Штраф за отсутствие первичных документов

Штраф за отсутствие первичных документов

Вопрос: Какая роль первичных документов и ответственность за их отсутствие?

Ответ: В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ): «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций». Согласно п. 1 ст. 9 Закон № 129-ФЗ: «Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет». Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации (ст. 6 Закона № 129-ФЗ, ст.6 Приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Общие требования к оформлению документов установлены Законом № 129-ФЗ и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Вносить исправления в кассовые и банковские документы нельзя. Исправления в других документах должны быть заверены подписями тех же лиц, которые уже расписывались в них, и печатью организации. При этом надо указать дату внесения исправлений.

Если организация покупает или продает имущество, заключив предварительно с контрагентом договор, данные в первичных документах (стоимость товаров, суммы налогов, наименования и т.п.) должны соответствовать данным договора. В случаях, когда какие-то условия договора изменяются (например, снижена или повышена цена товаров (услуг)), нужно заключить соответствующее дополнительное соглашение к договору.

В случае если какой-либо первичный документ не был оформлен, и это обнаружилось при проведении налоговой проверки, на организацию может быть наложен штраф на сумму 5000 руб. Если аналогичные нарушения будут выявлены и в других налоговых периодах, сумма штрафа может возрасти до 15 000 руб. (п. п. 1 и 2 ст. 120 НК РФ).

На практике часто бухгалтер принимает к учету документы, оформленные с нарушением требований законодательства (например, не все реквизиты в документе заполнены) или составляет в произвольной форме документ, для которого предусмотрена типовая форма. Представитель налоговых органов при проведении проверки, безусловно, обратит на это внимание. Такие документы налоговые органы могут признать недействительными. Следовательно, будут признаны недействительными все бухгалтерские записи и неправильным расчет налогов с применением сумм, указанных в этом документе. В этом случае штрафы могут быть наложены и на предприятие, и на должностных лиц (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Виды налоговых правонарушений, связанных, в том числе, и с неправильным оформлением или отсутствием первичной документации, и предусмотренная законодательством ответственность за них приведены в таблице 1.

Ситуация (вид
правонарушения)

Штраф, который
взыскивается
с
организации

allcons.ru

Первичные документы. Оформление, типичные ошибки и правила их исправления

Лигай О.А.
Эксперт Отдела экономических проектов ИПС «Кодекс»

Факт свершения всех хозяйственных операций, проводимых организацией, должен быть зафиксирован путем оформления первичных учетных документов. На основании этих документов ведется бухгалтерский учет. Первичные документы должны содержать достоверные данные и создаваться своевременно, как правило, в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, то непосредственно по окончании операции. Первичные бухгалтерские документы оформляются в той последовательности, в которой совершаются хозяйственные операции.

Понятие первичных документов

Факт свершения всех хозяйственных операций, проводимых организацией, должен быть зафиксирован путем оформления первичных учетных документов. На основании этих документов ведется бухгалтерский учет.

Первичные документы должны содержать достоверные данные и создаваться своевременно, как правило, в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, то непосредственно по окончании операции.

Первичные бухгалтерские документы оформляются в той последовательности, в которой совершаются хозяйственные операции.

Неверно оформленные документы не позволяют предприятию правильно определить налогооблагаемую базу и становятся, как правило, причиной разногласий с налоговой инспекцией и возможных финансовых санкций по отношению к предприятию. Чтобы избежать ситуаций, при которых предприятию придется доказывать свою правоту через суд, необходимо обратить особое внимание на документальное оформление хозяйственных операций.

Основные требования, предъявляемые к оформлению первичных документов, изложены в Законе «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 N 129-ФЗ. А также в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29 июля 1983 г. N 105, которое действует в части, не противоречащей Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Формы первичных документов

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Унифицированные формы разрабатываются и вводятся в действие постановлениями Госкомстата РФ. Они обязательны к применению для предприятий всех отраслей экономики.

В унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций) организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.

Документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм, могут быть разработаны организацией самостоятельно и оформлены организационно-распорядительным документом.

Для придания таким документам юридической силы, формы документов должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

В необходимых случаях в форме документа могут быть приведены дополнительные реквизиты: номер документа, адрес предприятия, основание для совершения хозяйственной операции, зафиксированной документом, другие дополнительные реквизиты, определяемые характером документируемых хозяйственных операций.

