Закон о молодых специалистах в рб

Рассылка новостей журнала «Отдел кадров»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 3, март 2008

Другие
наши издания

Рубрики в номере

О молодых специалистах и их правовом положении

Рубрика «Трудовое законодательство»

А.П. Чичина, юрист

Необходимость совершенствования регулирования правоотношений с молодыми специалистами

Ранее вопросы распределения выпускников учреждений образования были урегулированы Положением о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. № 1423[1] (далее — Поло­жение).

Вопросы возмещения средств, затраченных на образование, урегулированы Положением о возмещении средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1255, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Положение о возмещении средств). Отдельные вопросы освобождения от возмещения средств, затраченных на подготовку специалистов, определены Законом Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. «О высшем образовании» (далее — Закон).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 1702 утверждено новое Положение о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально­-техническое, среднее специальное или высшее образование (далее — Положение о распределении).

Во многом необходимость принятия данного Положения обусловлена несогласованностью правовой позиции указанных выше нормативных правовых актов в части определения оснований расторжения трудовых договоров (контрактов) с молодыми специалистами. Эта несогласованность вызывала справедливые нарекания со стороны как нанимателей, так и выпускников. Конституционный Суд Республики Беларусь на основании обращения субъекта хозяйствования от 16 октября 2007 г. принял решение № П­223/2007 «Об упорядочении оснований расторжения трудовых договоров (контрактов) с молодыми специалистами».

В своем решении Конституционный Суд отметил следующее.

Согласно ч. 1 п. 28 действовавшего ранее Положения увольнение молодых специалистов или перевод их на работу, не связанную с полученной специальностью, квалификацией, до окончания обязательного срока работы по распределению запрещается, за исключением увольнения по инициативе нанимателя за нарушения трудовой дисциплины и в случаях, предусмотренных в п. 1 (по отношению к ликвидации организации), 2 и 6 ст. 42, п. 1–4 ст. 44 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Нормы п. 28 Положения не предусматривали возможности увольнения молодого специалиста по ст. 40 ТК в случае его поступления в учреждение образования на дневную форму обучения для получения образования более высокого уровня (ступени).

Вместе с тем ранее в абз. 6 подп. 4.3 п. 4 Положения о возмещении средств (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 ноября 2007 г. № 1615) указывалось, что молодые специалисты освобождаются от возмещения затраченных средств в республиканский и (или) местные бюджеты в случае, если трудовой договор расторгнут в связи с зачислением в учреждение образования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени) (ст. 40 ТК). По мнению Конституционного Суда, ссылка на ст. 40 ТК позволяет сделать вывод о допустимости прекращения трудового договора с молодым специалистом по данному основанию.

Конституционный Суд отметил, что сложилась противоречивая ситуация, когда различными актами одного и того же органа, принятыми одновременно, с одной стороны, исключалась возможность увольнения молодого специалиста по ст. 40 ТК в связи с зачислением в учреждение образования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени), с другой — предусматривалось освобождение от возмещения в соответствующий бюджет средств, затраченных на обучение, в случае увольнения молодого специалиста по указанному основанию.

На практике имеются случаи, когда молодых специалистов при поступлении на учебу для получения образования более высокого уровня (ступени), в частности при зачислении в магистратуру, увольняли по п. 5 ст. 42 ТК за прогул.

Конституционный Суд обратил внимание, что, по данным Министерства образования Республики Беларусь, увольнение молодых специалистов в случае поступления их в магистратуру на обучение в дневной форме получения образования производится также на основании ст. 41 ТК, регулирующей вопросы досрочного расторжения срочного трудового договора по требованию работника.

По мнению Конституционного Суда, применение указанного основания имеет смысл, поскольку молодыми специалистами заключаются не только трудовые договоры на неопределенный срок, но и контракты.

Конституционный Суд отметил, что устранение отмеченного несоответствия возможно путем внесения соответствующих корректив как в п. 28 Положения (в части расширения допустимых оснований расторжения трудового договора (контракта) до истечения обязательного срока работы по распределению, в том числе путем указания на ст. 37, 40 и 41 ТК), так и в п. 4 Положения о возмещении средств в части определения перечня случаев, когда молодые специалисты освобождаются от возмещения затраченных на их обучение средств.

Конституционный Суд обратил внимание также на необходимость согласования соответствующих норм Положения и Положения о возмещении средств с нормами Закона.

Новое в регулировании правоотношений с мо­лодыми специалистами

Выпускники, получившие профессионально­-техническое, среднее специальное или высшее образование первой и второй ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, направленные на работу по распределению, являются молодыми рабочими (служащими) или молодыми специалистами (далее — молодые специалисты) и обязаны отработать один год — после получения профессионально­-технического образования, два года — после получения среднего специального или высшего образования (п. 5 Положения о распределении).

Указанный срок работы по распределению исчисляется со дня заключения трудового договора (контракта) между молодым специалистом и нанимателем. Однако по иному исчисляется срок обязательной отработки для выпускников медицинских учебных заведений. В частности, выпускники высших медицинских учебных заведений, получившие высшее образование первой ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского бюджета, направляются на работу по распределению после прохождения стажировки (интернатуры) и обязаны отработать два года после ее прохождения.

