г. лидеры оккупационных властей дали свои директивные указания Совету, хотя к тому времени проект конституции уже был в целом обсужден в Главном комитете. [9]

Для того чтобы подчеркнуть, что речь идет не о постоянном документе, а только об основах конституционного регулирования в переходный период до воссоединения Германии, было выбрано название Основной закон, а не Конституция. Этот выбор должен был также подчеркнуть географически ограниченную сферу действия Основного закона. [12]

В феврале 1949 г. текст был передан на рассмотрение военных губернаторов из состава оккупационных войск – для контроля над содержанием будущей Конституции, а в марте 1949 г. был получен резко негативный отзыв на проект. В нем военные губернаторы высказали твердое несогласие с недостаточной степенью федерализма, заключенного в проекте Основного закона. Также критиковались положения о государственной службе, независимости судей, а также об участии Берлина в делах федерации. [9] Попытка новой межфракционной комиссии сделать проект более приемлемым провалилась. Началось противостояние оккупационных властей и Совета, осложненное обострением конфликта между партиями. [11] В результате работа Парламентского совета оказалась под угрозой срыва. Но последовавшие затем переговоры между союзническими штабами и членами Парламентского совета ускорили позитивное решение проблем, тем более, что американцы спешили с созданием военно-стратегического альянса НАТО. [9] 22 апреля была получена нота союзников, в которой они обещали Парламентскому совету свое уважение к любым его решениям, не нарушавшим баланс между полномочиями центральной власти и земель. [11]

В начале мая военные губернаторы одобрили окончательный текст Основного закона для Германии, а 8 мая 1949 г. состоялось его голосование в Парламентском совете, и Закон был принят 53 голосами против 12. Западные союзники не были согласны со всеми положениями текста и потому одобрили его, но с некоторыми оговорками. Они касались в первую очередь особого статуса Берлина и прав союзников, подлежащих сохранению в дальнейшем. Сюда относились и вопросы, затрагивающие Германию в целом, а также ее воссоединение. Согласия с западными союзниками удалось достичь 12 мая 1949 г. [11]

Союзники выдвинули требование, что для принятия Основного закона требуется одобрение его двумя третями земель. В течение несколько недель Основной закон был одобрен в 10 землях из 11. Что касается Баварии, усмотревшей в Основном законе посягательство на ее локальный суверенитет, то там 101 голос был подан против Основного закона, в то время как 64 голоса были поданы «за» при 9 воздержавшихся от голосования. В то же время баварский ландтаг подтвердил принадлежность Баварии к Федеративной Республике Германии (97 голосов «за», 6 – «против», 70 – воздержавшихся). Таким образом, Конституция Германии была принята. 23 мая 1949 г. текст Основного закона был опубликован в первом номере «Вестника законов ФРГ», и в ночь с23 на 24 мая 1949 г. Основной закон ФРГ вступил в силу. [9]

2. Права личности по Основному закону ФРГ 1949 г.

Придавая особую значимость основным правам, создатели конституции выдвинули их как систему ценностей и требований в начало текста. Раздел I «Основные права» нынешней редакции Основного закона целиком посвящен основным правам граждан Германии.

Этот раздел более чем другие несет на себе нагрузку отрицания порядков «Третьего рейха», провозглашая «неприкосновенность человеческого достоинства» и «неотчуждаемость» прав человека (ст. 1), среди которых – право на жизнь и личную неприкосновенность, равенство всех перед законом. Здесь прямо звучит осуждение прошлого, когда физически уничтожались тысячи «расовонеполноценных» и «нежизнеспособных», проводилась принудительная стерилизация и пр. [6]

При этом Основной закон исходит из присущих человеку прав, которые не создаются конституцией, а лишь признаются ею. Впервые в истории конституции Германии основные права являются непосредственно действующим правом, обязательным для всех трех ветвей государственной власти. По конституции Веймарской республики основные права действовали лишь согласно законам, а в соответствии с Основным законом, напротив, законы действуют только в рамках основных прав. [12]