Требования по оформлению первичных документов

Записи в первичных документах должны производиться чернилами, химическим карандашом, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин, средств механизации и другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение времени, установленного для их хранения в архиве.

Запрещается использовать для записи простой карандаш.

Документы должны быть оформлены аккуратно, текст и цифры написаны четко и разборчиво.

В документе необходимо заполнять все реквизиты. Если какой-либо реквизит не заполняется, то на его месте ставится прочерк. Обязательные реквизиты заполняются в обязательном порядке.

В денежных документах сумму указывают цифрами и прописью.

Первичные документы должны быть заверены личными подписями руководителя организации, главного бухгалтера или уполномоченными лицами.

Первичные документы должны содержать расшифровки подписей уполномоченных лиц.

Первичные документы должны быть скреплены печатью организации, если это предусмотрено бланком формы и действующим законодательством.

Руководитель организации должен по согласованию с главным бухгалтером утвердить в форме приказа перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Проверка первичных документов, поступающих в бухгалтерию

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке. Проверка осуществляется:

  • по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов, наличие и правильность подписей, четкость и разборчивость заполнения документа);
  • по содержанию (арифметическая проверка, при которой определяют правильность подсчетов в документе, устанавливают законность и целесообразность хозяйственных операций, логическая увязка отдельных показателей).
  • Типичные ошибки при работе с первичными документами:

  • использование форм первичных документов, созданных на предприятии, но не утвержденных в приказе по учетной политике;
  • отсутствие в документах, не являющихся унифицированными или специализированными, обязательных реквизитов;
  • отсутствие утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных документов;
  • не заполнение обязательных реквизитов первичных документов; наличие подчисток и помарок в документах; нарушение правила исправления ошибок в документах;
  • исправления в кассовых документах;
  • записи простым карандашом;
  • отсутствие прочерков в свободных строках;
  • арифметические ошибки при таксировке документов.
  • Типичной ошибкой при заполнении первичных кассовых документов является попытка бухгалтера внести изменения, подчистить или подтереть в расходном кассовом ордере или в приходном кассовом ордере какие-либо записи. Этого делать нельзя. После подобных изменений документ с исправлениями может быть либо не признан проверяющими, либо признан фальсифицированным.

    Типичной ошибкой при заполнении расходных кассовых ордеров на выдачу денег своим сотрудникам является не подтверждение распиской получателя в расходном кассовом ордере получения денежных средств. В этом случае выданная, но не оформленная должным образом сумма считается недостачей и взыскивается с кассира.

    Еще одна типичная ошибка — подписание документа не уполномоченным на то лицом. Любые бумаги (акты о выполнении работ, накладные, счета и т.п.) должен подписывать руководитель или должностные лица, уполномоченные им. Документ, подписанный другим человеком, не обладает юридической силой.

    Исправление ошибок в первичных документах

    Банковские документы и кассовые документы, (приходные и расходные кассовые ордера).

    Исправления, подчистки и помарки, а также использование корректирующей жидкости в банковских документах, приходных кассовых ордерах и квитанциях к ним, а также в расходных кассовых ордерах и заменяющих их документах не допускаются (п.19 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 N 40).

    При обнаружении ошибки кассовые и банковские документы не могут приниматься к исполнению и должны быть составлены заново.

    Испорченные или неправильно заполненные кассовые документы не уничтожаются, а перечеркиваются и прилагаются к кассовому отчету (ведомости, реестру) за тот день, в котором они выписаны

    Остальные первичные документы.

    В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

    Правила внесения исправлений в первичных документах, созданных вручную (за исключением кассовых и банковских):

  • зачеркивается одной тонкой чертой неправильный текст или сумма так, чтобы можно было прочитать исправленное;
  • нужно зачеркивать всю сумму, даже если ошибка допущена в одной цифре;
  • над зачеркнутым надписывается исправленный текст или сумма;
  • на полях соответствующей строки делается оговорка «Исправлено» за подписью лиц, подписавших ранее документ (п.5 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), а также проставляется дата исправления. При необходимости подписи заверяются печатью организации;
  • если документ составлен в нескольких экземплярах, то исправление делается на каждом экземпляре в отдельности.
  • Бухгалтер не может заверить своей подписью сделанные в документе исправления, если они не были надлежащим образом заверены должностными лицами, ответственными за совершение операции.

    Не допускаются помарки, подчистки или применение корректирующей жидкости («штрих») для закрашивания ошибочного текста.

