Правило орфографии безошибочное написание безударных гласных в корне

§ 8. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова —

29. Прочитайте стихотворение С.Михалкова. Найдите однокоренные слова. Выпишите выделенные слова столбиками: слова с ударениями на корне пометсите сверху, ма с ударениями не на корне — снизу. Ударную гласную подчеркните двумя черточками, а безударную — одной.


30. Измените число имен существительных, а глаголы аоствьте в 3 — м лице в единственном чиле.




31. Подберите однокоренные проверочные слова.

Н о ной — ночь, п а стух — пас, н е бесный — небо, п о левой — поле, х о лмистый — холм, загл я деться — взгляд, уд и вляться — диво, ож и вать — жив, к о рмить — корм, пл я сать — пляски, з а п а х — запахнет.


32. Найдите проверочное слова для каждой группы слов, расположите его в круге. Остальные слова расположите вдоль стрелок. В словах мвыделите корень и поставьте ударение.


33. Озоглавьте текст. Выпишите слова с пропущенными гласными в корне. Обозначьте выделенную орфограмму, т.е.: 1) подчеркните её одной чертой; 2) выделите корен; 3) поставьте ударение; 4) рядом запишите проверочное слово и подчеркните в нём двумя чертами ударную гласную (см. образец в правиле).

Под дождём
Наташа села и вз я ла на колени брата, укрыв руками его голову от ветра и д о ждя. Антошка приподнялся на коленях Наташи и посм о трел вокруг, терпеливо жмурясь от бури, от к о л о сьев и в о дяных капель, бьющих его по л и цу. Он увидел черное, близкое, бегущее в небе, а ниже его неподвижно в и сели серые облока.

34. Прочитайте стихотворение А.Шибаева. Что неправильно написал Мишка в «письмишке»? Запишите выделенные предложения в исправленном виде. Какие правила орфографии не знает Мишка?

Здесь чудный лук, и я лижу. — Здесь чудный луг, и я лежу.
Здесь — лиса, красивый длинный прут. — Здесь — леса, красивый длинный пруд.
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни. — Когда отряд идёт в поход, я запеваю песни.
На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен. — На днях в лесу нашёл я груздь и очень был доволен.
Мишка не занет правила проверяемая безударная гласная в корне и проверяемая согласная на конце слова.


35. К словам с безударными гласными в корне запишите проверочные слова.


36. Выпишите пары одинаково произносимых слов. Чтобы стало ясно их значение, поберите к каждому подходящее по смыслу слово.

С и деть на стуле- с е деть рано, пол а скать кошку — пол о скать бельё, сп е ши на урок — сп и ши текст.


37. Проверьте написание безударных гласных в корне по словарю «Пиши правильно!»

Вел о с и пед, г и мнастика, м а ршрут, к о чевник.


38. В левый столбик выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне, в правый с непроверяемимы. Подчеркните безударную гласную корня.

39. Диктант (см. памятку на стр. 169)

Уд и вительный (д и во) урожай моркови и капусты, з е лёная (з е лень) п о лоса (п о лосы) картофельного поля, т я жёлые (т я жесть) к о лосья (к о лос) пшеницы, зап а х (п а хнет) з е мляники (з е мли), зак а ляться (зак а лка) летом, сп о ртивные (сп о рт) дост и жения (дост и гнуть).

porusskomu.ru

Правописание безударных гласных в корне слова

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Как, наверное, иногда хочется, чтобы мы записывали слова так, как они слышатся! Оценка за диктант тогда бы была, конечно, выше. Но одна из особенностей русского языка в том, что слова далеко не всегда записываются так, как они слышатся. Чаще всего мы ошибаемся в написании безударной гласной в корне. Данный урок поможет вам усовершенствовать свои навыки в правописании безударной гласной в корне.

Тема: Повторение изученного в начальных классах

Урок: Правописание безударных гласных в корне слова

Что такое корень слова?

Корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Например, слова дом – домик – домашний – домовой имеют общий корень дом- и являются однокоренными.

В каком случае нужно проверять безударную гласную в корне?

Один слог в слове произносится с большей силой (это ударный слог), в ударном слоге гласный звук обозначается соответствующей ему буквой (дом, домик); в безударном слоге не всегда написание соответствует произношению (например, в словах домашний и домовой мы произносим А, а пишем О). Написание безударной гласной необходимо проверять.

Как проверить безударную гласную в корне?

Для того чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором эта гласная была бы под ударением. Например:

домашний – дом,

слоненок – слон,

дарить – дар,

белеть – белый,

синеть – синий.

В безударной позиции будет писаться та же гласная, что и под ударением в однокоренном слове.

