Регулирование рекламы закон о рекламе

Регулирование рекламной деятельности в США

Общие положения о регулировании рекламной деятельности в США

В Соединенных Штатах Америки свобода слова относится к неотъемлемым правам и свободам человека, которая, согласно Первой поправке к Конституции США, не может быть ограничена (« Конгресс не должен издавать ни одного закона, ограничивающего свободу слова или печати»).

Несмотря на то, что свобода рекламной деятельности признается частью свободы слова, в результате ряда судебных решений было установлено, что она подлежит более строгим ограничениям, чем другие формы выражения свободы слова. Таким образом, органы государственной власти вправе осуществлять регулирование распространения ложной, либо вводящей в заблуждение рекламы, рекламы незаконных товаров и услуг, а также достоверной рекламы – в случаях, способствующих защите существенных публичных интересов.

В США регулирование рекламной деятельности осуществляется не только органами публичной власти (на федеральном и региональном уровнях), но и в большой степени, с помощью саморегулирования.

1. Регулирование на федеральном уровне государственной власти

На федеральном уровне регулирование рекламы осуществляется путем принятия федеральных законов, а также посредством наделения соответствующих исполнительных органов полномочиями по контролю, надзору и нормативному регулированию рынка рекламы.

Контрольные и надзорные функции в области ведения рекламной деятельности в США осуществляет, главным образом, Федеральная торговая комиссия ( Federal trade commission , далее – ФТС). Первоначально направленная на защиту предпринимателей от недобросовестных методов конкуренции,деятельность ФТС постепенно сконцентрировалась на защите прав потребителей от вводящей в заблуждение рекламы. Сегодня ФТС обеспечивает эффективное исполнение законов; представляет интересы потребителей, предлагая свои заключения федеральным законодательным органам и законодательным органам штатов, а также национальным и международным правительственным организациям; разрабатывает рекомендации и активно участвует в проведении семинаров, конференций и других обучающих мероприятиях.

В рамках ФТС действует Бюро по защите потребителей, которое ограждает потребителей от нечестных либо вводящих в заблуждение действий, и способствует правильному пониманию компаниями законов и их соблюдению.

В полномочия Бюро по защите потребителей, в том числе, входит:

· рассмотрение жалоб потребителей, касающихся недостоверной или вводящей в заблуждение рекламы, представление их интересов в судебном и административном порядке, надзор за надлежащим исполнением решений соответствующих органов;

· мониторинг и предотвращение распространения недостоверной или вводящей в заблуждение рекламы;

· планирование, развитие и проведение национальных образовательных программ, разъясняющих потребителям их права, а организациям – требования рекламного законодательства;

· развитие, пересмотр и исполнение законов о защите прав потребителей, инструкций и рекомендаций ФТС;

· взаимодействие с федеральными и региональными органами исполнительной власти, международными и саморегулируемыми организациями.

Особое внимание законодатель и ФТС уделяют регулированию рекламы, чьей целевой аудиторией выступают несовершеннолетние, рекламы определенных групп товаров (алкоголь, табачные изделия, медицинские и сопутствующие им препараты),рекламы в Интернете, «эко-маркетинга» (продвижение или реализация экологически безопасных товаров и услуг) и телефонного маркетинга.

Санкции, применяемые ФТС (либо судом по инициативе ФТС), включают: предписания о прекращении противоправных действий, публикации опровергающей информации, а также гражданско-правовые меры ответственности. Следует подчеркнуть, что ФТС рассматривает жалобы только в отношении рекламы, существенным образом нарушающей публичные интересы. Все жалобы частного характера рассматриваются в судебном порядке, обычно с привлечением региональных или местных управлений по делам потребителей или негосударственных саморегулируемых организаций, таких как Бюро по улучшению деловой практики.

Другим уполномоченным органом в сфере регулирования рекламной деятельности средств массовой информации является Федеральная комиссия связи (Federal communications commission). Эта комиссия осуществляет ограничительный контроль над широковещательной рекламой (рекламой по телевидению и радио) путем рассмотрения жалоб потребителей на содержание рекламных материалов и время их выхода в эфир. Кроме этого, комиссия устанавливает правила размещения политической рекламы и распространения рекламы по факсу. В качестве санкций комиссия вправе отзывать лицензии, выдаваемые широковещательным станциям, налагать штрафы либо выносить предупреждения, а также ставить вопрос о применении гражданских либо уголовных мер защиты, вплоть до лишения свободы. При этом если в полномочия ФТС входит рассмотрение жалоб на недостоверную либо вводящую в заблуждение рекламу, то Федеральная комиссия связи исследует вопросы оскорбительного,непристойного и грубого содержания рекламных материалов.