Положением о распределении уточнены отдельные вопросы распределения выпускников, а также урегулирован порядок их перераспределения. В частности, отметим, что выдача свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве осуществляется учреждением образования не позднее одного месяца после окончания выпускником учреждения образования при представлении им паспорта или другого документа, удостоверяющего личность (п. 21 Положения о распределении).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (86), март 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

otdelkadrov.by

Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

В соответствии со статьей 48 Кодекса Республики Беларусь об образовании выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, предоставляются гарантии и компенсации, в частности:

— трудоустройство в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией;

— отдых продолжительностью тридцать один календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, — сорок пять календарных дней. По инициативе выпускника продолжительность отдыха может быть сокращена;

— компенсации в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде;

— денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются Правительством Республики Беларусь.

В соответствии с данной статьей предоставляются гарантии и компенсации также выпускникам, направленным на работу, в том числе выпускникам, направленным на работу, которые получили высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан.

Отдых используется выпускником до трудоустройства в организацию по распределению (направлению).

В случае, если выпускник уже состоит в трудовых отношениях, использование им отдыха возможно только путем предоставления ему трудового или социального отпуска. Например, по согласованию с нанимателем может быть оформлен социальный отпуск по семейно-бытовым или иным уважительным причинам на основании статьи 190 Трудового кодекса.

В соответствии с пунктом 25 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821, выплачивается денежная помощь:

молодым специалистам, а также выпускникам, получившим высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, которые направлены на работу, — в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии);

молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование, — из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада.

Выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.

Направленным для работы в качестве педагогических работников выпускникам учреждением образования выплачивается денежная помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии), не позднее выдачи свидетельства о направлении на работу.

В случае, если молодые специалисты и выпускники не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре (полугодии), им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска.

Справка о размере стипендии выдается учреждением образования при выдаче документа об образовании.

Гарантии и компенсации в связи с переездом

Согласно части первой статьи 96 Трудового кодекса выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, выпускникам, направленным на работу, переезжающим в другую местность, возмещаются:

стоимость проезда выпускника и членов его семьи (муж, жена, дети и родители обоих супругов, находящиеся на их иждивении и проживающие вместе с ними) на тех же условиях, что и при направлении работника в служебную командировку;

расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 килограммов на самого выпускника и до 150 килограммов на каждого переезжающего члена семьи (по соглашению сторон могут быть оплачены расходы по провозу большего количества имущества);

суточные за каждый день нахождения в пути в соответствии с законодательством о служебных командировках;

единовременное пособие на самого выпускника в размере его месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере одной четвертой пособия на самого выпускника.

Для определения права выпускника на компенсации в связи с переездом на работу в другую местность следует исходить из того, какой населенный пункт являлся местом его постоянного (преимущественного) проживания (регистрация по месту жительства, постоянная прописка) до распределения (направления). При этом временная регистрация на период обучения по месту нахождения учреждения образования не учитывается.

Например. Выпускник трудоустроен по распределению в г. Минск. Обучался в г. Минске, где был временно зарегистрирован на период обучения. До поступления в учреждение образования постоянно проживал в г. Могилеве.

Право на получение компенсаций, предусмотренных статьей 96 Трудового кодекса, имеется в случае, если после распределения на работу выпускник приехал в населенный пункт, который не являлся местом его постоянного жительства до распределения (направления).

Статья 96 Трудового кодекса не содержит требования о предъявлении работником документов, свидетельствующих о его регистрации в населенном пункте по месту работы. Кроме того, в соответствии с пунктом 21 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания (далее – Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413, в случае временного выезда из места жительства на срок более одного месяца гражданин вправе зарегистрироваться по месту пребывания, если иное не установлено в пунктах 28-1 и 30 Положения. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на срок до одного года, если иной срок не установлен Положением. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.

Перечень документов, необходимых для выплаты компенсаций, установленных статьей 96 Трудового кодекса, законодательством о труде не определен. В связи с этим вопрос о выплате компенсаций, предусмотренных статьей 96 Трудового кодекса, должен решаться нанимателем с учетом обстоятельств и документов, имеющих место в каждом конкретном случае.

Расходы на проезд производятся в соответствии с Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35. Так, согласно данной Инструкции расходы на проезд подтверждаются подлинными проездными документами.

www.mintrud.gov.by

Помощь: Статус молодых специалистов. Гарантии и компенсации

СТАТУС МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

Новое Положение о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование (далее — Положение о распределении), вступившее в силу с 1 января 2008 г., определяет, что молодыми специалистами являются выпускники, получившие среднее специальное или высшее образование первой и второй ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, направленные на работу по распределению, где обязаны отработать два года.

При этом срок работы по распределению исчисляется со дня заключения трудового договора (контракта) между молодым специалистом и нанимателем. Однако молодым специалистом он будет считаться только в течение двух лет. В срок работы по распределению молодого специалиста также засчитываются:

период службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь;

период нахождения после окончания учреждения образования в отпуске по уходу за ребенком и ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет;

время работы у другого нанимателя (в случае перераспределения).

Выпускники высших медицинских учебных заведений, получившие высшее образование первой ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского бюджета, направляются на работу по распределению и соответственно считаются молодыми специалистами только после прохождения стажировки (интернатуры).