Рис. 1. Способы проверки (Источник)

При подборе однокоренных слов следует помнить о важном ограничении: нельзя проверять безударную гласную корня глаголами, в которых есть суффикс -ива-/-ыва-:

проглотить – глотка, а не проглатывать;

• опоздавший – поздно, а не опаздывать;

• спросить – спрос, а не спрашивать.

При подборе проверочного слова необходимо учитывать его лексическое значение, поскольку бывают слова, которые звучат одинаково, а значение имеют разное и пишутся по-разному:

примирять врагов (мир) – примерять платье (мерить);

• поседеть от невзгод (седенький) – посидеть на завалинке (сидя);

• поласкать котенка (ласка) – полоскать белье (полощет).

Рис. 2. Безударные гласные в корне слова (Источник)

Домашнее задание

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подберите к словам с пропусками проверочные.

Солнце уже село в д..лёкий лес, когда Егорка приб..жал в к..нюшню. Дед Савелий положил полушубок на спину невысокой л..шадёнке мышиной масти и пос..дил на него Егорку. Выпущенные из к..нюшни кони, хорошо зная дорогу, сами поб..жали на берег озера.

2. Вставьте пропущенные буквы. Для этого подберите слова, где проверяемая гласная была бы под ударением.

Вл_стелин, просл_влять, укр_титель, пок_рать, изм_рение, разув_рять, дост_жение, неисч_рпаемый, объед_няться, неприм_римые враги, сож_ление, благосл_влять, вообр_жение, прор_дить морковь, тр_стись от страха, тр_скотня пулеметов.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет:

1. Правила русской орфографии и пунктуации (Источник).

Дополнительные тренировочные упражнения.

Литература:

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

interneturok.ru

Правописание безударной гласной в корне слова

Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той же значимой части слова (в том же корне, в той же приставке, суффиксе, окончании) проверяемый гласный находится под ударением,

например: г о ра (г о ры, г о рный), н а брать (н а бранный), земл я ной (овс я ный), в дом е (в стол е ).

Безударные гласные в корнях, проверяемые ударением

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением,

например: в о да (в о ды, в о дный), с а ды (с а д, с а дик), св и нья (св и ньи), я йцо ( я йца ), г о в о рить (г о вор, разгов о р), м о л о дой (м о лод, м о лодость, мол о денький), ж а ра (ж а р, ж а ркий), ш а лун (ш а лость).

В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам. Так, безударные неполногласные сочетания ра , ла (в ра та, сок ра тить, б ра зды, г ла ва, об ла ко, в ла чить и подобные) всегда пишутся с буквой а — это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные оро , оло (в оро та, к оро ткий, б оро зды, г оло ва, в оло чить).

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. В словах зат о пить, оп о здать, прогл о тить, раздв о ить, зат о птать и других гласная о проверяется однокоренными словами п о здно, гл о тка, дв о е, т о пчет, хотя есть глаголы зат а пливать, оп а здывать, прогл а тывать, раздв а ивать.

Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения. Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс — ирова — — немецкий. Сравните: абонемент — абонировать, ангажемент — ангажировать; слова интеллигенция и интеллект в латинском языке образованы от разных основ одного корня.

При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва- (-ива-).

Например, для проверки безударной гласной в корнях глаголов бр о сать, т о птать, см о треть, м о лчать следует привлекать такие слова и формы, как бр о сить, перебр о ска, т о пчет, см о трит, см о тр, м о лча, ум о лкнуть , но не глаголы типа набрасывать, вытаптывать, рассматривать, умалчивать, для которых характерно чередование гласных о – а (зараб о тать – зараб а тывать, усв о ить – усв а ивать и т. п.).

Особенно внимательными нужно быть при написании слов с омонимичными корнями, в которых безударный гласный произносится одинаково, но на письме обозначается различными буквами.

Сравните попарно слова: ч а стота (ч а стый) и ч и стота (ч и стый), пол а скать (л а ска) и пол о скать (пол о щет), п а ры (мн. ч., ср. п а р ) и до п о ры (ср. до сих п о р), л е са (мн. ч., ср. л е с) и л и са (ср. л и сы, л и сонька), пос и деть (с и дя) и пос е деть (с е д , кр. ф. от седой), разв и вать (разв и ть) и разв е вать (в е ять), разр я дить (разр я д) и разр е дить (р е дкий), осв е тить (св е т, осв е тит) и осв я тить (св я т, св я тость), прим е рять (м е рить) и прим и рять (м . р.).

Буква е после парных мягких согласных и шипящих пишется в соответствии как с ударным е , так и с о (на письме ё ). Сравните: б е лить (б е лый) и в е ла (в ё л), с е ло (с ё ла и с е льский ), ш е лестеть (ш е лест ) и ш е лка (ш ё лк), ж е мчуга (ж е мчуг ) и ж е лудей (ж ё лудь).

Безударные гласные в корнях, не проверяемые ударением

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.

Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто.