В законодательное регулирование рекламы вовлечены и другие государственные органы США. Так, Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами ( Food and drug administration ) публикует руководства по рекламированию соответствующих товаров; организует обучающие программы, а также, в лице своего Отделения по маркетингу и рекламе лекарственных средств принимает и рассматривает жалобы. Кроме этого , специальной регламентации подлежат требования к рекламодателям, занимающимся перевозками, банковской и страховой деятельностью.

2. Регулирование на региональном и местном уровне

Помимо федеральных законов регулирование рекламной деятельности в США осуществляется с помощью законодательства штатов, округов и городов. В качестве примера можно привести административные, гражданские кодексы штатов, кодексы ведения бизнеса и профессионального подхода, в которых указываются основания для признания рекламы ложной, вводящей в заблуждение либо незаконной.

В целом, законы штатов и округов основываются на федеральных законах (в основном, на Единообразном законе о недобросовестной конкуренции) и соответствуют актам ФТС. Но, кроме этого, в локальном законодательстве более подробно рассматриваются такие вопросы, как, например, указание источника происхождения рекламируемого товара, его качество, состояние, определяется реклама «с исчезающей приманкой», а также приводятся определения «умаления конкурирующих товаров», «ложного или вводящего в заблуждение сравнения цен» и др.

В случае нарушения соответствующих норм потребители могут обратиться к генеральному прокурору штата либо прокурору округа или города, а также в управления по делам потребителей штатов, округов и городов (полный список этих органов по штатам можно посмотрет ь здесь ).

Также управления по делам потребителей выдают разрешения компаниям на ведение определенной деятельности (медицинской, транспортной, градостроительной, охранной, ветеринарной и др.) и разрабатывают соответствующие рекомендации в отношении распространения рекламы такой деятельности. В случае нарушения рекомендаций или рекламирования деятельности, на которую у компании нет лицензии, потребители могут обратиться с жалобой в соответствующее управление. В качестве санкции наиболее часто используется штраф.

3. Саморегулируемые организации

Негосударственные саморегулируемые организации заслуженно считаются наиболее эффективным регуляторами рекламной деятельности. Одной из наиболее влиятельных среди них является Бюро по улучшению деловой практики ( Better Business Bureau , далее – Бюро).

Бюро занимается аккредитацией компаний, которая подразумевает, что компания следует утвержденным Бюро стандартам, включающим обязательства прикладывать все разумные усилия для разрешения любых жалоб потребителей. Стандарты Бюро включают Кодекс бизнес практики, Стандарты этики и Кодекс рекламной деятельности. Кроме этого, Бюро является органом альтернативного разрешения споров, рассматривающим потребительские жалобы. Споры разрешаются путем примирительных процедур, медиации либо арбитража. В год местные отделения Бюро рассматривают несколько сотен тысяч споров.

Бюро, наряду с такими организациями, как 4А (ранее – Американская ассоциация рекламных агентств), Американская федерация рекламы, Ассоциация национальных рекламодателей, входит в союз – Совет по пересмотру национальной рекламы ( The National Advertising Review Council , далее – Совет ), задачей которого выступает поддержание правдивости и точности национальной рекламы с помощью добровольного саморегулирования.

Разработанная Советом система представляет собой гибкую альтернативу государственному регулированию, предоставляет возможность разрешать споры между конкурирующими рекламодателями и повышает общественное доверие к рекламе. Совет разрабатывает руководящие принципы для Национального отделения по рекламе и Отделения по пересмотру рекламы для детей, Национальной комиссии по пересмотру рекламы (являющейся апелляционной инстанцией по отношению к первым двум организациям) и Программы по саморегулированию электронной торговли. Каждая из этих организаций как по собственной инициативе, так на основе жалоб третьих лиц осуществляет пристальный надзор за деятельностью рекламодателей, и, в случае установления нарушений, направляет им соответствующие рекомендации по изменению рекламных материалов. Указанные организации признаны гораздо более быстрым, эффективным, экономным и конфиденциальным средством разрешения споров по сравнению с государственными судами.

Бюро США и Канады объединяются Советом Бюро, который считается лидером по развитию и управлению саморегулируемыми программами для бизнес-сообщества, и действует в сотрудничестве с Советом по пересмотру национальной рекламы, Ассоциацией национальных рекламодателей, 4А, Американской федерацией рекламы, Ассоциацией прямого маркетинга, Ассоциацией электронной торговли и Бюро интерактивной рекламы.

4А ( 4А’s ) – одна из наиболее влиятельных объединений рекламодателей, члены которой размещают более 80% всей национальной рекламы. Одной из главных функций организации выступает мониторинг рекламной деятельности и повышение бизнес стандартов рекламного сообщества. Члены 4А обязуются соблюдать устав, регламенты, стандарты практики и кодекс, регулирующий допустимое содержание рекламы. Организация работает с федеральным, местными правительствами и правительствами штатов для достижения социальных целей, в том числе, путем воспрепятствования необдуманному или несправедливому нормотворчеству и регулированию, а также предоставляет информацию и консультации по поводу рекламной деятельности.