Среди других прав, не так подробно представленных в Основном законе, как в Веймарской конституции 1919 г., — свобода вероисповедания и совести (ст. 4), свобода выражения мнений, собраний (ст. 8), союзов и обществ, в том числе и «для охраны и улучшения условий труда и экономических условий» (ст. 9), свобода передвижения (ст. 11), выбора профессии (ст. 12), тайна переписки (ст. 10), неприкосновенность жилища (ст. 13), основные права в сфере правосудия, например, на «законного судью» и пр. В этом перечне особое место занимает право на петиции (жалобы) в органы государственной власти отдельных лиц и их объединений, которые рассматриваются в ФРГ не только как гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния граждан на процессы принятия политических и правовых решений. Перечень этих прав дополняется гарантиями, закрепленными в самой Конституции или в текущем законодательстве. Так, предоставление свободы совести сопровождается правом на отказ от военной службы против своей совести, в соответствии с которым в 1973 г. был принят «Закон о гражданской службе для лиц, отказывающихся от военной службы».

Статья 5 Конституции о свободе мнений сопровождается положением о свободе информации, являющейся основой формирования общественного мнения, а также — о запрещении цензуры. В соответствии с Законом 1975 г. (пункт «с» ст. 45 Основного закона) был создан специальный Комитет по петициям, который может заслушивать подателей жалоб, запрашивать соответствующую информацию, имея доступ для этой цели во все учреждения и пр. В бундестаге ежемесячно заслушиваются доклады о рассмотренных Комитетом петициях и пр. [6]

Защита социальных прав не получила в Основном законе значительного места, более полно она закреплена в конституциях отдельных земель, обогащена судебной практикой, в том числе Федерального конституционного суда (ФСК), и непосредственно действующими в ФРГ нормами международного права о правах человека. Например, закрепленное в Конституции право на жизнь и личное достоинство трактуется ФКС как признание того, что «государство во всяком случае должно гарантировать каждому человеку минимум материального благополучия для достойной жизни». [6]

Социальные права закрепляются и самим фактом провозглашения ФРГ социальным государством. В этом контексте дается и трактовка права собственности, повторяющая соответствующие положения Веймарской конституции:

«Собственность обязывает. Владение ею есть служение общему благу», а также положение Основного закона о возможности государства на основе закона принудительно отчуждать собственность, в том числе обобществлять земли, общественные ресурсы и средства производства «для общего блага» (ст. 15).[6]

Раздел ΙΙ Основного закона ФРГ «Федерация и земли» содержит сведения о государственном устройстве и о народовластии в Германии. Особый интерес представляет ст. 20 Конституции, которая именуется иногда «конституцией в конституции»,[графский] поскольку перечисляет «основы государственного строя»:

Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством;

Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований и через посредство специальных органов законодательства, исполнительной власти и правосудия;

Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – правом и законом;

Если иной выход невозможен, все немцы имеют право на сопротивление любому, кто предпринимает попытку устранить этот строй (в ред. от 21 декабря 1983 г.).

Закрепленный Конституцией федерализм подразумевал, что отдельные германские земли пользовались ограниченным суверенитетом, имели свои конституции, свои представительные и правительственные органы, свое законодательство (в установленных Конституцией пределах), но «федеральное право имеет перевес над правом земель» (ст. 31). Субъектом международных отношений выступала ФРГ в целом. Конституционное устройство земель обязано было соответствовать принципам Боннской конституции. К сфере исключительной компетенции федерации относились внешние сношения, оборона, гражданство, основы финансово-экономической системы, транспорт и связь, торговля и промышленность. Остальное считалось сферой конкурирующего законодательства (т.е. земли могли законодательствовать в других сферах при отсутствии федеральных постановлений). За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные законы как свои собственные – т. е. посредством той же администрации. Из старых германских порядков XIX в. было перенесено право экзекуции – принуждения со стороны федерации в отношении какой-либо земли.[8]

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту: верхняя палата – Бундесрат, нижняя – Бундестаг. Собственно парламентом, то есть органом представительной и законодательной власти, является бундестаг. [Павлов] Однако, в германской и отечественной литературе, посвященной проблемам парламентского права, есть и иная точка зрения на германский парламент: парламент ФРГ – это однопалатный Бундестаг, а Бундесрат является Федеральным советом, символизирующим участие земель в делах федерации и Евросоюза. [Тагунов]

Бундестаг состоит из 662 членов и избирается всем народом Германии на четыре года. Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования. Другая половина – на основе партийных списков по принципу пропорционального голосования. Партия, собравшая менее 5% голосов, лишается всякого представительства.

