Закон рф налогов служб

Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I
«О налоговых органах Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

24 июня, 2 июля 1992 г., 25 февраля 1993 г., 13 июня 1996 г., 16 ноября 1997 г., 8 июля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 22 мая 2003 г., 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 27 июля 2006 г., 17 июля 2009 г., 27 ноября 2010 г., 27 июня, 18 июля, 21 ноября 2011 г., 3 декабря 2012 г., 7 мая, 28 июня 2013 г., 2 апреля 2014 г., 3 июля 2016 г.

О налоговых органах см. Налоговый кодекс РФ

Председатель Верховного Совета РСФСР

Москва, Дом Советов РСФСР.

21 марта 1991 года.

Устанавливается, что государственная налоговая служба РСФСР — единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

В единую систему Государственной налоговой службы РСФСР входят: Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов РСФСР, государственные налоговые инспекции при министерствах финансов республик, входящих в состав РСФСР, государственные налоговые инспекции по краям, областям, автономным областям, автономным округам, районам, городам и районам в городах, которые являются юридическими лицами.

Определены задачи, права и обязанности, а также меры ответственности государственных налоговых инспекций и их должностных лиц.

Закон вводится в действие со дня его опубликования.

Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации»

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ от 11 апреля 1991 г., N 15, ст. 492

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ

Изменения вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 162-ФЗ

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 г.

Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ

Изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 151-ФЗ

Федеральный закон от 16 ноября 1997 г. N 144-ФЗ

Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 67-ФЗ

Закон РФ от 25 февраля 1993 года N 4549-I

Изменения вводятся в действие со дня опубликования названного Закона

Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3181-I

Изменения вступают в силу с момента опубликования названного Закона

Закон РФ от 24 июня 1992 г. N 3119-I

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

base.garant.ru

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах

Законодательство о налогах и сборах — это упорядоченная система норм и правил, содержащихся в законах и регулирующих отношения в сфере налогообложения. Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс. В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов, порядок, особенности и сроки их расчета, начисления и уплаты, налоговые льготы, субъекты (налогоплательщики — физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) и объекты налогообложения (прибыль, доходы, имущество, сделки, финансовые операции и тому подобное), юридическая ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах.

Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации представляет собой трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства; в соответствии с Налоговым кодексом субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Статьей 4 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти , а также органы исполнительной власти субъектов РФ уполномочены принимать нормативно-правовые акты (постановления и разъяснения Правительства РФ, письма и разъяснения Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ) в пределах своей компетенции. Однако акты органов исполнительной власти носят, в основном, разъяснительный характер и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Правило о том, что незнание закона не освобождает от ответственности, знают все. Информационно-правовые системы для бухгалтеров: «Помощник Бухгалтера», «Помощник Бухгалтера бюджетной организации», «Помощник Бухгалтера по бюджетному учету», «Помощник Финансового директора», разработанные консорциумом «Кодекс», позволят вам не только хорошо знать законодательство о налогах и сборах, но и воспользоваться консультациями «Линии профессиональной поддержки». С этими услугами вы всегда будете держать руку на пульсе постоянно меняющегося законодательства. Мы обеспечим вас грамотной, своевременной, достоверной и актуальной профессиональной информационно-правовой поддержкой.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАЛОГАХ И СБОРАХ
И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О НАЛОГАХ И СБОРАХ

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года
Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, —
см. предыдущую редакцию)

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе (пункт дополнен с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, — см.предыдущую редакцию):

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

5) формы и методы налогового контроля (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса «законодательство о налогах и сборах».

www.kodeks.ru

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.1 Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации

Основу функционирования налоговой системы РФ на современном этапе составляет НК РФ, в соответствии с которым законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:

  • НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
  • законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
  • нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.
  • Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первая (Общая) действует с 1 января 1999 г. и устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д. В части первой НК РФ определен порядок изменение перечня налогов, ставок, методов исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов взимания налогов, а также установлен порядок внесения изменений в налоговое законодательство.

    Действующим налоговым законодательством не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НКРФ).

    Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и применяться в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

    Допускается установление особых видов пошлины либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.

    Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не правомерно вводить налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

    Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать не запрещенную законом экономическую деятельность физических и юридических лиц или создавать препятствия для такой деятельности.

    Налоги, сборы, пошлины и другие платежи формируют бюджетную систему РФ, которая представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В процессе формирования налоговой составляющей доходов государственного бюджета разные налоги составляют определенный удельный вес от всех налоговых поступлений (налог на добавленную стоимость — около 36%, таможенные платежи — около 23%, акцизы — 22%, налог на прибыль — 9%, налог на доходы физических лиц — 6,3% и т.д.).