Американская федерация рекламы ( The American Advertising Federation ) – старейшая профессиональная рекламная ассоциация, представляющая интересы более 40.000 рекламодателей, рекламных агентств, медиа компаний, локальных рекламных клубов и университетов. Федерация проводит мониторинг законодательных актов на местном, федеральном уровне и на уровне штатов и организует регулярные встречи своих членов с представителями органов власти. Кроме этого, организация регулярно направляет письма с выражением своей позиции по наиболее спорным вопросам, касающимся регулирования рекламы, в государственные органы: Сенат США и законодательные органы штатов, а также ФТС.

Ассоциация национальных рекламодателей ( The Association of National Advertisers ) – лидирующий представительный орган индустрии маркетинга, членами которого являются исключительно рекламные агентства, представляющие компании-рекламодателей. Ассоциация выступает с законодательными инициативами, пропагандирует отраслевую политику и разрабатывает рекомендации в соответствии с профессиональными и общественными интересами и нуждами. Каждый год организация публикует Меморандум по вопросам права, законодательства и нормотворчества, описывающий ее достижения и участие в этой сфере (см., например, 2010 Compendium of Legislative , Regulatory and Legal Issues ).

4 A , Американская федерация рекламы и Ассоциация национальных рекламодателей являются основателями и активными членами Рекламной коалиции, Альянса рекламы США, Коалиции в защиту свободы рекламы и Государственной рекламной коалиции. Эти коалиции объединяют различные группы , заинтересованные в защите интересов рекламодателей . Объединения лоббируют интересы рекламной индустрии в Конгрессе США и других государственных органах .

Бюро интерактивной рекламы ( Interactive Advertising Bureau ) объединяет более 500 медиа и технологических компаний, выступающих продавцами 86% он-лайн рекламы в США. Бюро интерактивной рекламы выполняет образовательные функции как для своих членов, так и для всего бизнес-сообщества, стремится повышать стандарты рекламной деятельности и защищать и продвигать интересы своих участников. Бюро интерактивной рекламы оценивает деятельность компаний на предмет их соответствия разработанным им стандартам, предлагает рекомендации и проводит исследования онлайн рекламы. В качестве примеров разрабатываемых организацией документов можно привести: стандарты по рекламе и творчеству, использованию информации, рекламе игр, интерактивному телевидению. Кроме этого, Бюро интерактивной рекламы лоббирует интересы своих участников в Конгрессе США и федеральных агентствах, разрабатывает законодательные предложения, следит за исполнительной деятельностью ФТС и других федеральных агентств.

Бюро интерактивной рекламы, наряду с 4А, Ассоциацией национальных рекламодателей, Американской федерацией рекламы и Ассоциацией прямого маркетинга, входит в Альянс цифровой рекламы, ключевым достижением которого является создание Саморегулируемой программы для поведенческой интернет-рекламы ( The Self — Regulatory Program for Online Behavioral Advertising ). В июле 2010 года Программа запустила платформу Эвидон ( Assurance Platform , Evidon InForm ), которая позволяет потребителям контролировать персональную информацию, собираемую о них рекламодателями – участниками Программы.

Бюро по контролю за тиражами ( Audit Bureau of Circulations ) объединяет рекламодателей, рекламные агентства и издателей в борьбе с мошеннической деятельностью. Организация постоянно проводит мониторинг и публикует данные о проверках тиражей печатных изданий, траффиков веб-сайтов. Основываясь на отчетах Бюро по контролю за тиражами, ведущие рекламодатели и рекламные агентства принимают решения о размещении рекламы в соответствующих изданиях, а рекламораспространители могут разрабатывать свои рыночные стратегии.

Стоит упомянуть и о деятельности таких организаций, как Ассоциация прямого маркетинга ( Direct marketing association ) и Ассоциация электронной торговли ( Electronic Retailing Association ), которые также устанавливают требования к своим участникам, включая условия размещения рекламы, и защищают их интересы перед федеральными и местными законодательными органами.

Денис Васьков для AdConsul

AdConsul на MARSPO. Москва, 11-12 апреля 2018г.
Панельная дискуссия «Букмекерский рынок и российский спорт. Новые возможности и вызовы» /// Доклад «ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ БУКМЕКЕРСКИХ КОМПАНИЙ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ. СПОНСОРСТВО СПОРТИВНЫХ ТРАНСЛЯЦИЙ И ПРЯМАЯ РЕКЛАМА».

АНОНС. Betting Trends Forum. Москва, 3 апреля 2018г.
«Телевидение — универсальный инструмент, с помощью которого и с ограниченным бюджетом можно построить охватную качественную рекламную кампанию».