    Предельные сроки внесения исправлений в первичные документы не установлены законодательством, поэтому первичные документы исправляются по мере выявления ошибок. После внесения исправлений в первичные документы, вносятся исправления в бухгалтерский учет, бухгалтерскую и налоговую отчетность в соответствии с ПБУ 22/2010.

    Если исправление в документе не было заверено надлежащим образом, оно является недействительным и не должно приниматься во внимание.

    Финансовые потери организации в результате нарушения правил оформления первичных документов

    При проверках предприятий налоговыми органами много внимания уделяется правильному оформлению документов. Исходя из проверки имеющихся документов налоговая служба делает вывод о верности расчетов с бюджетом.

    Все ошибки в первичных документах условно можно разделить на две группы, когда хозяйственная операция:

  • не оформлена документами вообще;
  • оформлена, но с нарушением порядка заполнения документов (заполнены не все поля, реквизиты и пр.).

Оформленный ненадлежащим образом документ, налоговая инспекция может признать недействительным.

Ошибки в первичных документах, равно как и отсутствие документов, могут привести организацию к финансовыми потерями.

В соответствии со ст.120 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ (далее — НК РФ), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения влечет за собой следующие финансовые санкции:

  • если нарушения совершены в течение одного налогового периода — взыскание штрафа в размере 10 тыс.руб.;
  • если нарушения совершены в течение более одного налогового периода — штраф в размере 30 тыс.руб.;
  • если нарушения повлекли занижение налоговой базы — штраф в размере 20% суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс.руб.
  • Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:

  • отсутствие первичных документов;
  • отсутствие счетов — фактур;
  • отсутствие регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета , в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений. Под систематическим нарушением понимается нарушение, совершенное в течение календарного года два раза и более.
  • Переплата или недоплата налогов.

    Из-за отсутствия первичных документов организация будет переплачивать налоги.

    Отсутствие актов о выполнении работ и накладных на поставленный товар не позволяет учесть понесенные вашей фирмой затраты при налогообложении прибыли.

    Что касается счета-фактуры, то в соответствии со статьей 169 НК РФ это единственный документ, который позволяет принять к вычету входной НДС. Отсутствие счета-фактуры не позволяет принять НДС к вычету.

    Кроме того, если в первичных документах или счетах-фактурах содержатся ошибки, организацию, как и в случае отсутствия документов, могут наказать за неуплату налогов.

    В случае обнаружения ошибок в счетах-фактурах при проверке налоговики решат, что предприятие не имеет права на вычет НДС по такому документу. Если же бухгалтер вычет все же применил и уменьшил НДС, то компанию оштрафуют за недоплату налога.

    В случае оказания услуг, если акт сдачи-приемки услуг был составлен с нарушениями, обнаружив данный факт во время проверки, контролеры сочтут затраты документально не подтвержденными и исключат стоимость услуг из состава расходов. А раз организация завысила затраты, то, как решат чиновники, она занизила прибыль и, следовательно, не доплатила налог. Аналогичная ситуация возникает при обнаружении ошибки в накладной.

    Санкции за неуплату или недоплату налога предусмотрены статьей 122 Налогового кодекса РФ.

    Штраф по этой статье составляет 20 процентов от неуплаченной суммы. А если инспекторы докажут, что Ваше предприятие не уплатило налог умышленно, то штраф возрастет до 40 процентов от суммы недоимки.

    Помимо штрафа с суммы, на которую организация, не желая того, занизила налог, придется заплатить и пени.

    Они составят 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки.

    Будет также взыскана и сама сумма недоимки.

    Кроме того, ст.15.11 КоАП предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также порядка и сроков хранения учетных документов.

    Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в данном случае понимается:

  • искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
  • www.kodeks.ru

    Сроки хранения первичных документов.

    Комментарий к письму Минфина РФ от 19.07.2017 № 03 07 11/45829.