Другие трудные случаи написания корневых гласных

В слове бархат после х в безударной позиции пишется буква а (также барх а тный, барх а тистый), хотя под ударением в слове бархотка (вариант: барх а тка ) – гласный о . Безударному гласному в слове леб е дь, который передается буквой е , соответствуют под ударением ё и я : леб ё дка, леб ё душка и леб я жий . В слове л а дья без ударения пишется а , а под ударением в слове л о дка – о .

В словах д е тёныш, д е тёнок, д е твора, д е торождение и др. пишется без ударения буква е в соответствии с ударным е в слове д е ти и производных от него – детский, детство, бездетный и т. п. Однако в слове д и тя , а также в просторечных д и тё и д и тячий пишется и (ударный и в д и тятко).

Корень слова магнит , греческого по происхождению, в ряде слов имеет другой ударный гласный – е , а в безударном положении соответствующий гласный передается как буквой и , так и буквой е.

Например, магн и т, магн и тный, намагн и тить и магн е то, магн е тик, парамагн е тик; магнитограф , магн и ториум, магн и тола, магн и тометр, магн и тофон, магн и тобиология, магн и тооптика и магн е тический, магн е тизм, магн е тит, магн е тон, магн е трон . варианты: магн е тоэлектрический эффект и магн и тоэлектрическая машина, магн и тохимия и магн е тохимия ; наличие таких орфографических вариантов поддерживается побочным ударением на гласном и или е в первой части этих сложных слов (которые, таким образом, различаются и в произношении).

В корне слова деб е т (финансовый термин) и однокоренных словах второй гласный, всегда безударный, передается буквами е (в словах деб е т, деб е товать, деб е товый ) и и (в словах деб и тор, деб и торский ). В корне слов инфекция и дезинфекция на месте ударного гласного е пишется (в глаголах на цировать ) в безударном положении буква и : инфицировать, дезинфицировать . То же в словах перцепция, апперцепция , но перципировать, апперципировать; коррекция , но корригировать . Буквы е и и на месте безударных гласных различаются в корнях слов: сенсибе льный , но сенсиби лизация; инже нер , но инжи ниринг . Во всех этих случаях различия в письменной передаче корневых гласных объясняются написанием слов в языках источниках. Написание гласных букв в таких корнях определяется в словарном порядке.

Безударные соединительные гласные

При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и е.

Соединительный гласный передается на письме после твердых парных согласных буквой о, а после мягких парных согласных, шипящих, ц и j – буквой е, например: звук о режиссёр, мир о воззрение, сен о кос, работ о датель, дикт о фон, москв о рецкий, одн о разовый, девяност о летний, ст о рублёвый, мор е плаватель, древн е русский, пыл е сос, общ е доступный, тысяч е летний, свеж е окрашенный, мыш е ловка, овц е водство, ча е питие; гряз е вод о лечебница, масл о сыр о варенный.

Образования с мягким и твердым согласным перед соединительными гласными, передающимися соответственно буквами е и о : кров е носный и кров о подтёк, кон е водство и кон о крад, дальн е прицельный и дальн о зоркий, песн е творчество и песн о пение.

Буква о пишется также после гласной и или е в ряде сложных слов с первой частью – основой слов на -ия или на -ей , -ея,

например: бактери о носитель (бактерия), истори о графия (история), религи о ведение (религия), хими о терапия (химия), трахе о бронхит (трахея), музе о логия (музей), но: музе е ведение.

Вместо соединительных гласных о и е в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:

я – в словах с первыми частями себя-: себялюбие, себялюбивый (но в себе стоимость и себе довлеющий буква е); время-,

например: времяпрепровождение, времяисчисление, времяизмерительный; имя- ,

например: имятворчество, имяславие (общественно-философское течение); семя-,

например: семядоля, семяпочка, семязачаток, семяизвержение, семяприёмник, семяочистительный (но именослов, семеноводство, семенохранилище , а также — с основами других слов на -мя – знаменосец, пламеобразный, пламегаситель);

а – в словах умалишённый, сумасшедший , в словах с первыми частями сорока, полутора, полутораста,

например: сорокалетие, сорокасвечовый, сорокачасовой (но ср. сороконожка, сорокоуст); полуторатонный, полуторагодовалый, полуторасталетний (но в словах с первыми частями девяносто- и сто- пишется о);

и – в словах с первыми частями, содержащими основы числительных от пять до двадцать, а также тридцать, пятьдесят и т. п.,

например: десятилетка, семимесячный, тридцатитомный, шестидесятилетие; в части сложений с основой числительного три: трилистник, триединый, триединство, триипостасный (но треугольный, треножник и т. п.); в словах с первыми частями, совпадающими с формами повелительного наклонения глагола, например: сорвиголова, вертихвостка, вырвиглаз, перекати-поле; в сложных притяжательных прилагательных типа дяди-Стёпин, тёти-Валин;

ы – в таких же прилагательных типа бабы-Дусин, Анны-Петровнин.