Бундестаг выбирает главу правительства, федерального канцлера, несущего перед ним ответственность, и тем самым принимает решение о формировании правительства. Во взаимодействии с бундесратом принимает законы и государственный бюджет.[9]

В бундестаге депутаты объединяются в различные фракции. По существенным вопросам фракция выступает с единым мнением. Регламент предоставляет фракциям или 5 % членам бундестага исключительное право выступать с парламентскими, в том числе с организационными, инициативами в процессе законотворчества и во многих других случаях. Только они могут, например, вносить законопроекты и проекты решений, вносить изменения во время третьего слушания, только они имеют право требовать проведения Следственного комитета, Опросной комиссии, а также проведения поименного голосования и т.д. Фракции – это центры парламентской работы. [Павлов]

Регламентом бундестага предусмотрен общий совещательный орган для управления работой бундестага – Совет старейшин. В его задачу входит определение плана работы бундестага на следующий парламентский год.

Бундесрат — это специальный конституционный орган, представляющий интересы 16 земель и участвующий в законодательной деятельности и управлении Правительство каждой из «земель» назначает в Бундесрат своих уполномоченных. Число голосов, которые имеет в палате данная «земля» определяется численностью ее населения. Земли с населением до 2 млн. человек обладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. — 4 голосами, а свыше 6 млн. — пятью.

Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты – он имеет председателя, бюро палаты, комиссии – то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются, как один голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.[пав]

Бундесрат защищает интересы своих земель перед федерацией, а через нее и перед Европейским союзом; принимает участие в законотворчестве, обладая правом законодательной инициативы; как и другие органы государственной власти федерации, он несет общегосударственную ответственность за дела ФРГ.

Недопустимо двойное членство в бундестаге и бундесрате.

Партийных фракций в бундесрате не существует.

Сроком на один год по принципу ротации бундесрат избирает своего председателя – президента из числа премьер-министров земель. Президент бундесрата исполняет обязанности федерального президента, когда последний не в состоянии их осуществлять.[павлов]

Главой государства является федеральный президент. Однако, учитывая парламентский характер нынешней республики в Германии, его полномочия достаточно ограничены. Фактически президенту отведена роль «лица нации», не занимающегося конкретно управлением. Вместе с тем, несмотря на преимущественно представительские задачи, федеральный президент является упорядочивающей, уравнивающей, «нейтральной» силой в государстве, посредником и третейским судьей между политическими течениями. [Маунц]

Президентом может стать любой немец, обладающий избирательным правом, и достигший сорока лет. Срок его полномочий составляет пять лет. Повторное переизбрание допускается лишь однажды. Федеральный президент избирается не непосредственно народом, а специальным конституционным органам – Федеральным собранием. Оно созывается лишь для этой цели и состоит из всех депутатов бундестага и такого же количества делегатов, избираемых ландтагами земель (всего более 1300 делегатов).

Компетенция президента определена в ст. 59, 60, 63, 64, 82 Основного закона. Президент предлагает на утверждение бундестага кандидата на пост главы правительства, которым во всех случаях становится лидер партии, победившей на выборах. Он представляет страну на международной арене, осуществляет право помилования, а также назначает и увольняет чиновников и судей федерации, офицеров и унтер-офицеров. Однако для большинства актов президента требуется обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра. Основной закон лишает главу государства командования вооруженными силами, возлагая эти обязанности в мирное время на министра обороны, во время войны – на канцлера.