    Часть первая НК РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.

    При уплате налога возникают имущественные отношения между плательщиком и получателем, основанные на властном подчинении первого последнему. Именно поэтому к налоговым отношениям неприменимы нормы гражданского законодательства, основанного на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, т.е. нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

    К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечении к ответственности виновных лиц законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное непосредственно не предусмотрено НК РФ.

    В соответствии с НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

    Важной характеристикой законодательства о налогах и сборах является действие его актов во времени, которое определено ст. 5 НКРФ.

    Действие во времени законодательства о налогах и сборах

    tic.tsu.ru

    Гражданам и ИП спишут 56,8 млрд руб. просроченной налоговой задолженности

    Москва. 16 января. INTERFAX.RU — В рамках поручения президента РФ гражданам и индивидуальным предпринимателям будет списано 41 млрд рублей и 15,8 млрд рублей просроченной налоговой задолженности соответственно, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов на совещании президента Владимира Путина с членами правительства.

    «Вы поставили три задачи. В первую очередь, это списание просроченной налоговой задолженности граждан и индивидуальных предпринимателей. Вторая задача — это освобождение от земельного налога 6 соток для отдельных категорий граждан . И третья — это отказ от налогообложения возникших доходов в результате списания задолженности», — сказал глава Минфина.

    Последний вопрос касается задолженности перед банками или коммунальными платежами в связи с тем, что по действующему законодательству такое списание сопровождается и уплатой налогов.

    По словам Силуанова, закон по списанию задолженности подготовлен и принят в декабре прошлого года. Количество граждан, по оценкам налоговой службы, которых касается документ, составляет более 20 млн человек. Общий объем задолженности — 41 млрд руб.

    «По индивидуальным предпринимателям была списана задолженность еще и по налогам по спецрежиму, по упрощенным налогам, по единому налогу на вмененный доход и по оплате патента», — продолжил глава Минфина. Общий объем списанных налогов составляет 15,8 млрд руб., а количество налогоплательщиков — около 3 млн индивидуальных предпринимателей.

    Силуанов отметил, что налоги списывались по состоянию на 1 января 2015 года.

    Кроме того, отметил он, законом еще предусмотрено списание задолженности по страховым взносам для индивидуальных предпринимателей по причине непредоставления отчетности по состоянию на 1 января 2017 года. Таких предпринимателей оказалось около 700 тыс. Общая сумма задолженности — 127 млрд руб.

    Министр подчеркнул, что списание производится без обращения в налоговый орган.

    В конце декабря был принят и подписан закон, по которому физическим лицам будет списана задолженность по имущественным налогам, образовавшаяся на 1 января 2015 года. Также признаются безнадежными к взысканию и списываются долги индивидуальным предпринимателям на 1 января 2015 года.

    Как пояснил ранее «Интерфаксу» замминистра финансов Илья Трунин, по данному закону предлагается списать долги физических лиц по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу, включая задолженность по пеням. «Для предпринимателей — то же самое списание по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу», — сказал замминистра.

    Также Госдума приняла закон о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по страховым взносам индивидуальных предпринимателей (ИП) и лиц, занимающихся частной практикой, образовавшейся на 1 января 2017 года.

    Таким образом, подготовлена законодательная база для реализации предложений президента РФ, озвученных им на ежегодной пресс-конференции. Так, Путин предложил освободить граждан и индивидуальных предпринимателей, накопивших налоговую задолженность в силу несовершенства налоговой системы, от ее выплаты.

    Кроме того, в рамках принятого закона была реализована еще одна инициатива главы государства, которая касалась освобождения от НДФЛ условного дохода граждан.

    Так, статья 217 Налогового кодекса, определяющая доходы, которые не подлежат обложению НДФЛ, дополняется пунктом о доходах, полученных налогоплательщиками с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года, с которых налоговый агент не удержал налог. При этом сюда не относятся доходы в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, оказание услуг, доходы в виде дивидендов и процентов, в виде материальной выгоды, полученной, в частности, от экономии на процентах по кредитам, кроме ипотечных кредитов, доходы в натуральной форме, в том числе подарки, доходы в виде выигрышей и призов.