ИНСТРУМЕНТЫ. Гонконг — точка входа российского вина на быстрорастущий рынок Азии
Падение спроса на вино в Европе приковывает основное внимание мировой винодельческой промышленности к быстро развивающемуся рынку Азии. Как эффективно выстроить выход компании на этот непростой во всех отношениях рынок?

adconsul.org

Регулирование рынка рекламы

Современный рынок рекламы является частью общественной системы и представляет собой самостоятельный сектор экономики, включающий широкую систему экономических, правовых, социокультурных и иных oтношений, которые возникают и развиваются между субъектами этого рынка — рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями и потребителями рекламы. Рекламная деятельность, рынок рекламы и взаимоотношения его субъектов регулируются государственными и общественными институтами. Подобная практика принята во многих странах с развитыми экономическими системами.

В Российской Федерации к настоящему времени сложились два основных подхода к регулированию рынка рекламы:

  • Государственное регулирование рынка рекламы. Государственное регулирование является основным регулирующим инструментом на рынке рекламы, оно обеспечивает правила взаимодействия между его участниками при помощи системы правовых и организационно-экономических форм и методов воздействия на рыночные процессы в целях защиты прав и интересов всех субъектов рынка.
  • Общественное регулирование рынка рекламы. Общественное регулирование, включая саморегулирование рекламной отрасли, является дополнительным регулирующим инструментом на рынке рекламы и во многом выполняет превентивные функции, позволяя разрешать спорные и проблемные ситуации в сфере рекламной деятельности, не прибегая к государственным инстанциям.
  • Каждое из этих двух направлений регулирования рекламы функционирует на основе тех или иных законодательных и рекомендательных норм и правил. Нормы, регулирующие рекламу, проявляются в нескольких формах:

  1. Государственное регулирование на федеральном уровне.
  2. Государственное регулирование на региональном уровне.
  3. Негосударственное регулирование организациями рекламной отрасли (саморегулирование).
  4. Негосударственное регулирование организациями по защите прав потребителей.

    Как и в других странах, общие требования к рекламе в Российской Федерации определяются нормами общественной морали, федеральных законодательных актов, обычаями делового оборота, нормами международного и национального рекламного кодекса, этическими нормами бизнес-сообщества, в том числе и декларированными в документах профессиональных объединений рекламного рынка. Весь перечень официальных (формальных) и неформальных требований достаточно велик. В своей совокупности они отражают следующие принципиальные позиции:

    • реклама должна содействовать развитию свободной конкуренции, развитию рынка, экономики страны, росту благосостояния граждан;
    • реклама не должна наносить ущерба моральному и физическому здоровью граждан;
    • реклама должна способствовать осуществлению свободного выбора;
    • реклама не должна являться инструментом недобросовестной конкуренции.

    Взаимоотношения государственного и общественного регулирования в рекламной сфере во многом обусловлены специфическими особенностями развития российского рынка, не имеют исторических прецедентов и поэтому еще окончательно не сложились. К 2006 году в России завершились основные процессы становления рекламной индустрии: сформирована законодательная база, основу которой составил Федеральный закон «О рекламе», в котором предпринята первая попытка кодификации всех норм регулирования рекламы в российском законодательстве. Сложилась система саморегулирования, включающая некоммерческие организации, способные регулировать лежащие вне сферы законодательного регулирования вопросы, и кодексы, как основные документы саморегулирования. По инициативе саморегулирующих организаций начинается разработка общих принципов взаимодействия — индустриальных стандартов.

    adindustry.ru

    Правовое регулирование рекламной деятельности

    Основным законодательным актом, который регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе»1 (далее — Закон о рекламе). До введения в действие этого Закона нормы, регулирующие рекламные отношения, были рассредоточены в различных законодательных2 и подзаконных актах3, которые зачастую противоречили друг другу. Фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, -все это отрицательно влияло на этот вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта.

    Действующий Закон о рекламе ставит перед собой цели защитить субъектов от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвратить появление ненадлежащей рекламы или предотвратить негативные последствия, которые могут быть ею вызваны.

    Данный акт является комплексным, поскольку регулирует совокупность отношений, связанных с рекламной деятельностью. Так, Закон о рекламе определяет само понятие рекламы; понятие, права и обязанности субъектов рекламных отношений; требования, предъявляемые к рекламе, и ряд других вопросов.

    Комплексность Закона о рекламе проявляется и в том, что он регулирует отношения, возникающие на товарном и финансовом рынках, а также при оказании таких специфических услуг, как банковские, страховые и т. п.

    Действие рассматриваемого Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу.

    В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, законодательство РФ о рекламе состоит из данного Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с данным Федеральным законом.

    Помимо Закона о рекламе, правила производства, размещения, распространения рекламы отдельных видов товаров и услуг закреплены в соответствующих специальных законодательных актах. В качестве примера приведем Федеральные законы «О лекарственных средствах», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О рынке ценных бумаг» и др.

    Среди подзаконных актов нужно отметить Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы»1. Данный акт содержит требования к рекламе финансовых организаций, привлекающих средства граждан и юридических лиц (банков, страховых и инвестиционных организаций).