    Известно, что хозяйствующие субъекты должны соблюдать сроки хранения первичных документов. В противном случае их отсутствие может повлечь за собой налоговую ответственность. В частности, за грубое нарушение правил учета предусмотрена ответственность:

  • если нарушение не повлекло занижения налоговой базы – штраф в размере 10 тыс. руб., если правонарушение совершено в течение одного налогового периода, 30 тыс. руб., если те же деяния совершены в течение более одного налогового периода (ст. 120 НК РФ);
  • если в результате отсутствия первичных учетных документов произошло занижение налоговой базы – штраф составит 20 % суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб. (п. 3 ст. 120, п. 1 ст. 122, ст. 123 НК РФ).
  • Кроме того, непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
    Помимо налоговой ответственности хозяйствующий субъект, а также его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании:

  • ст. 15.11 КоАП РФ – за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, – штраф на должностных лиц (ДЛ) в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. и от 10 тыс. до 20 тыс. руб. в случае повторного нарушения;
  • ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ – за несоблюдение сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям – штраф на ДЛ в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб., на юридических лиц (ЮЛ) – от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • ч. 4 ст. 14.20 КоАП РФ – за нарушение установленных сроков хранения учетных документов по внешнеэкономическим сделкам с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля – штраф на ДЛ в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб., на ЮЛ – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • ч. 1 ст. 13.5 КоАП РФ – за неисполнение АО (ООО) обязанности по хранению документов в течение сроков, предусмотренных действующим законодательством, – штраф на ДЛ в размере от 2,5 тыс. до 5 тыс. руб., на ЮЛ – от 200 тыс. до 300 тыс. руб.
  • В Письме от 19.07.2017 № 03‑07‑11/45829 чиновники Минфина дали разъяснения относительно сроков хранения первичных учетных документов, необходимых для ведения налогового учета, исчисления и уплаты налога на прибыль и НДС. Однако обстоятельными эти разъяснения, на наш взгляд, сложно назвать. Поскольку, процитировав требование, содержащееся в пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ (об обязанности обеспечивать сохранность в течение четырех лет данных бухгалтерского и налогового учета, а также подтверждающих первичных документов), авторы комментируемого письма лишь пояснили, что течение указанного срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, исчисления и уплаты налогов, в частности налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов. Словом, упомянутый срок хранения документов нужно отсчитывать не от даты составления документа, а с 1 января следующего года.

    По сути, ничего нового финансисты в Письме № 03‑07‑11/45829 не сказали. Ранее в Письме от 30.03.2012 № 03‑11‑11/104 они приводили аналогичные рекомендации.

    К сведению:

    По мнению Минфина, срок, определенный пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, должен соблюдаться и при использовании электронных систем документооборота между банком и клиентом (см. Письмо № 03‑11‑11/104).

    Между тем решение проблемы, обозначенной в комментируемом письме, ограничивается не только указанными четырьмя годами. Для некоторых налоговых документов установлены специальные сроки хранения.

    В первую очередь это касается первичных документов, подтверждающих размер полученного убытка (в случае его переноса на будущие периоды) в течение всего перенесенного срока. Ведь при заявлении же налогоплательщиком в проверяемом периоде убытков прошлых лет он обязан документально подтвердить правомерность и обоснованность понесенных убытков (см. Постановление АС УО от 07.09.2015 № Ф09-5869/15 по делу № А60-54425/2014).

    В связи с тем, что полученный убыток по правилам налогового учета можно переносить на будущее в течение 10 лет (п. 2 ст. 283 НК РФ), а первичные документы отчетного года хранятся четыре года (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ), получается, что максимальный срок хранения «убыточных» документов составляет 14 лет.

    Отметим: Минфин считает, что «убыточные» документы необходимо хранить даже в том случае, если правильность расчета суммы убытка была подтверждена выездной налоговой проверкой (см., например, Письмо от 25.05.2012 № 03‑03‑06/1/278). Причем, какие именно нужно хранить документы, ни Налоговый кодекс, ни официальные органы не уточняют. Полагаем, что налогоплательщикам нужно сохранять все первичные документы за календарный год, по итогам которого получен убыток (накладные, счета, ведомости, кассовые и товарные чеки, акты выполненных работ (оказанных услуг), акты приема-передачи и др.).

    По данному вопросу следует обратить внимание на Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 № 3546/12 по делу № А40-9620/11‑140‑41. В нем, в частности, изложена следующая правовая позиция.

    При отражении в налоговой декларации убытка без соответствующих подтверждающих первичных документов на основании регистров налогового учета и иных аналитических документов порядок, установленный п. 4 ст. 283 НК РФ, не признается соблюденным. Возможность учесть суммы убытка носит заявительный характер. Налогоплательщик обязан доказать правомерность и обоснованность этих сумм. Он несет риск неблагоприятных налоговых последствий при отсутствии документального подтверждения убытка соответствующими документами, включая первичные учетные документы, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка. При отсутствии первичных учетных документов налогоплательщика, подтверждающих размер понесенного им убытка и период его возникновения, налоговые регистры, налоговые декларации и передаточные акты данного юридического лица не могут быть признаны достаточными доказательствами несения подобных затрат, влекущих формирование убытка в заявленном налогоплательщиком размере.