В конце первых частей сложных слов пишутся также: буквы а и и – в некоторых рядах сложных слов с первыми частями интернационального характера: авиа- (авиабаза, авианосец, авианесущий ), аква- (акванавт, акватехника ), мега- (мегатонна, мегаватт, мегапроект), медиа- (медиакомпания, медиахолдинг), макси- (макси-юбка ), миди- (миди-платье), милли- (миллиметр, миллиграмм), мини- (мини-турнир), санти- (сантиметр), деци- (дециметр), поли- (поливитамины, политехнический), квази- (квазиизлучение, квазинаучный); буква и – в части слов со вторыми частями -метрия (планиметрия, дозиметрия ; но сейсмометрия, спектрометрия), -фикация и -фицировать (электрификация, электрифицировать, газификация, интенсификация, русификация; но теплофикация, радиофикация); в названиях государств, территорий со второй частью -стан (Узбекистан, Туркменистан, Курдистан); в словах центрифуга, агрикультура (но агрокультура с другим значением).

videotutor-rusyaz.ru

Правило орфографии безошибочное написание безударных гласных в корне

Изображения

Схема. Звуки речи

(Материал из открытых источников)

Презентация

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ОРФОГРАФИЯ

1. Какие разделы науки о русском языке вы знаете?

2. Что изучает каждый из этих разделов?

3. Вспомните, что вам известно об орфоэпии. Что изу­чает орфоэпия? С какими разделами языка она связана?

4. С какими разделами науки о языке связаны орфогра­фия и пунктуация?

5. Что такое орфография? Что такое орфограмма? Назо­вите разделы орфографии, а в каждом из разделов — основ­ные группы орфограмм.

6. Вспомните правописание морфем (значимых частей слова).

7. Назовите правила орфографии, которые помогут вам в безошибочном написании безударных гласных в корне.

8. Какое правило орфографии поможет вам не ошибить­ся в написании гласных е (ё) — о после шипящих в корне слова; в написании ы — и после приставок в корне слова?

9. Расскажите о правописании согласных в корне: прове­ряемых, непроизносимых, двойных согласных.

10. Неизменяемые на письме приставки — что это такое?

11. Расскажите о правописании согласных в приставках на з (с); гласных в приставках пре-, при-.

12. Сформулируйте правило правописания гласных н и нн в окончаниях имен существительных; в личных окончаниях глагола.

13. Какое правило вам поможет в правильном написании безударных гласных в окончаниях прилагательных и прича­стий?

14. Вспомните правило, которое поможет нам избежать ошибок в написании гласных е (ё) и о после шипящих в суффиксах (и окончаниях) имен существительных и прилагательных.

15. Вспомните правило о написании н и нн в существи­тельных и прилагательных.

16. Сформулируйте правило написания суффиксов суще­ствительных: -чик, -щик; -ек, -ик; суффиксов прилагатель­ных: -ск-, -ов-, -ев-, -чив-, -лив- и др.

17. Расскажите об употреблении ъ и ь.

18. Сформулируйте правила написания: а) ь после шипя­щих в конце слова; б) ь для обозначения мягкости согласного; в) ь и ъ, выполняющих разделительную функцию.

В современной русской орфографии выделяют три главных принципа, которыми руководствуются при ус­тановлении орфографических норм:

морфологический, предполагающий единообразное написание морфем;

фонетический, при котором пишущий следует звуча­нию морфемы в данном слове, (беззлобный, беспокойный, предыстория, хотя образовано от слова история);

традиционный, согласно которому выбор буквы — од­ной из ряда возможных — определяется не каким-то орфо­графическим правилом, а этимологией, традицией.

Основным принципом русской орфографии является морфологический, фонетических написаний при строгом их рассмотрении не так уж много, хотя в древнерусском пись­ме они преобладали.

Учитесь замечать отступления от морфологического принципа в угоду фонетическому (расписание — роспись) и под влиянием традиционного (пловец, но плавать; изберу, но избирать; ра­сти, но росли).

Кроме трех основных, в русской орфографии имеют силу и некоторые другие принципы. Так, при употребле­нии прописной буквы действует семантический принцип, учет значения слова, словосочетания (при написании имен собственных) или синтаксический (прописная бук­ва в начале предложения). При слитно-дефисно-раздельных написаниях принимаются во внимание и лексичес­кие, синтаксические, и словообразовательные признаки.

В русском языке перенос слов слоговой, по фонетичес­кому принципу.

Быть готовым отвечать на следующие вопросы
1. Звуки речи.
2. Гласные звуки, сильная и слабая позиции.
3. Согласные звуки, сильная и слабая позиции.

Задание на самоподготовку

188.254.49.110