    Определенную роль в регулировании рекламных отношений играют акты федеральных органов исполнительной власти. В качестве примера назовем Приказ Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г. № 26Ц2, которым установлены требования к наружной рекламе, размещаемой на объектах федерального железнодорожного транспорта.

    Следует отметить, что содержащееся в ст. 3 Закона о рекламе положение о федеральном уровне регулирования отношений в сфере рекламы рассматривалось в Конституционном Суде РФ. Поводом к рассмотрению дела явились запросы Законодательного Собрания Омской области и Московской городской Думы. В своих запросах стороны исходили из того, что законодательство о рекламе не упомянуто ни в ст. 71 Конституции РФ (предметы ведения РФ), ни в ст. 72 (предметы совместного ведения РФ и ее субъектов) и, следовательно, рекламная деятельность может регулироваться нормативными актами субъектов РФ, а это не предусмотрено ст. 3 Закона о рекламе. В Постановлении от 4марта 1997 г. №4-П1 Конституционный Суд РФ указал, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т. е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ, в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4-6). В силу положений ст. 130, 132 и 133 Конституции РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

    Следует отметить, что нормативными правовыми актами субъектов РФ в основном регулируются вопросы наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах. Приведем некоторые из этих актов:
    — Постановление Правительства Москвы от 22 января 2002 г. №41-ПП2 «О перспективах развития и правилах размещения средств наружной рекламы, информации и оформления города», которым утверждены Правила размещения средств наружной рекламы и информации в Москве;
    — Постановление Правительства Москвы от 21 мая 2002 г. № 378-ПП «О проведении конкурсов на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене»3, которым утверждено Положение о порядке подготовки конкурсов на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене.

    Международной торговой палатой в 1937 г. был принят Международный кодекс рекламной практики. Он пересматривался в 1949,1955, 1966 и 1973 гг. Последняя редакция принята 2 декабря 1986 г. 47-й сессией Исполнительного совета Международной торговой палаты. В соответствии с положениями, указанными во введении Кодекса, он является в первую очередь средством самодисциплины, однако он также предназначен для использования судами в качестве справочного документа в рамках соответствующего законодательства.

    psyera.ru

    О правовом регулировании рекламы в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

    Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Шишкин Д.А.

    Статья посвящена анализу положений Федерального закона «О рекламе». В ней рассматриваются вопросы, касающиеся понятия «реклама», субъектов рекламных отношений, специальных требований к рекламе, системы регламентации рекламной деятельности , а также формирования консолидированного законодательства о рекламе.

    Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Шишкин Д.А.,

    On legal regulation of advertizing in the Russian Federation

    Article is devoted the analysis of positions of the Federal law «About advertising». In it the questions, concerning concepts «advertising», subjects of the advertising relations, special requirements to advertising, systems of a regulation of advertising activity, and also formation of the consolidated legislation on advertising are considered

    Текст научной работы на тему «О правовом регулировании рекламы в Российской Федерации»

    ние решение суда, а также в целях предотвращения значительного ущерба заявителю».

    Д.А. Шишкин О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЕКЛАМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

    На сегодняшний день реклама является мощным механизмом воздействия на формирование в среде потребителей оптимальных условий свободного выбора производителей, услуг и товаров. Это способствует не только четкому отслеживанию жизнедеятельного цикла продукции на рынке, но и созданию и укреплению среди покупателей действенной системы стойкого предпочтения рекламируемых объектов.

    Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»1 (далее — Закон «О рекламе») регулирует правовые отношения, которые возникают в процессе создания и распространения рекламы. Данный Закон призван способствовать развитию рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечению в Российской Федерации единства экономического пространства. Кроме того, Закон нацелен на обеспечение реализации права потребителей в получении добросовестной и достоверной рекламы посредством предупреждения нарушений законодательства РФ о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

    Согласно ст. 3 данного Закона реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

    Основной целью рекламы является стимулирование продаж рекламируемого товара. Известный американский рекламист

    * Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук Л.И. Булгаковой.

    1 СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

    Труды Института государства и права Российской академии наук № 2/2012

    Раймонд Рубикам2 говорил: «У рекламы есть одна самая главная цель — продавать, все остальное от лукавого». Реклама — неотъемлемая часть деятельности любой фирмы. Это весьма тонкий рыночный инструмент. В условиях развитого рынка, когда присутствует высокая конкуренция, и каждый продавец стремится максимально удовлетворить потребности покупателя, реклама может послужить решающим фактором конкурентной борьбы.

    Иначе говоря, реклама служит для того, чтобы оповестить различными способами (иногда всеми имеющимися) о новых товарах или услугах и их потребительских свойствах, и направлена на потенциального потребителя. Реклама необязательно навязывает товар покупателю. Иногда она просто заставляет его вспомнить конкретную марку или название товара (услуги), когда он делает свой выбор. Вначале потребитель решает, из чего выбирать, какой марке отдать предпочтение, а уже затем на основе своего представления о ней, стереотипа или сложившегося образа конкретной марки товара (услуги).