    Отражение в налоговой декларации убытка без соответствующих подтверждающих первичных документов на основании регистров налогового учета и иных аналитических документов нарушает порядок, установленный п. 4 ст. 283 НК РФ (см. Постановление АС МО от 22.07.2016 по делу № А41-81431/2015).

    Особые правила определены и для исчисления срока хранения первичных документов, подтверждающих первоначальную стоимость основных средств. Этот срок нужно исчислять с момента завершения амортизации в налоговом учете. О данном нюансе сказано в Письме Минфина России от 12.02.2016 № 03‑03‑06/1/7604.

    В части сроков хранения документов, необходимых для исчисления НДС, необходимо обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 19.08.2017 № 981, которым внесены поправки среди прочего в Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 [1] . В частности, Правила заполнения счета-фактуры дополнены новым п. 11, в котором приведен перечень документов, которые должны храниться в течение четырех лет, а именно:

  • документы, используемые в посреднических операциях и операциях, осуществляемых экспедитором, застройщиком (заказчиком, выполняющим функции застройщика);
  • таможенные декларации (или их копии), платежные и иные документы, подтверждающие уплату НДС, – в отношении товаров, ввезенных в РФ;
  • заявления о ввозе товаров и об уплате косвенных налогов (или их копии) – в отношении товаров, импортируемых с территории государства – члена Евразийского экономического союза;
  • заполненные бланки строгой отчетности (их копии) с выделенной отдельной строкой суммой НДС – при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников и услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно, включая услуги в поездах по предоставлению в пользование постельных принадлежностей;
  • документы, которыми оформляется передача имущества, нематериальных активов, имущественных прав и в которых указаны суммы НДС, восстановленного акционером (участником, пайщиком), или их нотариально заверенные копии;
  • первичные документы на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав в целях восстановления НДС;
  • первичные документы, иные документы, содержащие суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение месяца (квартала), подлежащие регистрации в книге продаж, в том числе составленные налогоплательщиком, – бухгалтерская справка-расчет для восстановления НДС.
  • Обратите внимание:

    Документы, образующиеся в деятельности организации, в том числе первичные учетные документы, могут храниться не только на бумажных носителях, но и в виде электронных документов (см. Письмо Минфина России от 23.03.2016 № 03‑02‑08/16273). При этом Налоговый кодекс не преду­сматривает обязанность хранения на бумажном носителе документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (см. Письмо Минфина России от 22.08.2012 № 03‑02‑07/1-202).

    [1] «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

    www.audar-press.ru

    Правовые последствия, которые несет неправильное оформление первичных документов

    Яковлева Александра, бухгалтер Acsour

    При неправильном оформлении первичных документов на организацию могут быть наложены штрафные санкции.

    Требования к оформлению первичных документов раскрыты в ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. №129-ФЗ.

    Согласно ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. №129-ФЗ « Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет». Документы следует составлять в соответствии с альбомами унифицированных форм первичной документации, утвержденными Росстатом по согласованию с Минфином России и Минэкономики России. Если же форма документа не предусмотрена альбомами, необходимо наличие следующих обязательных реквизитов:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.
  • При отсутствии первичных документов, отсутствии или ненадлежащем оформлении одного или нескольких обязательных реквизитов доходы или расходы организации не могут быть приняты к учету. Согласно Письму Минфина РФ от 24.08.2005 N 03-02-07/1-224 при камеральной или выездной налоговой проверке налоговые органы вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Обнаружение ошибок при проверке приводит к привлечению организации и ответственных за организацию и ведение бухгалтерского учета лиц к налоговой, административной или уголовной ответственности.

    Ответственность за неправильное оформление первичных документов.

    Ответственность может возникнуть при:

  • грубых нарушениях правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • неуплате или неполной уплате налога (сбора);
  • неуплате или неполной уплате налогоплательщиком сумм налога;
  • невыполнении налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.
  • Согласно п. 3 ст. 120 НК РФ « Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика».

    Таблица 1. Штрафные санкции.

    www.audit-it.ru