    Президент РФ, описывая проблему с начислением подоходного налога на условные доходы граждан, в качестве примера приводил освобождение гражданина от уплаты банковского кредита. «Скажем, банки кого-то освобождают от выплаты кредитов, операторы связи освобождают. По действующем законодательству, это считается условным доходом, и на него накручиваются налоги, это еще около 3 млн человек, и тоже счет идет на миллиарды задолженности. Надо это списать, это бессмысленная абсолютно вещь, которая мешает развиваться и экономике и накладывает несправедливую налоговую нагрузку», — сказал Путин.

    www.interfax.ru

    В России начинает действовать «налог на Google»

    Вступающий в силу закон предполагает введение НДС в размере 18% для иностранных компаний, которые продают через интернет контент на территории России

    МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. В воскресенье вступает в силу закон, согласно которому иностранные компании, торгующие через интернет электронным контентом на территории России, будут обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС). Документ стал известен в интернет-среде как «налог на Google».

    Закон был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 3 июля 2016 года. По своей сути он призван выровнять условия для российских и иностранных интернет-компаний. Однако еще на этапе обсуждения этой инициативы в Госдуме представители отрасли отмечали, что российские компании, которые используют иностранные маркетплейсы для реализации своего контента, также могут попасть под действие этого закона, и им придется платить НДС дважды.

    Были и другие вопросы в отношении закона: например, как заставить иностранные компании зарегистрироваться в налоговом органе РФ и платить этот налог; как рассказать многочисленным иностранным компаниям без российского филиала о появлении у них такой обязанности в России.

    Тем не менее у закона есть и дополнительные положительные аспекты. Так, по словам депутата Госдумы (ЛДПР) Андрея Лугового, «налог на Google» ежегодно будет приносить стране 10 млрд руб. При этом он отмечал, что роста цен на электронные услуги опасаться не стоит, поскольку «рынок все отрегулирует».

    Единой позиции на рынке в отношении того, как выполнять закон, до сих пор нет. Компании заявляют о том, что работают в соответствии с российским законодательством, либо предпочитают совсем не комментировать ситуацию. Некоторые игроки интернет-рынка, попадающие под новый закон, признались, что будут повышать цены для потребителей. Другие отметили, что стоимость услуг останется прежней, однако не уточнили, каким образом они будут компенсировать расходы на уплату НДС в России.

    Детали «налога на Google»

    Закон предполагает введение НДС в размере 18% для иностранных организаций, которые оказывают россиянам услуги в электронной форме. По закону иностранные компании должны зарегистрироваться в специальном электронном учете налоговой службы и самостоятельно платить НДС не позднее 25-го числа того месяца, «который следует за истекшим налоговым периодом». Если у иностранной компании есть российское подразделение или контрагент в РФ, то они и несут ответственность за уплату налога, вне зависимости от того, есть ли у них соответствующее соглашение с иностранными структурами.

    Документ также регламентирует возможность проверки исполнения требований закона. Так, налоговые органы по закону имеют право при проведении проверки в отношении иностранной компании запрашивать информацию по переводу денежных средств в ее пользу у Национальной системы платежных карт, операторов по переводу денежных средств (в том числе электронных), операционных и платежных клиринговых центров, центральных платежных клиринговых контрагентов, расчетных центров и операторов связи.

    Если в ходе проверки выясняется, что компания не платит НДС, то она снимается с налогового учета, и, помимо штрафа, ей начисляются пени.

    Масштабы действия

    К услугам, подпадающим под «налог на Google», относятся предоставление прав на использование программного обеспечения и баз данных (включая доступ к онлайн-играм и загрузку компьютерных игр на электронные устройства). Вдобавок по новому закону НДС должно облагаться «предоставление прав на использование электронных книг и других электронных материалов, графических изображений, музыкальных произведений, аудиовизуальных произведений через интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания».

    Также закон касается услуг, предоставляемых в электронной форме, рекламных услуг в интернете, услуг по размещению предложений о покупке или продаже товаров (работ), а также имущественных прав.

    Кроме того, под действие закона попадают «услуги по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей с использованием ИТ для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями». Эта категория включает и торговые площадки, которые в режиме реального времени функционируют по принципу электронного аукциона: покупатели предлагают свою цену, а затем стороны получает извещение о продаже в виде автоматического сообщения.

    «Налог на Google» также действует в отношении поддержки сайтов и их администрирования, предоставления вычислительных мощностей в режиме реального времени и доменных имен. НДС придется платить в том числе за предоставление доступа к поисковым системам и ведение статистики на сайтах, за сводки фондовой биржи и автоматизированный перевод в режиме реального времени.