    Итак, реклама — это информация: о конкретном лице (физическом или юридическом) или о товарах, об идеях и начинаниях. Она распространяется в любой форме, с помощью любых средств, предназначена для неопределенного круга лиц; призвана формировать или поддерживать интерес к лицам, товарам, начинаниям, а также способствовать реализации товаров, идей, начинаний.

    Следует отметить, что прежнее законодательство также определяло рекламу как рекламную информацию, распространяемую в любой форме, с помощью любых средств, в целях формирования или поддержания интереса к рекламируемому объекту. Однако только сейчас внесены важнейшие поправки, вызванные современной экономической ситуацией. Дело в том, что сегодня в рекламе, а значит, в правовом регулировании и защите

    2 Раймонд Рубикам — американский специалист по рекламе, основатель (совместно с Джоном Ором Янгом) известного рекламного агентства Young & Rubicam, создатель первого в рекламной индустрии исследовательского отдела.

    нуждаются не только товары, физические и юридические лица, но и интеллектуальная собственность3.

    Правовой анализ рекламного законодательства показывает, что как Закон «О рекламе» 1995 г., так и действующий Закон «О рекламе» 2006 г. не давали и не дают ответов на вопрос: чем же следует руководствоваться для отграничения рекламы от информации уведомительного характера. Корень проблемы кроется в понятии рекламы, содержащемся в законе. С сожалением приходится констатировать, что и в рамках действующего закона реклама определяется через информацию. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»4 информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

    Если следовать целям Федерального закона «О рекламе» (ст. 1) и организационной сущности рекламы, то закон должен распространяться на любые объявления физических и юридических лиц, связанные с осуществлением имущественных отношений. Понимая, что существенным сегментом общего товарооборота является товарооборот, осуществляемый в рамках предпринимательской деятельности, вместе с тем нельзя не отметить, что товарооборот с участием физических лиц (например, вторичный рынок недвижимости) также имеет немалую долю и способен существеннейшим образом влиять на общий товарный рынок. Нарушения прав потребителей информации, распространяемой физическими или юридическими лицами посредством таких объявлений, достаточно разнообразны и широко распространены. Это и введение в заблуждение относительно товара, и распространение объявлений о так называемом досуге, и использование объявлений при совершении мошеннических действий по отношению к их потребителям, и т.д. Отсутствие правового регулирования в данной сфере делает практически бесконтрольным распространение информации указанными лицами. Вред, причиненный такими действиями, представляется в

    3 См.: Беляева О.А. Предпринимательское право: Учеб. пособие. 2-е изд. С. 22-23.

    4 СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3448. 104

    некоторых случаях не менее существенным, чем при распространении ненадлежащей рекламы. Возможность контроля за подобными объявлениями при нынешнем состоянии правового регулирования отсутствует.

    Дело в том, что реклама в том смысле, в котором ее понимает Закон «О рекламе» 2006 г., может быть размещена под видом статьи, восхваляющей тот или иной товар или его производителя. В этом случае рекламораспространитель умышленно не будет проставлять пометку «реклама» рядом с подобным текстом. Если же антимонопольный орган заподозрит правонарушение, то в процессе исследования опубликованной статьи ему придется анализировать ее на предмет вопроса, о какой именно информации идет речь: рекламной или просветительской. Только при условии понимания рекламы как представления надобность в решении столь сложной задачи отпадает. Ведь представление возможно с помощью любых средств и любыми методами.

    Товар может быть представлен и путем авторского текста, превозносящего описываемую в нем продукцию, например в виде интервью с изготовителем или продавцом. С точки зрения законодателя, подобный материал можно считать информацией оповещающего свойства, однако при рассмотрении рекламы в качестве творческого индивидуализирующего представления, независимо от формы своего выражения (при условии удовлетворения всем признакам, присущим рекламе), напечатанный в периодическом издании текст не потеряет своего рекламного характера и верно будет признан рекламой.

    В соответствии со ст. 3 Закона «О рекламе»: объектом рекламирования признается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовителя или продавца товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В качестве товара рассматривается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

    В качестве субъектов рекламных отношений следует выделить следующие основные понятия: рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

    рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

    рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы;

    потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

    спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

    Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. В роли рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей могут выступать юридические лица и физические лица — индивидуальные предприниматели, поскольку на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, действие Закона «О рекламе» не распространяется.

    В то же время в Законе «О рекламе» отсутствует такой субъект российского рекламного бизнеса, как рекламное агентство, которое по нынешним реалиям не может уложиться в понятия «рекламопроизводитель» и «рекламораспространи-тель»5.