Кроме того, следует учесть, что распределению не подлежат:

— выпускники учреждений образования, включенные Минспорта РБ в списочные составы национальных и сборных команд Республики Беларусь по виду (видам) спорта;

— выпускники из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, местом постоянного проживания которых являются иностранные государства.

Выпускники, получившие среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования на условиях оплаты, могут по их желанию также направляться на работу на места, оставшиеся после распределения основной категории выпускников, подлежащих распределению. Однако, исходя из формулировки определения термина «молодой специалист», данная категория выпускников не будет считаться молодыми специалистами со всеми вытекающим из этого последствиями, так как не относится к категории выпускников, получивших образование «за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов».

Молодые специалисты направляются в первую очередь в государственные организации и организации с долей собственности государства в их уставных фондах согласно договорам о подготовке специалистов, заявкам на специалистов этих организаций. Затем возможно распределение выпускников в иные организации, а также рассмотрение заявок организаций о распределении на работу к ним конкретных выпускников.

Организации, которые не имеют возможности трудоустроить по распределению заявленных ранее выпускников, должны сообщить об этом в учреждение образования не позднее чем за два месяца до начала распределения.

Направление выпускников на работу осуществляется учреждением образования путем выдачи им свидетельства о направлении на работу по установленной Положением о распределении форме не позднее одного месяца после окончания выпускником учреждения образования при представлении им паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.

Наниматель, приняв на работу прибывшего молодого специалиста, должен обеспечить условия, указанные в свидетельстве о направлении на работу.

Кроме того, и наниматели, и молодые специалисты обязаны в трехдневный срок письменно сообщать в учреждения образования о приеме на работу или увольнении молодых специалистов в течение двух лет после получения среднего специального или высшего образования первой и второй ступени. При этом представляется неправильным закрепление за молодым специалистом обязанности по информированию об этом учреждения образования в случае его приема на работу по распределению, так как не предусмотрен механизм представления таковых сведений, в отличие от нанимателей, которые направляют в учреждение образования заполненное подтверждение прибытия к свидетельству о направлении на работу установленной формы.

Наниматели независимо от формы собственности при приеме на работу выпускников государственных учреждений образования в течение двух лет после получения среднего специального или высшего образования должны требовать предъявления ими свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве.

Свидетельство о направлении на работу и справка о самостоятельном трудоустройстве являются бланками строгой отчетности.

Предоставление первого рабочего места

* Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 (далее — ТК) («НРПА РБ», 1999, № 80).

Статья 281 ТК в редакции Закона РБ от 20.07.2007 № 272-З применительно к выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, обеспечивает гарантии предоставления первого рабочего места путем направления их на работу по распределению в соответствии с полученной специальностью, профессией и квалификацией, если до поступления в учебное заведение они не состояли в трудовых отношениях.

Учитывая требования Конституции РБ о допуске ограничения прав граждан на свободное трудоустройство, которым является распределение, только на основании закона и признавая, что государство, взявшее на себя расходы по подготовке необходимых специалистов за счет бюджетных средств, вправе устанавливать требования к указанным лицам относительно места и срока их работы в качестве молодых специалистов, Закон РБ от 29.10.1991 № 1202-XII «Об образовании», а затем и Закон РБ от 11.07.2007 № 252-З «О высшем образовании» закрепили положение о том, что выпускники, обучающиеся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, распределяются в порядке, устанавливаемом Правительством РБ.

Молодые специалисты имеют право на отдых продолжительностью в один календарный месяц, а получившие педагогические специальности — 45 календарных дней, который предоставляется им по окончании учреждения образования, независимо от того, когда они имели последние каникулы.

В статистике труда в списочную численность работников (списочный состав) организации не включаются молодые специалисты в период отдыха после окончания учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования.

Молодым специалистам выплачивается денежная помощь в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем семестре, за счет средств организаций, в которые выпускники направлены на работу. Выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок после заключения трудового договора (контракта) с молодым специалистом в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.

Молодым специалистам, получившим образование по педагогическим специальностям, выплачивается денежная помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов учреждением образования, которое они окончили, из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем семестре.

Если в последнем перед выпуском семестре молодые специалисты не получали стипендии, то им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска.

* Постановление Совета Министров РБ от 25.05.2000 № 753 «Об утверждении состава фонда заработной платы для исчисления обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости и обложения чрезвычайным налогом» («НРПА РБ», 2000, № 53).

Денежная помощь, выплачиваемая организацией молодым специалистам, окончившим высшие или средние специальные учебные заведения, за время отпуска перед началом работы, относится к прочим выплатам и расходам, не включаемым в состав фонда заработной платы для исчисления обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости и обложения чрезвычайным налогом.

* Постановление Минтруда РБ от 10.04.2000 № 47 «Об утверждении условий и порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством, а также перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка» (в редакции постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 27.03.2006 № 37) («НРПА РБ», 2000, № 44).