    При этом торговля физическими товарами через интернет не попадает по действие закона. Также «налог на Google» не предусмотрен в отношении софта, игр и базы данных «на материальных носителях». Не облагаются НДС и консультации по электронной почте, и услуги по предоставлению доступа к интернету.

    НДС для потребителя

    Как пояснил ТАСС главный аналитик Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК, в нее входят в том числе Google, Microsoft и Mail.ru Group) Карен Казарян, под действие нового закона попадает любая зарубежная компания, оказывающая цифровые услуги россиянам. Также «налог на Google» будут обязаны платить и российские компании, которые продают приложения или игры через такие площадки, как Apple iTunes или AppStore, Google Play, Steam.

    Главный аналитик РАЭК напомнил, что ассоциация еще в процессе принятия закона указывала на его недостатки. Так, осталась нерешенной проблема с экспортным НДС, из-за чего ряд российских компаний (например, те, которые продают через магазины приложений), возможно, будут платить налог дважды.

    Кроме того, закон не предусматривает классификацию ПО. «Льгота по НДС по-прежнему существует только для софтверных компаний, а не для ИТ-компаний, и зависит от модели продажи ПО», — уточнил эксперт.

    Также не до конца понятно, как будет проходить процедура регистрации иностранных компаний в качестве плательщика НДС и как будет определяться национальность клиента.

    «Предполагаем, что в первый год будет происходить обкатка механизма, тогда же мы и выясним, насколько данная мера затратна по администрированию и оправдались ли финансово-экономические прогнозы, заявленные при принятии законопроекта», — предположил Казарян.

    По словам эксперта, в итоге «налог на Google» будет по сути оплачивать из своего кармана потребитель. «Разумеется, как и в любой другой торговле НДС — это косвенный налог, который платится потребителем», — подчеркнул он.

    Компании будут выполнять закон

    Вместе с тем иностранные интернет-компании начали заранее готовиться к вступлению закона в силу. В частности, американская корпорация Google разослала пользователям своих сервисов уведомление о возможном росте стоимости подписок на 18%.

    «Google соблюдает налоговое законодательство во всех странах, где работает компания. Мы уже уведомили всех пользователей, что в 2017 году будет изменено российское законодательство об НДС. В результате общая стоимость подписок может увеличиться на 18%. Новая цена станет доступна после 1 января 2017 года, когда подписки возобновятся», — рассказали ТАСС в пресс-службе корпорации.

    В японской Nintendo (разработчик консолей и видеоигр, участвовавшая в запуске Pokemon Go) заявили, что цены на игры для российских пользователей в сервисе Nintendo eShop для игровых приставок Nintendo 3DS и Wii U вырастут примерно на 20%. «В это изменение уже заложена и небольшая коррекция, связанная с динамикой курса рубля к евро за последние полтора года», — указали ТАСС в пресс-службе Nintendo. Цены на часть ассортимента компания обновила уже 15 декабря. При этом стоимость дополнительного контента к играм не изменится, подчеркнули в компании.

    Владелец популярных игровых приставок Xbox — Microsoft — не уточнил, вырастут ли цены на игры. «Microsoft зарегистрируется в системе ФНС и будет предоставлять соответствующую отчетность», — сказали в пресс-службе компании.

    Еще один производитель игровых приставок — Sony — не ответил на запрос ТАСС.

    Под действие закона также попал американской онлайн-кинотеатр Netflix, который, однако, не собирается повышать стоимость своих услуг для россиян. «Netflix будет соблюдать новый российский закон, и стоимость подписки (включая НДС) останется прежней», — сообщили ТАСС в пресс-службе.

    В Apple не ответили на запрос ТАСС. Также не прокомментировали ситуацию и крупнейшие мировые компании-разработчики и дистрибьюторы компьютерных игр — американские Activision Blizzard (игры World of Warcraft, Call of Duty, Diablo, Guitar Hero), корпорация Take2 (владеет 2K Games и Rockstar Games, игры Grand Theft Auto, Civilization и Mafia) и EA Games (игры The Sims, Need For Speed, Harry Potter, FIFA и Mass Effect), а также французский разработчик и дистрибьютор компьютерных игр Ubisoft (игры Assassin’s Creed, Prince of Persia и Far Cry).

    Представители сервиса цифрового распространения компьютерных игр и программ Stream (принадлежит американскому разработчику Valve, игры Half-Life, Portal, Counter-Strike и Dota 2) также не ответили на запрос.

    tass.ru