    Права и обязанности субъектов рекламных отношений определяются законодательством о рекламе и договором. Субъ-

    5 См.: Полукаров В.Л. Производство, размещение и распространении рекламного продукта. М., 2003. С. 54. 106

    ектом рекламных отношений являются также потребители рекламы, т.е. лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

    Важнейшими субъектами рекламных отношений, осуществляющими государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, являются Федеральный антимонопольный орган (ФАС России) и его территориальные органы.

    Кроме ФАС России контроль в сфере рекламы осуществляют и другие органы государственной и муниципальной власти, в том числе Государственная инспекция безопасности дорожного движения, Министерство связи и массовых коммуникаций6.

    Федеральная антимонопольная служба РФ наделена следующими полномочиями:

    а) предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;

    б) направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, решений об осуществлении контррекламы;

    в) направляет материалы о нарушениях законодательства РФ о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;

    г) направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы;

    д) вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроиз-водителями и рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой;

    6 См.: Минбалев А.В. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб. пособие. С. 43.

    е) вправе заключать с рекламодателями, рекламопроизводи-телями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики.

    Сотрудники ФАС (его территориальных органов) в целях выполнения возложенных на этот орган функций по контролю за соблюдением законодательства РФ о рекламе имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. При этом полученные таким образом сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашению не подлежат. В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом) в порядке, установленном законодательством.

    Помимо государственных органов контроль в сфере производства и распространения осуществляют органы саморегулирования в области рекламы — общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц, занимающихся рекламной деятельностью.

    По мере развития рекламы и рекламного бизнеса формировалась и система регламентирования рекламной деятельности, которая в настоящее время включает:

    государственное регулирование, выражающееся в законодательной регламентации рекламной деятельности, в том числе основных форм и правил;

    саморегулирование: общественный контроль за соблюдением правил поведения в рекламном бизнесе в лице общественных и профессиональных организаций рекламистов, потребителей, рекламодателей (например, Ассоциация коммуникационных агентств России — АКАР, бывшая Российская ассоциация рекламных агентств — PAPA, КонфОП и др.).

    Важнейшими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения на федеральном уровне в сфере рекламы, помимо названного Закона «О рекламе», являются:

    Федеральный закон от 8 июня 2006 г. № 135-ФЗ «О защите

    Гражданский кодекс РФ;

    Кодекс РФ об административных правонарушениях;

    Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»8;

    постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»9;

    постановление Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»10;

    ГОСТ Р 52044-2005 «Наружная реклама на дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» (в ред. изм. № 1, утв. в июне 2005 г., изм. № 2, утв. в марте 2009 г.).

    Соответствующие акты могут приниматься субъектами РФ. Так, в Москве было принято постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. № 908-ПП «О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве»11.

    Основными функциями законодательного обеспечения рекламной деятельности являются:

    упорядочивание и регулирование отношений в сфере рекламы (регулятивная функция);

    защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы (охранительная функция);

    создание условий для эффективного решения с помощью рекламы экономических, социальных и общественно-

    7 СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3434.

    8 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

    9 Российская газета. 2004. 31 июля.

    10 Российская газета. 2006. 23 авг.

    11 Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. № 69.

    политических задач (воспитательная и организационная функ-ции)12.

    Общие требования к рекламе перечислены в ст. 5 Закона «О рекламе», в которой выделены следующие пункты: реклама должна быть распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции не рекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки «на правах рекламы») не допускается.

    Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории РФ она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей. Если деятельность рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должен быть указан номер лицензии и орган, ее выдавший. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей пометкой. Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории РФ. Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается только в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям. Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних. Кроме того, в соответствии с нормами Закона «О рекламе» не допускается ненадлежащая реклама, т.е. реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама.

    Закон «О рекламе» устанавливает также специальные требования, которые могут касаться различных аспектов изготовления, распространения рекламы, ее содержания. Такие требования предъявляются:

    12 См.: Богацкая С.Г. Правовое регулирование рекламной деятельности. С. 8. 110

    к рекламе, распространяемой с помощью специальных средств — радиовещания, телевещания, в периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах и почтовых отправлениях. Особенности такой рекламы в основном касаются правил о ее продолжительности и объеме (ст. 11, 12 Закона «О рекламе»). Размещение рекламы на транспортных средствах ограничивается определенными местами (крыша, боковые поверхности кузовов до определенной линии). Рекламу следует размещать на площади, не превышающей 50% окрашенной поверхности кузовных деталей. Реклама не должна перекрывать внешние световые приборы, бортовые номера, ограничивать видимость с места водителя и т.д.;

    к наружной рекламе, т.е. распространяемой в городских, сельских поселениях и на других территориях в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения. Распространение наружной рекламы допускается только при наличии разрешения компетентного государственного органа или органа местного самоуправления. За выдачу разрешения взимается установленная плата. Распространение наружной рекламы на каком-либо объекте (здании, сооружении) допускается только на основании договора с собственником или обладателем иного вещного права на данное имущество;

    к рекламе отдельных видов товаров — алкогольных напитков, табака и табачных изделий; лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники; оружия. Специальные требования предъявляются к рекламе отдельных видов товаров ввиду того, что их применение и использование может нанести вред жизни и здоровью, имуществу потребителей. Так, не допускается реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах. Реклама этих товаров не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию об их положительных терапевтических свойствах и т.п. (п. 1 ст. 16 Закона «О рекламе»).