Денежная помощь, выплачиваемая организацией молодым специалистам за время отпуска перед началом работы, не учитывается при исчислении среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, для выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, выходного пособия, пособия по безработице, оплаты времени выполнения государственных и общественных обязанностей, вынужденного прогула и в других случаях, предусмотренных законодательством, кроме тех, когда законодательством Республики Беларусь установлен иной порядок его исчисления.

Считаем необходимым отметить, что указанные формулировки в настоящее время требуют корректировки с учетом норм Положения о распределении, о независимости выплаты денежной помощи и использования отдыха перед началом работы, а также ТК об отпусках как освобождении от работы во время срока действия трудового договора (контракта), а не до его заключения.

* Постановление Минстата РБ от 17.09.2001 № 80 «Об утверждении Инструкции по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду» («НРПА РБ», 2001, № 94).

Денежная помощь, выплачиваемая организацией молодым специалистам, выпускникам учреждения, обеспечивающего получение среднего специального или высшего образования, за время отпуска перед началом работы, включается в прочие выплаты и расходы, не учитываемые в составе фонда заработной платы в статистической отчетности по труду.

Доплаты к заработной плате

* Постановление Совета Министров РБ от 31.08.2000 № 1359 «О мерах по улучшению обеспечения сельскохозяйственных организаций кадрами специалистов» («НРПА РБ», 2000, № 84).

Молодым специалистам с высшим и средним специальным образованием, прибывшим на работу в сельскохозяйственные организации по направлениям учреждений образования, производятся в течение первых двух лет работы доплаты к их заработной плате в размере одной тарифной ставки 1-го разряда, установленной Правительством РБ для работников бюджетной сферы, с отнесением этих затрат на себестоимость продукции, работ и услуг.

* Указ Президента РБ от 14.06.2007 № 273 «О повышении заработной платы отдельным категориям молодых специалистов» («НРПА РБ», 2007, № 146).

Установлено, что молодым специалистам с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием, работающим по направлению учреждений образования (после прохождения стажировки) в государственных организациях здравоохранения, финансируемых из бюджета, наниматели по основному месту работы молодого специалиста обязаны осуществлять ежемесячные доплаты в размере одной тарифной ставки 1-го разряда, установленной Правительством РБ для оплаты труда работников государственных организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, в течение двух лет с момента заключения с ним трудового договора (контракта). При этом ежемесячные доплаты выплачиваются пропорционально отработанному времени (объему выполненных работ), но не больше вышеуказанного размера.

Кроме того, согласно Указу право на получение таких же доплат имеют молодые специалисты с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием, получившие образование за счет собственных средств, средств физических или юридических лиц, работающие в государственных организациях здравоохранения, финансируемых из бюджета, по направлению учреждений, обеспечивающих получение высшего медицинского (фармацевтического) образования.

Вместе с тем необходимо отметить, что данная норма не соответствует норме Положения о распределении. В связи с чем для решения коллизии необходимо откорректировать норму Положения о распределении, исключив из определения слова «за счет средств республиканского или местных бюджетов» и включив данные слова в норму, определяющую круг лиц, подлежащих распределению.

* Декрет Президента РБ от 17.07.2008 № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» («НРПА», 2008, № 175).

Декретом установлены ежемесячные доплаты молодым специалистам с высшим и средним специальным образованием из числа педагогических работников общеобразовательных учреждений, специальных учреждений образования (кроме специальных дошкольных учреждений), учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, финансируемых из бюджета, в размере одной тарифной ставки первого разряда, установленной Советом Министров РБ для оплаты труда работников государственных организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.

Повышение тарифных ставок и должностных окладов

* Указ Президента РБ от 20.11.1996 № 477 «О социальной поддержке работников, аспирантов и студентов Белорусского государственного университета» («СУП и ПКМ РБ», 1996, № 33).

* Постановление Совета Министров РБ от 17.01.1997 № 6 «О социальной поддержке работников, аспирантов, студентов и выпускников Белорусской государственной политехнической академии», с изменениями («СДУП и ПП РБ», 1997, № 2).

* Постановление Совета Министров РБ от 17.04.1997 № 347 «О мерах по обновлению и развитию материально-технической базы и социальной поддержке работников, аспирантов и студентов Белорусского государственного экономического университета», с изменениями («СДУП и ПП РБ», 1997, № 13).

* Постановление Совета Министров РБ от 12.06.1997 № 698 «О мерах по обновлению и развитию материально-технической базы и социальной поддержке работников, аспирантов, студентов и выпускников Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка», с изменениями («СДУП и ПП РБ», 1997, № 17-18).

Указанными выше документами установлено повышение на 10 % тарифных ставок и должностных окладов молодых специалистов — выпускников БГУ (Белорусский государственный университет), БГПА (Белорусская государственная политехническая академия), БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет), БГПУ (Белорусский государственный педагогический университет им.М.Танка), закончивших эти учреждения образования с отличием или получивших степень бакалавра (магистра) и работающих по распределению в учреждениях и организациях, финансируемых из республиканского и местных бюджетов.

При реализации этой меры социальной поддержки следует иметь в виду, что право на нее при выполнении всех перечисленных условий имеют выпускники:

— БГУ, закончившие обучение после 1 января 1997 г., в первые 5 лет работы при условии, что все эти годы они работают в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета;

— БГПА, БГЭУ и БГПУ, закончившие обучение соответственно после 1 января, 1 марта и 1 сентября 1997 г., в течение обязательного срока работы по направлению.