Как правило, президент представляет одну из ведущих партий в бундестаге. Однако на время исполнения своих обязанностей он приостанавливает свое членство в партии и не подчиняется партийной дисциплине. Президент представляет собой надпартийный, объединяющий фактор в рамках государства и конституционного строя. [Павлов]

Исполнительная власть Германии на федеральном уровне состоит из федерального правительства и федеральных органов управления. Федеральное правительство – «кабинет» состоит из федерального канцлера и федеральных министров (ст. 62). Численность федерального правительства Основной закон не устанавливает. В федеральном правительстве канцлер занимает по отношению к федеральным министрам самостоятельное и вышестоящее положение. Канцлер вообще занимает ключевое положение в системе политических координат страны. Германская система правления в Новейшее время не зря именуется «канцлерской демократией». [9]

Срок полномочий федерального канцлера (4 года) совпадает со сроком полномочий Бундестага, однако возможно неоднократное переизбрание.

Канцлер без одобрения бундестага формирует кабинет министров и делает представления об увольнении министров, обязательные для президента. Но главное – он направляет всю внешнюю и внутреннюю политику страны и несет за нее ответственность только перед бундестагом (ст. 65).

Конституция установила сложный порядок вынесения недоверия правительству, имеет место так называемый конструктивный вотум недоверия, означающий, что если Бундестаг выразил канцлеру вотум недоверия, то Бундестаг обязан большинством голосов избрать преемника канцлера (ст. 67). Поскольку при партийном плюрализме в Бундестаге такое избрание маловероятно, то президент по представлению канцлера вправе распустить Бундестаг и назначить новые выборы. [Майнц]

Правительство не только пользуется законодательной инициативой, но и может быть творцом делегированного законодательства, а в случае «состояния законодательной необходимости» оно, с согласия бундесрата, законодательствует и осуществляет контроль за исполнением землями федеральных законов (ст. 81).

4. Важнейшие конституционные реформы Основного закона ФРГ 1949 г.

Основной закон Германии в первоначальной редакции состоял из преамбулы, 11 глав и 146 статей. Он относится к категории «жестких» конституций: согласно ст. 79 п. 2, для внесения конституционных поправок требуется согласие 2/3 членов бундестага и 2/3 голосов бундесрата. Но несмотря на это, начиная с 30 августа 1951 г., когда были внесены изменения в ст. 142-а, касавшуюся уголовного законодательства, изменения в него вносились почти ежегодно. Итогом стало укрупнение Основного закона: к настоящему времени в него дополнительно включены 42 статьи, 16 отдельных частей статей, 18 пунктов и предложений, а исключены лишь 5 статей. Сейчас Боннская Конституция включает в себя 14 глав с действующими 184 статьями – при сохранении порядковой нумерации от 1 до 146 статьи. [9]

Реальный же подсчет количества попыток изменения Основного закона весьма затруднен, потому что за сорок лет, до воссоединения Германии в октябре 1990 г, вносилось более 100 предложений об изменении редакции Конституции, а было принято лишь 35 поправок, причем большинство из них почти не вызывало политических споров.

Политически спорными были: поправки 1956 г., которые устанавливали конституционные условия формирования бундесвера; поправки 1968 г, относительно действия закона в чрезвычайных ситуациях; поправки 1969 г., касающиеся финансовых вопросов. [12]

Особенно крупные реформы приходились на 1954, 1956, 1968 гг. Так, в 1954 г. дополнении касались процедуры изменений Основного закона.

В 1956г. была проведена реформа, касавшаяся возможности ограничения политических прав в «состоянии обороны» (ст. 87-а; К7-б). Эта реформа была вызвана подписанием в октябре 1954 г. Соглашения о вступлении ФРГ в НАТО. Согласно Парижским соглашениям, Германия получила право создания полумиллионной армии.