    Требования к рекламе некоторых видов товаров содержатся также в специальных законодательных актах (см. федеральные законы «О лекарственных средствах», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О безопасном обращении с пестици-

    дами и агрохимикатами», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и др.).

    Специальные требования также предъявляются, что в данном случае объясняются привлечением при осуществлении указанных видов деятельности денежных средств населения. При производстве, размещении, распространении рекламы этих услуг не разрешается гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям, рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии; представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности и т.д.

    Сформулированные в ст. 17 Закона «О рекламе» требования детализированы в специальных нормативных актах. Так, требования к рекламе на рынке ценных бумаг определены гл. 9 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»13.

    Общие положения об ответственности за нарушение законодательства РФ о рекламе устанавливаются в ст. 38 Закона «О рекламе». Нарушение физическими и юридическими лицами законодательства РФ влечет ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

    В контексте положений ст. 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена гражданским и административным правом. Кроме того, за умышленное нарушение законодательства РФ о рекламе ответственность может быть предусмотрена другими федеральными законами. Таким образом, законодатель оставляет возможность внести изменения в Уголовный кодекс РФ и установить ответственность за более серьезные нарушения, к которым в первую очередь относится заведомо ложная реклама, причинившая серьезный ущерб потребителям.

    Проблемы рекламного законодательства неоднократно обсуждались в литературе. Их число, а также характер обусловили необходимость обновления рекламного законодательства, поскольку оно, пользуясь установленными на определенном этапе развития механизмами, позволяет рекламным отношениям развиваться только до определенного предела. Когда же объективные общественные отношения «перерастают» установленные ранее механизмы, по-

    следние не только перестают выполнять свои функции, но и тормозят развитие рекламных отношений. Появляется потребность путем соответствующего вмешательства обновить такие механизмы, сделав их работоспособными.

    Многие авторы сходятся во мнении, что ныне действующее рекламное законодательство РФ недостаточно консолидировано. Ключевые нормы, регулирующие рекламную деятельность, разбросаны по большому количеству нормативных правовых актов (федеральные законы «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О телевизионном вещании и радиовещании», «О средствах массовой информации» и т.д.). Сложившаяся ситуация в значительной степени затрудняет процесс эффективного регулирования рекламной деятельности14.

    Важную роль в правовом регулировании рекламных отношений призваны играть технические регламенты. Так, например, п. 8 ст. 5 Закона «О рекламе» содержит положение о том, что в рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким регламентам. Законодатель подчиняет требованиям технических регламентов положения ст. 7, 14, 15, 19, 20 Закона «О рекламе», в связи с чем анализ вопросов разработки, применения требований технических регламентов является достаточно актуальным. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон «О техническом регулировании») под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

    14 См.: ГермогеноваЛ.Ю. Эффективная реклама в России. М., 2004. С. 77-78.

    Следует отметить, что Закон «О техническом регулировании» является, по сути, реформаторским и призван заменить действующие ГОСТы на технические регламенты, которые будут носить обязательный характер. Однако замена ГОСТов на технические регламенты идет слишком медленно (в течение трех лет был принят всего один такой норматив, причем принят Правительством РФ, а не Государственной Думой, в то время как Закон «О рекламе» вступил в действие с 1 июля 2006 г.).

    Если принять во внимание указанные выше обстоятельства, становится очевидным, что Закон «О рекламе», защищающий интересы слабой стороны — потребителя, в ситуации, когда «опорное» для него законодательство о техническом регулировании еще не сформировано, будет иметь декларативный характер. Только комплексный подход к формированию законодательства способен обеспечить баланс интересов потребителей и иных субъектов рекламной деятельности, а также надлежащее осуществление предпринимательской деятельности.

    Следует сказать и о контролирующих органах, с которыми обычно сталкивается рекламодатель. Антимонопольный комитет, который постоянно следит за соблюдением закона о рекламе, неоднократно наказывал рекламодателей за ненадлежащую (недостоверную, неэтичную и т.д.) рекламу. Однако принимаемые им меры к нарушителям законодательства не оказывают должного действия, поскольку в основном содержат предупреждения либо очень мягкие наказания.

    ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ДЕФИНИЦИИ*

    Вопрос дефиниции понятия «экологически неблагополучные территории» на законодательном уровне детально не прора-

    * Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук А.А.

    cyberleninka.ru