Прекращение работы по распределению до истечения обязательного срока (независимо от причин) является основанием для прекращения выплаты повышения должностного оклада (тарифной ставки).

Суммы указанных повышений согласно письму Минфина РБ от 30.06.2004 № 04-1-9/198 «О разъяснении о порядке планирования фонда оплаты труда и расчета экономии» включаются в средства на заработную плату штатных работников, рассчитываемые на основании утвержденного штатного расписания и приказов по госоргану, из которых формируются плановые средства на заработную плату работников государственных органов в расчете на месяц.

* Указ Президента РБ от 14.06.2007 № 273 «О повышении заработной платы отдельным категориям молодых специалистов» («НРПА», 2007, № 146).

Повышенные на 15 % тарифные ставки (оклады) устанавливаются молодым специалистам с высшим образованием из числа лиц, получавших в период обучения в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, поощрения специальных фондов Президента РБ по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, а также по поддержке талантливой молодежи (стипендию, поощрительную стипендию, гранд-премию, премию, поощрительную премию, грант, материальную помощь), принятым на работу по направлению этих учреждений в организации, финансируемые из бюджета. При этом указанные повышения осуществляются по основному месту работы молодого специалиста в течение двух лет с момента заключения с ним трудового договора (контракта).

Присвоение второй квалификационной категории

* Постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 23.11.2001 № 2 «Об оплате труда специалистов, имеющих дипломы магистра» («НРПА РБ», 2001, № 118).

Молодым специалистам из числа выпускников учреждений образования, обеспечивающих получение высшего образования, имеющим диплом магистра (прошедшим подготовку в соответствии с Положением о подготовке специалистов с высшим образованием в Белорусском государственном университете, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 24.05.2001 № 758) и направленным на работу по персональному распределению в учреждения и организации, финансируемые из бюджета, в установленном порядке присваивается вторая квалификационная категория без предъявления требований к стажу работы для этой категории.

При применении данного документа необходимо отметить, что он также нуждается в корректировке, так как постановление Правительства РБ, ссылку на которое он содержит, в настоящее время признано утратившим силу, а действует постановление Совета Министров РБ от 18.01.2008 № 68 «О некоторых вопросах высшего образования».

* Постановление Минспорта РБ от 21.01.2002 № 3 «Об утверждении Положения о присвоении квалификационных категорий тренерам-преподавателям (учителям) по спорту, инструкторам-методистам специализированных учебно-спортивных учреждений, тренерам национальных команд Республики Беларусь по видам спорта» («НРПА РБ», 2002, № 23).

Вторая квалификационная категория присваивается молодым специалистам, окончившим Белорусскую государственную академию физической культуры (ныне — Белорусский государственный университет физической культуры), факультеты физического воспитания университетов с отличием или окончившим указанные учреждения образования и факультеты и имеющим спортивное звание не ниже «Мастера спорта Республики Беларусь» (в командных игровых видах спорта — не ниже разряда «Кандидата в мастера спорта») и приступившим к работе тренером, инструктором-методистом.

Компенсации в связи с переездом на работу в другую местность

Молодым специалистам гарантируются выплаты в связи с переездом, предусмотренные законодательством.

* Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 («НРПА РБ», 1999, № 80).

Предусматривает выплату молодым специалистам, завершившим обучение и переезжающим на работу в другую местность в связи с направлением (ст.96):

1) стоимости проезда на тех же условиях, что и при направлении работника в служебную командировку;

2) расходов по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 кг на лицо, завершившее обучение, и до 150 кг на каждого переезжающего члена семьи (по соглашению сторон могут быть оплачены расходы по провозу большего количества имущества);

3) суточных за каждый день нахождения в пути в соответствии с законодательством о служебных командировках;

4) единовременного пособия в размере его месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере одной четвертой этого пособия.

Лицам, завершившим обучение, выплачивается заработная плата исходя из тарифной ставки (оклада) по новому месту работы за дни сборов в дорогу и устройства на новом месте жительства, но не более чем за 6 дней, а также за время нахождения в пути.

Отдельные гарантии и компенсации молодым специалистам из числа детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей

* Жилищный кодекс РБ от 22.03.1999 («НРПА РБ», 1999, № 28).

Закрепляет за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, право внеочередного, с их согласия, предоставления жилого помещения социального пользования после обучения в высшем, среднем специальном и иных установленных Кодексом случаях, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли. Такое внеочередное улучшение жилищных условий допускается при условии, что указанное право не было уже реализовано по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей).

* Указ Президента РБ от 14.04.2000 № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений», с изменениями («НРПА РБ», 2000, № 38).

Предоставляет молодым специалистам из числа детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту их проживания, внеочередное право на включение в списки на получение льготных кредитов для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения (подп.1.10).

Отсрочка от призыва на срочную военную службу

* Указ Президента РБ от 19.07.2001 № 401 «О предоставлении отсрочки от призыва на срочную военную службу отдельным категориям граждан» («НРПА РБ», 2001, № 68).

Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется Президентом РБ гражданам призывного возраста, окончившим учреждения образования, обеспечивающие получение высшего или среднего специального образования, педагогического, медицинского, сельскохозяйственного профиля и работающим в соответствии с полученной специальностью в зонах последующего отселения и с правом на отселение, расположенных в районах согласно приложению к Указу, на основании списков, представляемых Гомельским и Могилевским облисполкомами после согласования с Министерством обороны РБ, на период их работы в этих зонах.

Льготные кредиты, ссуды

* Указ Президента РБ от 27.11.2000 № 631 «О дополнительных мерах по повышению заработной платы и предоставлению льготных кредитов отдельным категориям граждан», с изменениями («НРПА РБ», 2000, № 112).

Выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, и учреждений потребительской кооперации, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, приступившим к работе по распределению (направленным для прохождения службы) не по месту жительства родителей или в районах, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно утверждаемому Правительством РБ Перечню территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, независимо от места жительства родителей, в организациях, финансируемых из бюджета, воинских частях, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, организациях потребительской кооперации и сельскохозяйственных организациях, предоставляются льготные кредиты в течение двух лет после окончания этих учебных заведений на приобретение домашнего имущества (мебель, холодильник, телевизор, газовая или электрическая плита, стиральная машина) и товаров первой необходимости (одежда, обувь, набор постельного белья, посуда). Льготные кредиты предоставляются открытым акционерным обществом «Сберегательный банк «Беларусбанк» в размере до 15-кратного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного на дату выдачи кредита, сроком до 5 лет с уплатой за пользование ими 25 % ставки рефинансирования Нацбанка РБ. При этом погашение задолженности по льготным кредитам и выплата процентов за пользование ими осуществляются по истечении 6 месяцев со дня их выдачи равными долями в течение всего периода погашения. Для реализации указанного права на льготный кредит названная категория выпускников должна обратиться к руководителю организации, в которых они работают (проходят службу), который подает соответствующее ходатайство в районные, городские, районные в городах исполнительные и распорядительные органы, формирующие списки таких выпускников.

Обеспечение жильем, компенсация затрат на наем жилого помещения

Молодым специалистам, прибывшим на работу по распределению, местные исполнительные и распорядительные органы, а также организации при недостаточности собственного жилого фонда могут выделять средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений у граждан.

* Закон РБ от 21.12.1991 № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» («Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь», 1999, № 16-17, ст.322).

Доходы, получаемые от сдачи в наем (поднаем) жилых помещений молодым специалистам, в течение установленных законодательством сроков работы (службы) молодых специалистов по распределению не подлежат налогообложению подоходным налогом.

Следует учесть, что срок освобождения от налога определен Законом РБ от 26.12.2007 № 302-З, внесшим изменения и дополнения в рассматриваемый Закон и вступившим в силу с 1 января 2008 г.

* Указ Президента РБ от 19.03.2007 № 128 «О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда» («НРПА РБ», 2007, № 70, 1/8420).

Согласно Указу молодым специалистам, получившим образование за счет республиканского и (или) местных бюджетов и направленным на работу по распределению учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, могут быть предоставлены на период трудовых (служебных) отношений с государственным органом или иной государственной организацией в индивидуальном порядке служебные жилые помещения государственного жилищного фонда. Данные жилые помещения предоставляются Советом Министров РБ на основании ходатайств государственных органов и иных государственных организаций, внесенных в установленном порядке по мотивированным предложениям данных заинтересованных государственных органов и организаций или подчиненных им государственных организаций, а также по мотивированным предложениям иных государственных организаций, внесенным в облисполкомы и Минский горисполком.

При этом согласно п.4 Положения о порядке согласования и внесения в Совет Министров Республики Беларусь, государственный орган, государственную организацию, облисполкомы и Минский горисполком ходатайств и мотивированных предложений о предоставлении гражданам служебных жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.05.2007 № 732 («НРПА РБ», 2007, № 136), к ходатайству прилагаются копии диплома и свидетельства о направлении на работу учреждения, обеспечивающего получение среднего специального и высшего образования за счет республиканского и (или) местных бюджетов.

* Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденное Указом Президента РБ от 29.11.2005 № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» («НРПА РБ», 2005, № 190).

Положением закреплено, что в случае выезда на временное проживание молодых специалистов, направленных по распределению на работу в другой населенный пункт, за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по постоянному месту жительства на срок их работы по распределению.

Оформление трудового договора, гарантии при увольнении

* Трудовой кодекс РБ («НРПА РБ», 1999, № 80).

Трудовые отношения должны быть оформлены путем заключения бессрочного трудового договора или контракта, срок действия которого не должен быть меньше срока, указанного в направлении на работу. В исполнительно-распорядительном документе, а именно в приказе по личному составу наниматель обязан указать в качестве основания приема на работу помимо заявления работника также номер свидетельства о направлении на работу. Например:

«Васильева Николая Ивановича принять на работу 01.08.2008 по контракту сроком на 2 года в лабораторию № 10 инженером с окладом согласно штатному расписанию.

Основание: контракт от ____________ 2008 г. № __; свидетельство о направлении на работу № __».

При этом нанимателям запрещается устанавливать предварительное испытание при заключении трудового договора с молодыми специалистами по окончании учреждений образования, обеспечивающих получение высшего или среднего специального образования (ст.28).