Закон ФРГ от 19 марта 1956 г. вводил в Конституцию новые статьи и изменял некоторые старые (ст. 12; ст. 17-а; ч. 2 ст. 36; ст. 45-а; ст. 45-в; ст. 59-а; ч. 1 ст. 60; ст. 65-а; ст. 87-а; ст. 87-в; ст. 96-а; ч. 1 ст. 137; ст. 142-а). В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 17-а для состава вооруженных сил могло быть ограничено право на свободу выражения мнений, на свободу собраний, право на подачу петиций, поскольку это предусматривалось Законом о военной службе. [9]

Конституционная реформа июня-ноября 1968 г. состояла в инкорпорации в Конституцию «чрезвычайного законодательства», связанного с «необходимостью предотвращения опасности свободному демократическому строю». Данный блок конституционных реформ был связан с политическими событиями в соседних с ФРГ странах: принятие ГДР новой конституции, события в Чехословакии и др.

Наиболее значимые изменения в Основной закон были внесены в 1990 г. 31 августа 1990 г. был подписан Договор об установлении единства Германии. В договоре оба германских государства определили ряд поправок к Основному закону, а также установили, что законодательные органы обязаны определить, какие поправки необходимо внести в текст конституции вследствие объединения Германии. В связи с этим бундестаг и бундесрат создали в ноябре 1991 г. Совместную конституционную комиссию. Ей было поручено разработать предложения по изменению конституции. В первую очередь комиссия должна была учесть выводы, вытекающие из объединения Германии, а также последствия Маастрихтского договора о Европейском Союзе. [12]

Комиссия пришла к выводу, что новую конституцию не следует разрабатывать, поскольку Основной закон 1949 г. за 40 с лишним лет вполне оправдал себя как демократическая конституция.

Отдельные разработки Совместной конституционной комиссии привели к внесению в Основной закон изменений, коснувшихся федеративного устройства, участия в Европейском союзе и др. Ряд поправок к Основному закону был принят 7 сентября 1994 г. бундестагом и 23 сентября – бундесратом.

В целом с сентября 1990 г. до начала 2000 г. в Основной закон ФРГ было внесено около 60 изменений и дополнений (в т. ч. статья 23 отменена, введено 12 новых и существенно дополнены многие действующие статьи).[9]

право личность государственный полномочие

Из-за описанного способа принятия Конституции в литературе используют выражение об «октроировании германского Основного закона оккупационным режимом».

В 1989 г., в год 40-летия ФРГ, Основной закон был отмечен как самая лучшая и свободная конституция, которая когда-либо имелась на немецкой земле. Благодаря Основному закону создано государство, у которого до сих пор не было серьезных конституционных кризисов. То, что Конституция с многочисленными изменениями действует и поныне, является лучшим подтверждением профессионализма ее составителей.

Список использованной литературы:

История человечества в 8 т. – Т. 8: ΧΧ век// под общей редакцией А.Н. Сахарова. – Москва: ЮНЕСКО, 2005. – 842 с.

Шарапов, В.А. Политические системы и внешняя политика Германии, Австрии, Швейцарии: учеб. пособие // В.А. Шарапо. – Минск: БГУ, 2007. – 231 с.

История Европы // А. Жак, Б. Йохан, Г. Иржи и др. – Минск: Вышейшая школа, 1996. – 384 с.

Кащенко, С.Г. Всеобщая история государства и права новейшего времени // С.Г. Кащенко. – Симферополь: ДОЛЯ, 2006. – 696 с.

Всемирная история: Холодная война. Распад СССР. Современный мир. – Москва: АСТ, Минск: Харвест, 2002. – 400 с.

Ильинский, Н.И. История государства и права зарубежных стран: курс лекций // Н.И. Ильинский. – Москва: Из-во дел. и учеб. лит., 2003. – 608 с.

Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права: учебник для высших учеб. заведений по спец. и напр-ям «Юриспруденция» // О.А. Омельченко. – Москва: Эксмо, 2006.

Вениосов, А.В. История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Ч. 2. История государства и права Нового и Новейшего времени: уч. пособие // А.В. Вениосов, В.В. Сажина. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2008. – 544 с.

Филитов, А.М. Германский вопрос: от раскола к объединению. Новое прочтение // А.М. Филитов. Москва: Междунар. отношения, 1993. – 240

xreferat.com