Наниматель обязан принять на работу прибывшего по направлению молодого специалиста и обеспечить условия, указанные в свидетельстве о направлении на работу.

Переводить молодых специалистов на работу, которая не связана с полученной специальностью и присвоенной квалификацией, а также увольнять их до окончания срока работы по распределению запрещается, за исключением случаев:

перехода на выборную должность (п.4 ст.35 ТК);

принятия решения учреждением образования о перераспределении молодого специалиста либо о выдаче ему справки о самостоятельном трудоустройстве;

зачисления в учреждение образования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени);

нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора (ст.41 ТК);

увольнения по инициативе нанимателя по основаниям, предусмотренным в пп.1 (ликвидация организации, сокращения численности или штата работников), 2 (несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы), 4-9 (в случаях систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания; прогула (в т.ч. отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин; неявки на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании; появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств или токсических веществ в рабочее время или по месту работы; совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания; однократного грубого нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других работников) ст.42, а также по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, предусмотренным в пп.1-3, 5, 6 (призыв работника на военную службу; восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу; нарушение установленных правил приема на работу; вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; смерть работника, признание его судом безвестно отсутствующим или объявление умершим, смерть нанимателя — физического лица) ст.44 ТК.

Наниматели и молодые специалисты обязаны в трехдневный срок письменно сообщать в учреждения образования о приеме на работу или увольнении молодых специалистов в течение двух лет после получения среднего специального или высшего образования первой и второй ступени.

Однако необходимо учитывать, что для занятия определенных должностей необходимо пройти стажировку, по результатам которой проводится аттестация, при непрохождении которой молодого специалиста вправе перевести на другую должность. Так, в соответствии с Положением о порядке прохождения стажировки в организациях по государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него, утвержденным постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров РБ от 28.02.2003 № 3, в случае вынесения аттестационной комиссией решения о неаттестации стажер подлежит увольнению с должности стажера регистратора по п.3 ст.42 ТК, а стажеры, являющиеся молодыми специалистами, назначаются на другую должность.

Если молодой специалист без уважительной причины не прибыл к месту работы в срок, указанный в уведомлении к свидетельству о направлении на работу, наниматель и молодой специалист обязаны в трехдневный срок уведомить об этом учреждение образования.

Молодой специалист, прибывший к месту работы в срок, указанный в свидетельстве о направлении на работу, и получивший отказ нанимателя в приеме на работу в соответствии со свидетельством о направлении на работу, обязан обратиться в учреждение образования за перераспределением.

Споры об отказе в заключении трудового договора с молодыми специалистами, окончившими учреждения, обеспечивающие получение высшего или среднего специального образования, и направленными в установленном порядке на работу к определенному нанимателю рассматриваются согласно ст.241 ТК.

Ответственность молодых специалистов

* Постановление Совета Министров РБ от 23.09.2006 № 1255 «Об утверждении Положения о возмещении средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста» («НРПА РБ», 2006, № 161).

Возмещение средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста, производится выпускниками учреждений образования, получившими профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования, в т.ч. на основе договоров о целевой подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, направленными на работу по распределению (далее — молодые специалисты), если они не отработали по распределению один год — после получения профессионально-технического образования, два года — после получения среднего специального или высшего образования, а выпускники высших медицинских учебных заведений — два года после прохождения стажировки (интернатуры).

Молодые специалисты освобождаются от возмещения затраченных средств в республиканский и (или) местные бюджеты в случаях:

1) если они являются:

инвалидами I, II групп или детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет;

детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицами в возрасте от 18 до 23 лет, потерявшими последнего из родителей в период обучения;

детьми военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований, погибших (умерших) либо ставших инвалидами при исполнении обязанностей воинской службы (служебных обязанностей), работников, обслуживающих воинские контингенты в Афганистане или других государствах, в которых велись боевые действия, погибших (умерших) либо ставших инвалидами в период боевых действий;

лицами, имеющими льготы в соответствии со ст.18 Закона РБ от 22.02.1991 «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

мужем (женой) при невозможности предоставления им места работы по месту работы (жительства) жены (мужа);

беременными женщинами, матерями или отцами, имеющими ребенка в возрасте до 3 лет, при невозможности предоставления работы по месту жительства семьи;

женой (мужем) лица, избранного на выборную должность в государственные органы, работника Министерства иностранных дел РБ, направленного в служебную командировку, а также лица из числа военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь (за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу, курсантов), сотрудников Службы безопасности Президента РБ, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля, таможенных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников при невозможности предоставления им работы по месту прохождения службы мужа (жены);

лицами, призванными на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь;

лицами, получившими профессионально-техническое или среднее специальное образование и зачисленными в учреждение образования Республики Беларусь на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня;

лицами в год окончания высшего учебного заведения (для выпускников высших медицинских учебных заведений — в год прохождения стажировки (интернатуры), зачисленными на обучение в магистратуру, аспирантуру (адъюнктуру) на дневную форму получения образования и завершившими обучение в установленном порядке;

лицами, имеющими медицинские противопоказания к работе по полученной профессии (специальности) в соответствии с распределением при невозможности предоставления им места работы с учетом состояния здоровья;

2) если имеют одного из родителей или мужа (жену) инвалида I, II групп при невозможности предоставления работы по месту жительства этих родителей, мужа (жены);

3) если трудовой договор расторгнут в связи с:

инициативой нанимателя в случаях, предусмотренных п.1 ст.42 ТК, при невозможности предоставления нового места работы путем перераспределения;

несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (п.2 ст.42 ТК);

неявкой на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании (п.6 ст.42 ТК);

обстоятельствами, не зависящими от воли сторон (пп.2 и 3 ст.44 ТК), при невозможности предоставления нового места работы путем перераспределения;

требованием молодого специалиста в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора (ст.41 ТК) при невозможности предоставления нового места работы путем перераспределения;

переводом молодого специалиста с его согласия от одного нанимателя к другому (п.4 ст.35 ТК) по согласованию между ними в соответствии с полученной специальностью (профессией) и присвоенной квалификацией на основании решения учреждения образования о перераспределении молодого специалиста;

переходом на выборную должность (п.4 ст.35 ТК).

Расчет затраченных средств производится пропорционально не отработанному молодыми специалистами времени.

В случае отказа молодого специалиста от добровольного возмещения затраченных средств их взыскание осуществляется учреждением образования в судебном порядке.

Перераспределение молодых специалистов

* Постановление Совета Министров РБ от 10.12.2007 № 1702 «Об утверждении Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование» («НРПА РБ», 2007, № 303).

Учреждения образования имеют право решать вопросы перераспределения молодых специалистов на протяжении двух лет после получения среднего специального или высшего образования, двух лет — после прохождения стажировки (интернатуры) выпускниками высших медицинских учреждений образования в случаях:

возникновения следующих обстоятельств: установление инвалидности молодого специалиста I или II группы; установление инвалидности родителям или мужу (жене) молодого специалиста I или II группы; наличие медицинских противопоказаний к работе по полученной профессии (специальности); молодой специалист является женой (мужем) избранного на выборную должность в государственные органы, работника Министерства иностранных дел РБ, направленного в служебную командировку, а также лица из числа военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь (за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу, курсантов), сотрудников Службы безопасности Президента РБ, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля, таможенных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников; более раннее направление мужа (жены) молодого специалиста на работу по распределению в другой населенный пункт; заключение брака, за исключением случаев, когда брак заключается с иностранным гражданином, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь;

беременности, наличия ребенка в возрасте до трех лет;

отказа нанимателя в приеме на работу молодому специалисту, направленному в соответствии с заявкой этого нанимателя (договором о подготовке специалиста, рабочего (служащего);

расторжения срочного трудового договора по требованию работника в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора (ст.41 ТК);

прекращения трудового договора с молодым специалистом вследствие восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, нарушения установленных правил приема на работу (пп.2 и 3 ст.44 ТК);

расторжения трудового договора по инициативе нанимателя в случаях, предусмотренных в пп.1, 2 и 6 ст.42 ТК;

невозможности предоставления места работы в соответствии с полученной специальностью (профессией) и присвоенной квалификацией по окончании службы в Вооруженных Силах РБ, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь при желании молодого специалиста продолжить работу по направлению;

перевода молодого специалиста с его согласия от одного нанимателя к другому (п.4 ст.35 ТК) по согласованию между ними в соответствии с полученной специальностью (профессией) и присвоенной квалификацией;

отчисления из учреждения образования, обеспечивающего получение образования более высокого уровня (ступени) в дневной форме.

Учреждения образования, подчиненные Министерству здравоохранения РБ, принимают решение о перераспределении молодых специалистов по согласованию с указанным Министерством.

После принятия решения о перераспределении выпускнику выдается новое свидетельство о направлении на работу.

В случае невозможности предоставления комиссией при перераспределении места трудоустройства в соответствии с полученной специальностью (профессией) и присвоенной квалификацией молодой специалист при наличии оснований для освобождения от возмещения средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на его подготовку, вправе обратиться в учреждение образования за получением справки о самостоятельном трудоустройстве.

Молодой специалист, получивший справку о самостоятельном трудоустройстве, теряет статус молодого специалиста.

Инесса Лемак, консультант юридического отдела
Министерства спорта и туризма Республики Беларусь

Журнал «Главный Бухгалтер. Бюджетные организации» № 9, 2008 г.

От редакции: В постановление Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 28.02.2003 № 3 «Об утверждении Положения о порядке прохождения стажировки в организациях по государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него» на основании постановления Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров от 05.09.2005 № 36 внесены изменения и дополнения.

С 16 октября 2008 г. в Инструкцию о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденную постановлением Министерства труда РБ от 10.04.2000 № 47 «Об утверждении условий и порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством, а также перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка», на основании постановления Министерства труда и социальной защиты от 18.09.2008 № 134 внесены изменения и дополнения.

С 27 ноября 2008 г. в Инструкцию о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденную постановлением Министерства труда РБ от 10.04.2000 № 47, на основании постановления Министерства труда и социальной защиты РБ от 06.11.2008 № 162 внесены изменения и дополнения.

www.busel.org